Просто «тизнаос». Самодельные бронеавтомобили гражданской войны в Испании

65

Бронеавтомобиль «тизнаос», если так можно выразиться – «сарай на колесах». Видимо, построен был в Барселоне и принадлежал анархистам Дуррути

На третий день нашего пребывания в Алькубьерре прибыли винтовки. Старший сержант с грубоватым тёмно-жёлтым лицом выдавал нам оружие в конюшне. Я пришёл в отчаяние, увидев, что выпало на мою долю. Это был немецкий «Маузер» образца 1896 года, то есть более чем сорокалетней давности. Винтовка заржавела, затвор ходил с трудом, деревянная накладка ствола была расколота, один взгляд в дуло убедил меня, что и оно безнадёжно заржавело. Большинство винтовок было не лучше, а некоторые даже хуже моей. Никто даже не подумал о том, что винтовки получше следовало бы дать тем, кто умеет с ними обращаться. Самая лучшая винтовка, сделанная всего десять лет назад, оказалась у пятнадцатилетнего кретина по прозвищу maricуn («девчонка»). Сержант отвёл на обучение пять минут, разъяснив, как заряжать винтовку и как разбирать затвор. Многие из ополченцев никогда раньше не держали винтовку в руках, и лишь очень немногие знали, зачем нужна мушка. Были розданы патроны по пятьдесят штук на человека. Затем нас выстроили в шеренгу, и мы, закинув за спину рюкзаки, двинулись в сторону фронта, находившегося всего в пяти километрах от нас.

(Джордж Оруэлл «Памяти Каталонии»)

За страницами гражданских войн. Пожалуй, никто лучше Джорджа Оруэлла не рассказал о своём личном участии в Гражданской войне в Испании. Однако он то ли не увидел, то ли не посчитал нужным рассказать о «тизнаос» – самодельных республиканских броневиках. Хотя было бы очень интересно прочитать именно его описание – Оруэлл обладал острым взглядом и был внимателен к мелочам: то есть обладал качествами, особенно необходимыми любому журналисту. И об этом можно только сожалеть, потому что эти машины вписали в совсем особую главу истории испанской бронетехники прежде всего потому, что там их применялось ну просто великое множество. Практически в каждом городе или даже небольшом посёлке в Испании во время войны старались построить какое-то количество самодельных бронеавтомобилей, подчас самого экзотического вида. Хоть как-то описать их все и уж тем более систематизировать было не по силам и испанским историкам, так что наш сегодняшний раз исчерпывающим никак не назовёшь, однако это максимум того, что дают нам те же испанские источники. Есть много фотографий «тизнаос», однако сегодня мы использовать их не будем, а заменим очень качественными иллюстрациями, выполненными А. Шепсом. Итак…




Первые испанские броневики, поставленные из Франции и имевшие шкворневые пулемётные установки, позволявшие вести огонь из разных амбразур

С началом войны рабочие мало-мальски оборудованных испанских заводов и заводиков занялись тем, что начали «клепать» крайне примитивные бронеавтомобили, нередко бронированные обычным «котельным железом», без башен, с прорезанными по бортам амбразурами для стрельбы из личного оружия экипажа броневика.


БА «Нэш Квад» поставлялись в Испанию в 20-е годы и воевали в Испанском Марокко

На крупных заводах и судоверфях, где имелись и материалы, и инженерные кадры, бронированные машины пытались создавать «по науке». Имела место даже определённая «серийность» производства, а вооружение старались устанавливать в башнях. До нас дошли фотографии, изображающие довольно совершенные броневики (по крайней мере, они на уровне БА Первой мировой войны!) с бронебашнями в форме купола или даже с установленными на них башнями от наших подбитых танков Т-26 и БТ-5. Вот только где, кем и когда строились все эти машины, увы, неизвестно, ведь после победы националистов все документы, по которым об этом можно было хоть что-то узнать, были просто уничтожены. Опять-таки если судить по фотографиям, некоторые из этих БА принадлежали франкистам и принимали участие в параде Победы в Севилье в 1939 г.


