Снова 4 поколение. Гипотетическая замена F-16 и F-35 для ВВС США

99

Истребитель F-16C - машина массовая, но устаревшая. Фото Wikimedia Commons

В середине февраля начальник штаба ВВС США генерал Чарльз К. Браун раскритиковал современное состояние американской тактической авиации. Самые массовые на данные момент истребители F-16 разных модификаций он назвал устаревающими и требующими замены, а перспективные F-35 подверглись критике из-за технических проблем и высокой цены. В связи с этим появилось предложение о разработке нового самолета, лишенного недостатков имеющейся техники.

Проблемы и их решение


В распоряжении ВВС США имеется почти 1100 истребителей F-16C/D. Эта техника строилась и передавалась в части до середины двухтысячных годов, после чего серийное производство сосредоточилось на выполнении экспортных контрактов, а в интересах Пентагона осуществлялась только модернизация техники. Несколько лет назад было принято решение о возобновлении производства; теперь в серию идет техника последней модификации.



Ч. Браун отметил, что процесс дальнейшего совершенствования самолетов F-16 уже не имеет смысла. Дело в том, что этот самолет даже в последних модификациях сохраняет устаревшую архитектуру, ограничивающую возможности по обновлению аппаратной части и программного обеспечения. Такие особенности техники не соответствуют актуальным требованиям ВВС.

В качестве прямой замены для F-16 создавался перспективный F-35, однако и он не лишен недостатков. Эта машина чрезмерно дорога в производстве и эксплуатации, сталкивается с техническими проблемами и ограничениями и т.д. При этом в строй поставлено несколько сотен новейших F-35, а утвержденные планы предусматривают создание парка в 1700 с лишним самолетов.


F-22A после ремонта и модернизации, ноябрь 2020 г. Фото US Air Force

Штаб ВВС предлагает пересмотреть планы на будущее и изучить возможность создания нового самолета, учитывающего недостатки существующих машин и более выгодного во всех отношениях. По словам генерала Брауна, такой образец будет относиться к поколению «4+» или «5-». Любопытно, что речь идет о возвращении к предыдущему поколению – о разработке новых образцов 4-го поколения не вспоминали уже несколько десятилетий.

ВВС планируют провести исследование потребностей и возможностей тактической авиации, по результатам которого может быть сформировано техническое задание на перспективный истребитель. Исследование TacAir проведут совместно с контролирующими органами Пентагона, что позволит определить оптимальный облик самолета не только с технической, но и с экономической точки зрения.

Пожелания заказчика


Научно-исследовательская работа TacAir находится на самых ранних стадиях, и ее результаты остаются неизвестными. Однако Ч. Браун еще в середине февраля раскрыл не только недостатки наличной авиационной техники, но и пожелания относительно перспективного образца. Возможно, эти идеи в дальнейшем получат развитие и даже войдут в готовое техзадание.

По словам генерала, новый самолет должен отличаться от F-16 повышенной боевой эффективностью. Он должен быстрее выходить в заданный район и выполнять поставленную задачу, используя современные технологии. Заявления о скорости могут указывать на необходимость создания совершенно новой платформы с высокими летно-техническими характеристиками. В частности, полезной может быть способность к сверхзвуковому полету без использования форсажа. При этом она должна быть проще самолетов F-22 и F-35, чтобы стоимость проекта оставалась на приемлемом уровне.


Серийный истребитель F-35A. Фото US Air Force

Существенным недостатком старых самолетов является закрытая архитектура электроники и ПО. Перспективные истребители должны иметь возможность относительно быстрого обновления программ, в т.ч. непосредственно перед вылетом. Более того, недавно ВВС США проводили эксперименты с концепцией Open-mission systems («Системы открытого полета»). В этом случае обновление ПО проводится максимально быстро и может выполняться в любое время, даже во время полета к цели.

Другие пожелания технического характера пока не оглашались. Остались неизвестными мысли командования ВВС о потребном составе радиоэлектронного оборудования, о вооружении и т.д. Возможно, подобные подробности будут раскрываться позже, по мере проведения исследовательских работ – и после запуска разработки гипотетического проекта.

Прошлое поколение


Формально на вооружении ВВС США уже состоят два истребителя последнего 5 поколения – это машины F-22A и F-35 разных модификаций, разработанные компанией Lockheed Martin. При этом подобные самолеты далеко не в полной мере соответствуют ожиданиям и рекламным материалам прошлого. Они по-прежнему отличаются высокой стоимостью эксплуатации, сохраняют проблемы технического характера и т.д.

Чрезмерная стоимость в свое время заставила Пентагон резко сократить планы по строительству F-22A, вследствие чего такие самолеты не смогли заменить наличные F-15 предыдущего поколения. Прямо сейчас аналогичные проблемы наблюдаются при попытке замены старых F-16 новыми F-35. При этом тактическая авиация нуждается в дальнейшем развитии, которое приходится осуществлять не только за счет строительства самолетов последнего поколения, но и при помощи модернизации предыдущих образцов.


Проектный облик самолета F-21 - модификации F-16V для индийского тендера. Графика Lockheed Martin

Развитие истребителя F-16 продолжается до сих пор. В 2015 г. начались летные испытания опытного самолета F-16V Viper с кардинальным обновлением радиоэлектронных компонентов. Предлагалось как строительство новых машин этого типа, так и модернизация имеющихся с применением новой аппаратуры. F-16V уже стал предметом нескольких экспортных заказов.

При этом Пентагон не планирует покупать такую технику или заказывать модернизацию наличного парка до версии Viper. Причины этого обозначил генерал Браун: при всех своих преимуществах, предусматриваемая замена аппаратуры не решает характерных проблем и не позволяет получить достаточный задел на будущее.

Одновременно с этим ВВС США планируют закупку глубоко модернизированных истребителей F-15EX новой постройки, при помощи которых в обозримом будущем заменят устаревшие F-15C. Проект «EX» предусматривает замену ключевых элементов БРЭО и обеспечение совместимости с новым вооружением и подвесным оборудованием. Все эти меры обеспечивают резкий рост боевых качеств в сравнении с самолетами предыдущих модификаций.

Пентагон открыто заявляет, что закупки F-15EX связаны с прекращением производства современных F-22A, ограниченным остатком ресурса наличных F-15C/D и отставанием от графика в программе F-35. Использование готовой платформы, оснащенной новой аппаратурой, как ожидается, позволит закрыть потребности ВВС на несколько следующих лет. При этом отмечается, что к концу десятилетия F-15EX перестанет отвечать части требований: устаревшая платформа сделает его уязвимым к системам ПВО будущего.

