Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее

27

Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) во льдах. Фото US CG

США планируют расширять присутствие в Арктике, и одним из главных инструментов для решения этой задачи должны стать военно-морские силы. Для полноценной работы в высоких широтах флот нуждается в ледоколах – но ситуация вокруг таких судов оставляет желать лучшего. Количество тяжелых ледоколов, способных работать в арктических морях, недостаточно, а новые суда пока существуют лишь в виде планов.

Недостаточный минимум


Ледокольный флот США, призванный обеспечивать деятельность ВМС и коммерческих перевозчиков, является частью Береговой охраны. На данный момент в составе US Coast Guard формально имеется всего три тяжелых ледокола. Это два судна типа Polar и одно проекта Healy. Средний ледокол USCGC Mackinaw (WLBB-30) несет службу на Великих озерах и не выходит в океаны. Также следует упомянуть 9 ледокольных буксиров типа Bay-class, распределенных между несколькими портами.



Из всего этого количества лишь два тяжелых ледокола способны выходить в открытое море и действовать в северных районах Тихого и Атлантического океана и содействовать работе ВМС США в Арктике. Это суда USCGC Polar Star (WAGB-10) и USCGC Healy (WAGB-20). Третий тяжелый ледокол, USCGC Polar Sea (WAGB-11), после аварии стоит у причальной стенки и служит источником запчастей для однотипного судна.


USCGC Polar Star буксирует судно. Фото US CG

Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) начал службу еще в 1976 г., а в начале прошлого десятилетия прошел модернизацию. Это судно длиной 122 м с полным водоизмещением более 13,8 тыс.т. Энергоустановка построена по схеме CODLOG и включает 6 дизелей мощностью по 3 тыс.л.с. и 3 газотурбинных двигателя по 25 тыс.л.с. На чистой воде ледокол разгоняется до 18 узлов и имеет дальность 16 тыс. морских миль. Конструкция корпуса обеспечивает прохождение через льды толщиной до 1,8-2 м со скоростью 3 узла. Имеется возможность преодоления торосов толщиной до 4 м.

Судно USCGC Healy (WAGB-20) строилось в 1996-99 гг. и является самым новым среди всех тяжелых ледоколов США. Оно имеет длину 128 м при водоизмещении более 16,2 тыс.т. Применена дизель-электрическая энергоустановка с четырьмя двигателями внутреннего сгорания мощностью по 11,6 тыс.л.с. Два ходовых электродвигателя имеют мощность по 15 тыс.л.с. Максимальная скорость USCGC Healy достигает 17 узлов. По основным рабочим показателям судно не уступает другому тяжелому ледоколу США. На борту имеются собственные лаборатории с возможностью размещения того или иного научного оборудования.


Ледокол USCGC Polar Sea (WAGB-11) в море. Сейчас он стоит у берега. Фото US CG

Оба активных ледокола и одно судно «под каннибализацию» базируются в порту г. Сиэтл (шт. Вашингтон). В зависимости от поставленной задачи, они могут работать в районе Аляски и Алеутских островов. Кроме того, с их помощью обеспечивается деятельность американских баз в Антарктиде. При необходимости не исключается переход ледоколов на Восточное побережье для решения тех или иных задач.

«Полярная безопасность»


В начале десятых годов, одновременно с выводом из активной эксплуатации ледокола Polar Sea, командование Береговой охраны подняло вопрос строительства новых судов. Изначально будущая программа называлась Heavy Polar Ice Breaker, а позже ее переименовали в Polar Security Cutter.

В течение нескольких лет US Coast Guard безуспешно пыталась найти финансирование и согласовать строительство нескольких новых ледоколов. По тем или иным причинам, полноценный запуск будущей программы PSC неоднократно откладывался. В 2016 г. ситуация изменилась. В связи с изменением основных стратегий интерес к ледокольной тематике начали проявлять ВМС США, и две структуры объединили усилия.


Ледокол USCGC Healy (WAGB-20) - самый новый из тяжелых. Фото NASA

В 2017 г. стартовали выработка требований к будущим ледоколам и составление планов строительства. Позже началось конкурсное проектирование ледокола тяжелого класса. Победителем программы стала компания VT Halter Marine (г. Паскагула, шт. Миссисипи. В апреле 2019 г. она получила контракт стоимостью 746 млн долл. на завершение проектирования и строительство головного ледокола PSC. Также выдан опцион на два следующих однотипных судна.

