Американские САУ периода Второй Мировой войны. Часть II

4
Скоростной истребитель танков

Невозможность установить 75-мм гаубицу на шасси легкого танка M3 Stuart огорчила американских военных, но не привела к отказу от желания получить скоростную бронемашину с хорошей огневой мощью. В конце 1941 года появился проект T42, в ходе которого планировалось оснастить какой-либо легкий танк 37-миллиметровым противотанковым орудием. Правда, к тому времени всем стало ясно, что пушка такого калибра устареет еще до окончания испытаний новой самоходки. По этой причине документация по T42 так и осталась в ранних стадиях разработки и подготовки. Тем не менее, ряд наработок, в частности по компоновке броневой рубки, был перенесен в другой проект – T49. На этот раз шасси перспективного танка M9 должно было нести 57-мм пушку, являвшуюся дальнейшим развитием английского шестифунтового орудия. Весной 42-го было изготовлено два прототипа САУ с таким вооружением.

По ряду технических причин второй прототип T49 отправился на Абердинский полигон значительно позже первого. В частности, и поэтому военные настояли на расширении номенклатуры испытываемого вооружения: на втором прототипе установили 75-миллиметровую пушку. Орудие большего калибра повлекло за собой почти полное изменение башни, а также ряд доработок ходовой части. Ввиду большого количества изменений второй прототип достраивался уже под новым индексом T67. Сравнительные испытания T49 и T67 наглядно продемонстрировали боевые качества второго прототипа с пушкой большего калибра. В то же время, родной двигатель шасси T67 имел недостаточные характеристики, а пушка не в полной мере удовлетворяла требованиям военных. Прямо в мастерских полигона на самоходку установили более эффективную пушку M1 калибра 76 миллиметров. Двигатели решили временно оставить прежними.

Американские САУ периода Второй Мировой войны. Часть II
САУ M18 «Хеллкет» (76mm GMC M18 Hellcat) из 827-го батальона истребителей танков, прибывшего в состав 12-й танковой дивизии США в Сарребурге (Sarrebourg), Франция


Испытания обновленной САУ привели к тому, что в самом конце 1942 года военные потребовали прекратить работы по проекту T67, а весь собранный объем сведений применить в создании новой самоходки T70, в конструкции которой будут сразу учтены все возможные проблемы. Весной 43-го первый прототип T70 вышел из цеха завода фирмы General Motors. В течение следующих месяцев было собрано еще пять машин. Бронированный корпус САУ практически не претерпел изменений: броня по-прежнему имела максимальную толщину до 25 миллиметров. В то же время, значительно изменились оснащение и компоновка шасси. Вместо двух двигателей Buick был установлен один бензиновый Continental R-975 мощностью в 340 лошадиных сил. Для балансировки машины агрегаты трансмиссии были изменены, а ведущие колеса гусеничного движителя сместились в переднюю часть самоходки. При боевой массе в 17,7 тонны самоходка T70 имела очень хорошую удельную мощность на уровне 18-20 л.с. на тонну веса. На шоссе САУ могла разгоняться до 60 км/ч, хотя на испытаниях, максимально облегчив бронемашину, удалось преодолеть планку в 90 километров. Другие этапы испытаний, в целом, не вызвали серьезных нареканий. Однако без претензий не обошлось. Так, выяснилось, что новые амортизаторы системы Кристи имеют недостаточную мощность. Пришлось усилить переднюю часть ходовой двумя дополнительными амортизаторами. Кроме того, ресурс гусениц был слишком мал, для замены пушки требовалось слишком много времени и сил, а работа наводчика была затруднена плохой эргономикой. По результатам отчетов испытателей конструкция T70 была доработана. Крепление пушки изменили, все ее агрегаты сдвинули на два дюйма вправо, что значительно улучшило удобство работы наводчика, а гусеницы наконец приобрели достаточную живучесть. В июле 1943 года, как только завершились все исправления, самоходка T70 была запущена в серию. До марта 44-го эта САУ производилась под исходным обозначением T70, после чего была переименована в M18 Hellcat.

Экипаж бронемашины состоял из пяти человек, двое из которых размещались внутри бронекорпуса. Рабочие места командира, наводчика и заряжающего, в свою очередь, находились в башне. Благодаря традиционному для американских самоходок отсутствию крыши на башне, экипаж имел возможность быстро покинуть машину в случае подбития или возгорания. Для самообороны экипаж располагал одним крупнокалиберным пулеметом Браунинг M2 и, при необходимости, стрелковым вооружением и гранатами. Стоит отметить, что не очень просторная башня не позволяла взять с собой много дополнительного вооружения: основные объемы были отданы под 76-мм снаряды, укладки для которых вмещали 45 штук, а также под боеприпасы для пулемета – несколько лент с 800 патронами. Недостаток внутренних объемов привел к тому, что поступившие в войска машины дорабатывались силами солдат. Прежде всего, на бортах корпуса и башни приваривались корзины из металлических прутьев. В них обычно хранились небогатые пожитки солдат.

