Американские опытные танки 20-х годов ХХ века

51
Американские опытные танки 20-х годов ХХ века
Танк фирмы «Каннингэм» Т1 на танковой миле Абердинского полигона

Танки за океаном


А они были там в 20-е годы ХХ века? Вполне резонный вопрос, ведь из тех, кто интересуется историей бронетанковой техники, наверняка читали о том, что у американцев перед Второй мировой войной не было ни танков, ни… опыта по их конструированию. Вспоминают танк У. Кристи (как без него?!), а так – ну просто очень отсталым был там, за океаном, танковый дизайн. Однако так ли это было на самом деле? В своё время мне очень повезло: мой друг, художник И. Зейналов, подарил мне сразу два тома потрёпанных справочников «Хейгль» 30-х годов издания. И вот читая их, я с большим удивлением обнаружил, что как раз в США в это время создавались многочисленные модели самых разных лёгких и средних танков, хотя на вооружение они и не принимались. То есть работать над ними американские инженеры начали буквально через несколько лет после окончания Первой мировой войны.


Справочник «Хейгль» – самый информативный справочник 30-х годов, посвящённый бронетехнике…

Занялась разработкой новых перспективных моделей танков и частная фирма «Джеймс Каннингэм, сын и компания». Основатель фирмы, иммигрант из Ирландии, оказавшись в Америке, выбрал карьеру производственника. В 1834 году он организовал контору по выпуску конных экипажей. Причём экипажей на любой вкус: от почтовых экипажей до катафалков включительно. В 1908 году фирма стала производить даже автомобили, хотя и делала их главным образом для своих постоянных клиентов, собирая из готовых деталей, взятых у разных фирм.




А вот здесь он как раз пишет про опытные американские танки Т1

Между тем уже в 1922 году американские военные подготовили техническое задание на новый лёгкий танк и объявили конкурс на его перспективный образец, принять участие в котором могла любая фирма. Танк должен был вооружаться 37-мм пушкой и пулемётом калибра 7,62-мм, иметь противопульную броню, скорость порядка 20 км/ч и экипаж из двух человек. И именно фирма «Каннингэм» выиграла этот конкурс и 15 марта 1927 года получила заказ на опытный танк марки Т1 (то есть «Test» – опытный). Мотор на танк установили спереди, а боевое отделение – сзади. Шасси взяли тракторное, поэтому на нём было большое количество опорных катков малого диаметра (по 8 на борт) при практически полном отсутствии подвески. Водитель танка сидел по оси корпуса, а командир-стрелок находился в башне. Люков было два: один на башне наверху, а другой в заднем броневом листе корпуса в форме двухстворчатой двери. Так что покинуть танк в случае чего было очень легко. Идея была интересной и многообещающей: создать дешёвый танк, которой смогут производить обычные тракторные заводы!


Как видите, слева даётся очень подробное описание машины. Подробнее просто не бывает!

1 сентября танк был готов, хотя вместо башни на нём и стоял её деревянный макет. Ходовые испытания прошли не слишком удачно, но в целом танк показал себя лучше «Рено». Возможно, причиной был хороший двигатель V-8 мощностью 110 л. с. и хорошо отработанная и надёжная коробка передач. Правда, толщина брони составляла всего 10 мм и к тому же стояла она вертикально. Корпус был частично сварной, частично клёпаный.


Больше всего танк Т1 смахивал на… трактор

На основе этого шасси военные заказали фирме сразу шесть машин: четыре усовершенствованных танка Т1Е1 и два лёгких транспортёра без башен – тоже Т1Е1. У новой модели изменили форму корпуса, а топливные баки расположили по бортам рубки на надгусеничных полках. Теперь уже на нём стояла башня с вооружением: 37-мм орудием и пулемётом «Браунинг» 7,62-мм. А затем случилось то, о чём в США мечтает каждый производитель вооружения: 24 января 1928 года танк приняли на вооружение под обозначением лёгкий танк M1 («модель»). Вес танка равнялся 7 тоннам (при энерговооружённости – 16 л. с. на одну тонну веса), поэтому максимальная скорость составляла почти 30 км/ч при запасе хода 120 км.


