Индийский учебно-тренировочный самолёт HJT-36 Sitara научили делать «бочку»

30
Индийский учебно-тренировочный самолёт HJT-36 Sitara научили делать «бочку»

Специалисты индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) доработали два летных образца перспективного реактивного учебного самолета расширенной летной подготовки HJT-36 Sitara, в результате чего самолет сможет выполнять сложные пилотажные фигуры, в том числе "бочку".

В 2019 году Индия возобновила программу создания реактивного учебного самолета расширенной летной подготовки HJT-36 Sitara, остановленную в 2016 году после обнаружения неполадок в управлении самолета. В частности, после выполнении "бочки" пилоту было крайне сложно восстановить управление самолетом.



В ходе доработки самолета немного сдвинув вертикальный стабилизатор назад, увеличили площадь поверхности руля направления Кроме того, на самолет установили небольшие парашюты, с помощью которых можно будет прервать неконтролируемое вращение вдоль продольной оси в случае невозможности восстановления управления.

Модернизированные самолеты уже провели первые полеты, выполнив по одному вращению на левый борт и на правый, испытания признаны успешными.

Разработка индийского учебного самолета стартовала в 1997 году в рамках программы по снижению зависимости индийских вооруженных сил от импортных вооружений и военной техники. Первый полет HJT-36 состоялся в 2003 году, после чего разработка с переменным успехом продолжалась до 2014 года, когда специалисты выявили значительный перевес самолета. Не справившись самостоятельно с проблемой Индия обратилась к нескольким иностранным компаниям для оказания помощи в снижении массы самолета.

В 2016 году испытания были прекращены, возобновившись только в 2019. На сегодняшний день в испытаниях участвуют два доработанных летных образца самолета.

Максимальная взлетная масса самолета составляет 5400 кг. Размах крыла 9,8 метра при длине самолета в 10,91 м. Двигатель: 1 × ТРДД "Сатурн" АЛ-55И. Максимальная тяга - 1 × 1760 кгс. Максимальная скорость - 750 км/ч, практический потолок - 9000 м. Экипаж 2 человека. Имеет пять точек для подвески вооружения.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    24 ноября 2020 14:32
    Индусы пытаются. А украина всё. Долеталась. Да, Вождь? Селюки добились своей гiдности, так сказать. Турчинов, Аваков и яйценюк привели дикое племя к успеху

    Удачи индусам. Пусть покупают наши движки, а не получится с самолетами - Як будут собирать из комплектов - схема отработана
    1. +1
      24 ноября 2020 14:38
      с-т Петров -не переживайте, чтобы гадить России спонсоры обяжут незалежную купить свое авиастарье, по цене новейших машин! Тем самым убьют двух зайцев -и подзаработают, и авиаутиль сбагрят.
      1. +2
        24 ноября 2020 14:40
        да у них с деньгами всё. финита ля комедия wassat дошли до финиша к успеху. Профессиональный клоун там разрулил бюджет на пятёрочку.

        Кроме того, на самолет установили небольшие парашюты, с помощью которых можно будет прервать неконтролируемое вращение вдоль продольной оси в случае невозможности восстановления управления.


        а это что такое?
        1. +5
          24 ноября 2020 14:44
          Я так понял,что Индусы все таки изобрели стоп-кран для самолета wink
          Интересно какого он цвета. laughing
          1. -1
            24 ноября 2020 14:53
            может что-то такое? ловят штопор и вуаля wassat
            я тут на коленке попробовал изобразить
            1. 0
              24 ноября 2020 15:10
              Идея конечно интересная,вертикальная посадка.Только на законцовках крыльев надо по парашутики добавить,чтобы при посадке не свалился одним крылом к земле и скорость при раскрытии погасить практически до нуля wink
              А так вероятнее всего какие нибудь маленькие отстреливаемые парашутики,просто чтобы стабилизировать машину и сесть классическим способом.
            2. 0
              25 ноября 2020 07:46
              Что-то внешне этот "оригинальный индийский самолет" очень на МИГ-АТ похож, только однодвигательный.
    2. +2
      24 ноября 2020 14:43
      Цитата: с-т Petrov
      А украина всё. Долеталась. Да, Вождь? Селюки добились своей гiдности, так сказать


      Почему при чтении новости об индийском самолете вы думаете об Украине?
      1. -4
        24 ноября 2020 14:45
        я всегда думаю об этом хлеве. Я же сердобольный. Христианин.