76-мм САУ M18 Hellcat из состава 603-го батальона истребителей танков на улице французского города Люневиль


Характерной чертой самоходки Hellcat стала достаточно высокая скорость – даже в боевых условиях, в соответствующей обстановке, машина могла разгоняться до 60 километров в час или даже больше. Высокая скорость помогала компенсировать недостаточный уровень бронирования. С помощью этого немало экипажей успело уйти из-под удара или произвести свой выстрел раньше противника, в результате чего остаться в живых и не потерять свою бронемашину. И все же потери были, ведь даже лобовое бронирование M18 выдерживало только пули стрелкового оружия, но не снаряды артиллерии. Из-за такой особенности экипажам самоходок приходилось быть особо внимательными и полагаться на дальнобойность своих пушек. Орудие M1, в зависимости от конкретной серии, с километровой дальности пробивало до 80-85 миллиметров гомогенной брони. Этого было достаточно для поражения большинства немецких танков. Что касается тяжелой бронетехники Вермахта, то Hellcat старались не вступать в бой с ней, не имея хорошего преимущества в позиции или других нюансах боя. Благодаря правильному подходу к использованию САУ M18 Hellcat, потери среди 2500 произведенных машин не превышали аналогичный показатель других типов техники.

САУ M18 «Hellcat» ведет огонь по укрепленным позициям японццев на линии Сюри


90 миллиметров самоходки M36

Одновременно с созданием самоходки M10 начались первые изыскания по поводу оснащения шасси танка M4 Sherman еще более серьезным орудием, нежели 76-миллиметровая танковая пушка. Американские военные решили пойти по тому же пути, что и немцы – оснастить бронемашину доработанной соответствующим образом зенитной пушкой. За основу для противотанкового орудия взяли 90-миллиметровую пушку M1. На шасси танка «Шерман» установили новую башню с пушкой M1, после доработки получившей название T7. Уже весной 1942 года прототип с названием T53 прошел испытания. Новая тяжелая башня не позволяла сохранить ходовые качества базового танка, хотя и обеспечивала заметный прирост в огневой мощи. И все же заказчик в лице военных отверг T53. Конструкция имела множество недостатков. Более того, военные посчитали, что она даже хуже предыдущей M10.

К концу 42-го года замечания относительно орудия были в большей мере исправлены и две опытные пушки были смонтированы на танковых шасси. Один прототип перспективной самоходки имел в своей основе бронекорпус и башню САУ M10, другой же был переделан из танка M6. Второй прототип ввиду особенностей исходного танка вызвал массу претензий, вследствие чего все работы были сосредоточены на глубокой модернизации самоходки M10, получившей наименование T71. Еще на стадии сборки прототипа возникла специфическая проблема. Длинноствольное орудие ощутимо нарушило балансировку башни. Чтобы башня не заваливалась под тяжестью пушки, на задней ее стороне пришлось смонтировать противовесы. По результатам испытаний доработанной M10 было сделано несколько выводов относительно конструкции, а также выработаны рекомендации по переоснащению серийных САУ M10 новым орудием калибра 90 миллиметров.

Первый прототип T71


Во время последних работ над проектом T71 в кулуарах военного ведомства шли ожесточенные споры. Одни военные считали, что T71 имеет недостаточную подвижность и удобство работы экипажа, другие – что необходимо как можно скорее устранять все недостатки и начинать серийное производство. В конечном счете, победили вторые, хотя и были вынуждены признать необходимость доработок. Серийное производство самоходок T71, переименованных в M36, началось только в конце 1943 года. К этому времени противотанковое орудие T7 оснастили дульным тормозом, кольцевую турель для пулемета Браунинг M2 заменили шкворневой установкой, перекомпоновали внутренние объемы боевого отделения, доработали боеукладки и произвели еще несколько десятков небольших изменений.

В ходе нескольких месяцев, в течение которых самоходки M36 находились в производстве, было создано две модификации – M36B1 и M36B2. По своему количеству они заметно уступали основной версии. Модификации отличались и конструкцией: так, M36B1 – самая немногочисленная версия САУ – имела в своей основе исходный бронекорпус и ходовую часть танка M4A3. В исходной версии корпус M36 сваривался из катаных листов брони толщиной до 38 миллиметров. Кроме того, на лбу и бортах самоходки имелось несколько креплений для дополнительного бронирования. Корпус, взятый у танка M4A3, имел ряд отличий, связанных прежде всего с толщиной деталей. Особый интерес представляет конструкция литой башни, единая для всех модификаций. В отличие от другой бронетехники, наибольшая толщина металла была не спереди, но в задней ее части – 127 миллиметров против лобовых 32-х. Дополнительная защита передней части башни осуществлялась литой маской орудия толщиной 76 миллиметров. Башни самоходок M36 не оснащались какой-либо защитой в верхней части, однако поздние серии получили легкую крышу из катаных листов.



