Человекоуправляемые торпеды Chariot. Удачные неудачи

26

Общий вид торпеды Chariot Mk I

В 1942 г. на вооружение спецподразделений Королевского ВМФ Великобритании поступили новейшие человекоуправляемые торпеды / сверхмалые подлодки типа Chariot. Эта техника предназначалась для проведения диверсий и скрытного уничтожения кораблей противника в портах и на рейдах. По ряду причин, результаты ее применения оказались неоднозначными.

Подводные «колесницы»


Идея человекоуправляемой торпеды появилась в Великобритании до войны, но в первые годы не получала требуемой поддержки. Только в 1941 г., после нескольких успешных атак итальянских боевых пловцов британское командование велело разработать собственные образцы такого рода. Первая «торпеда» получила название Chariot Mk I («Колесница», тип 1).



Изделие Chariot Mk I имело цилиндрический корпус длиной 6,8 м диаметром 0,8 м и весило менее 1600 кг. Головной обтекатель вмещал 272 кг взрывчатого вещества и мог сбрасываться для подвески под днище корабля-цели. В центре корпуса помещалась аккумуляторная батарея и балластная цистерна, а снаружи находились два места для боевых пловцов с постом управления и ящиками для различного оснащения и инструмента. В корме находились двигатель с гребным винтом и рули.

Человекоуправляемые торпеды Chariot. Удачные неудачи
Торпеда без зарядного отделения

Экипаж из двух человек получил специальные водолазные костюмы, обеспечивавшие необходимую защиту и удобство работы при минимальной массе. Также были разработаны дыхательные аппараты закрытого цикла, позволявшие оставаться под водой в течение 5-6 ч. Фактическая дальность хода торпеды определялась именно характеристиками дыхательного аппарата.

В район выполнения боевой задачи «Колесницы» предлагалось доставлять при помощи катеров или иных судов, на подлодках или гидросамолетах. Последний вариант отвергли почти сразу. В реальных операциях использовались катера и подлодки. Последние оснащались специальными контейнерами для перевозки торпед; подготовка к плаванию могла осуществляться в надводном и подводном положении.

К концу 1942 г. разработали усовершенствованную подлодку-торпеду Chariot Mk II. Она получила более длинный корпус с удлиненным зарядным отделением на 680 кг взрывчатки. Два места для пловцов уместили внутри корпуса; при необходимости они защищались легким прозрачным фонарем. В дальнейшем на основе Mk II разработали Mk III с той же архитектурой, но улучшенными характеристиками.

Первые неудачи


Первая боевая операция с участием Chariot Mk I стартовала 26 октября 1942 г. и получила название Title. При помощи рыбацкого катера две сверхмалые подлодки должны были выйти к норвежским фьордам, где находился немецкий линкор Tirpitz. Перед последним этапом похода в район цели обе «Колесницы» спустили с палубы на воду и прикрепили под днищем катера. На маршруте катер попал в шторм, в результате которого торпеды сорвало – операцию пришлось прекратить.


В конце декабря на Мальте стартовала операция Principal, к которой привлекли восемь человекоуправляемых торпед, 16 боевых пловцов и три подлодки-носителя. На пути к Палермо подлодка HMS P-311 подорвалась на мине и затонула, после чего атаку пришлось проводить сокращенным нарядом – силами лодок HMS Thunderbolt и HMS Trooper, а также имеющихся на них торпед.

Вскоре после спуска на воду на торпеде с тактическим номером XV взорвался аккумулятор, убив командира. Второй пловец позже попал в плен. По пути к порту у одного из пловцов на торпеде XXIII отказал дыхательный аппарат. Командир оставил его на поверхности и самостоятельно отправился выполнять боевую задачу. Ему не удалось попасть в гавань, после чего он вернулся за товарищем. Вскоре их подобрала подлодка. Еще один экипаж попытался пройти к берегу, но у торпеды заклинило рули – ее пришлось затопить.

Только две торпеды смогли проникнуть в порт Палермо и установить заряды. Основные боеприпасы легли под легким крейсером Ulpio Traiano и транспортом Viminale. Компактные заряды установили на нескольких других катерах и судах. На обратном пути у обеих торпед отказали двигатели, из-за чего пловцам пришлось бросать их и самостоятельно отправляться к берегу.