От пятого к четвертому


Таким образом, испытывая трудности с перевооружением на новое 5 поколение истребителей, ВВС США вынуждены возвращаться к предыдущему 4-му. Самолеты этого поколения по-прежнему составляют основу тактической авиации, и изменение такой ситуации даже не предвидится. Прежде всего, это связано с недостаточным объемом выпуска F-22A и ограниченными темпами строительства более новых F-35 всех модификаций.

Снова 4 поколение. Гипотетическая замена F-16 и F-35 для ВВС США

Сборка первого самолета F-15EX. Фото US Air Force

В такой ситуации очевидным решением, направленным на повышение боеспособности ВВС, является модернизация наличного парка. Также возможна закупка дополнительных самолетов старых типов в новых версиях. Оба этих метода уже активно используются, но не позволяют строить планы на отдаленное будущее.

В ближайшее время ВВС США могут задействовать и третий способ обновления тактической авиации в виде создания и запуска производства совершенно нового истребителя, относящегося к предыдущему поколению или занимающего промежуточное положение между четвертым и пятым. На фоне предыдущих событий и громких заявлений такое предложение выглядит крайне интересно, а кроме того, может ударить по репутации США как ведущей авиационной державы.

Следует отметить, что пока речь идет только о научно-исследовательской работе по изучению и обоснованию возможности создания нового самолета поколений «4+» или «5-». До конструкторских работ и запуска строительства еще далеко, и за это время многое, включая планы командования, может поменяться. Однако соотношение современной и устаревающей техники в ВВС, по всей видимости, не изменится и останется поводом для самого серьезного беспокойства.
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 марта 2021 04:53
    Програмное обеспечение рулит в 21 веке! Айфоном через одного пользуемся, форумчане??))
    1. +4
      12 марта 2021 05:32
      Цитата: Alien From
      Айфоном через одного пользуемся, форумчане

      50 процентов смартфонов в мире это айфоны по вашему?
    2. +3
      12 марта 2021 05:46
      Я три года пользовался Хуавей GR5,в прошлом году купил Редми Ноут 8 про,ни один ни другой никогда не подвёл.
    3. +6
      12 марта 2021 06:51
      Вот это поворот) а с чего начинали- сделаем дешевый аналог Ф-22, а получился Ф-35)
      1. +5
        12 марта 2021 07:21
        Не за чем хоронить 4 поколение. 5-е это все же больше фантастика (я имею ввиду требования к 5 поколению). американцы итак знают, что наши и китайские (клонированные с наших) радары видят их хваленные 22-ки и 35-ки.
        Знают они, что их Ф-35 никакой не истребитель, а платформа для тактического бомбардировщика по типу нашего Су-24.
        Не вывезет Ф-35 против настоящего истребителя 4 поколения. Тем более, его "инкогнито непобедимости" США берегут всеми силами, не допуская не только открытый бой с их участием, но и даже возможность засечения и локации.
        1. +6
          12 марта 2021 10:21
          Цитата: mojohed2012
          Не за чем хоронить 4 поколение

          градации типа "поколение такое-то.." придуманы торгашами для оболванивания покупателей как способ вымогательства денег и соответствует одномерному торгашескому сознанию "подешевле-подороже"
          Фактически имеет место непрерывный поиск новых возможностей для совершенствования техники по самым разным направлениям и даже ценой кажущегося регресса в какой-то части (что никак не укладывается в линейную схему "поколение 1-2-3")
          Погоня за выставочными экземплярами, которые расходуют нереальные ресурсы (тех же редкоземельных металлов и т.д.) и при этом несут меньше вооружения и которые стоимостью одного вылета могут разорить небольшое государство , повышают боеспособность страны только в сознании кабинетных "Х-пэрдов"
          с уважением hi
          1. 0
            12 марта 2021 13:20
            Цитата: А1845
            градации типа "поколение такое-то.." придуманы торгашами для оболванивания покупателей как способ вымогательства денег

            Поколения придумали маркетологи Локхид для продвижения F-22. До этого такими критериями не думали, делали самолёт для тех или иных задач. Прихожу к выводу что разделение на 4-5 поколения ошибочное, есть истребитель под определённые задачи, он не лучше и не хуже других, он просто другой.
        2. 0
          12 марта 2021 10:59
          Цитата: mojohed2012
          Знают они, что их Ф-35 никакой не истребитель

          в США постоянно идут попытки создать самолет, который за счет оснащения техникой будет истребителем, а не за счет характерной истребительности. В итоге, появился фантом без пушки, ф-105, ф-111 и ф-35. И еще появятся странные мутанты.
          1. -3
            14 марта 2021 19:07
            За счет характерной истребительности они уже увидели успех Миг-29 и себе такой успех не хотят. Я их понимаю.
            1. +3
              14 марта 2021 22:07
              Цитата: ironic
              Миг-29 ... Я их понимаю.

              что-то я не уверен, что вы хотя бы на треть понимаете предмет обсуждения
              1. -3
                15 марта 2021 17:54
                Я инженер, мне понятны основные принципы, а специализированные частности на форуме не понимает абсолютное большинство да и не нужно.
                1. +1
                  15 марта 2021 20:43
                  инженер-экономист? инженер по технике безопасности? инженер горного дела? инженер-техник по рыбоводству? recourse
                  1. -3
                    15 марта 2021 20:56
                    По советскому образованию инженер промышленной электроники, по западному программист низкого уровня. В последствии закончил ещё и открытый университет мелкомягких и перешел в на высокий уровень. wink
                    А вы случайно не в самодеятельности выступаете? lol
                    P.S. У вас такой классный список самодеятельных советских инженеров получился... laughing
                    1. +1
                      15 марта 2021 21:16
                      С чего вы взяли, что такие инженеры только советские?
                      1. -3
                        15 марта 2021 21:30
                        Потому, что только советские классификации были способны выдавать такие перлы самодеятельности. Поучившись на западе быстро начинаешь понимать, почему Советский инженер конструктор печатных плат в 80% случаев это как максимум техник, а инженер экономист вообще не инженер. Это как Слава КПСС вообще не человек. wink Особенно инженеры техники безопасности были в основном инженерами, это да...Япатсталом.
                      2. +3
                        15 марта 2021 22:47
                        Цитата: ironic
                        Поучившись на западе быстро начинаешь понимать, почему Советский инженер конструктор печатных плат в 80% случаев это как максимум техник, а инженер экономист вообще не инженер

