О правильно зарытых в землю деньгах Минобороны

62

К тому, что на оборону у нас деньги тратятся своеобразно, мы уже в принципе привыкли. За доказательствами далеко ходить не надо, сам министр обороны России Шойгу на марафоне «Новое знание» озвучил очень интересные вещи.

«Что нам дала Сирия? Прямо вам скажу, что мы там встретили очень большое количество неприятных неожиданностей. Я их мягко, может быть, называю. То оружие, которое принято на вооружение, прошло госиспытания, таковым по сути своей не является. Мы почти полтора десятка просто сняли с вооружения вообще и перестали производить».



Вот так интересно получается. Испытывали, испытывали, и в итоге – пшик. Понятно, что Шойгу не уточнял списочно, что там было никуда не годно, отметил только, что «это касается и комплексов связи, и радиоэлектронной борьбы, и разведки, и ударных комплексов».

Вот уж действительно, «никогда такого не было, и вот опять» (В.С. Черномырдин)

Но речь сейчас пойдет о другом. ТАСС сообщило, что наше Минобороны подписало договор «с одним из предприятий ОСК» на «ремонт и модернизацию» наземного испытательного тренировочного комплекса (авиационного), который НИТКА на аэродроме Новофедоровка под городом Саки, что в Крыму.

Общая стоимость предстоящих работ — полмиллиарда рублей.

Начало этой истории – декабрь 2020 года, на совещании у главкома ВМФ адмирала Евменова. Вообще-то речь на совещании шла о том, что нужно сделать, чтобы побыстрее ввести в строй «Адмирала Кузнецова».

И вот в рамках обсуждений родилось более чем неожиданное предложение: к 2022 году, в интересах 100 и 279 истребительных авиаполков морской авиации обеспечить использование устаревшего комплекса НИТКА в Саках. А для этого провести ремонтно-модернизационные работы.

И вот тут начинаются вопросы. А зачем?

Да, казалось бы, в том, что НИТКА будет капитально отремонтирован, ничего плохого нет. Пусть экипажи полков, которые ждут окончания ремонта «Кузнецова», работают хотя бы с заменителя палубы на земле. Вполне логичный выход.

Однако, не все так просто, как хотелось бы. Если кто забыл, волею политических интриг, под городом Ейском (да, где базируется 100-й авиаполк), уже есть точная копия тренажера в Саках. И не просто копия, а новый, с нуля построенный в 2013 году тренажер, с двумя ВПП по 2,5 км каждая, с казармами, общежитиями, учебными классами и прочей инфраструктурой.


И этот комплекс предназначен совершенно для того же, для чего и старый комплекс в Саках. Для подготовки летчиков палубной авиации.

Казалось бы, ремонт и модернизация, пусть даже и довольно дорогие, — что в этом плохого? Но все дело в том, что у нас совсем неподалеку от города Саки, в приазовском Ейске уже несколько лет как вроде бы работает куда более современный, чем в Крыму, комплекс НИТКА. Первые полеты с него были совершены еще в 2013 году. На строительство комплекса, двух взлетно-посадочных полос длиной по 2,5 километра каждая, учебных классов, казарм и общежитий затрачено, по некоторым данным, порядка 25 миллиардов рублей. И предназначен ейский тренажер ровно для того же самого, что и сакский — для подготовки летчиков-палубников в интересах «Адмирала Кузнецова».

В целом, ситуация – просто блеск! Ни одного полноценного авианосца в стране нет и пока не предвидится, летчиков, способных взлететь с палубы авианесущего корабля и (главное) сесть, не булькнув самолет в воду – пара десятков в лучшем случае, зато центров подготовки этих летчиков – ДВА!

Вот без обид: в США флот оперирует 11 авианосцами, каждый из которых несет от 80 до 100 самолетов. Это тысяча с лишним летчиков. И у американского флота тоже ДВА центра подготовки пилотов. Чейз-Филд и Кингсвилл, проверьте.

