В ожидании революции: от ТЭМ к «Нуклону»

135

Самый интересный и многообещающий проект в ракетно-космической сфере вскоре выйдет на новый этап. В ближайшее время отечественная промышленность начнет разработку перспективного космического комплекса «Нуклон». Его основой станет транспортно-энергетический модуль с ядерной энергодвигательной установкой, работы по которому продолжаются уже несколько лет.

Новые сообщения


Новые материалы и сообщения по перспективному проекту появились несколько дней назад. Сначала в свободный доступ попали демонстрационный видеоролик и фотографии из цехов КБ «Арсенал» (г. Санкт-Петербург), отвечающего за изготовление некоторых агрегатов для транспортно-энергетического модуля (ТЭМ). На снимках запечатлены готовая ферма самостоятельно и с установленными защитными экранами, панели радиатора, отсек двигателей и другие изделия.



16 сентября ТАСС опубликовало официальные сообщения на тему этого проекта. Исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко рассказал, что до конца текущего года будет подписан контракт на разработку аванпроекта космического комплекса под названием «Нуклон».

Основой комплекса станет ТЭМ открытой архитектуры, основанный на имеющихся наработках. Это изделие рассматривается в качестве «космического буксира» для транспортировки различной полезной нагрузки и проведения сложных научных миссий. Для «Нуклона» разработана ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ) мегаваттного класса, способная закрыть все потребности комплекса.

Первая миссия


А. Блошенко раскрыл актуальные планы по эксплуатации новой техники. Работы по «Нуклону» завершатся к 2030 г., после чего пройдет первый полет. Предлагается не проводить испытательные полеты, но сразу перейти к реальной эксплуатации техники в интересах науки.


Для «Нуклона» будет создан особый научный комплекс с несколькими основными компонентами, который станет нагрузкой для буксира. В 2030 г. буксир и целевая нагрузка будут раздельно выведены на орбиту, после чего состоится стыковка. В том же году комплекс совершит полет к Луне, где проведет ряд исследований и сбросит орбитальный аппарат.

Второй этап миссии предусматривает полет к Венере. На этом этапе возможно проведение испытаний по дозаправке буксира в полете – на борт передадут ксенон, выполняющий функции рабочего тела в особом ракетном двигателе. На орбите Венеры состоится второй сброс полезной нагрузки в виде орбитального исследовательского аппарата.

Следующий этап полета начнется с гравитационного маневра, после которого «Нуклон» отправится к Юпитеру. Третий блок научного оборудования предназначается для проведения исследований одного из спутников газового гиганта. Продолжительность такого многоэтапного полета не уточнялась. Также не называются дальнейшие планы по космическому буксиру – сможет ли он использоваться в новых проектах.

Перед следующим этапом


Работы по перспективному ТЭМ с ЯЭДУ и электрореактивным двигателем стартовали в 2009-2010 гг. К созданию этого проекта привлекли ряд организаций из состава Роскосмоса и Росатома. К настоящему времени была выполнена значительная часть исследований и испытаний отдельных компонентов. Текущие успехи позволяют переходить к следующему этапу работ – проектированию полноценного комплекса, пригодного к реальной эксплуатации.


Новости последних дней представляют большой интерес. В прошлом участники проекта неоднократно публиковали различную графику и показывали макеты перспективного ТЭМ. Теперь же в свободный доступ попали фотографии полноразмерных агрегатов. По всей видимости, это компоненты для макетного или опытного образца, сборка которого должна предшествовать проектированию полноценного комплекса «Нуклон». Строительство летного образца должно стартовать только в будущем.

Весьма интересно выглядят новости о скором запуске проектирования «Нуклона». На этот раз речь идет не просто о проведении исследований и поиске необходимых решений, но о запуске проектных работ – причем по комплексу для реального применения.

В прошлом Роскосмос неоднократно поднимал тему будущего применения ТЭМ с новой энергодвигательной установкой, однако пока обходился только самыми общими формулировками. Теперь раскрыты конкретные планы по использованию космического буксира в реальной научной миссии. Важно, что миссия сразу использует все характерные возможности ТЭМ. Он сможет за один полет обеспечить исследование трех небесных тел, в т.ч. на большом удалении от Земли.

Перспективные технологии


Новые сообщения по теме ТЭМ и комплекса «Нуклон» внушают оптимизм, однако дают и поводы для беспокойства. Так, предыдущие работы в этом направлении заняли ок. 10 лет. На аванпроект и техническое проектирование, строительство и подготовку к первому полету уйдет примерно такое же время. Все это вновь подтверждает общую сложность программы, связанную с необходимостью отработки технологий.


Главные проблемы и сложности были связаны с отработкой ЯЭДУ и ее отдельных компонентов. Основой этой установки является высокотемпературный газоохлаждаемый ядерный реактор. В качестве теплоносителя используется гелий-ксеноновая смесь. Расчетная энергетическая мощность установки – 1 МВт. Сложность создания такой установки связана с необходимостью поиска прочных, термостойких и устойчивых материалов и сплавов, пригодных для длительного использования в условиях космоса.

Отдельной задачей являлось создание средств охлаждения для сброса излишков тепла в космическое пространство. Рассматривались несколько конструкций, в т.ч. принципиально новые. По известным данным, по итогам исследований был выбран холодильник-излучатель капельного типа. Агрегаты такого излучателя имеют максимально возможную площадь и фактически образуют внешние обводы ТЭМ.

Специально для ТЭМ разработаны ионные двигатели двух типов – принципиально новая для нашей космонавтики технология. В качестве маршевого предлагается более мощный ИД-500, также предусматриваются маневровые двигатели с ограниченными характеристиками. Двигатели для ТЭМ уже разработаны и прошли испытания в условиях стенда.

В ожидании революции


Идея транспортно-энергетического модуля с ядерной энергодвигательной установкой прорабатывалась в нашей стране и за рубежом, но именно российский проект продвинулся дальше всех. К настоящему времени созданы все необходимые технологии и компоненты. Теперь их предстоит объединить в комплекс, пригодный не только для испытаний на практике, но и к применению в реальных миссиях.


Разработка такого комплекса начнется в ближайшее время. Первый полет готового «Нуклона» запланирован в 2030 г. Космическому буксиру предстоит провести достаточно сложную миссию к трем небесным телам. Если все работы будут выполнены в установленные сроки и не столкнутся с новыми сложностями, вынуждающими корректировать график или пересматривать программу в целом, то в будущем произойдет самая настоящая революция в ракетно-космической отрасли.

По всей видимости, к настоящему времени в рамках программы ТЭМ удалось решить все основные вопросы, и дальнейшие работы пойдут без серьезных затруднений. Однако общая сложность и ответственность сохраняется, и «Нуклон» придется ждать еще несколько лет.
135 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 сентября 2020 05:26
    "Утверждают космонавты и мечтатели,
    Что на Марсе будут яблони цвести"!
    1. +12
      24 сентября 2020 07:16
      Более живая информация от Конаныхина.

