Индийский танк Арджун Мк.2

60
Индия является крупнейшим партнером России в области военно-технического сотрудничества. Однако что мы знаем о индийских планах и перспективах? Есть ли в них место России? Об этом рассказал очень интересный материал индийского блога LIVEFIST. Сегодня мы предлагаем русскоязычному читателю его перевод. Честно сказать, по прочтении есть над чем задуматься не только простому обывателю, но и российским официальным лицам, принимающим решения в области ВТС, разработки и производства сухопутных вооружений.

Индийский танк Арджун Мк.2



Ченнаи, Авади. После трех десятилетии разработок, Индийский ОБТ "Арджун" буквально возродился как Феникс из пепла, удивив даже самых скептических наблюдателей. В прошлом году Арджун обошел Т-72 и Т-90 состоящие на вооружении Индийской армии, в испытаниях, в которых участвовали лучшие экипажи и технический персонал.

Журнал FORCE посетил Управление Исследований и Разработок Боевых Машин (CVRDE) для эксклюзивного детального обзора проекта. Мы узнали, что Арджун Мк.2 существенно улучшенный и более боеспособный танк, чем Арджун Мк-1, но одновременно с этим он слишком тяжел, и таким образом ограничивает регионы где он может быть развернут Армией. И это делает его непригодным следуя операционным требованиям Индийской Армии к ОБТ. По словам P.Sivakumar, директора CVRDE, "вес Арджун мешает ему быть развернутым во всех регионах, требуемых Армией".


Имея это в виду, улучшенные возможности Арджун Мк.2 все же, кажется, поставили Армию в затруднительно положение. Что делать с танком, который быстр, метко стреляет в движении, относительно хорошо защищен, но слишком тяжел, чтобы быть развернутым в пустыне недалеко от границы с Пакистаном в качестве замены Т-72 или Т-90? Как ни парадоксально, в то время как сам танк продемонстрировал высокую скорость и мобильность, его вес не позволяет ему служить там, где этого захочет Армия. Арджун Mk.2 будет весить около 67 тонн, и это фатально ограничивает оперативную эффективность танка в Индийской Армии.

Танк слишком тяжел, чтобы быть развернутым вдоль границы с Пакистаном. Он не в состоянии эффективно проходить по местности, заполненной природными и/или искусственными препятствиями или регионами пересеченными реками и каналами. Это исключает большинство мест в штате Раджастан, Пенджаб и гористой местности сектора J&K.

Это вынудило Армию определить области, где Арджун может быть безопасно развернут и области, где оперативные части смогут базироваться. Это, вероятно, означает, что Арджун не будут сражаться вместе с Т-90 и Т-72. Так же он, конечно же, не будет частью ударных корпусов Индийской Армии, так как может легко увязнуть на незнакомой местности. Это противоречит философии танковых соединений, которые планировались для проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории. В отличие от Т-шек, которые были переброшены по воздуху на большие высоты, например Лех, и даже за границу, Арджун не могут быть переброшены по воздуху транспортными самолетами Ил-76 и C-130 J Индийских Военно-Воздушных Сил. C-17 Globemaster, который будет внедрен в ВВС Индии (IAF) имеет максимальную грузоподъемность 75 тонн, которая недостаточна для перевозки 67-тонного Арджун Mk.2 с сопутствующим вспомогательным оборудованием.

Во время визита корреспондента в CVRDE в Авади в штате Тамилнад, было очевидно, что несмотря на все усилия весьма преданной команды конструкторов и ученых, Арджун вряд ли когда-либо будет заказан в значительных количествах Индийской Армией - которой по операционным планам нужно около 3500 танков. Общие заказы на Арджуны на сегодняшний день составляют 240 машин (124 Mk.1 и 116 Mk.2). Больший заказ будет означать необходимость выделения дополнительных ресурсов - что, по всей видимости, этого Армии делать не хотелось бы.

По состоянию дел на текущий момент, первые Арджун Mk.2 начнут сходить с конвейера на заводе Тяжелых Транспортных Средств (НVF) в Авади, через два с половиной года (30 месяцев) после размещения заказа. Сам заказ, вероятно, будет оформлен к концу года, и первые танки Mk.2 поступят на службу в 2016 году. HVF Авади планирует производство 30 танков в год. Таким образом, все 116 танков будут доставлены до 2020 года. Если работы по производству ОБТ Будущего (FMBT) начнутся прямо сейчас, то первые танки могли бы быть готовы к службе примерно в 2025 году. До тех пор Армия, будет выполнять свои задачи танками Т-90 и модернизированными Т-72, которые в любом случае имеют необходимую инфраструктуру для подготовки кадров, производства и ремонта.


