Эволюция воздухонезависимых энергоустановок для неатомных подлодок

57

Российская ДЭПЛ "Санкт-Петербург", головной корабль пр. 677. В будущем подлодки этого типа могут получить ВНЭУ. Фото Wikimedia Commons

Основная масса современных подводных лодок оснащена дизель-электрическими энергоустановками. Такие устройства имеют характерные недостатки, из-за чего осуществляется поиск удобных и выгодных альтернатив. Как показывает практика, современный уровень технологий позволяет создавать эффективные энергоустановки для неатомных подлодок, причем речь идет о системах разных архитектур.

Проблемы и решения


Главный недостаток ДЭПЛ состоит в необходимости регулярной подзарядки батарей за счет дизель-генератора. Для этого подлодка должна всплывать на поверхность или двигаться на перископной глубине – что повышает вероятность обнаружения противником. При этом продолжительность подводного плавания на аккумуляторах обычно не превышает нескольких суток.



Очевидной альтернативой дизелю является ядерная энергоустановка, однако ее применение не всегда возможно и оправдано из-за сложности и дороговизны. В связи с этим на протяжении нескольких десятилетий прорабатывается вопрос создания воздухонезависимых энергоустановок (ВНЭУ) с желаемыми характеристиками и без недостатков дизель-электрических систем. Ряд новых технологий такого рода успешно доведен до эксплуатации, а ввод в строй других ожидается в ближайшем будущем.

В целом можно выделить несколько подходов к созданию ВНЭУ. Первый предусматривает перестройку дизель-генератора с использованием другого двигателя, менее требовательного к поступающему воздуху. Второй предлагает выработку электроэнергии при помощи т.н. топливных элементов. Третий заключается в совершенствовании батарей, в т.ч. вплоть до отказа от собственной генерации.

Альтернатива Стирлинга


Первой НАПЛ с полноценной ВНЭУ, принятой на вооружение, в 1996 г. стал шведский корабль Gotland. Эта подлодка имела длину 60 м и водоизмещение 1600 т, а также несла 6 торпедных аппаратов двух калибров. Ее энергоустановку построили на основе стандартной дизель-электрической и дополнили новыми компонентами.


Шведская НАПЛ Gotland в американском сухом доке, 2005 г. Фото US Navy

Надводный ход и выработка энергии обеспечиваются двумя дизелями MTU 16V-396 и парой генераторов Hedemora V12A/15-Ub. Гребной винт на всех режимах приводится во вращение электродвигателем. В подводном положении подлодка вместо дизелей запускает двигатель Стирлинга типа Kockums v4-275R, использующий жидкое горючее и сжиженный кислород. Запас последнего позволяет оставаться под водой до 30 суток без необходимости всплытия. Кроме того, двигатель Стирлинга отличается меньшим шумом и не так демаскирует подлодку.

По проекту «Готланд» построили три новые подлодки; второй и третий корпуса ввели в строй в 1997 г. В начале двухтысячных годов был реализован проект с шифром Södermanland. Он предусматривал модернизацию двух ДЭПЛ типа Västergötland с установкой ВНЭУ от проекта Gotland. Шведскими разработками заинтересовалась Япония. По лицензии она собрала ВНЭУ для подлодок типа «Сорю». Ввиду больших габаритов и водоизмещения японские НАПЛ несут сразу четыре двигателя v4-275R.

Подводные турбины


В ходе развития проекта Scorpène французские кораблестроители предложили свой вариант ВНЭУ на основе альтернативного двигателя. Такая установка под названием Module d'Energie Sous-Marine Autonome (MESMA) предлагалась потенциальным клиентам для использования на подлодках новой постройки.

Проект MESMA предлагал особый паротурбинный двигатель, работающий на этаноле и сжатом воздухе. Сгорание спирто-воздушной смеси должно было давать пар для турбины, приводящей в движение генератор. Продукты горения в виде углекислого газа и водяного пара под высоким давлением предлагалось сбрасывать за борт во всем диапазоне рабочих глубин. По расчетам, НАПЛ Scorpène с ВНЭУ MESMA могла бы оставаться под водой до 21 сут.


