«Школьные годы чудесные» – воспоминания о советской школе

117

У меня почему-то осталось очень мало фотографий с школьной поры, да и те, что есть, плохого качества. Но вот это фото очень показательное. Сделано как раз в нашей 6-й школе, вот только класс я почему-то не узнаю. (Фото А. Шварева)

У каждого из нас была своя школа и свои воспоминания о ней. Вот и у меня они такие, хотя, конечно, что-то и подзабылось…

Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.
(Евгений Долматовский. Школьные годы)

Воспоминания о прошлом. Не так давно на ВО была опубликована статья одного из его постоянных авторов о положении в нашем образовании. Смысл – всё плохо, и надо назад в СССР. Наверное, каждому должно быть ясно, что назад ну никак не получится, потому что даже в одну реку дважды не войдёшь, ну а кроме того, мы очень часто идеализируем наше прошлое. Память так устроена, что большая часть плохого забывается, а всё хорошее остаётся нам в качестве награды за перенесённое плохое. Как бы там ни было, а опыт школьного ученичества у каждого свой. У меня он, как мне кажется, довольно интересный. Вот почему я и подумал, что в рамках цикла «Воспоминания о прошлом» о нём вполне можно и даже следует рассказать…




Старый знакомец «Букварь»…

Итак, в школу я пошёл с восьми лет, а всё потому, что в семь прямо перед первым сентября заболел. А кроме того, в 6-й средней школе, к которой я был прикреплён по району, набиравшая первый класс учительница отказалась меня брать! Она была мамина подруга (там все были мамины подруги, она начинала там работать вместе с ними после педучилища) и… сказала, что «такой развитый ученик ей не нужен, с ним будет слишком много хлопот». Ну да, конечно, мне к этому времени прочитали уже массу книг, я хорошо для своего возраста рисовал и… был разговорчивым мальчиком, так что как учитель я очень хорошо её понимаю.


Его сменила вот такая «Родная речь»

А год спустя хочешь не хочешь, а меня пришлось брать. Но попал я уже в класс другой «маминой подруги». Оказалось, что школа у нас не простая, а «специальная», и со второго класса у нас будет английский язык. Поэтому в первом на нас «посмотрят», и кто будет плохо учиться, того переведут в обычную школу, потому что повышенной нагрузки он не выдержит. Ничего из этого я не понял и начал учиться. Сидеть я начал с девочкой, папа которой сидел в тюрьме, что очень меня напугало, но делать было нечего. Писали мы сначала карандашом, а потом продолжили ручкой-вставкой непременно с ученическим пером. Дома у меня была целая коллекция перьев, я вставил «Рондо-86» (очень мне оно нравилось!) и тут же в классе получил выговор – «Только «ученическое» и будь как все!»

«Школьные годы чудесные» – воспоминания о советской школе
Потом она стала такая…

Чернила держали в чернильницах-непроливайках, а перо чистили круглыми перочистками из ткани в виде кружочков, сшитых между собой – наше первое задание на уроке труда. Этими же перочистками на перемене мы играли в бебешку – подкидывали ногой в воздух много раз. Но учительница сказала, что от этого мы будет писаться, и мы перестали.


И вот такая…

Поскольку перед учёбой меня возили в Крым, и я там смотрел фильм «Три мушкетёра» с Милен Демонжо, я тут же решил его мальчишкам в классе рассказать и… так вот «добровольно» записался в рассказчики: на перемене вставал в стенную нишу, меня окружали слушатели, и я им рассказывал! Сначала кинофильм «Три мушкетера» (потом, когда он у нас наконец-то пошёл!), книгу Лоуренса Оливье «Поход викингов», затем ещё что-то… Словом, продолжалось это довольно долго.


У входа в нашу школу. Тогда он выглядел так… (Фото А.Шварева)

Но вот записывать меня в школьную библиотеку пришлось силой, и сделать это смогли только в мае! Причина? А у меня дома был полный шкаф книг, и стоило мне заболеть, как мама и дедушка мне тут же их читали: «Борьба за огонь», «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-невидимка» – всё это были книги моих школьных болезней, которые нравились мне ну просто очень. Хотя теперь я понимаю, что это было не совсем то чтение, которое требовалось бы первокласснику. Кстати, русские народные сказки я прочитал уже перед пятым классом и очень удивлялся, какие они интересные, и почему это я раньше их не читал. Конечно, читали мне и «Буратино», и «Кошкин дом», но много было книг довольно взрослых. Например, после просмотра фильма «Человек-амфибия» я потребовал книгу и мне её, конечно, мама прочитала. То есть сам я читать не любил, но… полюбил, когда меня записали в школьную библиотеку. Кстати, с нас требовали в обязательном порядке вести дневник внеклассного чтения, с полюбившимися цитатами и рисунками. Представляете весь ужас моей учительницы, когда она встречала там рассказ «Уравнение Максвелла» или повесть «Глиняный бог» А. Днепрова с рисунком кремниевых людей с ножами в руках.

Во втором классе наш контингент изменился. Всех троечников убрали, заменив на детей-отличников из других школ. Мы были всего вторым набором, так что про нашу школу ещё толком не знали, но слухи уже пошли, так что с добором учеников проблем не возникло. Ну а сегодня в эту школу попасть стало вообще очень сложно! А уж «по району» в неё и вовсе не берут.

Помню, что на первое занятие нас попросили принести зеркальце и долго мучили с правильным положением языка. Я выучил слово «looking-glass» и был этим очень горд и доволен. Но вот что странно, я совсем ничего не помню из того, чему и как нас учили эти три года. Чему я выучился я тоже сказать не могу. Учителя английского постоянно менялись. Но была среди них поистине святая женщина – ну внешне типичная англичанка, даже нос у неё был с горбинкой, Людмила Фёдоровна, которая после каждой моей болезни, а болел я часто и подолгу, всегда занималась со мной дополнительно и совершенно бесплатно. А я был тогда порядком тупой в отношении языка, не очень понимал, зачем его вообще учить, словом, хлопот ей доставил немало.


Разворот первого учебника английского языка

Впрочем, «маминой подруге» в начальной школе я тоже попортил жизнь основательно, и не только рисунками в дневнике внеклассного чтения.


А это из него страница…

Как-то пришли её проверять из районо. А она… расписала доску цветными мелками, завесила листами бумаги, которые надо было по очереди снимать. И… стала демонстрировать пришедшим своё мастерство. Тут мне очень захотелось тоже что-нибудь написать цветными мелками. Поднял руку, и она меня вызвала. Но от волнения я всё перепутал и сел на место, пристыженный её укоризной. Сижу, жую бумагу, чтобы на перемене плеваться через трубочку, причём сижу один и на последней парте из-за роста. Поэтому именно ко мне подсадили одну из женщин проверяющих. Вот она меня и спрашивает: «А чего это ты так растерялся? Никогда такого не видел на уроках у неё, да?» Я как пионер, отвечаю правду: «Ага, – говорю, – это первый раз!» «А бумагу зачем жевать?» «Из трубочки плеваться!» Опять же честно ей всё сказал, а что тут такого?