Основные улучшением в Арджун Mk.2, является его способность запуска ракет из ствола орудия. Это было продемонстрировано в 2004 году, ПТУРом LAHAT от компании Israel Aerospace Industries (IAI). Но танк на тот момент не имел встроенную систему Лазерного Слежения за Целью - Laser Target Tracker (LTT). Эта система находится в настоящее время в завершающей стадии проверок и демонстрируется оператору. Армия также попросила больше типов боеприпасов для Mk.2. Номенклатура включает снаряды с термобарической боеголовкой, которые будут разработаны в Индии. Термобарические боеголовки создают устойчиво высокое и интенсивное давление и могут быть использованы против бункеров и фортификационных сооружений, в то же время, нанося минимальный ущерб окружающей местности. Армия также попросила два типа практических снарядов, а так же холостые снаряды для церемониальных нужд. Эти снаряды уменьшат износ ствола во время учений. В плане защиты, Mk.2 будет иметь полную фронтальную Динамическую Защиту (ДЗ) и так как совместимость была желательна, то ДЗ будет иметь такую же структуру как на Т-шках. Организация Оборонных Исследований и Разработок (DRDO) новое взрывчатое вещество для снаряжения элементов динамической защиты, взамен российского, что делается с целью получения лучших показателей защищённости. Новая начинка для элементов ДЗ разрабатывается в Исследовательской Лаборатории Высоко-Энергетичных Материалов (HEMRL). Эти ВВ будут использоваться в ДЗ для танков Арджун, Т-90 и Т-72. Системы Активной Защиты (APS), которые помогут избежать атаки, как путем обмана датчиков противника (soft-kill), так и путем физического разрушения подлетающих боеголовок (hard-kill) - также будут интегрированы в Арджун Mk.2.

В этом направлении для размещения на Арджун Мк.2 рассматривается израильская система «Трофи». Также танк будет оснащаться плугом(тралящими средствами –GKh) для подрыва мин нажимного и кантатного действия. Сиденье водителя на Арджун Mk.2 в настоящее время подвешено к крыше. По сравнению с прикреплённым к полу как на Mk.1 - это обеспечивает лучшую противоминную защиту. Вместе с ДЗ, с противоминным плугом весом 3 тонны и другими ожидаемыми дополнениями, вес MK.2 увеличится с 62 до 67 тонн. Подвеска была вновь переработана чтобы выдерживать нагрузку до 70 тонн. Для удовлетворения жалоб по быстрому износу траков гусениц, новые пересмотренные траки будет иметь увеличенную длину зацепов (19 мм), а катки стали немного больше. Траки импортируются из Германии, но все остальное отечественного производства. Двигатель на Мк.2 останется прежним. С оригинальной силовой установкой с Mk.1, была достигнута максимальная скоростью 72 км/ч. Для Mk.2 конечная передача была изменена за счет увеличения передаточного числа от 4,4 до 5,3, а максимальная скорость теперь снизилась до 58,5 км/ч, но крутящий момент и тяга доступная между треком и поверхностью были увеличены и теперь могут справляться с повышенным весом. Несмотря на увеличение веса, CVRDE утверждает, что ускорение лучше, чем у Mk.1, при одинаковом потреблении топлива.


Проект Арджун Mk.2 также перенес серьезный удар в связи с несчастной кончиной Главного конструктора GK Kumaravel несколько месяцев назад. Kumaravel погиб в дорожно-транспортном происшествии, в Покхран где он находился для испытаний Арджун Mk.2. Он управлял проектом Арджун и планировалось, что в будущем он займет пост директора CVRDE. Он сыграл ключевую роль в развитии и интеграции систем на ОБТ Arjun Mk II. Проект Арджун теперь будет вести V. Balamurugan. Самой большой проблемой, с которой сталкиваются Арджун и почти все другие отечественные проекты, является заказ на небольшое количество - что мешает инвестициям в производство и необходимое станочное оборудование. Sivakumar сказал FORCE, что: "Большее количество имеет важное значение для снижения цен, установления процесса, хороших механизмов контроля качества и последовательности в производстве". Это также причины из-за которых, как он говорит, заказы обязательно должны существовать. Завод НVF не производил ОБТ Арджун в течение двух лет и многие ноу-хау были просто потеряны.

В то время как официальные лица в CVRDE говорят, что Армия удовлетворена возможностями Mk.1, журнал FORCE узнал, что отсутствие запасных частей является постоянной проблемой – расход и потребности в запчастях оказались большими, чем ожидалось. Были жалобы на износ траков, хотя официальные лица CVRDE заявляют, что это было вызвано неопытными водителями, привыкшими к Т-72 и Т-90. 120-мм танковая пушка доказала свою надежность на танках серии Mk.1, и сегодня ствол Арджун имеет больший ресурс по сравнению с T-шками. Были некоторые проблемы со стволами на нескольких танках по словам должностных лиц CVRDE, комитет рассматривает это дело.

Процесс получения запасных частей занимает много времени, так как подключается ряд ведомств. Производство ограниченными количествами еще больше усугубляет проблему. Директор Sivakumar рассказал журналу FORCE, что предпринимаются шаги для решения этой проблемы и "в отличие от Mk.1, где заказы на сами танки и Пакеты Инженерной Поддержки (ESP) были обработаны по отдельности, в Арджун Mk.2 это будет сделано одновременно. Это позволит сократить время, необходимое для доставки необходимых запчастей". По его словам, производство значительно улучшилось, и Израильская компания сейчас работает над компьютеризацией линии производства.

Между тем, Индийская Армия старается содержать стареющий парк Т-72. В то время как Т-72 был признан одной из лучших конструкций Русских танков, стареющий танковый парк теперь все труднее и труднее поддерживать. Небольшие размеры и тесная башня Т-72 делает интеграцию новейших технологий - таких например как Система Управления Огнем, приборы ночного видения и другой электроники - очень трудным предприятием. К сожалению, для армии, Т-90 не оказался такой же блистательной звездой, как его предшественник. Большое количество сбоев вышли на первый план, а производство на HVF наращивалось очень медленными темпами до полномасштабного серийного производства. Россия также отказался передавать HVF металлургические технологии, связанные с производством стволов и брони для Т-90С.