Интересный расклад, правда? Два центра на тысячу летчиков и два на двадцать.

И это при всем том, что авианосца нет и не будет. Все эти надувания щек и важные рассуждения о том, что мы построим к 2040 году, «Ламантин», «Шторм», «Варан» не то чтобы от лукавого. Наоборот.

Тут стоит послушать члена коллегии Военно-промышленной комиссии, а также члена Морской коллегии при правительстве России Владимира Поспелова. Он знает толк в строительстве кораблей, а потому неоднократно озвучивал необходимость постройки для ВМФ России ТРЕХ атомных авианосцев водоизмещением 70-80 000 тонн. И цену. 500 миллиардов рублей за штуку.

Причем, неважно, кто это будет. «Ламантин» или «Варан» или еще какой проект. Полтриллиона – и точка. Ну и сроки изготовления первого корабля в районе 2040 года или несколько раньше.

Понятно, что полтора триллиона рублей за три гипотетических корабля – это такой лакомый кусок, от которого вряд ли кораблестроители смогут просто так отказаться.

Но все это будет в лучшем случае очень сильно потом. То есть, лет через 20, а то и 30. А сегодня Минобороны преспокойно продолжает выбрасывать огромные суммы денег не совсем понятно ради каких целей. И, очевидно, не собирается останавливаться на этом пути.

На ум приходят знаменитая речь Чубайса на новогоднем корпоративе: «Денег, ребята, у нас много!».

Вообще, конечно, это не просто глупость. Это какой-то несусветный бред. Зачем в стране, где нет ни авианосцев, ни толком палубной авиации, два наземных комплекса?

Тем более, когда один из них требует просто гигантских вложений.

Если посмотреть в историю, то вся история комплекса НИТКА в Саках – это история политических изуверств.

Первый НИТКА закончили строить в 1982 году. Одновременно с закладной в Николаеве первый авианесущих крейсеров под самолеты с обычным взлетом и посадкой. Строили и наземную паровую катапульту в Новофедоровке для тренировки летчиков Су-33 крыла первого авианосца «Ульяновск». Но с «Ульяновском» дело утонуло, катапульту не достроили.

Но с 1984 по 1991 в Саках продолжали готовить летчиков. И в 1991 году Тимур Апакидзе и Андрей Яковлев впервые сели на палубу ТАВКР «Тбилиси». И началась новая эра в истории.
Но в 1992 году 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул на верность Украине и началась совсем иная жизнь.

Учитывая, что Украина иметь свой авианосец не собиралась, НИТКА ей был нужен исключительно как инструмент для зарабатывания денег. Платежи от России за пользование тренажером доходили до 700 тысяч долларов в год.

А потом все вообще закончилось. Причем, раньше, чем заполыхало в Украине в плане гражданской войны. В августе 2008 года, когда распоясавшаяся Грузия получила по рогам, Киев встал на одну платформу с «братским» Тбилиси и запретил российским летчикам тренировки в Крыму.

В 2009 году использование НИТКА тоже не состоялось, и было принято резонное решение построить свой тренажер для морской авиации. В Ейске. На базе расформированного Ейского военного авиационного института (бывшего ВВАУЛ) им. В. Комарова был создан Центр подготовки лётчиков морской авиации.

Комплекс получился лучше крымского просто потому, что техника все-таки не стояла на месте. Азовская НИТКА вышел масштабнее крымского, на нем предполагалось готовить не только летчиков-истребителей, но и экипажи вертолетов палубной авиации. В подмосковном ЦНТУ «Динамика» были созданы тренажеры для подготовки экипажей к действиям в особо сложных условиях: отказы двигателей, авионики, других систем машины.

Более того, еще в 2016 году было запланировано установление плавучей платформы, имитирующей сильную качку для отработки посадки вертолетов. Но видимо, что-то не срослось, потому что про платформу ничего не слышно до сих пор.