А так территория перед 6-й гимназией выглядит сегодня. Крайнюю справа сосну сажал я вместе с ребятами нашего класса, и вот какая она выросла!

И тут – о ужас! Берёт она бумагу и пишет письмо, перегибает, отдаёт мне и говорит – «Отдай дедушке!» Я испугался, но… отдал! А там написано было, что «я ваша ученица, Пётр Константинович, познакомилась с вашим внуком, и он мне очень понравился, очень честный и разносторонний мальчик…» Мне, правда, эта честность вышла потом боком. Видимо, на «разборе полётов» сказали нашей «классной» что-то неласковое. Потому что пришла в класс и давай чинить суд и расправу. И вышло так, что я и мой длинный язык оказались главными виновниками её фиаско. Но я же не знал тогда арабской поговорки, что провинившийся язык отрубают вместе с головой и к тому же был обучен говорить взрослым только правду.

Потом, уже в четвёртом классе, обидел я её просто донельзя. Стали мы учить природоведение, а там нарисован атомоход «Ленин». Вот она и стала нам втирать очки, что построен он из больших дубов (!), а спереди у него стальная полоса – лёд колоть! Ну а я, так как выписывал журнал «Юный техник» со второго класса, знал, как оно на самом-то деле. Решил, что она шутит, ну и сказал. А она мне: «Железо тонет, а дерево плавает!» Ну и обсмеяла. А ученики добавили. Дети же многие настоящие сволочи, живут по принципу 11-й заповеди – «падающего толкни», вдоволь они тогда «натолкались»… А была осень, лужи, принёс я на следующий день банку из-под шпрот, кучу гаек, болтов и начал прямо перед школой демонстрировать всем «сомневающимся» «закон Архимеда». Тут-то она меня и засекла… А ребята ещё и кричат: «А Слава нам показывает, как железо плавает!» Словом, было так: «Ты подрываешь авторитет учителя! Как тебе не стыдно?!» А мне стыдно, конечно, стыдно, что эта дура берётся рассуждать о том, чего не знает, а ведь учительница, да только сказать я этого не могу. Ох, сколько раз вызывала она и маму, и бабушку в школу, жалуясь, что я её не слушаю, смотрю в окно и витаю в облаках, а они принимали решение «размусорить мне голову», только ничего, конечно, из этого у них не получилось!


Учебник природоведения. Про атомоход у него там, внутри!

Но тут начальная школа для меня закончилась, и пошёл я в пятый класс. Не отличником, но и без троек. По английскому языку была у меня четвёрка, но только чему меня научили за три года учёбы, я почему-то совсем не помню. Не помню и учебников, по которым нас учили, хотя во всех был нарисован очень красивый танк! Писать автоматическими ручками с открытым пером (только открытым, закрытым нельзя!) мы начали уже со второго класса. А вот когда у нас появились ручки шариковые, в памяти почему-то не отложилось…

Кормили нас завтраками с первого и до четвёртого класса. Причём столы были накрыты уже к нашему приходу. Разные виды каш, картофельное пюре с котлетой или сосиской, булочка свежей выпечки или пирожок, компот, кисель, чай, какао… Что-то мне не нравилось, например, масло в манной каше, и я его старательно по кругу объедал. Но в целом еда была вкусной. В школе, где уже в наши дни училась моя внучка, она тоже ела в школе первые три года. Но потом еда там сделалась такой… странной, что есть её стало нельзя. Классная требовала, чтобы ели все, завели какие-то карточки на оплату, но только мы никак на это не отреагировали. Я просто встал и сказал на родительском собрании, что моя внучка «Это есть не будет!» Поубеждали меня в том, что я не прав, да и отстали. Вряд ли тут стоит цитировать её рассказы о школьном питании (это всё-таки мои воспоминания!), но совершенно точно, что в школах оно стало в разы хуже, чем в моё время. Хотя… у многих родителей дети «это» едят, и в большинстве своём никто на качество еды не жалуется. Такие бедные, что и это порево хлеб? Да нет, глядя на их авто и мобильники в руках, а также золотые перстни с камнями на пальцах, этого не скажешь… Так что тут дело в другом.

Продолжение следует…
117 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 ноября 2020 12:17
    Автор, Вы к какой году пошли в школу? Я лично тоже перегуливал год, потому что родился в Октябре...
    1. +1
      29 ноября 2020 12:39
      И я перегуливал- 1962 октябрь
      1. +5
        29 ноября 2020 12:51
        Я в школу пошел много позже - в 1967 году, но в принципе все, что в статье присутствует, знакомо. Самые приятные впечатления о том времени. Правда, из 10 школьных лет я два с половиной года учился в интернатах. Но и там был хороший уровень - воспитатели во внеурочное время, дежурства классов по кухне, отличная кормешка, медицинское внимание.
        1. 0
          3 декабря 2020 00:26
          Разница конца 60-х и конца 70-х очень большая. Ну как минимум что пишет автор для меня в большинстве своём незнакомо. В первый класс пошёл в 71-ом.
          Кстати учительницы начальных классов (мужчин учителей никогда не видел) в основном слабо рабирались в технике. Наша например нам рассказывала про события на Даманском и говорила, что наши запустили ракеты, которые просто из китайских танков сделали слитки металла. Я в это верил где-то до 4-го класса, пока не начал зачитывать до дыр Технику молодёжи и Науку и жизнь, благо от одного из дядей досталиись подшивки где-то с середины 60-х.
      2. +2
        29 ноября 2020 13:41
        Я думал, что я старый... Черт, я чувствую себя мальчиком в коротких штанишках. :)
        1. +1
          30 ноября 2020 23:09
          Я в школу пошел в шестидесятом. Запомнился чудовищно загаженный туалет - крохотный бревенчатый домишко во дворе школы, с оторванной дверью и окошком под потоком, без электрического освещения. Запомнилась вечно дымящая печь в классе и холод по утрам. А еще - бачок для питьевой воды с кружкой на цепочке. Осенняя и весенняя слякоть на улицах без асфальта, по которым в темноте приходилось тащиться в школу, мыть кирзовые или резиновые сапоги в поставленном на улице корыте...
          Но в противовес этому множество прекрасных учителей, школьные друзья, спортшкола с летним лагерем, Волга - в ту пору еще полная рыбы и не испоганенная...
          У всех, вероятно, такой же компот из воспоминаний, в котором намешано и доброе, и грустное, и смешное.
    2. -1
      29 ноября 2020 14:01
      Прием в школу в таких случаях шел через РАНО если на месте директор не хотел решать. Надо было просто поехть туда. Ноябрь месяц и я не перегуливал как и мой лучший друг родившийся на 8 дней позже меня.
      1. BAI
        +6
        29 ноября 2020 15:14
        шел через РАНО

        РОНО - районный отдел народного образования.
        1. +2
          29 ноября 2020 15:16
          Точно))) ошибся . Забыл расшифровку) помню только набор букв на слух)))
    3. +3
      29 ноября 2020 15:23
      В 1962-ом году
    4. +1
      29 ноября 2020 15:23
      Цитата: sabakina
      Я лично тоже перегуливал год, потому что родился в Октябре...