НАПЛ Scorpène в версии с топливными элементами для ВМС Индии. Графика Hisutton.com

Установка MESMA предлагалась разным заказчикам. К примеру, ее планировалось использовать в проекте Scorpène-Kalvari для Индии. Однако опытная установка показала недостаточные характеристики, и интерес к проекту резко сократился. В итоге новые французские ДЭПЛ по-прежнему оснащаются дизелями – хотя разработчики уже анонсировали новую модернизацию с внедрением других перспективных решений.

В 2019 г. российские кораблестроители объявили о разработке принципиально новой ВНЭУ на основе газотурбинного двигателя замкнутого цикла. В ее состав включаются емкости для сжиженного кислорода: он испаряется и подается к двигателю. Выхлопные газы предлагается замораживать и выбрасывать наружу только при всплытии в безопасном районе. Подобная ВНЭУ прорабатывается в рамках проекта П-750Б.

На топливных элементах


К концу девяностых годов свой вариант ВНЭУ создала Германия. В 1998 г. началось строительство головной НАПЛ нового пр. «Тип 212», оснащенной подобной системой. Немецкий проект предусматривал использование системы Siemens SINAVY, сочетающей электродвигатель и водородные топливные элементы. Для движения в надводном положении сохранили дизель-генератор.

Комплекс SINAVY включает протонообменные топливные элементы Siemens PEM на основе металлогидрида с цистерны со сжиженным кислородом. Для большей безопасности, емкости с металлогидридом и кислородом расположены в пространстве между прочным и легким корпусами. Во время работы ВНЭУ водород, получаемый из металлогидрида, вместе с кислородом поступают на специальные мембраны и электроды, где происходит выработка тока.


Немецкая подлодка U-32, второй корабль "Тип 212". Фото Минобороны Германии

Автономность подлодки «212» достигает 30 сут. Важным преимуществом ВНЭУ SINAVY является практически полное отсутствие шума во время работы при достаточно высоких характеристиках. В то же время, она сложна в производстве и эксплуатации, а также имеет иные недостатки.

Для ВМС Германии было построено шесть субмарин «212». В 2006-2017 гг. четыре таких корабля поступили на службу в испанский флот. На базе «212» создан проект «214», предусматривающий сохранение существующей ВНЭУ. Такие подлодки пользуются большой популярностью на международном рынке. Получены заказы от четырех стран более чем на 20 лодок. 15 кораблей уже построены и сданы заказчикам.

Следует отметить, что ВНЭУ на основе топливных элементов разрабатывают не только в Германии. Параллельно с проектом MESMA во Франции разрабатывался вариант НАПЛ Scorpène с применением топливных элементов. Именно такие подлодки продали Индии. Сейчас создаются элементы нового поколения. Ранее сообщалось, что свои топливные элементы разрабатываются в России. ВНЭУ такого типа уже прошла стендовые испытания, и в будущем ее проверят на опытовом корабле.

Подлодка на аккумуляторах


Появление принципиально новых двигателей и средств генерации не исключает необходимости дальнейшего развития существующих технологий и агрегатов. Так, высокое значение сохраняют аккумуляторные батареи уже известных и освоенных типов. В перспективных проектах они даже рассматриваются в качестве единственного источника энергии для всех систем.


Головная подлодка типа "Тайгэй" перед спуском на воду. Фото МСС Японии

Любопытные процессы наблюдаются в японском кораблестроении. Япония была одной из первых стран, освоивших ВНЭУ с двигателем Стирлинга, однако в 2015 и 2017 гг. были заложены две подлодки доработанного проекта «Сорю» без подобных систем. Места под штатные батареи и агрегаты ВНЭУ отдали под современные литий-ионные аккумуляторы. За счет этого продолжительность подводного плавания удалось увеличить вдвое в сравнении с батареями прошлого поколения.

С 2018 г. ведется строительство подлодок нового проекта «Тайгэй», изначально разработанного с применением дизель-электрической установки и литий-ионных аккумуляторов. Головной корабль нового проекта уже спущен на воду, а с прошлого года строятся еще два корпуса. Всего планируется построить семь подлодок с принятием в строй с 2022 г.

