Для чего нужен демонстратор технологий NGAD?

42

Несколько недель назад командование военно-воздушных сил США объявило о новом достижении в сфере истребительной авиации. Утверждается, что перспективный проект самолета следующего поколения успешно доведен до стадии летных испытаний макета-демонстратора технологий. Никакие подробности этих работ не раскрываются, но это не мешает появлению оценок и прогнозов.

Последние достижения


Новости об успехах программы NGAD (Next-Generation Air Dominance – «Превосходство в воздухе следующего поколения») прозвучали в ходе очередной конференции Ассоциации ВВС США. О перспективных технологиях и последних достижениях рассказал помощник министра ВВС по закупкам и технологиям Уилл Ропер.



По его словам, построен и поднят в воздух макетный образец будущего истребителя, предназначенный для отработки новых технологий. Параллельно осуществляется отработка разнообразных приборов и систем для полноценного самолета. Технические подробности при этом не приводились. Облик и характеристики летающей лаборатории остаются неизвестными.

Особое внимание У. Ропер уделил технологиям разработки нового истребителя. Он создается полностью «в цифре», причем с применением новых подходов. В проекте реализуется открытая архитектура всех основных систем, гибкие методы разработки программного обеспечения и иные нововведения, способные повлиять на скорость и качество работ. Именно все эти меры, как утверждается, позволили разработать и построить макетный образец всего за год.

Демонстрация технологий


Готовый летный образец рассматривается в качестве демонстратора технологий, но не уточняется, каких именно. При создании истребителя 6 поколения необходимо отработать ряд принципиально новых решений, систем, приборов, методик и т.д. В теории, любой из таких вопросов сейчас могут изучать при помощи макетного образца.

Принимая во внимание сроки работ по NGAD, можно предполагать, что нынешние испытания преследуют достаточно скромные цели, хотя и эти мероприятия окажут самое серьезное влияние на дальнейшие этапы программы. Есть основания считать, что сегодняшний опытный самолет призван продемонстрировать перспективные технологии разработки авиационной техники.

По словам У. Ропера, по новым технологиям к настоящему времени был создан только один самолет – учебно-тренировочный T-7. Создание истребителя-бомбардировщика 6 поколения отличается куда большей сложностью и может нуждаться в дополнительных экспериментах. Вполне возможно, что при помощи нового опытного образца проверяется, в первую очередь, принципиальная возможность проектирования сложных прогрессивных конструкций «ускоренным цифровым» методом.


Если построенный самолет подтвердит жизнеспособность новых методов в рамках сложного проекта, то работы по NGAD продолжатся, причем уже с расчетом на создание полноценного истребителя. При этом возможно появление новых летающих лабораторий с теми или иными задачами – разработка такой техники не будет отнимать много времени и средств.

Современные цифровые технологии предлагается использовать не только при проектировании, но и в ходе подготовки к испытаниям. Так, помощник министра упоминал, что новый макетный образец перед строительством прошел проверку «в цифре». Соответственно, круг задач для реальных испытательных полетов сокращается. То же может произойти и с будущими самолетами-демонстраторами.

Экономия времени на проектировании и испытаниях будет иметь очевидные последствия. Полный процесс создания самолета, со всеми опытами и макетами, займет меньше времени, но не приведет к каким-либо потерям. Кроме того, возможен иной вариант: в те же сроки, что и сейчас, выполнят больший объем работ.

Сферы исследований


Основные взгляды на будущее поколение истребителей уже известны, что позволяет представить основные направления перспективных научно-исследовательских работ. Для поисков и проверок в этих областях могут использовать различные самолеты-демонстраторы. Более того, существующее изделие для программы NGAD, по всей видимости, тоже будет задействовано в этом процессе.

