Виртуальные воздушные бои в США: Истребитель с искусственным интеллектом победил реального пилота со счётом 5:0

53
Виртуальные воздушные бои в США: Истребитель с искусственным интеллектом победил реального пилота со счётом 5:0

Американское управление перспективных проектов (DARPA) сообщает о работе над программой по интеграции искусственного интеллекта с работой пилотов боевой авиации. Речь идёт о программе ACE (Air Combat Evolution), в ходе которой уже проводятся виртуальные воздушные бои с искусственным интеллектом и применением демонстраторов истребителей, стоящих на вооружении ВВС США. Указывается на то, что такие тренировки помогают выявить «степень доверия пилота к искусственному интеллекту».

Имитационные бои были организованы в лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса.



В конечном итоге планируется перенести вариант с виртуальным воздушным боем, в котором используется искусственный интеллект (ИИ), в реальную среду.

Суть эксперимента на данный момент состоит в следующем: несколько команд должны действовать в формате симуляции воздушного боя, который проводится истребителями F-16 и др., в компьютерном варианте управляемыми искусственным интеллектом. Бои проводились против опытных пилотов ВВС США.

Как отмечается, система с искусственным интеллектом показала «полное его превосходство над реальным пилотом». В пяти виртуальных воздушных боях было одержано пять побед именно искусственным интеллектом.

Из сообщения:

Истребитель (компьютерный демонстратор), управляемый ИИ, победил реального опытного пилота со счётом 5:0.

Сотрудник программы ACE полковник Дэн Яворсек говорит о том, что теперь DARPA готовится к моделированию реальных боёв:

Это станет критическим испытанием для систем искусственного интеллекта, которые должны показать себя не в компьютере, а уже в реальном мире. Пока приходится полагаться исключительно на цифровую «картинку».

Отмечается, что в ходе виртуальных боёв преимущество ИИ над человеком выразилось на целом ряде направлений. Например, искусственный интеллект намного быстрее принимал решение об атаке самолёта условного противника с применением тех или иных вооружений.

Специалисты отмечают, что из преимущества именно это может превратиться в один из главных недостатков ИИ, так как у него нет критического мышления. ИИ не может себе ответить на вопрос, целесообразно ли в данный момент атаковать самолёт, который у него помечается как самолёт противника. Поэтому атака может привести к серьёзным последствиям.

DARPA TV:

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 марта 2021 06:52
    Объективно на виражах человек проиграет машине...слишком уж большие запредельные перегрузки для человеческого организма тут возникают.
    Вопрос лишь насколько ИИ можно разрешать открывать огонь по цели основываясь на выводах машины.
    Если в программе произойдет по неизвестной причине глюк она может открыть огонь и по своим создателям.
    В такую машину надо заранее закладывать ВВ для самоликвидации в случае выхода ИИ из повиновения человеку.
    1. +4
      23 марта 2021 06:55
      Цитата: Леха с Андроида.
      Объективно на виражах человек проиграет машине...слишком уж большие запредельные перегрузки для человеческого организма тут возникают.

      Мы не знаем были ли уравнены пределы перегрузки.
      (Иначе было бы не сравнить качество управления, тем более на симуляторе перегрузок не было)
      Например, искусственный интеллект намного быстрее принимал решение об атаке самолёта условного противника с применением тех или иных вооружений.
      Тогда ИИ выигрывал просто за счет скорости реакции и чёткости управления.
      Вообще-то Ф-16 имеет ограничения по перегрузке переносимые человеком.
      1. +3
        23 марта 2021 07:02
        Например, искусственный интеллект намного быстрее принимал решение об атаке самолёта условного противника с применением тех или иных вооружений.