Известно множество проектов сверхмалых подлодок, оснащенных только аккумуляторными батареями. В будущем такая архитектура может найти применение и в «больших» проектах. Недавно французские судостроители представили концепт-проект SMX31E, объединяющий массу самых смелых решений. В частности, субмарина получила только аккумуляторы с их размещением во всех доступных объемах, в т.ч. между прочным и легким корпусами. Зарядка батарей должна осуществляться в базе, до выхода в море.

По расчетам, на полной зарядке SMX31E сможет оставаться под водой в течение 30-60 суток, в зависимости от скорости движения и общего потребления энергии. При этом планируется обеспечить полную работоспособность всех штатных и дополнительных приборов, комплексов и т.д.


Предлагаемая архитектура подлодки SMX31E. Графика Naval Group

В процессе эволюции


Таким образом, в последние десятилетия наблюдается значительный прогресс в области ВНЭУ для НАПЛ. Разработаны, испытаны, внедрены в проекты и поставлены на службу разные варианты подобных систем с теми или иными особенностями и преимуществами. Впрочем, даже последние воздухонезависимые установки имеют те или иные недостатки. Они остаются сложными и дорогими, как в производстве, так и в эксплуатации.

Несмотря на преимущества в тактико-технических характеристиках, НАПЛ с ВНЭУ пока не могут вытеснить ДЭПЛ «традиционной» архитектуры. Более того, последние развиваются и тоже используют самые современные технологии и компоненты. Ярким примером такой конкуренции разных классов являются процессы развития японского подводного флота, вернувшегося к дизель-электрической схеме на новом техническом уровне.

По всей видимости, конкуренция воздухонезависимых и дизель-электрических установок в обозримом будущем продолжится – и явный фаворит пока отсутствует. При этом очевидно, что в выигрыше оказываются флоты мира. Они получают возможность выбирать оптимальный вариант энергоустановки, наиболее полно соответствующий всем предъявляемым требованиям.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 ноября 2020 05:22
    Прогресс в области ВНЭУ наблюдается, но Лодок у России к сожалению таких пока нет what
    Очень нужно, ДЭПЛ с ВНЭУ - приблизится по показателям к атомоходам. Ждём...
    1. +8
      18 ноября 2020 05:49
      Главный недостаток ДЭПЛ состоит в необходимости регулярной подзарядки батарей за счет дизель-генератора. Для этого подлодка должна всплывать на поверхность или двигаться на перископной глубине – что повышает вероятность обнаружения противником.

      "Повышает вероятность", не то слово yes Мало того, что лодке надо всплывать или идти под РДП ("шнорхель"), так и дизель гремит так, что дизелисты даже в обыденной жизни начинают общаться жестами, как глухонемые lol (это нужно видеть yes )
      Естественно, что звук распространяется далеко-далёко...
      1. +7
        18 ноября 2020 06:07
        Как-то решали. 72 часа 877 в Четвертом...а зарядка со стороны Охотского под фоновый шум моря. Или внаглую в надводном в бухточке какой. Но это на решение командира, не приветствовались такие финты.
        1. +8
          18 ноября 2020 06:09
          Цитата: Vale-90
          Но это на решение командира, не приветствовались такие финты.

          "Финты", это точно сказано,это как танцы на минном поле.
        2. 0
          19 ноября 2020 23:17
          Цитата: Vale-90
          Как-то решали.

          Лодки с дизелями, это лодки прибрежных вод. Они не пойдут в поход к Африке или к Америке. Самое простое что приходит на ум, так это проложить кабеля вдоль маршрутов патрулирования лодок и от этих кабелей в подводном положении проводить подзарядку батарей. Это, конечно, не панацея, а лишь один из способов подзарядки.
      2. +7
        18 ноября 2020 06:27
        дизель гремит так, что дизелисты даже в обыденной жизни начинают общаться жестами, как глухонемые
        Подтверждаю. Сам дизелист, на левое ухо приглох ещё на службе. Так и агрегаты у нас не такие огромные были.
        1. +6
          18 ноября 2020 09:34
          Героические вы люди. Меня, за те пару раз на "Варш", задалбывало-постоянные хлопки по ушам. "Двери" закрыты, в дизельном поднимается давление, потом кто-то шастает по отсекам, давление выравнивается. И такой неприятных хлопок. Потом голова гудит.
          1. +4
            18 ноября 2020 09:57
            Это мне ещё повезло сильно что не на лодке дизелил, а на узле связи. Хотя потерны мы тоже в bully тихушку открывали и тапок подсовывали под гермодвери. А то по ушам и правда щёлкает...и жарко...и вонько
            1. +1
              18 ноября 2020 10:27
              Не поленился видео найти, год 91-92..Шияновская лодка Б-394. Пришла с БС, лодку в Новом Завойко поставили. Отчет в штаб КВФ и куча штабных на борту-проверка...Рядом с "Варягом", не, ... брешу, тогда "Червона Украина" назывался...Снимал на камеру от своего дома. Тогда камеры редкость-снимал все подряд.
        2. 0
          21 ноября 2020 18:06
          В губе Волоковой напротив почти Полярного, собирая грибы, был оглушен 641-м проектом, выходящим в море.
      3. -3
        18 ноября 2020 10:12
        Цитата: БДРМ 667
        это нужно видеть

