Судьба проекта А77 "Гарпун"

39
Судьба проекта А77 "Гарпун"



Существующий пограничный флот ведущих мировых держав, как показал опыт, крайне неэффективен к действиям в реальных штормовых условиях против малоразмерных маневренных и быстроходных целей. Эффективность достигается за счет взаимодействия пограничного флота и вертолетов берегового базирования. Узкоспециализированные суда для борьбы с терроризмом должны выполнять следующие задачи:
- освобождение захваченных судов:
- доставка подводной штурмовой группы,
- высадка надводной штурмовой группы,
- прикрытие штурмовых групп,
- оказание помощи пострадавшим,
- конвоирование захваченных судов, террористов на базу.
- патрулирование зоны ответственности с целью предотвращения террористических операций на море;
- пресечение доставки контрабандных грузов;
- пресечение доставки незаконных эмигрантов.

На базе этих задач можно выявить следующие требования:
- минимальное время разгона до полной скорости,
- минимальное время реверса с полного переднего на полный задний ход,
- высокая скорость заднего хода,
- минимальное заливание и забрызгивание верхней палубы,
- возможность размещения штурмовых групп и специального снаряжения,
- удобство действия подводной и надводной штурмовых групп с борта судна,
- удобство управления судном.

Наиболее перспективным считается проект А-77 «Гарпун» разработанного «Агат Дизайн Бюро» и построенного на Выборгском судостроительном заводе, испытания 2003-2004г. Параллельно в бассейне ФГУП ЦАГИ были проведены испытания нескольких поколений моделей с целью проверки оригинальных расчётных методик и результатов электронного моделирования динамики движения, направленных на оптимизацию гидродинамического комплекса глиссирующего типа, включающего геометрию корпуса, параметров водомёта и законов управления системой стабилизации угловых координат модели при движении на регулярном волнении заданной интенсивности.

Следует выделить следующие локальные технологии, которые позволят повысить ТТХ катера и его эффективность, в том числе:
- геометрия корпуса, обеспечивающая оптимальное сочетание показателей мореходности, маневренности и инерционности;
-законы управления системы поддержания оптимального дифферента и умерения бортовой и килевой качки;
- водомётный движитель с высоконапорным насосом и водозаборником, геометрия которого обеспечивает максимальный КПД движителя в широком диапазоне скоростей движения катера;
- система оптимизации центровки по длине катера;
- ряд конструктивных решений, ориентированных на снижение массы катера порожним, повышение ресурса отдельных узлов, и увеличение межремонтного периода катера в эксплуатации.

Исходя из вышесказанного, возникает предложение о возможности создания в одном корпусе, глубоко межпроектно унифицировав комплектацию, проектные, технические и технологические решения, двух катеров проектов А77-4, А77-5 с характеристиками, изложенными в таблице ниже, в которой для сравнения также приведены ТТХ проекта А77 «Гарпун».

(фото http://bastion-karpenko.narod.ru)



Сравнение характеристик катеров показывает, что пр. А77-4, А77-5 существенно превосходят А77 по маневренным и инерционным характеристикам, дальности плавания, автономности, и обладают инфраструктурой, необходимой для выполнения задач ранее перечисленных.

ТТХ А77 «Гарпун» и его модификаций


Дополнительно можно сказать что для управления данным катером была разработана уникальная система автоматики, которая несет следующие функции:

Автоматическое управление подъемной силой днища при глиссировании при помощи системы интерцепторов:

-обеспечение минимального сопротивления при переходном режиме (выходе на глиссирование);
-обеспечение максимального гидродинамического качества путем управления углом атаки в зависимости от скорости глиссирования;
-стабилизация положения корпуса по крену и дифференту, в том числе при воздействии волн;
-управление креном на повороте;
-формирование предупредительной сигнализации о предельных значениях крена и дифферента, формирование команды на экстренное торможение судна при опасном крене или дифференте.

Управление величиной и направлением тяги водометов в различных режимах:
-синхронное следящее управление соплами водометов, заслонками реверса и оборотами двигателей от штурвала и рукоятки в рулевой рубке;
-автоматизированное управление направлением и величиной силы тяги при маневрировании на малых скоростях. В этом режиме судоводитель задает требуемое направление перемещения при помощи рукоятки-джойстика, а требуемую скорость разворота — при помощи штурвала. Система автоматики вычисляет задания на сопла, заслонки реверса и обороты двигателей, необходимые для движения в заданном направлении, в том числе бокового перемещения судна;
-автоматизированное управление соплами водометов в режиме стабилизации заданного курса.