        Ага, и сомнения в своей правоте у него даже не возникло. Как удобно для начала Третьей Мировой.
        А мы что, мы ничего, это все ИИ
        1. +8
          23 марта 2021 07:32
          Комментарий про "это все компьютерные игры для детей" уже был? Из цикла "пуля дура - штык молодец" и "все ваши паровые машины против хорошего паруса бесполезны", "БПЛА - кружек авиамоделизма".
        2. +4
          23 марта 2021 07:33
          На компьютерах в DARPA стоит Ubuntu Linux, моё уважение. hi
          1. +2
            23 марта 2021 11:31
            Что бы принять решение о целесообразности атаки надо иметь полную информацию о всей обстановке. Информация может оказаться недоступна к примеру при выводе из строя космической группировки. Тут ИИ останется без информации, вот тогда и надо моделировать ВБ. Вообще при отсутствии информации о противнике как то сложно создать модель боя для ИИ. Тут я так понял модель, вижу - атакую, при чем уже противник как бы уже имеет заданные ттх (ну к примеру конкретный F-16). В реальной обстановке все не так просто... Думаю, что ИИ может реально облегчить задачу пилоту, но самостоятельное применение ИИ в БД пока проблематично. Принятие решения на изменение задачи исходя из реальной ситуации ИИ будет затруднительно, думается слишком прямолинейно и менее гибко он будет выполнять задачу, как пример при выходе на заданную, разведанную, наземную цель вдруг обнаруживается , что цель ложная, вряд ли ИИ сможет произвести доразведку, по поиску реальной цели, а атакует ложную по заданным координатам. Ну это лирика, речь про ВБ. Вернемся к вопросу как его собираются применять. Если автономно, то как я выше указывал, при недостатке информации (вывод из строя космической группировки, мощных помех ограничивающих обмен информацией) ИИ будет как бы не совсем крут и целесообразность, и эффективность его применения будет с родни применения камикадзе японцами. Нет сомнений, что в помощь летчику ИИ будет большим подспорьем, но только если будет найден золотой баланс его допуска к вмешательству в работу пилота. Не льзя давать ему возможности которые могут ограничивать пилота в принятии решений.
            По определению ИИ способен к самообучению. Пока его только лишь обучают, так. что это не совсем ИИ, а скорее программа реализующая ВБ по заданным алгоритмам.
            PS: Хорошо это или плохо зависит все равно от человека. Отдать все решения ИИ.... пока страшновато. Конечно помощь пилоту хорошо в любом раскладе , хотя крайние авиационные происшествия (те же падения боингов благодаря помощи программного обеспечения) , потеря пилотами навыков ручного пилотирования и возникновения у пилотов проблем с отказами таких систем, говорят, что не все то золото, что блестит.
            Ну вот такое личное мое мнение. recourse
      2. +7
        23 марта 2021 07:07
        Тогда ИИ выигрывал просто за счет скорости реакции и чёткости управления.

        Представьте ситуацию что самолет с ИИ бесперерывно крутит петли Нестерова заходя в хвост противнику...он ничего не чуствует ,а пилот испытывает сильнейшее давление на все внутренние органы вплоть до потери сознания...надолго его не хватит.

        При 5g простой человек теряет сознание...
        1. -9
          23 марта 2021 08:00
          Представьте ситуацию что самолет с ИИ бесперерывно крутит петли Нестерова заходя в хвост противнику...он ничего не чуствует ,а пилот испытывает сильнейшее давление на все внутренние органы вплоть до потери сознания...надолго его не хватит.

          Ещё не создан ни один авиационный симулятор ,который не отличить от реальности.
          Пилот может предугадать срыв воздушного потока с крыла , или лететь на грани его срыва. ИИ так не может .
          Пилот из млрд. вариантов выбора может интуитивно выбрать единственно верный , а ИИ требуется время на просчёты всех вариантов.
          1. +3
            23 марта 2021 08:56
            Если создать соответствующую модель ..и заложить в программу , ИИ может научиться и этому.
          2. +3
            23 марта 2021 09:06
            Цитата: lucul
            Ещё не создан ни один авиационный симулятор ,который не отличить от реальности.

            Ключевое здесь - "ещё".
      3. +2
        23 марта 2021 07:38
        Нету нынче "красных баронов", нету. А с другой стороны было бы интересно увидеть бой машины и "красного барона".
    2. +11
      23 марта 2021 07:01
      Цитата: Леха с Андроида.
      запредельные перегрузки

      Сейчас ИИ обкатается на обычных самолётах, которые проектировались исходя из возможностей пилота. А далее под него новые машины спроектируют с запредельной маневренностью.
      1. +9
        23 марта 2021 07:03
        Цитата: Waltasar
        А далее под него новые машины спроектируют с запредельной маневренностью.
        Технический прогресс не остановить...
        Именно так и будет.
        Но и человеков в кабинах тоже уже не будет. С обеих сторон.
      2. +2
        23 марта 2021 15:25
        А далее под него новые машины спроектируют с запредельной маневренностью.

