Добровольцы – подводники Испанской войны

32
Добровольцы – подводники Испанской войны

После начала Гражданской войны испанский республиканский флот оказался в сложном положении – имея в своём составе достаточное количество кораблей, он лишился большей части офицеров, поддержавших Франко. И эту кадровую дыру закрывали специалисты советские – лётчики, танкисты, моряки... Особо стоит выделить подводников – получив не совсем качественную матчасть, склонные к анархии экипажи и неразвитую систему базирования, они подвигов, конечно, не совершили, но и не уронили честь русского флота.

Начать всё-таки стоит с матчасти – к времени прибытия советских подводников на вооружении республиканцев было два типа подводных лодок – «В» и «С». Первые были мало боеспособными и нуждались в среднем ремонте, а вторым, построенным в период с 1923 по 1928 год, и предстояло вытянуть на себе всю тяжесть войны. Лодки по сугубо бумажным характеристикам были неплохими, в проектировании их помогали немцы, но качество испанской постройки, умноженное на стабильно не срабатывающие торпеды, портили всё дело, да и было их всего четыре штуки. Больше года ими командовали советские командиры, под испанскими, разумеется, именами. Им уже через четыре года предстояло прославиться в Великой Отечественной.



Луис Мартинес (Иван Бурмистров)



Принял субмарину «С6» в феврале 1936 года. Сын торгового агента, участник Гражданской войны в частях ЧОН, он попал на флот в 1923 году, после партшколы, к 1934 стал помощником командира «Л-4» Черноморского флота. Оттуда и отправился на войну. Первый его корабль был повреждён авиацией противника, и в июне Бурмистров стал командиром однотипной «С1», на которой в районе Хихона атаковал франкистский крейсер «Адмирал Сервера». Попаданий добиться не удалось, так как итальянские торпеды не держались на курсе и не взрывались при попадании. Тогда Бурмистров поднялся на перископную глубину и пошёл в атаку на крейсер, заставив его отступить. Дальше была «С4» и ремонт во Франции, с прорывом обратно через Гибралтар, полностью контролируемый франкистами (две попытки торпедных атак во время прорыва сорвались по причине технической неисправности), участие в почтовых рейсах из Валенсии в Барселону и возвращение домой уже Героем Советского Союза. Капитан первого ранга Иван Бурмистров получил бригаду подводных лодок, в годы войны занимался эвакуацией крымских городов, участвовал в подготовке и высадке во время Керченско-Феодосийской десантной операции, был ранен. Дальше был ряд тыловых должностей, отставка и смерть в 1962 году в возрасте 59 лет. Увы, ранение прервало карьеру способного подводника и человека немалого личного мужества.

Серхио Леон (Сергей Лисин)



Один из лучших подводников советского флота, саратовец, он попал во флот по комсомольскому набору только в 1931 году, а в комсостав – в 1936, после окончания ВМУ им. Фрунзе. Сначала служба на Балтике, потом Северный флот. В Испанию Лисин отправлен только в 1938 году, где стал помощником командира на «С4» и «С2» поочерёдно. Никаких подвигов не было, была рутинная боевая работа – бомбёжки, маневрирование, походы... Рутина, способная вымотать любого, но зато школа хорошая.

Слава у Лисина была впереди, и пришла она к нему вместе с его первым кораблём – подводной лодкой «С-7» Балтийского флота, которую он принял при достройке, и экипаж которой формировал лично. Погибнуть лодка могла ещё 24 июня 1941 года, когда два немецких ТКА сначала дали наши позывные, а потом атаковали лодку торпедами и пушечно-пулемётным огнём. Спасло срочное погружение. Рассчитался с немцами Лисин в конце октября, когда его лодка вошла в Нарвский залив и обстреляла на берегу жд станцию и завод, выпустив около сотни снарядов.

Настоящая слава к Леону пришла в 1942 году – 9 июля атакован конвой, потоплен шведский транспорт «Маргарета», 11 июля – шведский транспорт «Лулео» с грузом руды для Германии, 19 июля – повреждён артогнём германский транспорт «Эллен Ларсен», вынужден был выброситься на мель, 30 июля – транспорт «Кате» потоплен, 5 августа – к счёту добавлен финский транспорт, потопленный артогнём. Домой «С-7» вернулась после израсходования запасов. Баланс – 4 потопленных и один повреждённый транспорт, все в составе конвоев, все с контратаками охранения. Это не Маринеско с его «атакой века», это Лисин с двумя прорывами минных полей, атаками самолётов и СКР, и смелостью за гранью возможного. А вот в следующем походе не повезло – 21 октября 1942 года «С-7» была торпедирована финской ПЛ, следуя в надводном положении. Выжило четверо подводников, находившихся на мостике, среди них и Лисин.

