По заветам «Фердинанда»: в США готовы принять на вооружение гибридную Bradley

68

Источник: army.mil

Прогресс не остановить


Военные всегда любили все новое. Зачастую неограниченный бюджет позволял экспериментировать и выбирать наилучшее решение из предложенных. Вот и сейчас Управление по критическим технологиям армии США выделило 32 млн. долларов на разработку электрической трансмиссии для БМП Bradley. Очевидно, инженерные кадры в Соединенных Штатах осознали всю бесперспективность дальнейшего совершенствования двигателей внутреннего сгорания и переключились на альтернативные технологии. Старая добрая схема привода движителей электрическими моторами, опробованная еще Фердинандом Порше на своей противотанковой САУ, оказалась востребованной в США. За технологическую часть отвечает британская BAE Systems, работающая в содружестве с конторой QinetiQ, которая сконструировала электротрансмиссию Modular EX-Drive. Этот блок моторов располагается поперек корпуса и приводит в движение ведущие колеса бронемашины. Как уже упоминалось выше, в качестве модели первоначально предполагается использовать американскую Bradley.


Источник: ukdj.imgix.net

Очевидным плюсом данного решения будет снижение нагрузок на основной мотор, играющий роль генератора. Отсутствие жесткой связи с трансмиссией положительно должно сказаться на ресурсе дизельного двигателя. Обороты мотора с электроприводом ведущих колес большую часть времени достаточно стабильны, что, в свою очередь, снижает средний расход топлива. Но главным бонусом от электрической трансмиссии становится практически неисчерпаемый источник электропитания для бортового оборудования. Если ранее требовалось сооружать мощные генераторы для подобных целей, а нередко и вспомогательные силовые установки, то сейчас потребности в них не будет. В BAE Systems утверждают, что электромоторы в сравнении с гидромеханической трансмиссией легче и компактнее. Еще лет пятнадцать-двадцать назад в это сложно было поверить, но сейчас для этого есть все основания. В совокупности электротрансмиссия Modular EX-Drive заменяет массу вспомогательного оборудования, что и итоге и дает выигрыш в массе. Да и прогресс в области электрического моторостроения не стоял на месте: техника во многом стала легче и компактнее.




Различные вариации Modular EX-Drive. Источник: youtube-канал QinetiQ

На данный момент QinetiQ разработала три типоразмера электрической трансмиссии. Для легкой бронетехники Light Tracker Military Vehicles, для «среднего класса» — Medium Tracker Military Vehicles и для тяжелых машин (вплоть до 80 тонн) — Heavy Tracker Military Vehicles. QinetiQ уже успел испытать прототипы на всех трех категориях бронетехники, в том числе и на танках Abrams. Преимуществом модульной системы Modular EX-Drive, которую QinetiQ разрабатывает с 1998 года, является возможность интеграции с небольшими переделками практически в любое современное моторно-трансмиссионное отделение бронетехники армии США. В качестве основных вариантов интеграции могут быть AMPV (бронированный многоцелевой автомобиль), САУ M109A7 и семейство РСЗО MLRS (Multiple Launch Rocket Systems).


Все бонусы HED. И ни одного минуса. Источник: assets.newatlas.com

Внимательный читатель наверняка заметит, что в заголовке материала упоминается гибридная Bradley. И действительно, электротрансмиссия является главной, но не единственной частью технических инноваций в БМП армии США. Вся эта электрическая история, созданная по мотивам немецкой самоходки «Фердинанд», выступает частью большой системы Hybrid Electric Drive (HED). Раз есть гибридный привод, значит, должна быть и аккумуляторная батарея, питающая электромоторы. В случае Bredley-HED это блок литийионных батарей, которые при необходимости работают синхронно с базовым двигателем, увеличивая скорость машины, или самостоятельно питают электромоторы Modular EX-Drive.

По заветам «Фердинанда»: в США готовы принять на вооружение гибридную Bradley
Самый тяжелый модуль электротрансмиссии. Источник: greencarcongress.com

Здесь реализуется ключевое преимущество всей затеи – бесшумность работы в полностью аккумуляторном режиме работы. Такая БМП может незаметно красться поблизости от врага, занимая наиболее удобную позицию для атаки. Неработающий дизель резко снижает тепловую заметность БМП как для наблюдательных систем, так и для головок самонаведения. Другое дело, что гибридный привод требует для столь тяжелой машины немаленьких аккумуляторов, что, очевидно, напрочь разрушает всю экономию массы. И в заявления BAE Systems о компактности и легкости новинки верится уже с трудом. Даже с учетом того, что электромоторы Modular EX-Drive выступают еще и в роли генераторов для рекуперативного заряжания батарей. Вторым серьезным минусом становится потенциально высокая пожароопасность литийионных аккумуляторов. На борту боевой машины и так хватает легковоспламеняющихся веществ, а тут еще и литий, который даже пеной и водой не потушить. В общем, о совокупности достоинств и недостатков новинки от BAE Systems можно еще долго спорить.