А ходовая часть Т1Е6 была очень похожа на ходовую часть танка «Виккерс-6»

Четыре собранных танка Т1Е1 20 июня этого же года отправили в Форт Мид, штат Мэриленд, в первую Экспериментальную механизированную бригаду для испытаний. За 57 дней один из танков прошёл более трёх тысяч километров, причём серьёзных поломок не имел, а вот старые «Рено» от ремонта до ремонта могли пройти 130 км не более...

Вот только толщина брони у Т1Е1 (10 мм) в сравнении с «Рено» показалась им недостаточной. Всё-таки у того было 15 мм. Поэтому 8 декабря 1928 года фирме было предложено сделать новый танк под индексом Т1Е2. Его закончили 3 июня 1929 года. В нём форсировали двигатель, и теперь он развивал 132 л. с. Толщину брони увеличили до 16 мм в лобовой части. Устаревшую 37-мм пушку М1916 заменили на новую, длинноствольную, с начальной скоростью бронебойного снаряда 600 м/с. Естественно, вес танка вырос до 8 тонн, поэтому подвеску на нём пришлось тоже модернизировать.

Правда, проходимость этого танка существенно не улучшилась. В связи с этим на второй по счёту машине Т1Е1 существенно переделали ходовую часть, установили пружинные рессоры и гидравлические амортизаторы. Двигатель и пушку взяли от нового Т1Е2, а напряжение в системе электропитания с 6 вольт заменили на 12. Танк получил обозначение Т1ЕЗ и в апреле 1931 года так же отправился на очередные испытания. Они показали, что проходимость машины возросла, но поставить её на поток помешали многочисленные проблемы производственного характера.


Проекции танка Т1 с упрощённой башней без кольцевого вентилятора. Безусловно, очень удобно смотрится двухстворчатый люк на заднем броневом листе

Многочисленные эксперименты показали, что расположение двигателя на танке спереди ограничивает водителю видимость и повышает загазованность боевого отделения. По этим причинам фирма решила кардинальным образом переделать свой танк, развернув двигателем назад.

В США как раз в это время испытывался новый английский танк «Виккерс» 6 т., подвеска которого легла в основу нового американского шасси. Двигатель оставили всё тот же самый V-8, увеличив мощность до 140 л. с. Вооружение и бронирование менять не стали. Хотя башню ставили с танка Т1Е1, а не модифицированную с Т1Е2. Новый танк обозначили как Т1Е4. Вес машины составил 8,5 т. Наибольшая скорость – 37 км/ч, вооружение – 37-мм полуавтоматическая пушка и спаренный с ней 7,6-мм пулемёт, толщина брони – 7-16 мм, экипаж — 4 человека. Все танки оборудовались радиостанцией, что было новинкой в танкостроении. Ещё один танк с новой трансмиссией получил обозначение Т1Е5, хотя от предыдущей модели внешне он не отличался.


Танк Т1 с длинноствольной 37-мм пушкой

Тем временем на арене появился танк Т1Е6. На эту машину поставили 12-цилиндровый двигатель мощностью в 245 л. с. Благодаря этому, несмотря на увеличившийся вес, максимальная скорость осталась на уровне 32 км/ч. Но... как конструкторы ни старались, работы над дальнейшим совершенствованием танков этого типа решили прекратить. Не очень-то они понравились армии, хотя... определённых достоинств за ними никто не отрицает.

Впрочем, фирма тут же переключилась на средний танк, взяв за основу дизайн ранее созданного лёгкого! Приказ о начале работ был отдан 11 марта 1926 года, после чего опять начались долгие изыскания в области компоновочных решений. При этом масса машины по заданию не могла превышать 15 тонн. Только через три года, а именно в 1929 году, дизайн танка был утверждён специалистами Рок-Айленд-ского арсенала. Как уже отмечалось, за образец взяли Т1Е1 фирмы «Каннингэм». Кроме того, определённое влияние на концепцию нового танка оказал и только что появившийся британский «Виккерс-Медиум».


Средний танк Т2 имел башню с боковыми скосами и командирскую грибообразную башенку с кольцевой вентиляцией

Уже к 1930 году новый средний танк под индексом Т2 поступил на государственные испытания. Вес достигал 14 тонн, мощность двигателя «Либерти» имела очень хороший показатель 338 л. с. При этом скорость машины достигала 40 км/ч, хотя она и была специально понижена до 32 км/ч, чтобы повысить срок службы её трансмиссии и коробки передач.