        Возможность проявлять заботу о ближнем - бескорыстно давать другим оценочные комментарии — источник настоящего счастья

        Что уж говорить о селюках ближних моих соседушках, если я об индусах даже проявляю заботу и желаю им счастья

        И вы, селюки, минусуя меня - делаете это с любовью. Я уверен в этом. Это у нас братская любовь.
        1. -4
          24 ноября 2020 16:19
          ой ну всё, обиделись те, кто сдает налог на войну с русскими и терпят это (а кто-то с вашего свинарника и с радостью отчисляет) уже пятилетку wassat

          Хоть один мужчина бы организовал уже забастовку против войны и налога на эту войну с украинцами и украинскими детьми с Востока Украины - но осталась только бесхребетная масса, которая воюет на форуме ВО

          ну ничего страшного, раз так славно умеете терпеть, то и почитать от меня это всё сможете. Воiны инормационного пространства - обиженки

          P.S. как вiйна с русскими то? Побеждаете, клоуны? Аэропорт взяли уже?
        2. +1
          24 ноября 2020 17:13
          Цитата: с-т Petrov

          Цитата: Глаз вопиющего
          Почему при чтении новости об индийском самолете вы думаете об Украине?

          я всегда думаю об этом хлеве.


          Когда рядовой Иванов всегда думал о бабах, это было понятно, но вам-то чего не хватает?

          Цитата: с-т Petrov
          И вы, селюки, минусуя меня - делаете это с любовью.


          Не переоценивайте себя. И минусы местные тоже не переоценивайте.
    3. -2
      26 ноября 2020 08:48
      А с какого боку Украину сюда приплетать ?
  2. -1
    24 ноября 2020 14:40
    Вот , на основе такого самолета и нужен охотник за ударными беспилотниками .Ему бы ещё качественную оптику для обнаружения бпла, и орудие калибра 37мм, и группой из 4 бортов патрулировать небо над полем боя.
  3. 0
    24 ноября 2020 14:46
    Вот блин с икрой! С первого взгляда_ копия МИГ АТ.
  4. +3
    24 ноября 2020 14:57
    Индийский учебно-тренировочный самолёт HJT-36 Sitara научили делать «бочку»

    Это пять )))
    Ещё через пару лет научат делать петлю Нестерова )))
    1. 0
      24 ноября 2020 17:40
      Цитата: lucul
      Индийский учебно-тренировочный самолёт HJT-36 Sitara научили делать «бочку»

      Это пять )))
      Ещё через пару лет научат делать петлю Нестерова )))

      Это про штопорные испытания.
      1. -2
        24 ноября 2020 17:50
        Это про штопорные испытания.

        Э-э....
        остановленную в 2016 году после обнаружения неполадок в управлении самолета. В частности, после выполнении "бочки" пилоту было крайне сложно восстановить управление самолетом.

        Поэтому
        В ходе доработки самолета немного сдвинув вертикальный стабилизатор назад, увеличили площадь поверхности руля направления Кроме того, на самолет установили небольшие парашюты, с помощью которых можно будет прервать неконтролируемое вращение вдоль продольной оси в случае невозможности восстановления управления.

        Он изначально, конструктивно, после выполнения бочки почти срывался в штопор )))
        1. 0
          24 ноября 2020 18:00
          Цитата: lucul
          Это про штопорные испытания.

          Э-э....
          остановленную в 2016 году после обнаружения неполадок в управлении самолета. В частности, после выполнении "бочки" пилоту было крайне сложно восстановить управление самолетом.

          Поэтому
          В ходе доработки самолета немного сдвинув вертикальный стабилизатор назад, увеличили площадь поверхности руля направления Кроме того, на самолет установили небольшие парашюты, с помощью которых можно будет прервать неконтролируемое вращение вдоль продольной оси в случае невозможности восстановления управления.

          Он изначально, конструктивно, после выполнения бочки почти срывался в штопор )))

          Нет.
          после выполнении "бочки" пилоту было крайне сложно восстановить управление самолетом.