      В 1962-ом
      1. +1
        29 ноября 2020 22:52
        Да я со своим 1985 должен стоять в сторонке и не гудеть!!! what
        1. -4
          30 ноября 2020 20:31
          Что 62, что 82, никто из вас как и 99% не знает английский, так и другие предметы.
          1. +1
            1 декабря 2020 04:26
            Цитата: Imobile
            Что 62, что 82, никто из вас как и 99% не знает английский, так и другие предметы.

            И почему Вы ток решили?
            Ладно я пускай - закончил с иностранным языком сдав кандидатский минимум в 2005.
            Но Вячеслав Олегович, который переписывается с иностранными изданиями и на основе их материалов пищит статьи на сайте. Не смешите мои тапки.
            По остальным предметам, логарифмы и таблица Менделеева - мне не пригодились, но по остальным предметам отпахав в ВУЗе 17 лет, я думаю знаю больше чем любой учитель школы по гуманитарным предметам.
            Честно улыбнули!
            1. 0
              1 декабря 2020 22:37
              Если вы гуманитарий, и знаете больше чем любой другой учитель школы, почему так много ошибок сделали в таком коротком тексте? Я не гуманитарий и то, мне глаза режет.
              Расскажу удивительную историю из СССР. Как-то наших лучших переводчиков, которые переводили книги известных американцев пригласили в США. И американцы расстроились, никто из них не говорил по-английски. Совсем, они не понимали что их спрашивают и что говорят. Это был конфуз.
              1. -1
                2 декабря 2020 04:33
                Я печатаю на телефоне «лапки большие - кнопки маленькие». Комментарии я печатаю в метро или в машине - правилами русского языка не заморачиваюсь. Да и есть кому править мои тексты по службе.
                По иностранному языку, последний раз я поправлял преподавателя на повышении квалификации в 2018. С носителями английского языка, на уровне «принеси, подай, укуси за пятку» общаюсь с 1999. Нечего друг-друга понимаем.
                По школьным учителям - редко кто из них ставит задачу изучать науку по своему предмету. Курс института - высшая категория и стоп. Дальше профессиональная деформация.
                Преподавателю ВУЗа, чтоб двигаться дальше приходится как минимум защитить диссертацию. Если тема смежная «история права», то представьте объём информации который знает например доцент ВУЗа и учитель правоведения.
                Кроме того учитывая, что у меня дочь закончила школу в этом году, а Вячеслав Олеговича уже и внучка.... То он уже трижды повторил школьную программу, а я с супругой дважды!!! laughing
                Ну и последнее, в чем-то кого-либо обличая. Конкретизируйте свой пример? Где, кто, когда, а так честно - перл на уровне «бабки из деревни Гадюкино».
          2. +1
            3 декабря 2020 00:18
            Цитата: Imobile
            Что 62, что 82, никто из вас как и 99% не знает английский, так и другие предметы.

            Наверняка троешник, поэтому так расуждаешь.
            Я закончил в 81-ом, английский устный так и не освоил до сих пор, как-то и не нужно было. Читаю по специальности (IT-ишник) почти свободно, где-то одно из десяти слов могу не понять.
            По остальныым предметам знания на порядок выше, чем давали например моим детям, которые учились уже после распада Союза.
  2. +11
    29 ноября 2020 12:20
    Учебники все моего времени, даже английский для второго класса. Из него у меня в памяти остался стишок Why do you cry, Willy? Насчёт посаженного дерева у школы - на снимке три ёлки, сосен вообще нет. М.б. это ёлка была, а не сосна?
    1. +4
      29 ноября 2020 14:25
      Цитата: Авиатор_
      Учебники все моего времени, даже английский для второго класса.

      Повезло, мы только в 5 классе начали учить немецкий.
    2. +1
      29 ноября 2020 15:26
      Я не очень хорошо разбираюсь в деревьях. Сажал, что дали. Что посадил - выросло. А что выросло? Высокое, красивое и хвойное!
      1. +7
        29 ноября 2020 15:36
        Что посадил - выросло. А что выросло? Высокое, красивое и хвойное!

        Ёлка выросла, красивая. От меня второй школе, в которой я учился, клён достался. Толстый, кривой и старый уже. А в первой моей школе, Т.Г. Шевченко перевоспитывался в подвальном классе автодела, там в 1847 году гауптвахта была.
  3. +10
    29 ноября 2020 12:24
    Я, Вячеслав Олегович, учился позже - в
    80х. И школа у меня была, тоже специализированная - последние два года классы дробили и создавали дополнительный с уклоном на физику.
    Я эту тему понял и от такого "блага" отбился. Остался в "простом". В принципе, не прогадал - никаких преференций при поступлении в ВУЗ тогда не было, а зубрить усиленную программу было день.
    Но зато мне очень повезло с одноклассниками! Как то так вышло, что мы настолько сдружились, что до сих пор общаемся, переписываемся, встречаемся, по мере возможности.
    И, самое печальное, чаще сообщаем друг другу о том, что нас становится меньше...
    1. +3
      29 ноября 2020 15:27
      Цитата: Вождь краснокожих
      что нас становится меньше...

      У нас тоже, хотя дружбы у нас особой не было. Я вот приобрел двух друзей в школе, но сейчас мы отношений не поддерживаем.
      1. +1
        3 декабря 2020 12:32
        Да, школьные друзья не всегда на всю жизнь. Однако с годами бывает, что начинаешь больше общаешься с теми, с которыми в школе гораздо меньше общался, чем с друзьями.
        И самое смешное, иногда с теми, с которыми учился в начальных классах а потом много днсятилетий не видел вообще.
  4. +10
    29 ноября 2020 12:24
    Вячеслав Олегович! Ну как так можно?! Мне на смену скоро собираться, на рабочий лад себя настраивать, а тут такое ностальджи нахлынуло .. ))
  5. +2
    29 ноября 2020 12:30
    У меня много было фото со школы, к сожаления. в связи с переездом даже негативы пропали. Из цифры только эта одна пока...
  6. +6
    29 ноября 2020 12:36
    "дневник внеклассного чтения, с полюбившимися цитатами и рисунками"

    О да! Были такие, слева содержание и цитаты, справа рисунок.
    Ещё у каждой, уважающей себя, девочки был песенник, с песнями ( ест-но), стихами, рисунками, фотками и прочими ромашками)). Впрочем, у пацанов, тоже были, но гораздо менее романтичные, песни плюс аккорды. Причем аккорды писались - БЗ ( большая звёздочка), МЗ ( маленькая звёздочка) ,БР ( Барре) smile Это потом уже научились более грамотно обозначать - Ам, Дм и т.д. smile
  7. -23
    29 ноября 2020 12:38
    Учился в самых настоящих советских школах.
    Ни об одном учителе не вспоминаю, или твари
    последние, или моль белая.
    1. +7
      29 ноября 2020 12:45
      Не повезло вам однако :(
      1. +1
        29 ноября 2020 12:47
        Цитата: Yakut
        Не повезло вам однако

        Наверное...
        Возможно, это было связано с тем, что школы
        были гарнизонные, учителями работали жены
        офицеров, а в этом была своя специфика.
        А учителя из города просто открыто ненавидели
        офицерских детей.
    2. +7
      29 ноября 2020 12:48
      Попытка вызвать срач неудастся.
    3. -2
      29 ноября 2020 13:28
      Цитата: Bez 310
      или твари
      последние, или моль белая.