        ... И получат зенитную ракету?
        1. +1
          24 марта 2021 11:58
          ... И получат зенитную ракету?

          Аминь.
    3. -7
      23 марта 2021 07:04
      Вы терминаторов пересмотрели). А что делать если и в этом случае сбой или о ужас, машина поймёт и отключить самоликвидации. Пока, человек это самая современная машина, создать похожа, в ИИ, потребуются десятилетия, хотя человек это умеет делать, но ему эту возможность предоставила эволюция и ...кто то более разумный.
      1. +7
        23 марта 2021 07:09
        Цитата: TerraSandera
        А что делать если и в этом случае сбой
        Предлагаю курить (можно по Педивикии) - что такое "дружественный огонь"!
        Однако тоже "сбой"!
        На автомате - как бы таких "сбоев" не поменьше оказалось...
        1. 0
          23 марта 2021 09:35
          Не "курю " педивикии, в любом виде . Поменьше или не поменьше, зависит от составителей алгоритмов, т.еот тех же людей с человеческим фактором. От него не уйти.
    4. +8
      23 марта 2021 09:05
      У человека нет шансов для победы против БПЛА под компьютерным управлением (ненужен там ИИ, алгоритмами все решается без проблем). Нужно с этим просто смириться и срочно развивать беспилотные истребители. Массовые и дешевые.

      Первый учебный догфайт между БПЛА и истребителем был в 1971 году. Между F-4 и bgm-34f
      10 мая в качестве выпускных учений два F-4 Phantoms, один под командованием Смита и оба заряженные боевыми ракетами класса "воздух-воздух", вылетели на перехват MASTACS. Беспилотник дистанционно управлялся инструктором по воздушному бою Джоном Питценом.

      - ”Тэлли — хо " с левого крыла, - объявил Смит по радио, имея в виду, что он собирается вступить в бой, но беспилотник резко развернулся, прежде чем он смог зафиксировать ракету.

      “Он поворачивается, как мать, - сказал Смит.

      Смит потерял беспилотник MASTACS, который продолжал резко поворачивать, пока не сделал петлю и не оказался на хвосте Смита. Способность дрона вытягивать 6-G повороты в течение длительного периода времени, что заставило бы человека потерять сознание, означала, что он мог поворачиваться на 180 градусов за 12 секунд на высокой скорости. Безоружный беспилотник занял огневую позицию позади Смита.

      Одна и та же последовательность повторялась снова и снова, пока два Фантома тщетно пытались поймать в прицел беспилотник МАСТАКА. Они просто не могли оставаться в огневой позиции достаточно долго, чтобы их оружие могло правильно зафиксироваться. Они выпустили две ракеты AIM-7 Sparrow с радиолокационным наведением и две ракеты AIM-9 Sidewinders с тепловым наведением без единого попадания. Если бы он был вооружен, то "МАСТАКИ Файрби" легко расправились бы с обоими противниками.


      https://www.forbes.com/sites/davidhambling/2020/06/11/how-drones-beat-top-guns/
      1. 0
        23 марта 2021 10:06
        Цитата: OgnennyiKotik
        У человека нет шансов для победы против БПЛА под компьютерным управлением

        Спорный вопрос. Бесспорное преимущество БПЛА в выдерживаемых перегрузках. Однако ракета ВВ всё равно выдержит больше G. Так что необходимость экстремальной манёвренности под вопросом. Зато мышление живого пилота явно гибче, чем набор инструкций ''Если то''
        Цитата: OgnennyiKotik
        Нужно с этим просто смириться и срочно развивать беспилотные истребители. Массовые и дешевые.

        Таких не бывает в природе. Украина недавно купила 6 Байрактаров и два модуля управления за 70 млн$. Это к вопросу о дешёвых и массовых БПЛА. А из бортового оборудования там только инфракрасная камера и лазерный целеуказатель. Плюс дешёвенький движок от газонокосилки.
        1. +2
          23 марта 2021 12:25
          Терять вместе с машиной пилота в любом случае и накладно, и неоправданно тяжело по последствиям, и бессмысленно при современном уровне электроники. В будущем выбор будет стоять между либо управлением по радиоканалу (защищённый широкий канал на большое расстояние это тоже достаточно нетривиальная штука) либо ИИ, либо их комбинацией. Браться за работу можно начинать с любого конца.
    5. 0
      23 марта 2021 09:21
      Не надо ВВ,Топливо не бесконечно,да и боекомплект тоже.
    6. 0
      23 марта 2021 17:20
      Вопрос лишь насколько ИИ можно разрешать открывать огонь по цели основываясь на выводах машины.