За основу для проекта VT Halter Marine было взято немецкое исследовательское судно Polarstern II. Его конструкцию дорабатывают в соответствии с требованиями Береговой охраны и ВМС, а также оснащают новым оборудованием. Ожидается, что готовый ледокол нового проекта будет иметь длину 140 м и водоизмещение более 23 тыс.т. Будет использована дизель-электрическая энергоустановка с кормовыми винторулевыми колонками и носовым подруливающим устройством. Судно сможет проламывать лед толщиной не менее 1,4 м при постоянном движении на 3 узлах; также обеспечат прохождение более толстых преград.

Закладка головного PSC с бортовым номером WSMP-1 состоится в 2021 г. В 2022-23 гг. судно построят, и к июню 2024 г. ожидается передача заказчику. Затем USCG желает построить еще два новых тяжелых ледокола – со сдачей в 2026 и 2027 гг. Общая стоимость трех судов может достигнуть 2 млрд долл.


USCGC Healy осуществляет проводку танкера "Ренда" в порт Ном на Аляске, 2012 г. Фото US Navy

Любопытно, что программа PSC предусматривает строительство не только трех тяжелых ледоколов, но и трех судов среднего класса. Сейчас вырабатываются требования к этому проекту, и разработка еще не начиналась. Сроки выполнения строительства пока остаются неизвестными. Упоминалось, что вся программа PSC должна быть выполнена к 2030 г. или чуть позже.

Атом двойного назначения


Несмотря на наличие необходимых технологий, США пока не строили атомные ледоколы. Кроме того, у них отсутствуют боевые корабли, способные самостоятельно работать в арктических морях без ледоколов. При этом у вероятного противника в лице России имеются и те, и другие. Возможно, США примут меры, и начнут сокращать отставание в этих областях.

В июне этого года президент США Д. Трамп подписал документ Memorandum on Safeguarding U.S. National Interests in the Arctic and Antarctic Regions («Меморандум о защите национальных интересов США в регионах Арктики и Антарктики»). Среди прочего, он определяет основные пути развития ледокольного флота. Предлагается изучить и оценить широкий круг современных и перспективных технологий судостроения, пригодных для использования в новых ледоколах.


Предлагаемый облик тяжелого ледокола PSC. Графика VT Halter Marine

В частности, Меморандум призывает изучить вопрос строительства ледоколов с ядерной энергоустановкой, а также проработать тему оснащения таких судов оборонительным вооружением. Результаты таких исследований могут быть использованы при дальнейшем развитии программы PSC или других схожих проектов.

Меморандум рассчитан до 2029 г., из-за чего его предложения выглядят весьма интересно. В означенные сроки планируется построить три тяжелых ледокола PSC и, возможно, выполнить работы по средним судам. Идея об оснащении ледоколов оборонительным вооружением в целом реалистична и может быть реализована в срок – хотя и с некоторыми ограничениями. Что касается атомных энергоустановок для ледоколов, то до конца десятилетия можно ожидать появление подобных проектов, но не готовых судов.

В свете этих обстоятельств любопытно выглядит предложение Меморандума об аренде иностранных судов. Такие меры предлагается рассмотреть на случай неудач со строительством собственных ледоколов и с разработкой перспективных проектов.


PSC на службе - пока на рисунке. Графика VT Halter Marine

Темное настоящее и светлое будущее


В настоящее время состояние ледокольного флота Береговой охраны США оставляет желать много лучшего. Он способен обеспечивать научную и экономическую деятельность, но для полноценной помощи военно-морским силам в Арктике его потенциал недостаточен. Прежде всего, имеются проблемы количественного характера. К счастью для ВМС, руководство страны и силовых структур понимают эту проблему и даже принимают меры по исправлению ситуации.

Пока в строю имеется только два тяжелых ледокола, построенные в семидесятых и девяностых годах. В 2024 г. ожидается появление третьего, а к концу десятилетия в строй встанут еще два. По всей видимости, к этому времени придется списать окончательно устаревшее судно USCGC Polar Star (WAGB-10). В итоге в 2023 . в строю будет не более 4-5 тяжелых ледоколов и, возможно, до 3-4 средних, причем все – дизельные.