      1. -23
        24 сентября 2020 14:28
        И что, вот эту ажурную "трубу" собранную как будто, из деталей продающих в Леруа Мэрлен, с прикрепленными к ней "солнечными панельками" из Али, кто-то всерьез воспринимает, как некую "космическую" конструкцию? И это вот выдается за прорыв ной проект? Где главные детали- обитаемый модуль с грузовым отсеком, двигательная установка, и пр? То что пиарят по всем сми-трубу с панельками могут и школьники собрать в спорт зале, где "продукты" "Хай-тека", " Высокой инженерии"? Или они настолько секретные, что как на западе: " они у нас есть, но мы их никому не покажем, потому, что секретно"? Надоела уже эта туфта- лапша на уши.
        1. +12
          24 сентября 2020 16:37
          Успокойтесь, милейший. Нигде не написано, что этот аппарат предназначен для транспортировки обитаемых модулей. Он прекрасно подходит для перемещения околоземных спутников и для исследования планет, в том числе дальних, а может быть, и самых окраин Солнечной системы, включая пояс Койпера. Он пригодится и для доставки спускаемых аппаратов к любым объектам: планетам, астероидам, Луне, кометам. А вот космонавтов на нем возить не будут: дорого и опасно.
          А давайте посчитаем, чтобы не быть голословными. Масса аппарата превышает 20 тонн (самая частая цифра - 22 тонны), суммарная тяга четырех движков - 18 Н (менее 2 килограмм-сил). Отсюда найдем ускорение в пустоте: 0,8 мм/с/с. За сутки работы движков скорость увеличится на 69 м/с, за месяц - на 2,1 км/с. Заметьте, это - в пустоте. Уход с околоземной орбиты не может происходить с таким ускорением, потому что нужно преодолевать силу тяжести. Будет медленное и нудное раскручивание по спирали. Вот данные от центра Келдыша: (http://engjournal.ru/articles/1889/1889.pdf). Вывод аппарата с полезной нагрузкой в 12 тонн с промежуточной орбиты на ГСО потребует 180 суток времени. К Луне, естественно, дольше. С обитаемым аппаратом - еще дольше, потому что второй закон Ньютона даже Жириновский отменить не сумеет. За то время, пока эта штуковина пересечет радиационные пояса, космонавты хватнут радиации сверх меры.
          Тем не менее, полет к Марсу будет проходить гораздо быстрее, чем на "химии", и грузы можно доставлять гораздо более массивные. И чем дальше планеты, тем больше выигрыш и во времени, и в массе доставляемого груза.
          Что до пилотируемых миссий, например, к Марсу, то их можно осуществлять на буксирах такого же типа, но гораздо более тяжелых и мощных. Вот из той же статьи: потребуется мощность ЭРДУ мощностью15…30 МВт (т.е. реактор мощностью 40 - 60 МВт), время полета в оба конца плюс месяц на Марсе составит 840…700 суток, масса полезной нагрузки - 120 тонн, стартовая масса - от 420 до 550 тонн! Понятно, что к 2030 году такой машины еще не будет.
          Убежден, что до конца века космос будет осваиваться автоматическими аппаратами. Это и надежнее, и дешевле, и результаты лучше. Может быть, исключение составит Луна. Химические ракеты останутся для вывода на НОО, а дальше - буксиром на электротяге. А на Марс пусть летят сумасшедшие с Маском во главе. Всякий имеет право на бесполезное самоубийство.
          1. Комментарий был удален.
        2. +1
          24 сентября 2020 16:38
          вы постоянно ложку каки везде пытаетесь всунуть!!!
          где написано про обитаемый модуль??? это автоматический грузовик
        3. 0
          1 октября 2020 22:46
          Зачем визжите как свинка на скотобойне? Загуглите, проверте. И с фактами: велком ту Russian с..ка))))
      2. +2
        24 сентября 2020 17:45
        Кто-нибудь понял, зачем зачернять?
        1. bar
          +3
          25 сентября 2020 09:30
          Видимо для лучшего охлаждения. Чорная поверхность лучше излучает.
        2. +2
          25 сентября 2020 22:26
          Элементарно Ватсон. Чёрное намного больше отдаёт тепло чем белое.
      3. -3
        1 октября 2020 04:15
        Тоже сначала не понял - зачем солнечные батареи, если есть ядерный реактор. Перечитал - это не солнечные батареи, а радиаторы охлаждения. Тут вопрос в другом. Размечтались о Марсе, о Юпитере. До Марса и до Юпитера долететь можно и с помощью вполне обычной ракеты с ЖРД (наверняка дешевле), и это уже не раз делали и американцы, и мы (только к Марсу). Но сколько у нас удачных экспедиций к Марсу? Если память не изменяет - то ли одна, то ли вообще ни одной. Не умели мы до сих пор делать космические аппараты, способные без серьезных косяков выдержать полет к Марсу (про Юпитер молчу). А этот ядерный буксир по своей сложности явно превосходит все, что было построено до сих пор. Очередной распил?
  2. +19
    24 сентября 2020 05:33
    Мдааа красиво автор описал проект what но подождем когда все это воплотится в жизнь...столько было уже глупейших провалов в нашей гражданской космонавтике что я уже зарекаюсь что либо говорить о ней...лучше перекрещусь и сплюну три раза через плечо на удачу ей.
    1. -5
      24 сентября 2020 08:40
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      столько было уже глупейших провалов в нашей гражданской космонавтике

      Что за "наша гражданская космонавтика?" request
      Всё те же КБ, что и при становлении этой отрасли в нашей стране в прошлом веке.

      А "провалы" в основном в СМИ и явно заказные.

      Конаныхина например посмотрите, он разжевывает что к чему.
      Ссылка есть сверху.
      1. +16
        24 сентября 2020 09:51
        И напомню, что основной "провал" нашей космонавтики был в Беловежской пуще.
        Мы в один миг потеряли космодром со всеми стартовыми столами.

        В Плесецке стол под Зенит остался и всё!

        Ракету со стоянки у гипермаркета не запустишь.


        Так, что гарантированный доступ в космос пока в производстве - Восточный.

        Байконур в чужой стране.

        Сейчас еще платформу модернизируют. good

        Дела делаются, а ныть будут. И чем больше сделаем тем громче будет плач.
        1. -9
          24 сентября 2020 14:49
          Цитата: Храмов
          Мы в один миг потеряли космодром со всеми стартовыми столами.


          Так потеряли, что потом 25 лет использовали.
      2. +7
        24 сентября 2020 10:27
        А "провалы" в основном в СМИ и явно заказные.
        Позвольте Вам напомнить Российские планы на космос озвученные Дмитрием Рогозиным 10 лет назад:
        автоматизированная база на Луне (2020), высадка людей на Луне (2025) и высадка людей на Марсе (2040).
        Реализовано планов - 0, и что мы опять слышим
        В 2030 г. буксир и целевая нагрузка будут раздельно выведены на орбиту, после чего состоится стыковка. В том же году комплекс совершит полет к Луне, где проведет ряд исследований и сбросит орбитальный аппарат.
        Те же самые 10 лет, только планы уже другие. Можно предположить процент реализации новых планов будет тот же самый.
        1. +4
          24 сентября 2020 11:25
          Цитата: Trapp1st
          Позвольте Вам напомнить Российские планы на космос озвученные Дмитрием Рогозиным 10 лет назад:


          24 мая 2018 года Рогозин назначен генеральным директором «Роскосмоса»

          Два года назад!

          И оглянитесь:
          - Восточный строится.
          - Один стартовый стол работает.
          - Стартовый стол под Ангору доделывают.
          - Байтерек под Союз5 делают.
          - Морской страт в России. Решение по модернизации под Союз5 принято.
          - Ядерный буксир в процессе сборки.

          Ну и нытики на базе. wink

          Всё чин-чинарём. good
          1. +5
            24 сентября 2020 11:40
            24 мая 2018 года Рогозин назначен генеральным директором «Роскосмоса»
            Озвучивая космическую программу он был не много ни мало Вице-премьером РФ!!! Так что назначение его ген. директором можно однозначно рассматривать как понижение.
            ...Стартовый стол под Ангору доделывают. Байтерек под Союз5 делают...
            Ага еще модуль наука доделывают laughing.
            Ну и нытики на базе. wink
            Рад буду оказаться не прав, практика показывает что если что то в процессе сборки это ни о чем не говорит.
        2. 0
          24 сентября 2020 16:16
          Цитата: Trapp1st
          Те же самые 10 лет, только планы уже другие. Можно предположить процент реализации новых планов будет тот же самый.



          Смотреть с 02:26
        3. 0
          24 сентября 2020 23:04
          Цитата: Trapp1st
          Позвольте Вам напомнить Российские планы на космос озвученные Дмитрием Рогозиным 10 лет назад:

          Всё Вы путаете. Не 10 лет назад, а 14, не Рогозин, а Севастьянов, и не в 2025 высадка людей, а в 2015 постоянная обитаемая станция, а в 2025 уже первый завод по добыче гелия-3.
          https://lenta.ru/news/2006/01/25/moon/
    2. -2
      3 октября 2020 21:27
      Только пусть это с куру или морского старта запускают, по дальше от России
  3. -14
    24 сентября 2020 06:05
    А есть гарантия,что при старте сей ядерный буксир не сделает сальто и "приземлица" неподолеку,либо высотный взрыв-на борту не керосин а Чернобыль.
    1. +6
      24 сентября 2020 06:08
      высотный взрыв-на борту не керосин а Чернобыль.