После неудачного рейда на Палермо в строю на Мальте оставалось только два изделия Chariot. Уже 18 января провели новую атаку – на порт Триполи. Подлодка HMS Thunderbolt вновь доставила торпеды в заданную точку и спустила их на воду. На одной из торпед почти сразу вышли из строя рули. Экипажу пришлось вплавь добираться до берега и скрываться от противника. Вторая пара диверсантов попала в порт и подорвала транспорт Guilio. Почти одновременно с этим немцы затопили суда на входе в порт, из-за чего боевые пловцы не смогли вернуться на подлодку и ушли на берег.


"Колесница" в надводном положении

Скромные успехи


В мае и июне, перед высадкой Союзников на Сицилии человекоуправляемые торпеды использовались для разведки. С их помощью пловцы скрытно подбирались к заданным объектам и вели наблюдение. Характер таких операций позволил обойтись без потерь: даже в самых сложных ситуациях разведчики могли вернуться на подлодку-носитель.

21 июня 1944 г. британские диверсанты начали операцию QWZ. Любопытно, что вместе с ними в этом мероприятии участвовали итальянские боевые пловцы из 10-й флотилии MAC, перешедшие на сторону Коалиции. 10-я флотилия предоставила несколько катеров, а от КВМФ участвовали экипажи двух человекоуправляемых торпед.

В тот же день диверсанты прибыли к порту Специя и спустили Charion на воду. Один из экипажей смог заминировать крейсер Bolzano, однако на обратном ходу у их торпеды сели батареи. Вторая пара пловцов сразу столкнулась с техническими трудностями, но попыталась прорваться к цели. В итоге обе торпеды затопили, а бойцам пришлось выходить на берег.

В апреле 1945 г. Chariot Mk I использовались для операции Toast, целью которой было затопление недостроенного авианосца Aquila в Генуе. КВМФ предоставил две торпеды, экипажи для которых набрали из итальянцев. Одна из подлодок не смогла добраться до порта, а экипажу второй не удалось подвесить заряд под целью – его уложили на дно. Вскоре торпеда вернулась на катер-носитель, а через несколько часов произошел взрыв. Корабль получил повреждения, но не затонул.


Процесс установки боезаряда на корабль

Единственной полностью успешной операцией с применением «Колесниц» считается рейд на порт Пхукет в конце октября 1944 г., в котором использовались две подлодки Chariot Mk II. Субмарина HMS Trenchant доставила их в район боевой задачи, после чего им удалось добраться до цели, заминировать два транспортных судна и успешно вернуться на носитель.

Причины неудач


С 1942 по 1945 г. человекоуправляемые торпеды Chariot двух модификаций участвовали менее чем в десятке операций. Им удалось потопить или серьезно повредить не более 8-10 кораблей, судов и катеров. При этом большую часть торпед пришлось бросить и затопить на том или ином этапе боевой работы. Кроме того, погибло 16 боевых пловцов (в т.ч. на борту HMS P-311) и несколько человек попало в плен. Подобные результаты нельзя назвать выдающимися, и они показывают в целом невысокую боевую эффективность «Колесниц».

Рассматривая ход и результаты операций, можно заметить, по какой причине британские сверхмалые подлодки показали неудовлетворительные результаты. Так, первый провал задания был связан с неудачной организацией рейда. Рыбацкий катер оказался плохим носителем человекоуправляемых торпед и потерял их в шторм. В дальнейшем применялись подлодки и специализированные катера – с положительными результатами.


Подлодка-носитель с контейнерами и человекоуправляемыми торпедами

Наиболее частой причиной срыва выполнения задания на том или ином этапе становились проблемы с аккумуляторами или моторами, вплоть до самых серьезных. Несколько раз подводили рули. При этом не возникало серьезных проблем с навигацией и другими приборами. Личное снаряжение боевых пловцов в целом показало себя неплохо, за исключением отдельных инцидентов с дыхательными аппаратами.

Необходимо отметить, что при отсутствии технических трудностей на первых этапах операции, диверсанты имели все шансы пройти через заграждения, добраться до цели, установить на нее боезаряд и уйти. Ни разу противнику не удалось вовремя заметить человекоуправляемые торпеды и принять меры.

Неоднозначные итоги


Проект Chariot Mk I в его исходном виде разрабатывался в спешке и с оглядкой на зарубежный образец. Это привело к известным негативным последствиям: торпеды требовали особых носителей, не отличались высокими тактико-техническими характеристиками и были недостаточно надежными. Однако негативное влияние этих факторов удавалось сокращать за счет грамотного планирования операций, правильного применения техники, а также умения и храбрости боевых пловцов. В дальнейшем опыт не самой удачной торпеды первого типа был использован при создании более совершенных модификаций Mk II и Mk III.

