В России проходят испытания мультимедийного шлема для пилотов истребителей Су-57

33
В России проходят испытания мультимедийного шлема для пилотов истребителей Су-57

Российские разработчики продолжают процесс подготовки к эксплуатации лётчиками ВКС РФ мультимедийных шлемов. Речь идёт о шлемах дополненной реальности, которые разрабатываются в первую очередь для пилотов истребителей 5-го поколения Су-57.

Информационное агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация) сообщает о прохождении испытаний разработанного российского специалистами мультимедийного шлема пилота Су-57. Отмечается, что перспективный шлем поможет пилоту не только управлять боевой машиной, но также осуществлять захват цели для последующего нанесения по ней удара имеющимся в арсенале оружием.



В сообщении говорится, что создана нашлемная система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота Су-57. Индикация осуществляется на стекло забрала защитного шлема целого ряда данных, включая пилотажную информацию, изображение пространства вне кабины истребителя, формируемое камерами и тепловизорами.

Такая нашлемная система позволит лётчикам ВКС РФ проводить операции в сложных метеорологических условиях, в тёмное время суток, выполнять сложные маневры.

Напомним, что ранее мультимедийный шлем был создан в США для пилотов истребителей F-35. Изначальная его цена составляла 700 тысяч долларов. Затем её удалось снизить примерно вдвое. Однако американские военные лётчики продолжают высказывать критические замечания в адрес шлема разработки США. Например, если лётчик наклоняет голову вниз или поворачивает на достаточно большой угол, то информация на забрале шлема может отображаться неверно из-за сбивающихся координатных осей. При этом возникает "побочка" в виде зелёного свечения. О том, что в США такая проблема была решена, пока не сообщалось. Мультимедийные шлемы есть и в ВВС Китая.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 марта 2021 06:56
    Шлем, это здорово, очень нужная штука. А вот что там с двигателем второй очереди, это вопрос вопросов?
    1. +1
      24 марта 2021 07:25
      Цитата: Ros 56
      Шлем, это здорово, очень нужная штука.

      И сложная.
      Надеюсь, у лётчика с нашлемной системой остаётся возможность полноценного пилотирования в случае отказа или сбоя системы.
    2. 0
      24 марта 2021 17:49
      Цитата: Ros 56
      Шлем, это здорово, очень нужная штука. А вот что там с двигателем второй очереди, это вопрос вопросов?

      Да не в двигателе вопрос вопросов , ему(Су-57) и с двигом первого этапа хорошо .
      Вопрос в БРЭО , ПО и БРЛК "Белка" - насколько удалось ?
      Всё ли работает штатно ?
      Справляется ли лётчик с информационным потоком ?
      Вот это - вопросы .
      А планер летает уже давно . Но это только планер .
      1. 0
        24 марта 2021 18:27
        На эту тему надо с Богданом общаться, а сидя на стуле что можно сказать?
  2. +3
    24 марта 2021 07:03
    Отличие новой НСЦИ в том, что проекция изображения идет на оба глаза создавая стериокартинку. Очень удобно т.к. все основные показатели и параметры полета постоянно перед глазами. Реализация этой технологии приведет к психологической перестройки восприятия полета и пространственного положения летчика. На сколько эффективно летчик сможет адаптироваться еще предстоит исследовать. В любом случае, это ближайшее будущее. Но у системы есть и существенные недостатки. Так что технология есть, ее начали внедрять, но как это часто бывает, она будет существенно дорабатываться. А в целом вещь классная, когда вся картинка словно в твоих глазах-это впечатляет. Я после этого серьезно очки гугл гласс ждал в продаже)))))
    1. -3
      24 марта 2021 07:26
      Цитата: Бшкаус
      Отличие новой НСЦИ в том, что проекция изображения идет на оба глаза создавая стериокартинку.

      странно. а раньше приходилось закрывать один глаз, чтобы сфокусироваться?
    2. +1
      24 марта 2021 08:06
      изображения идет на оба глаза создавая стериокартинку.


      Для стерео нужно две видеокамеры с соответствующей базой. Иначе стерео не будет. Люди, по причине профессии часто смотрящие стерео фильмы, отмечают со временем уменьшение эффекта. Мозг адаптируется. Ведь это стерео "не настоящее".
      Сможете эти проблемы поподробнее разьяснить? Будут ставить парные стерео камеры, к примеру? И как зрение летчика меняться будет?
      1. +3
        24 марта 2021 09:01
        Для стерео нужно две видеокамеры с соответствующей базой.

