Летающая лаборатория F-35I для ВВС Израиля

34

11 ноября Центр летных испытаний ВВС Израиля получил свой первый истребитель F-35I «Адир» в конфигурации летающей лаборатории. Эта машина отличается от техники для строевых частей ВВС и предназначена для проведения различных экспериментов и испытаний. Получение такого самолета, как ожидается, упростит дальнейшее развитие ВВС.

Особая модификация


Первые F-35I Adir («Могучий») были переданы ВВС Израиля в 2017 г. и к концу года начали полноценную службу. За несколько месяцев до этого, в мае стало известно о появлении отдельного заказа на специальный вариант F-35I. В 2020 г. компания Lockheed Martin должна была передать заказчику всего один самолет такого рода, предназначенный для использования в различных экспериментах.



Опытный самолет получила серийный номер AS-15 (15-я машина в серии для Израиля) и бортовой «924». Его построили в начале 2020 г. и вскоре провели испытания на американском аэродроме. Для проведения испытаний и контроля за процессами самолет получил многочисленные метки.

11 ноября опытный самолет прибыл на авиабазу Тель-Ноф и был принят Центром летных испытаний. Впервые за последние 14 лет Центр получил принципиально новую машину для проведения тестовых мероприятий. Теперь новому «Адиру» предстоит стать платформой для отработки различных решений, испытаний вооружений и т.д. Отмечается, что впервые в истории программы F-35 летающая лаборатория будет испытываться за пределами США.


Проблемы совместимости


В рамках программы F-35I израильские ВВС столкнулись с характерными трудностями. Американская сторона серьезно ограничивает возможности заказчиков по доработке и совершенствованию самолетов. При необходимости интеграции той или иной аппаратуры либо вооружения заказчик должен обращаться к компании Lockheed Martin, чтобы та внедрила необходимые изменения конструкции или обновила программное обеспечение.

Израиль самостоятельно создает различные приборы для самолетов и авиационное вооружение. Новинки такого рода планировалось постепенно внедрять на «Адирах», однако командование посчитало нецелесообразным постоянно обращаться за помощью к американским партнерам.

Выход был найден. ВВС и «Локхид-Мартин» договорились о передаче некоторых технологий и строительстве экспериментального самолета. Теперь израильская сторона имеет возможность осуществлять опыты с обновлением самолета и изменением его боевых возможностей. Впрочем, Израиль не получил всей документации по самолету. Внесение кардинальных изменений в конструкцию агрегатов или ПО невозможно, и для этого по-прежнему придется обращаться к компании-разработчику.

Платформа для испытаний


По известным данным, самолет AS-15 представляет собой серийный F-35I с полным составом оборудования и совместимостью со штатным вооружением. При этом конструкция и состав бортовой аппаратуры изменены в соответствии с новой ролью. Таким образом, экспериментальный «Адир» может участвовать в испытаниях, а при необходимости присоединяться к строевым истребителям в бою.


Главное отличие от других самолетов состоит в установке контрольного комплекса. С его помощью во время полета собираются все необходимые данные и в режиме реального времени передаются на землю для последующего анализа. Контрольно-записывающая аппаратура имеет открытую архитектуру, и ее конфигурация может изменяться в зависимости от характера текущих испытаний. Предусмотрена установка дополнительных датчиков и приборов.

В ближайшее время на авиабазу Тель-Ноф прибудут американские специалисты, которые должны будут научить израильских коллег работать с приборами экспериментального F-35I. Возможности этого самолета шире, чем у строевых машин, и потому стандартный курс подготовки технического персонала недостаточен.

Ранее утверждалось, что летающая лаборатория будет использоваться для отработки радиоэлектронных систем и вооружений. В последних заявлениях официальных лиц упоминается только интеграция оружия. Возможно, это связано с пересмотром и сокращением планов.

Желания и возможности


ВВС Израиля планируют эксплуатировать истребители F-35I в течение следующих 30-40 лет. В связи с этим требуется обеспечить возможность регулярной модернизации техники с целью сохранения высоких характеристик и широких возможностей. На стадии разработки проекта Adir заказчик и подрядчик договорились об интеграции израильских радиоэлектронных систем, но это не охватывает будущие модернизации.


Несколько лет назад сообщалось, что F-35I могут сохранять штатные приборы, в т.ч. боевую информационно-управляющую систему и т.д. При этом израильская сторона желала получить возможность замены отдельных приборов, в т.ч. изделиями собственного производства. Схожий подход предлагалось реализовать в комплексе вооружений.

