Азербайджан приступает к охвату Южной Армении

40

Упразднить границу Армении с Ираном?


Не покидает ощущение, что в Баку готовятся именно к этому – блокаде не только Карабаха, но и всей Армении. По крайней мере с юга. И похоже, на границе Армении с Ираном без российской военной базы уже просто не обойтись.

Разблокирование транспортных (в том числе транзитных) артерий в регионе с участием России (а значит, и российского ФСБ), предусмотренное документом по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта (от 10 ноября 2020 года), вызывает «глухое» (пока «глухое») недовольство среди некоторых, но весьма влиятельных азербайджанских средств массовой информации.



Пока неясно, то ли это вброс от официальных структур этой страны? То ли некий «пробный шар» в адрес Москвы и Еревана? Но, если бы дело было только в этой магистрали.

В Иране уже официально опровергают недавние клише некоторых азербайджанских и турецких «экспертов», поддержанные националистическими группами иранских азербайджанцев. Согласно этим заявлениям, ирано-армянскую границу, вдоль которой проходит участок «Транссиба Закавказья» между Арменией и Азербайджаном, вообще нужно упразднить в связи с мирным урегулированием того конфликта.

Такое урегулирование, якобы само по себе предусматривает контроль Баку за этим районом (В Тегеране комментируют заявления о том, что границы между Ираном и Арменией больше не существует).

Азербайджанское информагентство «с глубоким удовлетворением» сообщает об этой инфокампании, причем со ссылкой на турецкий источник:

«В Иранском Азербайджане (Южный Азербайджан) началась кампания в поддержку Азербайджанской Республики и её армии, сообщает «Туран».

Мы Азербайджан


«Туран» - это одно из официальных СМИ Турции. И оно продолжает:

«Мы не рядом с Азербайджаном, мы сами Азербайджан».


Таков сегодня лозунг информакампании, в которой участвуют тысячи этнических азербайджанцев в разных уголках Ирана. Они фотографируются с азербайджанскими флагами, распространяя фото в соцсетях. Помимо этого, в Иране прошли акции протеста с требованием закрытия ирано-армянской границы.

В ходе беспорядков подожгли несколько грузовиков, которые предположительно перевозили вооружение для Армении. Одновременно были проведены несколько митингов в Ардебиле, Урмие, Тебризе и в самом Тегеране в поддержку «правого дела Азербайджана».

Похоже, в развитие идеи упразднения ирано-армянской границы в ряде азербайджанских СМИ, уже высказываются сомнения в целесообразности возобновления работы «Транссиба Закавказья», имеющего ещё с 1910 года выход в Иран через Нахичеванский регион Азербайджана (Теперь блокада Карабаха?).

Транзит без перспективы?


Эта кампания в СМИ сопровождается попытками убедить Москву и Ереван в якобы невыгодности этой магистрали как для России и Армении, так и для их взаимоотношений с Ираном.

При этом от возможного использования этой же транспортной артерии для российско-турецкой торговли те же медиа Москву не отговаривают. Маршрут из северо-западной Армении с веткой в Турцию (Ахурян-Догукапы) имеется ещё с 1899 года и неплохо использовался даже в 90-е годы прошлого века.

Азербайджан приступает к охвату Южной Армении

Так, «Вести.Аz» (Баку) 18 ноября 2020 года отметили:

«Для России железная дорога в Иран и далее в страны Персидского залива — нужна теперь и сейчас. И данная дорога для России в направлении Ирана существует: речь о железнодорожном сообщении Нахичеванской Автономной Республики (НАР) АР» — посредством железнодорожной ветки из Армении в эту автономию на «погранстанции Джульфа (Азербайджан) – Джульфа (Иран)».
Также отмечено, что использование такого маршрута возможно, «так как «Россия имеет в концессии армянскую железную дорогу. Впрочем, для российских перевозчиков движение грузов через железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, НАР АР и лишь затем в Иран, будет весьма дорогим удовольствием».
Хорошо известны чрезмерно высокие транзитные тарифы Азербайджана, которые ставят крест на прямом транзите Россия – Армения – Иран. При этом, как отмечает источник, в целом, Азербайджан «стал незаменимым для Турции, Ирана и России».

