Немецкая нефть на переломе войны

20
Немецкая нефть на переломе войны

Документальные находки даже в темах, казалось бы, многократно истоптанных, бывают очень интересными и переворачивающими незыблемые представления. Вот в РГВА, в фонде Рейхсминистерства экономики мне удалось найти документ, важность которого для военно-экономической истории нацистской Германии переоценить трудно. Это справка о нефтяном балансе Германии за 1941–1943 годы, составленная 31 октября 1942 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, лл. 4–5).

Это, в сущности, полноценный нефтяной баланс, в котором учтены все источники нефти и нефтепродуктов, весь расход, с разделением на военный и гражданский, а также все поставки союзникам, зависимым странам и на оккупированные территории. Полная картина того, откуда Рейх получал нефть и как ее использовал.



Нефтяной баланс Германии


Я свел все цифры этого документа в общую таблицу в виде баланса, для удобства обозрения. Данные за 1943 год плановые, но это обстоятельство в целом, не препятствует оценке положения. Все цифры в 1000 тонн:


* Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Сербия, Хорватия, Греция
** Финляндия, Болгария, Словакия, Швейцария, Швеция

Данные на 1943 год представляют собой еще не сведенный баланс, так что в итоговых данных за этот год указаны пожелания и наличные возможности. Разница между ними составляла 3350 тысяч тонн нефтепродуктов.

Указание на ввоз из Румынии и Венгрии означает, что эти страны покрывали свои потребности в нефтетопливе самостоятельно и продавали Германии излишки их производства. В Италии тоже была добыча нефти и газа и драматическая история борьбы за увеличение добычи.

В сведении баланса за 1943 год предусматривалось использование генераторов на дровах, что дало бы высвобождение 500 тысяч тонн нефтепродуктов, а также с середины 1943 года поступление 300 тысяч тонн нефти с Кавказа. Остальные 2550 тысяч тонн, указанные в заявках на потребление, были бы срезаны, как делалось и в 1942 году.

Немецкая ставка на уголь и синтетическое топливо


В предыдущих статьях приводились документы с оценкой потребления топлива Германией во время войны, которые были составлены в 1939–1940 годах. В них потребление оценивалось в диапазоне от 6 до 10 млн тонн. В общем в этих оценках немецкие специалисты не ошиблись. Собственно потребление в Германии, гражданское и военное, в 1941 году составило 8,7 млн тонн, а в 1942 году – 8 млн тонн.

При этом оценки развития производства синтетического топлива, которые в начале войны составляли 2,5–3 млн тонн в год, оказались ошибочными. В действительности немецкое производство синтетического топлива было вдвое большим. И уже в 1941 году достигло 5,6 млн тонн, составив 64,3 % от собственно германского потребления нефтепродуктов.

Этот источник горючего возрастал почти всю войну, вплоть до мая 1944 года. Строились новые заводы синтетического топлива. По состоянию на 1 апреля 1943 года в постройке было мощностей по производству синтетического топлива и масел на 3841 тысяч тонн в год. И они должны были вступить в строй во второй половине 1943 года и в течение 1944 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, л. 2–3). Мощности могли бы превысить 11 млн тонн, что покрыло бы все основные потребности Германии в топливе в военное время.


Один из немецких топливных проектов – фабрика по производству бензина из нефтеносных сланцев в Кохтла-Ярве, Эстония. Фабрика была и до войны, но немцы ее намеревались расширить

Это вело к тому, что Германия сокращала свою зависимость от сырой нефти, в частности – румынской.

Кстати, в этой справке указывалось, что поставки нефтепродуктов из Румынии сталкиваются с трудностями. И что эта страна, имея значительное внутреннее потребление, не хочет его сократить и заменить нефтетопливо на уголь. Немцы пытались менять уголь на мазут, который использовался на румынских железных дорогах, но получили длинную, малоприятную и не слишком результативную эпопею. Румыны цепко держались за свою выгоду.

Отсюда следует такой вывод. Немцы изначально делали ставку на синтетическое топливо из угля. Угольных ресурсов Рура, Силезии и в перспективе – Донбасса им вполне хватало для покрытия мыслимых военно-экономических потребностей.