Считается, что истребитель 6 поколения должен отличаться улучшенными характеристиками малозаметности во всех диапазонах, повышенными летно-техническими характеристиками, более развитым радиоэлектронным оборудованием и т.д. Развивая идеи предыдущего поколения, такие самолеты получат «умную обшивку», обеспечивающую круговой обзор, улучшенные средства связи и управления, новые системы автоматизации основных процессов и т.д. Всерьез рассматривается возможность создания опционально пилотируемых машин – в зависимости от поставленной задачи и различных факторов, истребитель будет работать с летчиком на борту или без него.

Поскольку какие-либо данные о демонстраторе программы NGAD пока отсутствуют, можно предполагать, что он способен решать любые исследовательские задачи. Наиболее вероятной при этом выглядит отработка нового аэродинамического облика, обеспечивающего улучшенное соотношение летных и стелс-характеристик.

В прошлом потенциальные участники программы NGAD показывали свои варианты экстерьера перспективного истребителя. Такие «изделия» существенно отличаются даже от современных самолетов последнего поколения и, по-видимому, их облик нуждается в дополнительной проверке – в цифровом виде, в аэродинамической трубе и в небе.

Принципиальная новизна


Издание The Drive выдвигает смелую версию о целях программы NGAD и текущих работ с летающей лабораторией. Оно предполагает, что итогом программы станет не некий самолет с повышенными характеристиками, но полноценная многоцелевая унифицированная платформа.


Возможно создание самолета-платформы тактического класса с модульной, в т.ч. сменной целевой нагрузкой. Такая машина сможет строиться в разных модификациях, каждая из которых будет иметь свои функции. Комплекс в сборе сможет выполнять все предполагаемые задачи, а унификация упростит массовое производство и эксплуатацию. Общие средства связи и управления позволят разным элементам комплекса работать вместе и получать максимальные практические результаты.

Таким образом, в будущем ВВС и ВМС США действительно смогут получить истребитель 6 поколения – быстрый, маневренный, почти незаметный и высокоэффективный. Однако это будет не самостоятельный самолет, а только часть более крупного универсального комплекса с рядом разнообразных пилотируемых и беспилотных машин.

В пользу версии The Drive говорит тот факт, что ВВС требуют отрабатывать принципиально новые подходы к проектированию. С их помощью планируется ускорить опытно-конструкторские работы – что может быть полезно при создании единой платформы и техники на ее базе.

Из прошлого в будущее


В прошлом авиастроители США неоднократно прибегали к строительству разнообразных демонстраторов технологий и летающих лабораторий. В недавнем прошлом при помощи таких изделий создавались два будущих истребителя 5 поколения. Теперь подобные подходы используются в контексте дальнейшего развития авиации.

Как выглядит, как построен и для чего необходим нынешний демонстратор программы NGAD – неизвестно. Однако уже сейчас понятно, насколько такая машина важна и ценна для проекта в целом. При этом летающая лаборатория интересна не только заказчику и разработчику. Информацию о ней ждут в зарубежных странах, чтобы оценить последние американские работы и определить их перспективы. Кроме того, документы по NGAD должен будет рассмотреть Конгресс – чтобы определить, как соотносятся нынешние траты и преимущества в будущем.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    29 сентября 2020 05:24
    Пропаганда и распил бабла по американскому образцу.
    1. +3
      29 сентября 2020 05:51
      Игорь, чего вас так заботит "Пропаганда и распил бабла по американскому образцу" ??? И с чего вы взяли и то и другое ??? Это вам Рогозин и ему подобные сказали ? А может полосатые со всё возрастающим ускорением начинают уходить в ОЧЕРЕДНОЙ технологический отрыв ? И. Маск в 2022 ,вдруг, запустит свой тестовый демонстратор на Марс... Рогозин в очередной раз будет уже на Альфу Центавру тогда собираться ??? Или великий центр-стояк в столице строить для управляющих барыг-менеджеров ? Что-бы иметь технологии 6-го уровня, нужно для начала иметь голову на плечах, а не репу для жратвы + соответствующее высокотехнологичное интеллектуальное производство с первоклассным инженерным корпусом... а не трубы курить с гигантскими финансово-политическими просчётами. Как итог...вам просто завидно. Извиняйте если что winked
      1. +4
        29 сентября 2020 06:36
        Цитата: viktor_ui
        Извиняйте если что

        извиняться за правду-моветон. smile
        1. -6
          29 сентября 2020 08:13
          Цитата: viktor_ui
          Маск в 2022 ,вдруг, запустит свой тестовый демонстратор на Марс

          wassat

          Не желаешь туда слетать?
          Сдохнуть есть желание?