Открыть закрытый коридор



Однако железнодорожный участок через Грузию закрыт ещё с 1992 года из-за отделения Абхазии от Тбилиси.

Но разве это никому неведомо в Азербайджане?

Значит, весьма прозрачный намёк делается на то, что российские грузы в Иран (и иранские в РФ) должны следовать через Грузию и только потом — через Азербайджан?

А ведь южно-кавказская магистраль стыкуется в районе Баку с действующей железной дорогой РФ – Азербайджан. То есть, минуя Грузию...

Армения за бортом


Намного более откровенно высказывается «Minval.Az» (Баку) в выпуске ещё от 13 ноября 2020 года:

«Вполне может возникнуть необходимость и в Азербайджане, и в Грузии в перевозке таких грузов, которые будет очень неудобно «тащить» через контролируемый ФСБ России коридор.
Наконец, в договоре речь идет о транспортном коридоре, безопасность которого будут гарантировать российские пограничники, но включает ли он самую южную в регионе железную дорогу, и возможно ли даже теоретически в него эту дорогу включить — вопрос открытый.
Наконец, при самом лучшем для сторон сценарии, восстановление железной дороги потребует времени, усилий и инвестиций». А эпилог здесь — едва ли не приговор, пока адресованный Армении: «...несмотря на решение о разблокировании коммуникаций, Армения вновь рискует остаться за бортом».

По всей видимости, грузы (упомянутые в тексте) военные. И, конечно, из Турции. А вот, когда речь идёт об открытом вопросе, нельзя не помнить, что урегулирование предусматривает разблокирование именно всех магистралей в регионе.

Никто не виноват, но что делать?


Возникает впечатление (в связи с такого рода реляциями), что для дальнейшего укрепления как экономических связей России и Армении, так и этих стран с Ираном, использование означенной магистрали с её выходами в Иран — нежелательно азербайджанской стороны?

Характерный (в этой связи) штрих: тот самый участок этого закавказского «Транссиба» на юге Армении — между Нахичеванским регионом и остальной территорией Азербайджана (около 60 км) — изначально, то есть ещё с середины 20-х годов минувшего века был в составе железных дорог Азербайджанской ССР.

Это было сделано вопреки неоднократным обращениям руководства советской Армении. Что, кстати, тоже способствовало разрастанию армяно-азербайджанского конфликта. В 1991 году движение здесь упразднили. Но будет ли объявлен «транспортный» суверенитет Армении в этом секторе магистрали? Или же он останется в ведении АзЖД?


Вполне очевидно, что возобновление работы всей артерии зависит от решения и этого вопроса. Но пока нет оснований полагать, что в Баку — при нынешних территориально-политических «достижениях» Азербайджана в регионе — согласятся на передачу Армении или же в концессию ЮКЖД столь политически значимого для Баку участка «Транссиба Закавказья».

Этому уже есть подтверждения, пусть и косвенные — вышеупомянутая кампания (за «переподчинение» армяно-иранского приграничья Баку с фактической ликвидацией армяно-иранской границы), а также публикации азербайджанских средств массовой информации.

Вторая жизнь магистрали


Поясним. Эта магистраль, бездействующая с 1992 года из-за армяно-азербайджанского конфликта, состыкована с железнодорожной сетью России через Азербайджан и Абхазию. Абхазский участок, правда, пока бездействует.

То есть Россия получает прямой доступ — пока через Азербайджан - к этой артерии (В Тегеране комментируют заявления о том, что границы между Ираном и Арменией больше не существует).

А возобновление её работы, по ряду экспертных оценок, способно в полтора раза увеличить объем российско-иранской и, как минимум, вдвое — армяно-иранской торговли. Но, похоже, в этом не сильно заинтересованы в Баку?

Вдобавок, возобновится там же — после 30-летнего перерыва — евроазиатский грузовой транзит. За 1950-е — 1980-е гг. совокупные доходы СССР от транзита по данной магистрали превысили 20 млрд долл. (по текущему курсу). По 12–15% транзитных доходов получали Армения, Азербайджан, Грузия, РСФСР. Не меньше 50% поступало в общесоюзный бюджет.