Вот он этот бронеавтомобиль с опознавательной кокардой националистов, который был показан на параде в Севилье. Есть и его фото на грунтовой дороге!

Оригинальным техническим решением повышения проходимости на этих БА были сдвоенные колёса, внешние – меньшего диаметра, а внутренние – большего. Когда колёса большего диаметра при движении по сыпучему грунту и грязи во всём этом тонули, колёса меньшего диаметра давали машине приемлемую опору. Впрочем, сомнительно, что даже такие БА использовались вне дорог: большой вес брони и башни от танка, вне всякого сомнения, сильно увеличивал их давление на грунт. Зато некоторые броневики, изготовленные на заводах Барселоны, делали из нарезанных на части цистерн, при этом для вентиляции над передними сиденьями у них были сделаны вентиляционные «грибки» в форме самоварных труб – оригинальное, но внешне забавное решение!


Ещё БА в виде «дома на колесах». Стрелки вели огонь через амбразуры


Именно таких бронеавтомобилей на фотографиях периода войны очень много

Интересно, что командование националистов всю эту импровизированную бронетехнику не одобряло, а если в ходе войны оно их и применяло, то только лишь самые совершенные либо однотипные. Так, на шасси автомашины «Форд Таймс» 7V националисты сделали бронеавтомобиль, использовавшийся как самоходный миномёт. Он имел бронекузов, где стоял 81-мм миномёт, бронированную кабину и капот двигателя. На неё можно было поставить пулемёт, а сняв с неё миномёт – использовать в качестве бронетранспортёра и перевозить солдат. Считается, что в подразделениях, где использовались эти БА, они себя очень даже неплохо зарекомендовали.


Этот «тизнаос» на шасси трактора расписывали долго и упорно. И камуфляжа не надо!

Почему-то все эти свои самодельные броневики республиканцы называли «тизнаос» – «серые». А ведь если судить по фотографиям, то многие из них были окрашены камуфляжем, порой весьма прихотливым. Всё дело, видимо, в том, что существовала инструкция 1929 г., по которой бронетехнику испанской армии следовало красить в «Артиллерийский серый» (средне-серый цвет).


Без котельного железа здесь точно не обошлось…

«Бильбао» – бронеавтомобили испанской армии назывались тоже «тизнаос», так как и они, и самодельные БА окрашивались одинаково. Оригинально был решён и вопрос с опознаванием испанской бронетехники. По той же инструкции на бортах машин требовалось иметь деревянные панели чёрного цвета размером 70 х 35, чтобы белыми буквами писать на них армейскую принадлежность той или иной машины. Например, «Артиллерия» либо «Инфантерия», и ещё номер этой машины. Понятно, что с началом войны правила этого никто уже не придерживался, но зато импровизированные БА помимо раскраски были ещё и сплошь расписаны надписями патриотического содержания и сокращёнными названиями тех синдикалистских организаций (UHP, UGT, CNT, FA1), к которым эти бронеавтомобили принадлежали. Часто на машине таких обозначений было несколько, что говорил о «единении» этих организаций на момент их постройки.


Вполне современный в плане конструкции БА. Ну и надписи, конечно, как без них?


А на этом БА башня зачем-то стоит на корме так, что стрелять из неё вперёд практически невозможно!

С опознаванием самодельных бронемашин у националистов, видимо, проблем не возникало. Как увидел «сарай на колесах», так можно по нему и стрелять! А вот с танками было сложнее. Особенность гражданской войны требовала их особо быстрого опознавания на поле боя, чтобы исключить уничтожения «дружеским огнём». Но проблема осложнялась тем, что одинаковые танки имели обе стороны. Из-за этого опознавательные знаки на танках испанской гражданской войны были очень хорошо заметными.