Матчасть 67-й пехотной роты, оснащённой опытными средними танками, Форт-Беннинг, 1932 год: два крайних слева – Т1, в центре Т2, два крайних справа – танки У.Кристи

В башне танка Т2, расположенной по примеру танка Т1 в корме танка, стояли 47-мм полуавтоматическое орудие с начальной скоростью снаряда 610 м/с и пулемёт Браунинга калибра 12,7-мм. Этот внушительный арсенал был дополнен ещё и 37-мм пушкой в лобовом бронелисте корпуса, стрелок из которой сидел рядом с водителем. Поставить две пушки разных калибров на один танк – решение, скажем так, не слишком разумное, но зато какую этот танк имел огневую мощь! Правда, в ходе испытаний в октябре 1931 года её все-таки заменили обычным пулемётом винтовочного калибра. Толщина брони Т2 колебалась от 22 до 6 мм, что было очень даже неплохо для танка 1930 года. Танк, кстати говоря, высоко оценила советская газета «Красная звезда» 1932 года, отметившая, что две пушки и два пулемёта дают этому танку очень сильное вооружение, а скорость 40 км/ч отмечалась как высокая. Правда, такой танк в США был всего один, так что угрозы он особой никому не представлял. Всего же фирма «Каннингэм» выпустила семь опытных моделей танков, но в серийное производство из них не пошёл ни один! Но это не значит, что её инженеры не получили в ходе их создания богатого опыта, к тому же на предприятии была создана хорошая технологическая база для производства самых современных на то время танков.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 ноября 2020 18:13
    Как всегда, очень подробно. Спасибо, Вячеслав Олегович!)
    1. +9
      26 ноября 2020 18:45
      По-моему, это как раз тот случай, когда совету Чехова лучше не следовать...
      1. +8
        26 ноября 2020 21:08
        Прочитал с удовольствием!
        Хотя на сколько я знаю американцы приложили свою руку ещё английским ромбам Мк. Кроме М-18 Кристи, был ещё проект танка скелета и др. безобразия.
        1. -1
          26 ноября 2020 21:48
          Цитата: Коте пане Коханка
          Хотя на сколько я знаю американцы приложили свою руку ещё английским ромбам Мк

          это каким образом?
          1. +8
            27 ноября 2020 01:08
            Хотя на сколько я знаю американцы приложили свою руку ещё английским ромбам Мк
            это каким образом?
            Подписанием в январе 1918 года в Лондоне министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром и послом США в Великобритании Уолтером Пейджем договора о совместной разработке танка.
            Результатом стал танк Mark VIII Liberty или The International.

            С учетом того, что за основу взяли британский Mark VI, то, получается, приложили.
        2. +3
          26 ноября 2020 22:15
          Прочитал с удовольствием!

          Влад, дело в том.. что сдается мне - об этих танках Вячеслав наш Олегович написал первым в нашей стране... soldier Однако - кланяюсь! За вклад в просвещение и расширение исторических знаний. hi
          1. +6
            27 ноября 2020 05:14
            Цитата: Пане Коханку
            Прочитал с удовольствием!

            Влад, дело в том.. что сдается мне - об этих танках Вячеслав наш Олегович написал первым в нашей стране... soldier Однако - кланяюсь! За вклад в просвещение и расширение исторических знаний. hi

            Нет Николай справедливости ради, в первые о нем я прочитал у Каторина в танковой энциклопедии. Из работ Шпаковского, я узнал о десятках других неизвестных для меня танках! Даже перечислять не буду!!!
            Со вкладом Вячеслав Олеговича, абсолютно согласен!!!
          2. +4
            27 ноября 2020 16:28
            Цитата: Пане Коханку
            Влад, дело в том.. что сдается мне - об этих танках Вячеслав наш Олегович написал первым в нашей стране...