Перераспределение потребления нефтепродуктов


Нефтяной баланс Германии, который в действительности является также нефтяным балансом всех стран, контролируемых Германией, довольно наглядно показывает, что важнейшей мерой сведения этого баланса стало резкое сокращение потребления в гражданском секторе.

Потребление нефтепродуктов собственно в Германии упало с 6,2 млн тонн в 1938 году до 3,9 млн тонн в 1941 году, то есть сократилось до 62,9 % от довоенного уровня.

Было бы интересно посмотреть структуру потребления нефтепродуктов в промышленности и коммунально-бытовом секторе и изменения, вызванные военно-мобилизационными мерами. Возможно, что такие документы будут найдены позднее.

Однако сокращение внутреннего гражданского потребления нефтепродуктов прошло, скорее всего, за счет падения расхода мазута на электростанциях и замены его на уголь, резкого уменьшения выдачи бензина для частных нужд и керосина для освещения, а также снижения вообще автомобильных перевозок и передачи грузов на железнодорожный и водный транспорт.

Нейтральные страны Европы в 1938 году потребляли 9,6 млн тонн нефти. А в 1941 году их потребление составило всего 1,75 млн тонн или 17,7 % от довоенного уровня. В этих странах, отчасти оккупированных, отчасти зависимых, отчасти союзных, остались лишь самые необходимые потребности в нефтепродуктах, которые Германия обязалась удовлетворить. Это топочный мазут для судов, бензин для автомобилей и самолетов, а также смазочные масла.


Немецкий грузовик с топливом в оккупированном Мозыре

За счет этого резкого сокращения потребления нефтепродуктов в гражданском секторе Германии и в контролируемых Германией странах получилось выделить квоту для снабжения топливом немецкой армии, флота и авиации. По существу, потребление нефтепродуктов было значительно перераспределено в пользу армии.

Была ли борьба за нефть?


В смысле, так уж жизненно важно для Германии было во что бы то ни стало захватить и использовать нефть Кавказа?

Нефтяной баланс Германии показывает – нет. Жизненная необходимость в захвате кавказской нефти отсутствовала.

В своей предыдущей статье, посвященной захваченной немцами майкопской нефти, я сделал вывод, что она не рассматривалась как источник для снабжения Германии, по крайней мере, в обозримой для них перспективе. Это был чисто аналитический вывод, который оказался подтвержденным другим документом.

Справка о нефтяном балансе Германии составлена 21 октября 1942 года, то есть еще до завершения боев за майкопские нефтепромыслы. С учетом скорости передачи информации и времени для подготовки документа, справка учитывает состояние дел в лучшем случае на сентябрь 1942 года. В их распоряжении был уничтоженный НПЗ в Краснодаре и восточная часть майкопских нефтепромыслов. В предположении, что с середины 1943 года будет получено 300 тысяч тонн нефтепродуктов с Кавказа, имелась в виду именно майкопская нефть и временный НПЗ в Краснодаре, который к марту 1943 года, по оценке командира Technische Brigade Mineralöl, мог выдать 600 тонн в сутки или 219 тысяч тонн в год.

В этой справке не было ничего сказано ни про грозненскую, ни про бакинскую нефть. Вероятнее всего, эти нефтяные месторождения не рассматривались как потенциальный источник топлива.

Во-первых, потому, что они могли достаться в сильно разрушенном состоянии (как и майкопские нефтепромыслы). Перерабатывать нефть будет не на чем из-за разрушения заводов (как и Краснодарского НПЗ). И очень трудно будет вывезти нефтепродукты. Даже для снабжения немецких войск вывоз нефти из Баку (в случае его захвата) был бы невозможен в значительных масштабах без взятия нефтяного порта в Сталинграде и наливного флота, ходившего по Каспийскому морю и по Волге.

Потому немцы в ситуации, которая сложилась в конце 1942 года, были в первую очередь заинтересованы в перерезании линий снабжения нефтью и в изоляции Бакинского нефтедобывающего района. Возможно, скорее, в его уничтожении, чем в захвате и использовании.

