Авианосец Enterprise. Первый атомный авианосец в истории

25

USS Enterprise (CVN-65) в Атлантике, 2004 год

Авианосец Enterprise, спущенный на воду 24 сентября 1960 года, стал не только первым авианосцем с ядерной силовой энергетической установкой, но и первым и единственным кораблем, построенным по данному проекту. Авианосцу принадлежит сразу несколько рекордов. К примеру, на момент создания это был крупнейший боевой корабль. Также авианосец Enterprise стал первым боевым кораблем с ядерной энергетической установкой, принявшим участие в реальных боевых действиях. Среди рекордов этого атомного авианосца значатся и рекорд по количеству боевых вылетов самолетов за сутки, а также рекорд по продолжительности службы в ВМС США: корабль был выведен из боевого состава флота только в 2012 году.

Enterprise, или «Большой Э»


Ударный атомный авианосец американского флота Enterprise стал первым кораблем подобного класса во всем мире. При этом в американском флоте это был уже восьмой корабль, получивший такое имя. Новый авианосец был прямым преемником своего знаменитого тезки, авианосца USS Enterprise периода Второй мировой войны. Как и его предшественник, за свои большие размеры и выдающиеся боевые возможности корабль получил на флоте прозвище «Большой Э». Всем своим видом, размерами и историей службы атомный авианосец Enterprise воплощал собой передовые достижения ВМС США в годы «холодной войны».



До сих пор авианосец USS Enterprise (CVN-65) удерживает рекорд по длине среди всех когда-либо построенных военных кораблей – 342 метра. Поражал корабль и своим водоизмещением. На момент постройки это был крупнейший из когда-либо строившихся военных кораблей. Полное водоизмещение авианосца составляло 93 400 тонн. Позднее этот рекорд будет побит только новыми американскими атомными авианосцами класса «Нимиц», полное водоизмещение которых перевалило за 100 тысяч тонн. Для сравнения: японский линкор «Ямато», крупнейший боевой корабль Второй мировой войны, имел полное водоизмещение 72 810 тонн при максимальной длине корпуса 263 метра.


Спуск на воду атомного авианосца Enterprise

Впечатляющее выглядел и размер авиакрыла авианосца «Энтерпрайз». На борту корабля могло находиться до 90 самолетов и вертолетов, хотя чаще всего размер авиакрыла был чуть более 60 летательных аппаратов. По размерам и возможностям это был настоящий плавучий город, в котором насчитывалось более 3,5 тысячи различных отсеков. На корабле могли с комфортом разместиться до 5800 человек, при этом стандартный размер экипажа составлял 3000 человек, еще 1800 человек составляло авиакрыло. На борту авианосца были два спортзала, две парикмахерских, собственная прачечная самообслуживания, свои часовня, библиотека и типография (на авианосце выходила ежедневная газета), а также кофейня и телевизионная студия.

Авианосец Enterprise должен был стать первым кораблем из шести построенных по данному проекту авианосцев, однако американский бюджет не справился с такой ношей, и Enterprise так и остался единственным кораблем серии. Стоимость судна в процессе строительства выросла до 451,3 миллиона долларов, в пересчете на цены 2019 года с учетом накопившейся инфляции стоимость одного корабля составила бы 4,11 миллиарда долларов. Стоимость постройки корабля оказалась сопоставима с постройкой двух авианосцев типа «Kitty Hawk», первые из которых были введены в состав флота одновременно с авианосцем Enterprise в 1961 году. При сопоставимом размере авиакрыла из 88 самолетов корабли типа «Kitty Hawk» были значительно дешевле, что также предопределило судьбу всей серии первых атомных авианосцев американского флота.