Несмотря на все это, победа Арджун над Т-90 и Т-72 в сравнительных испытаниях, сродни победе легкого истребителя "Tejas" над F-16 в воздушном бою! Части, которые принимали участие в испытаниях, представили свои лучшие танки и экипажи. Арджун удалось показать себя очень даже хорошо. Армейские источники свободно говорят журналу FORCE, что у тех, кто служит на Т-шках есть сереотипы по отношению к Арджун. Но они также признают, что Арджун заметно более современный, по сравнению с Т-72 и Т-90, во многих отношениях. Например, Арджун может стрелять почти в два раза больше количество снарядов своего главного калибра, чем Т-шки.

Арджун Mk.2 во многом является тем, чем Арджун Mk.1, вероятно, должен был быть. Трагично то, что общее количество заказов на Арджун в течение следующего десятилетия, вряд ли превысит 400- 500 единиц, включая 240 уже заказанные, а также другие варианты, такие как Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), 130 мм самоходное орудие "Катапульта" и шасси к самоходке SP-155. Последний проект относится к гусеничной базе, которая должна была быть скрещена со Словацким орудием, в сотрудничестве с Bharat Earth Movers Limited (BEML). Это предложение уже столкнулось со своим 9-ым валом. Остается только узнать примет ли Армия такие отечественные предложения или предпочтет обратиться за рубеж для закупки проверенной системы, которая может быть введена в строй быстро и в значительном количестве, чтобы остановить тревожный спад в своем бронетанковом и артиллерийском потенциале.

Что, однако, ясно, так это то, что производство и развития Арджун должно быть продолжено, только в этом случае критически-важные разработки и производственные ноу-хау не будут разбазариваться. Важно также сохранить функционирующую производственную линию путем заказов на производство, ремонт, капитальный ремонт и модернизации, пока проект ОБТ Будущего (FMBT) набирает обороты. Имея это в виду, вполне вероятно, что DRDO смогут убедить Армию на размещение нескольких заказов, что позволит продолжить мелкосерийное производство. Крайне важно, чтобы DRDO и Армия подстегивала проект FMBT, чтобы гарантировать, что его плоды поспеют к моменту замены танков Т-72.

В целом, Бронетанковые Войска Индийской Армии в период 2015-2020 могут состоять из примерно 1700 Т-90С, 1800-2000 модернизированных Т-72М1 и 250-500 Арджун. Конечно, потенциальные заказы на FMBT, которых как минимум могло бы быть на 1000-1500 танков, являются достаточным стимулом для того, чтобы воспринимать Арджун как национальный проект. Этот футуристический танк вряд ли будет стоить меньше 10.3 миллионов долларов за штуку - а общее количество заказов стоило бы от 10 до 15 миллиардов долларов.

Кулаки из Железа: Индийский Основной Боевой Танк Будущего

Если мы хотим, чтобы проект разработки отечественного ОБТ Будущего (FMBT) от DRDO был увенчан успехом, ему нужно придать статус национального проекта. Успех может быть выражен в минимальном заказе на 1000 танков, чтобы начать замену Т-72 Индийской Армии с 2022.

Хотя более вероятно, что FMBT будут готовы к службе лишь около 2025 года. DRDO потребуется не менее десяти лет, чтобы подготовить первые образцы для испытаний, а затем развернуть производство рабочих версий несколько лет спустя. В то время как расчетная стоимость развития в 1 миллиард долларов может показаться большой, инвестиции будут окуплены многократно. Заказ на 1000 FMBT стоил бы 10 миллиардов долларов (при стоимости 10.3 миллиона за один танк) в течение двух-трех десятилетий. Это даст сильный толчок отечественным предприятиям 1го и 2го уровня кооперации, участвующих в программе.
В настоящее время ожидается, что FMBT будет очень мобильным ОБТ в классе 50-55 тонн. Он будет содержать новейшие технологии, современные материалы, для уменьшения веса, гладкоствольную 120мм пушку, способную запускать ракеты и самыми передовыми боеприпасами, двигатель высокой мощности (1800 л.с.) с современной трансмиссией, подвеской и ходовой частью. Он будет включать в себя высокий уровень защиты экипажа, за счет использования нового поколения систем Активной Защиты (APS) в дополнение к его броневой защите. А также обеспечит высокий уровень ситуационной осведомленности экипажам, благодаря датчикам, каналам передачи данных и возможности работать в сетевом поле боя.

Несмотря на то, что Армия обратилась в CVRDE с просьбой воздерживаться от разговоров о проект, стало известно, что уже начата работа по разработке двигателей. А это хороший знак для всего проекта. Интересно, что такие компании как Renk и AVL отказались предоставить консультации по разработке двигателя. Разработка 120мм гладкоствольной пушки также предоставит свои собственные проблемы, с точки зрения конструкции и веса. Имея в виду Израильское участие в проекте Арджун, вполне вероятно, что Израильские компании будут играть ключевую роль в развитии FMBT.