      что, и трудовик??? laughing
      1. 0
        29 ноября 2020 13:50
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        трудовик

        Обычный...
    4. +7
      29 ноября 2020 13:52
      Цитата: Bez 310
      Ни об одном учителе не вспоминаю, или твари
      последние, или моль белая.

      Значит любить Вас было не за что. Они тоже к Вам относились так, как Вы к ним. Извините но ...
      1. -2
        29 ноября 2020 13:59
        Цитата: tihonmarine
        Значит любить Вас было не за что.

        Да уж...
        Я и сейчас сволочь редкостная, а в детстве
        совсем "берегов не видел". Но и учителя не
        сильно отличались, даже не знаю, кто у кого
        учился.
        Наш завуч, удивительный тип, так говорил про
        учеников: "Дети советских охвицеров! Да их всех
        - в колонию, дерьмо руками ворочать!".
    5. BAI
      +5
      29 ноября 2020 15:17
      40 лет прошло, как окончил школу, до сих пор с классом встречаемся в 1 субботу февраля каждый год и обязательно учителей приглашаем (кто еще жив).
  8. +6
    29 ноября 2020 12:50
    Спасибо Шпаковскому за добрые воспоминания .
    Знакомые обложки учебников .
    Не знаю когда вы ходили в школу . Я с 62 по 72 . Помню и первые шариковые ручки , по одной в руки давали .
    Но ..... за все годы нас никогда не кормили завтраками или обедами . Правда году эдак в 68 открыли киоск , там можно было купить булочку и только , ни чай , ни тем более сосиску .
    Правда учился я в сельской школе , хоть и в райцентре .
    Не знаю как в других сельских школах , и от кого это зависело .
    1. +2
      29 ноября 2020 13:49
      Цитата: Кузнец 55
      Помню и первые шариковые ручки , по одной в руки давали .

      У нас так до 5 класса писали только "звёздочкой", а старшим разрешали пером "с точкой", авторучкой в 10 классе, и то не везде.
      1. +11
        29 ноября 2020 14:15
        Цитата: tihonmarine
        У нас так до 5 класса писали только "звёздочкой"

        №11

        А вот ассортимент остальных вариантов:

        А вот чернильница. У меня такая же была:
        1. +2
          29 ноября 2020 15:11
          С удовольствием купил бы такую ручку. Раньше была одна из родительских запасов, да пропала где то при переезде...
          1. +4
            29 ноября 2020 16:25
            Цитата: Вождь краснокожих
            С удовольствием купил бы такую ручку.

            Сейчас продаются через Сеть и очень хорошие к ней перья!
        2. +4
          29 ноября 2020 15:23
          Цитата: ROSS 42
          А вот чернильница. У меня такая же была:

          У нас в Нерчинске только "невыливашки" стеклянные были, местного изготовления. Пластмасса это уже роскошь с Большой земли.
          1. +5
            29 ноября 2020 16:14
            Цитата: tihonmarine
            Пластмасса это уже роскошь с Большой земли.

            Кемерово, завод «Карболит»...Но были и стеклянные и фарфоровые...Помню, как чернильницы стояли на партах и как их заправляли из бутылки...
            1. +2
              29 ноября 2020 20:02
              Цитата: ROSS 42
              Помню, как чернильницы стояли на партах и как их заправляли из бутылки...

              Ностальгия, так и хочется хотя бы на один день вернуться в тот класс, и вымазать руки чернилом, как это было в те времена.
        3. +4
          29 ноября 2020 15:51
          Карболитовая! Можно было раскрутить и тщательно вымыть, если кто-нибудь туда дохлую муху засунул.
    2. +3
      29 ноября 2020 14:06
      Я с 62 по 72 .

      Я тоже, только в Оренбурге. И школьных завтраков у нас не было. Наверное, от ОблОНО зависело. Буфет в этот период был, с громадной давкой на переменах за жареными пятикопеечными пирожками с повидлом.
      1. +3
        29 ноября 2020 14:20
        Так мы земляки , я из области . Плешаново знаете ?
        1. +2
          29 ноября 2020 15:49
          Нет, не довелось бывать. Я вообще лишь 17 лет в Оренбурге прожил, с рождения и до окончания школы. У Вас, так я понял, немецкое село. Знал некоторых оренбургских немцев, но из Соль-Илецкого района. Дальняя родня космического академика Бориса Раушенбаха тоже из немцев-менонитов, как и основатели Плешаново, хотя он из немцев Поволжья.
    3. +3
      29 ноября 2020 15:30
      Цитата: Кузнец 55
      Не знаю как в других сельских школах , и от кого это зависело .

      В сельской школе, где я работал с 1977 по 80 год был буфет с чаем и печеньями, но при ней же был и интернат со столовой. В ней кормили интернатских, но могли есть и местные. Но они не ели, предпочитали есть дома.
      1. +1
        29 ноября 2020 23:49
        В моей сельской школе, где учился с 1 по 7 класс, вначале в старом здании школы был буфет, а потом, когда со второй половины первого класса, нас перевели во вновь отстроенное здание школы, организовали полноценное питание: первое, второе, третье, никогда в добавке не отказывали. Блюда были простые, но сытные, порции хорошие. Единственное, что столовая была организована в старой школе. Поэтому есть ходили из нового, современного корпуса в старое здание, расстояние примерно километр. Но это было не в тягость.
  9. +1
    29 ноября 2020 12:53
    За свою "школьную жизнь" поменял три школы в разных регионах СССР.
    С многими одноклассниками поддерживаю дружеские отношения,с кем ,ввиду дальнего расстояния ,общаюсь по Скайпу или в одноклассниках
    Здесь по месту,до "короны" встречались чаще, вместе ходили на футбол ,в баню, на шашлыки или просто сидели за рюмкой чаю.Все из разных социальных групп(отдыхаем для души)
  10. +12
    29 ноября 2020 13:05
    "Слишком развитый ученик"
    С малых лет автор страдал скромностью...
    1. -2
      29 ноября 2020 20:55
      Цитата: 7,62х54
      С малых лет автор страдал скромностью...

      Для очень уж скромных еще раз: "Скромность, как нижнее белье. Следует иметь, но не стоит всем показывать!" Запомните эту рекомендацию и... следуйте ей, иначе менее скромные Вас на ... кобыле объедут!
  11. +8
    29 ноября 2020 13:10
    Шпаковский продолжает на ВО печатать свою автобиографию?
    Комплексы?
    1. +2
      29 ноября 2020 15:33
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Комплексы?

      Просто, Абзац, это хорошо идет. Писать про патроны - это лезть на иностранные сайты, переписываться с их владельцами... много труда. А тут пишется легко, а комментов и кликом очень много - людям нравится. Доступно объяснил?
      1. -5
        29 ноября 2020 15:44
        Цитата: kalibr
        Доступно объяснил?

