«Белорусский» КВ-1 и подвиг Зиновия Колобанова

46

В ноябре 2015 года в Витебской области были обнаружены и подняты из болота фрагменты танка КВ. КВ-1 — советский тяжёлый танк, редкая и эксклюзивная машина, которых на сегодняшний день в мире осталось около 12 штук. До того, как был найден упомянутый КВ, на территории Беларуси не было ни одного аналогичного танка — ни в ходовом, ни хотя бы в статичном состоянии.

Найденный танк оказался по-настоящему уникальным: на его вооружении стояла редкая пушка Л-11, которая устанавливалась всего лишь на 141 танк КВ. Серийный номер боевой машины оказался читаемым, благодаря чему удалось узнать всю историю этого конкретного КВ-1.
В составе 13-й танковой дивизии 5-го механизированного корпуса он принимал участие в Лепельском контрударе. В июле 1941 года 13-я танковая дивизия пыталась прорваться из окружения. Найденный КВ был поднят из земли немного севернее пути этого прорыва. Возможно, его загнала в болото вражеская авиация; возможно, экипаж не сориентировался на незнакомой местности — танк увяз в болотистом грунте. Экипаж пытался его спасти, подкладывая бревна под ходовую часть. Но, видимо, когда эти попытки не увенчались успехом, было решено уничтожить машину. Сдетонировал боекомплект, целыми остались только башня и часть ходовой. Корпус так и не нашли.



За основу для восстановления танка решили взять самоходку ИСУ-152, которая производилась на его базе. Реставраторам пришлось решить много нестандартных задач, чтобы завести танк и сдвинуть его с места. Более полугода понадобилось для того, чтобы восстановить машину и поставить ее на ход. В результате танк КВ-1 был восстановлен до ходового состояния и может принимать участие в реконструкциях исторических событий.

Реконструкция танка стала совместным проектом ИКК «Линия Сталина» и компании Wargaming. КВ — икона советского танкостроения, и реставрация этой легендарной машины была приурочена к 75-летию подвига Зиновия Колобанова. 19 августа 1941 под его командованием в бою у станции Войсковицы (Ленинградская область) пятью танками КВ было уничтожено 42 немецких танка. 22 из них — экипажем самого Колобанова.

КВ-1 были одними из лучших танков на 1941 год: при приемлемой подвижности они обладали мощным бронированием и вооружением. За все время было создано чуть больше 3000 танков Клим-Ворошилов, и каждый их них внес огромный вклад в Победу.

Подробнее о реставрации танка КВ-1 — в ролике компании Wargaming.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 декабря 2020 07:27
    Зиновий Колобанов по существу остановил наступление немцев на Ленинград в 1941 г.
    Но почему до сих пор ему не присвоено звание Героя ССС или Героя России?! Уж, этого звания он точно достоин!!!!
    1. -43
      13 декабря 2020 07:35
      Зачем Колобанову звание Героя СССР, он же давно умер. Как и СССР. Предлагаю почтить вставанием также всех павших в Куликовской и Бородинской битве.
      1. +14
        13 декабря 2020 10:30
        Уважаемый, Башкирхан, "Наши павшие - как часовые..." и не предателям Родины, бандерлогам, либерас...там их охаивать и принижать память о наших павших и умерших героях....
        Предателям Родины, бандерлогам, либерас...там не убить нашу память о наших героях. И пока жива эта память, будет жить Россия, русский народ вопреки вашим желаниям его уничтожить.
      2. +13
        13 декабря 2020 11:16
        Цитата: Башкирхан
        Предлагаю почтить вставанием также всех павших в Куликовской

        Ваши предки, если и участвовали в той битве, то скорее всего на стороне Мамая. По крайней мере, если судить по нику.
        1. -6
          13 декабря 2020 11:30
          Цитата: Наган
          Ваши предки, если и участвовали в той битве, то скорее всего на стороне Мамая.