Итак, направление поиска лучше повернуть в угольную промышленность и связанную с ней промышленность синтетического топлива. Поскольку уголь был главным топливным ресурсом Германии, то именно здесь можно надеяться сделать интересные находки.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 апреля 2021 18:38
    Статье "плюс".В Германии ,Австрии много бурого угля.Это некачественное (низкокалорийное) топливо.но залегает на небольших глубинах .Т.е его легче и дешевле добывать.
    В свое время в СССР приглашали спецов из ЮАР(!)-в Красноярском крае,на Алтае (и не только) бурого угля очень много.Но учитывая огромные запасы(на тот период) нефти решили не связываться с "синтетикой".
  2. -1
    12 апреля 2021 19:53
    выводы о направлении развития из ПМВ были сделаны правильные и развитие Германии и всей подчиненной Европы тоже скоординировали. но в Кремле сидели не хрустобулочники , да и в Вашингтоне с Лондоном. сухари хрустят по другому.

    интересно как Болгария и Турция, Португалия и Испания( да и вечные нейтралы-шведы и швейцары) в тех условиях нейтральничали
  3. +9
    12 апреля 2021 21:15
    Жизненная необходимость в захвате кавказской нефти отсутствовала.

    Автор художник,он так видит.А вот что по этому поводу министр вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберт Шпеер вспоминал:
    «Мы вторглись в Россию из-за нефти.Я знаю,что выдвигалось много других причин,но я могу вас заверить,что было для Гитлера главным приоритетом:снабжать нас горючим».

    Румыны исправно нефть поставляли,но возможности румынской нефтяной промышленности были ограничены. Какие могли быть еще варианты? Только Советский Союз. В то время это была самая мощная на евразийском континенте нефтяная держава.
    Итак, направление поиска лучше повернуть в угольную промышленность и связанную с ней промышленность синтетического топлива.

    В этом направлении всё понятно,развивались в Третьем рейхе и другие методы промышленного производства искусственного горючего – например, из каменноугольной смолы и даже из алкоголя. В обычной ситуации подобное производство оказывалось крайне дорогим. К тому же искусственный продукт имел существенные ограничения – синтетический бензин при низких температурах полностью терял свои потребительские свойства.Однако решить задачу этими методами полной нефтяной независимости, как планировал Гитлер, так и не удалось.Масштабная военная кампания 1942 года с целью одновременно пробиться к нефтяным ресурсам Южного Кавказа и через Северную Африку – на Ближний Восток потерпит неудачу. А в 1944 году начнутся авиаудары союзников по немецким заводам искусственного жидкого топлива. К концу войны топливное положение Германии окажется катастрофическим.
    Примечателен случай, описанный вышеупомянутым Альбертом Шпеером, когда в ходе своей ночной поездки в одну из частей 10-й армии, занимавшей позиции южнее реки По, он увидел там "колонну из 150 грузовиков, каждый из которых был запряжен четырьмя быками". Это был единственный способ, с помощью которого машины могли двигаться. И это был полный "нефтяной" провал военной стратегии Третьего рейха.
    1. 0
      13 апреля 2021 23:15
      Цитата: КАКОЙ ЕСТЬ
      В обычной ситуации подобное производство оказывалось крайне дорогим.

      Для сравнения, в Штатах, на начало 2010-х, синтетический бензин окупается уже при нефти в 70$ за баррель. В ЮАР порог окупаемости 35-55$, причем запасы угля в обоих странах огромны.
  4. +1
    12 апреля 2021 22:56
    Интересная статья.Спасибо автору .Всегда нравится,когда автор старается работать с документами,плюс получилось достаточно сжато но ясно.
  5. +3
    13 апреля 2021 12:46
    Факт, известный, но детали, интересны. На этом фоне, стоит, однако, упомянуть и о том, что в блокадном Ленинграде, в связи с дефицитом автотоплива, несколько сот грузовиков, "бегало" на... водороде (система воентехника Шелища). Уже "тогда" ... Понятно, что конструкции были "неоптимальны", но, как и в случае с вышестоящей статьёй, война заставляла использовать все возможные варианты ...
  6. +1
    13 апреля 2021 16:42
    В предыдущих статьях приводились документы с оценкой потребления топлива Германией во время войны, которые были составлены в 1939–1940 годах. В них потребление оценивалось в диапазоне от 6 до 10 млн тонн. В общем в этих оценках немецкие специалисты не ошиблись. Собственно потребление в Германии, гражданское и военное, в 1941 году составило 8,7 млн тонн, а в 1942 году – 8 млн тонн.