      Ради Бога только не накаркайте.
    2. +2
      24 сентября 2020 06:19
      Цитата: фа2998
      А есть гарантия,что при старте сей ядерный буксир не сделает сальто и "приземлица" неподолеку,либо высотный взрыв-на борту не керосин а Чернобыль.

      А разве есть средства что бы такую машину с Земли на орбиту вывести?Тут скорее всего частями и сборка на орбите ..
      1. +5
        24 сентября 2020 09:25
        Цитата: mat-vey
        А разве есть средства что бы такую машину с Земли на орбиту вывести?

        Посмотрите видео выше, этот трансформер в сложенном виде имеет длину всего 7 метров.
        Короче габариты укладываются в размеры одного модуля орбитальной станции.
        1. -3
          24 сентября 2020 09:44
          Цитата: mat-vey
          А разве есть средства что бы такую машину с Земли на орбиту вывести?

          По этому и 30 год указзан.

          Средства также создаются:
          космодром Восточный
          ракета Енисей
          ракета Ангара5 в нескольких вариантах грузоподъёмности.

          Всё в работе.

          Заметьте не на бумаге, а именно в производстве.
        2. -2
          24 сентября 2020 09:46
          Цитата: Алексей Зоммер
          Короче габариты укладываются в размеры одного модуля орбитальной станции.

          а вес?
          На какую орбиту "Нуклон" выводить надо с его ядерной энергодвигательной установкой?
          1. +2
            24 сентября 2020 09:51
            Цитата: mat-vey
            На какую орбиту "Нуклон" выводить надо с его ядерной энергодвигательной установкой?

            Да. Вес сухого "Нуклона" 5,5 тн, заправленный гелием и ураном в районе 7 тн, если я ничего не путаю. В любом случае, порядок цифр такой.
            1. +1
              24 сентября 2020 09:53
              Цитата: Алексей Зоммер
              Да. Вес сухого "Нуклона" 5,5 тн, заправленный гелием и ураном в районе 7 тн, если я ничего не путаю. В любом случае, порядок цифр такой.

              Просто (хм Вика) пишет про стартовые 20290 кг ,а у нас на такое только "Протон" способен ,но на низкую орбиту ..
              1. +4
                24 сентября 2020 09:57
                Похоже я ошибся. Извините.
                1. 0
                  24 сентября 2020 09:58
                  Цитата: Алексей Зоммер
                  Похоже я ошибся. Извините.

                  Да просто инфы ноль практически,да и то что есть такое зыбкое так что не мудрено и рождает ещё больше вопросов ...
          2. 0
            25 сентября 2020 08:44
            Указана постоянная орбита базирования в 800 км.
        3. +2
          24 сентября 2020 10:21
          этот трансформер в сложенном виде имеет длину всего 7 метров.


          Так и мощность ...Только звучит страшно "мегаватт". А ведь это всего 1300 лошадок. Движок истребителя второй мировой , не самый "крутой".
          Похоже на американскую программу "Прометей". Установка должна была состоять из ионного двигателя и компактного атомного реактора, поставляющего электроэнергию для двигателя. Требуемая мощность реактора 250 киловатт. Ионный двигатель должен развивать тягу порядка 60 грамм. Отказались в 2005-м, денег пожалели. А надо-то было всего 3 млрд баксов. К Юпитеру собирались в 2016-м году.
      2. -1
        24 сентября 2020 10:35
        Да есть, советский Протон-М замечательно справится
        1. -1
          24 сентября 2020 10:38
          Цитата: mat-vey
          Цитата: Алексей Зоммер
          Короче габариты укладываются в размеры одного модуля орбитальной станции.

          а вес?
          На какую орбиту "Нуклон" выводить надо с его ядерной энергодвигательной установкой?

          Цитата: mat-vey
          Цитата: Алексей Зоммер
          Да. Вес сухого "Нуклона" 5,5 тн, заправленный гелием и ураном в районе 7 тн, если я ничего не путаю. В любом случае, порядок цифр такой.

          Просто (хм Вика) пишет про стартовые 20290 кг ,а у нас на такое только "Протон" способен ,но на низкую орбиту ..
      3. 0
        24 сентября 2020 17:48
        Ангара А5В будет выводить этот буксир у неё как рас по проекту 38 тонн на НОО.
    3. +2
      24 сентября 2020 11:50
      Даже если ракета упадет, это будет отнюдь не чернобыль. И реактор слишком маленький, и взрыва не будет. Максимум - заражение места падения.
    4. -4
      24 сентября 2020 16:39
      кто не рискует тот и не пьет
  4. +1
    24 сентября 2020 06:22
    Скажите, а труба графиленовая, ну очень похожа. feel Буксир, думаю, скорее толкач. feel
  5. 0
    24 сентября 2020 06:50
    А обслуживать его в космосе кто будет и как?
    1. +2
      24 сентября 2020 09:26
      Цитата: Grievous
      А обслуживать его в космосе кто будет и как?

      А зачем его обслуживать? Кроме орбитальных пилотируемых станций остальные КА вполне себе не обслуживаемые.
  6. -4
    24 сентября 2020 07:13
    В ближайшее время Роскосмос начнет распил под очередной суперпупер проект под который обьективно не инжинеров не сборшиков не мощностнй непредвидится. Как там дела с Федерацией?Летает, аль асё только переименовывается? Ну реально нет возможностей у страны на такой проект в металле-много лет раззработок,эскизов на пк-это да, в металле в обозримом будущем не в этой жизни.
    1. +1
      24 сентября 2020 10:10
      То есть делать ничего не нужно,я правильно понял? тогда и "распила" не будет.Так ведь? просто будем сидеть , ничего н еделать и смотреть по сторонам.Идеально)
      1. 0
        24 сентября 2020 12:17
        Пиарить надо не планы а готовый результат,зотя бы отдельные осязаемые фрагменты большого дела готовые. А так маниловщина про хрустальный мост из Шапетовки в Питер с киросиновыми фонарями получается. Планы озвучить и я могу на любую тему-вот сделать,то дело отдельное.
    2. 0
      27 сентября 2020 13:43
      Как там дела с Федерацией?

      успешно полетела в лице Crew Dragon в новых рыбацких сапогах, которую с десяток лет разрабатывали американцы.
      Зачем вам Федерация то?? Деньги надо срочно куда-нибудь потратить? Бампера старые приелись? Фары пообтёрлись? У нас тысячу раз проверенный и модернизированный Союз есть для полётов на орбиту Земли. Но если прям срочно надо - он и дальше до Луны стартанёт и обратно, только кое-что прикрутить нужно будет.
  7. +4
    24 сентября 2020 07:32
    Первый полет готового «Нуклона» запланирован в 2030 г.
    ...Подождем...За 10 лет много чего может произойти и измениться.
  8. +5
    24 сентября 2020 07:57
    Ну пока макет ядерного буксира есть, а вот арабские деньги ушли.

    После ухода астронавтов - была идея, что их заменят арабы. ОАЭ + КСА + Египет.
    Рогозин очень активно работал, заключались предварительные соглашения на подготовку и полеты к МКС.


    Однако сейчас центр имени Мухаммеда бин Рашида заключил с американцами твердый контракт. 4 арабских космонавта будут готовиться к полету на МКС по полному профилю с ВКД, а не как туристы - ничего не трогать, фотографироваться там.

    Как сообщил в своём Twitter премьер-министр и вице-президент ОАЭ Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, Космический центр имени Мухаммеда бин Рашида подписал с американским космическим агентством договор на обучение астронавтов потенциальным будущим миссиям на Международную космическую станцию, включая выход в открытый космос и работу на станции. «Программа подготовит нашу молодёжь и астронавтов к будущим полётам», — рассказал эмир Дубая.

    С 21 сентября нынешнего года Аль-Мансури и Аль-Нейади начали проходить подготовку для полётов на МКС уже в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне (США).

    Аналогичную подготовку в NASA позже должны пройти ещё два астронавта из Объединённых Арабских Эмиратов.