        Основной смысл НСЦИ не в камерах go-pro снимать видосик для ютуба, а проекция параметров полета и управления систем ЛА не на индикатор лобового стекла, а щитка остекления ЗШ для того, чтобы вне зависимости от положения головы и взгляда летчика, он мог осуществлять контроль за ЛА.
        Касательно влияния на летчика-это вопрос будущих научных статей и кандидатских)).
        На начальном этапе главная цел исследований подтвердить что это работает в принципе и только вторая, уже по ходу появления статистики- углубленное изучение последствий. На единичных образцах как с вакциной от ковида не разобрать. Нужно время и практика реальной эксплуатации
  3. +2
    24 марта 2021 07:15
    Думаю такие шлемы не только на Су-57 пригодятся, для других машин и не только самолётов тоже нехилым подспорьем будет.
    1. +5
      24 марта 2021 07:28
      Думаю такие шлемы не только на Су-57 пригодятся, для других машин и не только самолётов тоже нехилым подспорьем будет.

      Так то оно так, но он тоже дорогой. Для Су-57 разработан шлем ЗШ-10 он модульный и в этом его приемущество: снимается стандартный светофильтр и кожух, ставится НСЦИ и новый светофильтр. Аналог ЗШ-10 вертолетный ЗШ-17 который отличается отсутствием затылочного компенсатора и другими разъемами гарнитуры. На ЗШ-17 аналогично вешается прибор ночного виденья. Таким образом можно модернизировать обычные шлема по необходимости
      1. +1
        24 марта 2021 07:31
        Цитата: Бшкаус
        Так то оно так, но он тоже дорогой

        Функционал подрезать, разрешение (может быть). Как соображение, можно сэкономить на "стеклянной кабине" при модернизации старых машин.
      2. 0
        24 марта 2021 09:49
        Игровая индустрия быстро и за свой счет доработает эти шлемы.
  4. +5
    24 марта 2021 07:56
    Главная проблема подобных устройств, это повышенная зрительная и психологическая утомляемость, так как поток информации существенно возрастает, а эффект "дистанционного восприятия" никуда не уходит, вне зависимости от того, какое разрешение имеет такая система. Сколько не смотри на телевизор, будь он хоть 100К, глаз утомляется больше, нежели при привычном зрительном восприятии реальности (не добавленной и не виртуальной). Как следствие, возрастает черепное давление, эффект "сухого глаза", риски инсультов, нервозность и т.п. побочные явления.
    Единственное, как с этим можно бороться, так это сделать ограниченным время пребывания в такой дополненной реальности. Т.е. включать её по необходимости. Может и автоматически...
    1. +1
      24 марта 2021 15:16
      "Сколько не смотри на телевизор, будь он хоть 100К, глаз утомляется больше, нежели при привычном зрительном восприятии реальности (не добавленной и не виртуальной). Как следствие, возрастает черепное давление, эффект "сухого глаза", риски инсультов, нервозность и т.п. побочные явления"///
      ---
      Это у взрослого поколения.
      "Динозавров" из 20-века, так сказать.
      У молодых никаких особых эффектов от виртуальной реальности не происходит.
      Обычные очки для зрения, заметим - тоже вид "дополненной реальности".
      1. +2
        24 марта 2021 22:07
        Это у взрослого поколения.
        "Динозавров" из 20-века, так сказать.
        У молодых никаких особых эффектов от виртуальной реальности не происходит.
        Обычные очки для зрения, заметим - тоже вид "дополненной реальности".