          Там с обоих сторон были русские полки и татарская конница между прочим. Кроме того на стороне Мамая принимала участие в Куликовской битве генуэзская пехота. В итоге дрались народы, которым потом вместе бок о бок воевать пришлось веками. А до этого истинно русские крошили с удовольствием друг друга. Да и мы, башкиры, тем же занимались, не скрою.
          1. 0
            13 декабря 2020 15:02
            Цитата: Башкирхан
            Там с обоих сторон были русские полки и татарская конница между прочим. Кроме того на стороне Мамая принимала участие в Куликовской битве генуэзская пехота. В итоге дрались народы, которым потом вместе бок о бок воевать пришлось веками.

            история гражданских войн в Орде.
            (из известных русских там был и Олег Рязанский на стороне Мамая)
            1. +5
              13 декабря 2020 21:13
              Цитата: Ниэль-ле-Кале
              история гражданских войн в Орде.
              (из известных русских там был и Олег Рязанский на стороне Мамая)

              Гражданская война в 1381? Да и с Олегом Рязанским Вы погорячилось!
              Во первых не все так однозначно!
              Во вторых Олег Рязанский суверенный правитель одноименного княжества впрочем как и Дмитрий Донской великий князь Владимирский, князь Московский и прочих земель. Были равноправные фигуры на шахматной доске, которых объединила многое (от родственных связей до вероисповедания), но распря между ими однозначно Гражданской войной быть не могла.
              В одном, Башкирхан прав за пять веком мы получили такую солянку и чертополосицу, что мало кто поверит о том, что вплоть до Пугачевского восстания башкиры ходили за зипунами на Горнозаводские поселения Урала, а те в ответ отвечали подобным. Улеглось только после получения башкирами «казачьих привилегий» на пару с ответственностью. Впрочем это окупилось с троицей - волкоголовые участвовали во всех отечественных войнах и в большинстве остальных!!!
          2. +3
            13 декабря 2020 19:08
            Вот кого там не было, так это пехоты, ни генуэзской, ни какой-либо другой. Только кавалерия, только хардкор ;)
    2. +7
      13 декабря 2020 10:18
      Цитата: Правдодел
      Но почему до сих пор ему не присвоено звание Героя ССС или Героя России?! Уж, этого звания он точно достоин!!!!

      Звания Героя СССР присвоить нельзя, а Героя России не хотят, ибо тем признают величие СССР.
      1. 0
        16 декабря 2020 15:17
        и героя ссср не присвоит -нет ссср продали за ляшек буша а вроссии присвоит себя не уважать так как херроями россии уже как принимают в пионерыыы во и вор сердюк как пердюк так и киндер -сюрприз и енералов деревянных включая и юбочных ой как много .только осталося придумать звании народных героев .не иначе
    3. +1
      13 декабря 2020 12:21
      Цитата: Правдодел
      Но почему до сих пор ему не присвоено звание Героя ССС или Героя России?! Уж, этого звания он точно достоин!!!!

      У него как на грех в то время были проблемы с дисциплиной у подчинённых...Что то серьёзное ,что сейчас не помню - давно читал .
      1. +4
        14 декабря 2020 03:24
        Цитата: mat-vey
        У него как на грех в то время были проблемы с дисциплиной у подчинённых...Что то серьёзное

        Вверенное ему подразделение учудило братание с финнами по случаю окончания войны в 1940 - уж куда серьезней. И как с него только петлицы не содрали, а ведь могли, и даже к стенке поставить за такое - уж такие были времена. Видно Бог хранил Колобанова, имея на него другие планы. К примеру, мастер-класс, данный Panzerwaffe 20 августа 1941 года. Такой преподал урок, что некоторые слушатели не пережили.
    4. +1
      13 декабря 2020 21:49
      Цитата: Правдодел
      Зиновий Колобанов по существу остановил наступление немцев на Ленинград в 1941 г.
      Но почему до сих пор ему не присвоено звание Героя ССС или Героя России?! Уж, этого звания он точно достоин!!!!