    При этом оценки развития производства синтетического топлива, которые в начале войны составляли 2,5–3 млн тонн в год, оказались ошибочными. В действительности немецкое производство синтетического топлива было вдвое большим. И уже в 1941 году достигло 5,6 млн тонн, составив 64,3 % от собственно германского потребления нефтепродуктов.

    Этот источник горючего возрастал почти всю войну, вплоть до мая 1944 года. Строились новые заводы синтетического топлива. По состоянию на 1 апреля 1943 года в постройке было мощностей по производству синтетического топлива и масел на 3841 тысяч тонн в год. И они должны были вступить в строй во второй половине 1943 года и в течение 1944 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, л. 2–3). Мощности могли бы превысить 11 млн тонн, что покрыло бы все основные потребности Германии в топливе в военное время.


    В 1941 году немцы получили не 5,6 млн. тонн, а только 4,116 млн. и 10 млн. тонн нефти

    Не могли они превысить 11 млн тонн. по скольку даже в первой половине 1944 года количество синтетического жидкого топлива производимого 15-ю немецкими немецкими заводами было очень сильно недотягивали до этих 11 млн. тонн:

    Второй столбик указывает количество нефти полученное немцами в тыс. тонн, третий указывает количество синтетического жидкого топлива топлива:

  7. +1
    13 апреля 2021 16:45
    Отсюда следует такой вывод. Немцы изначально делали ставку на синтетическое топливо из угля. Угольных ресурсов Рура, Силезии и в перспективе – Донбасса им вполне хватало для покрытия мыслимых военно-экономических потребностей. ​


    Для производства синтетического жидкого топлива было необходимо очень много электроэнергии. У немцев не было возможности быстро построить на Донбассе достаточное количество электростанций.
    1. 0
      13 апреля 2021 23:11
      Цитата: NF68
      Для производства синтетического жидкого топлива было необходимо очень много электроэнергии.

      Зачем?
      1. 0
        16 апреля 2021 16:55
        Цитата: Saxahorse
        Цитата: NF68
        Для производства синтетического жидкого топлива было необходимо очень много электроэнергии.

        Зачем?


        Весь процесс основан на электроэнергии. По крайней мере в то время. Сейчас , вполне возможно, придумали что еще.
        1. 0
          17 апреля 2021 00:56
          И процесс Бергиуса, и синтез Фишера—Тропша это сугубо химические реакции, хотя и в присутствии катализаторов. Электроэнергия нужна при этом сугубо в вспомогательных целях в небольших количествах, и опять же нередко генерировалась на месте из имеющегося топлива.
          1. 0
            22 апреля 2021 16:21
            Цитата: Saxahorse
            И процесс Бергиуса, и синтез Фишера—Тропша это сугубо химические реакции, хотя и в присутствии катализаторов. Электроэнергия нужна при этом сугубо в вспомогательных целях в небольших количествах, и опять же нередко генерировалась на месте из имеющегося топлива.


            Не знаю. Мне как то попаадалась на глаза статья, в которой подчеркивалось что для производства жидкого синтетического топлива немцы нуждались в большом количестве электроэнергии.
  8. +1
    13 апреля 2021 16:54
    При этом оценки развития производства синтетического топлива, которые в начале войны составляли 2,5–3 млн тонн в год, оказались ошибочными. В действительности немецкое производство синтетического топлива было вдвое большим. И уже в 1941 году достигло 5,6 млн тонн, составив 64,3 % от собственно германского потребления нефтепродуктов.

    Этот источник горючего возрастал почти всю войну, вплоть до мая 1944 года. Строились новые заводы синтетического топлива. По состоянию на 1 апреля 1943 года в постройке было мощностей по производству синтетического топлива и масел на 3841 тысяч тонн в год. И они должны были вступить в строй во второй половине 1943 года и в течение 1944 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, л. 2–3). Мощности могли бы превысить 11 млн тонн, что покрыло бы все основные потребности Германии в топливе в военное время.