Боевое применение САУ M36 имело довольно специфический характер. Первые машины, предназначенные для борьбы с немецкой бронетехникой, были доставлены в Европу только в сентябре 44-го. Новые самоходки планировалось вводить в строй взамен старых M10. Малое количество поставляемых самоходок не позволяло войскам в полной мере воспользоваться преимуществами нового вооружения. Во время перевооружения противотанковых подразделений возникла неприятная ситуация: старая техника уже не справлялась с поражением бронированных целей противника, а производство новой было недостаточным. К концу осени 44-го большое количество немецких танков на Западном фронте было выведено из строя либо уничтожено, из-за чего американское командование снизило и без того невысокие темпы перевооружения. Зимнее контрнаступление гитлеровцев вернуло M36 прежний приоритет. Правда, особых успехов добиться не удалось. Главная причина этого – особенности тактики командования. Вооруженные самоходками противотанковые подразделения действовали разрозненно и не подчинялись единому командованию. Считается, что именно по этой причине эффективность применения противотанковых самоходных артиллерийских установок была не выше чем у танков, а то и ниже. При этом орудие M1 имело достаточно высокие показатели бронепробиваемости – снаряд M82 с расстояния в километр пробивал гомогенную броню толщиной до 120 миллиметров. Большая дальность уверенного поражения немецкой брони позволяла экипажам M36 не входить в зону ответного огня. В то же время, открытая башня самоходки способствовала увеличению потерь среди экипажей в городских условиях.

Колонна САУ М36 601-го полка истребителей танков с солдатами 7-го пехотного полка 3-й пехотной дивизии 7-й американской армии на дороге в районе немецкого города Ветцхаузен (Wetzhausen)


«Гибрид» M18 и M36

В самом конце 1944 года появилась идея увеличить количество самоходок, вооруженных 90-мм пушкой, при помощи уже произведенных бронемашин. Предлагалось доработать соответствующим образом башню САУ M36 и монтировать ее на шасси M18 Hellcat. Конечно, такое решение ощутимо било по ходовым качествам новой самоходки, но производство M36 пока еще не имело должных объемов, и нужно было временное решение. Кроме того, M18 должна была стать основой для самоходок T86 и T88, имевших возможность вплавь форсировать водные преграды. Перспективные САУ оснащались 76-мм и 105-мм орудиями соответственно. Три прототипа машин T86, T86E1 и T88 не смогли пройти испытания – сказалось «сухопутное» происхождение и, как следствие, проблемы с герметизацией бронированного корпуса.



Еще один вариант самоходной артустановки на базе M18 получил наименование 90 mm Gun Motor Carrier M18. От оригинальной бронемашины Hellcat он отличался новой башней с 90-миллиметровой пушкой M1. Башня с вооружением и прочим оснащением практически без изменений была заимствована у САУ M36. Однако просто переставить нужные агрегаты на новое шасси не удалось. Прочность ходовой части M18 была меньше, чем у M36, из-за чего пришлось применить ряд мер. Во избежание повреждений ходовой части пушку оснастили дульным тормозом и доработали ее противооткатные устройства. На бронекорпусе обновленной M18 пришлось установить опору для ствола, на которую тот опирался в походном положении. Все конструктивные изменения привели к заметному увеличению боевой массы и удельному давлению на грунт. Для сохранения прежней проходимости боевая машина 90 mm GMC M18 получила гусеницы с траками большей ширины.

Совокупность характеристик обновленной САУ M18 выглядела неоднозначно. Высокие показатели 90-миллиметровой пушки «компенсировались» невысокой скоростью и маневренностью потяжелевшего шасси. Самоходка стала представлять собой самый настоящий компромисс между вооружением и подвижностью. Решением проблемы виделось увеличение мощности двигателя и изменение состава силовой установки. Однако в то время, когда Центр истребителей танков и представители оборонной промышленности решали, какой именно двигатель нужно ставить на модернизированную M18, Германия капитулировала. Необходимость в простой и дешевой самоходной артиллерийской установке, которую можно было бы быстро поставить в серию, сама собой отпала. Проект 90 mm GMC M18 был закрыт за ненадобностью.