В итоге «Колесницы» всех типов оказались не самой многочисленной и распространенной техникой КВМФ, но и им удалось внести небольшой вклад в победу над врагом. Кроме того, опыт их разработки и эксплуатации, позитивный и негативный, стал основой для дальнейшего развития спецсредств боевых пловцов.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 октября 2020 07:14
    Интересная страничка истории. Спасибо автору.
  2. +1
    10 октября 2020 09:05
    Основные боеприпасы легли под легким крейсером Ulpio Traiano и транспортом Viminale.
    Автор: Рябов Кирилл

    После неудачного рейда на Палермо

    Так по версии автора крейсер и транспорт уцелели?!
    1. +3
      10 октября 2020 16:26
      Михаил, привет! hi
      Насколько я помню, этот недостроенный крейсер был разорван взрывом на две части, которые затонули. Корабль так и не достроили, но "обломки" были исключены из состава флота только в 1947 году. Корабль был того же проекта (Капитани Романи), что и построенный там же наш лидер "Ташкент".

      Транспорт получил тяжелые повреждения, но не затонул.
      1. +1
        11 октября 2020 13:50
        Привет, Константин! hi
        Я прочитал про гибель Ulpio, но на стороннем ресурсе.
        Странно, что автор пропустил этот момент...
        Возникла недосказанность wink
        1. 0
          11 октября 2020 19:32
          А что за ресурс, Михаил? А то я пасусь только здесь, на ВО. drinks
          1. +1
            11 октября 2020 21:12
            Цитата: Морской Кот
            А что за ресурс, Михаил?

            http://navyworld.narod.ru/Incrociatori.htm#Ulpio_Traiano
            1. +1
              11 октября 2020 21:13
              Спасибо, будет чем ночью заняться. smile
              1. +1
                11 октября 2020 21:28
                Цитата: Морской Кот
                Спасибо

                Пожалуйста
  3. +5
    10 октября 2020 09:26
    При всем уважении к автору. Человеко - торпеды и сверхмалые ПЛ - это совсем разные вещи. Экипаж человеко - торпеды, находится снаружи, "верхом" на торпеде. Экипаж СМПЛ находится внутри лодки. Да и по размерам отличаются изрядно. Кстати СМПЛ имелись в составе Королевского достаточно известные. За атаку на "Тирпиц" два командира СМПЛ получили ВК.
  4. +3
    10 октября 2020 10:00
    Просто приведу отрывок из книги Валерио Боргезе "Десятая флотилия МАС".
    ....
    В официальных списках военных потерь, опубликованных английским адмиралтейством, можно было заметить следующее:
    2 января 1943 г. Палермо. Шариотс XV–XVI–XIX–XXII–XXIII — 1.2 т.
    8 января 1943 г. Ла Маддалена. Шариотс Х — XVIII — 1,2 т.
    19 января 1943 г. Триполи. Шариотс XII–XIII –1,2 т.
    Эти «шариотс» были не чем иным, как управляемыми торпедами, перечисленными с британской точностью с указанием их водоизмещения.
    О действиях в Ла Маддалене и в Триполи ничего не известно; остается предположить, что 4 английские управляемые торпеды по неизвестным причинам исчезли в море вместе с их экипажами, не достигнув места назначения.
    3 января 1943 года я в соответствии с телеграфным распоряжением министерства прибыл в Палермо для участия в расследовании обстоятельств нападения на порт, совершенного в предыдущую ночь штурмовыми средствами.
    Из 5 управляемых торпед, принимавших участие в операции, 2 погибли в море, еще не добравшись до порта. Три достигли порта и преодолели сетевые заграждения. Экипажи двух торпед прикрепили свои заряды к корпусу строящегося корабля легкого крейсера «Ульпио трайано» водоизмещением 3300 т. Взрыв большой силы разрушил легкий металлический корпус корабля, однако он продолжал возвышаться над водой, так как глубина в этом месте небольшая. Экипаж третьей торпеды прикрепил заряд под винтами торгового судна «Виминал». Взрыв, однако, причинил незначительное повреждение судну. Через несколько дней «Виминал» уже могло покинуть порт и отправиться на ремонт в другое место.
    Водители английских торпед прикрепили к корпусам нескольких мелких судов небольшие заряды, но вследствие неисправности взрывателей они не взорвались и были извлечены нашими водолазами.
    Все англичане (6 человек), проникшие в порт, были взяты в плен через несколько часов после выхода на сушу. Три торпеды, не имевшие механизма самоуничтожения, были выловлены и тщательно осмотрены. Оказалось, что они являются подражанием нашим первым «Майали», без каких бы то ни было усовершенствований. Снаряжение их водителей имело много очень серьезных технических недостатков: в частности, резиновый комбинезон, который в отличие от нашего полностью закрывал голову, сделан был очень неудачно, и возможно, это и было основной причиной высокой смертности среди английских водителей. Допросу шести пленных я посвятил несколько дней. Несмотря на то, что пленные были очень неразговорчивы и никто из них не собирался выдавать тайну, мне все же удалось после долгих бесед с ними получить кое-какие полезные сведения.
    Оказалось, что англичане после наших первых бесплодных попыток атаковать Гибралтар достали со дна обломки одной из наших управляемых торпед (может быть, торпеду Биринделли) и построили точно такую же.
    ....
  5. +3
    10 октября 2020 10:01
    Да и все же не торпеды это, а что-то типа подводных скутеров. Торпеда сталкивается с целью целиком, а здесь это просто транспорт диверсантов.
  6. 0
    10 октября 2020 10:15
    доктор Абст одобряет человекоторпеды.
    1. +2
      10 октября 2020 11:16
      Цитата: sidoroff
      доктор Абст одобряет человекоторпеды.