Экологически чистая бронетехника


Как упоминалось выше, Modular EX-Drive может монтироваться и на колесную технику. Принципиально схема устройства не претерпевает серьезных изменений, только на каждое колесо устанавливается компактный электромотор. Можно выбрасывать мосты, карданы, раздаточные коробки и коробки переключения передач. В такой «колесной электричке» остается только двигатель внутреннего сгорания, генератор, провода и мотор-колеса. Остается все это только подключить к умной системе управления, и электрическая трансмиссия готова идти в бой. Что-то подобное реализовали на немецком демонстраторе технологий Genesis.


Мотор-колесо Modular EX-Drive. Источник: youtube-канал QinetiQ

На этой восьмиколесной платформе, похожей на технику из дешевого фантастического фильма, установлен 1860-сильный мотор-генератор. Колеса могут вращаться независимо друг от друга, что должно обеспечивать неплохую проходимость и маневренность. Естественно, есть блок аккумуляторов, на энергии которых Genesis может пройти до 150 километров. Уточню, что это данные разработчика, они могут серьезно расходиться с реальностью. Тем более что это лишь демонстратор технологий. В технологиях военной гибридизации смущает кратное усложнение технической составляющей. Вместо проверенных временем решений инженеры идут даже не на эволюционное развитие, а сразу на электромеханическую революцию. А известно, что чем сложнее система, тем больше у нее уязвимых мест и тем она менее надежна. Если даже в гражданском секторе гибридные технологии прижились очень условно из-за чрезмерной сложности и массы, то в военной среде с этим будут еще большие проблемы. Стоит ли эфемерное снижение шумности и заметности таких технологических ухищрений? Ощущение, что прогресс в данной области идет только ради самого прогресса.




Гибридный Genesis. Источник: invoen.ru

Куда дальше будет стремиться бронетехника? Если уже сейчас появляются прототипы, усложненные системами снижения расхода топлива, взятыми из автомобильного мира, то и в дальнейшем эта линия развития сохранится. Сейчас в пресс-релизах военные корпорации, не смущаясь, упоминают об экологической дружелюбности своей бронетехники. С такой историей в будущем на танках вполне могут появиться системы рециркуляции отработанных газов и многоступенчатые сажевые фильтры. В конце концов, в армии будут заправлять технику не только соляркой, но модной сейчас мочевиной, без которой ни один дизель в Европе уже обойтись не может. При отсутствии в баке мочевины автоматика будет самостоятельно ограничивать мощность мотора, дабы танки не загрязняли атмосферу чрезмерными выбросами. Смешно это, конечно, но грядущие в армии сложнейшие технологии экономии топлива, вполне возможно, принесут с собой и экологизацию брони.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    2 октября 2020 04:49
    Сейчас в пресс-релизах военные корпорации, не смущаясь, упоминают об экологической дружелюбности своей бронетехники.

    1. +3
      2 октября 2020 05:05
      Цитата: НЕКСУС
      Сейчас в пресс-релизах военные корпорации, не смущаясь, упоминают об экологической дружелюбности своей бронетехники
      "Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем, чик и ты уже на небесах".
    2. +2
      2 октября 2020 05:15
      Батарейки делают где-то там в Азии.
      А нефть не жгут в Европах.
  2. +3
    2 октября 2020 05:07
    Лития на нашей планете мало для масштабного производства литиевых аккумуляторных батарей большой мошности...что будем делать когда он закончится?
    1. +4
      2 октября 2020 05:18
      Да каждый день, через день печатают новости про новые аккумуляторы, которорые дешевле, проще, безопаснее....
      Правда массово ещё никто ничего не делает. Но это вопрос времени.
    2. sen
      +9
      2 октября 2020 05:37
      Крупнейшие месторождения лития расположены в Чили, Боливии, США, Аргентине, Конго, Китае, Бразилии, Сербии и Австралии. Наиболее развита добыча этого металла в Австралии, Чили и Аргентине.
      Собственная добыча лития в России была полностью утрачена после распада СССР. Первый литиевый рудник был введен в эксплуатацию еще в 1941 году в Восточном Забайкалье, на Завитинском месторождении сподумена. Предприятие проработало 56 лет и было законсервировано в 1997 году в связи с изменением экономической ситуации. С конца 1990-х годов из-за закрытия единственного рудника в Восточном Забайкалье литиевую продукцию импортировали в основном из Чили, Боливии, Аргентины, США и Китая.
      В 2017 году в России была запущена экспериментальная установка, позволяющая добывать литий из бедных руд с небольшими затратами. Внедряемая технология поможет обеспечить потребность страны в литии полностью за счет собственных запасов и избавиться от импортного сырья.
      Запасы лития в России, по оценке экспертов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), составляют около 900 тыс. тонн. Более 50% запасов сосредоточено в редкометалльных месторождениях Мурманской области.
      Но использование литийионных батарей на большинстве бронетехники - это перебор. Другое дело специальная бронетехника - разведка и для ССО.
      1. 0
        2 октября 2020 18:57
        Цитата: sen
        Крупнейшие месторождения лития расположены в Чили, Боливии, США, Аргентине, Конго, Китае, Бразилии, Сербии и Австралии. Наиболее развита добыча этого металла в Австралии, Чили и Аргентине.