Управление техническими средствами судна:
-отображение состояния люков и дверей, дистанционное управление вентиляцией отсеков;
-отображение объема топлива и пресной воды в цистернах;
-отображение состояния системы электропитания, дистанционное управление генераторными выключателями;
-отображение состояния гидросистемы, дистанционное управление насосами гидросистемы;
-сигнализация о наличии воды в отсеках.
Данный проект является самым скоростным судном в мире данного класса. Только к сожалению страны НАТО проявляют к нему больший интерес и готовы размещать заказы в отличии от Российских спецслужб. По очень непонятным причинам ФСБ РФ отказалось от приема на вооружение данного катера и сегодня он так и остается в количестве 3 штук и одной модели в витрине

Для собственных потребностей России «Агат Дизайн Бюро» разработала другой катер проект А125 «Стрела». Сильно упрощенная копия А 77-4 «Гарпун»
Катер специального назначения А125М



И катер специального назначения Пр А125-1


Назначение:
-Патрулирование и охрана государственной и таможенной границ,
-участие в поисково-спасательных операциях,
-перехват и задержание судов-нарушителей,
-осуществление таможенного контроля,
-охрана морских портов и береговых инженерных сооружений.
ТТХ проекта А125 и А125-1


Итого выпущено:
ПрА125 «Валентин Чуйкин» №800, приписка КФС, год спуска на воду 2004- 1шт
Пр А125-1 №801, на испытаниях (предварительно Калининградской ФТС), год спуска наводу2008- 1шт

Наверно пора задуматься над тем, какими средствами мы будем защищать наши границы реальными катерами или модельками.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vadimus
    +6
    24 августа 2012 09:03
    Это же не авианосцы... Можно было бы удовлетворить спрос в короткие сроки. Тем более граница у нас по протяжённости далеко не шутка!
    1. +4
      24 августа 2012 09:22
      Страны нато предлогают за документацию 4 000 000 000$. Или заказать 200 штук. К слову стоимость катера для России 2,8 млн$.
  2. НикНик
    +8
    24 августа 2012 09:36
    C AK - 630 модель понравилась. Только хватит ли места под боезапас? И нафига тогда впереди леера, складные что ли?
    1. +3
      24 августа 2012 09:49
      Леера не складные. Эта модель была сделана до выпуска первого образца для выставки. Потом её кому то подарили.
      1. +3
        24 августа 2012 16:02
        Цитата: Паровоз
        Потом её кому то подарили.

        Твоими бы колёсами, паровоз, настучать по голове тем, кто дарит образцы новой техники. fool
        1. +2
          24 августа 2012 16:06
          Да с удовольствием. Только кому стучать?
          1. +1
            24 августа 2012 18:52
            К сожалению не знаю...
    2. borisst64
      +1
      24 августа 2012 13:01
      Цитата: НикНик
      Только хватит ли места под боезапас?


      Общая масса АУ, кг: 3800. Вот где проблема, кроме того высокое энергопотребление, т.е. доп. нагрузка на двигатель. Ну и внутренний габарит проблему составит.
      1. 0
        24 августа 2012 13:14
        На А125 ставят все заявленное вооружение. А это только модель. Двигатель там 2 дизеля MTU по 16 цилиндров и 2000 лошадок. И для него это не проблема. На них правда Вихри пока не ставили, выходили только с КПВТ. Но место рассчитано изначально именно под него.
        1. 0
          24 августа 2012 13:20
          Вот нашел фото моторного отсека. Снимал во время строительства.
  3. Свистоплясков
    +2
    24 августа 2012 09:40
    Выглядит неплохо и название подходящее.
    Думаю государство может помочь наладить массовый выпуск , а это кроме военных задач , ещё и рабочие места, развитие инфраструктуры, частных поставщиков, да и гражданский вариант пригодился бы.
    1. +3
      24 августа 2012 09:54
      Цитата: Свистоплясков
      , да и гражданский вариант пригодился бы.