Особенности ядерной энергетической установки авианосца


«Энтерпрайз» стал единственным атомным авианосцем в истории, на борту которого было размещено больше двух ядерных реакторов. Энергетическая установка первого атомного авианосца состояла из 8 морских ядерных реакторов Westinghouse A2W. С целью обеспечения боевому кораблю дополнительной безопасности и повышения живучести энергетическую установку изначально разделили на 4 эшелона (практически 4 отдельных энергетических установки). Каждый эшелон состоял из двух реакторов, восьми парогенераторов, турбины, турбозубчатого агрегата и приводил в движение отдельный гребной вал. То, что гребных валов было четыре, также было заметной особенностью авианосца. Валы приводили во вращение четыре пятилопастных винта. С целью повышения маневренности боевого корабля и уменьшения радиуса циркуляции за каждым из четырех винтов был установлен собственный руль.


Часть авиакрыла авианосца USS Enterprise (CVN-65) в 1967 год

Общая мощность состоящей из 8 реакторов ядерной энергетической установки авианосца USS Enterprise (CVN-65) составляла 280 000 л.с. Этой мощности было достаточно, чтобы обеспечить кораблю исполинских размеров максимальную скорость хода 33,6 узла (62,2 км/ч). Максимальная дальность хода корабля без проведения работ по замене активной зоны реактора оценивалась примерно в 400 000 морских миль. Фактически возможности плавания корабля в этом аспекте были неограниченны.

Для проверки возможностей ядерной энергетической установки корабля было решено отправить его в кругосветное плавание. Так как вся первая половина 1960-х годов прошла под знаменем освоения человеком космоса, кругосветному плаванию решили дать символическое название «Морская орбита». Стоит отметить, что и сам авианосец «Энтерпрайз» имел отношение к космической программе США. В 1962 году на борту корабля располагалась одна из станций радиолокационного контроля, которая обеспечивала безопасность и слежение за полетом первого американского астронавта Джона Гленна.

Специально для кругосветного плавания «Морская орбита» в составе ВМС США было создано подразделение «Оперативная группа №1». В состав группы вошли три первых в американском флоте корабля с атомными энергетическими установками на борту. Помимо авианосца Enterprise это были атомный ракетный крейсер USS Long Beach (CGN-9) и атомный фрегат USS Bainbridge (CGN-25). Целью похода была демонстрация всему миру недостижимых ранее возможностей по автономному плаванию, на которое были способны только корабли с современными ядерными энергетическим установками. Операция, которая носила важный пропагандистский характер, продлилась 65 дней с 31 июля по 3 октября 1964 года. За это время три американских боевых корабля совершили кругосветное путешествие, пройдя без особых приключений и поломок 30 565 морских миль.


«Оперативная группа №1»

Рекорд по продолжительности службы в ВМС США


Авианосцу USS Enterprise (CVN-65) принадлежит рекорд по нахождению на военной службе в составе ВМС США. Корабль прослужил в американском флоте больше полувека. Авианосец был заложен на верфи Newport News Shipbuilding 4 февраля 1958 года. На воду первый атомный авианосец в истории был спущен ровно 60 лет назад – 24 сентября 1960 года. В состав ВМС США новый корабль был окончательно введен в ноябре 1961 года. Его служба с перерывами на ремонты и модернизации продлилась более 51 года и завершилась только 1 декабря 2012 года, когда авианосец официально исключили из списков флота. При этом от момента включения в состав флота до момента списания корабля 1 февраля 2017 года прошло более 55 лет.

Так как срок активной службы корабля превысил полвека, авианосец принял участие практически во всех значимых локальных конфликтах и операциях, в которых участвовал американский флот. Дебют авианосца пришелся на период Карибского кризиса. В 1962 году корабль в составе Атлантического флота США участвовал в морской блокаде Кубы. Затем последовала вьетнамская война, в которой атомный авианосец, включенный в состав 7-го флота США, участвовал уже с декабря 1965 года. Именно на период вьетнамской войны приходится рекорд по количеству совершенных за сутки боевых вылетов, количество которых доходило до 165.