CVRDE приобрела значительный опыт в проектировании и разработке танков благодаря Арджун и модернизации МК.2. Проектирование 50-тонного танка с характеристиками затребованными Армией, будет крайне сложной задачей. Однако многие из частей FMBT скорее всего будут отечественными, такие, как силовая установка, подвеска и ходовая часть, 120мм гладкоствольное орудие, панели встроенной Динамической Защиты, оборудование связи и передачи данных. Предпосылки либо для совместного производства, либо для лицензионного выпуска ночных прицелов, целеуказания и систем управления огнем и т.д. также будут уже созданы к тому времени.

Интервью с директором CVRDE, доктором Sivakumar

«В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танков вместо 124»

- Каков статус проекта Арджун Mk.2 в настоящее время?

Арджун Мк.1 получил в общей сложности 89 улучшений и Армией было решено назвать его Арджун Mk.2. Эти 89 усовершенствований были сделаны не только с учетом проблем, с которыми мы столкнулись на Арджун Mk.1 танк, но и для удовлетворения будущих потребностей Армии. В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танка, а не 124. Это является результатом политики, которая предусматривает будущее сокращение Бронетанков Полков резерва на три танка. Таким образом, два Полка Арджун Mk.2 будет иметь на шесть танков меньше. Окончательное решение о 118 танках находится почти в завершающей стадии. Армия заявила, что она примет решение о том, удовлетворяет ли их Арджун Mk.2 или нет, только после того как испытания, которые начались в прошлом месяце и как ожидается продолжатся в два-три месяца, будут завершены. Заводу OFB потребуется 30 месяцев (2,5 года) с момента размещения заказа, до первой партии Арджун Mk.2, которая будет поставлена в Армию. Мк.2 внедрит в себя все то, что мы узнали, борясь с проблемами на Арджун Mk.1, в вопросах производства, боевой эффективности, качества и т.д. CVRDE стремится обеспечить решение всех проблем, с которыми сталкивались на Mk.1 и заявляет о том, что они не будет повторяться на Мк.2. На основе проекта Mk.2, мы сформировали Комитет под названием Центральный Комитет Арджун, который будет ежемесячно следить за прогрессом в проекте Арджун Mk.2. Все заинтересованные стороны, начиная с DRDO, Генеральный Директорат по Обеспечению Качества (DGQA), Корпус Электроники и Инженеров-Механиков (EME), а также пользователи, присутствуют в Комитете, и мы получили отличную поддержку со стороны всех заинтересованных сторон.

-Каковы основные изменения в Арджун Mk.2?

Арджун Mk.2 в результате выполнения новых дополнительных требований со стороны заказчика, будет иметь увеличенную с 62 до 67 тонн массу. Это произойдет в основном из-за увеличения ширины гусеницы, комплектации противоминным плугом, установкой на лобовой части корпуса и на башне Динамической Защиты. Только эти два требования уже добавят три тонны на вес Арджун Mk.1. Наряду с другими дополнениями ожидается, что Мк.2 достигнет 67 тонн. После изучения силовой установки (двигатель MTU с трансмисией RENK) мы решили, что она прекрасно подходит для условий Индийской пустыни. Наряду с улучшением системы очистки воздуха и системы охлаждения, мы постепенно делали этот двигатель и коробку передач все более и более прочными в течение последних лет. Таким образом, мы убедили заказчика, что та же силовая установка, с помощью более высокого передаточного числа в трансмиссии, может быть использована и для Арджун Mk.2. Это было доказано Армии в прошлом году, когда мы проехали 1350км с модифицированным двигателем и моделированием веса до 66 тонн. Для демонстрации заказчику, путем модернизации и внедрения 53 улучшений, мы создали Р-1 - прототип Арджун Мк.2. Этот танк принимал участие в испытаниях летом прошлого года, которые длились почти две недели, в условиях 46 градусной жары. Мы улучшили и подвеску - чтобы обеспечить такой же ресурс всех компонентов, несмотря на увеличение веса танка. Для внедрения этой новой подвески, мы спроектировали новый корпус для Арджун Mк.2.

Версия Mk.2 теперь может стрелять ракетами, что не было возможным на Mk.1. Мы уже доказали возможность модернизации танков ракетами ЛАХАТ. Сейчас мы ее интегрируем на Mk.2. Кроме того, Мк.2 будет обладать дистанционно управляемым вооружением на башне. В Mk.1, для управления этим вооружением требуется чтобы заряжающий покинул бронированное пространство. Мк.2 будет иметь улучшенный панорамный прицел командира с ночным видением, возможности "охотник-убийца" способность у командира, наводчика и заряжающего. Так же у Мк.2 будет Вспомогательная Силовая Установка (ВСУ), которая отсутствует у T-шек. Ее мощность была повышена с 4,5 кВт до более 8 кВт на Mk.2. Так же у нас есть цифровые системы связи, современные навигационные системы и т.д. Мы увеличили ширину колеи, чтобы убедиться, что давление на грунт останется неизменным, несмотря на увеличение массы.

-Каков статус Арджун Mk.1 в настоящее время?

Арджун Mk.1 получил заказ на 124 машин. Два Полка оснащены 45 танками Арджун каждый. Это 43-ий бронетанковый полк и 75-й бронетанковый полк в Джайсалмер. На данный момент Арджун состоит на службе в полном объеме в частях этих двух полков. Баланс в 34 танка будет использоваться для удовлетворения требований Армий БРИК и они разбросаны между Корпусом Электроники и Инженеров-Механиков (EME), Военного Резерва, Учебных Центров, DRDO / DGQA и т.д. Завод HVF Авади отправил 116 Арджун Mk.1 танков. Остальные восемь танков будут доставлены в течение ближайших пяти-шести месяцев. Большинство запчастей для ОБТ Арджун были израсходованы в ходе различных испытаний. В настоящее время мы работаем над обеспечением доступности новых запчастей. Есть и другая часть Пакета Инженерной Поддержки (ESP) для Арджун, которая включает в себя запасные части, обучение и учебные пособия. Это делается параллельно. Если говорить о проекте Арджун Mk.1, то можно сказать, что он завершен примерно на 90 процентов .

