Явление «Циркона» народу
Успешные испытания 6 октября новейшей гиперзвуковой ПКР «Циркон» стали фактически первым публичным выходом в свет принципиально нового образца отечественного оружия.
Несмотря на то, что до этого создание «Циркона» не только не скрывалось, но и официально декларировалось (в т. ч. первым лицом государства), многими как в РФ, так и за рубежом эти заявления считались «рекламными» и технически нереальными.
В докладе начальника Генерального штаба генерала армии Герасимова президенту страны (в его день рождения) впервые прозвучали реальные цифры и параметры испытаний. Несмотря на то, что стрельба велась далеко не на максимальную дальность, эти цифры уже потрясли основы морской тактики, оперативного искусства и стратегии войны на приморских ТВД.
При этом необходимо объективно понимать (опыт разработки предшествующих ПКР, особенно «Гранита», «Вулкана» и «Метеорита», говорит об этом ясно), что до победного финиша еще работать и работать, и крайне маловероятно, что это уложится в 10 заявленных испытаний и принятие на вооружение в 2022 г.
Несмотря на очень крупный успех, победу разработчиков в испытаниях 6 октября, отработка такой сверхсложной технической системы, как гиперзвуковая ПКР, потребует значительно времени, ресурсов, нервов (то, что не все будет получаться сразу, это неизбежно и нормально в таком деле).
Вместе с тем определенные выводы можно сделать уже сегодня.
Практически незамеченным прошло заявление в ходе форума «Армия-2020» начальника ПВО сухопутных войск об уничтожении ЗРК «Антей» «гиперзвуковой цели». Несмотря на то, что тип цели не назывался, как говорится, его вариантов совсем немного. И это, безусловно, не меньший успех, чем вчерашние испытания «Циркона».
То, что гиперзвуковые цели (ракеты) можно сбивать тактическими ЗРК, было убедительно подтверждено на практике. С существенным уточнением: отечественным ЗРК, в который изначально закладывался большой потенциал ПРО, и ЗУР разработки ОКБ «Новатор».
Для так называемых партнеров все гораздо хуже. И ключевая проблема здесь в малых размерах ячейки установок вертикального пуска (УВП), не обеспечивающих размещение ЗУР-перехватчиков с требуемыми параметрами для надежного поражения гиперзвуковых целей.
Возможно ли поражение «Циркона» ЗУР SM-6 «стандартного» ЗРК «Иджис» кораблей ВМС США? Да, возможно, но с очень малой вероятностью и большими ограничениями по параметру (и соответственно, возможностями прикрытия других кораблей ордера, в первую очередь авианосцев). Это по одиночной ПКР, однако уже сейчас очевидно, что залп «Цирконов» уверенно проламывает любую ПВО авианосной группы ВМС США. В ближней и среднесрочной перспективе у «Циркона» просто не будет противника, который мог бы его надежно перехватывать.
Однако все гораздо сложнее.
Первое. Остается крайне острым фактор средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), особенно с учетом широкого распространения за рубежом выстреливаемых ловушек (активных станций РЭБ). Уместно заметить, что таких средств, несмотря на крайнюю в них потребность, в ВМФ РФ нет. Инициативны промышленности не вызвали интереса соответствующих структур ВМФ.
Второе. Очень высокая скорость «Циркона» налагает объективные физические ограничения на возможности его головки самонаведения (ГСН).
О сложности проблемы говорит пример еще советской ПКР Х-22, которая имела очень высокую скорость на высоте («эшелоне»), но при пикировании к цели сбрасывала скорость, чтобы сохранить возможность работы ГСН в плотных слоях атмосферы через разогретый обтекатель. На этом участке она могла поражаться не только ЗРК «Иджис», но и более старыми «Тартарами».
С учетом очень высокой скорости и кинетической энергии «Циркона» представляется маловероятным уменьшение его скорости до малых чисел М в районе цели, соответственно, неизбежна работа ГСН в условиях плазмообразования, что накладывает жесткие ограничения на ее характеристики (в первую очередь дальности захвата и полосы обзора).
Третье. Все это ставит очень высокие требования к точности целеуказания, намного более жесткие, чем для предшествующих ПКР ВМФ. При этом необходимо объективно понимать, что вопросы целеуказания всегда были проблемой для ВМФ РФ (и СССР) и далеко не всегда решались успешно.
Это на тактическом уровне.
Однако есть и оперативный.