      Колобанов просто хорошо сделал свою работу - аккуратно, как на учениях, расстрелял колонну легких Pz.Kpfw.35(t), у которых все что было это 38мм пукалка, способная разве что краску поцарапать на КВ, и картонная броня, которую 76,2мм ЗИС-5 и даже Л-11 (не нашел, какая именно стояла на том конкретном КВ) пробивала с любого угла.
      Если кому и давать Героя, то Котину, который заметил дипломный проект группы студентов, "причесал" его, и пропихнул изготовление опытного образца на Кировском заводе. А испытания, притом не на полигоне, а на реальной финской войне, показали насколько КВ лучше многобашенных монстров, будучи при этом проще и дешевле в производстве. Ему и дали, только не Союза, а Труда.
      1. +2
        13 декабря 2020 22:22
        .способная разве что краску поцарапать на КВ,

        Учитывая, к тому же, что КВ Колобанова был ещё и 'Э'))
        1. 0
          17 декабря 2020 20:52
          Учитывая то, что кроме экипажа Зиновия Колобанова в бою участвовали ещё 2(два) танковых экипажа soldier
          1. 0
            17 декабря 2020 22:37
            Цитата: Александр К_2
            в бою участвовали ещё 2(два) танковых экипажа soldier

            Речь конкретно о Колобанове. Это же на своей машине после боя он больше сотни попаданий насчитал, а не в сумме по трём твнкам, не так ли?
            1. 0
              18 декабря 2020 16:51
              Но согласитесь, более 100 (ста) попаданий мало говорит об умении танкового экипажа в проведении боя ( да как рассказывается,
              экипаж отрыл капониры, менял позиции ведения огня), а количество подбитых танков записали на счёт экипажа Колобанова. Я больше не слышал в истории войн, более удачливого экипажа, С награждением какая-то непонятная история, и за один танк давали Звезду, где делись два других танковых экипажа? Они как будто не участвовали в бою? Нет я нехочу принижать заслугу бойцов под командованием Колобанова, но согласитесь какая-то недоговорка!В то время тяжёлое, КОГДА ВРАГ РВАЛСЯ К МОСКВЕ И ЛЕНИНГРАДУ, наряду с настоящими Героями создавались и Мифические герои, а тут есть живой и здоровый ГЕРОЙСКИЙ экипаж, как-то слабо про ,,финские,, проступки. request
              1. 0
                18 декабря 2020 17:39
                Цитата: Александр К_2
                да как рассказывается,
                экипаж отрыл капониры, менял позиции ведения огня

                а он менял позиции? Насколько понимаю, он расстреливал "чехов" с одной позиции, пользуясь своей неуязвимостью, разве нет? Кстати, за месяц до этого в Красной Звезде был очерк про сержанта Найдина с абсолютно схожим боем. Правда, танков Найдин нащёлкал поменьше - всего 12. Но тоже между болотами.
                1. 0
                  18 декабря 2020 17:59
                  Позиции менял, капониры отрывал, стрелковое подразделение прикрывало позиции танков (всё как по уставу, пехота защищает танки, а танки прикрывают пехоту)! Это характиризует его как исключительно грамотного офицера! Но даже 3 экипажа , даже самых ГЕРОЕВ, не в силах удержать Ленинград, ВЕДЬ С НАСТУПЛЕНИЕМ темноты Колобанов оставил удерживаемые в ходе боя позиции, а не как не пошёл ВПЕРЁД. Но это не вина наших танкистов!!! soldier
                  1. +1
                    18 декабря 2020 18:11
                    Цитата: Александр К_2
                    Позиции менял

                    Да? Ни в одном описании боя не встречал упоминания про смену позиций экипажем Колобанова. Ну да всё равно.
                    Цитата: Александр К_2
                    Но даже 3 экипажа , даже самых ГЕРОЕВ, не в силах удержать Ленинград, ВЕДЬ С НАСТУПЛЕНИЕМ темноты Колобанов оставил удерживаемые в ходе боя позиции, а не как не пошёл ВПЕРЁД. Но это не вина наших танкистов!!!