На данный момент главной задачей в контексте F-35I является интеграция оружия местного производства. Совместимость на уровне электроники в целом обеспечена за счет применения общих стандартов передачи данных, но необходима отработка на уровне устройств и механизмов. F-35 всех модификаций имеют внутренние отсеки вооружений, которые предъявляют особые требования к бомбам и ракетам. В ближайшее время Центру летных испытаний предстоит провести тесты со сбросом вооружений и определить, способны ли они правильно покидать грузоотсек без рисков для себя и самолета.

Какие образцы вооружений дополнят штатный боекомплект F-35, пока официально не уточнялось. На вооружении ВВС Израиля состоят различные бомбы и ракеты; разрабатываются новые образцы. Все они могут войти в номенклатуру вооружений F-35I «Адир» и дать ему определенные преимущества.

Задел на будущее


По открытым данным, ВВС Израиля планируют закупить до 75 истребителей F-35I. Две трети этого количества техники уже законтрактовано, и несколько лет продолжается серийное производство. Половина имеющихся заказов уже выполнена, и военно-воздушным силам передали 26 самолетов. Они сведены в две эскадрильи, несущие службу и даже участвующие в реальных боевых операциях.


Экспериментальный F-35I с номером «924» продолжит службу в Центре летных испытаний и останется в единственном экземпляре. В течение следующих десятилетий он будет обеспечивать проведение различных модернизаций. ВВС Израиля имеют большие планы на новую технику и, весьма вероятно, опытной машине не придется простаивать без дела.

Высказываются предположения, согласно которым США могут построить некоторое количество летающих лабораторий для своих нужд. Подобные самолеты, оснащенные контрольной аппаратурой, могли бы поспособствовать дальнейшему развитию F-35 для США и других стран. Однако о наличии реальных планов такого рода пока не сообщалось, и израильский самолет остается единственным в своем роде.

Как проект F-35I в целом, так и строительство самолета AS-15 в частности представляет большой интерес. Израильским партнерам, в отличие от других стран, на всем протяжении сотрудничества предоставлялась большая свобода выбора. Сначала это привело к появлению модификации «I» с рядом характерных особенностей, а теперь США построили опытный образец, отсутствующий у них самих. По очевидным причинам, такой подход получил высокие оценки со стороны ВВС Израиля.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    13 ноября 2020 18:49
    Прощальный подарок Трампа
    1. +1
      13 ноября 2020 18:50
      А что насчёт Ф-22? И те и те будут?
      1. +3
        13 ноября 2020 18:52
        Цитата: Гиперион
        А что насчёт Ф-22?

        Пока конгресс не разрешит, ни один F-22 не может быть продан. Это закон.
        1. +1
          13 ноября 2020 18:54
          Так ведь есть подвижки?
          1. +2
            13 ноября 2020 18:58
            Пока не внесли предложение в конгресс любые разговоры бессмысленны.
            1. +1
              13 ноября 2020 23:16
              Цитата: OgnennyiKotik
              Пока не внесли предложение в конгресс любые разговоры бессмысленны.

              Израиль официально заявил, что не обращался и не планирует обратиться к США по вопросу закупок Ф-22.
  2. -3
    13 ноября 2020 18:52
    Честно, я ничего не понял. Наклепали 400+ шт и опять экспериментальный...
    1. +8
      13 ноября 2020 18:56
      Цитата: sabakina
      Честно, я ничего не понял. Наклепали 400+ шт и опять экспериментальный...

      Израильтяне хотят интегрировать туда оружие собственного производства, возможно, свою авионику. Машина сложная, поэтому нужен испытательный образец с соответствующими приборами
      1. 0
        13 ноября 2020 19:10
        Krasnodar, так летают уже и ихней авионикой и вооружением. Чё ещё надо? Код ПО?
        1. +1
          13 ноября 2020 19:17
          Прогресс не стоит на месте. Необходимо испытывать новое оборудование. Для этого нужен лётный образец, а не боевой истребитель.
          1. -7
            13 ноября 2020 20:11
            Цитата: OgnennyiKotik
            Прогресс не стоит на месте. Необходимо испытывать новое оборудование. Для этого нужен лётный образец, а не боевой истребитель.

            Ну да, чтобы понять как летает Ф-35 надо построить воздушный змей. Чтобы понять, как работает вооружение на Ф-35 Адир, надо построить летающую лабораторию. Чтобы полететь на Луну, надо понять, КАК ЭТО ВООБЩЕ работает!
        2. +2
          13 ноября 2020 20:18
          Цитата: sabakina
          Krasnodar, так летают уже и ихней авионикой и вооружением. Чё ещё надо? Код ПО?