В плену он вёл себя достойно, не выдав никаких тайн:

«В качестве допрашиваемого он был самым сложным, кто побывал у нас за время всей войны... Мы прозвали его Кеттуненом (от Kettu – «лиса»), что было переводом его фамилии на финский и отражало черты его характера.»

После войны – командир дивизиона ПЛ в Порт-Артуре. Герой Советского Союза, о чём узнал в плену. Дожил до 1992 года. Финского подводника за потопление «С-7» мигом повысили, а самого Сергея Прокофьевича считали самым важным пленным в Финляндии. Случись по-другому, и Серхио Леон мог бы пойти далеко, но...

Дон Северино де Морено (Николай Египко)



Николаевский слесарь на судостроительном заводе направлен комсомолом на флот и с 1931 года в комсоставе. Прославился ещё в 1936 году, командуя ПЛ «Щ-117» Тихоокеанского флота. Его корабль провёл сорокасуточный поход, из них 340 часов под водой, он же пионер подлёдного плавания на Тихом океане. Весь экипаж был награждён орденами. Летом 1937 года прибыл в Испанию, где принял лодку «С6», на его счету атака франкистского крейсера, вывоз ценностей с Сантадера под огнём фалангистов, по некоторым данным – потопление канлодки.

Дальше была «С2», которую Египко... угнал. Лодка находилась на ремонте во Франции, правительство готовило её интернирование, на самом корабле были попытки диверсий и подкупа экипажа франкистами, постоянно саботировали работу анархисты... В таких условиях, не дожидаясь окончания ремонта, Египко вывел корабль в море и прорвался через Гибралтар на очень условно исправном корабле с сомнительным экипажем. Родина оценила – оценила Звездой Героя и званием капитана первого ранга. Дальше было командование бригадами подводных лодок на Чёрном море и Балтике, Советско-Финская и Великая Отечественная. Участвовал в Таллинском переходе на подводной лодке «С-5», при взрыве мины сброшен за борт и спасён торпедным катером. С октября 1941 года – в Англии, на борту линкора «Герцог Йоркский» участвовал в проводке конвоя «PQ-17». В отставку ушёл вице-адмиралом, умер в 1985 году.

Хуан Вальдес (Владимир Егоров)


Типичная биография – далёкий, в общем-то, от моря комсомолец с Днепропетровска получил путёвку на флот, дальше – военно-морское училище, подплав по личной просьбе молодого командира, и Испания, где Егоров в 1938 году принял «С2». Лодка участвовала в почтовых походах в Барселону и боевых выходах флота. Молодой командир получил бесценный опыт, который и реализовал уже во флоте советском, получив под командование 17 дивизион подводных лодок Балтийского флота. Войну встретил командиром 4 дивизиона, Трибуц характеризовал его:

«Живой, как ртуть», имел всегда «свежие мысли» и после тщательного взвешивания... смело применял их на практике. Некоторые его коллеги иронизировали над ним. Ленивых мыслью было немало и в штабах, а Егоров аргументированно шёл на риск. Будучи в должности начальника отдела боевой подготовки штаба флота, я убедился, что организационная работа не мешает Егорову совершенствоваться в знании оружия и углублять общее образование.»

Отстаивал идею «волчьих стай», прорыва 3-4 ПЛ с Финского залива и совместных действий у побережья противника, что с успехом применяли немцы в течение войны, и что так и не смогли наладить мы. Капитан второго ранга Егоров вышел в поход на «Щ-317» 9 июня 1942 года. В этом походе наша лодка потопила финский транспорт «Арго» – 16 июня, тяжело повредила датский транспорт «Орион» – 19.06, потопила шведский транспорт «Ада Гортон» – 22.06, и 8.07 потопила германский транспорт «Отто Кордс». Лодка со всем экипажем погибла на последней линии германского минного заграждения 18 июля 1942 года, за считанные часы до возвращения домой. Флот потерял блестящего практика и теоретика, старт карьере которого дала Испания.