                    а это Вы к чему вообще?
                    1. 0
                      18 декабря 2020 18:18
                      Я это - к ПОДВИГУ, именно с большой буквы, Советских ( всего Советского Союза, без разделения на национальности) войнов! soldier
                      1. 0
                        18 декабря 2020 18:21
                        Цитата: Александр К_2
                        Я это - к ПОДВИГУ, именно с большой буквы

                        да у Вас в этом слове вообще все буквы большие.
                      2. 0
                        18 декабря 2020 18:37
                        Вы знаете, к сожалению в вопросах истории , это моё, личное мнение,Мы Все, только и делаем, что пишем Большие Буквы! Носимся с фото ветеранов, а если спросить, кто изображён на них, услышишь мало внятных слов! what
      2. +1
        14 декабря 2020 11:24
        Цитата: Наган
        Если кому и давать Героя, то Котину, который заметил дипломный проект группы студентов, "причесал" его, и пропихнул изготовление опытного образца на Кировском заводе. А испытания, притом не на полигоне, а на реальной финской войне, показали насколько КВ лучше многобашенных монстров, будучи при этом проще и дешевле в производстве.

        По материалам испытаний, проведенных в течение 10 месяцев на 5 машинах с общим километражем 5270 км, видно, что характерными дефектами, повторяющимися на каждой испытуемой машине, являются:
        1. Негодность воздушного фильтра мотора, фильтр необходимо делать другой.
        2. Мала эффективность охлаждающей системы мотора.
        3. Слаба коробка перемены передач, необходимо делать новую.
        4. Ненадежны в работе бортовые фрикционы.
        5. Недоработаны тормоза (часто подгорают, трудно регулируются).
        6. Необходимо доработать ходовую часть в сторону ее усиления (катки, траки, торсионный вал).
        (...)
        По материалам испытаний, проведенных в течение 10 месяцев с общим километражем 5270 км, видно, что характерные дефекты, о которых говорилось еще в перечне конструктивных изменений от 4 февраля 1940 года и которые подтвердились испытаниями, не устранены и систематически повторяются на каждой испытываемой машине. Это объясняется тем, что вместо трезвой оценки дефекта и действительного его устранения завод занимается «замазыванием» этих дефектов.
        Завод проводит не требуемые радикальные меры по устранению дефектов, а легко выполнимые полумеры, либо совсем ничего не делает. Например, вместо усиленной работы над улучшением узлов в коробке перемены передач (у нее слабы шестерни, ненадежны некоторые подшипники, плохо работает насос), завод улучшил термообработку нескольких шестерен. Результаты испытаний показали абсурдность этого мероприятия. Еще при защите проекта, а также в перечне конструктивных изменений от 4 февраля был выдвинут вопрос о необходимости замка в коробке перемены передач, но завод не хотел ничего делать, пока не потерпели аварию две коробки перемены передач. До сих пор также недоработан вопрос с облегчением переключения скоростей.
        В том же перечне было указано, что воздушный фильтр мотора не обладает достаточной пылепоглотительной способностью. Вместо срочной переделки его, завод дотянул этот вопрос до сегодняшнего дня. А сейчас он решен путем придачи второго такого же фильтра на каждую машину как запасного.
        В силу недостаточной эффективности охлаждающей системы (масляной и водяной) мотор работает в повышенном тепловом режиме, вследствие чего с него нельзя снять необходимой мощности. До сих пор завод ничего по этому вопросу не сделал, в то время как по причине двух последних дефектов выведено из строя 8 моторов.
        © представитель военной приемки на Кировском заводе военный инженер 3 ранга Каливода, 12 августа 1940 года
        Причём большинство из указанных дефектов были критическими. Например, "Мала эффективность охлаждающей системы мотора" на практике означало температуру воды в охлаждающем контуре более 100 градусов уже на скорости 20 км/ч. "Негодность воздушного фильтра мотора" - забивание фильтра через 2 часа марша по просёлку и необходимость его замены. То есть, через каждые 30-40 км танк должен был останавливаться и менять фильтр.