        Забыли Афганистан, там лития до одного места, ждут своей разработки, демократизаторы пока не справляются
    3. +4
      2 октября 2020 08:21
      что будем делать когда он закончится?

      значит вспоминаем школу, открывает таблицу Менделеева и смотри на соседний элемент what yes
      1. +3
        2 октября 2020 14:15
        Цитата: Ка-52
        значит вспоминаем школу, открывает таблицу Менделеева и смотри на соседний элемент

        На бериллий, что ли? Или на соседа слева - на гелий? Да уж, классное предложение.
    4. +5
      2 октября 2020 09:15
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Лития на нашей планете мало для масштабного производства литиевых аккумуляторных батарей большой мошности...что будем делать когда он закончится?

      Можно без лития. Можно вообще без АКБ, заменить их на конденсаторы. Для электротрансмиссии или электромеханической трансмиссии их хватит.
      1. 0
        4 октября 2020 18:53
        Если б можно было заменить АКБ на конденсаторы, почему так до сих пор не сделали? wink Наверное потому, что это сделать нельзя принципиально hi
        1. 0
          6 октября 2020 07:09
          Наверное потому, что это сделать нельзя принципиально
          Можно. Более того, отсутствие химических реакций в процессе заряда разряда, переводят кондёры на новый уровень. То же выделение тепла определяется только законом Джо́уля — Ле́нца. Ионисторы показывают великолепные результаты в системах запуска двигателей.
          1. 0
            6 октября 2020 07:14
            Вот Вы про что. Ионистор - не совсем кондер. Для меня по крайней мере. wink
            1. 0
              6 октября 2020 07:27
              Да считайте как угодно. Хоть не совсем акумом. Их всё таки 3 типа есть.
              1. 0
                6 октября 2020 18:29
                Да хоть 10...
    5. +9
      2 октября 2020 14:11
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Лития на нашей планете мало для масштабного производства литиевых аккумуляторных батарей большой мошности...что будем делать когда он закончится?
      Во-первых, лития на планете в избытке. Сейчас просто снимают сливки с богатых месторождений. Во-вторых, для аккумуляторов что большой, что малой мощность нужно одинаковое количество лития. Вы, часом, мощность с энергоемкостью не путаете?
      В-третьих, для гибрида литий-ионные батареи вовсе не обязательны. Да и большой энергозапас не нужен. В России еще в 2012 году испытан БТР "Крымск" с гибридной силовой установкой и электрохимическими конденсаторами в качестве накопителей энергии. Я был в составе группы разработчиков этих конденсаторов. И испытания БТР были признаны успешными. Автономный ход на электротяге меньше, чем с литий-ионными батареями, но зато - большой ресурс, взрыво- и пожаробезопасность, хорошая экономия топлива и очень простое обслуживание. Жаль, что об этом мало кто знает и мало кто помнит, а постоянно кивают в сторону врагов.
      PS Пока я чесался, Лопатов опубликовал фотографию Крымска. Спасибо!
      1. 0
        4 октября 2020 18:58
        Цитата: astepanov
        хорошая экономия топлива

        Откуда она появляется?
        1. 0
          4 октября 2020 20:13
          Цитата: Momotomba
          Откуда она появляется?
          Рекуперация энергии торможения. Выравнивание нагрузок на двигатель. В общем, гуглите "гибридный двигатель".
          Цитата: Bad_gr
          А аккумуляторы нужны по-минимуму: для запуска дизельгенератора + питание электрооборудования когда генератор не работает. И вполне достаточно.