            Что за ерунда? С того же момента появления игры World of Tanks про историю ранних межвоенных американских танках не писал только совсем уж ленивый. =_= Даже я писал - правда, в основном про танки Кристи. Учитывая, что T1 Cunningham в игре есть, и даже не в одной модификации. И до игрухи, на самом деле, не раз писалось - серьёзными историками танкостроения.
            Ещё добавлю, что Халепский когда-то изначально и ездил в Америку, чтобы заключить контракт от Амторга на поставку 50-и T1 Cunningham (и Гувер - тогдашний президент - даже дал одобрение на продажу), но увидел танк Кристи М.1940, и всё заверте... Ну короче, ты понел. БТ-2/5/7/20, Т-34 и тэ дэ.
          3. +2
            28 ноября 2020 17:48
            На https://warspot.ru очень подробный цикл статей повешенный развитию танков США в Интербелум.
          4. -1
            2 декабря 2020 20:17
            Чушь не несите, на Warspot всё уже разжёвано многократно и гораздо подробнее, сдаётся автор оттуда и матерьяльчик набрал.
            1. 0
              2 декабря 2020 21:12
              Чушь не несите, на Warspot всё уже разжёвано многократно и гораздо подробнее, сдаётся автор оттуда и матерьяльчик набрал.

              Не надо мне говорить, что мне нести, а что не нести.... Я понятно выразился? С целью того, что непонятный персонаж мне пытается командовать?
              Чушь не несите,

              Оно и видно..... вЛдимир. Мелкая моторика хреново работает, при регистрации имя нормально не написать?
              Так вот, по существу вопроса.
              Шпаковский много писал в 90-е. В т.ч., для "Техники и вооружения". Писал наравне с Широкорадом и Свириным. Про образцы малоизвестной техники и вооружения.
              Чем хамить - вот материал. Читать. Извиняться.
              https://topwar.ru/158768-petershtadt-broshennaja-igrushka-petra-iii.html
              и
              https://topwar.ru/119690-krepost-yam-gorod-kingisepp.html
              Про это вообще никто не писал, кроме меня.
              Читать. Извиняться.
              1. -1
                2 декабря 2020 21:14
                Сколько слюней. Автор вам родственник? Уж больно вы его облизываете.
                1. +1
                  2 декабря 2020 21:16
                  Сколько слюней.

                  сколько интеллекта в ответе.. читать совсем не умеем? я и ссылки давал.
                  Уж больно вы его облизываете.

                  тебя облизывать? тебе так хочется?
              2. 0
                2 декабря 2020 21:16
                И что читать, какое отношение эти ссылки имеют к данной статье? Или это аватар автора?
                1. 0
                  2 декабря 2020 21:31
                  И что читать, какое отношение эти ссылки имеют к данной статье? Или это аватар автора?

                  а причем тут автор? stop
                  Я знаю Шпаковского с 2016-го. Что нравится - комментирую, что нет - то нет. request
                  Я видел его статьи на ТиВ. Он там писал. Видел и его книги в продаже, листал - там целая глава о тракторах-танках. yes
                  Танк Боба Сэмпла? Он написал первым в отечественной историографии! До сих пор статья на Бронесайте Чобитка висит.
                  http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/sempl/
                  Вот она, пожалуйста! request
                  То есть....
                  Ребят! Давайте будем позитивистами! drinks
                  Вы можете как угодно относиться к автору статьи. stop
                  Но мы с Вами должны понимать... многие отечественные знания о малооизвестных образцах иностранной техники - к нам пришли с его руки! Как он там добывал сведения - не нам судить многоуважаемые коллеги! В эпоху до-интернета... what
                  Вопрос в том, что знания эти - НАШИ - теперь есть! request
                  Вот, как-то так, Владимир! hi
                  1. 0
                    2 декабря 2020 21:36
                    Но чушь пороть не надо ей больно. И слюнями брызгать.
                    1. 0
                      2 декабря 2020 21:45
                      Но чушь пороть не надо ей больно. И слюнями брызгать.

                      Чушь порю не я, дорогой мой Человек... Просто не люблю, когда мне говорят в подобном тоне. request Это, знаете ли.. оставьте для друзей, мне - не надо. negative Общаться - это умение, и мы все этому учимся. И слава Богу! drinks
                      А ссылки я Вам дал. Почитайте. Долго писал, умаялся... Но про это никто так не писал... кроме Вашего собеседника! С уважением, Николай hi
    2. +2
      27 ноября 2020 09:40
      Очень познавательно. Большое спасибо.
  2. +4
    26 ноября 2020 18:22
    Спасибо за обзор, интересно... hi
  3. +9
    26 ноября 2020 18:49
    А они были там в 20-е годы ХХ века? Вполне резонный вопрос, ведь из тех, кто интересуется историей бронетанковой техники, наверняка читали о том, что у американцев перед Второй мировой войной не было ни танков, ни… опыта по их конструированию.