        Вы видели?
  2. +5
    18 ноября 2020 05:45
    Стирлинг , турбина , топливные элементы , всё это с жидким кислородом на борту...
    ИМХО мощные батарейки самый перспективный путь.
    1. +2
      18 ноября 2020 06:26
      Пока наши ударными темпами, успешно, разрабатывают свое ВНЭУ, старые решения скоро будут неактуальны.

      Идет эволюция литий-ионных батарей. Удельная ёмкость аккумуляторов с литиевой химией растёт на 8% в год или удваивается раз в 9 лет.
      Растут скорость зарядки, безопасность и емкость. Батареи становятся дешевле.
      Поэтому не нужно быть Вангой, чтобы догадаться, что будущее небольших ПЛ - на аккумуляторах.
    2. +1
      18 ноября 2020 06:30
      За то наши стали "хвастаться" атомными батарейками. Собрать в отсек в пакеты, пожалуй будет покруче литий-ионных.
      1. 0
        14 февраля 2021 14:38
        и срок эксплуатации у батареек и лодки-одинаковы
    3. +3
      18 ноября 2020 06:42
      Цитата: Пиджак в запасе
      ИМХО мощные батарейки самый перспективный путь.

      Это верно. Тут недавно в РФ изобрели ядерную батарейку:
      https://zen.yandex.ru/media/animax/iadernuiu-batareiku-rosatoma-ocenil-ves-mir-5fa15022feef0b1a81e73628?utm_source=serp
      Через несколько десятков лет вместо:

      Мощностью - 200 нановатт, при диаметре — 30 миллиметров, а высоте — 15 миллиметров, создадут батарейку мощностью 200 Мватт...Главное, чтобы она влезла в батарейный отсек подводной лодки.
      1. +7
        18 ноября 2020 12:19
        Цитата: ROSS 42
        Мощностью - 200 нановатт, при диаметре — 30 миллиметров, а высоте — 15 миллиметров

        Вот и пересчитайте. 20 нановатт на кубический сантиметр, или 20 миливатт на кубометр. Не впечатляет, правда? А нужно хотя бы 10 киловатт на кубометр, т.е. нужно увеличить мощность в 500000 раз. Не выйдет: КПД таких "батареек" составляет доли процента, а остальное уходит в тепло, как у РИТЭГов. Запаритесь охлаждать. Причем тепло придется отводить всё время, и неважно, движется лодка или стоит в доке. К тому же активный изотоп - Ni63 - стоит совершенно безумных денег. Дешевле (и во много раз) сделать подлодку из золота и сразу утопить.
        Цитата: Stas157
        Удельная ёмкость аккумуляторов с литиевой химией растёт на 8% в год или удваивается раз в 9 лет.
        Растут скорость зарядки, безопасность и емкость. Батареи становятся дешевле.