        Ни один из конструктивных дефектов ЛКЗ до 22.06.1941 г. не исправил, продолжая гнать в армию небоеспособные машины.

        Самый же большой пушной зверёк был в том, что подвеска и трансмиссия КВ были исходно рассчитаны на массу танка в 40 тонн (у Ю.Пашолока в книге про САУ на базе КВ есть письмо ГАБТУ в адрес КБ, занимающихся разработкой САУ на базе КВ, с требованием учесть данное ограничение и ограничить массу проектируемых САУ). На деле же КВ раскормили до 47-50 т.
        1. 0
          14 декабря 2020 20:38
          Цитата: Alexey RA
          Негодность воздушного фильтра мотора" - забивание фильтра через 2 часа марша по просёлку и необходимость его замены.
          Про воздушный фильтр нужна отдельная статья, точно такой же стоял и на Т-34 (не случайно - тот же дизель В-2), и его бесполезность отметили американцы, тестировавшие у себя образцовый, ручной сборки Т-34. У строевых же машин дело обстояло ничуть не лучше.
          С бортовыми фрикционами и трансмиссией у ранних Т-34 тоже было не все слава Богу. Но план по выпуску был сверстан. Вы не помните, что происходило в предвоенные годы с теми руководителями, которые срывали планы выпуска, тем паче оборонной продукции? Ворочем, выпуск некачественной продукции тогда же называли вредительством и реагировали соответственно. Вот им и приходилось маневрировать в зажатом пространстве между срывом плана и вредительством. А после начала войны и этого пространства не стало.
          А еще знаете у кого в ранних сериях были проблемы с трансмиссиями и моторами? У Тигров и Пантер, да-да, хваленая немецкая разработка и сборка.
          Но даже и эти сырые КВ дали немцам шороху в начале войны. По одной из версий, возле поселка Расейняй КВ оказался потому, что отстал от колонны по причине поломки не то трансмиссии, не то еще чего-то. И этот единственный неисправный танк задержал на сутки немецкую танковую дивизию. Про бой Колобанова смотри выше.
          И что, лучше было бы ждать пока инженеры разберутся и устранят детские болезни, а пока суд да дело выпускать уже отработанные многобашенные Т-35 и Т-28? И с ними встречать немцев в 1941?
          Цитата: Alexey RA
          подвеска и трансмиссия КВ были исходно рассчитаны на массу танка в 40 тонн...На деле же КВ раскормили до 47-50
          Экранировали чем могли и как могли, и в частях, и вроде даже на заводах-изготовителях. Потому что от лишнего веса ломались ходовая и трансмиссия. А от лишнего бронепробития танк сгорал вместе с ходовой, трансмиссией, и экипажем.
          1. +1
            17 декабря 2020 23:13
            .Вы не помните, что происходило в предвоенные годы с теми руководителями, которые срывали планы выпуска

            Да ладно Вам...) Вон, какой бардак в ведомстве наркомата боеприпасов у товарища Сергеева творился:
            . "За январь-август нарком боеприпасов наложил на 72 руководящих работника 149 взысканий. Наряду с этим директора заводов, получившие взыскания, премировались за успешную работу.
            Так, директору завода №4 т.Брук 11 февраля было объявлено о предупреждении за невыполнение плана, а 14 марта он был премирован месячным окладом
            А 23 апреля ему объявляется выговор за плохую организацию производства, а 29 апреля он премируется 2 месячными окладами. Директор завода №10 т.Бодров получил 5 взысканий и 2 премии."