Заинтересованность в этой транзитной артерии поныне проявляют даже в Скандинавии. Не говоря уже о многих странах Восточной Европы, экс-СССР и бассейна Персидского Залива. Однако за истекшее тридцатилетие до трети участков магистрали пришли в полную негодность.

Восстановление их едва ли возможно без совместных усилий России, Ирана, Армении и Азербайджана. Но готовы ли к таким усилиям в Баку? Иными словами, ситуация складывается так, что скорее всего, придется расположить военную базу РФ и на армяно-иранской границе.

Нельзя не напомнить, что, во-первых, советская военная база уже была там в 1920-х — 1980-х годах. А во-вторых — мероприятия по урегулированию конфликта проводятся с участием России.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    27 ноября 2020 10:29
    ситуация складывается так, что скорее всего, придется расположить военную базу РФ и на армяно-иранской границе

    Не удивлюсь, если до этого действительно дойдет.
    1. +4
      27 ноября 2020 11:01
      Думаю, что Россия с Ираном этот вопрос решат. Турция здесь останется сбоку. А переход управления участка дороги Армении - это технический вопрос. what
  2. +3
    27 ноября 2020 10:38
    Ну на фоне "победоносных действий" и не такое бывает. Народ перевозбужден, это понятно, но это проходит.
    1. +3
      27 ноября 2020 11:03
      Они еще о Великом Азербайджане могут заговорить. То-то цирк будет - турки будут в ладошки хлопать. no
      1. +1
        28 ноября 2020 17:53
        Любопытная статья про закавказскую железную дорогу. Но там столько вопросов и проблем! yes
      2. +1
        29 ноября 2020 09:26
        Уже говорят
  3. +3
    27 ноября 2020 10:43
    Турки забыли Иран спросить , а османов там страсть как любят . Да и Армения прям по своей территории дорогу строить позволит . Им там самим дорога до лампочки , не зря старую на метал по дербанили . В Джульфе и так красота жара за полтинник с большим гаком , там только рельсов не хватает.
    1. 0
      29 ноября 2020 19:04
      В Джульфе и так красота жара за полтинник с большим гаком , там только рельсов не хватает.
      За полтинник с большим гаком? Осетра урежьте, право, всё-таки, не Долина смерти... А рельсы там прекрасно лежат (и эксплуатируются) аж с 1908 г. Один из главных погранпереходов в СССР был.
  4. -1
    27 ноября 2020 10:57
    Армения перестаёт граничить с Ираном, что как таковой границы между Ираном и Арменией теперь не существует.
    На востоке, не говорят, на востоке торгуются. А значит установка такова:
    Азербайджан - Мы вам Армяне большой иск вкатим, но за передачу южного района, так и быть, забудем
    Армения - а я чё, а я ничё, мне всё равно, а вот тута есть кому мешает Россия и Иран, пусть иск оплатят.
    Турция: А мы строить будем и неважно кто закажет.
    Иран - А нам и не очень надо, хотя конечно если есть то и неплохо, но денег нет, да и народ не поймёт.
    Россия - пока мы тут, никаких телодвижений, шаг вправо шаг влево, попытка .. ну по тексту.

    Начинается большой спектакль, занимаем места господа, с пивком да с другими удоволствиями.
    1. +6
      27 ноября 2020 11:10
      Иран и Армения могут и иную карту разыграть, когда из Азербайджана в Нахичевань придется ездить через Грузию и Турцию. lol
    2. daq
      +1
      27 ноября 2020 21:14
      Азербайджан - Мы вам Армяне большой иск вкатим, но за передачу южного района, так и быть, забудем
      Армения - а я чё, а я ничё, мне всё равно, а вот тута есть кому мешает Россия и Иран, пусть иск оплатят.
      Турция: А мы строить будем и неважно кто закажет.
      Иран - А нам и не очень надо, хотя конечно если есть то и неплохо, но денег нет, да и народ не поймёт.
      Россия - пока мы тут, никаких телодвижений, шаг вправо шаг влево, попытка .. ну по тексту