          Коды, вроде дали
          Хотят интегрировать новое оружие и новую авионику
          1. +3
            13 ноября 2020 23:23
            Цитата: Krasnodar
            Хотят интегрировать новое оружие и новую авионику

            Я читал и о новой системе РЭБ. Вообще, израильтяне менее консервативны в вопросах модернизации и не боятся внедрять новое вместо, казалось бы, надежных и апробированных изделий. Этим летом, несмотря на ковид, группа инженеров Локхида спустилась с небес в Израиль- чтобы на месте ознакомиться с тем, что на земле обетованной сотворили с их детищем.
      2. +4
        13 ноября 2020 22:29
        Цитата: Krasnodar
        Израильтяне хотят интегрировать туда оружие собственного производства, возможно, свою авионику.

        Мы очень мало знаем про изменения которые хотят ВВС Израиля хотят внести чтобы подогнать самолет под свои нужды.
        Это изменения по дополнению топливных баков вариант наружной подвески, которые сбрасываются при входе в зону обнаружения. Баки которые «обнимают» F-35I, чтобы не ставить под угрозу малозаметность и аэродинамику.
        Известного, что израильские F-35I будут иметь основную программу C4, созданную в Израиле, которая работает «поверх» операционной системы Lockheed. Что дает совместимость с линиями передачи данных, используемыми израильскими воздушными и наземными силами, это очень важно с точки зрения Израиля, поскольку он отслеживает положение ракетных установок класса «земля-земля» и ракетных систем «земля-воздух».
        Израильские фирмы Elbit и Israel Aerospace Industries разработали бортовое радиоэлектронное оборудование F-35I plug-and-play должна быть встроена как в программное обеспечение F-35i, очевидно и в планер. Дополнения будут установлены в специальных проемах в нижней части фюзеляжа и передней кромке крыльев. Внутренние обсеки вооружения будут переделаны под израильское вооружение.
        На сегодняшний день, это вся доступная информация.
        То, что ЦАХАЛ переоснащает получаемое вооружение нет ничего нового и это не от того, что оно плохое, а потому что не хотят в критический момент зависеть от чьих то политических игр.
        Во время войны Судного дня, когда Сирия и Египет получали вооружение по воздушному и морскому пути из СССР, а США играла в свою игру и решало, что выгодней пойти против арабских стран участвовавших в этой войне и потерять их поддержку оказав помощь Израилю или не делать этого.
        И конгресс не решал вопрос поставке не хватающего вооружения.
        И только заявление Голды Меер о применении ЯО,заставило Никсона самолично принять правильное решение.
        С того времени Израиль стал развивать свою оборонную промышленность.
        Все вооружение которое закупается, оснащается израильскими технологиями и ремонтной базой.
        Это относится и к ВВС и ВМФ.
        1. +2
          13 ноября 2020 22:44
          Все правильно, но хотел бы дополнить - собственные самолеты Израиль начал клепать после французского эмбарго на поставку вооружений, объявленного за 3 дня до начала Шестидневной Войны. hi
          1. +2
            13 ноября 2020 22:53
            [/center]
            Цитата: Krasnodar
            собственные самолеты Израиль начал клепать после французского эмбарго на поставку вооружений,

            Да, но "Война Судного дня" была переломным пониманием, что судьба государства не может зависеть от чьих-то политических игр. Если ни САМ, то никто.
    2. +4
      13 ноября 2020 20:24
      Наклепали 400+ шт

      на самом деле
      поставлено заказчикам уже больше 585 штук на 1 ноября
  3. 0
    13 ноября 2020 19:57
    Интересно, а если Израилю продать
    С-400, это отразится как то на поставках авиатехники из США? smile
    Может, им бесплатно передать?
    1. +6
      13 ноября 2020 20:13
      Никак не отразится - отработают борьбу с С-400
      1. +1
        13 ноября 2020 20:31
        С Турцией такой подход не прошел.
        Я, конечно, не верю, что Израиль будет покупать С-400, но в случае с турками это привело к конфликту.
        1. +4
          13 ноября 2020 20:43
          Потому что Эрдоган непредсказуемый мракобес. Израилю С-400 РФ, скорее всего, не продаст
          1. 0
            13 ноября 2020 20:57
            И Израиль не купит. Поэтому я и предложил бесплатно.
            smile
            А что касается непредсказуемости Эрдогана- Турция- член НАТО, а там, как вы знаете, решения принимают консенсусом, исключающим глубокие разногласия её членов, иначе организация полностью парализована будет, чего не наблюдается, поэтому, похоже, непредсказуемость Эрдогана- имеет все таки свои границы.
            1. +3
              13 ноября 2020 22:05
              Я не говорю, что он клинический случай
              Он просто самодур и популист
            2. +2
              13 ноября 2020 23:10
              Цитата: Avior
              И Израиль не купит. Поэтому я и предложил бесплатно.