          Может сам твой идол прошвырнется на Марс и обратно.

          "Вдруг" будет пук. laughing

          Всё чем занят маск это работы шестидесятых годов прошлого века - сжигание керосина и сотрясание воздуха своими бравадами о покорении соседних планет.

          Многоразовые ступени ракет. Полёт человека на Марс. (Луну ведь уже покорил человек)

          Возможно маск зарабатывает бабло на своей цыганщине. Разводит лохов.

          Маск есть Дуремар.
          Шарлатан.
          Рубит бабки на лохах под аплодисменты последних.

          Пока маск занимается разводом лохов инженеры создают действительно потрясающие космические технологии. Я говорю о русских инженерах.
          1. -3
            29 сентября 2020 08:25
            Маск есть Дуремар.
            Шарлатан.

            Я бы его современным Остапом Бендером назвал. Проходила тут информация, что акции Tesla стоят в 4 раза дороже, чем должны. Компания не стоит столько, мыльный пузырь это, но ... цены на акции опять поползли вверх... Уметь надо...
            1. +5
              29 сентября 2020 18:50
              Смотрите не на акции Тесла, а на количество заводов Тесла.
              В Штатах, в Шанхае, на строящийся в Германии.
              На постоянно растущий годовой выпуск автомобилей.
              Это материальные ценности.
              Смотрите на количество ракет, которые он запускает в месяц, в год.
              Больше, чем государства.
              На количество спутников, которые у него уже на орбите.
              Через год у Маска будет больше действующих спутников, чем
              у всех государств мира вместе взятых.
              1. 1_2
                -1
                30 сентября 2020 10:26
                убытки Теслы 2 млрд в год, то что он построил на чужие деньги заводы, это говорит только что часть денег он присвоил( типичный жулик), электроавто проще в изготовлении его даже папуасы научатся делать, китайцы уже делают и китай электро авто будет дешевле поделок Запада, значитТесле светят только убытки в КНР, его спасет только запрет импорта в США электро авто из КНР. пуски ракет и запуск спутников осуществляются исключительно на деньги НАСА и Пентагона, Маск ничего не зарабатывает на свободном рынке, он часть НАСА и выполняет гос заказы пока работает станок ФРС, обрушится бакс и все "Маски" США рухнут вместе со всей долговой экономикой США
          2. +9
            29 сентября 2020 09:23
            Несколько лет назад на страницах ВО происходил захлебывающийся троллинг работы Маска. Поройтесь в архивах. Судя по тем статьям изделия Маска не могли быть построены, если построены - не могли взлететь, если бы взлетели - не смогли бы приземлиться, а уж если приземлились то не смогли бы быть запущены снова. Все это очень напоминало украинские статьи о крымском мосту в 2015 - 2018 годах. И что теперь? Драконы Маска летают. Точка. А нашим деятелям с трудом удалось прервать череду крушений существующих ракет. Про новые пока речи нет вообще.
      2. -7
        29 сентября 2020 07:15
        Извиняю,вы не понимаете разве что в США капиталисты зарабатывают с использованием якобы новых технологий и обещают уйти в отрыв,а наши пока так не научились и используют старые проверенные методы,но в результате обогащается небольшая кучка,а то что вы поклонник США и Апле, ясно по тексту,как вы их превозносите,вы наверное не сомневаетесь в чесности американских капиталистов.