В общем, 25 миллиардов рублей были потрачены вроде бы не зря. Но тут случился возврат Крыма, а с ним и тренажера в Саках.

Сразу стало понятно, что два учебных центра – это многовато. Да, рушить один из центров никому не хотелось, потому было принято очень странное решение: продолжить подготовку пилотов в Крыму, а в Ейске начать испытания «новой техники».

В общем, в Крым продолжили летать пилоты с «Адмирала Кузнецова», а ейский тренажер продолжил стоять невостребованным. Просто потому, что никакой новой техники, которую надо было бы испытывать на НИТКА за последние несколько лет не появилось.

Да и комплекс в Саках стоит 10 месяцев в году пустым.

И оба пустых комплекса продолжали потреблять средства на содержание. А теперь понадобились деньги на модернизацию комплекса в Крыму.

Интересно, а вот нельзя просто как-то совместить обучение пилотов, которые прилетают в Крым на месяц-полтора в году и испытания той самой «новой техники», которой нет? Либо перенести все это в Ейск, где более новый тренажер с более современным оборудованием?

И главное: где взять новую технику, в ожидании которой простаивают 25 миллиардов рублей, потраченных на комплекс в Ейске?

Что это будет? Палубная версия МиГ-35, которую наш многократно цитируемый вице-премьер Юрий Борисов обещал еще в 2018 году? Корабельный вариант Су-57, о возможности создания которого только-только начали думать в ОКБ Сухого? Ударные и разведывательные беспилотники будущего?

Здесь очевидно, что нашему Министерству обороны надо просто определиться, чего все-таки они хотят. Ибо только тогда, когда все определено, ясно и понятно, деньги, вложенные в проекты, будут как минимум, окупаться, и в перспективе даже приносить прибыль.

И тогда не придется снимать с вооружения и прекращать выпуск систем вооружения, оказавшихся не нужными. Или вкладывать огромные суммы в строительство и содержание опять же никому не нужных объектов.

Стоят ли 40 дней в году работы на тренажере НИТКА в Крыму для 30 пилотов 500 миллионов рублей? Или может, стоит для этого использовать новый комплекс в Ейске?

Очень сложный вопрос, на который в Минобороны ответа явно не существует.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 мая 2021 10:13
    Огромное количество денег - не добавляет ума и рассудительности.
    1. +17
      26 мая 2021 10:29
      Да уж. Это вам не детям на операцию с миру по нитке через телевидение собирать.
      Похоже понятие "совесть" исчезло вместе с СССР.....
      1. +1
        26 мая 2021 14:17
        Да уж. 150 млн за одну прививку... Вопрос в другом. За эти деньги можно спасти сотни других детей. Не жалко, но лучше я сам помогу без всяких ТВ каналов. вместо государства "рублевского".
      2. 0
        27 мая 2021 03:27
        Цитата: prior
        Похоже понятие "совесть" исчезло вместе с СССР....

        Оно, как бэ, и при СССР много чего было не очень....
        А в 1991м большинство проголосовало за лозунг "обогощайтесь !"...

        Стать богатыми получилось пока не у всех, но некоторые весьма стараются.
    2. +3
      26 мая 2021 14:09
      Вы правы. "Птиц-говорунов" у нас и не сосчитать. И, все "радеют" за "Отечество" ("Родину-Мать") со своих рублевских дачек. angry
    3. 0
      26 мая 2021 15:58
      «Что нам дала Сирия? Прямо вам скажу, что мы там встретили очень большое количество неприятных неожиданностей. Я их мягко, может быть, называю. То оружие, которое принято на вооружение, прошло госиспытания, таковым по сути своей не является. Мы почти полтора десятка просто сняли с вооружения вообще и перестали производить».