        Емкость растет до предела, определяемого законами электрохимии. И этот предел давно известен. Будет, вероятно, еще процентов тридцать прибавки - и всё. А литий дорожает из-за роста спроса и из-за того, что богатых месторождений очень мало и они уже близки к исчерпанию. Есть варианты батарей без лития (например, с натриевым анодом), но реальные перспективы пока туманны.
        Есть интересные варианты ВНЭУ, например, с гидридом магния как хранилищем водорода и перекисью водорода как окислителем. И тут подварианты: либо перекись разлагают каталитически и водород и парокислородную смесь сжигают, а энергию утилизуют в турбине, либо (что тише, но дороже) кислород и водород сжигают в топливной батарее. Энергоемкость такой системы выше, чем любых батарей.
        1. -1
          18 ноября 2020 15:07
          Цитата: astepanov
          А нужно хотя бы 10 киловатт на кубометр

          см. атомные реакторы с термоэлектрическими элементами - мощность несколько кВт, масса меньше 0,5т.
          Так что в 50т можно получить 500-600кВт request
      2. 0
        19 ноября 2020 09:00
        Интересно как такие батареи относятся к глухому КЗ по выходу.
    4. +3
      18 ноября 2020 07:25
      Цитата: Пиджак в запасе
      Стирлинг , турбина , топливные элементы , всё это с жидким кислородом на борту...
      ИМХО мощные батарейки самый перспективный путь.

      Как знать.. request бак на N литров горючего он и через тридцать лет бак, а батарейки с каждым годом слабее. Сегодня ты на 30суток нырнул, через 5лет на 20, еще через 5 меняй всю начинку.
      Имхо: Стирлинг
      1. 0
        18 ноября 2020 17:02
        В данный момент самым перспективным есть как раз Российский проэкт с ТЭ использующими реформинг. Но доводка затягивается а учитывая то что уровень науки и инженерии в стране падает. То перспектива доволки стремится в бесконечность.
        Из того что есть штатно в морях? Так это однозначно дойчи с их 212А. Сверх тихая лодка для небольших морей и прибережных океанских зон .
        Матрасы было позвали дойчев на учения по ПЛО. Точнее они сначала попросили лодку типа в лизинг на испытания. Но после того как дойчи отказались то привлекли штатную строевую субмарину.
        После учений долго чесали репы и переписывали боевые инструкции по противодействию. Атомарины штатов с треском проиграли впрочем как и надводные силы так и авиакомпонента.
        1. +4
          18 ноября 2020 17:23
          В лизинг они брали шведскую лодку как-раз. Стирлинг
          А вот распиаренные 212е немцы отходили несколько лет и дружно сломались. Все до одной
    5. +5
      18 ноября 2020 08:18
      Наши пытаются решить проблему путем рефоминга (разложения) дизтоплива на эти элементы. Установка есть, и даже работает.... Но, на необходимые для ПЛ параметры не выходит, а следовательно и ВМФ не нужна.... recourse
  3. +1
    18 ноября 2020 06:35
    Интересные мысли статьи и меткие комментарии перечёркиваются:
    Эволюция воздухонезависимых энергоустановок для неатомных подлодок...

    ...проиграла безудержной денежной зависимости «эффективных» менеджеров.
    Расскажите, может быть, нам неизвестны те «прорывные технологии», которые воплотятся в эскизах и перспективных моделях, так широко распространяемых в последние десятилетия в области российского военного кораблестроения. belay
  4. 0
    18 ноября 2020 11:12
    Первой НАПЛ с полноценной ВНЭУ, принятой на вооружение, в 1996 г. стал шведский корабль Gotland.

    В советская послевоенная малютка проект 615? Или немецкие лодки с турбину Валтера?
    1. +1
      18 ноября 2020 11:35
      советская послевоенная малютка проект 615?

      Это вы про те лодки, что имели неофициальное название "Зажигалки"?
    2. 0
      23 декабря 2020 18:18
      Не зря эти лодки прозвали зажигалками,на флоте никогда не задумывались о сбережении людей,отсюда масса жертв в освоении новой техники,эти жертвы списывались на природный героизм ,который компенсировался чуть ли не почетными грамотами. На мой взгляд, лучший вариант - литиево- ионные аккумуляторы
  5. 0
    18 ноября 2020 11:40
    Цитата: Авиатор_
    советская послевоенная малютка проект 615?

    Это вы про те лодки, что имели неофициальное название "Зажигалки"?