Из-за таких размеров и технических особенностей общий потенциал американского ледокольного флота будет ограниченным. Однако на фоне нынешней ситуации даже 8-10 дизельных судов выглядят весьма выигрышно. Удастся ли выполнить текущие планы и реализовать требования Меморандума – покажет время.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 декабря 2020 05:17
    Намахнуло политинформацией из детства - «догнать и перегнать Амери..., тьфу Россию»!!!
    1. 0
      3 декабря 2020 06:01
      В настоящее время состояние ледокольного флота Береговой охраны США оставляет желать много лучшего. Он способен обеспечивать научную и экономическую деятельность, но для полноценной помощи военно-морским силам в Арктике его потенциал недостаточен. Прежде всего, имеются проблемы количественного характера. К счастью для ВМС, руководство страны и силовых структур понимают эту проблему и даже принимают меры по исправлению ситуации


      Какая нежная забота о процветании Америки. Автору пора избираться в конгресс. США умеют строить и другие корабли и суда. Им не нужно обеспечивать деятельность замерзающих портов для экспорта углеводородов. Что критически важно для нашей страны.
    2. +2
      3 декабря 2020 06:23
      Цитата: Коте пане Коханка
      Намахнуло политинформацией из детства - «догнать и перегнать Амери..., тьфу Россию»!!!

      Приветствую Влад hi ! Учитывая последние данные исследователей Арктики, данный регион представляемые собой Огромную кладовую, как полезных ископаемых так и ценных биоресурсов. Ну а про Севморпуть, который практически на всей своей протяжённости пролегает вдоль Наших границ - слышали абсолютно все.
      Состояние и качественно - количественный состав Нашего ледокольного Флота, позволяет России быть лидером в освоении данного региона... и это Лидерство нельзя упускать ни в коем случае!
      Даже Китай заинтересовался Ледоколами (полярники блин) и судам. Ледового класса, и начал их строительство.
    3. +5
      3 декабря 2020 07:27


      Проект Поларштерн 2
      Видимо им не надо, а так нашлепали бы кучу. Деньги у них есть, верфи, технологии тоже.
  2. +9
    3 декабря 2020 05:28
    Кирилл, ледоколы сше пока что особо не нужны. Когда очень потребуется, их верфи "народят " за короткое время ледокольный флот не меньше нашего. Они же свои мощности судостроительные сохранили, там всё упирается чисто в финансы, есть средства, будут и стада ледоколов. ...
    1. KCA
      -2
      3 декабря 2020 06:28
      Компетенцию в строительстве ледоколов, тем более с ЯЭУ, быстренько даже за очень большие деньги не купишь, опыт использования в ледовой обстановки тоже, сможет-ли супермега мощный ледокол США без поддержки российских метео и прочих служб пройти от Аляски до Мурманска?
      1. -1
        3 декабря 2020 20:12
        Какая там еще компетенция? Это намек на то, что страна, умеющая строить уникальные авианосцы, не в состоянии будет при необходимости нашлепать кучу ледоколов в рекордно короткий срок? Перестаньте людей смешить.
        Нет у США сейчас острой необходимости ударными темпами строить ледокольный флот. Для чего? Даже побережью Аляски он не нужен, побережью Флориды тем более.
        А вообще эта "битва за Арктику" в российской прессе уже порядком надоела. Ну, выиграет Россия эту "битву".
        Дальше что?
        Есть технологии осваивать Арктику? Их нет. И не будет.
        Ибо - санкции.
        1. KCA
          -1
          3 декабря 2020 20:21
          Не путайте тёплое с мягким, авианосец да, силища, но:

          Американская авианосная ударная группа, возглавляемая атомным авианосцем «Гарри Трумэн», вынуждена была раньше времени покинуть район крупномасштабных учений НАТО Trident Juncture 2018, проходящих в Норвегии и у ее побережья.
          Причина - сильный шторм в Северной Атлантике, сообщил командующий ударной группой контр-адмирал Джин Блэк.
          «Нужно знать, когда наступает время идти в укрытие или уходить с пути надвигающегося шторма», - сказал он в интервью Военно-морскому институту США.
          «Нам пришлось покинуть учения несколько раньше, чем нам хотелось бы, поскольку на нас шел шторм с 30-футовыми (10-метровыми) волнами», - объяснил адмирал по информации Интерфакс.
          Блэк отметил, что во время учений приходилось внимательно следить за погодой. По его словам, в то время как авианосец «Гарри Трумэн» мог спокойно действовать в суровых условиях Северной Атлантики и Норвежского моря, сопровождающие его крейсер и эсминцы были ограничены в своих возможностях выполнять задачи в экстремальных условиях.
          Кроме того, еще больше были ограничены возможности судов обеспечения, которые должны поставлять на боевые корабли авианосной группы топливо и грузы.