      Слава Богу, пока не появилось реальной боевой обстановки для проверки наличного флота, вот где будет разгуляться списанию. И даже не списанию, а подъему со дна морского, случись что. Это печально и должно решаться уже сейчас, а не пилиться с пристрелом "авось пронесет". Главное, освоить деньги.
    4. +1
      28 мая 2021 08:12
      А по-моему минобороны правильно сделал.
      Во-первых, эти аэродромы можно использовать не только для подготовки палубных пилотов самолетов, те же вертолетчики, например, тоже не отказались бы.
      Во-вторых, сейчас активно разрабатываются палубные дроны и учитывая это, 2 нитки - это нормально.
      Ненормально только одно - нет ни одного авианесущего корабля.
      Поэтому я бы предпочел, чтобы вместо ремонта сначала активизировали достройку авианесущего крейсера или ударного крейсера или работы над катерными и амфибийными средствами доставки с УДК.И только за тем - ремонт в Саках.
  2. +1
    26 мая 2021 10:16
    Тут бы свидетелей послушать. То ли новый комплекс строили как космодром в Восточном, что надо передостраивать и продолжать запускать из Казахстана, то ли Крым себе доп. средства на еще одну стройку выпросил.
    1. +4
      26 мая 2021 10:35
      Тут бы свидетелей послушать.

      А что тут слушать ? Вначале Роман наехал на МО , что мол нафига нам 2 тренировочных комплекса , а потом сам же ниже и объяснил , что второй комплекс появился после присоединения Крыма .
      А потом Зоря -Машпроект к нам в руки попадёт - тоже скажут , а зачем нам Коломенские двигатели ? )))
      1. +10
        26 мая 2021 12:36
        Цитата: lucul
        Вначале Роман наехал на МО , что мол нафига нам 2 тренировочных комплекса , а потом сам же ниже и объяснил , что второй комплекс появился после присоединения Крыма .

        Смысл статьи: "зачем нам проф.тех училище в Саратове, если с таким же профилем есть в Москве ?".
      2. +5
        26 мая 2021 13:25
        Цитата: lucul
        а зачем нам Коломенские двигатели ?
        Скорее, а зачем нам «Зоря»-«Машпроект» в Николаеве, по аналогии с крымской "Нитка".
        Тема любопытная, с нашей то оптимизацией от эффективных менеджеров, Роман интересно вопрос повернул в авторской провокации.
        Когда у нас активно "сотрудничали" с американцами, в частности с "Pratt & Whitney", так они прямо заявляли, что мы им, как конкуренты в небе не нужны, а для России и одного завода для авиационных движков достаточно, да и то, в качестве турбин для перекачивания природного газа. Наверное, для России во всём хватит "одной почки", остальное, - непростительная роскошь... Поэтому, Шариков ("Собачье сердце") в тему здесь пел.
        Глазик выколю - другой останется, Чтоб ты знал, гов...но, кому кланяться!

        Почему нельзя перепрофилировать, законсервировать, или использовать комплекс как штатный сухопутный аэродром, с возможностью укороченного старта с трамплина и для сухопутных истребителей, вопрос.
        1. +2
          27 мая 2021 23:16
          Цитата: Per se.
          или использовать комплекс как штатный сухопутный аэродром, с возможностью укороченного старта с трамплина и для сухопутных истребителей, вопрос.

          Интересно, а насколько реализуема возможность передвижного аэродрома с трамплином и финишором? С нашими просторами это может быть полезно... если эффективные менагеры не подключатся к реализации.
          1. +2
            28 мая 2021 06:38
            Цитата: Ил-18
            Интересно, а насколько реализуема возможность передвижного аэродрома с трамплином и финишором?
            Андрей, я сам об этом не раз задумывался, и не только я, тема то не нова. Вот, для примера ещё раз рисунок.

            Понятно, что сейчас самолёты уже иные, тем не менее, нечто близкое используют для беспилотников.
            Делать аналог корабельной катапульты на земле, вряд ли есть смысл, а вот легко возводимые трамплины, вполне.