          Не знаете - не судите. Преимуществ много: экономия топлива, повышение ресурса движка, улучшение работы бортовой электроники, снижение тепловой видимости...
          1. 0
            5 октября 2020 07:36
            Цитата: astepanov
            Рекуперация энергии торможения.

            Вы серьёзно считаете, что это поможет ЗАМЕТНО сократить расход топлива? Забавно...
            1. 0
              5 октября 2020 09:08
              Я, батенька, такими вещами занимался профессионально. Можете забавляться сколько душе угодно - мнение дилетантов меня не трогает.
              1. 0
                5 октября 2020 19:48
                Да я как бы тоже немного понимаю в электромеханике hi Вот и прошу Вас, профессионала, пояснить мне, дилетанту, каким таким чудесным образом можно значительно сэкономить расход топлива за счёт рекуперативного торможения электрической машины? Если Вы имеете в виду что-то иное, то прошу Вас пояснить, ибо я не понимаю. С уважением!
                1. 0
                  5 октября 2020 22:23
                  Загляните на этот сайт:https://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistemy-snizheniya-toksichnosti/evropejskij-tsikl-dvizheniya-nedc-dlya-tipovyh-ispytanij/ , там есть стандартные циклы движения, которые используют для оценки расхода топлива. Для колесной техники принят расход энергии 120 Вт-час на тонно-километр. (New European Driving Cycle, новый европейский цикл движения). Длительность цикла 1220 секунд (4 х 195 секунд + 1 х 400 секунд). Длина цикла 11007 метров. Средняя скорость 33,6 км/ч. Максимальная скорость 120 км/ч. В этом цикле предусмотрено около 15 разгонов и торможений до нуля. Понятно, что БТР до 120 км/ч не разгонишь, и цикл испытаний у военных несколько отличается, но всё очень похоже. Итак, рассмотрим движение без рекуперации машины с условной массой 1 тонна. Расход энергии получим, помножив удельный расход на длину пути: 11,007 км*120 Вт-час/тонно-км*1 тонну = 1,33 кВт-час (на самом деле немного больше, потому что нужно еще затратить энергию на начальный разгон). Положим, что максимальная скорость на каждом разгоне - 50 км/час. (13,8 м/с) Тогда кинетическая энергия E машины после разгона =mV^2/2=96,4 кДж=26,79 Вт-час. Таких разгонов - 15, и общая энергия, затраченная на них, составит 0,4 кВт-час. Эта энергия с высоким КПД может быть запасена при торможениях и использована при последующих разгонах. и составляет 30% от нормативной энергии без рекуперации ((1,33 кВт-час). Понятно, что реальная экономия сильно зависит от циклограмм движения и цифры достаточно условны. Чем чаще торможения и разгоны и чем вше пиковая скорость движения, тем больше экономия. (и движок работает в очень шадящих условиях, практически на постоянных оборотах, и можно снизить его мощность без потерь в динамике - что и было сделано). Военные, если мне не отшибает память, проводили испытания при пиках 55 км/ч и на коротких отрезках. В этих условиях экономия и составляла около 30%. А вот движение с постоянной скоростью по шоссе по понятным причинам никакой экономии не даст.
                  1. 0
                    5 октября 2020 23:51
                    Ну если на 11 км дистанции разогнаться до 50 км/ч и 15 раз затормозить до 0, то смысл может и есть. Доверюсь Вашим прикидкам. Хотя военные любят ездить колоннами, там торможений не очень много, скорее там тягомотная монотонная езда. А значит классический привод колес еффективнее.
                    Цитата: astepanov
                    Эта энергия с высоким КПД может быть запасена при торможениях и использована при последующих разгонах. и составляет 30% от нормативной энергии без рекуперации ((1,33 кВт-час).

                    Ну если тормозить только мотор-колесом, то весьма может быть. Правда на малых скоростях такой метод торможения неэффективен от слова ОЧЕНЬ.
                    Проблема ещё и в том, что люди тормозят иначе, т.е. резко и на короткой дистанции.
                    Как научная идея - супер! Но, боюсь, физика и реальность не позволят обосновать необходимость установки предложенного Вами привода. На тепловозах он используется уже давно и обоснование выбора там иное (как и у Феди).
                    Если не секрет, на БТР в мотор-колесе АД с частотным управлением? Или что иное стоит?
                  2. kig
                    0
                    11 ноября 2020 02:13
                    Вы ссылаетесь на "стандартные циклы", расчитанные в кабинетах умными людьми, да вот только в таких режимах автомобили ездят только на полигонах. Посмотрите характеристики любого автомобиля в дилерском центре, и сравните экономичность на бумаге и на улице. В действительности все совсем не так, как на самом деле.
                  3. kig
                    0
                    11 ноября 2020 02:14
                    Вы ссылаетесь на "стандартные циклы", расчитанные в кабинетах умными людьми, да вот только в таких режимах автомобили ездят только на полигонах. Посмотрите характеристики любого автомобиля в дилерском центре, и сравните экономичность на бумаге и на улице. В действительности все совсем не так, как на самом деле.
    6. -1
      2 октября 2020 16:07
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      для масштабного производства литиевых аккумуляторных батарей большой мошности...