Очевидная реакция противника на «Циркон» — исключить сближение своих ценных целей с его носителями на дальность применения ПКР. И здесь у него возможностей масса. Ключевой фактор – мощная авиационная составляющая, в т.ч. палубной авиации. Т.е. «Циркон» не «хоронит авианосец» (как радостно начали писать ряд наших СМИ), он резко повышает его ценность и значение для наших противников — как средство держать дистанцию и контроль за обстановкой для уничтожения носителей «Циркона» (как надводных, так и подводных) на безопасной для себя дистанции.
И здесь возникает вопрос: что с нашей морской авиацией? А она фактически разгромлена.
Морская ракетоносная (МРА) уничтожена полностью, ее последние остатки в составе дальней авиации (ДА) вопросами работы в составе межвидовых группировок с ВМФ против корабельных соединений противника фактически не занимаются.
Ту-22М3 осталось несколько десятков, в состав морской авиации они не входят, морские задачи их экипажи не отрабатывают, современного ракетного оружия для ударов по надводным целям ("Оникс") не имеют. Для морских задач этих машин де-факто не существует.
Разрекламированная Х-32 серийно не производится, имеет массу неустранимых недостатков и при наличии ракет "Оникс" и "Циркон" её существование не имеет смысла.
Вот только "Оникса" в авиации тоже нет.
Несмотря на наличие этой выдающейся ракеты и её авиационного варианта у ВМС Индии («Брамос»), морской авиации «прописаны» только легкие ПКР с малой дальностью и боевой частью типа Х-35 и Х-31.
Полностью забыт советский опыт: несмотря на большую численность корабельного состава ВМФ СССР, суммарный залп МРА и ДА примерно в 2 раза превышал суммарный залп корабельного состава в ПКР оперативного назначения (ПКР ОН). На конец 80-х годов прошлого века (пик мощи ВМФ) эти цифры составляли примерно 1300 ПКР ОН с авиационных носителей и 600 ПКР ОН с корабельных носителей (надводных кораблей и подводных лодок). Размещение 2/3 ударного потенциала ВМФ на носителях, обладающих отличной оперативной маневренностью, позволяло массировать ударную мощь главном направлении. Из «Морского сборника»: «при обеспечении дозаправки в воздухе – переброска с севера на ТОФ дивизии МРА (40-60 Ту-22М) по северному маршруту занимала 42-45 ч».
Невольно приходит на ум сопоставление с переходом к Цусиме эскадры Рожественского.
Фрегат проекта 22350 и АПКР проекта 885М могут быть теоретически сколько угодно хорошими, но по воздуху они летать не умеют, а для авиации противника являются целями на уровне только необходимого наряда сил для их поражения.
Да, на 885 проект можно загрузить 32 «Оникса» или «Циркона». Но полк (24 самолета) тех же Су-34 может поднять 48 «Ониксов»/«Цирконов» (а в перегрузочном ударном варианте на меньшую дальность – 72). Данное предположение автора было подтверждено главным конструктором Су-34 Мартиросовым Р. Г. Высокая оперативная маневренность и большая дальность Су-34 делает крайне сложным организацию ПВО корабельных соединений (особенно если Су-34 взаимодействуют с малозаметными Су-57).
Именно игнорирование фактора авиации в разработке «Циркона» вызывает чувство горечи и большого опасения за реальную боевую эффективность этой ПКР. Авиационная группировка, являющаяся по сути разведывательно-ударным комплексом, позволяет обеспечить и разведку, и высокоточное целеуказание для максимально эффективного применения «Циркона». И именно самолеты должны быть их главными носителями, главной ударной силой ВМФ.
Нужны ли «Цирконы» кораблям? Да, они будут крайне полезны. Даже ограниченное число ПКР, распределенное случайным образом на носителях с УКСК, становится очень серьезной проблемой для противника. Проблемой, которую он не может игнорировать как в мирное время, так и в кризисной обстановке (особенно с учетом очень эффективного тактического приёма кораблей «слежение оружием»), и тем более на войне.
Но приоритет по эффективности все равно остается за самолетом.
Несмотря на большой состоявшийся успех (испытаний), в обозначенные сроки (2022 г.) разработка «Циркона» объективно завершена не будет, и в этой ситуации крайне целесообразным представляется дополнение к ТТЗ и госконтракту по ускоренной разработке авиационного варианта.
Ошибка с неполучением авиацией ПКР "Оникс" не должна повториться, "Циркон" должен стать и оружием самолётов тоже.
Информация