    Ну и USCV-1 полетит через месяц. Экипаж 4 человека. Первая полноценная американская миссия с последнего шатла.
  9. -8
    24 сентября 2020 09:01
    Ой, , жигули толком собрать не могут, а туда же, в космос на ядрёном топливе (. Стариков сначала накормите, пенсии дайте человечьи, а не собачьи, лекарства дайте, которые лечат... Ай, да что тут говорить, сплошная маниловщина!
    1. 0
      24 сентября 2020 09:26
      Цитата: Боло
      Ой, , жигули толком собрать не могут, а туда же, в космос на ядрёном топливе

      А при чём здесь жигули?
      1. +1
        24 сентября 2020 12:19
        Да ни причем и ниочем, на фоне тех же японцев 80-90х тем более
        1. +4
          24 сентября 2020 13:51
          Цитата: evgen1221
          Да ни причем и ниочем, на фоне тех же японцев 80-90х тем более

          Не берусь судить по автохламу японскому 80-90 х годов, но по ракетным пускам сейчас, как то так.
          Статистика за 2019 год по ракетным пускам.
          Россия 22 запуска, 22 успешных
          Япония 2 запуска, 2 успешных..
          Мда.. До Японии нам конечно далеко.. laughing
    2. -4
      24 сентября 2020 16:44
      на ядерных же батарейках летают и давно
      1. 0
        25 сентября 2020 08:52
        Батарейки маломощные и по соотношению вес/мощность, а главное по цене проигрывают тепловым машинным, поэтому в этом проекте от них отказались.
  10. +5
    24 сентября 2020 10:14
    Концепцию крайне сильно упростили. ( от упоминающихся в статье капельных радиаторов отказались.На фото и видео излучающие панели) , также отказались от турбин ( должной надёжности на 10 летний срок эксплуатации без обслуживания при чудовищных параметрах работы достигнуть не смогли, ПОКА не смогли) их заменили отрабтанными термоэлектрическими генераторами.Разумеется с новой технологической базой
    Именно эти "упрощения" ( потому что на самом деле тоже передний край науки) дают основания надеяться на успех
    1. -3
      24 сентября 2020 12:15
      И типа по этому тянут-потянут и еще лет 10 будут ? Типа надежда на то, что случится некий прорыв и они изловчатся и запихнут его внутрь ?
    2. -1
      24 сентября 2020 14:18
      Типа реально рассматривался вариант турбин?
      1. +1
        24 сентября 2020 14:49
        В первоначальном варианте газ из первого контура крутил именно турбины для выработки электроэнергии. Достаточную надёжность не смогли обеспечить пока что.( температуры там кажется более 1500 цельсия,плюс гигантская радиация, плюс-если правильно помню оборотов за 150 тысяч расчётные были. И всё это необслуживаемое в течении 10 лет ,тоесть всего срока службы)
        1. -1
          24 сентября 2020 15:20
          Да блин. Фантазеры.
    3. 0
      1 октября 2020 04:27
      "их заменили отрабтанными термоэлектрическими генераторами." - как интересно! они есть уже отработанные, требуемой (немалой) мощности? и какой у них КПД? А теплоноситель гонять по контуру - все равно, какой никакой насос или турбинка нужны, выдержат 10 лет без ремонта и техобслуживания?
  11. -2
    24 сентября 2020 11:08
    В чем смысл 20-тонного буксира с тягой в 300 грамм силы? laughing
    1. 0
      24 сентября 2020 11:14
      Скорость доставки грузов на далекие расстояния.Поясню- доставка намного быстрее
      1. -1
        24 сентября 2020 11:55
        Скорость межпланетных полетов будет явно быстрее (на несколько порядков) и тяговитее (также на несколько порядков) при использовании прямоточного ядерного ракетного двигателя с рабочим телом в виде гелия, охлаждающего горячую зону реактора.

        Тогда зачем козе гармонь - термоэлектронное преобразование тепла реактора с мизерным КПД, огромными и тяжелыми радиаторами и прочей требухой?
        1. +1
          24 сентября 2020 12:00
          Скажите пожалуйсто какой удельный импульс будет у такого двигателя? это первое.
          Второе такой технологии (отработанной для внедрения сейчас) нет
          третье, каковы баки с рабочим телом нужны для этого двигателя.
          четвертое- ресурс работы единственного рабочего макета был 1 час(из вики) , не думаю что реально было бы значительно дольше.
          Теперь вопрос- вы точно уверены что это лучшее решение? оно не выигрывает ни в одном параметре
          И последнее- про скорость на несколько порядков.Этона чём основано??? Фундаментально не соответствует действительности при использовании ядерного ракетного двигателя взамен данной ядерной двигательной установки.
          1. +1
            24 сентября 2020 15:24
            Насколько помню - удельный импульс прямоточного ядерного ракетного двигателя порядка 1000 секунд. Объем баков с рабочим телом на порядок меньше, чем объем баков с водородом для химического ракетного двигателя

            До Марса такая ракета с ядерным двигателем долетает вдвое быстрее, чем ракета с химическим двигателем.
            1. 0
              24 сентября 2020 16:51
              Хорошо. А данная силовая установка примерно в 12 раз быстрее долетит.По расчётам.И баки нужны меньше значительно ( расход рабочего тела в плазменных ракетных двигателях на 3 порядка ,если не ошибаюсь меньше чем в прямоточном )
        2. -2
          24 сентября 2020 14:31
          Цитата: Оператор
          прямоточного ядерного ракетного двигателя с рабочим телом в виде гелия, охлаждающего горячую зону реактора.


          Такого двигателя не существует в природе, так что врать про него можно всё, что угодно.
          1. 0
            24 сентября 2020 15:41
            Цитата: Глаз вопиющего
            Такого двигателя не существует в природе, так что врать про него можно всё, что угодно.

            Это самый простая и примитивная конструкция реактивного двигателя. Вы им ежедневно пользуетесь в виде электрочайника (вместо ТЭНа подразумеваем ядерные ТВЭЛы)....
            1. -4
              24 сентября 2020 15:49
              Цитата: Genry
              Это самый простая и примитивная конструкция реактивного двигателя.


              Еще раз, медленно: этого двигателя не существует. Рассуждения о том, что он "на несколько порядков эффективнее" - просто болтовня.

              Цитата: Genry
              Вы им ежедневно пользуетесь в виде электрочайника


              Чайник как аналог прямоточного ЯРД на гелии. Даже не знаю, что сказать. Кстати, вы не знаете, откуда в космосе возьмется гелий для прямоточного двигателя?
              1. -1
                24 сентября 2020 16:01
                Цитата: Глаз вопиющего
                Кстати, вы не знаете, откуда в космосе возьмется гелий для прямоточного двигателя?

                Запас с Земли (как и любое рабочее тело).
                И предполагается водород - он легче гелия, но импульс не хуже.
                1. -4
                  24 сентября 2020 16:07
                  Прямоточный двигатель берет рабочее тело из окружающей среды (хоть ПВРД, хоть гипотетический двигатель Бассарда). Если запас с Земли - это уже не прямоточный двигатель. Если Конаныхин тоже говорил о прямоточном двигателе... ну, с его экспертным уровнем давно всё ясно.

                  Цитата: Genry
                  И предполагается водород


                  Персонаж с ником "Оператор", которому я отвечал, говорил о гелии.
                  1. +1
                    24 сентября 2020 16:11
                    Цитата: Глаз вопиющего
                    Прямоточный двигатель берет рабочее тело из окружающей среды

                    Не цепляйтесь к оговоркам. Прямоточность здесь относится к зоне реактора - без защитного контура (экрана).
                    1. -2
                      24 сентября 2020 17:18
                      Цитата: Genry
                      Не цепляйтесь к оговоркам.


                      Вы ясно сказали про "конструкцию двигателя". Оператор, кстати, тоже. А прямоточные двигатели... см. выше.

                      Цитата: Genry
                      Прямоточность здесь относится к зоне реактора - без защитного контура (экрана).