            Для первых авианосцев в качестве аэрофинишёров использовали мешки с песком связанные попарно канатами, за которые цеплялся посадочный гак. Мешки волочились за самолётом, гася скорость. Вряд ли это применимо к современной авиации. Есть у нас понтонные комплексы, для быстро возводимых переправ, если подумать, можно на этом принципе делать мобильные посадочные полосы со встроенными тросами-финишёрами.

            Ещё лучше, всерьёз вернуться к заброшенной теме по СВВП и конвертопланам.

            1. +1
              28 мая 2021 08:15
              Цитата: Per se.
              и конвертопланам.

              мне кажется, стоит как минимум сделать свой аналог американского v-22
              они уже более-менее отладили технологию, нам остается только скопировать.
              Машинка крайне полезная для высокомобильной пехоты.
              1. -1
                28 мая 2021 08:46
                У нас велись работы в СССР, создание Ми-30 было включено в госпрограмму вооружения на 1986-1995 годы. Увы, буржуины и плохиши победили, Советский Союз пал, работы свернули.

                Надеюсь, не всё ещё потеряно.
                1. +1
                  28 мая 2021 08:47
                  я имел ввиду новую конструкцию, где двигатели не поворачиваются
                  думаю, с опытом Камова со сложными приводами на винты такое сделать можно.
                  1. 0
                    28 мая 2021 08:50
                    Ну, здесь тогда как-то так.
                    — Пух, тебе что намазать — мёду или сгущенного молока?
                    — Тебе мёду или того и другого? И того и другого! И можно без хлеба.
              2. 0
                29 мая 2021 00:36
                Ещё лучше, всерьёз вернуться к заброшенной теме по СВВП и конвертопланам.

                Спасибо за сжатый, но и развернутый ответ.
                Что же СВВП и конвертопланов касаемо, то для районов приближенных к госгранице или, не дай Бог, ТВД, отличная возможность создания авиационной группировки в самые сжатые сроки в нужном месте. А ограниченный радиус действия будет как раз компенсирован возможностью максимально близко к зоне интереса во взаимодействии с ПВО близдислоцированных войск.
                И самое печальное, что опыт применения с сухопутных аэродромов был в Афганистане. Пусть Як-38 там себя не показал, как нечто выдающееся, но и те, кто его туда направил тоже были не ограниченные люди, и явно имели цель не только душманов погонять.
  3. Комментарий был удален.
    1. +6
      26 мая 2021 10:26
      а зачем тогда в Ейске трамплин? и почему нельзя там же готовить и палубников? по любому дешевле в разы чем отдельный комплекс, даже если пару классов и тренажеров добавить..
      1. +27
        26 мая 2021 10:38
        Цитата: советник 2 уровня
        а зачем тогда в Ейске трамплин? и почему нельзя там же готовить и палубников?

        Дело было так. НИТКА осталась на Украине, и они драли с нас втридорога за пользование ею. Поэтому решено было построить "НИТКУ на минималках" в Ейске, чтобы снизить объем обучения на Украине, в идеале - отказаться вообще. Но тут страдало бы качество обучения (НИТКА имитирует качку авианосца, в Ейске этого нет).
        И вдруг - украинский переворот, и Крым наш. МО РФ неожиданно получает на руки 2 комплекса, один из которых (Ейск) недостроен и менее функционален, а второй (НИТКА) НАМНОГО лучше, но требует серьезного ремонта. Что делать?
        Вышли как я описал выше. Из Ейска сделали центр подготовки летчиков морской авиации, а в НИТКЕ, судя по мизерности вливаний (что такое сегодня полмиллиарда рублей?) - просто отремонтирут ее знаменитый "плавающий трамплин"
        1. -3
          26 мая 2021 11:29
          1. Что делать? Ну если про мое мнение, то, по хорошему, исходя из логики, закрывать один из них, если Ейск хуже- то Ейск и перевозить в Крым, там как понимаю- основное оборудование - транспортабельно (классы, тренажеры), а Ейске боевую авиацию можно базировать на аэродроме или ВВУЗ возродить или и то и то-итак с молодыми летчиками не шибко хорошо..