        1. +1
          29 сентября 2020 07:33
          Мне ешо инженеринг Немцев, Япов, Израиля, Южной Кореи, Финлядии, Канады...нравиться если что. Китай подтягивается. Апле-макинтош мой первый ПК... и таки да, я поклонник и адепт И. Маска и NASA - ведь с ними так интересно заглядывать в уже открывшееся будущее.
          Якобы новые технологий - убийственная у вас просто трактовка ... очень удобненько особя в плане старых проверенных методов ( пример бы хотелось )
          1. -3
            29 сентября 2020 07:44
            Вы наверное сильно удивитесь когда китайцы высадятся на Луну и начнут строить базу,а у Маска ничего не получится.
            1. -3
              29 сентября 2020 21:09
              Этому никто не удивится smile
            2. 1_2
              -2
              30 сентября 2020 10:27
              это невозможно, потому что на Луне радиация в 200 раз больше чем на Земле
    2. +1
      29 сентября 2020 09:51
      Вы забываете про отработку тех процесса и развитие перспективных идей, улучшение пред. технологии.
      Если бы только распил бабла...но увы.
  2. +2
    29 сентября 2020 06:35
    Так и не понял, о чём статья. Кроме слов Уилла Ропера нет ничего.
    1. +2
      29 сентября 2020 06:51
      Статья, конкретно, о очередном витке развития ВВС на базе 6-ой платформы - НИОКР+демонстратор. Работа в разгаре если чо wink За раельными фото и видео обращаться в госдеп...автор не приделах bully
  3. +3
    29 сентября 2020 09:04
    По рендерам - бесхвостка, управляемый вектор не замечен, воздухозаборник на больших углах будет в тени. То есть, слово "маневренный" можно сразу условно делить на три (а если с пилотом то на все 10). ...если они не изобрели антигравитационный двигатель, конечно.
    1. 0
      29 сентября 2020 18:41
      Хвостовое оперение можно сделать втягивающимся в фюзеляж.
      Тогда на крейсерском полете достигается максимальная малозаметность,
      а в бою - максимальная маневренность.
  4. +2
    29 сентября 2020 09:25
    Главное, чтобы летающий "Замволт" в итоге не получился. А так - неплохой щелчок по носу нашим воякам. На то и щука, чтоб карась не дремал.
  5. +4
    29 сентября 2020 09:29
    Слова «6 поколение» не используют в США, используют термин «следующие поколение». Похоже они хотят сделать что-то другое, не продолжение 5 поколения, а новый класс. Как с конвертопланами.
    Пока известно про идею модульности. Во время конкурса на JSF, X35А переделали в X35В. Возможно хотят что-бы такое смогли делать техники непосредственно на базах, за короткий срок. В проект Loyal Wingman от Боинг это уже закладывается. Так же сейчас испытывается самолёт Firebird, который за пару часов превращается из пилотируемого в беспилотный.
    1. 0
      29 сентября 2020 09:40
      Другое направление это Lockheed SR-72. Продолжение SR-71. Пока говорят о разведывательном беспилотном гиперзвуковом самолете, с максимальной скоростью 6М. В теории могут сделать и ударный и опционально пилотируемый варианты.

      Кому интересно ещё видео на тему:
  6. +2
    29 сентября 2020 10:21
    Так в чем отличие нового самолета от 5 поколения? Не аджайловских методов проектирования, а самой машины? Модульность? Так и сейчас она реализуется широким спектром вооружения и подвесными контейнерами.
    1. -1
      29 сентября 2020 15:26
      Вот кратко - https://vz.ru/world/2020/9/28/1062592.html