                      Прямоточный реактор... окей, как скажете.
                2. -1
                  24 сентября 2020 17:10
                  В чем тогда преимущество?Там топливо и окислитель заканчивается,здесь водород и еще что -и ВСЕ,хоть урана на 100 лет взяли-прилетели.
                  1. 0
                    24 сентября 2020 17:46
                    Цитата: фа2998
                    В чем тогда преимущество?Там топливо и окислитель заканчивается,здесь водород и еще что -и ВСЕ

                    С химическим двигателем у вас нет шансов вернуться с дальних планет (Марса -например), поскольку стартовав в оптимальном временном окне, вы будете возвращаться уже за его пределами, т.е. расстояние уже будет огромным и время возвращения - несколько лет( человек и корабль нахватают космического излучения).
        3. 0
          24 сентября 2020 15:50
          Цитата: Оператор
          Скорость межпланетных полетов будет явно быстрее (на несколько порядков) и тяговитее (также на несколько порядков) при использовании прямоточного ядерного ракетного двигателя с рабочим телом в виде гелия

          Смотрите Дмитрия Конаныхина - он чётко объясняет, что в составе буксира предполагается четыре ядерных реактивных двигателя на водороде (не гелий) и ядерная энергетическая система "Нуклон" мегаватной мощности, которая обеспечивает постоянное охлаждение баков жидкого водорода для нескольких включений (разгон + торможение и обратный разгон + торможение) ядерного прямоточного двигателя.
          1. +1
            24 сентября 2020 17:07
            Не смотрел указанного вами человека, но в данной установке:
            1- НЕ используется 4 ядерных реактивных двигателя( по иному 4 реактора с прямым газовым охлаждением активной зоны, именно их подразумевают под ядерными реактивными двигателями)
            Тут используется (насколько помню) 4 плазменных ракетных двигателя в качестве маршевых двигателей и другие электрические ракетные двигатели (не помню какой системы, кажется электростатические) в качестве маневровых.
            2- Поясните фразу вашу :
            ".. и ядерная энергетическая система "Нуклон" мегаватной мощности, которая обеспечивает постоянное охлаждение баков жидкого водорода для нескольких включений (разгон + торможение и обратный разгон + торможение) ядерного прямоточного двигателя."
            то есть использовать ядерный реактор для охлаждения баков с водородом? Или я не правильно понял вас? Весь смысл охлаждать именно сам реактор а не какие либо баки. (Реактор один.Он в самом начале транспортной системы. Ферма длинная для того чтобы радиация не мешала работе систем ,которые в хвостовой части.Там нет защиты от радиации от слова совсем)
            1. 0
              24 сентября 2020 18:25
              Цитата: А009
              Тут используется (насколько помню) 4 плазменных ракетных двигателя в качестве маршевых двигателей

              Плазменные имеют очень малую тягу. Их можно использовать для очень длительных дальних перелётов и для коррекции. Но для межпланетных перелётов и (тем более) с участием человека - они не обладают достаточной тягой для быстрого ускорения-торможения и перелёта, в условиях оптимального временного окна и общей длительности, безопасной для человека.
              И проблему прохода радиационного пояса Койпера, тоже надо учитывать - т.е. нельзя наращивать скорость за большое количество витков, а нужно проскакивать за один раз, зацепив только краешек этого пояса.
              Поэтому будет ЯРД с тягой соизмеримой с химическим РД.
              Цитата: А009
              2- Поясните фразу вашу :
              ".. и ядерная энергетическая система "Нуклон" мегаватной мощности, которая обеспечивает постоянное охлаждение баков жидкого водорода

              Для компенсации принятого внешнего тепла (охлаждения водородных баков без испарений рабочего тела), нужен "холодильник" (не рассматриваем из-за стандартности решения) и соответствующая электрическая мощность, для его питания, которую вырабатывает ядерная энергоустановка "Нуклон" (реактор + турбина-генератор + охлаждающие плоскости).
              1. 0
                24 сентября 2020 18:54
                Пардон! Пояс Ван Аллена. feel
              2. 0
                24 сентября 2020 19:52
                Кто вам сказал что там люди летят.И я очень надеюсь что вы сейчас просто прикалываетесь и "рофлите" потому что серьёзно такое писать никак нельзя.
                1. 0
                  24 сентября 2020 20:31
                  Цитата: А009
                  Кто вам сказал что там люди летят

                  Космос - это политика и пиар который выливается в рекламу развитости своей экономики и популярности товаров. Аналогично спортивных рекордов.
                  Ещё есть боязнь, что кто-то найдёт "богов" или их останки, что даст новые технологические идеи. Был даже период усиленных попыток связи с другими цивилизациями.
                  Целесообразность полётов туда никого не волнует, иначе бы исследовали Землю и расширяли актуальные технологии.

                  Америкосы обязательно пошлют людей, даже в одну сторону. Хорошо заплатят, угробят за пару дней, а потом будут кричать про героическую пятёрку или другое число.... У них и Холливуд уже отрабатывает по полной - сказка "Марсианин" даже мне понравилась. Про псевдо-документальную "шоу-лапшу" - можно сразу укреплять или прятать уши.

                  В России будут реально делать попытку полноценного полёта на Марс (окно 2033 года) - просто давно уже заложено в головы населения. Это позволит надолго морально обойти американцев с Луной.
          2. +1
            1 октября 2020 04:48
            "Смотрите Дмитрия Конаныхина - он чётко объясняет" - не смотрел, но осуждаю. Извините, но человек, использующий термин "космический ядерный прямоточный двигатель" технически безграмотен, и вся схема "четыре ядерных реактивных двигателя на водороде (не гелий) и ядерная энергетическая система "Нуклон" мегаватной мощности, которая обеспечивает постоянное охлаждение баков жидкого водорода для нескольких включений" - это больше из области фантастики.
    2. 0
      25 сентября 2020 08:57
      1.835 кг. Так правильнее будет, я считаю. :)
  12. +2
    24 сентября 2020 11:33
    Цитата: mat-vey
    Цитата: Алексей Зоммер
    Да. Вес сухого "Нуклона" 5,5 тн, заправленный гелием и ураном в районе 7 тн, если я ничего не путаю. В любом случае, порядок цифр такой.

    Просто (хм Вика) пишет про стартовые 20290 кг ,а у нас на такое только "Протон" способен ,но на низкую орбиту ..

    Рабочее тело для електроракетних двигателей надо и его количество зависить от ефективность етих двигателей.
    О проект такого буксира я читал еще в 70-тие годьи двадцатого века. Надеюсь все будет идти успешно и увидим его к 2030.
  13. +1
    24 сентября 2020 12:13
    Отличный , замечательный и многообещающий проект . Однако я не понимаю - зачем столько тянуть с ним лямку ?! Ежу понятно -сейчас нашему космосу в.т.ч коммерческому невероятно нужно второе дыхание -потому что нас жестко обошли , в Лунной , Марсианской , Астероидной гонке. В возвращаемых носителях , в современных пилотируемых КА.
    Почему этот проект на 2030 ?! Ядерная установка уже есть, двигатели уже есть, проект уже обсосан до последней косточки - это делалось уже минимум лет 10. Что, еще 10 лет будем капельный холодильник создавать ? Я понимаю , речь идет о ядерном реакторе и к его системе защиты и охлаждения должно быть уделено максимум внимания - но , господа , речь идет о десятилетии ! И о том, чем мы уже занимаемся, ни шатко ни валко уже лет 10 - а ядерные реакторы это ВСЕ ЕЩЕ одно из немногих направлений нашей сильной компетенции .

    Так что складывается двоякое ощущение. Либо весь этот проект -по прежнему концептуальное фуфло и конь еще не валялся по тематике реактора. Либо это очередное ожидание "лучших времен" в которые у нас будут хорошие цены на нефть и санкции "кто следует" поснимает - и тогда наш космос зальют золотым дождем , и все эти долгострои мигом оживут как грибы после дождя.
    1. 0
      24 сентября 2020 17:58
      "Ежу понятно -сейчас нашему космосу в.т.ч коммерческому невероятно нужно второе дыхание -потому что нас жестко обошли". И увы ещё обойдут тот же Маск со своим Старшипом и Суперхэйви когда запустит а то что его контора их сделает и запустит сомнений никаких - уже в этом десятилетии.
    2. 0
      24 сентября 2020 23:35
      Цитата: Knell Wardenheart
      Ядерная установка уже есть, двигатели уже есть, проект уже обсосан до последней косточки