Наверное, самый оригинальный республиканский БА. Обращают на себя внимание цепи по периметру корпуса – зачем они? Считается, что они защищали колёса от осколков и не давали возможность забросить гранату под корпус машины…

У башен республиканских танков Т-26, БТ-5 и БА-З маска пушки и выступающая кормовая часть часто красились крупными полосами в цвета национального флага (красно-жёлто-фиолетовый). Тоже полосами, но уже красно-жёлто-красными раскрашивали свои танки и националисты. Случалось и так, что такие полосы были нарисованы вдоль всей башни. С воздуха танки националистов можно было отличить от республиканских по люкам (или целиком крыше башни!), выкрашенным в белый цвет, и нарисованном на них чёрном косом кресте – характерной националистской эмблемой. На танках, приходящих из СССР, были только тактические номера и никаких красных звёздочек. Итальянские и германские танки и броневики имели в качестве опознавательного знака полосатый красно-жёлто-красный флажок на броне спереди и сзади, а также очень характерную эмблему белого цвета – скрещенные алебарды и арбалет.


Германский «негрилос». Вид сзади

Просто «тизнаос». Самодельные бронеавтомобили гражданской войны в Испании
Тот же «негрилос» в камуфляже
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 декабря 2020 18:24
    Интересно. Вот еще бы знать на каких шасси делалось.
    1. +9
      21 декабря 2020 18:53
      Сохранились фото внешнего вида и... все. Часто даже не известно где делоась, а уж кто и подавно. А что за машина под броней не видно!
      1. +7
        21 декабря 2020 19:38
        Насколько я помню, для мелко серийных броневиков использовались шасси грузовиков Шевроле и ЗИС.
        1. +3
          22 декабря 2020 15:06
          https://www.popmech.ru/weapon/13477-bronevik-po-ispanski-samopal/ Кому интересно. Там есть и фотки и описание некоторых броневиков. Дополнит прочитанное.
  2. +11
    21 декабря 2020 18:53
    И снова здрасьте, всем доброго вечера. hi

    Спасибо, Вячеслав, весь день с тоски маялся и хоть под вечер порадовали. Честно сказать, не думал что по испанской технике будет продолжение, тем более приятной была неожиданность.
    Читая про то, как народ исхитрялся в попытках хоть как-то вооружить себя, почему-то сразу вспомнил фразу из бессмертного бестселлера "Особенности национальной охоты" -- Захочешь жить и не так раскорячишься! Машинки, конечно, смешные и воевать на них, по-моему совершенно невозможно, недаром у нас подобную технику называли НИ -- "На испуг", только этим и брали. Правда и танки того времени им были под стать, хоть и заводского изготовления.
    Спасибо художнику, рисунки более чем качественные. good drinks
    1. +6
      21 декабря 2020 19:42
      Цитата: Морской Кот
      Спасибо художнику, рисунки более чем качественные

      Да, Шепс прекрасно рисует и танки, и корабли... И самолеты! У него есть замечательно оформленная книга "Самолеты Первой мировой войны".
      1. +6
        21 декабря 2020 19:49
        Жаль что стрелковку не рисует, сейчас появилась масса новых образцов и разнообразных их клонов, мог бы в своём стиле продолжить труд Жука. Все были бы благодарны и я в первую очередь. smile
        1. +6
          21 декабря 2020 20:23
          Цитата: Морской Кот
          Жаль что стрелковку не рисует, сейчас появилась масса новых образцов и разнообразных их клонов, мог бы в своём стиле продолжить труд Жука. Все были бы благодарны и я в первую очередь

          Рисует, причем в цвете. Скоро будет статья с его рисунками стрелковки... Только никто сейчас книгу с рисунками издавать не будет. Только с фото, только с авторскими, только "паблик домайн" и только бесплатными!
          1. +7
            21 декабря 2020 20:24
            Отлично, заранее подготовлю новую папку.
            1. +4
              21 декабря 2020 21:12
              Будет обещаю и много!
        2. +7
          21 декабря 2020 20:26
          Рисует стрелковку. Нашел на яндексе иллюстрацию "оружие крымской войны". Здесь приводить без разрешения не буду. Чувствителен Арон Соломонович.
          1. +8
            21 декабря 2020 20:28
            Да ладно, Вячеслав за своего кореша заступится завсегда, а они банчат вместе. drinks
            1. +7
              21 декабря 2020 20:47
              Цитата: Морской Кот
              они банчат вместе

              "В моем доме ... попрошу не выражаться!" (с) wassat
              1. +7
                22 декабря 2020 00:20
                Пойду к Шпаковскому. laughing
                1. +3
                  22 декабря 2020 10:46
                  Пойду к Шпаковскому.