                        так бывает, когда ни хрена не учился дома. К сожалению, ты не одинок.
                      3. -3
                        15 марта 2021 23:18
                        Учился почти с отличием. Считаные четверки в сессиях и диплом на отлично, а за первую на факултете полностью копьюторизированную куросовую второе место и денежная премия. Так что мимо. Пророк из тебя не получился. Я и дальше продолжил так же. В реальном времени я был третим на курсе со средним балом 93. А самодеятельность да она инженер-пророков только и производит.
                      4. +3
                        15 марта 2021 23:34
                        судя по баллу, который ты назвал, ты школота, учившаяся после распада СССР и понятия не имеющая о том, какое было образование до того.
                        И сравнить тебе не с чем, вот и бахвалишься.
                        То, что ты учился на хорошие оценки, вовсе не делает тебя хорошим учеником. Потому что я насмотрелся на выпускников кулинарных техникумов и аналогичных шаражек. Приведу один пример. Когда я переводился в КГУ, мне надо было перезачесть ряд предметов. По алгебре мне преподаватель прямо сказал, что я(студент третьего курса) должен его учить, потому что объем моего курса был больше в 8 раз. А матлогику я сдал, просто дав скопировать свои конспекты преподавателю. Это, чтобы ты понимал, какая разница была в уровне обучения в разных ВУЗах
                        В прочем, говорить бесполезно. Ты просто не понимаешь, о чем я говорю.
                      5. -1
                        15 марта 2021 23:47
                        Это ты школота. Я ж тебе писал, какое образование и где получал, а ты и читать то не научился. В СССР была стобальная система? Соображать хоть немного надо, если не читаешь на что отвечаешь. Об уровне Вузов мне как раз есть что сравнивать, ибо я поучился и в СССР и по западной системе. Было хороше в Советском образование, а было и откровенно слабое, даже в самых лучших вузах страны был перекос, что то было сильным, а что то практически бесполезным. Одно в Советском образовании было однозначно хорошим, оно давало возможность тем кто хочет, доучится везде, но только тем, кто реально хотел. Мне оно дало возможность доучится до того, что я хотел, а твои придумки ничего у меня не отнимут, а тебе ничего не прибавят. Как не прибавят инженера экономисту и не сделают инженерами большинство техников конструкторов с инженерными советскими дипломами. Я этого перевидал достаточно. Я то, как раз, понимаю о чем ты говоришь, а вот о чем я, ты не то чтобы не можешь понять, а не поймешь из-за попытки гордится не тем и не там, т.е. из-за самозашоренности. Ну флаг тебе, как говорится, в руки. Гордись.
                      6. +1
                        16 марта 2021 15:12
                        Цитата: ironic
                        ибо я поучился и в СССР и по западной системе.

                        не ты один учился и там и там.
                        не думай, что ты какой-то особенный.
                        и я не собираюсь отнимать у тебя того, чего нет. По оговоркам видно, что ты не вполне понимаешь, как учили в СССР. Лучше изучи вопрос, а не пыжься представить, что хорошо знаешь.
                        Кроме того, от твоего внимания ушел целый пласт обучения в СССР, которое вообще не относится к бакалавриату. Можно было просто проходить усиливающие программы при ВУЗ, которые не давали никаких дипломов. Например, я побывал на таких по математике, физике, английскому, экономике, архитектуре микропроцессоров, голографии. Наконец, существовала целая система подготовки комплексных, а не узких специалистов, на которых и ориентировалась в итоге вся система обучения, но до которых доходил далеко не каждый.
                        Типичный пример - доктор физ-мат наук. На западе таких были ШТУКИ, даже не десятки. Наличие солидной группы таких специалистов в сочетании с плановыми расходами на поддержание какого-то стабильного уровня исследований, как раз и давало серьезное стратегическое преимущество СССР в науке и являлось главным выражением преимущества перед специализированным коньюктурным обучением на западе.
                        что любопытно, западные ученые (в основном ФРГ, скандинавы и Франция) охотно перенимали эту парадигму. А проблема понимания этой системы заключается в том, что о ней берутся судить те, кто вообще не видел и не знал верхушки айсберга, а застрял только в самом низу со своими "хорошими оценками" и своим срезом того, что он типа "узнал" и со своим неполным пониманием.
                        Да, если судить о том формальном бакалавриате, который сложился к распаду СССР и который проходили тысячи студентов, то он далеко не всегда оказывался лучше. Но это не советская система образования. Это её часть, причем заметно вырожденная. Вот когда до вас это дойдет, тогда будет, о чем поговорить.

                        Заметьте, я нигде не пытался как-то принижать то, чего вы достигли, я просто описываю то, что вы даже не увидели. А что касается прикладного обучения, то оно было серьезно развалено как раз к началу перестройки и вы наблюдали руины. в 60-70 годах в СССР всё было в этом плане намного круче.
                      7. 0
                        16 марта 2021 19:20
                        Понятное дело, что не один. Из постсовесткого пространства миллионы уехали. Это ты решил кепом очевидность подработать? Несомненно я особенный, второго такого точно нет, это даже наука утверждает и думать я точно не перестану. С чего это я должен думать то переставать? Я могу тогда разучится читать, что мне пишут, вроде тебя. Знания это только площадка для взращивания мудрости, но можно использовать их и чтобы выростить глупость. Ну да расскажи мне как это было в ВУЗах, а то я сам политех в СССР не заканчивал и родная тетя моей жены небыла доцентом на кафедре. Как же я мог о кафедральных программах спецподготовки узнать, я ж на одной такой при ВЦ кафедры то и был. А что у меня есть или нет ты не знаешь, пока я тебя не извещу. Твои личные давольно мелочные попытки пророчеств на мою тему даже комментировать влом. Ну конечно всегда были и будут широко образованные и по настоящему глубокие ученные и инженеры, только единицы их, и были, и будут. А большинство этих широких в итоги оказывались крайне неглубокими, много вцелом обо всем и мало об одном конкретно. На западе это давно поняли, поэтому докторанты физико-математические там не существуют. А люди заканчивают одну, а потом вторую специализацию и защищаются так же. А инженер, если хочет быть ещё экономистом, то сначала делает первую инженерную степень, а вторую промышленно экономическую. Особо талантливые просто делают в параллель, но зачитывается им по раздельно. Именно поэтому так много Советских инженеров и ученных оказалось на западе не у дел, а те кто остались у дел, были либо действительно нетривиальны, либо поняли, что им нужно дополнить и не пожалели сил и времени на специализированность. Те кто этого не сделал, сменили свою монументальность на подметальность. А берутся судить те, кто уже сам раздаёт работу людям и на практике знает, что нужно для того, чтобы проекты успешно выводились в рабочие и как организовать эту работоспособность. Широкий специалист это хорошо(если он действительно специалист, что редкость), когда у тебя ограниченные людские ресурсы, но как только группа разработки или исследований разрастается, он может даже мешать. Формальный магистрат или бакалавриат вообще ничего не стоит и неважно где он получен. Важны специалисты, которые могут прийти и сделать не 30% теоретической работы, а 99% практической. Все остальное - сказки для бедных. Мерило - проект вышедший на поток, успешный и конкурентоспособный, расширяемый и масштабируемый. Я готов согласится с тем, что пик образовательных достижений СССР пришелся на 70-е и начал деградировать после олимпиады 80-го, но это была общесистемная, а не частная деградация. Сильные стороны и слабые стороны Советского образования остались теми же. Только деградация принизила сильные и обнажила слабые. И ещё, вы уже как то решите, вы со мной на брудершафт пили или нет и вы со мной околонаучный срач ведете или мнение высказываете, а то как в анекдоте получается, или крест с пуза или ширинку застегнуть.
                      8. 0
                        16 марта 2021 19:52
                        Цитата: ironic
                        берутся судить те, кто уже сам раздаёт работу людям и на практике знает, что нужно для того, чтобы проекты успешно выводились