          2. Вместе с тем про Ейск


          "Если бы непременно надо было выбирать между двумя комплексами, то логично было бы сделать выбор в пользу НИТКА в Ейске, который хоть и недостроен, но оснащался более современным оборудованием и входит в состав Центра подготовки летчиков морской авиации (ЦПЛМА), отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков. В итоге военное руководство приняло решение оставить оба объекта, но диверсифицировать их функционал, чтобы у каждого было свое назначение."

          То есть они по этой инфе идентичны все же-качка есть и в Ейске..
          1. +13
            26 мая 2021 11:43
            Цитата: советник 2 уровня
            То есть они по этой инфе идентичны все же-качка есть и в Ейске..

            Нету:))) Как нет и паровой катапульты, кстати. Все это в какой-то момент планировалось строить, но не более того.
            Цитата: советник 2 уровня
            В итоге военное руководство приняло решение оставить оба объекта, но диверсифицировать их функционал, чтобы у каждого было свое назначение
            1. -1
              26 мая 2021 13:55
              я не претендую на истину- не был там, но картинка из "Известий" вроде более менее серьезное издание.. hi а у Вас откуда сведения?
              1. +1
                26 мая 2021 22:14
                Вы знаете, конечно Известия более-менее серьезное издание, но почему-то на том же ВО достаточно большое количество комментаторов считающих мнение, не имеющих к армии "известных" корреспондентов, более весомым и серьезным, чем людей непосредственно эксплуатирующих обсуждаемую боевую технику.
                1. +2
                  27 мая 2021 06:41
                  Вы правы, я в своей тематике тоже явно больше "известий" шарю. Но я всего лишь указал свой источник информации и сослался на него. спросив: а откуда сведения у Андрея.. это ненормально? просто ищу истину.. я же не сказал, что служил на Нитке.. А меня проигнорили еще и заминусили.. судя по всему за то, что сослался на известия вместо того, чтобы просто верить словам без ссылок хоть на что-то - а почему должен был? при этом. я безусловно уважаю Андрея и поддерживаю его мнение по многим вопросам, но насколько я в курсе- он тоже не служил на Нитке как и я...
                  1. Николай, я Вас не минусовал:)))
                    Есть проблема. Я отслеживал состояние Ейска несколько лет тому назад, на некоторых профильных форумах, а сейчас уже трудно сообразить, на каких:)))) Вот и пришлось побегать-поискать, хотя нашел далеко не все. Ссылку на один из них кину Вам в личку.
                    Так вот суть такая. Изначально там, похоже, действительно замахивались на повторение НИТКИ. Но к 2014 г там еще лошадь не валялась. Не было там ничего и в 2016 г. Была статья "«Авианосец» на мели" в военно-промышленном курьере (ссылку тоже сброшу).
                    Точки над i в беседе с «Военно-промышленным курьером» расставлял представитель ветеранской организации гарнизона Саки Александр Санников
                    «Комплекс в Ейске планировалось ввести в строй еще в 2012 году. Теперь это событие перенесено на конец 2016-го. Поэтому в 2014 и 2015 годах «палубники» использовали для тренировок комплекс в Саках. Правда, они решали упрощенную задачу – полеты с касанием палубы и проходы без зацепа за трос аэрофинишера, что не позволило восстановить навыки в полном объеме. Для этого необязательно тренироваться в Крыму. Можно было летать на любом аэродроме, даже в Заполярье. Нарисуй краской полосы на бетонке, поставь корабельную оптическую систему посадки – и вперед. И было бы гораздо дешевле, чем отправлять через всю страну в командировку десятки человек с самолетами. Доучиваться пришлось на корабле, а это удовольствие не из дешевых да и небезопасно»

                    То есть даже к таким эволюциям Ейск готов не был. Не готов и сейчас. 4 мая ТАСС в статье "Источник: новый комплекс НИТКА в Ейске может начать функционировать в 2023 году" со ссылкой на неназванный источник сообщал
                    Сроки сдачи нового наземного испытательного тренировочного комплекса (авиационного) НИТКА в Ейске - второго российского наземного аналога авианосца - перенесены как минимум на 2022 год с началом функционирования в 2023 году.