      А нужны ли они вообще в военной технике ? Для чего ? Что бы тихо подъехать к противнику ?
      Электротрансмиссия позволяет упростить трансмиссию, эксплуатировать дизель в более выгодных для него режимах и более рационально использовать мощность двигателя (и для движения и для оборудования).
      А аккумуляторы нужны по-минимуму: для запуска дизельгенератора + питание электрооборудования когда генератор не работает. И вполне достаточно.
    7. -2
      2 октября 2020 17:23
      По мировым оценкам 53 млн.т.
  3. +1
    2 октября 2020 05:09
    С одной стороны, читать про экологичность боевой техники как-то даже смешно. Война в принципе очень вредное мероприятие.
    А с другой, бОльшую часть времени, а зачастую и всю свою жизнь, эта техника не воюет, а используется для учений и/или парадов.
    1. +3
      2 октября 2020 15:57
      ....Сейчас в пресс-релизах военные корпорации, не смущаясь, упоминают об экологической дружелюбности своей бронетехники.....

      " -..... На территорию Палестинской автономии не будут допускаться Израильские танки, шумы которых превышают 80dB ......."
  4. 0
    2 октября 2020 05:29
    Возрастающее энергопотребление ( лазеры,рельсотроны и т.д...) и развитие ядерных технологий может привести к появлению тяжелой бронетехники и мобильных пусковых установок с компактными ядерными реакторами на борту.
    1. +4
      2 октября 2020 08:01
      может привести к появлению тяжелой бронетехники и мобильных пусковых установок с компактными ядерными реакторами на борту.

      на ближайшее время это только влажные мечты. во-первых, самые "портативные" ядреные реакторы имеют габарит 2мх2м. Т.к. невозможно бесконечно минитюризировать оборудование для управляемого ядерного распада. во-вторых, чтобы защитить реактор от сотрясений понадобится мощная гидроплатформа. Добавим сюда радиационную защиту экипажа и получим монстра на колесах. Да и кому захочется кататься под огнем, сидя на ядерной бомбе? laughing
      есть конечно РИТЭГ - радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Они компактнее. Но там при вышеуказанных минусах с радиоактивностью и опасностью заражения еще и небольшая мощность на выходе. Если мини-реактор даст хотя бы десяток киловатт, то РИТЭГ - пару сотен ватт (электрических) максимум. Проще фотоэлектрическую панель прицепить на крышу и тот же результат laughing
      1. -1
        2 октября 2020 11:32
        есть технология гелевых аккумуляторов, ими можно заполнять всё свободное пространство.
        В принципе, батареек должно уже хватать технике.
        Но их всё равно надо подпитывать и пока что удачных комплексных решений нет - уже 20 лет ищут.
        1. 0
          2 октября 2020 14:42
          Цитата: yehat2
          есть технология гелевых аккумуляторов, ими можно заполнять всё свободное пространство.
          В принципе, батареек должно уже хватать технике.

          Давайте посчитаем. Пусть масса снаряда 3 кг, скорость вылета 1500 м/с, длина рельсовой пушки 10 метров. Считаем мощность: кинетическая энергия снаряда 1500*1500*3/2=3375000 Дж = 3,37 МДж. Средняя скорость снаряда в стволе 750 м/с, отсюда время разгона 10/750= 0,013 с. Найдем мощность, поделив энергию на время: 3,37/0,013=259 МВт! Для справки: примерно такую электрическую мощность имеет реактор ВВЭР Новоронежской АЭС. В нем одного только урана 40 тонн! А полная масса - в тысячи тонн! И чем вы будете охлаждать его? Никакие батареи, никакие ректоры для рельсотронов на танках никогда не будут. Можно такую штуку поставить на авианосец, запитывая от буферной конденсаторной батареи массой в сотни тонн, но и это сложно, опасно и дорого. А уж танк - чистой воды фантазия.
          1. -1
            2 октября 2020 15:07
            я о рельсе не говорил
            1. 0
              2 октября 2020 15:41
              Вы поддержали комментарий, в котором шла речь о рельсотроне
              1. -1
                2 октября 2020 15:44
                нет не поддержал
  5. +1
    2 октября 2020 06:42
    Такие броники скорее в дорогущих фильмах может использоваться, автор немного фантазирует. Литий загорается при температуре около 300 градусов, автор приврал немного про возгорания. Дизели экологичные выпускаются и без мочевины, автор немного приврал. Экологичные моторы которые работают с мочевиной, могут работать и без мочевины. и мощность может быть уменьшена, но может быть и увеличена, все в настройках компа, кнопку нажал, режим сменился, автор немного наврал.
    1. +3
      2 октября 2020 07:30
      Литий загорается при температуре около 300 градусов, автор приврал немного про возгорания.