      Через неделю на будет ВО в перессказе Р. Скоморохова
  7. -4
    29 сентября 2020 11:27
    Очередной роспил бабла. Даже сами американцы признают что у них расходы на супер пупер вафли раздуты в десятки раз по сравнению с российскими и китайскими. Адекватные люди молча делают работу а не кричат на весь мир о том какие крутые вещи они создают. А по поводу отсутствия у России таких наработок вспомонаю как кричали американцы что буревестник и посейдон это полная брехня. А теперь когда надо снв3 продлить требуют их туда включить.
    1. +1
      29 сентября 2020 16:40
      Вот не догоняет наш пипл... Не понимает всей грандиозности задуманного. Пока янки теряют время на всякие там шестые поколения, русские поставили на авиацию реформатора Сердюкова. Он же дока в мебельных делах, а российская авиация начиналась как раз с кроватных мастерских. Дошло? Ну то-то же. Еще немного и российские летающие этажерки по примеру Матиаса Руста смогут захватывать площади неприятельских столиц. Враг будет разбит и победа будет за нами. Вот так-то. Голову нужно иметь на плечах, а не тухес! Этот гениальный план врагу никогда не разгадать...
      1. 0
        1 октября 2020 00:02
        Цитата: c2020
        русские поставили на авиацию реформатора Сердюкова

        Русские ли? Иногда возникают сомнения, право.
        1. -2
          2 октября 2020 18:48
          - Так евреи у вас остались только у шоу-бизнесе, а в самых разных КБ, где в советскую эпоху их было "море", сейчас только таджики конструруют МБР и АПЛ...
  8. 0
    29 сентября 2020 18:30
    Самое интересное: просочились сведения, что
    производить новый самолет Пентагон отдаст не Локхиду,
    не Боингу, и не Нордроп Грумману. belay
    А какой-то новой фирме.
    1. -1
      29 сентября 2020 18:48
      А где такое прочитали? И кто это может быть в теории? Кроме General Atomics ничего в голову не приходит, все остальные либо в Боинге либо в Локхид, кроме Нордроп.
      Они давно напрягаются что у них осталось 3 военных авиа производителя и новые системы проектирования направлены на снижение порога входа.
    2. 0
      29 сентября 2020 18:59
      Возможно General Dynamics Corporation возвращается в военный авиационный рынок.
    3. 0
      1 октября 2020 00:06
      Цитата: voyaka uh
      какой-то новой фирме

      С 35-м много проблем. Очевидно, что для успешного создания более сложных систем необходимо менять подходы и, на всякий случай, подрядчика.
      1. 0
        1 октября 2020 00:20
        Локхид перегружен заказами. Они делают слишком много наименований
        военной продукции.
        А известно, что быстро растущая фирма-гигант становится плохо управляемой.
        Что ярко видно на примере Боинг.
        Есть резон крупный подряд дать кому-то новому, но с амбициями
        пробиться наверх.
      2. 0
        1 октября 2020 00:41
        Цитата: Борис ⁣Бритва
        С 35-м много проблем.

        Со всеми самолётами много проблем. 35му просто крайне много внимание, он беспрецедентный самолёт.
        Цитата: Борис ⁣Бритва
        на всякий случай, подрядчика.

        Официальные лица ВВС США постоянно ноют на 3 темы:
        1. Рост возможностей Китая.
        2. Нехватку квалифицированных пилотов
        3. Мало подрядчиков.

        2+1 компании производителя авиации их в корне не устраивает. Причём Локхед и Боинг находят компромиссы и картельный сговор уже возможен. Для гражданина и чиновника США это красная тряпка. Конкуренция их конёк.
        1. +1
          1 октября 2020 01:15
          Цитата: OgnennyiKotik
          Со всеми самолётами много проблем

          Не, ну наш "худеющий" за счет ненужных запчастей ИЛ, конечно, вне всякой конкуренции. Но у 35-го проблемы несколько другого рода. Там деньги есть и идут они в дело, а потому есть и все необходимое, включая соответствующее число квалифицированных специалистов, по-отдельности способных надлежащим образом решить поставленные каждому из них задачи. Проблема лишь в том, чтобы увязать в единое целое результаты их труда. А это как раз вопрос системы управления, системы проектирования.

          Цитата: OgnennyiKotik
          картельный сговор уже возможен. Для гражданина и чиновника США это красная тряпка. Конкуренция их конёк.