      Какой иск? Когда Алиев про иск говорит, он пудрит мозги своим гражданам.
      Куда он его подавать будет? Скокгольмский арбитраж? В ЕСПЧ? Высокий суд Лондона? lol
      Нет такого суда который определял бы репарации.
      Совбез ООН теоретически может назначать репарации. Но там Франция и Россия. На такую резолюцию сразу все вето наложат.
      Когда кто кому выплачивал репарации за войну в 21 веке?
      Мечты и амбиции. Да и только.
  5. +9
    27 ноября 2020 10:59
    Чем опять вкладываться в восстановление этой жд, потом попасть в зависимость от настроения местных князьков, проще наладить паромную переправу жд составов в Иран через Каспий.
    1. +1
      28 ноября 2020 22:03
      Цитата: bairat
      Чем опять вкладываться в восстановление этой жд, потом попасть в зависимость от настроения местных князьков, проще наладить паромную переправу жд составов в Иран через Каспий.

      Через территориальные воды Азербайджана? Или Казахстана? Или Туркменистана?
      1. 0
        29 ноября 2020 17:15
        На Каспии свободное судоходство. За исключением 15 миль от берега соседнего государства.
        1. 0
          1 декабря 2020 15:06
          Цитата: bairat
          На Каспии свободное судоходство. За исключением 15 миль от берега соседнего государства.

          Но не военное.
  6. +1
    27 ноября 2020 11:07
    «Транссиба Закавказья» Закавказье уже в Сибири? (Транссиб - транссибирская магистраль)
    1. +6
      27 ноября 2020 12:49
      «Транссиба Закавказья» Закавказье уже в Сибири? (Транссиб - транссибирская магистраль)
      Зато звучит то как laughing
      Из Сибири и в Закавказье. А из Закавказья, уверен есть кого отправить в Сибирь. Хотя тамошний народ , что то мне подсказывает , будет против laughing
  7. +11
    27 ноября 2020 11:09
    России железнодорожные перевозки в Иран то ли через Азербайджан, то ли через Абхазию, Грузию, Армению и Нахичевань абсолютно не нужны по причине запредельного уровня местных тарифов и убитой в ноль инфраструктуры.

    В СССР Закавказская железная дорога на 100% дотировалась МПС за счет доходов других железных дорог, поскольку грузинские, армянские и азербайджанские железнодорожники умели только разворовывать доходные поступления и калечить технику.

    Поэтому морской путь в Иран через Каспий - наше всё.
    1. +1
      28 ноября 2020 16:11
      Наверное Вы правы! Сегодня у князьков одно настроение, завтра другое. См. потоки на Украине.
  8. +7
    27 ноября 2020 11:41
    Интересно, автор в курсе что у России в принципе с проблемой отправки грузов в Иран нет? Каспий мы вполне себе контролируем - грузоперевозки на линии Астрахань-Энзели обойдутся ощутимо дешевле ЖД транзита через Азербайджан и Армению
    1. +2
      27 ноября 2020 11:53
      Это сегодня. А завтра?
      1. +2
        27 ноября 2020 13:01
        А что завтра изменится? Каспий высохнет?
  9. +1
    27 ноября 2020 11:52
    Ну да. Достаточно построить сетевой график, чтобы наглядно показать, что связность отсутствует. Полностью. Вот и объяснение политики, которую персонифицирует Пашинян и Ко (Саркисян). Они что-то знают.
    1. +1
      27 ноября 2020 14:29
      Цитата: iouris
      Они что-то знают.

      Конечно Знают! Тут народ на сайте очень упрощено подходит к конфликту, к предшествующим событиям, к событиям на первый взгляд развивающихся в стороне и никак не связанных с Карабахскими, а если поглядеть то получается США видели и готовили их исподволь, то есть должна была быть их база в Армении, бомбовозы свои они и сейчас с темпами всё возрастающими перегнали в Ирак, вывод войск особенно из Афганистана больше мифологический(500 человек) и больше похож на перегруппировку войск, и если бы всё срослось то против Ирана была бы сформирована полноценная база ещё и в Армении. Россия видела и отслеживала эти телодвижения, а события В Карабахе которые инициировал Азербайджан с поддержкой Турции, должны были играть на пользу и в нужном США русле или нет мне ещё не ясно, все они были у нашего руководства под контролем. Итак, что мы видим, а видим мы - на данном этапе России удалось купировать начало довольно немаленькой войны в Иране, против которого она готовилась США на протяжении достаточно долгого периода. События в Карабахе в данный момент эту угрозу полномасштабных боевых действий против Ирана не сказать чтобы уже купировали, но отодвинуты на какой-то период это точно, и это выгодно и Азербайджану и Турции и России и если не брать в расчёт Армянский истеблишмент с его правительством, то и Армении её народу тоже. Вывод у меня такой, в данный момент мир пусть пока, но избавлен от очень больших неприятностей, то есть такой же большой войны, что очень и очень не плохо. А дальше? Дальше будет видно.
      1. +2
        28 ноября 2020 16:14
        Это Вы Сильно! Зерно истины есть...
        1. +1
          28 ноября 2020 16:44
          Цитата: Alexei
          Зерно истины есть...