      По вашему сложно заставить литий вспыхнуть в боевом отделении? Осколок от брони пробьет батарею и литий воспламенится от паров воды в воздухе.
      Дизели экологичные выпускаются и без мочевины, автор немного приврал.
      Выпускают, но не Европе (кроме, пожалуй, строительной техники).
      Экологичные моторы которые работают с мочевиной, могут работать и без мочевины. и мощность может быть уменьшена, но может быть и увеличена, все в настройках компа, кнопку нажал, режим сменился, автор немного наврал.
      Как все просто!
      1. -2
        2 октября 2020 09:02
        Цитата: Евгений Федоров
        По вашему сложно заставить литий вспыхнуть в боевом отделении?

        Почему вы решили что именно этот тип аккумуляторов пойдёт в серию?
        1. +2
          2 октября 2020 09:25
          Об этом говорит пресс-релиз BAE Systems. И подсказывает логика - по соотношению объема и аккумулируемой энергии литий-ионные вне конкуренции пока. Или вы думает, что пойдут никель-металлогидридные? Они безопаснее, но занимаю больше места. Кстати, я в материале не указал на проблему охлаждения батарей. Если Bradly 150 км пройдет на электротяге, ему нужен отдельный контур жидкостного охлаждения для блока аккумуляторов. А это снова отдельный объем и масса.
          1. -1
            2 октября 2020 09:34
            Можно ссылку на релиз? В целом решение имеет место на жизнь, но аккумулятор это слабое место, с этим согласен. Схема как на Белазах возможно более подходящее, пока не разработали более эффективные и безопасные аккумуляторы.
      2. 0
        2 октября 2020 17:12
        Цитата: Евгений Федоров
        литий воспламенится от паров воды в воздухе.

        Литию не нужны пары воды для воспламенения. Более того, литий можно спокойно брать в руки, что я много раз делал. Литий-ионные батареи взрываются совсем по другой причине. Но удары, тряска для них и в самом деле опасны.
  6. +4
    2 октября 2020 08:36
    С какой целью автор написал эту статью? Похихикать над "экологичной" бронетехникой? Мода есть мода.

    Обсудить попытки гибридизации? А что тут обсуждать? Во времена ВМВ электротрансмиссии прекрасно себя показывали, но были тяжёлыми, дорогими и сложными в эксплуатации, в результате чего все использовали механику, затем гидравлику. Сейчас мы имеем огромный рывок в гражданском автомобилестроении, массовые электромобили мощностью 500 л.с и выше, не военная, а гораздо более крупная и продвинутая гражданская автопромышленность добилась радикальных изменений в использовании электродвижения. Естественно, военные пробуют старые решения в новых условиях, почему нет?
    1. -2
      2 октября 2020 09:00
      Экология это не мода, это необходимость. Посмотрите что делается в городах, в безветренную погоду у нас.
      1. +3
        2 октября 2020 09:42
        Цитата: Вольный ветер
        Посмотрите что делается в городах, в безветренную погоду у нас.

        Простите, но если в Вашем городе в заметном количестве появится американская бронетехника, то качество воздуха вряд ли будет Вас всерьез беспокоить.
      2. 0
        2 октября 2020 20:04
        Вред.экологии от производства литиевых батарей много бльше чем вред от сдигания тонн топлива.
        1. -1
          3 октября 2020 02:27
          Это долгий разговор, но факт состоит в том, что производство батарей происходит не там где живут люди, в отличие от работы ДВС. Поэтому даже если суммовой эффект отрицательный, с точки зрения качества жизни людей он положительный.