    Но те, кто интересуется американской историей, точно знают, что минимум шесть танков в США в 1932 г. было - на них Паттон атаковал лагерь протестующих из Bonus Army. smile
  4. +5
    26 ноября 2020 18:53
    Действительно, походили на мирно-пашущий трактор laughing
  5. +9
    26 ноября 2020 18:56
    Вячеслав Олегович, А что же Вы Кристи обидели? Он ведь как раз в эти годы в США , можно сказать, создавал основу советских бронетанковых войск и опытных моделей изготовил больше всех. На сайте, правда, есть очень хорошая статья Сергея Оводовского, но имея на руках такой козырь, как Хейгль, можно было дополнить и ее.
    1. +7
      26 ноября 2020 19:14
      Нет, нельзя. Оводовский так хорошо все расписал, что мне делать нечего. Специально посмотрел ТАНКОМАСТЕР "Зеленая серия" №1. Где было про Кристи очень подробно. Но ничего большего не нашел. Видимо, мы пользовались одним и тем же источником...
      1. +6
        26 ноября 2020 21:21
        Нет, нельзя

        Можно.
  6. +2
    26 ноября 2020 19:09
    Здесь можно на нем и покататься. laughing
    https://worldoftanks.ru/

    Подробнее о нем:
    https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:A01_T1_Cunningham

    Боевая эффективность:


    После освоения предтечи всех штатовских танков, продолжить развитие по любой ветке.



    Года через 2 будете знать об американских танках всё!
    laughing
    1. +5
      26 ноября 2020 19:18
      Не фига это не соответствует настоящим показателям танков и вообще - люблю только немецкую линейку laughing
      1. +7
        26 ноября 2020 20:20
        Про высокую скорость вообще там враки написаны...
        1. +4
          26 ноября 2020 21:04
          И не только )) Сверял разные интересующие меня модели WOT с «историческими» ТТХ - земля и небо.
          1. +4
            26 ноября 2020 21:09
            А чего Вы хотели? Игра есть игра!
            1. +4
              26 ноября 2020 22:16
              Цитата: kalibr
              А чего Вы хотели? Игра есть игра!

              Причём на очень хорошей коммерческой основе laughing
          2. +4
            27 ноября 2020 12:20
            Цитата: Krasnodar
            И не только )) Сверял разные интересующие меня модели WOT с «историческими» ТТХ - земля и небо.

            Мва-ха-ха... так кровавая картошка с первых роликов утверждала, что симуляторная историчность - это не про них. Играбельность первична, а историчностью можно и пожертвовать.
            Ну кто будет играть на ранних Т-34-76 со скоростью 12-14 км/ч, который при переключении передач останавливается и даже может заглохнуть? А для вящей историчности к мышке прикручена гиря 32 кг - ибо электропривод башни точности наводки не обеспечивал, а усилие на маховичке ручного привода - да, верно, 24-32 кг. Причём при повороте башни электроприводом изображение на мониторе должно отключаться, ибо:
            Электропривод поворотного механизма башни.
            Доступ к пусковому маховику электропривода затруднен снизу корпусом электромотора, слева смотровым прибором и корпусом башни, справа налобником и прибором ПТ-6. Поворот башни в любую сторону возможен лишь при условии отклонения головы от налобника прибора ПТ-6, т.е. вращение башни фактически производится вслепую…

            Ах да, усилие нажатия кнопок, отвечающих за поворот и скорость движения танка, тоже должно быть до 30 кг.
            Классный геймплей, а?
            1. 0
              27 ноября 2020 12:40
              Мне больше всего нравится арта 1930-50-х, наводящаяся, скорее всего, по Сечерам, Хермесам и другим дронам
              1. 0
                27 ноября 2020 12:54
                Цитата: Krasnodar
                Мне больше всего нравится арта 1930-50-х, наводящаяся, скорее всего, по Сечерам, Хермесам и другим дронам