          Вроде да, есть, сегодняшняя новость - США гонят авианосец в Персидский Залив, задача которого сдерживать Иран.
  10. +5
    27 ноября 2020 15:21
    Что это я сейчас прочитал ? Член партии Дашнакцутю́н срочно перелогинтесь ! laughing
    В статье ради хотелок армянских нациков переврано чуть больше чем все.
    1) Прекращение движение по " Трансибу Закавказья " произошло как вследствие оккупации Арменией части Азербайджана, а сама постановка вопроса о разблокирование коридоров возникла вследствие освобождения этой части.
    2) Включения пункта о разблокирование движения между Баку и Нахичеванью это мега-успех Алиева. Даже при подписании акта о безоговорочной капитуляции Армении в Карабахе он не смог бы этого добиться. А охрана грузов ФСБ РФ еще больший приз. Азербайджану это невероятно выгодно ( а вот зачем это нужно России как раз большой вопрос)
    3) В Армении же это "разблокирование" вызывает как раз негодование Пашиняном и стремление не допустить открытия этих коридоров
    4) Для торговли РФ с Ираном никакие эти длинные,старые,ныне разрушенные пути вообще не нужны. Ибо есть торговля морем,есть трассы вдоль Каспия,и достраивается ЖД-дорога ( участок внутри Ирана) так же вдоль Каспия .Армения тут не нужна от слова вообще.
    5) Тезис о "ликвидации Ирано-Армянской границы" вообще безумен. Достаточно взглянуть на карту ,чтобы убедиться в этом.Автор взял какой-то глупый фейк и на основе его делает свои "глубокомысленные выводы"
    6) Как это -там была Советская военная база ? Это же и был СССР. Это все равно как сказать -на территории США находиться военная база США.
    Ну и.т.д.,и.т.п.
    Это было бы смешно и можно было бы порадоваться за креатуру армянских националистов в РФ,если бы не было так вредно. Ведь в конце автор предлагает еще и базу там поставить-то есть увеличить и без того большие и прямо-таки вредоносные для России расходы на поддержку Армении.
  11. +1
    27 ноября 2020 15:49
    «В Иранском Азербайджане (Южный Азербайджан) началась кампания в поддержку Азербайджанской Республики и её армии, сообщает «Туран».