      На его базе делается гражданский. Проект А 45-1 для рек и шельфа, А 145 морского класса. На фото А145 приемка в сочи
      1. Свистоплясков
        +2
        24 августа 2012 10:24
        Ух ты !Интересный дизайн - похож на французкий ТЖВ (поезд).
        Надо заставить наших милионеров покупать, что бы за рубеж деньги не отдавали.
        Глядишь и у нас фирмы , ателье разведуться(а заграницей это целая отрасль) , что бы угодить их взыскательному вкусу!
        1. +2
          24 августа 2012 10:30
          Вид сбоку. Есть фотки салона и рубки. А так же видео с испытаний. Таких на следующий год в Хабаровске 5 и в Зеленодольске 3. Уже выпущено 4.
          1. Свистоплясков
            +2
            24 августа 2012 10:45
            Что же вы уважаемый Евгений сразу в статье не выложили, аль отдельную создать хотите? Хотелось бы взлянуть!
            1. +1
              24 августа 2012 10:49
              Это гражданское. Она как бы к сайту отношения не имеет smile Самое интересное что там даже бар для пассажиров есть. Их на замену Метеоров и Ракет ставят чтоб сменить весь этот класс на более новые.
              1. Свистоплясков
                +3
                24 августа 2012 11:06
                Пологаю новости гражданского судостроение будут не лишними на нашем глубоко уважаемом сайте.
                А бар? Будем считать его единицей измерения давления! drinks
                1. +1
                  24 августа 2012 11:50
                  Постараюсь напишу. С момента закладки есть все фото. Я их все с самого начала снимал и до сдачи заказчику.
  4. Vito
    +3
    24 августа 2012 09:44
    Паровоз (4), Добрый Вам день, уважаемый!
    Как говорится с почином Вас и очень даже не плохим!
    Сколько живу на этом свете, регулярно, раз в пол-года появляются сообщения с ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА о нарушении наших экономических зон ЯПОНСКИМИ и КИТАЙСКИМИ рыбаками!
    Так что суда эти нам нужны, как рыба в море! Мне кажется, что количество их на ТОФ должно быть минимум 12-15 единиц.
    ТТХ я прочел, а вооружение на нем какое предусмотрено? Я конечно понимаю, что это не сторожевик, но с "МЕТАЛОРЕЗКОЙ" на нем как то спокойнее будет нашим ПОГРАНИЧНИКАМ! На моделях я енту вещь наблюдаю, а на самом катере ее нет?
    Кстати и фото отличные, РЕСПЕКТ Вам дружище! hi
    1. +3
      24 августа 2012 10:00
      Добрый день. Предполагалось ставить ракетно-артиллерийскую систему «Вихрь-К», состоящая из 30-мм скорострельного автомата АК-306 с боезапасом на 500 выстрелов и четырех ракетных контейнеров с ПТРК «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км, 14,5-мм морской турельной пулеметной установки МТПУ с крупнокалиберным пулеметом КПВТ, так же рассчитан на установку 30-мм автоматический гранатомет типа АГС-17 и 7,62-мм пулемет. Короче рассчитывался под весь арсенал но вот не дошло до этого. crying
      1. Vito
        +1
        24 августа 2012 10:07
        Да перечень вооружения был не хилый, хотя бы половину из этого реализовать, как мини-крейсер был бы! Но наверное в скорости потерял бы?
        1. +1
          24 августа 2012 10:12
          Нет варианты были либо так, либо так итого 3 варианта для разных целей.
  5. +4
    24 августа 2012 11:00
    Все очень понравилось - и статья и корабль. Что нам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно иметь нечто, способное на 50-60 узловой скорости перехватить нарушителя - это как закон.
    Единственно - немного смущает вес. Уж легковата кольчужка больно. Хотя... вон, ТКА Д-3 имел только 32 тонны, а считался мореходным...Да и указанная Вами мореходность - вполне себе ничего...
    1. 0
      24 августа 2012 11:28
      Приветствую Андрей. Спасибо. Вот как то решился.
      Он разрабатывался как скоростной перехватчик. Рубка и корпус из авиационного сплава. А мореходность такого уровня это требования ФСБ РФ.
  6. Газпром
    +3
    24 августа 2012 11:21
    Очень нужная машина, браконьеров и прочих китайских костей гонять
    легкий, быстрый, дешевый(мало есть).