        монетизация старческих соплей? Не понятно одно - зачем превращать ВО в гериатрический дайджест "о жизни Шпаковского"? Каким пальцем маленький Шпаковский ковырял в ноздре и за что получал ата-ата от родителя - это, скорее, не на "военном обозрении" нужно тискать, нет? Впрочем, да - деньги не пахнут. Главное - утку вовремя выносить.
        1. +2
          29 ноября 2020 16:17
          Абзац! У каждого свои возможности и он их использует так, как может. У меня есть возможность писать - и как видите многим это нравится. Вам нет? Ну так у Вас есть возможность не читать и Вы можете ей воспользоваться. Тем более, что название материала и фото под ним говорят сами за себя, не так ли? Так что свои вопросы Вы задаете совершенно напрасно. Более того, Вам все с первого раза объяснили, спросили: "Доступно?" и вот оказывается, что нет. Ай-яй!
          1. -1
            29 ноября 2020 17:25
            А, то есть, формат ВО допускает публикацию скучной и малоинтересной биографии товарища Шпаковского? Ок. Что же касаемо
            Цитата: kalibr
            многим это нравится

            то, надеюсь, результаты своих анализов Вы не собираетесь притащить на ВО? laughing
            1. +1
              29 ноября 2020 18:08
              Знаете, будет нужно, я притащу сюда все, что понравится большей части читающей аудитории. Еще раз обращаю Ваше внимание, что судя по комментариям - данная тема интересна многим.А мы здесь работаем для большого числа людей и оперируем большими величинами кликов и комментариев. Вы - величина не очень большая, так что Вашим мнением можно спокойно пренебречь!
              1. +4
                29 ноября 2020 18:30
                Привет, Вячеслав. hi
                Читая вашу перепалку, я чегой-то вспомнил покойного Голована, у него тоже постоянно свербело.
                А школу я не любил, скучно там было и довольно противно, сбежал оттуда в техникум, а потом в армию. Вот армию вспоминаю с удовольствием. smile
                Кстати, к вопросу об анализах...
                1. +3
                  29 ноября 2020 18:38
                  Добрый вечер, Константин! Я на такие вещи смотрю философски. Ну... захотелось человеку быть несогласным... Пусть будет! Мне-то что? Главное, чтобы была польза сайту. Птичка по зернышку клюет, а сыта бывает. Так и здесь.
                2. +3
                  29 ноября 2020 18:49
                  Цитата: Морской Кот
                  я чегой-то вспомнил покойного Голована

                  что значит покойного ?
                  Я надеюсь он жив belay
                  1. +2
                    29 ноября 2020 19:00
                    "Покойный" -- иносказательно, забанили его наглухо, попытался раз вынырнуть, а его обрубили опять. Я ведь ему тоже смерти не желаю, несчастный, закомплексованный человек.
  12. +1
    29 ноября 2020 13:25
    С права что за хрень.
    1. -3
      29 ноября 2020 13:30
      Цитата: Вольный ветер
      С права что за хрень.

      где??
    2. +4
      29 ноября 2020 14:14
      Крайняя правая - тоже ёлка, совсем маленькая. Сосен нет вообще.
  13. +3
    29 ноября 2020 13:28
    Я бы не сказал, что все там было чудесно, но по сравнению с нынешней школой, в нашей и воспитывали и учили, хотя мы тоже иногда так чудили, что глядя с нынешней колокольни возраста, следовало дать хорошую затрещину или подзатыльник.
  14. 0
    29 ноября 2020 13:31
    я так понимаю совсем не вырасла.
  15. +4
    29 ноября 2020 13:38
    Этими же перочистками на перемене мы играли в бебешку – подкидывали ногой в воздух много раз.

    Да не могли вы ими на перемене играть, Шпаковский, потому что к ним надо было свинцовый грузик пришить, а иначе она бы летала неправильно. И вообще для этой игры специально создавали "жестку" или "пушок", которые делали из круглого кусочка меха с приделанным к нему свинцовым грузом, который отливали или вырезали из кабеля. Это подтвердят многие, у кого оставались следы на внутренней стороне школьного ботинка и кто помнит эту советскую игру.
    1. +3
      29 ноября 2020 14:07
      и кто помнит эту советскую игру.

      "Чеканочка" у нас называлась.
    2. +2
      29 ноября 2020 15:36
      Цитата: ccsr
      кто помнит эту советскую игру.

      Вот видите, как несовершенна наша память. Забыл ведь про грузик-то. Просто у нас это была та же перочистка из кружочков фланели, только, да с грузиком. Спасибо за то, что напомнили!
      1. +1
        2 декабря 2020 13:33
        Цитата: kalibr
        Вот видите, как несовершенна наша память. Забыл ведь про грузик-то.

        Скорее всего вы её сами никогда не делали, потому что изготовить "жестку" это было большое искусство. Во-первых надо было правильно выбрать кожу с мехом, стриженую или необработанную, да еще с оригинальной расцветкой, если попадался старый воротник, к примеру. Во-вторых для правильной аэродинамики надо было не только выверить вес свинцового груза, но и придать ему определенную форму, с двумя или четырьмя дырками. В-третьих правильно выбрать медную проволоку из телефонных проводов от 0,5 и до 1,2 мм и очень аккуратно привинтить, чтобы скрутка не царапала ботинок и не разрушала привинченную кожу. И вот только после этого можно было показать её своим друзьям, которые сразу определяли можно ей играть, или она плохая для игры. Эх, Шпаковский, не знаете вы всех тонкостей этой старинной забавы, но хорошо что упомянули её, хоть и не к месту.
        А из перочисток ни одному нормальному пацану и в голову не пришло бы сделать "жестку" - это хоть для себя уясните.
        1. 0
          2 декабря 2020 16:23
          Да делать не делал, но видел, как в нее наши мальчишки в классе играли. В руках держал, и, видимо, она мне как раз и показалась похожей на перочистку. И что-то тяжелое в ней точно было. А вот меха точно не было. Видимо в разных местах она была устроена по-разному.
  16. +6
    29 ноября 2020 13:41
    Как бы там ни было,но в советской школе ДАВАЛИ знания,а сейчас все больше проверяют их...
    1. +3
      29 ноября 2020 13:54
      Сейчас их можно купить за деньги
  17. +1
    29 ноября 2020 13:44
    Память так устроена, что большая часть плохого забывается, а всё хорошее остаётся нам в качестве награды за перенесённое плохое.

    Хотя в большинстве случаев "О тебе все помнят только плохое, а хорошее всё забывают."
  18. +8
    29 ноября 2020 13:48
    Советское преподавание английского это чудовищная вещь. Помесь Кафки и Лавкрафта.
    Сейчас встречаю нередко современных школьных учительниц английского нового поколения. Лучше на голову. Методология, знания, энтузиазм. Жалею что не было таких в мое время
    1. +7
      29 ноября 2020 14:10
      Сейчас встречаю нередко современных школьных учительниц английского нового поколения. Лучше на голову. Методология, знания, энтузиазм. Жалею что не было таких в мое время

      Были. Не повезло Вам. Не всем достаются выпускницы института им. Мориса Тореза.
    2. +3
      29 ноября 2020 14:24
      Цитата: Engineer
      Советское преподавание английского это чудовищная вещь.