      А вы бы не могли дать ссылки на какую-нибудь официальную информацию о реальном состоянии проекта? Конаныхинскую пропаганду я уже смотрел.
      1. -1
        25 сентября 2020 00:36
        Сейчас трудновато найти первоисточник - к сожалению приходится судить по обновлению нескольких разделов Wikipedia (в моем случае) .
        Судя по всему отдельные элементы конструкции (например ИД-500) уже реально и много лет как существуют, концептуально этот проект существует уже около 10 лет (возможно что он существовал еще во времена позднего СССР, что не удивительно учитывая наш опыт с ЯР на борту спутников)
        Последние пару лет на этом направлении прослеживается некое оживление , вероятно связанное с высокой степенью законченности проекта самого реактора у РОСАТОМа и с припеканием заднего места у руководства РОСКОСМОСа.
      2. Комментарий был удален.
      3. +1
        25 сентября 2020 09:09
        https://tass.ru/kosmos/9467473
        1. 0
          25 сентября 2020 11:06
          Там нет информации о реальном состоянии.
          1. +1
            25 сентября 2020 12:45
            Информация в инете по ТЭМ есть в самом общем виде на разных этапах проекта. Стоит поискать, если интересно и начните с раздела литература по ссылке https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Транспортно-энергетический_модуль
            1. 0
              25 сентября 2020 12:48
              Спасибо, конечно, но о ТАСС и Википедии я знаю уже давно. Вопрос был о ссылках на то, как проект "обсосали до последней косточки".
              1. Комментарий был удален.
              2. +1
                26 сентября 2020 01:59
                Обсосанный проект уже не проект, а готовое изделие. Он базируется на исходных данных госзаказа для эскизного проекта, а они в свою очередь основываются на известных к настоящему времени наработках. История с вариантами ТЭМ тянется же с начала 60-х. и по количеству проблем сравняется с любым другим научным энергетическим проектом типа токамак. См. проект Геркулес: http://www.buran.ru/htm/gud 26.htm
                1. 0
                  26 сентября 2020 02:02
                  Цитата: ont65
                  Обсосанный проект уже не проект, а готовое изделие


                  Готового изделия еще нет. Где именно оно обсосано?
    3. +1
      25 сентября 2020 08:59
      Этому буксиру, будь он готов, нечего было бы буксировать, а к 30-му году раскрутиться лунная программа. Впрочем и предложенная потребует времени.
      1. Комментарий был удален.
    4. 0
      1 октября 2020 04:54
      "проект уже обсосан до последней косточки" - естественно, нет.
      "по прежнему концептуальное фуфло" -естественно, да.
      "сейчас нашему космосу в.т.ч коммерческому невероятно нужно второе дыхание" - этот проект никакого отношения к коммерческому космосу не имеет. От слова совсем.
  14. 0
    24 сентября 2020 12:26
    Последние новости звучит прямо как «как я перестал бояться и полюбил атомный реактор». И буревестники, и подводные какие то игрушки. Теперь и вот это.

    Правда, есть мнение, что фейки это все.
  15. +5
    24 сентября 2020 13:26
    Заберите кто нибудь у Рябова клавиатуру. Или хотя бы запретите ему писать о технике. Я понимаю, что хомячки-турбрпатриоты - основной контингент сайта и их нужно ежедневно кормить. Но не техническими же агитками. Есть Украина, США, либерасты, СП-2, героический Донбасс и прочая лабуда. Не насилуйте технику.
    В СССР сообщили о спутнике, когда он был в космосе. Точно так же и о Гагарине. А тут "Курица в гнезде, яички неизвестно где, а Рябов уж в Охотный ряд цыплятами торговать.".
  16. +2
    24 сентября 2020 16:49
    Вангую, что в 2030-м не полетит. Готов кто поспорить?)
    1. +1
      24 сентября 2020 17:54
      Посмотрим на предыдущие проекты Союз 5 Орёл Крыло СВ Амур СПГ Союз 6 Ангара А5П А5В Енисей - если они полетят значит и этот полетит.
      1. 0
        25 сентября 2020 09:02
        Полетит. Этот полетит обязательно. Эта штука из разряда новинок Путина в стиле 'наш ответ Чемберлену'. Все встанет, а этот будут доводить хоть тресни.
        1. 0
          25 сентября 2020 20:20
          Без Ангары А5В - он никуда не полетит.
          1. 0
            26 сентября 2020 00:38
            Планировалась готовность к 2018 году. Не было бы возможностей его запустить, проект бы не начинали в таком виде.
  17. -2
    24 сентября 2020 17:06
    Цитата: фа2998
    А есть гарантия,что при старте сей ядерный буксир не сделает сальто и "приземлица" неподолеку,либо высотный взрыв-на борту не керосин а Чернобыль.

    Наверно,кто минусы поставил твердо уверены,что изделия в ведомстве Рогозина без отказны.Да хоть 100 минусов ставте,видели "пируеты" ракет на старте,да и поиск обломков в тайге.Лжепатриоты!!!
  18. +1
    24 сентября 2020 18:28
    При таких, вроде бы, больших масштабах работ разумнее было бы сначала запускать к Марсу что-то типа Фобос-грунтов и убедиться, что они - о чудо! - больше не застревают на орбите. Что будет, если этот "планетолёт" застрянет, как Фобос-грунт, а потом свалится, и не в океан, а на крупный город, на столицу какого-нибудь государства? А потом еще и взорвется? Он же, однако, ядерный! belay А на чём блок с реактором выводить в космос будут? Ракеты падают, или не выводят груз на расчетную орбиту с вероятностью несколько процентов. Будут надеяться на везение? А риск мотивирован, или это для политиканства? Если не надеятся на везение, надо было бы сначала сделать и испытать грузовую ракету с системой аварийного спасения нагрузки, но об этом ничего не слышно. sad Потом, после Марса, не помешало бы отправить к Юпитеру несколько кораблей более обычного типа, и убедиться, что электроника и программное обеспечение выдерживают длительный полет и радиацию. Американцы уже за Плутоном летают, но у нас-то всё по-другому. Зачем парится с посылкой этого чуда к Юпитеру, если всем известно, что и у Советского Союза, и у России уже при полете к Марсу всё ломалось и выключалось? Зачем делать вещи, противоречащие здравому смыслу? Политиканство - попытка снова сделать какой-то там скачек-прыжок?.. При этом по гос. телевизору каждый день собирают эсемэсками деньги на лечение больных детей... sad
    Много других технических вопросов. Например, судя по фото и по ролику Конаныхина излучатель там явно не капельного типа (и слава богу), но непонятно, почему он черный (Конаныхин ерудну какую-то сказал). Если там такие мощные двигатели, то зачем лететь мимо Венеры, как он сможет там оставить спутник, собираются ли возвращать его от Юпитера, и т.д., и т.п.
    1. +1
      24 сентября 2020 18:47
      Излучатель может быть полностью неметаллическим , на основе графита, благо у графита высокая теплопроводность , кстати у алмаза теплопроводность еще больше , а по сравнению с медью в пять раз
    2. 0
      24 сентября 2020 22:04
      Цитата: Falcon5555
      непонятно, почему он черный
      Потому что чёрный излучатель излучает значительно (в разы) интенсивнее серого (или белого) излучателя при одинаковой температуре поверхности излучателя. Наибольший коэффициент излучения (поглощения) имеет абсолютно чёрное тело. Если бы излучатель был белым, то при одинаковой температуре с чёрным излучателем, для излучения одинаковой мощности белый излучатель должен иметь большую площадь поверхности, а значит и большую массу по сравнению с чёрным излучателем. То есть излучатель делают чёрным для уменьшения массы излучателя.
      1. -1
        24 сентября 2020 23:52
        "Белый" излучатель излучает больше, и, кроме того, частично отражает падающий на него свет, с данном случае, от солнца. Абсолютно чёрное тело поглощает все падающее на него излучение, но это не имеет никакого отношения к какому-то "коэффициенту излучения". Грубо, не вдаваясь в тонкости - белое тело, это черное тело плюс отражение.
        1. +1
          25 сентября 2020 08:49
          Цитата: Falcon5555
          "Белый" излучатель излучает больше