      В отличие от пилотируемого самолета противника, ИИ не надо держать в своем компьюторе мысль на заднем плане о том "а непопаду ли я под военный трибунал?". В критической ситуации выбирается наиболее приемлемый алгоритм выполнения боевой задачи - и только лишь.
    7. -1
      24 марта 2021 11:56
      А люди же сидели на тренажере? Тогда бой неравный в принципе, ибо все другое по сравнению с реальностью...

      Я, когда учился летать на вертолете, а затем на легком самолете, попробовал поиграть в авиасимулятор... И бросил быстро, ибо то, что инстинктивно получается в реальной жизни, на компьютере неудобно и медленно-неуверенно! Особенно это связано с управлением камерой.
      Конечно, шлем немного поможет, но все равно не задействован вестибулярный аппарат, и само представление картинки пикселами не способствует хорошему зрению - в реальности отображение не цифровое, а аналоговое.

      Конечно, летчики истребителей тренируются на специальных тренажерах, но это по сути не отменяет ряд недостатков!

      Есть опыт полетов (около 6-8 часов) на тренажере Боинга-737NG с подвижной платформой, но там в большей степени работа внутри кабины с органами управления, экраны, имитирующие "улицу" несколько вторичны, плюс на них все довольно медленно происходит. И то, тебя трясет, но никуда не летишь - и это чувствуется!

      При этом компьютер со своими самолетами получает огромную фору! Что я имею в виду: он сам считает условия и создает "3д мир", в котором идет сражение. Несовершенство датчиков, ответственных за распознавание образов, радаров и прочих систем обнаружения, нивелируется.
      То есть, комп вычисляет расстояние до точки, применяет алгоритм из ограничений и условий... И все! Цель обнаружена. Ракета летит идеально, тоже по алгоритму.

      А в реальной жизни будет по-другому! Живой летчик будет лететь не только по экрану, но и по инстинктам. Он будет собраннее и осторожнее. И сможет обмануть ИИ, например выпустив беспилотник-приманку (к тому моменту нечто подобное будет), заставив ИИ атаковать и обнаружить себя.

      Плюс сами системы на беспилотнике будут в принципе капризнее: то датчик подмерз, то радар выдает нечеткую картинку, которая не идентифицируется, то вдруг РЭБ какая непонятная включилась, что атомы кремния в пятнашки заиграли... tongue И у него не будет "живого" взгляда, который способен реально оценить ситуацию.

      То есть эти виртуальные полеты идут в среде того компьютера, который генерирует противников. Естественно, отрабатываются алгоритмы. Но "гладко было на бумаге..."

      Ну и плюс очень дорого и прибыльно! Какие красивые отчеты можно делать... wink
  2. Комментарий был удален.
  3. 0
    23 марта 2021 07:01
    Не понял, а где там стелс? Похоже на бои второй мировой войны. Кто так воюет в 21веке? Да ещё и не ракетами , как видим.
    1. +2
      23 марта 2021 07:18
      Цитата: TerraSandera
      Кто так воюет в 21веке?

      В компьютерных играх и не такое бывает.
      Но действительно, последние десятилетия концепция применения истребителей у США строилась на том, чтобы избежать ближнего боя. И вдруг моделируют обратное. Вопрос.
  4. +1
    23 марта 2021 07:04
    Во первых, не" искуственный интеллект " , а его аналог, ибо точной формулировки даже не существует что такое именно настоящий ИИ! Во вторых -какая мощность самого компьютера, может быть, это комплекс, занемающий огромное помещение, и его псевдопобеда тогда понятна! В третьих, программы создают люди, а в жизни идеальных условий не бывает, фактор, который в программе игнорируется, или отсутствует -сильный дождь с ветром, например -может сыграть решительную роль. Так что, все эти игрища лишь для самооопровдания" компьтерных генеев" что они могут такие программы написать, что огогоого!!!
    1. +2
      23 марта 2021 07:36
      Во вторых -какая мощность самого компьютера, может быть, это комплекс, занемающий огромное помещение, и его псевдопобеда тогда понятна!