-Какова стоимость программы до настоящего времени?

Каждый Арджун Mk.1 стоит чуть больше 4.1 миллиона долларов. Каждый Арджун Mk.2 со всеми улучшениями будет стоить примерно 7 миллионов долларов. Стоимость всей программы Арджун Mk.1 оценивается примерно в 74 миллиона долларов. На эти деньги, мы сделали 11 прототипов и 15 опытных серий танков и необходимых запасных частей. Это включает затраты на создание производственной линии. Так же мы рассматриваем несколько вариантов на базе платформы Арджун, таких например как Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), которая близка к завершению. Также мы рассматриваем идею использования шасси Арджуна для установки на него Российского 130мм орудия "Катапульта", который был ранее смонтирован на шасси Vijayanta. Мы также будем бороться в тендере Индийской Армии на самоходные, гусеничные орудия. Вместе с компанией Bharat Earth Movers Limited (BEML) мы предлагаем установку Словацкой 155мм гаубицы на шасси Арджуна. Еще мы изготовили Мостоукладчик на базе танка Арджун (BLT), но Армия говорит, что он может не потребоваться. Стоимость танка безусловно пойдет вниз если мы получим больше заказов. Это также поможет сократить импортные составляющие. Mk.1 состоит почти на 60 процентов из импортируемых комплектующих и хотя много было сделано для повышения качеств танка, доля импорта в версии Мк.2 останется такой же. Поскольку заказ невелик, ни одна иностранная компания не готова предложить передачу технологии (ToT). Я чувствую, что если Mk.2 получит заказ на 4 Полка, то процент импортных комплектующих может снизиться до 43 процентов и дальше может спуститься и до 25 процентов, если заказы в общей сложности будут размещены на укомплектование 6 Полков. Расходы на жизненный цикл танка Арджун будут намного дешевле, чем у других танков. Проект также может предложить многочисленные усовершенствования в качестве отечественных программ модернизации остальной бронетехники на вооружении Армии.

(Журналист Атул Чандра является корреспондент журнала FORCE в Бангалоре в Оборонной и Аэро-Космической областях. Этот материал появится в Августе 2012 и используется с разрешения издания. Все тексты и фотографии любезно предоставленны FORCE).
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 августа 2012 11:56
    Создают альтернативу нашим танкам)
    1. +9
      17 августа 2012 13:15
      Мне особенно бантики разные на фотке понравились
      1. любопытный
        0
        17 августа 2012 14:46
        Пусть уже и далее , вместо собственных "боевых слонов", покупают Т-90 и не выпендриваются
        1. +2
          19 августа 2012 11:19
          Так они, собственно, это и делают. Т-90 будет основным танком для индийских вооруженных сил довольно долго. "Арджуны" - это скорее наработки опыта для собственной танковой школы. Она должна быть у государства, претендующего на статус, по крайней мере, региональной державы (а потенциал Индии куда больший, и амбиции имеются, как и "добрые" соседи - Китай и Пакистан). Плохой "Арджун" или хороший, он свой (локализация, правда процентов 70-80, но все же не танкокомплект Т-90). Индия старается не попадать в оружейную зависимость от кого-либо. Поэтому тендер на истребители выиграли евпропейцы, на ВТА - США. Ну а что "попроще" (танки) пора бы уже и самим. Можно долго спорить, что лучше и что хуже, но стоит арджун около 8 млн. долларов (http://www.itar-tass.com/c134/219391.html) - соотношение цена/качество/эффективность вызывает вопросы, но эта не причина для индусов отказаться от разработки.
      2. +1
        18 августа 2012 00:58
        так на первой фотке и ствол деревянный .
      3. Shulz-1955
        0
        18 августа 2012 06:05
        Розовый - хороший цвет, жизнерадостный такой
    2. +3
      17 августа 2012 15:35
      Арджун может стрелять почти в два раза больше количество снарядов своего главного калибра, чем Т-шки.

      Как-то не по русски и еще главный калибр, он что линкор со вспомогательным калибром?
  2. CrippleCross
    -1
    17 августа 2012 12:01
    Мда......не универсальная машинка. Танк будет наверное нести функции обороного характера в определенных точках страны, где возможно его использование, для наступления он не катит в прямом смысле этого слова.
    1. Nubia2
      0
      18 августа 2012 20:46
      Цитата: CrippleCross
      для наступления он не катит

      что же по вашему ему может помешать участвовать в наступлении?
      1. CrippleCross
        -1
        20 августа 2012 12:08
        Nubia2,
        То что он очень вес большой имеет и проходимость ограниченную. Для наступательных маневров, нужна техника обладающая всепроходимостью. Для обороны конкретных рубежей, танк будет хорош, а в остальном не особо.
        1. Nubia2
          0
          20 августа 2012 16:11
          Глупости. Его вес не запределен, удельная мощность двигателя выше чем у т-90.
          Так что НИЧЕГО ему (ни даже Меркавам) не мешает участвовать в наступлении.
          А если где и засядет..то там же спокойно сядет и т-шка (то же не пушинка)