    Иран шатать начали ...? Чей план интересно всего этого ..?
    Красиво разыграли НКО ..
    России нужно с Ираном срочно связи налаживать ,вплоть до военных и т.д.
    Как все хитро то делают и Нетаньяхо уже в Россию не мотается ,каждый месяц ..
    Скоро будет жарко и там и в России.
  12. +1
    27 ноября 2020 15:57
    Ну какая-то "база ФСБ" там должна образоваться в районе Ирано-Армянской границы. Это очевидно. И может быть с использованием ещё советской военной базы.
  13. +2
    27 ноября 2020 18:55
    США начали переброску дополнительных войск, а в Иране начались беспорядки. Пока что ничего нового. Интересно американцы начнут интервенцию для защиты " этнических азербайджанцев"? Или пока беспорядки не достигли нужного накала.
    Не удивлюсь, если сейчас турки и американцы работают в Иране в "одной упряжке".
  14. 0
    27 ноября 2020 18:58
    Ликвидация армяно-иранской границы.... foolафторрр че с тобой не так what
  15. +1
    27 ноября 2020 20:09
    Не знаю как-кто, а ваш покорный слуга трудился по экспорту пиломатериалов из Лесосибирска в Иран. Вагоны шли в Астрахань, там перевалка на суда класса Река-Море, порты назначения Анзали (иранцы произносят именно так) или Ноушар.
  16. +2
    27 ноября 2020 21:05
    Иногда даже интересно смотреть, цифры, графики, выкладки. Догадки различных"бывших". А на поверхности плавает... Кто же станет новым Лидером Ислама? Иран? ОАЭ? Или Турция?
    Почти 3 млрд потребителей... Религии там места нет, там Деньги.
  17. +1
    28 ноября 2020 12:49
    Помимо новой российской базы в Армении, на мой взгляд, пора подумать о паромной переправе ж.д. составов через Каспийское море до Ирана и совместном развитии портовых терминалов по перевалке грузов. Помимо этого Армения и Иран могут совместно организовать ж.д. ветку из Армении в Иран минуя азербайджанский участок дороги.
  18. +1
    28 ноября 2020 22:29
    Прежде, чем написать этот комментарий, я перечитал все остальные. Великорусским шовинизмом отдаёт практически от всех комментаторов. А захотим через Каспий, там и наладим сообщение. Вы что думаете, это просто? Через территориальные воды Азербайджана? Разве об этом не догадывались наши правители последние тридцать лет? А вы тут, такие умные, хлоп, и решили.
    С чего возомнили, что Россия рулит миром? Потому что у неё ядерное оружие? Так оно не только у России.
    Потому что у неё огромная армия с солдатами однолетнего призыва? Армия есть у многих государств, а скооперировавшись, переплюнет и армию нашей страны.
    Наука и техника ушли вперёд? Ну, от этого вам самим смешно.
    Супер-пупер вооружение появилось? А как удивительно взлетали Байрактары, от которых фигело руководство нашей армии. Ведь Орланы до этих Байрактаров не дотягивали.
    А когда на глушняк посадили все средства ПВО Армении, сформированное из нашей техники, думаете в Генштабе не удивились? Удивились и поняли, что не готовы к такой войне.
    А какой сюрприз преподнесёт следующая война? Наши пропагандистские ролики про гипер-шмипер-звук классно смотрятся на канале Звезда.
    Мир боится не русского оружия. Мир боится русской непредсказуемости. А вот возьмут и нажмут кнопку ни с того ни с сего. Ведь даже на этом сайте хватает умников, предлагающих пальнуть, жахнуть, хлопнуть по нерусям. А представьте, такие люди окажутся у власти.
    Всё, что тут пишется о нашем всемогуществе - это не любовь к Родине, к её могуществу. Это неуважение к другим народам и странам.
    Эта миротворческая база находится в Азербайджане только до той поры, когда в нашей стране случатся первые потрясения, например, борьба за власть, стрельба из танков по Белому дому в Москве. Мы цикличная страна. Десять лет бесшабашной жизни сменяется двадцати годами выживания. Мирные и немирные революции и народные волнения случаются по несколько раз в каждом веке. Все цари приходят на вечное царствование, а в последнее время после их смерти случаются нехилые трагические события для страны.
    И поверьте, нас уже никто не боится. Нами уже никого не пугают, как было раньше.
    Мы вступили в соперничество всего лишь с одной мировой державой - США. А профукали развитие остальных стран.
    Мы неплохо сражаемся против сборной Испании, но не можем вкатить один гол молдаванам. Турки выносят нас 3-1, сербы (братушки) втыкают нам три гола.
    Думаете, это спорт, а военная мощь - это другое? Величие страны - это другое? Да ничего подобного.
    Я уже сто раз говорил и повторю: великая страна это та, что могущественна и во внешней политике, и во внутренней. Когда ей народ не обречён на выживание, а в ста километрах от столицы создаётся ощущение, будто Мамай ещё раз прошёл. И не надо тысячу раз говорить, что это наш путь, что мы всё время восстанавливаем страну после потрясений. Хиросима с её трагедией сегодня выглядит и живёт стократно лучше, чем любой город, кроме Москвы и Питера.
    Так что приберегите пыл. Раздавим, пальнём, уничтожим - да, это мы, наверное, попытаемся сделать. Как в Афганистане. И чем это обернулось?
    Нас никто не боится. Нас никто не любит. Нас никто не уважает. Мы - задворки человечества. Мы те, кто пытаемся огрызнуться по любому поводу. Укусить, оторвать, сломать.
    Мы не созданы для созидания. Мы перестали поставлять миру великих учёных, композиторов, мыслителей, литераторов. Мы только и твердим о либерастах, толерастах, гейропе. Мы - тупик.
    Поэтому все бывшие республики СССР рвутся подальше от нас, ищут других союзников. Да, проще говоря, ненавидят нас. Но ненависти без причин не бывает. И эта причина в вас - ура-патриоты, диванные герои. Ни в одном вашем комментарии нет ни толики уважения к тем же самым участникам последней войны - армянам, азербайджанцам, туркам, иранцам, грузинам. Тогда, какого уважения вы хотите сами? Или оно вам не нужно, потому что у нас два друга - армия и флот. Скажу вам, скоро и эти друзья могут отвернуться от нас. Мы к ним плохо относимся.
    Это всё, господа. Минусуйте!!!
    1. -2
      29 ноября 2020 12:19
      Минусуйте!!!