              Ну бесплатно, это можно посмотреть, что там внутри, но не более.
              То, что стоит на боевом дежурстве, Стрела 3, была испытана на поражение, на дальность и по высоте на Аляске, т.к. в Израиле нет таких расстояний.
              Возможно, что С-500 и приблизится к таким параметрам.
              1. -1
                14 ноября 2020 01:03
                Цитата: Vitaly Gusin
                То, что стоит на боевом дежурстве, Стрела 3, была испытана на поражение, на дальность и по высоте на Аляске, т.к. в Израиле нет таких расстояний.
                Возможно, что С-500 и приблизится к таким параметрам.

                C-500 и Стрела 3 комплексы под различные задачи и цели.
                Что касается расстояний, то все испытания проходили в Израиле, за исключением испытаний для США, т.к. это совместная разработка IAI и Boing.
                10 декабря 2015 года Министерство обороны Израиля заявило об успешном завершении испытаний системы ПРО «Хец-3». Тестовая мишень была сбита над Средиземным морем.
                19 февраля 2018 года в 02:30 по израильскому времени на военном полигоне «Пальмахим» в Израиле состоялось запланированное еще на январь (запуск ракеты был отменен 10 января из-за проблемы, связанной с передачей данных) испытание ракеты «Хец-3». По сообщению Минобороны Израиля, испытания прошли успешно: ракета ушла по заданной траектории и поразила «условную цель».
                В период с 18 по 28 июля 2019 года Израиль совместно с США успешно провели три секретных испытания «Хец-3». Испытания проходили на стартовом комплексе Pacific Spaceport Complexruen на острове Кадьяк (Аляска)
                1. +3
                  14 ноября 2020 08:10
                  Цитата: ЗЭМЧ
                  C-500 и Стрела 3 комплексы под различные задачи и цели.

                  С-500 будет использовать как ракеты из арсенала С-400 — так и для заатмосферного перехвата ее задачей станет борьба с баллистическими ракетами в ближнем космосе.
                  Система в разработке и испытании.
                  Arrow 3 или Hetz 3- это гиперзвуковая против баллистическая ракета вне атмосферы способна перехватывать баллистические ракеты, особенно несущие оружие массового поражения, на высотах более 100 км дальностью действия до 2400 км.
                  Батарея Arrow 3 перехватывает залпы более пяти баллистических ракет в течение 30 секунд. Arrow 3 может быть запущена в космос до того, как станет известно, куда летит целевая ракета. Когда цель и ее курс определены, перехватчик Arrow перенаправляется с помощью сопла с вектором тяги, чтобы провести перехват «тело-тело». (вы видели на видео)
                  Когда мы с вами увидим (если покажут, не только пуск) видео испытания С-500, тогда мы сможем сравнить их возможности.
                  Разница в системах в том, что Arrow 3 УЖЕ ДАВНО СТОИТ НА БОЕВОМ ДЕЖУРСТВЕ.
          2. 0
            13 ноября 2020 23:33
            Цитата: Krasnodar
            Израилю С-400 РФ, скорее всего, не продаст

            А помните, как во время предпоследнего визита в Израиль Путин пообещал орден За заслуги 1ой степени тому, кто поможет заключить контракт на поставку Российского оружия в Израиль? Думаю, если бы пообещал денежную премию в размере 10 окладов содержания главы Ростеха, сработало бы лучше...
  4. -1
    13 ноября 2020 20:32
    35I - типа инжекторный? laughing
    1. +2
      13 ноября 2020 20:39
      Цитата: denis obuckov
      35I - типа инжекторный? laughing

      Israeli
  5. -9
    13 ноября 2020 20:37
    А они кошерные?
    1. +5
      13 ноября 2020 20:45
      Цитата: denis obuckov
      А они кошерные?

      Как жингялов хац, примерно
  6. mvg
    +1
    14 ноября 2020 01:02
    Это не автор. Это копирайтер, в самом некачественном понимании. Читаешь какой то мусор из слов.
  7. 0
    31 декабря 2020 08:04
    Прикольно сделана лестница для летчика. Интересно сможет сам летчик ее установить из кабины? А то при помощи наземного персонала это как-то странно выглядит.
  8. 0
    31 марта 2023 09:50
    А вот экспериментальная телескопическая лесенка для пилота - получилась очень даже забавной))