Построить танк – это просто!
В предыдущем материалео тактике новоделов я начал рассказ про этих удивительных людей. К тому, что у нас что-то делают, лично я привык. Но одно дело, когда за исторической такой работой стоят огромные силы типа юридической системы «Гарант» (этой системе мы обязаны появлением Музея отечественной военной истории в Падикове) или УГМК, Уральской горно-металлургической компании, которой принадлежит честь создания музея в Верхней Пышме.
Это люди. Это деньги. Это другие ресурсы, хотя бы те же помещения, станки и инструменты, транспорт.
А если этого всего нет?
Вот перед вами именно такой случай. Спонсоров в виде крупных компаний за спиной нет. Производственный цех… Впрочем, сами все увидите.
Беседовали мы с Александром Шептаевым, большим любителем танков. Его страсть к этой технике ничем не отличается от страсти ребят из Падикова или Верхней Пышмы, единственное отличие: за ним только его танковая рота и военно-исторический клуб.
Я предлагаю вам просто ознакомиться с нашей беседой, в которой я попросил Александра рассказать, как можно докатиться до такой жизни, когда во дворе только бронетехника. Два бронеавтомобиля, две САУ и 4 танка. И пушка еще.
Слово Александру.
— Заниматься постройкой техники мы начали лет десять назад. Первоначально это был я с братом Михаилом и в качестве наставника наш отец, Шептаев Валерий Пантелеймонович.
Начали, как водится, с легковых машин. Первенцем был ГАЗ-67. Следующим был грузовик ГАЗ-ММ. Он сейчас стоит в музее в Верхней Пышме.
Потом замахнулись на бронеавтомобили, сделали БА-64. Три штуки. Броневички уехали по коллекциям, в Питер. В КБ Смирнова.
Вообще, мы техникой мы с детства увлекаемся, мопеды, мотоциклы…
И так вот мы втянулись в реконструкцию, начали кататься по России. Воронеж, естественно, Саров, Курск, Белгород… В общем, все окрестности объехали.
Мы даже в фильме успели сняться. «Ладога: дорога жизни», мини-сериал. Там как раз зенитная установка на полуторке была. И мы с нее самолет сбивали. Полуторка наша была, и мы с Михаилом на ней воевали с самолетами. Здорово было, мороз минус 30, пурга, машину завести – целая история…
В общем, условия очень сильно приближенные к тем… Впечатлений надолго хватанули.
И в расстрельной команде были еще. В эпизоде.
Наша техника не часто, но в кадры попадает. В основном в малометражных фильмах, но мы особо не спешим. Будут еще большие фильмы, снимемся.
— Расскажи о самом процессе создания техники.
— Тут главное — понять, что ты хочешь построить, и к этому желанию подобрать агрегатную базу. Все начинается именно с этого. Узлы, агрегаты, металл…
— Где берете все это?
— А где найдем. Списанные вездеходы военные очень выручают. Ну и тракторы, мы с них двигатели берем. Вообще, по всей России ищем доноров.
Корпуса варим по чертежам. Стараемся максимально приблизиться к оригиналу, насколько рук хватает.
— Как вообще вы взаимодействуете с военными, властями?
— У нас клуб. Белгородская региональная общественная организация «Прохоровский рубеж». Поэтому все, что тут происходит, совершенно официально и под полным контролем властей. Даже иногда под излишне пристальным контролем, но тут либо ты понимаешь, что у них свои обязанности, либо нервы мотаешь себе и им. Мы предпочитаем нервы не тратить попусту.
«Прохоровский рубеж» — это молодое образование, ему два года всего. В нем пока три человека: я, брат Михаил и его сын Александр. Работает с техникой больше людей. Вот Павла вы видели, он у нас многостаночник, и маляр, и сварщик, и техник. Сергей, моторист, сейчас в отпуске.
Вот так и работаем.
Можем сделать все, что двигается и имеет отношение ко Второй мировой войне. Были бы чертежи-схемы – сделаем любую машину.
Вот недавно расширили ассортимент – пушку времен Первой мировой сделали. 1902 года пушечка. Интересная работа была.
Нам интересно, а когда интересно – все получается так, как должно было бы быть.
— Эту пушку вы под заказ делали, или?..