      Вы никогда не задавались вопросом, почему же в школах не было кабинок с магнитофонами (чтобы слышать живой язык)? Именно поэтому методика преподавания английского, как и немецкого (французского), желала оставлять лучшего. Одно могу сказать точно: более 70% людей эти знания иностранных языков не использовали. В этом плане «полиглотами» являются представители нац.меньшинств, которые говорили по-русски, и на своём родном...
      1. +12
        29 ноября 2020 14:56
        Вы никогда не задавались вопросом, почему же в школах не было кабинок с магнитофонами (чтобы слышать живой язык)?
        Были. У нас в 1975 году в школе такой появился. Лингафонный кабинет назывался. Школа обычная, в райцентре. Но особых успехов в плане изучения языка это не обеспечило.
        1. +2
          29 ноября 2020 15:16
          Из школы я вынес лишь несколько стандартных фраз по английски и натянутую "четверку" - что б не портить успеваемость выпуска.
          Зато в военном училище просто заставили зазубрить с десяток текстов, после чего сам уже выучил обыденные фразы и вуаля - в Турции и Египте мой иностранный выручал!
          1. +9
            29 ноября 2020 15:43
            А я реально оценил то, что вынес со школы, лет через пятнадцать, попав на один из конгрессов FIBA. Ситуация была трагикомическая, однако выяснилось, что в школе английский у нас преподавали не плохо.
          2. +5
            29 ноября 2020 16:00
            В Турции и Египте самая употребимая фраза - how much is it. Ее знают все, вне зависимости от того, какой язык учили в школе.
        2. +3
          29 ноября 2020 15:57
          Нужна практика, а на то школьное количество учебных часов её и не хватало.
      2. +1
        30 ноября 2020 00:01
        У нас в сельской школе был лингафонный кабинет. 80-е годы. Но с учителями немецкого вечно были проблемы.
    3. +3
      29 ноября 2020 15:36
      Цитата: Engineer
      Советское преподавание английского это чудовищная вещь. Помесь Кафки и Лавкрафта.

      Об этом еще будет!
  19. +3
    29 ноября 2020 14:07

    «Американка» — российский художественный фильм Дмитрия Месхиева.Действие происходит в 1977 году (судя по 60-й годовщине советской власти в сюжете фильма) в провинциальном советском городке
    Фото бумажных детства в СССР не осталось , вообще нет никаких фото - эмигрант. По рождению йа есть младше. Вместо воспоминаний (уверен - ностальгическими только для меня) рекомендую всем вечером посмотреть этот фильм - он очень хорш (с улыбкой: просто себя во многом узнаю)
    Благодарю Вам за интересный пост, а форум за добрые коменты.
    1. +2
      29 ноября 2020 15:18
      Да, хороший фильм. Кстати, сделали современный ремейк с другим названием, но мне именно "американка" нравится.
      1. +2
        29 ноября 2020 15:51
        Кстати, сделали современный ремейк с другим названием, но мне именно "американка" нравится.
        Ответить
        Цитата©
        Не знал о ремейке, благодарю. Может годный ремейк этот, в отличии от остальных.
  20. +2
    29 ноября 2020 14:19
    Эх, уважаемый Вячеслав, спасибо за статью, после последних баталий, глоток свежего воздуха) hi
  21. +3
    29 ноября 2020 14:44
    М-де. Тема богатая. Скажем так, я скажу одну вещь, которая мне лично очень не понравилась именно в советском образовании - школьном. Тоже была спецшкола, тоже инглиш со 2-го класса. Скажу честно - в 11-ом по инглишу И я И почти все мои одноклассники, за редким исключением детей дипломатов(с практикой и с репетиторами) - дуб-дубом. Искренне полагал, что к языкам я просто тупо не способен. Бо на учителя свалить никак - разные были. Самое смешное, через несколько лет(не сразу я в ВУЗ поступил, пришлось много где поболтаться), когда и то малое, что по инглишу рубил - позабылось... Попал в РУДН, там есть такой ПодФак, фактически языковой - языка там 24-22 часа в неделю. С первого курса(т.е. на следующий год) я уже преподавал английский на той же кафедре №4 на том же факультете, исесна, сперва в роли второго преподавателя(их 2 на группу из 12-15 человек). Просто в чем суть - есть разница - с 2 по 10(11) класс 2-4 часа в неделю гробить бестолку и ли за год обучить? А мелких учить еще проще, они органично схватывают и произношение, и что главное - саму логику построения фраз. Но 2-4 урока в неделю этому не помогут - ученик даже моторные навыки артикуляции успевает потерять
  22. +3
    29 ноября 2020 14:59
    Стиль Шпаковского узнаешь с первых слов.
    1. +4
      29 ноября 2020 15:43
      Цитата: Grif
      Стиль Шпаковского узнаешь с первых слов.

      А сколько здесь вышло моих статей, и Вы их автора так и не узнали...
  23. BAI
    +3
    29 ноября 2020 15:13
    Крайнюю справа сосну сажал я

    На фото только елки, никаких сосен.
    1. +3
      29 ноября 2020 15:41
      Цитата: BAI
      На фото только елки, никаких сосен.

      Очень принципиальный факт! Исключительной важности!!! Ну хоть школа-то та, что надо, Вы выяснили, конечно. Или я и тут ошибся?
      1. BAI
        +2
        29 ноября 2020 16:36
        Да та школа, та. Просто у меня на участке сосны: обыкновенная, кедровая, гималайская, черная, горная, крымская (всего около 50 шт перечисленных видов) (пихты и лиственницы не считаем) поэтому, все что касается сосен - сразу внимание привлекает.
        Естественно - все сам посадил.
        1. +4
          29 ноября 2020 17:15
          Тогда Ваше трепетное отношение к этому понятно. У меня на даче жена тоже посадило нечто хвойное,что надо поливать, но что, я все время забываю.
          1. BAI
            +1
            29 ноября 2020 18:44
            А вот видите как Вам "Природоведение" откликнулось. Ведь ученик в школе в первые встречается с сосной и елью именно на "Природоведении". Потом еще немного на ботанике и географии. В 4 -м классе проманкировали, а сейчас аукнулось
            1. +2
              29 ноября 2020 19:17
              Цитата: BAI
              Потом еще немного на ботанике и географии. В 4 -м классе проманкировали, а сейчас аукнулось

              Мне много что аукнулось, но обычно это было не критично. В 5-ом у нас была ботаника, так о чем там было я не помню вообще. Вообще плохо запоминаю названия растений, как и имена и фамилии, но... сажаю их хорошо. Так что "аукнулось" на мой взгляд понятие относительное.
              1. +1
                30 ноября 2020 00:10
                Меня, сам не знаю почему, потрясла на уроках ботаники инфомация о так называемых заростках хвощей, плаунов, папоротников.)
            2. +1
              29 ноября 2020 23:09
              Цитата: BAI
              А вот видите как Вам "Природоведение" откликнулось. Ведь ученик в школе в первые встречается с сосной и елью именно на "Природоведении". Потом еще немного на ботанике и географии. В 4 -м классе проманкировали, а сейчас аукнулось