          Естественно, речь про массовые электромобили, а не про бронетехнику.
          1. 0
            3 октября 2020 02:49
            Массовые, по настоящему массовые электомобили это огромный вред экологии в целом. Это десятки миллионов аккумуляторов в год. Дышать в городе без выхлопов конечно будет легче. Но непонятно чем дышать. У литиевых аккумуляторов есть альтернатива. И не одна. И некоторые вполне экологичны.
            1. -4
              3 октября 2020 02:51
              Что значит "чем дышать"? Воздухом дышите. Литиевые фабрики, плохи они или хороши - не в городе.
              1. 0
                3 октября 2020 08:41
                Я к тому что если производство батарей увеличивать и довести до количества автомобилей выпускаемых ежегодно то вред.экологии будет уже глобальным. Если каждый автомобиль будет электромобилем. Не за год не за два но за несколько лет. А минуса вреда от снижееия сжигания топлива не будет. Эллектричество нужно производить. А это ТЭС .
    2. 0
      2 октября 2020 09:04
      Подобная схема практически единственно возможная для сверхтяжёлой техники. Те же Белазы созданы подобной схеме, только без аккумуляторов.
      1. -3
        2 октября 2020 09:40
        Цитата: OgnennyiKotik
        Подобная схема практически единственно возможная для сверхтяжёлой техники

        Для свертяжелой да, но бронетехника не сверхтяжелая. До 100 тонн гидравлика является основным решением. Другое дело, что в современных обстоятельствах баланс сдвигается, и люди пробуют те решения, которые раньше были неоптимальны. Плюсы остались, минусы потихоньку фиксятся, почему не попробовать ещё раз?
  7. +2
    2 октября 2020 08:46
    Рекуперация на бездорожье нужна как пятое колесо. Она для легковых то сомнительна по эффективности потому как время на заряд в режиме рекуперации дает энергии в накопитель сильно меньше чем затраты на разгон и в горку, и это на идеальном покрытии. Движение по бездорожью на одних АКБ... ну, сомневаюсь что при существующих средствах разведки и целеуказания он столько проползет по бурелому с грязью или по городским завалам.
    1. +1
      2 октября 2020 10:31
      Цитата: g1washntwn
      Движение по бездорожью на одних АКБ.

      Предполагаю, что полностью на батареях такие машины должны пройти лишь считанные км - в пределах видимости тепловизоров противника, а гибридность нужна им для временного повышения мощности, для работы и на бататреях, и на генераторе.

      Все это мы видели на европейских гибридных авто, где мощность электродвигателя для автомобиля класса BMW 7xx была что-то ~30 л.с., и тем не менее он был эффективен в каких-то режимах
      1. 0
        2 октября 2020 11:01
        БМП Bradley: масса 21-34,3 тонны, двигатель - VTA-903T500 500 л.с. (367,75 кВт). Даже если его битком забить аккумуляторами из Теслы, по мягкому грунту уже через пару-другую минут он потребует полного заряда. Между домами по шоссе проскочить успеет, тут сгодится. И...да, он на гусеничном ходу.
  8. 0
    2 октября 2020 09:50
    В принципе доработка электродвижения под современный уровень - это вполне возможно. Аккумуляторы на литии для неё, в принципе, не нужны. Оговорюсь сразу, что я имею в виду классическую схему ДВС-генератор-электродвигатели. Даже интересно будет, если кто-то сможет сделать мощные и компактные электромоторы и генераторы, а ещё решить проблему охлаждения всего этого зоопарка. Из плюсов электротяги - возможность простой реализации разных типов движения, которые сложно сделать на механике или гидромехе. Например: разная скорость вращения бортовых приводов, не говоря уже о разнонаправленном вращении оных. Немцы сделали это для MBT/Leopard, а американцы утащили к себе. Наши пока не могут или хотят такое делать. И до последнего не хотели делать быстро заменяемую MTU. Из минусов можно отметить уязвимость перед одним из фактров применения ядерного оружия электромагнитной волной. Хотя и здесь можно подумать.
    1. -1
      2 октября 2020 16:21
      Цитата: ifdru74
      Наши пока не могут или хотят такое делать.