          "Для наступательных маневров, нужна техника обладающая всепроходимостью".
          Это какая? всепроходимостью обладает только пехота)) Да и то, не "все.."
          1. CrippleCross
            0
            21 августа 2012 11:38
            Nubia2,
            Ну знаете Виктор, с ваших слов можно тогда и Мистраль в Волгу запустить, а че, как сядет на мель так и слезет, какая разница, океан или река. Или наоборот, маленьким сторожевым катером войной на штаты через океан пойти. У Вас Виктор видно в голове вся военная техника унифицированна и способна выполнять взаимозаменяемые задачи. Вы видно и межконтинентальную ракету запустите из подствольного гранатомета автомата. Такие рембо рукастые в армии нужны good
  3. +4
    17 августа 2012 12:06
    Ну может и превосходит Т-90, да и ради Бога.
    Мы ждем Армату.
    1. +10
      17 августа 2012 12:44
      Конечно превосходит - особенно по весу laughing
      1. Хысник-Цузой
        +3
        17 августа 2012 14:35
        Цитата: леликас
        особенно по весу

        А интересно, откуда он такой вес набрал индиец? Тупо брони навесили?
        Ничего не сказано и о движках. Вообще статья не дает конкретных параметров, по которым индиец лучше наших. Очень все это походит на рекламное фуфло.
        1. Мимопроходящий
          0
          17 августа 2012 18:08
          Цитата: Хысник-Цузой
          Вообще статья не дает конкретных параметров, по которым индиец лучше наших

          Куда конкретней - у Арджуна больше макс. скорость, динамика разгона, точность стрельбы в движении, наличие ВСУ, меньшая стоимость жизненного цикла.
        2. 0
          18 августа 2012 01:06
          Россия также отказался передавать HVF металлургические технологии, связанные с производством стволов и брони для Т-90С.
          ,вот они толще броню делают.
          А так -да -58,5 км/ч намного быстрее чем 70 у Т90.Танки надежные , а запчастей не хватает. Гуси слетают-Т90 виноват. Естественно что для индийцев лучший танк родной.
    2. lotus04
      0
      18 августа 2012 07:26
      Цитата: volkan
      Ну может и превосходит Т-90, да и ради Бога.


      Да не превосходит он Т-90! И тема эта про их Арджун, который они разрабатывают уже не один десяток лет, уже протухла и воняет. Склепали, вот пусть на них и воюют. Так нет! Всё равно у нас покупают. Видимо тоже есть любители "бабло" попилить.
  4. +3
    17 августа 2012 12:13
    Как результат, это все еще не ОБТ а ОКР по ОБТ. Скорее всего все закончится небольшими партиями и закупкой у нас модернизированного Т-90С с новым боевым отделением, который превосходит Арджун 2. Но прогресс в работах у Индийцев на лицо. Единственное, раз он превзошел Т-90, то чтож они не публикуют результаты ?
    1. GES
      GES
      +1
      17 августа 2012 12:40
      Цитата: Pacifist
      Единственное, раз он превзошел Т-90, то чтож они не публикуют результаты ?

      Да по размеру тех же откатов и распилов. laughing
  5. +4
    17 августа 2012 12:21
    Не индусы не танкостроители,даже скопировать толком не могут.
    А арджун 2 может только существовать потомучто он типа местный.
    А так чушь-чушью.
    1. +7
      17 августа 2012 15:28


      И типа с 1974 года строят

      28 июля 2005 года министр обороны Пранаб Мукэрджи (Pranab Mukherjee) сообщил парламенту, что «танк Arjun по своим характеристикам превосходит российский танк Т-90».он превосходит российский по отношению огневой мощи к боевому весу, лучшим возможностям по стрельбе в движении в дневных условиях и в сумерках, в продолжительности эффективного вождения танка, так как индийская машина обладает лучшими эргономическими условиями для работы экипажа, чем российский танк. «Танк Arjun прошел все испытания и подтвердил высокие характеристики», заявил министр обороны.

      А год спустя Индия закупила дополнительное количество танков Т-90 в количестве 347 единиц к имеющемуся парку этих машин в количестве 310 единиц.


      была даже версия ЕХ, башня Арджун на шасси Т-72.
  6. +1
    17 августа 2012 12:22
    О эту статью еще вчера на ворфайлах читал. кто у кого копипастит?
    1. +1
      17 августа 2012 13:39
      Россия также отказался - промт?
  7. +6
    17 августа 2012 12:34
    выдали желаемое за действительное,типа:всегда верь рекламе...но с другой стороны: если Т90 "раскормить" на 20 тонн,то он вообще всех нагнёт!)
  8. +4
    17 августа 2012 13:09
    Бронированный слон по традиции у Индусов в почёте!
  9. 0
    17 августа 2012 13:13
    Про вес танка и возможность применения стоит подумать нашим разработчикам, ведущим разработку Арматы...
    1. 0
      17 августа 2012 13:43
      Он и 60 тонн весить не будет,так что все норм.
  10. Drapper
    +1
    17 августа 2012 13:27
    А "котлы" часы laughing на руке то золотые, определенно не танкист, а по теме: ну создали и создали, где то читал что мол превосходит т-90, а данные превосходства не предоставили, так что за уши притянуто, но всё равно + за старание smile
    1. upasika1918
      +1
      17 августа 2012 20:02
      Они как цыгане, без рыжья ни куда.
  11. +11
    17 августа 2012 13:50
    Танк "Арджун" - всего лишь глубокая модернизация боевого индиского слона.