                    То есть центр подготовки-то функционирует, а вот сам комплекс - нет.
                    Далее. С одной стороны, данные известий, которые приводите Вы. А с другой, тот же ТАСС пишет
                    В 2014 году вместе с Крымом в Россию вернулся комплекс НИТКА в Саках. Он в свое время был построен в "железе" с перспективой на неоднократную модернизацию в будущем, и, по оценкам экспертов, в этом его главное преимущество и отличие от комплекса НИТКА в Ейске, который сделан из бетона. Теперь НИТКА в Саках ожидает ремонт и модернизацию. Предполагается, что на этом комплексе будут проходить подготовку к полетам с авианосца строевые летчики палубной авиации.

                    Понимаете? То есть первые реляции были такие - что Ейск станет копией Сак, только современнее. Затем речь уже стала идти о бетонной ВПП, причем тот же Санников говорит
                    «Комплекс в Ейске выполнен почти полностью из бетона, достоверной методики расчета таких конструкций на прочность, тем более на динамические нагрузки нет. А НИТКА в Крыму проектировался ПКБ «Невское», которое создавало все авианосцы СССР, да и строился николаевским ЧСЗ, опять же знающим, как это делается.

                    еще интереснее писал в 2018 г портал Новости ВПК, статья "Ейский комплекс НИТКА обзаведется новой полосой":
                    В Ейске Краснодарского края до конца года будет построена и сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, предназначенная для тренировок палубной авиации, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.
                    Согласно сообщению, на территории аэродрома строится новая взлетно-посадочная полоса, оборудованная аэрофинишерами, которая представляет собой железобетонную конструкцию с металлическим покрытием. На настоящий момент бетонное основание полосы уже уложено.

                    Согласитесь, это как-то совсем не напоминает описание конструкции, способной имитировать качку? И зачем ее вообще строить, если уже есть конструкция, которая способна оную качку имитировать? А зачем, при наличии "качающейся палубы" в Ейске строить отдельную вертолетную площадку на воде? Сделаноунас пишет
                    По словам главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, вертолетная часть начнет работу в 2016 году. Она будет представлять собой закрепленную на якорях в прибрежной акватории платформу, на которой будут отрабатываться взлет и посадка вертолетов на палубу авианесущих кораблей.

                    И даже цитируемые Вами известия пишут:
                    Однако с возвращением Крыма в состав России вернулся и сакский тренажёр, поэтому вопрос уже стоял — насколько целесообразно содержать два аналогичных объекта. В итоге было принято решение развивать оба комплекса, но определить им разные задачи.

                    Возможно, что история вышла такой - изначально планировали делать в Ейске лучше, чем в Саках, потом либо планы пересмотрели, либо же просто не справились со строительством, либо же вообще под шумок осваивали деньги в Ейске, потому что, со слов Санникова
                    Существуют как минимум три версии того, почему комплекс НИТКА оказался в пасынках у Минобороны, иронизирует эксперт: «К числу сторонников первой версии относятся те, кто не верит в окончательное возвращение Крыма в Россию. По их логике, зачем в этом случае вкладывать средства? Да и под санкции попасть можно. Вторые говорят, что все делалось специально, чтобы сначала комплекс разворовали, а затем сказать, что его восстановление невозможно, и пустить территорию (500 метров от береговой черты) под продажу. Третья версия банальна в своей простоте: в Ейске осваиваются огромные средства – миллиарды. А в Саках необходимо минимальное финансирование. Это никому неинтересно».