                  ..А у него уже и накрыто, поди. wink
                  Тот же «негрилос» в камуфляже

                  Как-то неполиткорректно! request Сейчас принято говорить - "афроамериканос"! laughing
                  Очень порадовала статья. Рисунки - отдельно. Я, в принципе, что-то такое ожидал.. что Вячеслав наш Олегович напишет про это... drinks
                  1. +1
                    22 декабря 2020 10:58
                    ...А у него уже и накрыто, поди.


                    Не, жду Марюту из Рязани, сами справимся. drinks А вы, всем кагалом, шагом марш на голосование. smile Или отстрелялись уже?
                    1. +2
                      22 декабря 2020 11:12
                      Или отстрелялись уже?

                      я уже все сделал, и другим советую. drinks
                  2. +1
                    23 декабря 2020 20:41
                    Пане, Права и Слова - это частности. И, собственно не в ревности А.С. Шепса дело. Я, например, жесткую позицию А.С.Ш понимаю. Человек полжизни посвятил любимому делу. И тут находятся какие-то кадры, его работу ценой в пол-жизни низводят в аут.
                    Это не фотки, а серьезная, кропотливая работа. Большинству читательского народ невдомек, что делает художник, готовя иллюстрацию....
                    Ну, впрочем, халтуры - море. А.С. Шепс - не халтурщик, кроме всего увлеченный этим делом человек. hi drinks wassat
          2. +4
            21 декабря 2020 21:11
            Цитата: Толстый
            Здесь приводить без разрешения не буду.

            И правильно сделаете. Закон дура, но дура эст!
    2. +9
      21 декабря 2020 19:50
      Цитата: Морской Кот
      Машинки, конечно, смешные и воевать на них, по-моему совершенно невозможно, недаром у нас подобную технику называли НИ -- "На испуг", только этим и брали. Правда и танки того времени им были под стать, хоть и заводского изготовления.

      Не удержался, дополню фотографией испанского танка.

      Турбиа Наваль, к слову испанцы указывают, что он был серийным.
      1. +6
        21 декабря 2020 20:02
        Ну кошмар же ходячий, а ведь через три года -- "Тридцатьчетвёрка", умереть не встать, когда наша машина начала службу, эти ещё "лямку тянули". Сюр какой-то.
      2. +4
        21 декабря 2020 21:43
        Цитата: Коте пане Коханка
        был серийным.

        Хотели вот таким сделать, но не вышло!
  3. +9
    21 декабря 2020 19:13
    Дома, на полке, есть книга об истории бронетехники. Там же и раздел об испанских самоделках. Но он, явно, "беднее" этой статьи, особенно по рисункам.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +8
      21 декабря 2020 19:40
      Ох, Назарий! Смешно все вышло. Дочь заканчивала педвуз. Научный руководитель - профессор-германист-историограф. И вот чтобы "никто не педрил в теме ни фига", взяла тему "Англоязычная историография Гр. войны в Испании"(она у меня "англичанка" по языку). Ну и пришлось мне писать в Англию в Совет ветеранов испанской войны и в Министерство обороны Испании. И пришли материалы... и вышел отличный диплом, а интерес остался. А материалов все больше... Ну и вышла книга "Бронетехника гражданской войны в Испании". Но так там всего много, что материалов + рисунки хватает и на статьи. Ну, и вообще я люблю Испанию... Одна моя знакомая купила там домик, живет не нарадуется.
      1. +6
        21 декабря 2020 19:51
        Чё-то всех туда тянет, наш друг там тоже "избушку" купил.
        1. +5
          21 декабря 2020 20:18
          А испанцы хорошие люди. С итальянцами много мороки - их надо понимать, а испанцы стараются тебя понять. Там тепло, но не жарко, море рядом, есть постоянный спрос на русскоговорящих гидов, очень вкусный хлеб, сыр, домашняя колбаса. Я там два раза отдыхал и уезжать не хотелось...
        2. +7
          21 декабря 2020 20:53
          Цитата: Морской Кот
          Чё-то всех туда тянет, наш друг там тоже "избушку" купил.