      конечно минуснём, и не раз.
      такого набора обвинений, домыслов и заблуждений в сторону русских я ещё не слышал.
      и это при том, что сверху всего 25 комментариев на тему об армяно-азербайджанских отношениях.
      .
      Нас никто не боится. Нас никто не любит. Нас никто не уважает. Мы - задворки человечества.

      посмотрите на нашу карту мира на стене - задворки- это всё, что вокруг нас.
    2. -1
      3 декабря 2020 22:58
      Ну разошёлся....) И Остапа понесло. " нас никто не любит. На не боятся"
      Вот Вы и являетесь диванным ура- патриотом. Судя по тому набору эмоций,которые вы тут изложил, вам бы к доктору обратиться или успокоительное таблеточки попить. Не волнуйтесь вы так. Все будет хорошо.
      А что касаемо бывших союзник республик, так пущай идут куда хотят. Они не барышни,чтобы за ними ухаживать. Чем меньше у нас таких ,,братских народов,, тем больше пенсии у наших стариков будут.
      Успокойтесь. Все будет хорошо. Вы поправитесь.
  19. 0
    29 ноября 2020 21:25
    Азербайджан, это уже 82 ил... почти и независимость им нужна как молдаванам.
  20. Комментарий был удален.
  21. 0
    1 декабря 2020 13:06
    Цитата: Peter Rybak
    А захотим через Каспий, там и наладим сообщение. Вы что думаете, это просто? Через территориальные воды Азербайджана?
    Вы не в теме. Есть Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 2018 года.http://www.kremlin.ru/supplement/5328
    Статья 7
    1. Каждая Сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
    2. Внешней границей территориальных вод является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориальных вод.
    И еще
    Статья 10
    1. Суда под флагами Сторон пользуются свободой мореплавания за внешними пределами территориальных вод Сторон. Свобода мореплавания осуществляется в соответствии с положениями настоящей Конвенции и совместимыми с ней отдельными соглашениями Сторон без ущерба для суверенных и исключительных прав Сторон, определенных в настоящей Конвенции.
    2. Каждая Сторона предоставляет судам под флагами других Сторон, осуществляющим перевозку грузов, пассажиров и багажа, буксировку, а также спасательные операции, такое же обращение, какое она предоставляет таким национальным судам в отношении свободного доступа в свои порты на Каспийском море, их использования для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, уплаты корабельных и других портовых сборов и использования услуг, предназначенных для судоходства и осуществления обычных коммерческих операций.
    И вот об этом вашем:
    Разве об этом не догадывались наши правители последние тридцать лет?
    Как раз догадывались. И все эти годы, начиная с распада СССР и по 2018 год вели переговоры о разработке и заключении этой Конвенции. 26 лет вели. Но таки заключили. hi
    Так, что дышите ровнее. Всё в порядке. hi
  22. -1
    3 декабря 2020 22:45
    С уважением отношусь и к армяне, и к азербайджанцам. Но они должны трезво смотреть на вещи и понимать, что ключевыми игроками в этой ситуации остаются Россия и Иран.