      Даже если так, хотя процесс минитюаризации идет огромными темпами, достаточно дистанционно управлять как одним БПЛА, так и роем БПЛА. Каналы связи, как показала практика, вполне можно защитить.
    2. 0
      23 марта 2021 08:59
      У Теслы ИИ занимает небольшую часть багажника.. Самолет может себе позволить раз в 30 больше...вот и представьте себе..
      1. +2
        23 марта 2021 14:04
        У Теслы ИИ не находится в багажнике как у других авто с автопилотом.
        Вот весь ИИ причём дублированный, два одинаковых чипа работают параллельно и проверяют друг друга.
  5. +3
    23 марта 2021 07:06
    Все это конечно хорошо, но как бы в итоге не получилось "Гладко было на бумаге, но забыли про овраги". Интересует вопрос о том, что можно ли забить в программу все нюансы, которые могут произойти в реальной действительности и на которые человек отреагирует в любом случае (раньше или позже), а ИИ нет, т.к. это не предусмотрено программой?
    1. +1
      23 марта 2021 10:39
      со временем на основе проб и ошибок с учетом 99% всех возможных ситуаций... но высока вероятность что в оставшемся 1% человек поведет себя так же как и машина...а вероятнее всего процент таких ситуаций будет значительно выше)
  6. +3
    23 марта 2021 07:12
    Для того и проводятся испытания, что бы найти белые пятна "не предусиотренные программой".
    Обычное дело.
    Сначала в сильно идеализированных условиях, потом всё более и более приближенных к реальным.
  7. 0
    23 марта 2021 07:29
    Виртуальные воздушные бои в США: Истребитель с искусственным интеллектом победил реального пилота со счётом 5:0

    Интересная версия, но ... требует подтверждения в реальном исполнении.
    Уточняю, сомневаюсь, что техника созданная ранее, из расчета управления пилотом, покажет подавляющее преимущество над такой же, под управлением ИИ ..... о технике созданной под ИИ, будем рассуждать, когда она появится в реале.
  8. +1
    23 марта 2021 07:33
    Может пилот ещё плохо разобрался в игре. Надо не пять игр ,а хотя бы 25 и после этого смотреть как интеллект справляется.
    1. +3
      23 марта 2021 09:10
      На войне пилоту тоже 25 попыток давать?
      1. 0
        23 марта 2021 09:48
        Найдётся алгоритм действий против таких систем.
  9. -4
    23 марта 2021 08:17
    Че тут рассуждать про перегрузки и прочая. Компьютеры тоже не любят перегрузки, тоже страдают от перепадов температур и т.п. Просто возьмите кулак, одна штука и херакните по ноутбуку. С высокой вероятностью он сломается навсегда. Человек после такого удара если и упадет (допустим вы - спортсмен), то жить скорее всего будет, а может и навалять в ответ.

    Разумеется, можно сделать комп так, чтобы он те или иные воздействия выдерживал, ну так и пилот в кабине не голышом летает и подготовку специальную имеет. И - по секрету - у планера тоже предел перегрузок есть и у всей аппаратуры что в него воткнута - от двигла до лампочки. Ну да, в целом самолет без пилота будет легче чем аналогичный. но с пилотом. Правда это если им управлять с земли или другого самолета. Если надо чтоб он принимал решения сам, то уже не факт что - об этом далее.

    Что показали эти "испытания". Что в игровом движке бот с "ИИ" может облетать пилота? Так это всегда было известно, особенно если бот с читами, а пилот - новичок в игре. Как ИИ могла помочь в этом бою перегрузостойкость? Он мог облетать человека в ближней схватке, догфайте. А не американцы ли пропагандировали ту мысль, что догфайт устарел и что ракеты рулят? Ну да, рулят. Ракета и есть тот самый самолет с ИИ, просто одноразовый. И она легкая и может - в теории - маневрировать лучше, чем относительно более тяжелый истребитель.

    Почему же ракеты не победили всех? Потому что помимо малого запаса энергии (это уже смотря какая ракета) у них мозгов мало. Каковы (на вес) мозги пилота? Примерно 1,5 кг + сопутствующее оборудование в виде самого пилота - еще 100 кг примерно. Какова вычислительная мощность пилота? Это трудно сказать, человека во флопсах не измерить, но можно грубо оценить. Капчу с картинками автобусов и велосипедов все видели? Она, если что, предназначена для того, чтобы роботов отделить от людей. Т.е. типовой современный алгоритм распознавания не в состоянии ее решить. Иначеб она была другая.