                        это логика дельцов и недалеких обывателей. А ВВП на западе делают не они, а больше 75% корпорации, которые совсем иначе оценивают и используют совестких инженеров. Вы знакомы только с первым и ориентированы на это. Есть другая экономика, другие условия и не смотря на вашу странную убежденность, именно они являются не самыми многочисленными, но самыми продуктивными. Именно в корпоративном бизнесе, где стоят задачи серьезнее, чем починить кофеварку, советские специалисты оказались востребованы тысячами. А неудел оказались только те, у кого коммуникабельность или самомнение зашкаливает - можешь пообщаться с эмигрантами. Еще в Европе сильны оказались антирусские настроения, из-за чего очень многим, кто пытался строить карьеру, пришлось не сладко. И нет тут никакого дурацкого ущербного образования. Я не знаю ни одного вменяемого студента из тех, кто нормально учился, и не смог хорошо устроиться на западе. Среди моих знакомых много программистов и ученых. Есть даже 4 преподавателя в их ВУЗах(физика и математика). Я и сам ездил на 2 научных проекта в Токио. Абсолютно никаких проблем - обе стороны остались довольны. Хотя я и плохо их язык понимаю. Откуда вы проблемы находите - мне не понятно.
                      9. -1
                        16 марта 2021 20:54
                        Нет никакой логики, кроме формальной и неформальной. А мерилом результата - заработанные деньги, а для кого это не так существует давний и мудрый вопрос - если такие умные, почему такие бедные? А дельцы ли это или обываетели, как у нас принято говорить, умер шмумер, лишь бы был здоров. Раз делают ВВП, значит используют правильно. Если бы было неправильно, не делали бы. Я знаком с разным, ибо имел такую возможность, ввиду сложившейся судьбы, родители мои были ведущими инженерами во всесоюзных проектных институтах, а дед так вообще обладатель серебряной медали ВДНХ СССР. Как нибудь знаком с тем, что Совесткий Союз проектировал на всесоюзном уровне. А выбераю однозначно капиталистический подход, ибо он продуктивен. Моя убежденность основана на фактических результатах и эти самые другие экономики, заканчиваются разновидностями одной и той же жопы, причем с очень характерного пролетарского цвета. И когда запад начинает сбиваться на эту стезю, тут же над ним восходит такая же точно красная задница. Советские специалисты оказались востребованы те, кто понял коньюктуру капиталистического рынка и перестроился соотвественно, а кто не понял, пошел улицы подметать. Я пообщался с достаточным колличеством выходцев и в Штатах и в Канаде и в Израиле, я сам выпускник Советского вуза. И визде одна и та же тема, кто имел общие знания на широки темы и не углубил специализированные или просто поленился, либо опустил руки, инженером быть перестал. Да нет никакого принципиально дурного отношения к Русским в Европе. Я работал по контракту в Швейцарии два года и кого только небыло в нашей группе контракторов. Все кто умели работать от Турции до России. Все это бредни. Не нужно с ветряными мельницами воевать, вот и не будет войны. Образование у все разное даже из одного потока в одном вузе. Люди тоже разные. Не надо в кучу валить рассмотрение методологических недостатков и недостатков субьективного мировоззрения, воспитанного на непродуктивных принципах мышления. Нормально учились многие, а устроились те, кто научился себя продавать. И это правильно. Отец моего друга тоже прекрасный ученный физик, реально сильный. Но если бы не его жена, с её коммуникабельностью и со знанием языков и родственники в соотвествующем месте за границей, врядли бы он читал лекции в Санпаулском универе, при всем том, что он не пальцом деланый ученный, совсем не кислых щей проффесор, теперь уже на пенсии.
                      10. +1
                        16 марта 2021 21:29
                        Уважаемый Ироник! Вы, вероятно, прекрасно учились в институте Микрософта, но Политех Вы не заканчивали. Очень много ошибок, раньше так не учили.
                      11. -1
                        16 марта 2021 22:12
                        Закaнчивал сначала политех в Союзе, потом универ уже на западе, а уже потом ещё и открытый универ по профилю мелкомягких. А ошибок у меня было всегда одинаково и как ни учили. Я дислект и слова читаю с половиной отсутствующих и переставленных букв, как будто все правильно. Чтобы увидеть ошибки я должен перечитать напрягаясь несколько раз. Я же не читаю по слогам вообще. Я читаю, как сканер, сверху вниз, целыми предложениями.
                      12. +2
                        16 марта 2021 22:22
                        Цитата: ironic
                        Закaнчивал сначала политех в Союзе, потом универ

                        я видел 2 политеха - красноярский и новосибирский
                        разница, как между дурдомом и нормальным добротным ВУЗом, хотя между ними меньше 800 км.
                        так что ваш "политех в союзе" имеет огромный разброс в реальности - от суперобразования бауманки до .... дурдома.
                        выражайтесь конкретнее.
                      13. 0
                        16 марта 2021 23:35
                        Вы меня экзаменовать решили? А вы кто? Мой потенциальный работодатель? 100$ в час потянете?
                      14. 0
                        16 марта 2021 22:21
                        Цитата: ironic
                        Нет никакой логики, кроме формальной и неформальной

                        как математик, ответственно заявляю, что уже с первой фразы вы ошиблись.
                        Однако вы с упорством циркового ослика продолжаете бегать по кругу, очерченному вами же. Не надоело еще?
                      15. +1
                        16 марта 2021 23:42
                        Безответственно заявляете. Человек другими видами логики не обладает и ваши математические знания к этому факту отношения не имеют. Все виды прикладной логики и все виды мышления берут свою основу от формального или неформального логического построения. Если кто-то пререкается с цирковым осликом, первый же логичный вопрос - а кто тогда он сам? А минус за хамский вброс.
                      16. 0
                        9 мая 2021 05:29
                        Цитата: yehat2
                        По алгебре мне преподаватель прямо сказал, что я(студент третьего курса) должен его учить, потому что объем моего курса был больше в 8 раз. А матлогику я сдал, просто дав скопировать свои конспекты преподавателю.