    Зажигалки или нет ето все таки первие серийние лодки с воздухо-независимой установки. Их могли модернизироват и улучшат если хотели.
    1. 0
      21 ноября 2020 18:13
      Они были, хотя и "зажигалки". "Стирлинги" и т.п. по опыту эксплуатации тоже могут попасть в "зажигалки". Что кислород, что его перекись однаково хороши под водой.
  6. -2
    18 ноября 2020 11:57
    Приxодится ещё и ещё раз повторяться, что в рамкаx теоретической разработки и более глубокого обоснования комплексныx физическиx процессов предлагается теxнология совершенно нового уровня в которой конечная задача ВНЗУ решена устройством которое одновременно и преобразователь потенциальной энергии знергоносителя и ядерный реактор с малообогащенным радиоактивным материалом. Стандартные направления решения вопроса выглядят просто наивными и детского уровня.
    1. +4
      18 ноября 2020 12:12
      Цитата: gridasov
      конечная задача ВНЗУ решена устройством которое одновременно и преобразователь потенциальной энергии знергоносителя и ядерный реакто

      Это вы про атомные батарейки?
      А их удельную энергоемкость знаете? Ну так здесь выше уже посчитали.
      А цену знаете ? 140 000 у.е. за грамм.
      Не, для задач корабелов это совсем не решение.
      1. 0
        18 ноября 2020 12:41
        Мне думается ,что я внятно написал - ни одним из современныx методов и способом.
        1. +1
          18 ноября 2020 12:52
          Цитата: gridasov
          я внятно написал - ни одним из современныx методов и способом

          Да не.
          Вы написали, что задача решена.
          А это две большие разницы, решена или предложена теоретическая возможность решения.
          1. -2
            18 ноября 2020 13:05
            Я бы сказал предлагается весь спектр применения и алгоритмы освоения теоретическиx обоснований. При том научная часть имеет ключевое значение .Поскольку методики анализа построены на ,достаточно новом уровне. Что в первую очередь отличается от двоичной логики мышления .
  7. +2
    18 ноября 2020 12:16
    Автор:
    Рябов Кирилл
    Известно множество проектов сверхмалых подлодок, оснащенных только аккумуляторными батареями. В будущем такая архитектура может найти применение и в «больших» проектах.

    Это вызывает большие сомнения по ряду причин, и одна из главных это опасность потерять лодку, если по какой-то причине выйдут из строя аккумуляторы. Необходимо помнить, что литиевые аккумуляторы самые пожароопасные из всех ныне существующих, и даже если мы решим эту проблему на подводной лодке, изолировав каким-то образом отсеки с ними, то остается проблема как потом двигаться, даже если пожар локализован и подводная лодка не погибла.
    1. +1
      18 ноября 2020 15:33
      Цитата: ccsr
      Это вызывает большие сомнения по ряду причин, и одна из главных это опасность потерять лодку, если по какой-то причине выйдут из строя аккумуляторы. Необходимо помнить, что литиевые аккумуляторы самые пожароопасные из всех ныне существующих, и даже если мы решим эту проблему на подводной лодке, изолировав каким-то образом отсеки с ними, то остается проблема как потом двигаться, даже если пожар локализован и подводная лодка не погибла.

      Поддерживаю, Лошарик как пример good
  8. +1
    18 ноября 2020 12:33
    Цитата: ccsr
    то остается проблема как потом двигаться, даже если пожар локализован и подводная лодка не погибла.

    А как будет двигатся атомная подлодка если будет авария реактора, а лодка не погибла? Тогда можно только спасат людей.
    1. 0
      18 ноября 2020 14:11
      Есть там на чем идти при падении АЗ.
  9. 0
    18 ноября 2020 13:16
    Подряд 2 статьи, сначала от Скоморохова, теперь от Рябова. Видимо это жи-жи-жи не с проста. При том, что обычно творчество Романа мне нравится намного больше, вынужден признать, что статья от Кирилла лучше. Сделана по тем же открытым источникам, глубина анализа примерно та же, но здесь хотя бы отфильтрован откровенный бред из источников и нет безосновательных но далеко идущих выводов. Общее представление о теме из этой статьи получить можно. Если бы еще уважаемый автор не злоупотреблял фирменными самоповторами и витиеватостями, была бы совсем хорошая статья.
    1. -3
      8 января 2021 12:38
      Цитата: MooH
      Подряд 2 статьи, сначала от Скоморохова, теперь от Рябова. Видимо это жи-жи-жи не с проста. При том, что обычно творчество Романа мне нравится намного больше, вынужден признать, что статья от Кирилла лучше. Сделана по тем же открытым источникам, глубина анализа примерно та же, но здесь хотя бы отфильтрован откровенный бред из источников и нет безосновательных но далеко идущих выводов. Общее представление о теме из этой статьи получить можно. Если бы еще уважаемый автор не злоупотреблял фирменными самоповторами и витиеватостями, была бы совсем хорошая статья.