          Ну и год назад:
          Береговая охрана США могла отказаться от учений в Арктике из-за опасений, что единственный американский тяжелый ледокол может сломаться, а о помощи придется просить Россию, пишет издание Business Insider.
          Как сообщает издание, у США два ледокола, но только один из относится к тяжелому типу, который можно направить в Арктику и Антарктику. Это судно Polar Star ("Полярная звезда"), которому более 40 лет и у него практически закончился срок эксплуатации. Поэтому, по данным издания, бывший командующий береговой охраны США Пол Цукунфт выступил против, когда Совета национальной безопасности планировал отправить ледокол через Северный морской путь для участия в учениях.
          "Я не могу гарантировать вам, что у него не будет катастрофических технических сбоев в ходе учений… тогда мне пришлось бы обратиться к России, чтобы его отбуксировали в безопасное место", — рассказал Цукунфт.
          1. -4
            3 декабря 2020 22:42
            Путать не надо совершенно другие вещи - экономические возможности стран, технологическую культуру производства, наличие стапелей, квалификацию инженерно-технического и рабочего персонала.
            Что, всего этого нет у США?
            Ну зачем ерунду городить?
            У США нет необходимости вбухивать бабло в разработки и строительство ледокольного флота. Он им просто не нужен. По той причине, что в теплых океанских водах, омывающих побережье Америки, льда отродясь не было. За исключением пустынного клочка земли на Аляске.
            И вот на этом основании мы гордимся? Мол, Америку переплюнули? Что ж, если больше нечем...
  3. +4
    3 декабря 2020 07:00
    А зачем США ледоколы нужны? У них замерзающими являются только западное и северное побережье Аляски, где практически никто и не живет. Южное же побережье Аляски, где находится крупнейший город Аляски Анкоридж, обогревается теплым Аляскинским течением, аналогом европейского Гольфстрима, и потому так же не замерзает. Поэтому естественно, что нормальных ледоколов подобно российским, у них нет, им такие ледоколы банально не нужны.
    1. +4
      3 декабря 2020 08:24
      Ну да - плавать по льдам у них союзник Канада есть - они сейчас активно стоят ГарриДеВульфы.
      1. KCA
        0
        3 декабря 2020 20:29
        Во льдах плавать Канада ни разу не союзник США, матрасы не только на СМП и арктическое побережье России глаз положили, они ещё очень стараются у Канады отжать Северо-Западный проход, пока предлагают выкупить, но что будет дальше? Канадцы, как-то, к этому предложению, мягко говоря, негативно относятся
        1. -1
          4 декабря 2020 17:22
          Чушь не пиши. Канада входит в состав Британии, и потому США против Канады ничего делать не будут.
          1. KCA
            -2
            4 декабря 2020 17:27
            Территориальные споры США с Канадой по Северо-западному проходу (C3П), как и с Россией по Северному морскому пути, одинаковы. Правовой статус проливов до сих пор окончательно и бесповоротно не определен.
            С потеплением климата на планете все длиннее и безопаснее становится судоходный сезон для СЗП, представляющего собой морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. В летнее время года суда по нему могут проходить из Атлантического в Тихий океан.
            Суть претензий Вашингтона заключается в том, что он, основываясь на Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, считает СЗП транспортной магистралью, отвечающей правовым критериям международного пролива, так как соединяет две части открытого моря (Северный Ледовитый и Атлантический океаны) и используется для международного судоходства. С этой точки зрения водный путь считается канадской территорией, однако иностранные суда имеют право транзитного прохода через него. Канада же настаивает на том, что СЗП является внутренними водами, вследствие чего все иностранные суда обязаны запрашивать разрешения на вход в эти воды. США же с увеличивающейся регулярностью проводит свои суда и корабли по СЗП, при этом разрешения у своего соседа не запрашивает.
            1. -1
              4 декабря 2020 17:47
              США проще и дешевле связывать Нью-Йорк с Калифорнией через Панамский канал, чем через Северо-Западный проход. Расстояние примерно схожее, но не нужно пробираться через льды и этот путь открыт круглогодично, а не только летом.
              1. KCA
                -2
                4 декабря 2020 17:49
                С Европой тоже проще и дешевле? Не нравятся вам тёрки по поводу СЗП? Почитайте про союзников по НАТО Британия и Исландия, "Тресковые войны"
    2. +2
      3 декабря 2020 11:32
      Цитата: Кот_Кузя
      А зачем США ледоколы нужны?