                        Да ты гений какой-то! Почему айфон или Су-57 не создал?
              2. 0
                23 апреля 2021 19:53
                Истребители Садама убежавшие в Иран от "Бури в пустыне".
                Я их понимаю...
                https://topwar.ru/uploads/posts/2021-04/1619196820_studio_20161117_123527.jpg
      2. +2
        14 марта 2021 04:21
        Цитата: Гражданский
        Вот это поворот) а с чего начинали- сделаем дешевый аналог Ф-22, а получился Ф-35)

        Когда это F-35 ставили в нишу "тяжелого истребителя"!? laughing
        1. +1
          15 марта 2021 23:00
          Цитата: Angry Alt-Right
          Когда это F-35 ставили в нишу "тяжелого истребителя"!?

          тяжко его покупать и содержать - вот и отнесли.
          1. 0
            17 марта 2021 11:08
            Ничего не тяжко. Пересказываете слухи, ленясь искать информацию самостоятельно. Изучайте:
            https://comptroller.defense.gov/Portals/45/documents/rates/fy2019/2019_b_c.pdf

            Ф-35А: стоимость лётного часа вдвое дешевле Ф-22, сопоставима с Ф-18E/F.
  2. 0
    12 марта 2021 04:57
    F35 нужно как можно больше наклепать и в США и союзникам,евреи же говорят что это необыкновенный самолёт.
    1. +1
      12 марта 2021 05:21
      создания нового самолета поколений «4+» или «5-».
      Налицо откат назад.... what
      1. +3
        12 марта 2021 06:23
        Да нет. Просто из тупика на протореный тракт.
  3. +2
    12 марта 2021 06:23
    Заявления о скорости могут указывать на необходимость создания совершенно новой платформы с высокими летно-техническими характеристиками. В частности, полезной может быть способность к сверхзвуковому полету без использования форсажа. При этом она должна быть проще самолетов F-22 и F-35, чтобы стоимость проекта оставалась на приемлемом уровне.
    fool За все хорошее, против всего плохого. Да, "невидимки" не в фаворе.
    1. 0
      12 марта 2021 06:49
      Ну пусть теперь наш Су-35 и МиГ-35 догоняют.
      1. -4
        14 марта 2021 19:08
        Зачем? Делать кобру в 110 градусов на 0.5М? Это красиво, но им не нужно.
        1. +1
          15 марта 2021 17:35
          А наши самолёты только на это способны и всё?
          Ну-ну.
          1. -2
            15 марта 2021 17:51
            От летчиков больше зависит. Но подстрелить из пушки способны, это доказали. wink
            А если серьезно, то самолеты конечно способны не только на кобры, но без АФАР уровня одноклассников и суперкруиза, это готовность к боям вчерашнего дня. Кстати пушка бы хороша по современнее. 30мм-я слаба и по скорострельности и по износу ствола.
            1. +1
              16 марта 2021 07:33
              Что имеете ввиду под "пушку посовременнее"?
              1. +1
                16 марта 2021 13:40
                Цитата: ironic
                Кстати пушка бы хороша по современнее. 30мм-я слаба ..... и по износу ствола.
                Как много в этом звуке...! feel у флотских называлось ГАФ.
              2. -3
                16 марта 2021 19:23
                Ну у которой скорострельность чуть поболее пика в 1700 выстрелов и которой не прийдется менять ствол, если выпустить в едином порыве весь боекомплект.
  4. +6
    12 марта 2021 06:38
    У ф-35 похоже проблема ф-22.
    Нет самолетов 5 поколения на вооружении у других стран.
    Реально многие их задачи сейчас могут решаться более дешевыми машинами 4 поколения.
    Соответственно возможности 5 поколения оказываются избыточными, и производство 5 поколения в большом количестве не требуется. Вот и задумались о сокращении программы до требуемого количества
    1. +6
      12 марта 2021 07:18
      Соответственно возможности 5 поколения оказываются избыточными
      Они не избыточны. Они, в текущем исполнении принятых на вооружение образцов: а) неочевидны, б) не подтверждены ничем, кроме рекламных заявлений заинтересованных в продаже сторон.
    2. -1
      12 марта 2021 07:36
      Не только избыточными но и более дорогими. Один пример: внутренние отсеки увеличивают общий объём самолёта, соответственно нарастает сопротивление воздушному потоку,и чтобы обеспечить лётные характеристики нужен более мощный двигатель,а он потребляет больше топлива,что так же заставляет увеличить объём баков,а вместе с этим и размеры самолёта.Либо сокращается дальность полёта. Плюс более мощный двигатель сам по себе дороже. Это только один пример который вызывает ком проблем.
      1. +5
        12 марта 2021 11:16
        Один пример: внутренние отсеки увеличивают общий объём самолёта, соответственно нарастает сопротивление воздушному потоку

        увеличивает лобовое сопротивление не объем, а миделево сечение.
        и чтобы обеспечить лётные характеристики нужен более мощный двигатель

        далеко не все характеристики зависят от коэффициента лобового сопротивления. Но правда и в том, что многие проблемы парируются увеличением тяговооруженности
      2. 0
        14 марта 2021 04:33
        Цитата: Герман 4223
        Один пример: внутренние отсеки увеличивают общий объём самолёта, соответственно нарастает сопротивление воздушному потоку

        А целый "забор", в виде подвесов на крыле не увеличивает лобовое сопротивление? И зачем же тогда на самолётах дальней авиации внутренние отсеки вооружения существуют, например?
        1. 0
          14 марта 2021 16:34
          Смотря что подвесить. Несколько ракет могут дать меньшее сопротивление чем отсеки.
    3. -4
      12 марта 2021 10:54
      . Нет самолетов 5 поколения на вооружении у других стран.