            И далее в таком духе. При имевшей место кромешной заднице с выполнением госзаказа по артвыстрелам перед войной. Так что, не сразу стенка находила своего героя...
  2. +10
    13 декабря 2020 07:52
    Башкирхан. Мне кажется, то что совершил Колобанов, вам не понять.
    1. -14
      13 декабря 2020 07:58
      Можете сказать в каком году состоялась Куликовская битва? Только без гугла пожалуйста. Не помните? А почему? Знаковое же сражение было, пра-пра-пра-прадеды воевали! Почему не гордитесь? Не патриот, чтоле? Кто был командующим Вторым Белорусским фронтом в 1943-м? Помните без Википедии? Какого калибра пушка изначально стояла на Т-34? Дайте угадаю - не помните. А Ермолаев кто такой - не знаете? А даты начала-окончания Второй Мировой? Не ВОВ, а чуть дальше? Нет? Странно...Чтобы историей страны гордиться, ее нужно хотя бы немного знать. А там и понимание придет, ага.
      1. +8
        13 декабря 2020 08:33
        Башкир, это всё сам? Без википедии? Ну силёёёёён... ))))
  3. +9
    13 декабря 2020 08:52
    Башкирхан. При вашем знании истории отрицать, что ПОДВИГ НЕ ИМЕЕТ СРОКА ДАВНОСТИ по крайней мере глупо, если не сказать большего! Игру в гадалки оставьте при себе, иначе задам такие вопросы что и гугл не поможет! " АГА"?
  4. +3
    13 декабря 2020 12:27
    При всем уважении, перед нами не переделанный, отреставрированный танк KW-1, а некий ходовой макет с использованием элементов оригинального танка (по сути, только башни).

    Эффект впечатляющий, но это не меняет того факта, что в мире пока всего 12 танков этого типа.
    1. +3
      13 декабря 2020 13:43
      ...и ходовой...Однако это не умаляет исторической ценности, пусть даже и макета.
      1. +3
        13 декабря 2020 17:17
        Цитата: aleks neym_2
        ...и ходовой...

        какой ходовой? Вот этот кусок, что ли, имеете в виду?


        что там восстанавливать?
        По сути, реставраторы к башне присобачили имитацию всего остального, взяв за основу ИСУ-152. О какой "исторической ценности" речь?
        Оригинальна там только башня.
        1. +2
          13 декабря 2020 17:26
          Спасибо за фото. Но, тем не менее, рубка от подлодки тоже исторический памятник, а здесь - целая башня!
          1. +2
            13 декабря 2020 19:21
            Цитата: aleks neym_2
            рубка от подлодки тоже исторический памятник

            Ну и? К рубке 'щуки' присобачить корпус от 613-го проекта и выдавать за 'исторический памятник'?
  5. +5
    13 декабря 2020 13:51
    За основу для восстановления танка решили взять самоходку ИСУ-152, которая производилась на его базе.

    ИСУ-152 имела базой ИС-2. Странно видеть такие ляпы на ВО.
    База КВ была у СУ-152. Но реставраторы взяли для своего проекта именно ИСУ-152 и из него слепили реплику КВ. По большому счёту, это не реставрация. Но умельцы, безусловно, молодцы.
  6. +2
    13 декабря 2020 18:41
    Ну в видео мальца глупостей расказано. Хотя история 13тд ивестна.
    Кв-1 был направлен в Саратов в училище. Но оказался летом в лесах Беларуси. Ибо? Ибо дивизия формировалась в составе 5МК в Забайкалье. 13тд формировалась на разъезде № 76 на базе 15-й легкотанковой бригады, с добавлением 193-го огнеметного танкового батальона 33-й химической бригады.
    А потом (Распоряжение Генерального штаба о начале выдвижения к западной границе 16-й армии поступило 25 мая 1941 года. Первым в армии отправлялся 5-й мехкорпус.

    25 мая 1941 года штабом корпуса был получен приказ о погрузке его частей и соединений в железнодорожные эшелоны и их отправке в западном направлении в составе 16-й армии. В тот же день, с наступлением темноты, началась погрузка частей в эшелоны. С 4 по 14 июня были отправлены все 43 эшелона 13-й танковой дивизии. ). Вот видать по дороге в КОВО дивиззи и придали новенькие КВ для усиления так сказать.
    И таки в 41м кажлый танк был на счету. Только этот кв оказался там совсем не по трй причине . В общем не в том месте и не в то время.
    Вообще то 5МК должен был вторым эшелоном добивать дойчев где то уже под или за Варшавой. Но Гитлер своим тупым нападением сломал все планы и вместо освободительного похода пришлось обороняться в Беларуси импровизируя на ходу!.
    Для неверующих пруф! (https://rkkawwii.ru/division/13tdf1)
    1. +2
      13 декабря 2020 19:52
      .Для неверующих пруф!