    молодцы ребята
    1. +2
      24 августа 2012 11:33
      Все КБ стремились создать лучшее, в том числе и наше. Аналогов в мире нет. Только сам проект закрыли в угоду разработки "Алмаз" хотя у них катер получился в разы хуже, хотя и дешевле. В пр. А125-1 если вы заметили ставят водометы Ролс-Ройс (так же из за протекции "Алмаз") хотя объективно ниши Зеленодольские ВД575 и ВД525 не чем не хуже и даже по большинству параметров лучше Английских.
  7. +1
    24 августа 2012 11:28
    Да странно что ФСБ не стало заказывать такой корабль вродебы по сравнению с другими ведомствами ФСБ не испытывало столь серьёзныз финансовых проблем .... я так надеюсь что это решение было мотивировано ем что есть( или в разраьотке ) что-то лучшее чем этот проект и пока решили лишний раз не ратиться в ожидании лучшего .... но в нашей стране может быть что угодно например руководтсво предприятия не смогло договориться о цене с заказчиком ... надеюсь что это не так...
    1. 0
      24 августа 2012 11:46
      Официально они отказались в пользу проекта КБ "Алмаз" именно из за цены. А ещё их не совсем устроили 2-х местные каюты для команды (видимо наши поганцы должны как в старые времена на шконках отдыхать)
      1. 0
        22 июня 2017 09:27
        Думаю, что все то, что менее 100 тонн водоизмещения не способно находится на патрулировании хотя бы пару суток в море... Имхо, разумеется.
  8. Rockets
    +1
    24 августа 2012 12:11
    ФСБ России заказало серию проекта12200: патрульный катер «Соболь»
    И ими заменят все катера старых серий
    http://topwar.ru/3787-proekt-12200-patrulnyj-kater-sobol.html
    1. 0
      24 августа 2012 12:14
      Посмотрите ТТХ Соболь и поймете разницу. "Соболь" это протеже КБ "Алмаз" отсюда и ноги растут.
      1. +1
        24 августа 2012 14:27
        тут не поспоришь ..соболь по скромнее будет явно..да выглядит неказисто.
        а подобные Гарпуну катера необходимы и в большом колличестве
        я так понимаю его хоть на Амур хоть на Балтику и Сахалин
        а комплеск вооружения и военное время пригодится.
        К примеру на балтийский флот можно подсократить крупные корабли переведя на другие флоты.
        Красивый ..кораблик...
  9. dixicon
    +2
    24 августа 2012 12:56
    Вопрос, а почему отказались от подводных крыльев? :)
    1. +1
      24 августа 2012 13:00
      Ответ прост. Слишком высока кавитация, снижаются ходовые характеристики. Для глиссеров достаточно задать определенную геометрию корпуса и тогда носовые обводу будут выполнять функцию стабилизации.
  10. fedor
    0
    24 августа 2012 22:16
    Не хотел бы "работать" в открытом море на такой "посудине", даже в 20 милях от берега. На этом катере можно только перед "девочками" и начальством "рисоваться".
    1. 0
      24 августа 2012 22:35
      Интересно почему? Во первых этот катер создан для того чтоб работать в береговой линии, максимум в шлейфовой зоне. А что Вы знаете аналог ему?
    2. +1
      25 августа 2012 01:52
      К стате обоснуете?....это катер прибрежной зоны что в нем не так то ?( выглядит ваше утверждение голословно) или это просто неприязнь к катерам?
      1. 0
        25 августа 2012 11:55
        В этом катере есть и часть моей работы. Как я могу его ненавидеть? Это наше детище. Только протекция ГОС КБ у нас в стране, перекрывает все инновационные разработки. Читайте выше насколько им заинтересованы страны НАТО. Думайте и делайте выводы. Кстати "Дизайн Бюро Агат" имеет статус ООО. Это люди которые когда то ушли из КБ "Рубин" И у нас просто травят таланты. Ещё раз говорю сравните разработку КБ ОАО "Алмаз" с этим проектом (это гос предприятие). Объективно у кого катер получился лучше? А приняли именно пр.12200 "Соболь". На гос предприятии можно бабло по карманам пилить и даже не парится. Я сейчас попытаюсь ещё статью про "Гепард" написать, может Вы поймете почему у нас их всего только 2. И у Вьетнама уже 2.
        1. +2
          25 августа 2012 13:46
          я вопрос fedor задавал. По мне так катер красавец
          1. 0
            25 августа 2012 14:10
            Я понял. Только пока сформулировал полный ответ Вы отписали. drinks
          2. 0
            2 августа 2023 19:17
            Красавец, но стоит на кильблоках в ПАО "СФ Алмаз" без силовой установки и ждет когда его утилизируют.
  11. Фаза
    +1
    27 августа 2012 21:19
    Очень интересный проект. Характеристики впечатляют, да и внешне - красавец. Очень жаль, если он не попадет в наш ВМФ. Будем верить в лучшее.
  12. 0
    5 апреля 2017 17:22
    статья банальное вранье не имеющее отношение к реальности