Мурато Карлос (Кузьмин Герман)



Москвич, комсомольского набора, в комсоставе с 1932 года, минёр, сначала на Черноморском, потом на Тихоокеанском флоте. Попал на войну в должности командира «М-21» Тихоокеанского флота. В Испании провёл полгода, покомандовав там «С1» и «С4». Ничего особо героического, как и другие, не совершил, но в тех условиях и с той матчастью и людьми его бы не совершил никто, зато получил бесценный опыт. Дальше Черноморский флот и командование дивизионами подводных лодок. Погиб Герман Юльевич в 1942 году на борту «Щ-212» на румынском минном заграждении.

А зачем?


Думаю, ответ на вопрос очевиден, помимо помощи республиканцам наш флот получил командиров с боевым опытом, получил то, что обычно оплачивается кровью и железом, и получил это бесплатно. И не вина нашей пятёрки молодых командиров, что они не сделали больше – главное, что приобретённый опыт и наработки не пропали, а пошли на пользу флоту. И забывать, что для многих война началась не в 1941, а в 1937 году, тоже не стоит, именно там были заложены первые камни в здание будущей Победы.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 мая 2021 06:16
    Комиссарами на лодках были испанцы. Советские граждане исполняли должности командиров пл. Только Лисин был вторым командиром (segundo comandante), т.е. спк по-нашему. И ещё у командиров были советские переводчики из гражданских, им присваивали звание испанского лейтенанта (teniente de navio). Из наших переводчиков-подводников известны Гуревич Анатолий и Ганкин Семён. Первый впоследствии стал нелегалом и прославился провалом "Красной капеллы", второй по-видимому погиб в Отечественную. Ещё упоминается Рамон Вальдес, югославский коммунист и подводник. По испанским данным его настоящая фамилия Vokshin. Так что его югославскость ещё надо проверить. Не знаю как в армии, но на испанских лодках комиссаров из "интернационала" точно не было.
    1. 0
      13 мая 2021 16:54
      Цитата: Ричард
      . Из наших переводчиков-подводников известны Гуревич Анатолий и Ганкин Семён. Первый впоследствии стал нелегалом и прославился провалом "Красной капеллы", второй по-видимому погиб в Отечественную.

      Не вводите людей в заблуждение - Гуревич-Кент действительно прославленный нелегал ГРУ, которого оклеветал резидент разведки, обвинив его в провале своей резидентуры, и что впоследствии было опровергнуто, уже после того как Гуревич отбыл срок.
      Из-за межведомственного соперничества между советской военной разведкой и внешней разведкой НКВД резидент Кент был обвинен в несовершенных преступлениях, в результате чего пробыл в советских лагерях почти 13 лет. Только в июле 1991 г. он был полностью реабилитирован, хотя совершенные им беспрецедентные подвиги до сих пор не оценены по заслугам. Ему не вручены награды за героическую деятельность во время войны в Испании, во время войны с гитлеровской Германией.

      Провал "Красной капеллы" не был связан с Гуревичем - немецкая контрразведка сумела захватить радиста шифровальщика, который не успел уничтожить все шифры, что и привело к вскрытию некоторых радиограмм, на основании которыхи стали вычислять агентов советской разведки.
      1. 0
        13 мая 2021 20:44
        Очень хорошее дополнение
  2. +8
    11 мая 2021 06:18
    Египко в своих мемуарах указывает, что Бурмистрову и ему сначала за Испанию вручили ордена БКЗ, затем "по просьбе испанского правительства" присвоили звания Героев.
  3. +10
    11 мая 2021 06:22
    Перечислю всех советских подводников республиканской Испании поимённо.
    Бурмистров (Мартинес) командовал С-1, С-6, С-4
    Грачёв (Гарсия) С-1, С-4
    Египко (Морена) С-6, С-2
    Егоров (Вальдес) С-2
    Кузьмин (Мурато) С-4, С-1
    Лисин (Леон) спк С-4
    В скобках указаны их испанские "мужские" фамилии. Все, кроме Лисина, были командирами лодок. Лисин занимал должность "сегундо команданте", т.е. старшего помощника при командире лодки Кузьмина.
    Переводчиками-адъютантами при наших командирах на испанских лодках были:
    Вокшин, югославский коммунист (Вальдес) у Бурмистрова на С-6 и Египко на С-2.
    Гуревич (Гонсалес) у Бурмистрова на С-4
    Ганкин на С-4 у Кузьмина
    Мне встречалось упоминание, что Егоров (Вальдес) знал язык. Если только его не спутали с югославом Вокшиным, который тоже был Вальдес. Неизвестно как Бурмистров обходился без знания языка на С-1. Вероятно испанцы предоставили ему своего "толмача".
    1. +10
      11 мая 2021 12:12
      Цитата: Ричард
      Неизвестно как Бурмистров обходился без знания языка