              А лесу с деревьями встречаются!!! Ходишь в лес, с детства тогда есть шанс его познать. Не ходишь учебник природоведения не поможет.
              С уважением!
  24. +4
    29 ноября 2020 15:24
    Советское образование выполнило свою главную функцию: вытащить 90% населения на момент 1917 года) с уровня 3-х классов ЦПШ на некий среднеарифметический. Но! Как я уже к прошлой статье и писал в комментариях, сегодня не стоит какой-то задачи- если бы стояла задача "догнать и перегнать", то и школьная система была бы другой. Что касается личных воспоминаний о советской школе (я ее застал совсем чуть-чуть), то чего-то вспомнил, как меня мама научила писать и читать в 5 лет, так вот я на 3 день учебы , на перемене, и подписал альбомы для рисования всему классу, за что был жОстко выруган классным руководителем и, зачем-то, препровожден на беседу к завучу. Понятно, что это эпизод и мелочь, но сколько такого именно совка было в той системе. И не надо ее тупо копировать сегодня, иначе получите ещё более "однокпопочное" поколение.
    1. +3
      29 ноября 2020 16:02
      за что был жОстко выруган классным руководителем и, зачем-то, препровожден на беседу к завучу.

      Наверное, неканонически буквы написал. Я тоже до школы умел читать и писать, но писал ряд букв совсем не так, как потом учили в 1 классе.
  25. BAI
    +4
    29 ноября 2020 15:31
    У меня почему-то осталось очень мало фотографий с школьной поры

    Учился в 2-х школах. В каждой в конце учебного года приходил профессиональный фотограф и за деньги родителей делал 2 фотографии: художественную, формата А4 - ученик и классный руководитель, и обычную (но тоже большого формата) - групповое фото всего класса.
    Где то с 3- 4 класса у учеников появились фотоаппараты: Смена-12, Смена -8М (у меня Смена- 8М (15 руб) появилась в 5 классе 1975, до сих пор жив, прекрасно отходил категорийные водные походы в Карелии и в Сибири в 80 и 90 годы), Чайка. Тут пошли любительские фотографии. Печатали сами и в фотокружке Дома Пионеров.
  26. +2
    29 ноября 2020 16:10
    Цитата: sabakina
    Автор, Вы к какой году пошли в школу? Я лично тоже перегуливал год, потому что родился в Октябре...

    Я, как и Вячеслав Олегович тоже перегулял. В начале 60-х ( в 1961-1962 - со 100% гарантией брали тех, кому исполнилось на 1 сентября 7 лет. Я родился 8 декабря 1954, и в школу пошел когда мне уже было без 3 месяцев 8 лет

    После 1 класса школа закрылась на ремонт и нас перевели в другую школу, чуть дальше. И в качестве эксперимента со второго класса был английский (был ли он в других школах - не помню)
    Первые два года у нас еще была старая форма:гимнастерки, брюки, ремни и фуражки. Только во втором у нас появился ученик, который приехал из другого города. У него уже была новая форма. Пиджак, брюки...
    В первых классах еду не помню, а в последующих (учился уже на Украине) - помню. Чтобы поесть побыстрее шли обычно в буфет. Там брали стакан чая и хлеб с котлетой или еще что-то, или коржик. А вот на украине язык (английский) в школе начался в 5 классе, и в том же 5 классе в конце года были в школе экзамены. В 5-6 ЕМНИП по 2 предмета, в 7-8 - уже 4 или 5. Кстати, на Украине, как и 10-й класс в Ставрополе - тоже школа №6.
    Авторучкой разрешили писать в конце 2-го класса, но не всем, а у кого был хороший почерк. А так - чернильница невылевайка, и перьевая ручка.
    Читать начал тоже рано, библиотека дома была очень приличная, сотни 2 томов на начало 60-х. Иногда рассказывал и фильмы или фантастику, но не в школе, а перед кино в Доме офицеров. особенно если ссеанс задерживался по техпричинам (например отключение света)

    Цитата: Авиатор_
    Учебники все моего времени, даже английский для второго класса. Из него у меня в памяти остался стишок Why do you cry, Willy?

    Тоже помню. ЕМНИП
    Why do you cry, Willy?
    Why do you cry?
    Why, Willy, Why, Willy, Why, Willy, Why?

    Помню еще учили на английском "Солнечный круг"....

    Цитата: Bez 310
    Цитата: Yakut
    Не повезло вам однако

    Наверное...
    Возможно, это было связано с тем, что школы
    были гарнизонные, учителями работали жены
    офицеров, а в этом была своя специфика.
    А учителя из города просто открыто ненавидели
    офицерских детей.

    Мне с учителями повезло. Не со всеми, разумеется, но кое-кого вспоминаю даже сейчас. Школы были не гарнизонные (может поэтому), везло. что отец служил в городах, где были общеобразовательные школы. А так в классе процентов 40 было детей военнослужащих.
    У нас классная вела украинский язык и литературу. Где-то в классе 4 вышло постановление на уровне министерства, где детям военнослужащих разрешалось не учить язык в республики пребывания. Но на уроках сидели, делали чаще всего домашние задания, что не возбронялось. Может из-за того, что не учили, запоминали лучше, чем те, которые учили. Классную на уроке литературы порой доводили до того, что она говорила:
    "Сейчас подниму кого-нибудь из "иностранцев" (так она называла нас, не учивших язык и литературу), они расскажут и пусть вам будет стыдно". И да, порой именно так и бывало

    Цитата: ПрапорЩик19
    За свою "школьную жизнь" поменял три школы в разных регионах СССР.

    Повезло, я 5.

    Цитата: Ros 56
    Я бы не сказал, что все там было чудесно, но по сравнению с нынешней школой, в нашей и воспитывали и учили, хотя мы тоже иногда так чудили, что глядя с нынешней колокольни возраста, следовало дать хорошую затрещину или подзатыльник.

    А никто и не говорит, что было чудесно. Было все. И драки были, и над учителями порой издевались, подкладывая смесь, чтобы она взрывалась при передвинутом стуле. Но все равно школу вспоминаешь с ностальгией
  27. +2
    29 ноября 2020 16:23
    Про учительницу природоведения повеселило. Хороший анекдот.
    Помню у нас в школе была "физичка" в 5м классе, её даже младшекласники чмарили, слаба характером была . Но такой ахинеи никто не рассказывал, уж что-что, но грамотой в пределах школьной программы владели.
    И да, про бесполезность уроков иностранного, это вы правильно. У нас хоть и не спецшкола была, но линграфонный кабинет нам шефы сделали. С наушниками, стеклянными кабинками и прочими примочками, как в кино. Правда прожило это чудо года два, или даже меньше. Один из 2х магнитофонов ("весна"), сломался еще до начала учебного года. А вот методика обучения - просто беда. Пять лет уроков немецкого ушли в никуда. Впрочем, как и еще 2 года в ВУЗе, я за пару месяцев подготовки к аспирантуре больше понял и запомнил. Но тут, видимо, проблема с мотивацией. Вот зачем советскому человеку был иностранный.
    А всё остальное сильно зависело от конкретного учителя, кто мог держать порядок в классе и стоить диалог с учениками, тот предмет и ученики лучше знали.
    Помню на истории сидели как мышки, а например на биологии могли и драку устроить меж собой, и из класса выйти посреди урока... а с трудовиком про Афган поговорить, когда про это ещё в газетах не писали.
  28. +1
    29 ноября 2020 22:20
    Цитата: Пиджак в запасе
    А всё остальное сильно зависело от конкретного учителя, кто мог держать порядок в классе и стоить диалог с учениками, тот предмет и ученики лучше знали.