          Для пенсии самое то:
          Умеренные для Европы цены, хороший климат, высококачественная медицина и дети с внуками всегда готовы приехать к тебе в отпуск )).
          1. +6
            22 декабря 2020 00:21
            Мне комфортней под родными осинами, если кто и пошлёт, то хоть знаешь куда. fellow
            1. +4
              22 декабря 2020 02:25
              И между трёх осин не заблудишься ))
  4. +4
    21 декабря 2020 19:17
    Я думаю ещё специфика почвы в Испании позволяла более широко применять всякие суррогатные бронеавтомобили.
  5. +9
    21 декабря 2020 19:22
    Цитата: Пластмастер
    Интересно. Вот еще бы знать на каких шасси делалось.

    Тогда надо еще одну статью писать, и не одну, так как в ход шло практически любое шасси.
    Такой вот симпатичный грузовик HISPANO SUIZA T69



    превращался в такого монстра

    1. +8
      21 декабря 2020 19:54
      Интересно, где они броню гнули? Австралийцы в свое время, руки опустили и использовали рифлёное железо.
      Но самое главное, эмблему марки оставили на своём месте. Эстеты!!!
      1. +8
        21 декабря 2020 20:00
        Так ведь сама фирма HISPANO SUIZA свои автомобили и переделывала. Потому и гнуть было чем, и аист на месте.
    2. +9
      21 декабря 2020 19:55
      Кстати, испанцы скажем так, руку набили на подобных переделках еще в начале века.

      Это французский автобус Schneder P2-4000.


      А это испанский бронеавтомобиль на его базе . Двухэтажный.

      1. +7
        21 декабря 2020 20:30
        Глядя на броневичок решил сразу, лучше пешком, "пешим по танковому". soldier
    3. +8
      21 декабря 2020 19:58
      Добрый вечер, Вик. hi
      Чуть ли не с детства знал что Испана-Сюиза выпускала роскошные легковые машины, но впервые вижу грузовик этой фирмы. Да... грузовики она тоже роскошные делала, истинный вкус пропить невозможно, даже с их прекрасным вином.
      Не машины, а произведения искусства, глаз оторвать невозможно!

      1. +8
        21 декабря 2020 20:08
        Любите красивые машины Константин? Тогда ловите.




        Экспонаты автомобильного музея в г. Верхняя Пышма.
        1. +8
          21 декабря 2020 20:15
          Влад, а с чего вдруг на "вы", обижаете товарищ полковник, соседскую машину угнал вовсе не я. Я её только продал. laughing
          1. +9
            21 декабря 2020 20:25
            Цитата: Морской Кот
            Влад, а с чего вдруг на "вы", обижаете товарищ полковник, соседскую машину угнал вовсе не я. Я её только продал. laughing

            Дядя Костя ты чего? Мало! Ещё добавлю!


            1. +7
              21 декабря 2020 20:35
              На стодесятом ЗИСе в детстве покатался, но "Хорьх" понравился больше.
        2. +10
          21 декабря 2020 20:17
          Вы знаете, при всем моем уважении к Верхней Пышме, в плане классических автомобилей ее не видно даже в сильный микроскоп. Есть места покруче.
          1. +6
            21 декабря 2020 20:27
            Виктор Николаевич, я делюсь тем, что мне доступно.
            Приведённое Вами фото однозначно не находится в 100 км от Вас!!!
            1. +8
              21 декабря 2020 20:41
              Я же не знал, что установлен лимит в 100 км!