Также именно во время вьетнамской войны атомный авианосец единственный раз находился на краю гибели. Корабль, находящийся вне досягаемости средств поражения противника, едва не погубила халатность. Вследствие перегрева от реактивной струи работающего двигателя расположенного рядом со штабелем 127-мм НУР «Zuni» самолета произошел самопроизвольный пуск одной из ракет. Неуправляемый снаряд поразил стоящий рядом штурмовик, что привело к разливу топлива и последующему пожару с подрывом авиационных бомб и беспорядочным запуском неуправляемых ракет. Начавшийся утром 14 января 1969 года пожар удалось потушить только через три часа. При этом в результате взрывов и пожара погибло 28 человек, еще 314 членов команды получили ранения разной степени тяжести и ожоги, также было полностью уничтожено 15 самолетов. Общий ущерб от пожара и взрывов на борту оценили в 126 миллионов долларов. Ремонт корабля продлился 51 день.


Авианосец USS Enterprise (CVN-65) в предпоследнем своем походе в июле 2011 года, на переднем плане

В дальнейшем атомный авианосец Enterprise продолжал участие во вьетнамской войне, а в апреле 1975 года участвовал в эвакуации из Сайгона американских граждан, а также граждан Южного Вьетнама. В 1998 году авианосец принимал участие в военной операции против Ирака «Пустынная лиса», возглавив задействованную США ударную группировку. В дальнейшем корабль использовался во время боевых действий против талибов в Афганистане в конце 2001 года, а в 2003-2004 годах — в операции «Свобода Ираку». Последний поход продолжительностью 8 месяцев атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65) завершил 4 ноября 2012 года. Всего же за время службы авианосец выходил в море 25 раз.

От идеи превращать уникальный корабль в плавучий музей американцы отказались. Данное решение посчитали слишком дорогим, сложным и небезопасным. Корабль решено было отправить на металлолом, все вооружение с авианосца было демонтировано, реакторы деактивированы. Единственным сохранившимся элементом от первого в истории атомного авианосца может стать его надстройка-«остров», которую могут сохранить и установить на берегу в качестве памятного мемориала.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    24 сентября 2020 05:33
    Умеют американцы строить корабли, надо отдать им должное...
    1. +2
      24 сентября 2020 11:37
      Согласен полностью с дядей Ли!
    2. 0
      29 сентября 2020 06:00
      Уме_ЛИ - надо не только знать фактуру, но уметь ее хотя бы первично анализировать: достаточно для сравнения посмотреть на эпопею с "Джеральдом Фордом", как и на проблемы с последними авианосцами, поддержанием боеспособности и эпик фейлом с "Бономм Ричард", пусть последний и УДК.
  2. +3
    24 сентября 2020 05:40
    эпохальный корабль good
    1. -24
      24 сентября 2020 05:59
      Смотря для кого...и большая цель для наших ракет...не разделяю восторгов по поводу нашего потенциального врага.
  3. +6
    24 сентября 2020 05:58
    Хорошая статья. Интересная и познавательная.
    1. +1
      24 сентября 2020 06:24
      Цитата: Вождь краснокожих
      Хорошая статья. Интересная и познавательная.

      Правда вот самое первое фото дано в зеральном отображении.
  4. -17
    24 сентября 2020 06:05
    Чем больше шкаф, тем громче падает
    1. -13
      24 сентября 2020 06:07
      Чем больше шкаф, тем громче падает

      Тут некоторые вам скажут что в этот шкаф еще надо попасть...якобы есть проблемы с целеуказанием.
      1. -14
        24 сентября 2020 06:08
        По всей АУГ промахнуться сложно.
        1. -11
          24 сентября 2020 06:11
          Океан большой ...масштабы такие что можно и промахнуться...тут главное вовремя обнаружить АУГ а дальше наводим на нее беспилотники...впрочем есть еще загоризонтные РЛС в какой то мере они могут опознать АУГ.
          1. -11
            24 сентября 2020 06:12
            Такие цели отслеживают постоянно и всеми средствами включая агентурные.
            1. -10
              24 сентября 2020 06:18
              Такие цели отслеживают постоянно и всеми средствами включая агентурные.

              Это радует...надеюсь когда нибудь по всему нашему побережью будет создана эшелонированная оборона из гиперракет типа земля-корабль работающая полностью в автоматизированном режиме.
              И тогда ни одна вражья АУГ не посмеет приблизиться к нашим границам ближе радиуса наших ракет.
            2. +14
              24 сентября 2020 10:29
              Цитата: НДР-791
              Такие цели отслеживают постоянно и всеми средствами включая агентурные.