      Серьезно?
      .Министерство обороны Китая приняло на вооружение новый истребитель J-20, сообщает Reuters. Таким образом, Китай стал второй страной в мире после США, имеющей на вооружении истребители пятого поколения. Сообщение о том, что самолет принят на вооружение, без подробностей транслировалось по местным телеканалам.

      https://nplus1.ru/news/2017/03/13/j20


      1. +5
        12 марта 2021 11:28
        только вот насколько он пятого поколения, большой вопрос.
        к тому же все два десятка пока на испытаниях.
        1. -1
          12 марта 2021 12:05
          Два десятка (28) их было ещё пару лет назад. И была информация о формировании первой эскадрилии этих с этими машинами тоже году в 19 ещё.
          1. +3
            12 марта 2021 12:16
            да, некоторые пишут, что уже пять десятков. но все равно вопрос в том, насколько они соответствуют пятому поколению остается открытым.
            американцев, кажется, они не очень пугают.
            или они безалаберные, или знают больше нас.
            1. +3
              12 марта 2021 12:29
              Соответствовать он должен требованиям китайских военных. Соответствует он или нет этого я не знаю. В любом случае это самая современная машина Китая и я думаю она очень даже опасна для любого самолёта.
  5. -3
    12 марта 2021 07:20
    Проснулись американцы ! Поняли что машина дорогая,да и с кучей недостатков ! Да к тому же русские F-35 видят ! По некоторым параметрам его даже СУ -35 обгоняет ,а он в производстве дешевле ! Похоже скорее американцы пытались Россию вогнать в гонку вооружений ! Здесь больше политики ,чем здравого смысла !
  6. +1
    12 марта 2021 07:28
    Всё таки наверное будет правильно назвать будущий истребитель шестым поколением,а не 4,5. Ведь относительно предыдущих он будет новым.
    Хотя моё мнение что задачи лёгких истребителей в скором будущем должны взять на себя безпилотные системы.
  7. +4
    12 марта 2021 08:24
    Ну так пусть делают F-35 " lightweight" - т.е. убрать по возможности все то, что мешает летать "дешево и сердито" не нарушая в производстве основного техпроцесса. Или это "не наш ( в смысле их) метод"?
  8. +2
    12 марта 2021 08:43
    Наелись вундервафлей.
    Вспомнили про принцип разумной достаточности.
    Если задачу может выполнить техника проще и дешевле, то зачем делать сложнее и дороже.
  9. +9
    12 марта 2021 08:58
    Так давайте сначала, мы говорим только о ВВС:
    Якобы программа F-35 слишком дорогая. Так замена типов самолётов всегда дорого, дело не в его цене, она составляет где-то треть-половину от общих расходов. Нужно учить пилотов, техников, переделывать инфраструктуру, закупать новое оборудование для обслуживания, запчасти, много ошибок из-за незнания техники, при этом часть людей просто невозможно переучить и тд и тп Цена сейчас F-35А 78 млн $, F-15EX 148 млн $, F-16V 60-70 млн $
    Что предлагает министр сделать новый самолёт 4,5 поколения.
    Это значит новый НИОКР, проектирование, прототипирование, доводка, постройка производства, тестовая эксплуатация, опять доводка, снова траты на обучение людей и внедрение новой техники и тд
    Вот только тогда получим конечный истребитель с ценой и обслуживанием. И на сколько % будет дешевле? Разница позволит компенсировать все расходы на создание и внедрение нового самолёта? Что-то мне подсказывает что нет.
    А так-то там на подходе еще проект 6 поколения NGAD. Внедрять его и новый 4,5? Пупок развяжется.
    С другой стороны есть проблемы с F-35, по боевым качествам претензий нет, они превосходны в своём классе.
    1. Медленное производство. Замена F-16 займёт 10-15 лет. Нужно строить новое производство это гигантские расходы, цена самолета на несколько лет подскочит в 1,5 раза.
    2. Переобучение пилотов и техников. Это не просто, разница между самолётами слишком велика. Часть людей просто не способна и не хотят переучиться физически. Им проще уволится.
    3. Избыточность возможностей F-35 для простых миссий. Тут слова министра: «Вы же на Ламборджини на работу каждый день не ездите?».
    4. Высокая цена обслуживания. Тут производителю нужно выкручивать тестикулы.

    Поэтому есть 2 логичных варианта
    1. Закупить партию F-16. Можно сделать модернизацию по примеру F/A-18. F-16 Super Viper открытой авионикой, возможно новым двигателем. На испытаниях XA100/101 их делают совместимы с F110 и F135. Новый двигатель должен быть аналогичный двигателю NGAD, да и технологии на модернизацию с него.
    2. Запустить программы БПЛА. Loyal Wingman уже, нужны несколько типов новых ударных.
    1. -1
      12 марта 2021 09:49
      Туземные ВВС, видимо, "наелись" Локхидом. F-16 их не устраивает (если закупать новые), скорее всего. Можно запастись попкорном, может, увидим очередной "Супер-супер Хорнет".
    2. +2
      12 марта 2021 11:56
      модернизация Ф-16 просто напрашивается вместо создания совершенно нового самолета
      1. 0
        12 марта 2021 21:12
        Так она уже есть это F-16V, в источнике про него прямо и говорится, т.е США ходят сделать тоже самое , что и со старыми F-15C/D заменить его на новый самолет в старом формфакторе
        1. -1
          14 марта 2021 19:13
          И ВВС США он не нужен и правильно.
      2. -1
        14 марта 2021 19:12
        Это тупик. F-16 своё в течении максимум 20-ти лет отлетает. Причем не только по ресурсу.
        1. -1
          14 марта 2021 19:49
          Фантомы летают до сих пор кое-где
          И миг-21
          Продадут в б/у виде , если что
          1. 0
            14 марта 2021 19:59
            Чет заказы на Вайперы даже не в б/у виде не радуют.
    3. +1
      12 марта 2021 12:20
      Наверное эта машина всё таки будет,я второй раз про неё новость читаю.
      По описанию похоже на то что делают сейчас корейцы на своём новом истребителе. Этот самолёт (корейский) получается проще и дешевле чем ф35 лишь немного уступая в малозаметности из за отсутствия внутренних отсеков и одновременно превосходит самолёт предыдущих поколений.
      1. +2
        12 марта 2021 12:38
        Цитата: Герман 4223
        Наверное эта машина всё таки будет,я второй раз про неё новость читаю.