***

Характерной чертой всех американских самоходок времен Второй Мировой войны было применение незначительно доработанных пушек, уже состоящих на вооружении. Кроме того, некоторые военачальники небезуспешно сумели пробить дорогу концепции САУ с вращающейся башней. Как выяснилось через несколько десятков лет, решение было правильным, хотя и имело немало неприятных нюансов конструктивного характера. Большую часть Второй Мировой войны американские САУ воевали на островах Тихого океана. Боевые действия против японских танков в значительной мере отличались от того, с чем американцам пришлось позже столкнуться в Европе. Японская бронетехника, включая самый тяжелый и защищенный танк Чи-Ха, уверенно уничтожалась практически всем спектром американской противотанковой артиллерии, в том числе и малокалиберными пушками. В Европе M10, M18 и M36 столкнулись с куда более сложным противником. Так, лобовая броня немецкого танка PzKpfw IV была в три раза толще, чем у японского Чи-Ха. Как следствие, для уничтожения бронетехники Германии требовалось более серьезное вооружение. Кроме того, немецкие танки и сами несли пушки, достаточные для противодействия любой вражеской технике.

Стоит отметить, что разработка истребителей танков M10 и M18 началась в то время, когда США только-только вступили в войну на Тихоокеанском театре военных действий, а об открытии т.н. Второго фронта в Европе еще и речи не шло. Тем не менее, командование сухопутных войск США планомерно продвигало идею увеличения калибра и мощности пушек САУ, требуя сохранить хорошую подвижность. И все же до самого конца войны американским конструкторам не удалось создать универсальную САУ, которая могла бы стать гарантированным победителем любого или почти любого боя. Вероятно, причиной этого стало желание одновременно обеспечить и огневую мощь, и подвижность, пусть даже и ценой защиты. В качестве примера можно привести немецкую САУ «Ягдпантеру» или советскую СУ-100. Немецкие и советские инженеры пожертвовали максимальной скоростью машины, но зато обеспечили превосходные бронирование и мощность пушек. Существует мнение, что такая особенность американских истребителей танков стала следствием требований, касавшихся оснащения бронемашин поворотными башнями. Эта компоновка боевого отделения попросту не позволяет устанавливать на самоходку орудия крупного калибра. Тем не менее, но боевом счету американских самоходок немало единиц вражеской техники и укреплений. Несмотря на свои недостатки и проблемы, все САУ американского производства полноценно использовались в боях и выполняли свои задачи, что, в конечном счете, хоть немного, но приблизило окончание Второй Мировой войны.


По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://armor.kiev.ua/
http://wwiivehicles.com/
http://onwar.com/
http://afvdb.50megs.com/
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. gorko83
    0
    30 августа 2012 11:10
    Если бы американцы а своё время получше поработали над этой машинной получился бы неплохой танк.
  2. +2
    30 августа 2012 11:44
    Нормальные самоходы,да еще с вращающеся башней.
    Слаггер интересный.
  3. Емеля
    0
    30 августа 2012 13:01
    -----Невозможность установить 75-мм гаубицу на шасси легкого танка M3 Stuart -----
    А, как же М8?
    На базе М5, но тот был по сути лишь вариант М3 с другой силовой установкой. С сентября 1942 г. поступила в производство и было выпущено 1778 машин.
  4. 0
    30 августа 2012 13:06
    А про артилерийские САУ США будет?А то все про ПТ да про ПТ.СССР о таких как то вообще не задумывался.(СУ-14 не вспоминать)
  5. Братец Сарыч
    +4
    30 августа 2012 14:27
    Если их много, то и такое сойдет!
    В заключении написано, что концепция создания самоходок с вращающейся башней себя оправдала - а, по-моему, вовсе нет!
    По большому счету американцам не удалось и танков создать "нормальных", и уж тем более самоходки не фонтан! Расчет на скорость - не самое лучшее решение! Конечно, если катиться без особого сопротивления по дорогам Франции (после того, как с горем пополам преодолели изгороди) - это одно, а если противник, засевший в обороне, встретится - будет совсем другое!
    На фоне немецких и советских самоходок американские более чем бледно выглядят!
    1. bambu
      0
      31 августа 2012 20:18
      в статье написанно,что через десятки лет этаконцепция с вращающейся башней себя оправдала!!!
      читайте внимательней)))
  6. +1
    30 августа 2012 17:29
    Как всегда п-и-н-д-о-с-о-в-ц-ы хотели и рыбку съесть и на кол не сесть. Но в то время и на том техническом уровне такое было весьма проблематично. Так что и основного противника они хорошего выбрали - японцы были под стать им.
  7. grizzlir
    -1
    31 августа 2012 08:47
    В отличие от другой бронетехники, наибольшая толщина металла была не спереди, но в задней ее части – 127 миллиметров против лобовых 32-х.Не очень понятно зачем с кормы такая толстая броня,как вариант могу предположить противовес орудия.Как шутка,создана для безопасности отступления.