              В 1983 году советская разведка потеряла целых два авианосца которые потом могли имитировать бомба штурмовой удар по наших курильским островам. Так что сказки в другом раздельно. А теперь представьте возможности Советского Союза и современной России
              1. +6
                24 сентября 2020 12:32
                Цитата: certero
                В 1983 году советская разведка потеряла целых два авианосца которые потом могли имитировать бомба штурмовой удар по наших курильским островам.

                На СФ примерно в те же времена потеряли "Америку": палубные самолёты летают, обнаруживаются, классифицируются - а самого АВ нигде нет. Только потом выяснилось, что американцы загнали АВ в норвежские шхеры.
  5. +4
    24 сентября 2020 07:09
    Не было ни каких преград для СССР, чтобы тоже иметь в составе флота подобные боевые исполины. В техническо и финансовом планах это была сложная, но вполне решаемая задача. И только волюнтаризм и близорукость первых лиц государства поставили крест на атомной авианосной программе. А когда, наконец, энтузиасты "сумели продавить" этот вопрос, было уже поздно, страна исчезла с карты мира..
    Еще в в конце 60-х научный и промышенный потециал СССР вполне мог позволить построить Советский "Энтерпрайз"...
    1. +1
      24 сентября 2020 18:13
      Он никогда небыл нужен. Не тогда. Не сейчас. Доктрина была другой. Вот килотонн в 60 посудина в ПВО конфигурации была бы кстати. По паре на каждый океанский флот. Но увы увы. Вы правильно сказали. Близорукость некоторых лиц помешала.
  6. +9
    24 сентября 2020 08:01
    У меня остались военные фотографии отца. Есть пару фото,где отец ,будучи матросом БПК "Красный Кавказ " фотографируется на фоне этого авианосца. Кстати отец получил 2-х недельный отпуск,за то,что первым установил визуальный контакт с авианосцем.
    1. -1
      24 сентября 2020 12:40
      Скажите пожалуйста, а почему было так важен визуальный контакт?
      1. +2
        24 сентября 2020 13:39
        Визуальная разведка: количество ЛА на верхней палубе,их виды,их вооружение ,лс на палубе ,звания. Целостность и работоспособность систем корабля , и т.д
        1. +1
          24 сентября 2020 15:51
          Цитата: Шимшон
          Визуальная разведка: количество ЛА на верхней палубе,их виды,их вооружение ,лс на палубе ,звания. Целостность и работоспособность систем корабля , и т.д

          Плюс к тому, только визуально можно было окончательно подтвердить, что это действительно АВ. А не другая крупная цель - танкер или ККС - идущая не его месте в ордере и имитирующая собой АВ, в то время как сам АВ находится в другом месте.
  7. +7
    24 сентября 2020 08:39
    Авианосец был заложен на верфи Newport News Shipbuilding 4 февраля 1958 года. На воду первый атомный авианосец в истории был спущен ровно 60 лет назад – 24 сентября 1960 года. В состав ВМС США новый корабль был окончательно введен в ноябре 1961 года.

    Поражают не только размеры корабля,но и сроки постройки этого мастодонта
    Воистину-эпохальный корабль!
  8. +4
    24 сентября 2020 10:47
    Авианосец Enterprise активно использовали и в чисто мирных целях для популяризация науки, учебы в 60 годах в Америке.
  9. +5
    24 сентября 2020 15:38
    как бы не относился я к Америкосам но надо отдать должное строить они умеют корабли. Выглядит внушительно, настоящий гигант.
  10. 0
    21 октября 2020 21:10
    На нем и одни из первых в мире ПФАР антеннки. Впоследствии сняты, видимо без компьютеров ФАР нормально не работали. А три круга дипольных палочек на конической башне вероятно подобие советской РЛС "Резистор" для наведения группы противолодочных вертолетов. Тоже позднее убраны.