      Тут выше уже писалось о "Крымске", а на днях была статья о установке разминирования УР-15 шифр «Метеор». Не надо возводить напраслину на наших.
      1. 0
        4 октября 2020 23:51
        То что завершены ОКР и выпущены опытные образцы - это здорово. Как только это станет массовым для большей части парка ОБТ тогда и можно будет сказать, что наши сделали.
        С момента разделения программы MBT-70 на американскую и немецкую части и до начала выпуска Leopard 2 прошло 9 лет.
  9. +3
    2 октября 2020 10:47
    По заветам «Фердинанда»:
    Автор уже жанр наброса распространил и на статьи технического плана.
    Почему по заветам "Фердинанда"? Преимущества электрической трансмиссии танкостроители пытались реализовать задолго до "Фердинанда", еще в тридцатых годах, в том числе и в СССР.
    Создавался даже КВ с электрической трансмиссией - ЭКВ, причем был построен в металле. Работы начаты были в 1941 году, и продолжались, не смотря на войну. Далее были ИС-6 и ИС-7 с электротрансмиссией.
    За рубежом аналогичные работы тоже проводились регулярно. Сейчас техника вышла на новый уровень, естественно, создатели БТТ пытаются их использовать. И ерничать тут совершенно неуместно, если, конечно, не ставить задачу набросить пообильнее.
  10. +1
    2 октября 2020 11:32
    "Можно выбрасывать мосты, карданы, раздаточные коробки и коробки переключения передач.
    В такой «колесной электричке» остается только двигатель внутреннего сгорания, генератор,
    провода и мотор-колеса"///
    ----
    Остается дизель-генератор и моторы колеса.
    Высвобождается пространство под броней на боеприпасы и системы оружия.
    1. 0
      2 октября 2020 14:06
      Мотор-колеса вне брони окажутся уязвимы для огня, в случаем повреждения и замены будут обходиться значительно дороже, потребуют решить вопрос с охлаждением (обмоток и трущихся частей) при длительном марше. Место под броней которое раньше занимали "мосты, карданы, коробки" теперь займет здоровый генератор (который тоже надо охлаждать: кондиционеры, радиаторы...).

      Вообще пока на горизонте не видно источников энергии, способных по плотности энергии конкурировать с бензобаком (самооблегчающимся). Еще лет 100-150 в таком духе и нам придется не аккумуляторы для транспорта придумывать, а думать над более эффективными технологиями синтеза искусственного топлива для старых-добрых ДВС (пик нефти, по разным данным, мы либо уже прошли, либо вот-вот).
      1. -1
        2 октября 2020 16:35
        Цитата: CouchExpert
        и нам придется не аккумуляторы для транспорта придумывать, а думать над более эффективными технологиями синтеза искусственного топлива для старых-добрых ДВС

        Как вариант, топливные элементы на дизельном топливе (преобразование энергии топлива сразу в электрическую). На газе такие уже давно есть, только габариты пока крупноваты (на туже мощность по сравнению с дизельгенератором)
    2. +2
      2 октября 2020 16:30
      Цитата: voyaka uh
      .... и моторы колеса.

      Мотор-колёса не всегда плюс. Если двигатели мощные то по-мимо питания мощным кабелем требуется ещё и система охлаждения, и всё это в колесе, которое прыгает и поворачивается в подвеске.
      На мой взгляд, уж лучше двигатель в корпусе и уже через кардан усилие передать в колесо (отработанная десятилетиями конструкция). Электродвижки расположить в нижней части корпуса, вдоль бортов, ещё и послужат дополнительной защитой.
  11. -1
    2 октября 2020 17:44
    А каким боком сюда "Фердинанд" прицепили?
    1. -1
      2 октября 2020 21:59
      Цитата: Rzzz
      А каким боком сюда "Фердинанд" прицепили?
      У него электротрасмиссия была.
      1. -2
        2 октября 2020 22:41
        Так Фердинанд был не первым танком с электротрансмиссией. Ещё в 1916 году был выпущен французский Saint Chamond. И в количествах существенно больше, чем Фердинандом.
        И вообще, электротрансмиссия того же Фердинанда и электротрансмиссия современной техники - это две совершенно разные вещи. Общего там только названия.
        1. -1
          2 октября 2020 22:53
          Цитата: Rzzz
          Общего там только названия.
          Общего: дизель-генератор + привод на ведущие колёса через электродвигатели. Другой вопрос, что движения от аккумуляторов нет. Но на мой взгляд, для тяжёлой военной техники он и не к чему. Если бы это был городской автобус или карьерный самосвал в гористой местности, где через рекуперацию энергию можно бы было в аккумуляторы или конденсаторы загнать, а затем использовать - другое дело. С военной техникой такой номер не пройдёт, совершенно другие условия эксплуатации.
          1. 0
            3 октября 2020 00:09
            Цитата: Bad_gr
            Общего: дизель-генератор + привод на ведущие колёса через электродвигатели.

            Во-первых на "Фердинанде" был не дизель, а карбюраторный бензиновый мотор. Две штуки даже. Но это мелочи. Главное в том, что и генераторы, и электромоторы, и вся требуха, нужная для преобразований и управления сейчас отличается настолько, что даже сравнивать бессмысленно. Отличается и по материалам, и по принципу действия.
            Я к чему это. Просто распространять опыт эксплуатации Фердинанда или Сен-Шамона на современную машину - неправильно.