        Извините, но вы видимо просто не понимаете некоторых аспектов физиологии человека (обработки зрительных образов), которая за несколько тысяч лет практически не изменилась. ))
        ...
        Для понимания тех, кто не в теме. У нового поколения ещё, пардон "яйца не поседели". Потому оно и "новое". Ну не доросло это поколение до того, как у него начнутся первые признаки гипертонии или дальнозоркости. Зато когда им будет по 40-50 лет, тогда у них будет всё ещё гораздо хуже(!), нежели у тех, кто столкнулся с виртуальными миром в свои 35-40 и которым сейчас около 60.
        Что касаемо обычных очков, то ваше предположение тем более не выдерживает критики, так как очки ещё никому не добавили зрения, хотя и не имеют ни малейшего отношения к дополненной реальности. Сколько я знаю людей, у всех кто носит очки (У ВСЕХ), зрение с той или иной скоростью ухудшается. У кого то быстрее, у кого то медленнее. У меня в семье два человека инвалиды по зрению. Сам ношу последние 15 лет (сначала +5, потом +7 и так далее, сейчас +15).
        И последнее, по поводу виртуальной реальности. Почитайте в интернете про эффект фрагментирования сознания и ухудшения концентрации на длительных задачах, когда в мозгу резко увеличивается поток очень коротких, быстро сменяемых данных. При длительном воздействии подобных потоков, люди банально тупеют, ухудшается возможность логической обработки сложных понятийных образов. На эту тему есть много вполне серьёзных и подробных медицинских статей.
        Так что, в каких превратятся те, кому сейчас нет и 40 лет, и которые много времени сидят в виртуале, нам ещё предстоит увидеть, лет через 15-20.
        ...
        Да и ещё.. Я тут ничего никому не доказываю и обосновывать ничего не собираюсь. Вся статистика и результаты исследований по этим темам есть в сети. Кому надо, тот найдёт и прочитает.
        1. +2
          24 марта 2021 23:45
          Эволюция человека (биологическая) ускоряется по мере ускорения эволюции
          технической. Ускоряется нелинейно.
          Еще 200 лет ценились мужчины физически сильные. Чем больше мускулов, тем
          выше ценность на брачном рынке. Больше заработает.
          Сейчас ценятся умные. Чем умнее, тем более красивая женщина тебя выберет.
          За 200 лет произошло больше изменений, чем за предыдущие 2000.
          Виртуальная реальность - следующий виток.
          Если в нее не влиться, то останешься "крестьянином с косой". Посмешищем.
          Время остановить невозможно, как бы нам не нравилось прошлое.
          1. +1
            25 марта 2021 00:10
            Цитата: voyaka uh
            Эволюция человека (биологическая) ускоряется по мере ускорения эволюции
            технической. Ускоряется нелинейно.

            Каждый человек имеет право на собственные заблуждения.
  5. +2
    24 марта 2021 07:59
    Подобный шлем показывали и для Ми28НМ и Ка52М
    1. +2
      24 марта 2021 09:20
      Подобный шлем показывали и для Ми28НМ и Ка52М

      Вертолетный называется ЗШ-17, отличие от авиационного в разъемах и отсутсвии компенсатора натяга для дыхания под избыточным давлением
  6. -2
    24 марта 2021 11:43
    Российский шлем будет лучший на все 100.
    1. +1
      24 марта 2021 13:09
      Лучший чем что?
      1. +1
        24 марта 2021 16:26
        Чем американский и китайский - по цене точно дешевле.
  7. +1
    24 марта 2021 13:46
    «изображение пространства вне кабины истребителя, формируемое камерами и тепловизорами»
    Это что получается, наши сумели изобрести технологию «Взгляд Бога», как на Ф-35?
  8. +1
    25 марта 2021 12:31
    Напомним, что ранее мультимедийный шлем был создан в США для пилотов истребителей F-35.

    На этом самолете информация с бортовых систем, оптико-электронных камер и тепловизоров передается на защитное стекло шлема. Выводимое на стекло изображение имеет фокусировку на бесконечность, благодаря чему все данные остаются читаемыми независимо от того, на какой точке в пространстве сфокусирован взгляд летчика.
    Шлем летчика F-35 оснащен несколькими датчиками положения головы. С их помощью система дополненной реальности отслеживает перемещения головы летчика и в соответствии с данными датчиков смещает изображение, выводимое на забрало. На приборной панели F-35 также установлено большой проекционный экран системы индикации на лобовом стекле. Когда система определяет, что летчик смотрит сквозь этот индикатор, часть дублирующейся информации с забрала шлема исчезает.
  9. 0
    25 марта 2021 16:37
    Понятно, что это Составная часть Снаряжения..., но, простите, хочется спросить (в свете количественно выпускаемых по контрактам машин), - а Мультимедийные трусы Вы там еще не Испытываете? )))