        Я раз 6 читаю, 4 раза на англоязычных, 2 тут. Это что-то значит? Заказывают лишь: «научно-исследовательскую работу по изучению и обоснованию возможности создания нового самолета поколений «4+» или «5-».»
        Мой прогноз сенат засунет министру эту идею в нецелевое для этого место.
        Цитата: Герман 4223
        Этот самолёт (корейский) получается проще и дешевле чем ф35 лишь немного уступая в малозаметности из за отсутствия внутренних отсеков

        Он будет не дешевле, меньше 120-140 млн $ они его не сделают, будет проще, значит менее эффективным. Внутренних отсеков не будет только в блоке 1 и не факт что этот вопрос они не переиграют. KF-X истребитель другого класса, они его делают не в замен, а в дополнение F-35.
        1. 0
          12 марта 2021 13:44
          Эффективность это не только боевые показатели,но и экономические. А тут корейский вариант не так уж и плох получается. Потом сейчас для самолётов существует большой ассортимент дальнобойных боеприпасов позволяющих не входить в зону ПВО вообще или наносить удары из таких точек где средства ПВО едва смогут дотянуться,а это снижает необходимость такой скрытности которая присутствует на том же ф-35.
          1. -1
            14 марта 2021 19:33
            Это не уменьшает надобности в F-35, это позволяет пока использовать F-15Х.
    4. -1
      14 марта 2021 19:34
      Вот за БПЛА точно нужно браться, а не винтовые штурмовики перепробовать...
      1. -1
        14 марта 2021 19:45
        Так они и берутся, как только в серию пойдут, об этих истребителях 4 и 4++++ поколения просто забудут. Против реактивного БПЛА у пилотируемого истребителя, ниже 5 поколения, победить нет шансов. Только убежать.
        У винтовых штурмовиков своя ниша, но это мало отношения к задачам ВВС и Армии имеет. Это больше к пограничникам, ЧВК, контрпартизанским формированиям.
        1. -2
          14 марта 2021 20:01
          По первому - категорически согласен. По второму - вопрос, а не лучше ли разработать мощный турбовинтовой БПЛА штурмовик?
          1. -2
            14 марта 2021 20:20
            Цитата: ironic
            мощный турбовинтовой БПЛА штурмовик?

            Так они уже есть. Под задачи не подходят. Нужно дешевое самолёт с дешёвым обслуживанием, который долго летает и если видит цель, сразу его атакует.
            Под БПЛА нужна инфраструктура, обслуживание, есть временной лаг при использование. Туканы же это самолёт фермеров, с простейшим обслуживанием под навесом, два пилота, которые непосредственно на месте идентифицируют цель и примут решение. Спокойно можно передавать союзникам, на самом деле своим подконтрольным ЧВК, которые без проблем найдут пилотов на них.
            Повторюсь это специфические задачи, которые не совсем в зоне ответственности армии и ВВС.
            1. -1
              14 марта 2021 20:41
              Дешево, да. Но не слишком ли дешево? Ближнее ПВО сегодня доступно даже не слишком крупным бандформированиям.
              1. -2
                14 марта 2021 20:48
                Тут уже нужна оценка угроз и рисков в каждом конкретном случае. В какой зоне чем работать.
                1. -2
                  14 марта 2021 21:14
                  Мне тогда уже видится решение на базе учебно-боевых, но это понятное дело дороже.
  10. +4
    12 марта 2021 09:03
    4 поколение, на агрегатах и с БРЭО от 5го вполне себе еще послужит.
  11. -3
    12 марта 2021 09:12
    Господа, будьте проще. Ситуация описывается одной фразой - "На Ф-35 папередники все распилили, а мы тоже хотим!"
    Будет еще один Ф-35. Еще и Зумвольт какой-нибудь в пару к нему придумают, вот увидите
    1. -1
      14 марта 2021 20:43
      Оч хорошо. Это много лучше чем топтаться на месте конструируя совершенный сверхзвуковой паровоз. Я так современные фотоаппараты Лейка люблю называть.
  12. -2
    12 марта 2021 11:21
    Насчёт Ф35 не удивлён. У локхид очень богатый опыт мошенничества. С истребителями в частности. Вплоть до подкупа чинуш. Лишь бы брали только у них.
  13. -1
    12 марта 2021 13:29
    Пошли материальчики с подготовкой общественного мнения ,что американцам нужна другая программа истребителя будущего.Я так понимаю до конца года ее вынесут на рассмотрение в Конгресс.
  14. -3
    12 марта 2021 13:55
    Скажем прямо программа " самолет-невидимка" Ф-22 и Ф-35 полностью провалилась.
    Это пусть пентагоновские генералы ищут слова, что бы реальная картина не была так к ним жестока.
    Реальность, а не мультики про "невидимость" от Пентагона показала, что и Ф-22 и Ф-35, обнаруживаются еще за пределами применения носимого ими оружия.
    Готовность Пентагона вернутся к самолетам 4го поколения, говорит только об одном, эффективность 5го поколения ниже 4го.
    Да и правда, самолет не может летать на форсаже, обнаруживается уверенно, невидимости у него нет.
    из 6-8 ракет может применить 1-2, потом система отказывается осуществлять пуски.
    Пулемет стреляет не по цели.
    Система жизнеобеспечения душит летчика, сенсорные кнопки в 20% случаев не реагируют на прикосновения пилота.
    Маневренности как и скорости нет, в воздушном бою, просто мишень, против наших самолетов 4, 4+ и 4++.
    После 2 -3 часового полета, требует обслуживания на несколько дней.
    А как это будет работать в случае реальных боевых действиях?
    Ф-22 и Ф-35, боевой ценности не имеют.
    Потери во Вьетнаме 9 929 летательных аппаратов ВВС США, с такими самолетами покажутся незначительными.
    1. -2
      14 марта 2021 19:22
      Ага, обнаруживаются, только не обнаружено кем.
      Вернулись к одному F-15 и то потому, что дурики прекратили F-22 без альтернативы.
      Не может на форсаже он летать только на ВО.
      И не только ракеты не может выпускать, но и пушка криво стреляет, катапульта убивает, а кислородная система душит, но почему то заказанное никто не отменяет и летают, летают, летают...
      Маневренности на скорости 0.5М хуже 4го, от же ни разу не самолеты блин, хватаешь их за хвост, тормозишь до 0.5М и расстреливаешь в упор...пушкой, как Су-35 расстрелял Су-30 на учениях. От это победа.
      После полета несколько дней не летают...а в Израиле об этом видать не слыхали, поэтому летают. Нужно срочно предупредить!
      Боевая ценность Су-57 несоизмеримо выше. Он же один.
      США уже в страхе, считают будущие потери. Хорошо, что вы им об этом напомнили. Так бы и не посчитал
  15. +3
    12 марта 2021 15:18
    Любой конфликт между развитыми странами начнется с того, что погасят всю связь, в первую очередь снесут спутники и центры передачи данных. И куда упрется эта открытая инфраструктура на ЛА?
  16. -1
    12 марта 2021 16:43
    Отличная новость. Вперед матрасники))) вбухайте еще 200 - 300 лярдов в никуда - и будет вас счастье))))
  17. +4
    12 марта 2021 17:28
    По сути им нужен ф-35, только переработанный. Убрать дорогущее покрытие, убрать внутренние отсеки, улучшить аэродинамику и главное сократить цену летного часа. У ф-16 - 8,3тыс $ у ф-35 - 42 тыс $ (стремится к 25000) Считайте в США средний налет 200 часов в год. У ф-16 получается 1,66млн $, у ф-35 8,4млн $ в год, на одного пилота.
    1. -2
      12 марта 2021 21:20
      Цитата: Стас1973
      Любой конфликт между развитыми странами начнется с того, что погасят всю связь, в первую очередь снесут спутники