          Это может относиться только к штопору. Бочка работает не так. И не могу себе представить как можно из бочки свалиться в штопор — она выполняется на приличной скорости, а в штопор падают или при потере скорости, или при слишком большом угле атаки. Оба варианта для бочки не характерны. Ну, а если говорить об ошибке пилота при выполнении бочки, то тогда можно сказать, что "сорваться в штопор" можно из любого режима, даже из горизонтального полёта.
          Аффтырь явно перепутал "spin" с "roll".
        2. +1
          24 ноября 2020 18:30
          Цитата: lucul

          Он изначально, конструктивно, после выполнения бочки почти срывался в штопор )))

          Вот, нашёл. ЧТД:
          The Hindustan Aeronautics (HAL) HJT-36 Sitara Intermediate Jet Trainer (IJT) has commenced spin testing following extensive work to rectify previous issues with this area of the flight envelope.
          “For spin test, HAL redesigned the aircraft by moving the vertical tail aft and extending the rudder surface,” says the company.
          “These changes for ensuring a satisfactory spin behaviour required extensive redesign of the rear fuselage and the rudder.”
          Two aircraft have received the changes, and both have undergone flight tests to validate the new configuration. In addition, anti-spin parachutes have been fitted.
          During the first spin test flight, the aircraft conducted one spin to the left and one to the right.

          © flightglobal

          Выделено мною. "Спин", а не "ролл". Аффтыря на мыло.
  5. +3
    24 ноября 2020 14:59
    Если честно - мне непонятно что сложного при выполнении "бочки"?
    Явно косяки в управлении. Еще парашюты установили... Писец. wassat
    1. 0
      24 ноября 2020 15:19
      Стас св -не хотел самолет входить в бочку, скорее всего из за конструктивных просчетов! Теперь , эта проблема решена, но фигур высшего пилотажа ещё много lol
      1. +2
        24 ноября 2020 15:22
        Судя по статье он в нее входил, вот только вывод был трудным. НО! устанавливать для этого парашюты - это выше моего понимания... winked
        1. 0
          24 ноября 2020 15:25
          Ан-12 тоже крутит "бочку", правда последствия на малой высоте - катастрофические...
    2. +1
      24 ноября 2020 16:53
      Еще парашюты установили... Писец.

      На самолёте Ту-154 в июле 1972 года был установлен противоштопорный парашют, перед выполнением программы испытаний на большие углы атаки. В ходе испытаний самолёт свалился в режим плоского штопора, и только выпуск противоштопорного парашюта предотвратил гибель воздушнго судна и его экипажа. Это был опытный экипаж лётчиков - испытателей, в совершенстве знавших и своё дело, и самолёт.
      Трагизм Ту-154 был в том, что ни в один серийный самолёт этот парашют не был установлен, иначе он мог не соответствовать по тактико-техническим требованиям самолету гражданской авиации. Ни в одном эксплуатационном документе, который доводится до линейных пилотов, нет ни слова об этих особенностях самолета и ни слова о том, что это было выявлено в летных испытаниях. Не знание этой особенности самолёта (при определённых условиях "сваливаться" в плоский штопор) привело к гибели людей в 1985 году в районе города Карши и в 2006 году под Донецком...
      1. +1
        26 ноября 2020 15:46
        Да, я читал об этом статью.
        Но! одно дело на пассажирском лайнере во время испытаний, другое дело на учебно боевом с-те. Как ни крути, а у индусов нет школы и спецов! имхо
  6. +3
    24 ноября 2020 15:40
    что-то у индийцев все не слава богу, несложной фигуре высшего пилотажа уже больше ста лет, а они делают самолет который ее делать не мог...., эдак им танк придется учить стрелять, подлодку придется учить погружаться и самое главное всплывать ну и так далее...
    1. +1
      24 ноября 2020 17:36
      Цитата: faiver
      что-то у индийцев все не слава богу, несложной фигуре высшего пилотажа уже больше ста лет, а они делают самолет который ее делать не мог...., эдак им танк придется учить стрелять, подлодку придется учить погружаться и самое главное всплывать ну и так далее...

      Это явный глюк перевода автором статьи. Речь явно идёт о испытании на штопор и установке противоштопорного парашюта на это время. Аффтырь видимо перепутал "spin" ("вращение", в данном случае в штопоре) с "roll" ("бочка").
      1. 0
        24 ноября 2020 17:42
        упс, так это не у индийцев все не слава богу получается? what
        1. 0
          24 ноября 2020 17:51
          Цитата: faiver
          упс, так это не у индийцев все не слава богу получается? what

          У автора.
  7. 0
    25 ноября 2020 12:51
    Движок есть можно МиГ-АТ возродить.