    Более-менее толковые компьютерные мозги называются "датацентр" и да, некоторые задачи решают очень быстро. Но более сложные - медленнее. И, а перспективе усложнения задач - проигрывают человеку. Капчи вот те-же )Собсно тест Тьюринга он вот про это. Пожирая при этом кучу электроэнергии, нуждаясь в термостатировании и прочем. Датацентр, конечно, можно поднять в воздух. На Боинг-747 и не то влезет. Но о сверхманевренности можно забыть - сам боинг так не умеет. Да и датацентру это не понравится.

    У человека 86 миллиардов нейронов-процессоров. И все работают хоть и не очень быстро (хотят как посмотреть), зато параллельно. И заточены эволюцией под свои функции. За миллионы лет. Компы мы строим менее 100 лет и добились многого. Но пока они обыгрывают человека только там, где пространство выбора решений ограничено. Шахматы. Компьютерные игры. В реальности - так:
    1) Искусственный интеллект это: Носит ли робот следы в таких местах, где человеческий "опылитель" был бы просто не в состоянии их сделать?
    2) Самолет Су-57 это:“ безвоскрешающий, пролетающий, безопасный, жизнеустойчивый, маневренный, являющийся истребителем“, “герметичный, особо экономичный”
    3) DARPA это: Решает проблему длинных и вялотекущих праздников

    Эти, с позволения сказать "мысли" были выражены одной из лучших моделей - GPT-3, обученной на 80 млрд токенов. Я вводил "понятие это:" и нажимал "дополнить". В теории ИИ должен допетрить что речь идет об определении понятия. По крайней мере авторы так заявляют.

    Но увы. Можно найти в инете и поиграть самим.

    Так что ИИ на борту, конечно, нужен. Решать ИИшные задачи. А человек должен решать человеческие.
    1. +4
      23 марта 2021 09:02
      Любая специализированная технология, обойдет человека . Человеческий мозг слишком универсален, от этого ни с чем не сможет быть на высоте..Я не пишу об уникумах.. на то они и уникумы. Но вы даже не сможете калькулятор обойти по скорости вычисления корня из числа.. Что уж тут.
      1. 0
        23 марта 2021 09:43
        Почему это не смогу?Легко обойду. При вычислении корня из 4. Ибо каркулятору хоть сколько то времени нужно потратить на вычисление, а мне результат известен зарание. И при этом уникумом я себя не считаю. Впрочем все то что я умею делать хорошо, одновременно так же хорошо не умеет делать ни один человек в мире.
        1. +1
          23 марта 2021 14:05
          У хороших калькуляторов тоже есть память
  10. +3
    23 марта 2021 10:38
    Нафталинчик сдули, вот и новость на ВО. Лепота.
  11. +2
    23 марта 2021 10:38
    Это капец. Человек отмирает (как класс).
    1. -1
      23 марта 2021 19:14
      Не отмирает просто создаёт себе замену на очень далёкое будущее Россия то же в этом направлении работает
      "Ученые НИЦ "Курчатовский институт" в составе исследовательской группы получили перспективный материал для создания самообучающихся нейроморфных вычислительных систем. Их энергоэффективность превосходит традиционные компьютеры на несколько порядков.

      Новый материал, изготовленный по оригинальной технологии, обладает всеми необходимыми характеристиками для имитации нейронных контактов биоподобной вычислительной системы. На его основе был создан прототип самообучающегося роботизированного устройства.
      По словам ученого, эти технологии открывают огромные возможности для решения различных когнитивных задач, таких как обработка текста и речи, распознавание образов, принятие решений.

      Новый материал представляет собой слоистую структуру из ниобата лития с включением металлических нанокристаллов. Он был изготовлен путем последовательного нанесения тонких пленок методом ионно-лучевого осаждения. Исследователи обнаружили, что концентрация металлических нанокристаллов в материале оказывает значительное влияние на его свойства. Варьируя состав тонких пленок, им удалось подобрать "идеальные" параметры, при которых нанокомпозит демонстрирует наилучшие характеристики.