          Каменный век, право. Им бы нормальных передовых управленцев, вроде нашего Сердюкова. Они бы махом всем объяснили, что лучше уничтожения конкуренции в отрасли может быть только полное уничтожение самой отрасли. В идеале - деньги госзаказчика, минуя все эти муторные, опостылевшие проводки через производство, должны напрямую поступать в чей надо карман.
          1. 0
            1 октября 2020 01:23
            Цитата: Борис ⁣Бритва
            Им бы нормальных передовых управленцев, вроде нашего Сердюкова.

            После его выступлений понимаешь, что в авиационной промышленности положительных результатов ждать не стоит.
            1. 0
              1 октября 2020 01:32
              Цитата: OgnennyiKotik
              в авиационной промышленности положительных результатов ждать не стоит

              Смотрите шире. Ведь кто-то же его снова вытащил, от грязи отряхнул и в дело пристроил. Значит этого кого-то вполне устраивает деятельность данного хлопца. Значит этот кто-то разделяет его подходы. Между тем, очевидно, что этот кто-то фигура гораздо большего масштаба, чем сам Сердюков, а значит, он управляет чем-то побольше, чем текущая сфера ответственности нашего уважаемого бывшего министра обороны. А следовательно, положительных результатов не нужно ожидать не только в авиастроении, но еще и в чем-то гораздо большем.
              1. 0
                1 октября 2020 01:43
                Цитата: Борис ⁣Бритва
                А следовательно, положительных результатов не нужно ожидать не только в авиастроении, но еще и в чем-то гораздо большем.

                Положительных результатов в России нет с 2012 года. Думаю в ком проблема, ответ очевиден.
                1. 0
                  1 октября 2020 02:25
                  Цитата: OgnennyiKotik
                  Положительных результатов в России нет с 2012 года.

                  А до этого они так и перли. Удушением чудом переживших 90-е научных центров, путем перенаправления питавших их ранее и без того скудных финансовых потоков на строительство очередного офиса для Чубайса - кто по-вашему занимался? И это один из множества вопросов.
          2. +2
            1 октября 2020 18:41
            Ф-35 можно использовать на разных уровнях.
            Или как обычный истребитель-бомбардировщик. Менее заметный
            для радаров. Подлетел, сбросил пару точных бомб, улетел невредимым. Ура! smile
            Это где-то 50% его возможностей.
            Или как часть стратегической наступательной системы, когда их
            много. Как часть сети, включающей все рода войск. Еще ни разу
            не проверенной в бою.
            И это трудная часть использования. Требующая спецов и спецоборудования
            на всей уровнях и во всех родах войск.
    4. 0
      1 октября 2020 18:11
      А какой-то новой фирме.


      Пентагон хочет диверсификации иразбавить большую тройку игроков. Поэтому будут подтягивать новые компании вроде текстрона. На наса посмотрели и решили что толк в таком подходе есть.
  9. +1
    29 сентября 2020 23:33
    Кроме того, документы по NGAD должен будет рассмотреть Конгресс – чтобы определить, как соотносятся нынешние траты и преимущества в будущем.
    ===
    да уж, зеленые бумажки еще в ходу, всем миром скинемся и на NGAD
  10. +1
    30 сентября 2020 22:47
    "Для чего нужен демонстратор технологий NGAD?" .
    Мне представляется что демонстратор технологии нужен в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать работоспособность Самой новой Модели Разработки, подходы которой, в значительной степени позаимствованы из Информационных Технологий (IT), такие как: Agile, SCRUM ("спринты" - это относительно короткие временные отрезки, на которых создаются полнценные прототипы продукта), Continuous Integration и пр. Важно показать, что они действительно способны дать те преимущества, которых от них ожидают и Заказчики и Разработчики.
    И конечно это почти 100% "цифровое проектирование". Это серьезные вызовы для устоявшихся процессов и отношений Заказчик-Разработчик, Подрядчик-Субподрядчик.
    Переиначивая широко известное в IT выказывание Линуса Торвальдса, создателя ядра Linux, - "Разговоры ничего не стоят, покажите мне код.", можно сказать "Разговоры ничего не стоят, покажите нам самолет."