          По закону излучения Кирхгофа отношение излучательной способности любого тела к его поглощательной способности одинаково для всех тел, не зависит от их формы и химической природы, является универсальной фунцией от температуры тела и частоты излучения. Доля поглощаемого излучения (обозначается как альфа) на данной частоте и температуре называется поглощательной способностью тела. По определению, абсолютно чёрное тело поглощает всё падающее на него излучение, то есть для него альфа=1.
          Реальные (серые, белые) тела имеют поглощательную способность меньше единицы, а значит, и меньшую, чем у абсолютно чёрного тела, излучательную способность.
          Чтобы не перегревать излучатель поглощённым солнечным излучением, надо направлять нормаль к плоскости поверхности излучателя перпендикулярно направлению на Солнце. Это может быть актуально на расстояниях от Солнца, где мощность потока солнечного излучения превышает 0,5..1Квт/м2 (это примерно равно мощности на квадратный метр излучателя, рассеиваемой узлучателем от ядерного реактора Нуклона).
          1. -1
            25 сентября 2020 12:56
            Да, есть такой закон. С удивлением прочел о нём! Но, насколько я понял, он применим к равновесным системам. Тело меньше излучает, чем поглощает означало бы, что оно охлаждается, т. е. система неравновесная. В данном случае черный радиатор просто сильнее нагреется, чем белый, поскольку он будет поглощать больше энергии солнца, которую он тоже будет вынужден излучить. Не согласны?
            Развернуть всю эту систему боком к солнцу можно только направив ось симметрии на солнце. Но так в космосе не летают. Это будет возможно только когда двигатель выключен. Интересно, что эти три лепестка будут и друг друга немного греть, поскольку видны друг от друга. Если бы их было два, то другое дело.
            1. 0
              25 сентября 2020 13:51
              Опечатка: в третьей строчке - оно нагревается.
            2. 0
              25 сентября 2020 14:57
              Цитата: Falcon5555
              он применим к равновесным системам.
              В равновесных системах соблюдается баланс: внутреннее ядерное тепловыделение плюс поглощённое солнечное излучение равно излучению излучателя. Транспортно энергетический модуль Нуклон (содержащий ядерный реактор и черный излучатель) является равновесной системой. Иначе (т.е. если модуль Нуклон будет больше поглощать, чем излучать) его ядерный реактор расплавится от перегрева выделяемой ядерной энергией. Для решения проблемы взаимного нагрева лепестков излучателя используют суперкомпьютеры со специальной программой из области радиационного тепломассопереноса, построенной например на основе метода конечных элементов.
              1. -1
                25 сентября 2020 17:01
                Транспортно энергетический модуль Нуклон (содержащий ядерный реактор и черный излучатель) является равновесной системой.

                Разумеется. Поэтому черный излучатель должен быть нагрет сильнее, чем если бы он был белый. Потому что черный поглощает больше солнечного света, и ему надо излучить больше тепла, чтобы оставаться при постоянной температуре, рассеивая при этом столько же тепла от реактора. Одно из следствий этого - он не сможет охладить теплоноситель до столь же низкой температуры, и соответственно, эффективность турбины снизится. Проблема взаимного нагрева исключается только тем, чтобы они не светили друг на друга, и я вам без суперкомпьютера и ... специальной программы из области радиационного тепломассопереноса, построенной например на основе метода конечных элементов... скажу, т. е. уже сказал, как ее можно "решить". Так что можете обращаться... если у Вас еще есть вопросы для суперкомпьютера - я Вам их без него и без метода конечных элементов решу, быть может, но не бесплатно. smile
                1. 0
                  27 сентября 2020 07:14
                  Цитата: Falcon5555
                  Разумеется.
                  Отделим мух от котлет, т.е. солнце от излучателя. Представьте , что солнца нет и на излучатель не падает излучение внешних источников.
                  Допустите также для простоты (чтобы не отвлекаться на суперкомпьютеры и переизлучение), что излучатель представляет собой одну плоскую панель.
                  В этом случае согласны, что при одинаковых температурах излучателей, чёрный излучатель с коэффициентом поглощения равным 1.0 имеет меньшую массу, чем серый излучатель с коэффициентом поглощения равным 0.5?
                  Цитата: Falcon5555
                  эффективность турбины снизится.

                  В Нуклоне пока нет турбин, т.к. у турбин большие проблемы с обеспечением многолетней непрерывной работы без технического обслуживания.
                  1. 0
                    27 сентября 2020 13:07
                    По интернету это сложно обсуждать. Вот, например, Вы сейчас выпустили много условий. Видимо имели ввиду, что в них закачивается разогретый до одной и той же температуры теплоноситель и они излучают одинаковое количество тепла. Я тоже выпускаю много деталей в своих текстах и иногда может показаться, что противоречу сам себе. Это сложно обсуждать по интернету.
                    Вернемся к Вашему вопросу и попробу-таки его обсудить. Если я понял правильно вашу постановку задачи, то я думаю, что их придется сделать примерно одинаковыми. Тепловое излучение вызвано тепловым движением атомов, а тепловое движение не зависит он того, какого цвета объект или как он что-то отражает. Тепловое движение зависит только от температуры. Оно ещё должно зависеть и от среднего атомного веса материала. У материала с меньшим средним атомным весом оно должно быть больше. По моему, тепловое излучение зависит от того, как тело отражает, только через атомный вес и через изменение температуры, вызванное поглощением излучения или установление другой равновесной температуры. Закон Кирхгофа, как я его понял, относится к очень специфическим условиям стационарного равновесия объектов и излучения, и без притока какого-то теплоносителя. К тому же он, наверняка, очень "старый" и очень приближенный.
                  2. 0
                    27 сентября 2020 13:08
                    В Нуклоне пока нет турбин
                    А как там электричество будет вырабатываться?
    3. 0
      24 сентября 2020 22:31
      Судя по всему то что нам показали на фотографиях аппарат 200 киловатного класса а мегаваттного ещё в железе нет по этому и нужно 10 на его постройку и испытания тем более для него а он будет весить тонн 30 сейчас нет ракеты Ангара А5В только в 2027ом должна полететь.
      1. +1
        26 сентября 2020 05:27
        Вадим не забывайте, что у нас есть ракета Энергия. Завод в Самаре сделает ее за год. Это 100 тонн, да еще на кислород-водороде.
        1. 0
          1 октября 2020 05:00
          Нету у нас "Энергии". Делать и испытывать ее заново - как раз 10 лет и уйдет. Да и не нужна, она от слова совсем.
  19. vka
    0
    25 сентября 2020 04:08
    Ухты аж дух захватывает- "Фобос-грунт" только в два раза больше, еще и радиоактивный, америкосы курят в сторонке !!!!! wassat
    1. -1
      25 сентября 2020 08:43
      Цитата: Falcon5555
      Грубо, не вдаваясь в тонкости - белое тело, это черное тело плюс отражение.

      А я бы попробовал сделать излучатель не белым и не черным, а прозрачным , трубка из кварцевого стекла заполнена металлической ватой сквозь которую проходит газ из турбины, очевидно отработанный газ будет иметь достаточно высокую температуру если на в ходе в турбину температура оценочно 1300*-1500*С то на выходе будет где то 600*С . В общем газ контактируя с металлической ватой нагреет ее до свечения и она светится сквозь стекло, в космос (как лампа накаливания) , подозреваю, что такой способ давно кому то известен, но это не умоляет его эффективности
      А вот турбины может и не быть , вплоне возможно ,что там МГД генератор.
      По внешнему виду ,аппарата, было бы логичным поставить спереди щит который затенял бы излучатели , то есть предохранял бы их от мелкой космической пыли , ведь скорость движения очень высока.
      1. 0
        25 сентября 2020 13:16
        У них идея в том, чтобы излучатель был, в основном, твердотельный, чтобы микрометеориты не выпустили теплоноситель.
        Куда летят микрометеориты - черт их знает. Наверно в целом вращаются вокруг солнца как платеты или вокруг планет как их спутники. Ориентация корабля будет зависеть от многих других обстоятельств. Например, при приближении к цели своего полета он будет очень долго тормозиться и лететь задом вперед. Щит от пыли спереди может не помочь.
  20. 0
    25 сентября 2020 09:58
    А нельзя ли охлаждат и рабочим телом для електрореактивних двигателей. Они и так вьибрасивается.
    1. -1
      25 сентября 2020 15:42
      А если нам не как объяснили , типа реактор греет газ он крутит турбину и далее охлаждается в излучателе, ведь на снимке есть длинная решетчатая труба 1.2 м диаметром внутри которой другая много меньшего диаметра , тогда логично предположить , что в реакторе чего то испаряется ионизируется и и попадает во внутреннюю трубу , эти ионизированные пары ускоряются магнитным полем от сверхпроводящих магнитов расположенных в наружной решетчатой трубе, а радиаторы излучатели охлаждают теплоноситель водород для этих магнитов, естественно перепад температур там иной оттого они и сделаны черного цвета.. таким образом аппарат имеет один ионный двигатель , по центру ,а те четыре по краям на обычном топливе.
  21. -1
    25 сентября 2020 15:56
    После фразы
    В ближайшее время отечественная промышленность начнет разработку перспективного космического комплекса «Нуклон».