— Это не на заказ, это себе. Просто к нам попали чертежи, мы посмотрели… и сделали. Она не сложная, зато как говорится, харизматичная.
— И вы теперь еще и артиллерийский расчет?
— Нет, мы эту пушку будем возить на реконструкции тем, кто по Первой мировой устраивает… Они редко, но бывают, и с техникой там совсем печально (подтверждаю, на «Поле боя» наблюдал эту печаль. – Прим. Р.С.). Вот пусть те реконструкторы расчеты и составляют, а мы обучим.
Мы же сами на своих танках ездим. За механиков-водителей.
Вот в Сарове должна была быть большая реконструкция. Но ее отменили по коронавирусу. Сказали сделать в формате кино. И мы снимали кино, с 11 до 18 где-то. То есть шла как бы реконструкция, но на камеры и без зрителей.
Танки ехали, пехота бежала, все стреляли, взрывалась пиротехника… Все как обычно, только вместо зрителей операторы.
Я туда один ездил с двумя танками. Местных мехводов было достаточно, вообще, в Сарове организация очень серьезная. Красиво все было, пиротехники звери, жаль, что зрителей не допустили, это надо было видеть.
— Как сейчас, в нынешних условиях ограничений, есть интерес к технике у коллекционеров?
Нет, сейчас тихо и глухо. Все замерло, реконструкции не проводят, от коллекционеров тоже тишина, у всех кризис. Мы работаем как бы на завтра, на будущее. Рано или поздно все это закончится…
— Где берете чертежи для работы?
— По музеям. Много в Кубинке при старом руководстве сняли. Все просто: планшет, транспортир, рулетка – и пошел обмерять и рисовать. За пару дней можно все спокойно сделать. С точностью до 97%.
У Задорожного часто бываем, у него тоже есть что посмотреть. Дружим.
— Как в обычные дни у вас с посещаемостью?
— А у нас нормально. Приезжают люди. Договариваются по телефону, берут что есть и приезжают. Тут поле, тут лес, есть где спокойно посидеть, шашлык пожарить…
— А в плане нестандартного отдыха?
— А тоже полный порядок. У нас и форма есть, и СХП (безопасное оружие под стрельбу холостыми патронами. – Прим. Р.С.), так что в плане фотосессий тут полное раздолье. Можем и технику в поле выкатить, все можно.
Самое главное – здесь все на 100% исторично смотрится. Все танки и самоходки, что у нас есть, они все здесь воевали. Тут же бои шли какие…
— А если самому сесть за рычаги?
— Это отдельный, совсем отдельный вопрос, тут все в умении и праве на управление. К нам приезжают люди такие, с подготовкой. Просто это хоть и копия, но все-таки гусеничная машина, так что, конечно, «левого» не пустим.
Но у нас были прецеденты, приехали из Москвы ребята, хотели короткометражку снять. Привезли мехвода, и вон там, по-над краем леса весь день снимали.
Так что тут все вопросы обсуждаемые, все можно решить. Но, вообще говоря, свои танки мы сами водим в основном. Это не джип, габариты другие, ходовые характеристики… Так спокойнее всем.
— Последний вопрос на сегодня: то, что вы делаете, как вы сами оцениваете в плане полезности?
— Да полезное это дело. Это история. Глупостей наделали, когда все танки порезали, теперь вот по дальним странам собираем. А из оружия, которое мы за бешеные деньги покупаем, ступеньки льют для церкви. Глупо.
Еще лет десять, и все, танки будут по компьютерной игре изучать. И сейчас молодые изучают — по «Танчикам». А ведь рисунок – это только рисунок. Ты вот подойди, представь, как это – гранатой из окопа в него попасть. Когда пулеметы лупят по тебе.
Еще немного – и только так и будем трогать и щупать. Но хоть так. Хотя бы в таких вот музеях. Лучше, чем никак.
Вот такая экскурсия, вот такое интервью. Но мы не прощаемся, потому что вместе с Александром и Михаилом мы сделаем несколько материалов об оружии того времени. Так сказать, из фондов «Прохоровского рубежа» и других клубов Белгородчины.
Так что мы в Архангельское вернемся в самое ближайшее время, несмотря на погоду.
Автор выражает огромную признательность Елене Кирилловой (ВИК "Сорокопятка", Воронеж) за то, что эта встреча состоялась.
Информация