      Хотят урвать свой кусок пирога в Арктике. Или, точнее, мешать нам, устраивая провокации на Северном морском пути. Уже конкретные планы были, но побоялись - именно из-за критического состояния Polar Star (у старичка в каждом походе что-нибудь, да ломается). Ведь случись что - спасать судно смогла бы только Россия, что было бы предельно унизительно для Америки. Так что план отложили до лучших времён, ну и как раз запустили программу PSC.
    3. 0
      4 декабря 2020 16:07
      Цитата: Кот_Кузя
      А зачем США ледоколы нужны? У них замерзающими являются только западное и северное побережье Аляски, где практически никто и не живет. Южное же побережье Аляски, где находится крупнейший город Аляски Анкоридж, обогревается теплым Аляскинским течением, аналогом европейского Гольфстрима, и потому так же не замерзает. Поэтому естественно, что нормальных ледоколов подобно российским, у них нет, им такие ледоколы банально не нужны.

      Соглашусь. Ледоколы прежде всего нужны Канаде. А США в общем то и нужно 3-5 ледоколов. И самое главное добыча энергоресурсов в Арктике в Канаде запрещена законодательно, в США при Бидоне примут аналогичный законопроект
  4. +5
    3 декабря 2020 12:10
    Рябов взял новую высоту - плагиатит авторов самого ВО!

    Потрясающе. Если кто не понял, то вот оригинал: https://topwar.ru/172751-amerikanskie-tjazhelye-ledokoly-xxi-veka-odin-v-postrojke-dva-na-ocheredi-chto-dalshe.html
    1. +3
      3 декабря 2020 12:18
      Цитата: timokhin-a-a
      Если кто не понял, то вот оригинал:

      Я хорошо помню вашу статью. И да, она гораздо обстоятельнее и подробней. Но возможно, это и не плагиат - просто так вышло. Кирилл, скорее всего, работает по заранее выстроенному долгосрочному плану тем. Он же не специалист по флоту, у него своя ниша - то и дело выдавать всякую всячину по различной технике (хотя, как правило, в традиции википедии - сухое изложение известных фактов, без попыток аналитики, ну и без акцента на нюансы).
      1. 0
        3 декабря 2020 15:16
        Ну может быть и так
  5. -2
    3 декабря 2020 12:52
    А зачем им свои строить?- одна цвет революция и можно нашим пользоватся, один закон и весь русский алюминий пренадлежит америке. Намного быстрее и эффективнее работает.
  6. -3
    3 декабря 2020 13:04
    На этом направлении мы должны лидировать! Нельзя давать им ни единого шанса!!!
  7. -1
    3 декабря 2020 14:14
    Хе, вот и #profit - сдать в аренду США списываемые атомные ледоколы предыдущего поколения.
    1. -2
      3 декабря 2020 14:55
      Минусующие- скорбны умом зело и не понимают стратегмы. Во-первых- это #profit, во вторых- "привязка" к технологическому "хвосту" и полная зависимость от заказчика по комплектуюшим (как у СССР, когда IBM-370 взяли на "мейнстрим")
      1. -1
        3 декабря 2020 16:26
        Олигофрены продолжают минусовать. Ну ок :)
  8. +2
    3 декабря 2020 16:47
    Даже не стану читать эту цидульку, поскольку уже в её названии зашкаливает психотронное оружие в виде "светлого будущего" умирающей страны. Страны, которая должна сгинуть, чтобы существовало человечество.