      Кирилл Карцов сильно против. :)
  7. +1
    10 октября 2020 12:58
    человекоуправляемые торпеды / сверхмалые подлодки типа Chariot
    Как уже указывали в комментариях - это разные виды вооружений.
    В 1950 году проводились опыты по использованию сверхмалой подводной лодки X-Craft в качестве носителя двух торпед Chariot.
  8. +2
    10 октября 2020 13:09
    Новороссийск не при использовании такого был взорван?
    1. 0
      10 октября 2020 13:27
      Цитата: Lontus
      Новороссийск не при использовании такого был взорван?

      Никто этого никогда не узнает...
      1. +1
        10 октября 2020 16:46
        Цитата: Macsen_Wledig
        Цитата: Lontus
        Новороссийск не при использовании такого был взорван?

        Никто этого никогда не узнает...

        никогда не говори "никогда" (с)
        1. 0
          10 октября 2020 18:06
          Цитата: Lontus
          никогда не говори "никогда" (с)

          А что, есть предпосылки, что кто-то доказательно признается? :)
          1. 0
            13 октября 2020 19:19
            Возьмём гейропу " на шпагу" сами в архивах покопаемся.
  9. +3
    10 октября 2020 13:21
    В дальнейшем опыт не самой удачной торпеды первого типа был использован при создании более совершенных модификаций Mk II и Mk III.
    Модификаций было больше.
    1. +2
      10 октября 2020 13:26

      После Mk III последовала одноместная модификация.
      1. +4
        10 октября 2020 13:31
        В середине 60-х несколько оставшихся торпед Chariot были переоборудованы для использования при разминировании.
  10. 0
    11 октября 2020 14:58
    Прочитал статью - это же просто праздник дизель-панка!
  11. 0
    11 октября 2020 17:52
    М-да.
    Читал я где-то что-то по этому поводу...
    Тяжелые впечатления сложились.
    Это, я на них в море ещё не выходил...
  12. 0
    11 октября 2020 20:47
    По этому поводу есть книжка "Волны над нами", Чарльз Уоррен и Джеймс Бенсон.
    Читал давно, но для себя усвоил следующее:
    1. Всё было очень "сырое" с технической точки зрения.
    2. Люди превозмогали.
    3. Если водителей минисубмарин и/или торпед захватывали при постанове мины, их не били - давали плед, горячий чай или коньяк (для офицеров) и сажали в трюм - прямо рядом с местом возможной установки мины.
    4. Операции в Юго-Восточной Азии были очень-очень выверенными, в связи с тем, что японцы не немцы и пленных моряков просто варили в котлах.
    Такие дела.

    P.S.
    Автору за статью - спасибо.
  13. -1
    24 декабря 2020 17:00
    Очень интересно. Еще бы о наших "Пираньях" что-то узнать.