    Как итог проведеных НИиОКР.
    1. +3
      18 августа 2012 01:35
      Просто пакистанский командир увидев такое в прицеле -заржет и промажет.
      1. +3
        18 августа 2012 03:47
        Да не заржет - у них та же бодяга
  12. +4
    17 августа 2012 14:20
    Во-во,зацените "камуфляж"!!!
    -Это они как автобусы свои украшают-таже ржака...
  13. +3
    17 августа 2012 15:14
    "Армия также попросила два типа практических снарядов, а так же холостые снаряды для церемониальных нужд. "

    Ничего себе "церемониальные нужды". fellow
  14. sergskak
    0
    17 августа 2012 15:32
    Россия также отказался передавать HVF металлургические технологии, связанные с производством стволов и брони для Т-90С.
    Может и правильно не знаю,но рано или поздно они буду обладать подобными технологиями.Хуже если с помощью тех же Германии или Израиля.
  15. red 015
    0
    17 августа 2012 15:36
    смешно звучит ,что Арджун Mk.2 превосходит т-90,это им просто хочется ,что б та было,ну пусть так думают у нас Армата на подходе
    1. +1
      17 августа 2012 20:03
      Данная статья перевод блога. Блог далеко не официальная точка зрения. Равносильно, если кто-нибудь из индийцев переведет понравившийся ему пост из topwar.ru. У меня по этому поводу еще вопрос к автору, призывающего "задуматься не только простому обывателю, но и российским официальным лицам", НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ?
      1. 0
        18 августа 2012 01:36
        пост не покатит -всю ветку надо -любому иностранцу мозг вынесет.
  16. бачаст
    +10
    17 августа 2012 16:05
    индусы такие индусы
    1. +1
      17 августа 2012 16:48
      Смешно. Не знаете, зачем они так? Ноги тренируют?
      1. бачаст
        0
        17 августа 2012 17:47
        понятия не имею.они же всегда такие
        http://www.youtube.com/watch?v=h6xvITs-PAo
      2. 0
        20 августа 2012 10:19
        Британский строевой шаг. От колонизаторов достался.
    2. +4
      17 августа 2012 19:43
      Цитата: бачаст
      индусы такие индусы
      - прикольно. laughing Сразу видно, что касты там до сих пор существуют - главный наводчик пушки сидит очень вальяжно, адже попой не шевелит. Видно, что Восток - очень много символизма в движениях, из-за этого очень много лишних, порой нелепых движений и вздрыгиваний. Сразу видно, что индусы - людских ресурсов более чем достаточно, отсюда и боевой расчет аж на восемь чел. А пушка хорошая, механизированная, сдается мне, какой-то западной страны, очень продвинутой в техническом отношении. В наших бы артиллерийских подразделениях с такой пушкой расчет бы запросто сократили бы до четырех чел. А если внести небольшие конструктивные изменения - типа ту крутилку, что снаряды в казенник непосредственно подает, установить возле наводчика, так и вообще можно сократить до двух чел и одного командира - тот, что порох закладывает, тот один может и снаряды в гидроруку закладывать. И главное, все без лишних движений, прости "первый готов, второй готов!," Огонь!!!!" и все по новой
      1. Shotoff
        +1
        17 августа 2012 20:35
        Производство - BAE Systems - Bofors Division - Sweden
        1. 0
          17 августа 2012 22:09
          Цитата: Shotoff
          Производство - BAE Systems - Bofors Division - Sweden
          - спасибо, запомню -)))).Врага нужно знать в лицо -)))
      2. Кшатрий
        0
        18 августа 2012 09:00
        Цитата: аксакал
        отсюда и боевой расчет аж на восемь чел.

        Гы-гы...неа....боевой расчёт всего один человек! Он Ситх ( в тюрбане....древняя воинская каста ),а остальные ---просто 7 дрессированных макак ! Обратите внимание у макак свой командир ,отдающий им приказы. Думаю,что чел в тюрбане с ними вааще никогда не разговаривает...и с рождения до смерти не подстригает волосы....,вот такое у них разделение --кастовое.....
        1. 0
          18 августа 2012 14:05
          Цитата: Кшатрий
          Он Ситх ( в тюрбане....древняя воинская каста ),а остальные ---просто 7 дрессированных макак ! Обратите внимание у макак свой командир ,отдающий им приказы
          - так на это и обратил внимание -)))). Поэтому предположил кастовость, просто не знал таких тонкостей, что он ситх, но благодаря вам знать буду-))).
    3. upasika1918
      +2
      17 августа 2012 20:14
      А у солдатиков механизм часовой или они на батарейках?
      1. 0
        17 августа 2012 21:18
        Да, похоже, "Дюраселл" нехило забашлял...))))
    4. CC-20a
      0
      18 августа 2012 00:47
      они что в бою так же сказать будут? belay
      (зайцы блин)
    5. 0
      18 августа 2012 01:46
      Спасибо,хорошо посмеялся, 4,10 танец лебедей вообще порвал.
      з.ы. - танк большой потому-что они внутри так-же бегают
    6. Кшатрий
      0
      18 августа 2012 08:46
      Ролик такой позитивный....с утра --радует..
    7. 0
      18 августа 2012 08:59
      Красиво бегают wink good
  17. Alеxander
    0
    17 августа 2012 17:44
    Сегодня они разрабатывают Арджун Мк.2, а завтра по любому закупят наши Т-99.
    1. Nubia2
      0
      18 августа 2012 20:48
      Цитата: Alеxander
      а завтра по любому закупят наши Т-99