      Спасибо за ссылку. Читается на одном дыхании.
    2. +2
      14 декабря 2020 11:41
      Цитата: dgonni
      Вообще то 5МК должен был вторым эшелоном добивать дойчев где то уже под или за Варшавой. Но Гитлер своим тупым нападением сломал все планы и вместо освободительного похода пришлось обороняться в Беларуси импровизируя на ходу!

      Вообще-то, руководство РККА вообще не было уверено в способности мехкорпусов имеющихся штатов что-то сделать. Для проверки возможностей МК в наступлении, обороне и на марше на сентябрь 1941 г. приказом Жукова были назначены опытные учения в МВО, на которых на практике "в поле" должны были быть проверены теоретические выкладки. И теоретические проблемы, всплывшие в докладе Хацкилевича о КШУ мехкорпуса - на известном совещании в декабре 1940 г.
      Кроме того, руководство РККА на май 1941 г. уже имело рапорты командиров МК о боеспособности вверенных им соединений. В среднем, в корпусах 1940 г. была небоеспособна одна дивизия и тылы. В корпусах 1941 г. - 2 дивизии и тылы. Боеспособных корпусов у РККА не было.
      1. +1
        14 декабря 2020 12:57
        Вообще то 5МК своими действиями в Беларусии таки и показал что он был полностью боеспособен. То что командование неправильно корпусами воспользовалось не обеспечив воздушного прикрытия, то не вина корпусов.
      2. 0
        14 декабря 2020 16:10
        Цитата: Alexey RA
        Вообще-то, руководство РККА вообще не было уверено в способности мехкорпусов имеющихся штатов что-то сделать


        Выявить слабое звено в МК смогли еще с момента начала формирований первых формирований.
        Вы же сами писали воспоминания - ".... дадим командиру ромб." Понимание. что ТП не управляем (для формирования развития успеха), было изначально. А в остальном ОШС очень даже неплохо, куда лучше, чем германская - там ТД скорее дивизия прорыва (и немцы регулярно в этом качестве их и использовали), чем рейдовое соединение (изначально имея 2 ТП в ТБр более верное предназначение ТД в МК).
  7. +1
    13 декабря 2020 19:39
    Хорошо что вспомнили Колобанова, но почему практически никогда не вспоминают его командира, командира 1-го танкового полка 1-ой танковой дивизии Героя Советского Союза полковника Погодина Дмитрия Дмитриевича, именно он приказал встать в засаду у совхоза Войсковицы экипажу Колобанова на выбранное им место.
  8. +4
    14 декабря 2020 09:12
    Цитата: Башкирхан
    Зачем Колобанову звание Героя СССР, он же давно умер. Как и СССР. Предлагаю почтить вставанием также всех павших в Куликовской и Бородинской битве.

    В корне с вами не соглашусь, так как подвиг Колобанова нужен его потомкам, землякам и воспитание на его героическом подвиге, молодежи. Пример вам Украина, как быстро там перевоспитали молодежь по фашисткой пропаганде.
  9. 0
    15 декабря 2020 01:09
    Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
    взяв за основу ИСУ-152. О какой "исторической ценности....


    ИСУ-152 был сделан на базе танка ИС.
    Так что неплохая иммитация с оригинальной башней. Но это лучше, чем просто башню в музей поставить.
  10. -1
    24 декабря 2020 18:49
    Вообще-то ИСУ-152 производилась на базе танка ИС. Корпус танка ИС отличается от корпуса танка КВ-он ниже, имел другую форму и мощнее бронирован.На базе танка КВ производилась САУ-152.Вот ее корпус идентичен танку КВ-1.
  11. 0
    8 января 2021 17:40
    А тот кусок корпуса, который вытащили вместе с башней, похоже, так и не использовался. Он виден справа на 8:50