              Это наш "Фаэтон". 15 км от меня.
              1. +5
                21 декабря 2020 20:50
                Есть любопытные экземпляры.
                1. +5
                  22 декабря 2020 00:37
                  Помнится, был такой фильм -- "Судьба солдата в Америке", так там вся гангстерская шатия-братия бутлегеров разъезжала на таких "Фордах", таксопарк у них был, а эта тачка как разгонная машина. "Ford T", если не ошибаюсь.
                2. +4
                  22 декабря 2020 03:36



                  Ну если Форд! Первая фотография.
                  Остальные для улыбнуться.

                  Не ожидал, что Вас Виктор Николаевич задену В.Пышмой, но ради объективности коллекции равной по количеству экземпляров на Украине нет.
                  Аналогичная ситуация с бронетехникой.
                  1. +4
                    22 декабря 2020 04:41
                    Доброе утро, Влад! И хорошего дня. smile
                    1. +5
                      22 декабря 2020 04:46
                      Цитата: Морской Кот
                      Доброе утро, Влад! И хорошего дня. smile

                      Спасибо дядя Костя. Не спиться?
                      1. +5
                        22 декабря 2020 04:52
                        Как всегда, она проклятая -- бессонница, да ещё и по непонятной причине. Да и чёрт с ней! wink
                  2. +4
                    22 декабря 2020 07:47
                    Почему Вы решили, что меня задели? Просто поддержал "тему 100 км".
      2. +7
        21 декабря 2020 20:09
        Да, это "классик". Таких фирм в тридцатых годах было несколько в Европе и Америке. Великая депрессия их все разорила. Rolls-Royce один остался. А какие были машины.

        Duesenberg Model J. 1932 год.
        1. +9
          21 декабря 2020 20:22
          А француженка Delahaye -- тоже высший пилотаж в автомобилестроении.
          1. +7
            21 декабря 2020 20:30
            Да, стиль у них своеобразный.
            1. +4
              21 декабря 2020 22:34
              Цитата: Undecim
              Да, стиль у них своеобразный.

              обиделся за "корд" немножко)). Мне нравится.
    4. +7
      21 декабря 2020 21:07
      "Пожалуйста, не называй мою испано-сюизу "монстром". Даже в таком обвесе.
      Пристрелю..."
    5. +5
      21 декабря 2020 21:26
      А почему грузовик Т69?
      я бы отдал предпочтение Т56-Т60
      :

  6. +6
    21 декабря 2020 20:14
    Вячеслав Олегович, художник А. Шепс - Арон Соломонович Шепс?
    1. +5
      21 декабря 2020 20:21
      Да именно он!
  7. +12
    21 декабря 2020 20:28
    Отлично. Люблю, грешным делом, эту непонятную войну.
    1. +7
      21 декабря 2020 20:31
      Привет, сам отфотошопил? Впечатляет. smile
    2. +4
      21 декабря 2020 21:08
      Будет несколько интересных продолжений!
      1. +7
        21 декабря 2020 21:15
        Будет несколько интересных продолжений!
        По Фотошопу?
        1. +8
          21 декабря 2020 22:14
          Цитата: Undecim
          Будет несколько интересных продолжений!
          По Фотошопу?

          ну, будет, будет Вам, камерад)
          Я лучше потрачу время на эссе Шпаковского, чем на пачкотню "Самсонова" с его идиoтизмом "пачему Гитля не пабедил Рассию?"....Мне представляется, что при этом у коллектива с ником "Самсонов" указательный палец по вторую фалангу засунут в левую ноздрю.
          Хотя (имхо!) - тизанос хороши не в карандашах Арона Соломоновича Шепса (при всём моём...и проч.), а в утилитарной ч/б, мать её, фотографии.....
  8. 0
    11 марта 2021 17:31
    Интересные картинки. Как творчество детей.
  9. -1
    12 марта 2021 00:10

    Светлой памяти тех, кто остановил красную заразу в Испании!