                А мне нравится скорость ремонта гуслей.
                Я вот сразу вспоминаю сцену из GuP, когда экипаж из Куроморимине, простоявший весь бой у холма со сбитой гуслёй, нежными и звонкими девичьими голосами чуть ли не материт "Хетцер" Оарай, ещё раз сделавший с ними это - "Да сколько можно-то?! Мы столько времени её натягивали!" smile
  7. +7
    26 ноября 2020 19:41
    Спасибо за статью. Обычно в литературе история американского танкостроения начинается с М1, лицензионного Виккерса 6-ти тонного, и Т2, его развития. Упоминается Кристи как создатель колесно-гусеничных машин, не нашедших применения в Америке.
    Д. Каннингхем позднее занялся машинами с полугусеничным движителем. Приобретя патент у Кегресса, он усовершенствовал его конструкцию. В 1933-34гг на шасси Джи-Эм-Си его фирма построила целую серию полугусеничных арттягачей Т1, которые успешно прошли испытания и использовались в армии США. Но развить собственное производство у него не получилось, и в 1935г Каннингхем прекратил разработ в военной области, его фирма выпускала санитарные машины и .. катафалки. Но Джи-Эм-Си продолжила выпуск машин с его движителем. Затем, в усовершенствование этого движителя внес свой вклад А. Херрингтон, инженер и владелец фирмы по переделке серийных машин в полноприводные. Именно эти доработанные движители Каннингхема-Херрингтона использовались в полугусеничных бронетранспортерах США времен ВМВ, выпущенных за её время в числе около 66000 машин.
    1. +7
      26 ноября 2020 21:20
      Именно эти доработанные движители Каннингхема-Херрингтона использовались в полугусеничных бронетранспортерах США времен ВМВ, выпущенных за её время в числе около 66000 машин.

      Вы имеете в виду вот эту машину -- М3.
      1. +3
        26 ноября 2020 22:00

        А как Вам такой Кегресс?
        Перед второй мировой на полугусиничные машины законодательницей мод была всё-таки Франция.
        1. +1
          26 ноября 2020 22:56
          Цитата: Коте пане Коханка
          А как Вам такой Кегресс?

          вообще-то, никак) Разве ж это кегресс?
          по-моему, это просто гусеничная лента на ведущих колёсах. Типа, как у нашего ГАЗ-ТК или АААА. Кегресс сложнее:

          )))
          И да, всё равно первыми были немцы - "колониальный даймлер" 1908г. был дедушкой всех полугуслей в их традиционном понимании.
          1. +2
            27 ноября 2020 04:49
            [quote=Абзац Эпитафьевич Ы.][quote=Коте пане Коханка]А как Вам такой Кегресс?[/quote]
            вообще-то, никак) Разве ж это кегресс?
            И все-таки это поздний Кегресс с резиновой гусеницей (экспозиция автомобильного музея в Верхней Пышме). Автомобиль не макет, а реальное ТС оборудованное в 20-х годах во Франции бывшим начальником императорского гаража Кегрессом подобным снежным комплектом.
            Приведённый Абзац Вами пример старый с кожаной гуслей. Видимо в новом с резиновой - конструктор не заморачивался.
            1. -2
              27 ноября 2020 09:23
              Цитата: Коте пане Коханка
              И все-таки это поздний Кегресс с резиновой гусеницей