    всякое желание читать данный опус пропало... Уже наверное и разработчики всяких этих "чудо-проектов" со счета сбились, каким очередным чудом-юдом они собираются нас удивить. Со времен развала Ссоюза так ничего и не разработали и до ума не довели, все пустыми прожектами балуются, да космическое начальство бабло пилит на этих с позволения сказать "проектах"...
    1. 0
      26 сентября 2020 23:40
      Союз МС довели до ума, на МКС за 6 часов. Солнцеликие американцы летят 19 часов. Чем тебе не успех? Или это другое, понимать надо?
      1. 0
        27 сентября 2020 14:49
        Союз МС довели до ума, на МКС за 6 часов.

        Тебя ничего не напрягает в названии "Союз МС"? На старый советский космический корабль прикрутили цифровую систему управления - достижение достойное "космической" державы... Это теперь называется довели до ума? А то что американцы разработали новый космический корабль с нуля, которого у них не было и который однако полетел и успешно вернулся, ну это ж семечки на фоне такого нашего глобального достижения как прикрутить новую систему управления к старому кораблю...
  22. 0
    25 сентября 2020 23:08
    А вот у менч такой вопрос: наш космический сказочник (Рогозин который), етот грузовик будет раскрашивать под хохлому или нет? По всему остальному у руководства Роскосмоса похоже полная ясность и понимание
  23. 0
    26 сентября 2020 05:23
    Жаль что я не доживу когда увижу это чудо техники.
  24. 0
    26 сентября 2020 09:46
    Искренне хочу порадоваться... Но трудно. Как бы потом проект не закрыли как бесперспективный. А вот денег на нём нормально попилят...
  25. 0
    26 сентября 2020 23:38
    Ну какого нафиг капельного типа? Автор свои фотографии их статьи даже не посмотрел? Зачем писать лажу? Ну хочешь написать статью - собери материал, проведи себе ликбез! Никакой ответственности за чушь...
    1. 0
      28 сентября 2020 08:25
      Цитата: agond
      А я бы попробовал сделать излучатель не белым и не черным, а прозрачным , трубка из кварцевого стекла заполнена металлической ватой сквозь которую проходит газ из турбины, очевидно отработанный газ будет иметь достаточно высокую температуру если на в ходе в турбину температура оценочно 1300*-1500*С то на выходе будет где то 600*С . газ контактируя с металлической ватой нагреет ее до свечения и она светится сквозь стекло, в космос (как лампа накаливания)


      ...данное описание устройства прозрачного излучателя у кого то вызвало негативную реакцию и мне поставили минус... и чего мы хотим.
  26. +1
    30 сентября 2020 20:59
    Всякие якобы реальные технические проекты сроком более 5 лет - хитрость Х.Насреддина.
  27. 0
    19 ноября 2020 10:30
    В период СССР, была строгая секретность новых научных и технологических разработок, защищающий их от вражеских разведок и позволяющих производить новое оружие и технику, которое ставила врагов СССР в тупик! Сейчас же, о новых и часто совершенно секретных разработках, начинают говорить и писать,( включая фотографии), прямо с момента их задумки! Это наглядно видно и в этой статье! Кому это надо? Только врагам!!! Идеи и технологии, надо беречь, как "зеницу ока"! А ФСБ и контрразведке, надо чётче и внимательнее работать, что бы в СМИ, не попадала подобная информация! Надо провести чистку чиновничьего аппарата, начиная с правительства, Госдумы, Совета Федерации и кончая, всеми работниками НИИ и оборонной промышленности, на предмет соблюдении гос. секретов и гос. тайны, утечки и продажи секретной информации!!! Иначе, наши враги, будут создавать технологии и оружие, - раньше нас самих! И защиту от него! Обидно!, во что превратилась страна?! Где стал править - " золотой телец"!
    В том числе и в важнейшей области - Защита государства!!!
  28. 0
    29 ноября 2020 14:02
    Дай бог, чтобы не закончилось на стадии "рамы" и "мультиков". Сколько раз руководители отрасли всех обманывали, сколько раз все меняли/отменяли, множились лишь несбыточные программы.

    "Транспортно-энергетический модуль (ТЭМ) открытой архитектуры..." - это интересный подход, это хороший "шаблон проектирования", поощряющий унификацию, модульность. При последовательном применении системного проектирования (т.е. мы Сначала решаем "что", "куда" и "зачем" возить и все буксируемые нагрузки проектируем совместимыми с этим буксиром и/или упаковываем их в унифицированные "контейнеры-переносчики") это позволяет снизить расходы и повысить надежность систем.

    Но, турбина, генератор, преобразующие тепло в электричество... неужели опять "пароход" делают?
    При большом фундаментальном заделе в области физики плазмы, физики лазеров и ускорителей, фазовых переходов и сверхпроводимости. Раз уж все так уверены, что нужно лететь на Марсу, на Юпитер и Сатурн, то нужно замахиваться на более амбициозную задачу - создание действительно прорывной технологии.
    Это должна быть машина вообще без всяких "турбин", а некий МГД генератор на принципах, аналогичных механизму "турбулентного динамо", лазеров и генераторов СВЧ. "Накачка" от ядерного реактора, цепочка преобразований энергии между разными масштабами (от атомных и молекулярных до макроскопических вихрей и волн), с прямой генерацией электромагнитных волн, которыми разгонять в резонаторе рабочее тело, по принципу параметрического резонанса, минуя термодинамическое нагревание (что давно и широко используется в мощных ускорителях частиц, генераторах УФ и рентгеновского излучения).

    На polk26l 19 ноября 2020 10:30
    Время совсем другое. Тем более, машина предназанчена в первую очередь для научных (доставка исследовательских аппаратов к дальним планетам) и "народно-хозяйственных" целей (обслуживание группировок спутников, в основном связи и научных). Открытость в таких проектах куда полезнее глухой гос.тайны. И защищать это нужно не столько грифами "секретно", сколько патентами и созданием работающих систем, коммерчески доступных Потребителям (как это получалось с американцами - все, и друзья и враги, критически зависят от созданных ими информационных технологий). Конечно любые наши попытки доминирования в "космической логистике" будут очень враждебно встречены США.
    Но возможно получится сотрудничество в Европой, Китаем, Индией, Японией, Бразилией, Турцией, Ираном, Израилем, учитывая их технологический и научный рост.
  29. 0
    30 ноября 2020 12:17
    Данный "грузовик" для разгона будет толкать груз. Реактор у него на самом носу.
    Толкать реактором к тому же разогретым до 1600 градусов вряд-ли хорошая идея.
    Значит должна быть штанга которой передавать усилие с надёжным стыковочным узлом. Т.е. всё новые "грузы" которые планируется перемещать этим грузовиком должны оснащаться ответным соединительным узлом. А если планируется перемещать что то старое, то нужно делать какой то универсальный механизм захвата типа трёхпалой руки с длинными пальцами.

    Ещё та приблуда получится...
  30. +1
    23 декабря 2020 05:01
    Да уже давно обсуждался этот проект как нереальный. Сделать его конечно можно, но это будет махина с очень низким КПД использования. И соответственно, пользы от неё будет немного. Основная проблема - охлаждение. Так как 60-70% ядерной реакции переходит в тепло, то это тепло надо как-то выбрасывать в космос. На Земле это охлаждение происходит с помощью воздуха, воды... Тепло водой рассеивается в окружающей среде Земли. Но в космосе нет воздуха и воды. Там можно охлаждать только за счёт инфракрасного излучения тепла в открытый космос. А это очень слабое охлаждение. Нужны огромные радиаторы. Короче, ракета будет огромный летающий "радиатор". Российские разработчики придумали "капельное" охлаждение, но на практике оно оказалось трудно осуществимым. Поэтому, вряд ли получится что-то рентабельное... Единственный путь - это повышение КПД преобразования атомной реакции в электричество, минуя тепловой этап. Но на это нужны новые разработки и новые открытия...