      да они друг за другом пишут
  10. +1
    18 ноября 2020 13:20
    малогабаритную ЯЭУ забыли, однако.
  11. -2
    18 ноября 2020 14:16
    в РВСН давно применяются атомные генераторы элетроэнергии. Надо иметь такие в лодках как НЗ. В боевых условиях использовать их для подзарядки батарей. Работают они после активации несколько месяцев ,на боевой поход хватит.
    1. 0
      19 ноября 2020 11:08
      РИТЭГи и аналогичные решения не подходят-удельная мощность низкая.
  12. 0
    18 ноября 2020 14:58
    Цитата: Vale-90
    Есть там на чем идти при падении АЗ.

    То же самое, аварийное, будет и на електролодку.
  13. +6
    18 ноября 2020 15:31
    Первой НАПЛ с полноценной ВНЭУ, принятой на вооружение, в 1996 г. стал шведский корабль Gotland.

    Первым был проект ПЛ А615, прозванных на флоте "зажигалки". Было это в далеком 1953 г.
    Всего с 1953 по 1959 год кроме головной лодки проекта 615 было выпущено 29 лодок модификации А615. 23 из них были построены на ССЗ «Судомех» и 6 — на Адмиралтейском ССЗ (до декабря 1957 года — ССЗ им. А. Марти).
    Принцип работы двигателей А615 по замкнутому циклу заключался в следующем: отработанные газы из выхлопного коллектора дизеля поступали в газоохладитель, где охлаждались и освобождались от водяных паров и механических примесей. В дальнейшем они направлялись в газофильтр с химопоглотителем, в котором поглощался углекислый газ. При химической реакции между поглотителем и углекислым газом происходил незначительный подогрев очищенных газов. Дальнейшее охлаждение обратного газа и освобождение его от избыточной влаги осуществлялось в конденсаторе. Освобожденный от углекислого газа и избытка влаги выхлопной газ направлялся в газовый смеситель. В него же по трубопроводу под давлением добавлялся газообразный кислород в определенной пропорции. Из смесителя газ подавался в дизельный отсек. И так по кругу.
    Основной проблемой был запас жидкого кислорода в количестве 8,5 т и не совсем отработанная ГЭУ, аварии на этих лодках случались постоянно! Поэтому и Зажигалки))) wink
    Как музеи эти лодки можно увидеть в Краснодаре и Одессе.
    Лодка, достроенная как комплексная лаборатория проекта 637, стоит на территории бывшего ВВМИУ им. В.И. Ленина (сейчас Военно-морской политехнический институт), используется в качестве учебно-тренировочного кабинета, и кстати числится в составе ВМФ.
    Поэтому говорить, что ВНЭУ у нас не было, не совсем корректно wink
    1. 0
      23 ноября 2020 18:15
      О, да "пирогазка"- реплика "фашистов". Насиупили на грабли0- и сразу одумались (С)
      1. 0
        23 ноября 2020 19:59
        Цитата: Bersaglieri
        О, да "пирогазка"- реплика "фашистов". Насиупили на грабли0- и сразу одумались (С)

        Не сразу, разработка довоенная. и не реплика
  14. 0
    18 ноября 2020 19:16
    очень подробная статья уважаемого Кирилла Рябова, мое мнение что Рф может просто отказаться от строительства новых ДЭПЛ, а иметь АПЛ и малые подлодки для закрытых морей (Черное Японское Балтика) только на аккумуляторах
  15. +2
    18 ноября 2020 23:19
    Основная масса современных подводных лодок оснащена дизель-электрическими энергоустановками.

    Сразу хочется заметить, что все современные подводные лодки имеют атомную энергоустановку. ДПЛ это заведомо устаревшее решение ограниченно пригодное для решения некоторых, нишевых задач.