              То есть, быстросъёмный оверолл на ведущих колёсах - это тоже кегресс, по-Вашему?
              1. +2
                27 ноября 2020 19:02
                Абзац, я о конкретном конструкторе движителя данного автомобиля, а не о авторе и конструкции движителя.
                Правда к информационным табличкам, я не подходил. Слушал гида, но некомпетентным он мне не показался. К слову автомобиль конца 20-х годов. Во Франции была мода на резиновые гусеницы. Насколько я знаю даже Рено ФТ-17 на их ставили. Так что не удивительно, Кегресс мог шагать в ногу со временем
      2. +3
        26 ноября 2020 22:02
        Их так было такое количество модификаций и производителей! М2 и М3 производили фирмы Уайт (основной производитель), Отокар и Даймонд, на их базе строилась масса САУ и ЗСУ. Интернейшнл Харвестер произвел более 16000 машин М5/М9, отличавшихся от М2/М3. И немалая заслуга Каннингхема состоит в том, что он приложил руку к созданию работоспособного и достаточно простого движителя. В СССР с полугусеничными машинами совсем не пошло, конструкции на основе принципов Кегресса получились ненадежными. У немцев конструкция полугусеничных машин была совершенна, до сложна и дорога.
        1. +4
          26 ноября 2020 23:02
          немалая заслуга Каннингхема состоит в том, что он приложил руку к созданию работоспособного и достаточно простого движителя. В СССР с полугусеничными машинами совсем не пошло, конструкции на основе принципов Кегресса получились ненадежными.
          "Движитель Каннингхема" - это купленный им в 1931 году у Ситроена и усовершенствованный движитель Кегресса.
    2. +3
      26 ноября 2020 21:44
      Цитата: Гончар
      Обычно в литературе история американского танкостроения начинается с М1, лицензионного Виккерса 6-ти тонного, и Т2, его развития. Упоминается Кристи

      всё-таки я согласен с теми, кто отсчитывает американское танкостроение с фордовской 3-хтонной танкетки M1918. 15 построенных штук - это, как ни верти, серия)) И если б ПМВ не закончилась, то Форд вполне настрогал бы их..ну, пусть не 15 тысяч, как было законтрактовано с минобом, но изрядное количество уж точно - по сотне в день. Плюс у французов он выбил контракт на полторы тысячи этих машинок. Ну, то, что не стало "фордом" - стало карден-ллойдом.
      1. +4
        26 ноября 2020 21:53
        Да, первыми были эти машины. Ровно так же, как танкостроение СССР отсчитывали от танка "Борец за свободу товарищ Ленин". Речь идет о межвоенном танкостроении, на основе багажа которого началось производство танков в ВМВ.
        1. +2
          26 ноября 2020 23:10
          Цитата: Гончар
          Речь идет о межвоенном танкостроении, на основе багажа которого началось производство танков в ВМВ.

          ну, это да. Тут Паттону впору было перефразировать товарища Сталина в духе, мол, развитые страны убежали от нас в танкостроении на десять лет вперёд, нам надо догнать их в один прыжок) И смогли ведь.
          1. +2
            27 ноября 2020 12:23
            Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
            И смогли ведь.

            Пришлось делать два прыжка - ибо после первого прыжка 75-мм пушка встала только в спонсон. smile
            1. -2
              27 ноября 2020 12:48
              Цитата: Alexey RA
              Пришлось делать два прыжка - ибо после первого прыжка 75-мм пушка встала только в спонсон.

              да, так, пожалуй, правильнее. Всё равно надо отдать должное американцам - ещё в августе 1940-го они распродавали канадцам абердинское кладбище по $250 за штуку "рено" aka М1917 и даже некомплектные "ромбы" Мк8. А через полтора года М4 пошёл в серию.
              1. +3
                27 ноября 2020 13:02
                Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                Всё равно надо отдать должное американцам - ещё в августе 1940-го они распродавали канадцам абердинское кладбище по $250 за штуку "рено" aka М1917 и даже некомплектные "ромбы" Мк8. А через полтора года М4 пошёл в серию.

                Не, ну так-то опускать янки не надо. smile
                На 1939 год средним танком у них считалось вот это чудо:

                Он и стал опорной точкой для первого прыжка к М3 среднему.
    3. +2
      28 ноября 2020 18:21
      Гибриды полугусей и полноприводных грузовиков в Штатах начали делать еще в 20-х годах.


  8. +1
    27 ноября 2020 11:26
    Интересная статья, спасибо.
  9. +2
    28 ноября 2020 18:13
    Увы Юрий Пашолок везде успел.
    Статьи.
    "Жертва танка Кристи"
    история Light Tank T1
    "Метод масштабирования"
    история Medium Tank T2
    "Американский наследник английского танкостроения"
    Medium Tank T1E1
    "Патриарх"
    Кристи
    "Эксперименты на идеальной платформе"
    Light Tank T2E1 гибрид Light Tank T1E1 с Vickers Mk.E
    Все на Варспоте.
    К сожалению статьи автора, Пашолок более подробен и большое количество чертежей.