      Разработанный учеными материал гораздо точнее имитирует искусственные нейронные контакты по сравнению с традиционными металлооксидными полупроводниками. Причиной тому - механизмы, по которым этот нанокомпозит функционирует в нейроморфном устройстве. Как и в живой системе, обработка сигнала здесь имеет аналоговый характер, а изменение силы связи между искусственными нейронами осуществляется за счет изменения концентрации и диффузии ионов.

      Отличительной особенностью нового материала является то, что созданная на его основе нейроморфная система способна имитировать свойство "пластичности" мозга. Так, в живом организме дофамин может регулировать силу взаимодействия между нейронами, а в новом устройстве эту роль играют искусственные нейромедиаторы.

      Преимущество такой системы заключается в том, что процесс ее обучения не требует присутствия "учителя". Устройство само корректирует свою работу путем взаимодействия со средой, которая является источником так называемых "наград" и "наказаний".

      На основе нового нанокомпозита ученые создали массивы мемристоров и сконструировали прототипы нейроморфных систем. Пилотные испытания показали, что такие биоподобные устройства способны "адаптироваться" к различным начальным условиям. Это открывает перспективы создания больших нейроморфных систем, обладающих способностью к самообучению".
  12. +1
    23 марта 2021 21:49
    Был полный длинный фильм об этом учебном бое.
    Сначала несколько ИИ программ "бились" друг с другом.
    Потом победитель бился с опытным летчиком-инструктором.
    Самолеты - одинаковые: Ф-16. Ближний бой.
    Летчик ни разу не сумел переиграть ИИ.
  13. -1
    24 марта 2021 00:15
    Фуфло. Играли в авиасимулятор на компьютере. Вот хз, но я уверен что когда я играю в карты на компе, комп знает мои карты а я его нет. И более того, комп знает что придет в колоде. Так что виртуальный бой фуфло. Комп подыграет себе 100%.
  14. DMi
    +1
    24 марта 2021 00:22
    Комп давно переиграл человека в шахматы и японскую игру го. Белковые топ-игроки тоже бахвалились, что у них "интуиция"-" творчество" , а тупые алгоритмы, " если- то" никогда не смогут играть как человек. Да, как человек они не смогли играть, они научились играть на две головы лучше. Сейчас чемпионы мира в обеих играх смиренно приходят к обычному компу за советом и обучением. Что то мне кажется задача воздушного боя на порядок легче шахматнрй партии, если не на два порядка. Единственная практическая проблема это получение ИИ достоверной информации об окружающей обстановке в реальном маштабе времени. А уж решения что делать он и быстрее, и точнее человека примет, даже в собачьей свалке. Это совершенно очевидно.
    1. 0
      24 марта 2021 01:40
      Единственная практическая проблема это получение ИИ достоверной информации об окружающей обстановке в реальном масштабе времени. С этим уже проблем нет для этого у него будет всё БРЭО самолёта в распоряжении а также связь со спутниками наземными РЛС другими самолётами и тд.
      1. DMi
        0
        24 марта 2021 09:20
        Этой информации явно недостаточно для ведения ближнего воздушного боя. К тому же любой спутник и любое БРЭО можно задавить РЭБ,что и делают с беспилотниками сейчас. Наземные роботы и авто без водителя ориентируются по оптическим каналам. Армейский ИИ также будут учить работать через оптику, всё остальное как вспомогательное. И вот когда это случится, человеку лучше на появляться в зоне БД. Никаких шансов у него не будет. Хоть в кресле пилота , хоть пешком,
  15. 0
    25 марта 2021 05:44
    Забыли еще обучить летчиков работе с этим ИИ.
  16. -1
    25 марта 2021 05:52
    "Хибины" на Су-35С и на Су-34 подавят сигналы ответов вражеских самолетов на запросы системы F-16 "Свой-чужой". И все летательные аппараты для этого "искусственного интеллекта" станут противниками. Американский летчик вдруг обнаружит, что он окружен "русскими" истребителями, и вынужден будет или принять бой со своими, или на форсаже уйти подальше.
    1. 0
      6 апреля 2021 11:26
      это влажные фантазии основанные только на пропаганде каких то фантастических возможностей "хибин"
  17. 0
    6 апреля 2021 11:25
    в принципе беспилотный истребитель имеет превосходство над пилотируемым, но только с одним минусом. а именно проблема в принятии решения атаковать ту или иную цель.каков алгоритм