      Наши советские командиры-подводники должны были иметь минимальный запас испанских слов, достаточный для того, чтобы суметь отдать необходимую срочную команду. А переводчики должны были оказывать командирам в этом помощь. Из воспоминаний Египко – "Русский командир поспевал повсюду, показывал, требовал, делал сам, не боясь ни грязи, ни тяжестей, учил и терпеливо пояснял. Из-за незнания испанского языка, проявляя нетерпеливость при работе с переводчиком, используя небольшой запас известных ему слов, в основном пояснения он делал жестами, мимикой, показывая непосредственно на детали, о которых шла речь. Нет, он совсем не был похож на наших испанских офицеров, – говорили мне испанские моряки, которые служили ранее под командованием И.А. Бурмистрова."Подводник-легенда,первым стал в Испании командиром поводной лодки,первым и звание Героя получил в советском ВМФ.
    2. Вот кому не позавидуешь, так это советским военспецам-подводникам. Изношенные старые лодки, экипажи с сомнительной квалификацией, невнятные планы развёртывания, языковой барьер и прочие прелести. Немцы хоть и вынуждены были сохранять строжайшее инкогнито, но у Гроссе и Фрайвальда хоть были новёхонькие "семёрки" и немецкие команды...
  4. +4
    11 мая 2021 06:32
    Спасибо автору - как человек сухопутный, я открыл для себя новую, малоизвестную страничку о гражданской войне в Испании.
    1. +5
      11 мая 2021 08:34
      Доброе утро .
      Действительно о войне в Испании мы слышали только как о сухопутной .
      Для меня это ново , никогда не слышал и не читал об этом . Спасибо .
    2. Цитата: Вождь краснокожих
      как человек сухопутный, я открыл для себя новую, малоизвестную страничку о гражданской войне в Испании.

      Как ни парадоксально, но именно нелогичность и спонтанность флотских баталий, что характерно для гражданских распрей, придаёт увлекательности морской части испанской ГВ. Тут по-шекспировски прекрасно всё - трагикомизм, предательство, шпионаж, мужество, трусость, диверсии и прочие приключенческие атрибуты. Взять хотя бы упомянутый лёгкий крейсер «Альмиранте Сервера» - он ведь не сразу стал франкистским. Мятеж застиг его в сухом доке на верфи в Эль-Ферроле. Командир остался верен правительству, пытался вывести крейсер из дока, но франкисты не дали затопить док и принять топливо. И тогда крейсер открыл огонь из сухого дока. Обманным сообщением якобы из штаба флота мятежники заставили Сервера задробить стрельбу и захватили крейсер. Командира и бОльшую часть команды расстреляли.
      В общем - песня.
  5. Лодки по сугубо бумажным характеристикам были неплохими, в проектировании их помогали немцы
    А как немцы могли "помогать" испанцам в проектировании лодок, прототипами которых были американские холланды?
    1. +3
      11 мая 2021 11:17
      А как немцы могли "помогать" испанцам в проектировании лодок, прототипами которых были американские холланды?
      Проектировали испанцы самостоятельно. Собственно это увеличенная в размерах подводная лодка типа В.
      В постройке помогали специалисты фирмы Vickers.
      1. Цитата: Undecim
        Проектировали испанцы самостоятельно. Собственно это увеличенная в размерах подводная лодка типа В.
        В постройке помогали специалисты фирмы Vickers.

        Так и я о том же. В и С - по сути холланд 105ф. При чём тут немцы вообще?
  6. +4
    11 мая 2021 08:26
    Интересная заметка. Хорошо бы продолжить цикл - танкисты, авиаторы. Читал, что при начале нашей помощи республиканцам (1936) была проблема с дальней связью наших судов, первые образцы судовых радиостанций отрабатывали во время поставок грузов в Испанию.
    1. Цитата: Авиатор_
      Интересная заметка.

      Тема интересная - да. А "заметка" довольно куцая, если честно. Но спасибо автору, что удержался от изложения дypaцкoгo мифа про испанское золото, якобы вывезенное Египко на подводной лодке в Кронштадт. Вот мадам Фролова точно сделала бы стойку на эту байку, приведись ей (не дай-то бог!!!) пачкать такую хорошую тему своей пубертатной писаниной.
    2. +2
      11 мая 2021 16:10
      О танкистах было уже, если не ошибаюсь, у Шпаковского.
      1. +1
        11 мая 2021 19:09
        Хотелось бы на более серьёзном уровне.
        1. Цитата: Авиатор_
          Хотелось бы на более серьёзном уровне.