      Погасить военный спутник может оказаться задачей посложнее чем погасить маленький фонарик из пулемета на дистанции 1 км , ночи может не хватить , скорее пулемет сожгешь чем фонарик погасишь.
      А в ф-35 есть большой задел для модернизаций, например к двигателю присоединить эл,генератор большой мощности и запитать лазер
    2. -2
      14 марта 2021 19:31
      И получится хрень ни 4-го и ни 5-го поколения. Оно им надо?
  18. +4
    12 марта 2021 23:34
    "Прежде всего, это связано с недостаточным объемом выпуска F-22A и ограниченными темпами строительства более новых F-35 всех модификаций."////
    ----
    Ф-35 сходят с конвейера по 14-16 в месяц.
    Пока любой новый истребитель - что 4-го, что 5-го поколения,
    достигнет таких темпов выпуска, пройдет 15-20 лет после окончания НИОКР.
    И опять станет не хватать денег на их закупки и обслуживание.
    Генералу надо сразу предложить выпускать Мустанги и Тандерболты
    времен 2 Мировой. Дешево и тысячи, тысячи. laughing
    1. -2
      14 марта 2021 19:30
      Американским либералам нужно ещё разок после обамота сесть жопoй в какую нибудь лужу и все станет на свои места. И денег сразу дадут и самолеты выпустят, какие надо, а не хрень какую то 4-го поколения.
    2. 0
      24 апреля 2021 16:01
      ф-35 ни в коей мере не способны самостоятельно полностью заменить фронтовой уровень авиации.
      они обречены на вспомогательные операции ударил - убежал.
      Поэтому все разговоры о том, что другие самолеты не нужны - это просто какая-то недальновидная дичь.
      По поведению Пентагона хорошо видно, что отчетливое осознание этого факта есть и они продавливают лоббистов проекта ф-35 для диверсификации производства, не смотря на все виртуальные бонусы унификации и мнимые надежды. Таким образом появились ф-15 ЕХ, суперхорнет и растет ряд других проектов, остаются в строю а-10 и по моему мнению вся сумма ф-22 и ф-35 никогда не превысит трети состава тактической авиации. Это не говорит о том, что пингвин плохой.
      Это говорит о том, что идиотский вброс об универсальном самолете опять оказался под критикой.
      Никто не отрицает, что в этом проекте американца буквально вместили всё разработанное и наворованное за последние 30 лет, но... этого не достаточно, причем сильно не достаточно.
  19. -1
    14 марта 2021 19:27
    Статья чистая прокламация. Читать в 101-й раз о том какой дорогой в плане купить F-35 уже просто наскучило, ибо это уже просто гон. Тот кто не может позволить себе его обслуживание покупает европейские истрибители и радуется. Странам, которые могут, отказыватся от F-35 смысла нет. Ситуацию с незаменимостью F-22 создали сами и по тупости. Производство прекратили, об альтернативе не подумали. Все остальное высосано из пальца. Нет у Американцев никаких серьёзных проблем, урезают бюджет искуственно, а дешевые решения ищут зря. Для более дешевых решений нужно развивать БПЛА, в том числе и реактивные.
  20. 0
    14 марта 2021 22:13
    .......По словам генерала, новый самолет должен отличаться от F-16 повышенной боевой эффективностью. Он должен быстрее выходить в заданный район и выполнять поставленную задачу, используя современные технологии. Заявления о скорости могут указывать на необходимость создания совершенно новой платформы с высокими летно-техническими характеристиками. В частности, полезной может быть способность к сверхзвуковому полету без использования форсажа. При этом она должна быть проще самолетов F-22 и F-35, чтобы стоимость проекта оставалась на приемлемом уровне.....
    Что-то это мне напоминает
  21. 0
    21 апреля 2021 13:51
    И России следовало не вляпываться в непосильную программу ПАК ФА, а именно создавать совсем новый самолёт четвёртого поколения, в полном отрыве от советских разработок. Четвёртое поколение это оптимальное соотношение стоимости и эффективности.
  22. 0
    24 апреля 2021 15:53
    Цитата: ironic
    логики и все виды мышления берут свою основу от формального или неформального логического построения

    вы НЕ изучали матлогику и ряд смежных дисциплин. Это видно по тому, что вы говорите.
    Так зачем вы лезете туда, где над вами более знающие люди будут издеваться?
    Почему бы вам не остановиться там, где вы хотя бы уверены?
  23. 0
    17 августа 2022 16:44
    Программа F-22 и уж тем более F-35 действительно обошлась в значительно бОльшую стоимость чем предполагалось.
    Но и называть их бесполезными не стоит.
    Лучше всего это наблюдается на примере того как у нас относятся к малозаметности. Все такие умные, в комментариях говорят что "знаем мы их стелс, всё равно наши радары их видят и могут сбить". Но вот проблема, идея о полной невидимости на радарах мечтали в конце 70-х, так например и появился F-117, но сейчас уже понимают что полной невидимости добиться чисто на уровне законов физике невозможно. А потому F-22 и F-35 развивали идеи стелс не с радикальной идеей сделать самолёт невидимым, а с позиции сделать его трудно видимым на больших дистанциях. Следовательно радиус обнаружения истребителя радаром будет меньше, если это стелс истребитель. А значит самолёт будет в больше безопасности когда выполняет боевую задачу на границе максимальной зоны обнаружения радара.