    Эксперименты же с ВНЭУ любопытны, но не отличаются особой эффективностью. К примеру и для шведских и для немецких лодок автор указал автономность в 30 суток, но это всего лишь общая автономность плавания. Подводная автономность шведов только 14 суток, немцев - 18 суток. Для обоих проектов указывают подводную скорость 20 узлов, но тактично молчат о длительности движения на такой скорости. Если заметить что мощность Стирлинга всего 75 Квт, нетрудно догадаться что речь о рывке в пару часов на аккумуляторах. Сходная проблема и у немцев, там тоже ограничения на время полного хода. Французский проект вообще пока "ни о чем", грубый эскиз на тему как можно сделать если вдруг появятся новые, волшебные аккумуляторы. Которых у французов нет.

    Сравнивать это все с полноценными многоцелевыми АПЛ просто невозможно.
  16. -2
    19 ноября 2020 00:33
    Цитата: Saxahorse
    Подводная автономность шведов только 14 суток, немцев - 18 суток.

    Не мешало бы озвучить подводную автономность пр.877, например. И сравнить. И слово "ТОЛЬКО" приобретет несколько иной смысл.
  17. 0
    19 ноября 2020 09:50
    В 2006-2017 гг. четыре таких корабля поступили на службу в испанский флот.
    Не испанский, а итальянский.
  18. -1
    19 ноября 2020 14:09
    Топливные элементы.
    Для получения электроэнергии топливным элементом нужны кислород и водород.
    Держать запас кислорода на ПЛ не проблемно. Температура кипения кислорода -183оС. А вот с водородом ситуация хуже - у него температура кипения -253оС.
    Металлогидриды содержат водорода мало, да и в процессе работы этот водород пополнять надо.
    Получат водород на борту ПЛ можно из того же дизельного топлива путем паровой конверсии в микроканальном реакторе. При размере реактора 200х200х200 мм выход водорода получается порядка 30м3/час. Работы на сей предмет велись в РКК "Энергия" с 2013 г. Кстати, эта компания и по топливным элементам весьма продвинутая.
    Я для этого проекта делал тепловые и энергетические расчеты, и конструкцию реактора делал. Меня использовали в темную - не говоря для чего этот реактор нужен. Но мне и так все было понятно. На постоянную работу в РКК "Энергию" меня не взяли из-за моего двойного гражданства (второе Великобритании). Жалею об этом, но понимаю, что это правильно. В оборонке людей с двойным гражданством быть не должно.
    Чем завершился этот проект я, к сожалению, не знаю.
  19. 0
    20 ноября 2020 05:42
    Цитата: самый главный
    Они не пойдут в поход к Африке или к Америке.

    Сами к Америке нет. На Курилах они нормально сами работали. Впрочем писал давно об этом.
    "Горе от ума...Или шизанутая Маша"
    Кружочки красные, обнаружение Лос и Стерджен Варшавянками за несколько лет.
    1. 0
      20 ноября 2020 16:37
      Самый простой и доступный вариант для ПЛ это турбина замкнутого цикла на этиловом спирте и кислороде, на выходе будет чистая вода и чистый углекислый газ , а углекислый газ без примесей можно даже не хранить на ПЛ , а сразу (или периодически) выбрасывать за борт. , более сложный вариант , это окисление алюминия в воде , правда будет выделяться водород , но зато его можно сжигать в турбине, в обоих случая на борту ПЛ придется держать запас жидкого кислорода, но во втором случае требуемый запа будет много меньше.
      1. 0
        21 ноября 2020 18:22
        Жизненный опыт показал - кислород, водород, перекись на борту кончаются взрывом. Вопрос - как часто, и насколько эта частота допустима.
  20. 0
    22 ноября 2020 00:22
    Не надо на борту этой гадости. В изолированном корпусе. Во время плавания необслуживаемом.
  21. 0
    15 января 2021 14:26
    Цитата: alien308
    Не надо на борту этой гадости. В изолированном корпусе. Во время плавания необслуживаемом.

    Вот именно. Даже Варшавянки можно модернизировать, если разбить батарею на гермомодули и разместить эти модули в ЦГБ. Тогда пожар/пробитие/отказ модулей не страшен лодке, тушение автоматом забортной водой если что.