          я не думаю, что уровень автора данного эссе "серьёзный".
          1. +1
            11 мая 2021 19:14
            У "эссенизаторов" тяжёлая работа.
  7. Принял субмарину «С6» в феврале 1936 года.

    Круто. А каким образом советский офицер мог стать командиром испанской лодки ДО июльского мятежа и раздела флота??
  8. по некоторым данным – потопление канлодки.

    Да, вроде бы, Египко торпедировал франкистский миноносец № 7 в начале сентября 37-го, когда тот обстреливал Хихон.
    1. +2
      11 мая 2021 11:45
      Да, вроде бы, Египко торпедировал франкистский миноносец № 7 в начале сентября 37-го, когда тот обстреливал Хихон.

      Во франкистском флоте не было ни канонерок, ни номерных миноносцев. Под №7 был только торпедный катер Clase T-1.
      Сам Египко в собственноручно написанной им для журнала REVISTA DE HISTORIA NAVAL статье ни о канонерке, ни о миноносце, ни о золоте не упоминает.
      В торпедную атаку на минный заградитель Юпитер выходил в октябре 1937 года Бурмистров, командуя С-6. Из двух выпущенных торпед одна ушла в неизвестном направлении, другая утонула сразу по выходу из торпедного аппарата.
      Статью можно почитать тут - http://www.aglutinaeditores.com/media/resources/public/66/66b3/66b39ccd649f45d69644aec4872bdf49.pdf
      1. Цитата: Undecim
        Во франкистском флоте не было ни канонерок, ни номерных миноносцев. Под №7 был только торпедный катер Clase T-1.

        ну, это вопрос терминологии, думаю. Испанцы купили пять б/у тип S у немцев, которые, собственно, и назвали ланча торпедера.
        К тому же, все они носили имена собственные (как и итальянские МАСы позже). А вот торпедерос тип № 1 мало похожи, как мне кажется, на классический ТК.
        1. +2
          11 мая 2021 12:32
          А это не классический ТК. В основе проекты французов XIX века. Тогда еще классический торпедный катер не сформировался.
          1. зачем же тогда называть этот корабль "торпедным катером"?
            Цитата: Undecim
            В основе проекты французов XIX века.

            хорошо, но однотипные миноносцы РИФ, построенные в той же Франции, не называем же торпедными катерами.
        2. +3
          11 мая 2021 12:45
          А вот по поводу канонерок я ошибся. Было пять единиц.
          1. Цитата: Undecim
            А вот по поводу канонерок я ошибся. Было пять единиц.

            к началу войны - 6 больших и 10 малых, если верить Иванову («Военно-морской флот Испании» Журнал «Военно-морское историческое обозрение» № 1 1997г.)
            1. +2
              11 мая 2021 13:15
              Я имел ввиду флот франкистов. Что касается терминологии, то тут действительно надо уточнять, так как испанские buques torpederos в русскоязычных источниках фигурируют как номерные миноносцы.
              А торпедные катера в нашем классическом понимании - pequeños buques torpederos - малый торпедный катер.
              В английском точно так же - torpedo boat и motor torpedo craft.
              1. Цитата: Undecim
                Что касается терминологии, то тут действительно надо уточнять, так как испанские buques torpederos в русскоязычных источниках фигурируют как номерные миноносцы..

                Ну, справедливо, думаю. Французский циклон и есть миноносец)
  9. +4
    11 мая 2021 17:13
    Интересная статья, а комментарии ещё интересней.
  10. +3
    11 мая 2021 17:36
    Отличная статья, спасибо!
  11. 0
    12 мая 2021 18:29
    Очень яркий пример, что такое гражданская война ( что исторически признано всем миром). Воюют две части населения одной страны. Одним помогают добровольцы из СССР и поч. интер-бригады. С другой стороны, за франкистов - воют итальянцы и немцы. В т.ч. авиация - легион "Кондор".
    А вот в нынешней Украине при совершенно таком же раскладе никак не хотят признать, что на Донбассе с 2014 года тоже гражданская война. И с двух сторон - тоже "помошники" . За ДНР - "рос. добровольцы", за ВСУ - "инструкторы НАТО" и в добробате "азов" со всего мира нацисты hi