    Полностью согласен. Преподаватель английского в институте сказала на первом уроке следующее. "Вам учить придется 4 года. В любом случае грамматику к 4 курсу вы выучите, а я хочу научить вас общаться на языке"
    Делала все это в виде игры. Двое изображали иностранных корреспондентов, один - переводчика, остальные - советских граждан. Последним можно было советоваться с "переводчиком", как правильно построить фразу. "иностранцам только между собой. И так на каждом уроке с учетом ротации. Темы не ограничивались. К концу 1 года уже бегло говорили на разные, хотя и достаточно простые темы.

    Цитата: ROSS 42
    Но были и стеклянные и фарфоровые...Помню, как чернильницы стояли на партах и как их заправляли из бутылки...

    Точно. И на партах для них и ручек углубления были...

    Цитата: Million
    Как бы там ни было,но в советской школе ДАВАЛИ знания,а сейчас все больше проверяют их...

    На уроках географии, ЕМНИП это 5 класс проходили тему "граница Европы и Азии". Разумеется с первого раза никто не запомнил. Учительница сказала, что посвятит урок именно этому вопросу и спросит всех. Ну а кто не выучит.... Выучили. Прошло уже 53 года, а до сих пор помню, так "точно и зримо" вкладывали знания...
  29. -1
    29 ноября 2020 23:11
    Цитата: kalibr
    Я не очень хорошо разбираюсь в деревьях. Сажал, что дали. Что посадил - выросло. А что выросло? Высокое, красивое и хвойное!

    А что ж так? Учитель, если он конечно оно самое, а не декламатор должен был знать что сажает в землю, своим ученикам об этом сказать, возможно что-нибудь ещё из области ботаники... . lol
    1. +1
      30 ноября 2020 06:03
      Цитата: Radikal
      А что ж так? Учитель, если он конечно оно самое, а не декламатор должен был знать что сажает в землю, своим ученикам об этом сказать, возможно что-нибудь ещё из области ботаники... .

      Вот пусть ботаник и говорит...
  30. +1
    29 ноября 2020 23:45
    Опять "однорукий Познер" разродился опусом о том, как "оно" было... .
    P.S. Некоторая литературная иллюстрация к оному опусу... . wassat
    - "Я - Фунт, - повторил он с чувством, - Мне девяносто лет. Я всю жизнь сидел за других. Такая моя профессия-страдать за других.
    - Ах, вы подставное лицо?
    - Да, - сказал старик, с достоинством тряся головой. - Я - зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом".
    И старик медленно загибал пальцы, считая царей... .
    Эта короткая речь длилась сравнительно недолго - полчаса. Слушая Фунта, Паниковский растрогался. Он отвел Балаганова в сторону и с уважением зашептал:
    - Сразу видно человека с раньшего времени."
    (ПСС, 1961г., И.Ильф, Е.Петров, т.2, Золотой теленок, с.177-178)
  31. 0
    29 ноября 2020 23:51
    Цитата: kalibr
    Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
    Комплексы?

    Просто, Абзац, это хорошо идет. Писать про патроны - это лезть на иностранные сайты, переписываться с их владельцами...
    ...компилировать... . lol
  32. +2
    30 ноября 2020 00:46
    В далёком 1974 году, собираясь в первый класс, первый раз знакомый, очень старый цыган (так я думал) изрёк: -Запомни Сашка! Школа к добру не приведёт.))
  33. -4
    30 ноября 2020 00:54
    какой то идеальный ученик из идеальной школы, ботаник что ли? Когда я учился, то во первых мне было скучно, я смотрел в окно и мечтал, учителя это понимали поэтому всегда сажали далеко от окна, они говорили что я всегда отсутствую присутствуя, учился я лениво по принципу все равно тройку поставят, куда они денутся. Но к 10 кл вывел среднее 4, всегда лучше всех решал задачи, если задача сложная, то ее могли решить два человека я и еще один отличник, он давно умер. А вообще то школе нет хороших воспоминаний, и первое что не отметил автор это , уголовщина и жестокость присущая советской безбожной школе, сейчас этого меньше. второе довольно скучная программа, но не хуже чем сейчас, третье это разобщенность в классе... Чему научился? выживать в жестокой толпе, оставаться на плаву, быть не ниже чем в середине, быть беттой, чтобы не сломали, не выпадать в гамму, а что видел предательство, жестокость, тупость среди которой нужно было хитрить, чтобы не наехали. Позже в вузе повальное пьянство и разврат во внеучебное время, также оказался вне тренда окружающей толпы, жизнь была серая как ч/б телевизор из трех программ. и бесперспективная в эмоциональном смысле (если Бога нет). Вот ее водкой и развратом и заливали. Меня пытались засунуть в ПТУ и вредная училка написала "мальчик со средними способностями, но по каждому вопросу имеет свое собственное мнение", и откуда она узнала, я его это мнение научился скрывать, в другой школе сказали что с такой характеристикой не в каждое пту возьмут. Ну мы заставили школу меня оставить, в пту не пошел. папу зав роно боялся как огня. а Мама имела супер блат в ВМФ и первую степень секретности, и в даже в политбюро ЦК КПСС про ее работу знали.... за время обучения сменил 4 школы, ... так что могу судить о состоянии не одной, а системы,
  34. +2
    30 ноября 2020 03:08
    В первый класс в 1962. Учился в образцово-показательной с бассейном и орденом Ленина у директора.
    Это как сравнивать жизнь в СССР и сейчас. Хрени хватало и там и там...

    Выпивали, курили, но в 10 классе сами без учителя скинулись и всем классом поехали в Брест, В поезде (плацкарт) опять пили и курили, но у мемориала Брестским героям в крепости стояли молча и без шапок (зимой).

    При девочках никогда ненормативно не выражались, от них такого вообще никогда не слышали. Хотя были у нас в 9 классе девочки, которые прятались от плановых осмотров гинеколога - у нас в школе осмотры такие проходили регулярно.

    Нашу образцово-показательную школу часто посещали иностранные делегации. Не понравились американские школьники - вели себя, как персонажи из фильма "Республика ШКИД" + фотографировали всё и вся. Нашли в нашей школе каких-то недоумков из младших классов и за пачку жвачки фоткали их в клоунских позах.

    1. +1
      30 ноября 2020 10:54
      Цитата: Тимофей Чарута



      ===
      дневники, к сожалению, уходят/ушли в прошлое. е-классы. там все, вроде удобно, но обезличено и никакой памяти (
  35. 0
    30 ноября 2020 03:47
    Для гуманитария - точно, для технарей - не знаю...

  36. 0
    30 ноября 2020 06:01
    [quote=Radikal]...компилировать... .
    А что сегодня не компилируется? Даже материалы про Гиперборею, и то...