      супер..
      а как можно закупить то, чего нет?
  18. Чума Великий
    -1
    17 августа 2012 18:10
    sergskak- а кто сказал что немецкая или еврейская броня крепче и лучше нашей????!!!!
  19. upasika1918
    +1
    17 августа 2012 20:18
    Если дело дойдёт до драки, всё равно желаю индусам победы.
    1. Shulz-1955
      0
      18 августа 2012 06:23
      Если они на войне так прыгать и дрыгаться будут, то когда воевать то
  20. +2
    17 августа 2012 21:10
    Какая-то "тупая" статья. Никакой конкретики.В чем конкретно превосходит этот"арджун" Т-90?Что значит фраза: " может в 2 раза больше стрелять снарядов ,чем Т-90" ?Больше в 2 раза боезапас? Или в 2 раза больше живучесть ствола орудия?Считаю ,что это сугубо рекламная статья,вряд-ли индусы достигли технологий,которые применяются при производстве Т-90.
  21. -1
    17 августа 2012 22:00
    "Он не в состоянии эффективно проходить по местности, заполненной природными и/или искусственными препятствиями или регионами пересеченными реками и каналами"
    и это танк?)
  22. sapulid
    +1
    18 августа 2012 01:01
    Попытка создать тяжелый танк собственными силами. Пока, при помощи зарубежных компаний. Конкуренции нашим не создаст, ввиду отличий в применении. Стараются избавиться от зависимости от одного поставщика. Тоже, не плохо. Учитывая наш уровень взаимопроникновения технологий, часть новейших из них, получат и наши.
  23. maxiv1979
    +1
    18 августа 2012 05:36
    не плохой танк, со временем доведут до ума, тут, конечно, не хватает школы немного, эдакая попытка взять лучшее и собрав воедино получить) но, несомненно, может получиться,окажем помощь небольшую,главное деньги и желание,все с чегото начинали...

    кстати, танк крупноват, забронированный объем большой, мордочка, как и у всех, шиться будет очень плохо, а в остальном...пожалуй тот же Т-90 удивит еще)
  24. 0
    18 августа 2012 10:00
    победа Арджун над Т-90 и Т-72 в сравнительных испытаниях

    Так индийцы до сих пор не опубликовали результатов сравнительных испытаний!!!Просто наши лучше и все!!!
    Просто надо же как то оправдывать громадные затраты и почти 20 лет работы!!Вот и развернули рекламную компанию!!Наши танки закупали 1000 а самый лучший Арджун Мк.2 только 250шт и чего бы это ????
  25. +1
    18 августа 2012 11:13
    Я не специалист в танковой сфере, но и не специалисту видно. что танк "сырой" и проблемы очень серъёзные.
  26. 0
    18 августа 2012 14:23
    Интересно, а чем их не устраивает выпуск танков по лицензии?
    Похоже на пиар акцию, совмещенную с попилом денег.

    Судя по одной предыдущих статей, где рассказывалось, как индусы снаряды кривые делали, подозреваю, танк еще тот образчик получился.
  27. Дядя Сережа
    +1
    18 августа 2012 18:13
    Про вес. Вспомнилось высказывание командира немецкого танкового батальона на Восточном фронте во время ВОВ. Он писал нечто вроде этого (цитирую по памяти): "мой батальон состоит из двух рот PzKpfw IV и роты "Тигров". В реальности же это означает, что я командую двумя ротами PzKpfw IV - Тигры никогда не оказываются там, где нужно из-за огромного веса и низкой надежности".

    Можете со мной не соглашаться, но я считаю правильным советский подход к танкостроению. Лучше хороший танк там, где он сейчас нужен, чем "супертанк", которого там где нужно вечно нет.
  28. maxiv1979
    0
    18 августа 2012 18:31
    Цитата: Дядя Сережа
    Про вес. Вспомнилось высказывание командира немецкого танкового батальона на Восточном фронте во время ВОВ. Он писал нечто вроде этого (цитирую по памяти): "мой батальон состоит из двух рот PzKpfw IV и роты "Тигров". В реальности же это означает, что я командую двумя ротами PzKpfw IV - Тигры никогда не оказываются там, где нужно из-за огромного веса и низкой надежности".Можете со мной не соглашаться, но я считаю правильным советский подход к танкостроению. Лучше хороший танк там, где он сейчас нужен, чем "супертанк", которого там где нужно вечно нет.


    как это верно
  29. maxiv1979
    -2
    18 августа 2012 18:55
    еще находяться люди, которые путают дот с танком, нет ни одной атаки тигров, где бы они показали себя как танки...дот с пт вооружением
  30. -2
    18 августа 2012 22:10
    А вот вопрос чего он такой тяжёлый... наверное пошли по пути американцев... бар и сортир в комплекте весят много... конечно сравнительные испытания вещь... но если бы Т-72 представлял российский экипаж... я бы поверил... минус..