    Не было у немцев столько синтетики. 3-й столбик в млн. тонн:



  9. +1
    14 апреля 2021 10:08
    Спасибо автору. Прочел, с огромным удовольствием. Автор проделал большую работу, чтобы изложить все эти данные.
    Не хочу показаться занудой,но у меня небольшой вопрос:
    Возможно ли применение синтетического топлива в условиях низких температур? Ведь велась большая война на территории нашей страны,а у нас,извините климат, не африканский..
    1. 0
      14 апреля 2021 10:59
      Можно.
      Замерзал бензин с добавкой бензола.
    2. +1
      15 апреля 2021 07:28
      Кажется, замерзал уже при -17С, если я правильно помню. Не знаю, байка это или нет, но когда-то давно читал, что в блокадном уже Ленинграде один профессор-химик, увидев сбитый Bf-109, набрал немного топлива и исследовал его в лаборатории, выявив этот факт и сообщив о нем куда следует. Оставалось дождаться морозов посильнее.
      1. 0
        15 апреля 2021 07:37
        Сергей, я тоже слышал об этом, где- то. Поэтому и спросил. Да. Немцы- молодцы. В практичности им не откажешь.
        1. 0
          16 апреля 2021 16:57
          Цитата: Андрей Николаевич
          Сергей, я тоже слышал об этом, где- то. Поэтому и спросил. Да. Немцы- молодцы. В практичности им не откажешь.


          У немцев не было других вариантов получить жидкое топливо. И опять таки качество этого бензина было не очень. И октановое число бензина максимум 97 единиц. Сначала вообще больше 94 получить не удавалось.
  10. 0
    15 мая 2021 01:34
    Интересная статья, в идеале, по документам сегодня вряд ли возможно прикинуть хотя бы поквартально хотя бы 1941г.
    Интересно само влияние топливного вопроса на успехи/неудачи вермахата.
    Ну при такой натянутой проблеме с топливом, должны были иметь место топливные кризисы и соответственно остановки подвижных соедениений в самый неподходящий момент.

    А так все логично, зажать потребление гражданских на всю на войну, и прераспределить все в вермахт и люфтваффе.
    И с транспортным плечём поставки нефти из того же майкопа тоже ясно, даже захватив нефть Кавказа, куда и чем её вывозить, где и как её пергонять.
  11. -1
    4 июля 2021 18:48
    В смысле, так уж жизненно важно для Германии было во что бы то ни стало захватить и использовать нефть Кавказа?

    Нефтяной баланс Германии показывает – нет. Жизненная необходимость в захвате кавказской нефти отсутствовала.
    Выводы теоретиков всегда хрустально чисты и так прекрасны) Не учтен, как водится, крошечный пустячок. Трудозатраты, ну и затраты ресурсов.
    Уважаемому автору (как и авторам разного рода "водородных стратегий") следовало бы более внимательно подходить к приобретению школьных знаний) Почему добываемая из месторождений нефть и газ так эффективны в качестве топлива? В первую очередь потому, что практически всю энергию в эти виды топлива вложили не мы. Не люди. Ископаемые остатки стали топливом без нашего участия. Мы лишь разделили нефть на фракции и слегка досыпали кое каких химикатов. По сравнению с энергией, получаемой из нефти, людские затраты энергии на ее подготовку к использованию весьма невелики.
    Однако, если людям, вместо ректификации и риформинга, приходилось вовлекать в сложные, многозвенные процессы уголь, затраты энергии на получение топлива возрастали во много раз. Вывод автора был бы верен исключительно в случае, если бы немцы имели читы "бесконечное железо" и "бесконечные люди". Так как ни того, ни другого у них не было, то на передел угля в ГСМ пришлось отвлечь от фронта множество специалистов и тот самый фронт недополучил сотни тысяч тонн стали и различных иных ресурсов.
    Жители башен из слоновой кости, позволяющие себе хронически пренебрегать презренной реальностью, должны писать душещипательные стишки. Описание реальности в их исполнении страдает...