                    Возможен и такой вариант - изначально планировали сделать как лучше, не справились в срок, к 2014 г ничего толком не работало, получили обратно НИТКУ в Крыму, и стали достраивать Ейск в упрощенном варианте.
                    Вот как-то так, примерно:)))))
        2. -3
          26 мая 2021 19:57
          Цитата: Андрей из Челябинска
          а второй (НИТКА) НАМНОГО лучше, но требует серьезного ремонта

          Чем лучше тренажер 82 года?Только качкой?Ну так постройте качалку в Ейске.Не за полмиллиарда
          1. Цитата: Pilat2009
            Ну так постройте качалку в Ейске.Не за полмиллиарда

            Верно. Там полтриллиона понадобится:))))) Это сложнейшее сооружение, где необходимо продольно-поперечно качать тысячи тонн ВПП (ЕМНИП в Саках - 12 тыс т) а они при этом не имеют права гнуться...
            1. 0
              28 мая 2021 08:22
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Это сложнейшее сооружение,

              строили почти на каждом линкоре
              не преувеличивайте проблему. Это стандартная задача для корабелов, ничего сложного нет.
              Единственная проблема - размер сооружения 290 метров.
              Ах да, забыл. Если будут делать как на звездочке, может и триллиона не хватить.
              Эффективные во..менеджеры - тоже проблема.
              1. Цитата: yehat2
                строили почти на каждом линкоре

                Такого не строили ни на одном корабле. Вы вообще о чем сейчас, простите?
                1. 0
                  28 мая 2021 10:22
                  о системе затопления и системе перелива балласта, чтобы повернуть корпус
                  1. Цитата: yehat2
                    о системе затопления и системе перелива балласта, чтобы повернуть корпус

                    Так это совершенно иное. Тут - просто залить воду в тот или иной отсек корабля, или перекачать из одного в другой. При этом такая система ничего не имитирует, а просто меняет расположение грузов (и их массу) на корабле. А на НИТКЕ отсеков нет, а есть палуба ТАВКР в натуральную величину, которая должна двигаться в соответствии с тем, как это делает корабль при волнении
                    1. 0
                      31 мая 2021 11:41
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      как это делает корабль при волнении

                      для этого вполне хватило бы дать заказ дорожникам
                      они вам такое волнение устроят на палубе, что 10 баллов покажутся семечками.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. +6
            26 мая 2021 11:47
            Не один Вы. Стиль Романа очень узнаваем))).

            Но позволю себе не согласиться с Вами. Роману стоит сказать "спасибо" хотя бы за то, что не будь его публикации - не было бы под ними грамотных комментариев)))). Я вот, например, не знал о разнице между этими комплексами. Теперь знаю, благодаря Роману в том числе. Его заслуги косвенные, но несомненные))).
        2. -4
          26 мая 2021 11:13
          Ну, не все же это знают:)
          А вы наверно лучший критик сайта. Но так и ответили зачем козе баян. Точнее если в стране нет и не предвидится авианосцев, зачем тратиться на трамплины?
          1. +2
            26 мая 2021 11:32
            А содержание? А персонал? Рабочие места ,грубо говоря. Вы что хотите виток очередной,безработицы? smile
            1. 0
              26 мая 2021 12:19
              Про рабочие места как юмор покатит. Когда два года назад снесли торговый центр, где мы с женой арендовали место, никого не интересовало куда пойдут люди.
              И знаете как то тяжело начинать заново, когда под 60. А тут еще пандемию обьявили. Я все эти дела инфарктом отметил.
              Нет я не жалуюсь. Я горжусь многие миллиардеры за время пандемии еще богаче стали. Глядишь все эти трамплины помогут еще нескольким чиновникам.
          2. +10
            26 мая 2021 11:41
            Цитата: Гардамир
            Но так и ответили зачем козе баян. Точнее если в стране нет и не предвидится авианосцев

            Авианосцы и есть (Кузнецов) и предвидятся, по крайней мере руководство страны желает их иметь. В Указе Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» одним из приоритетов строительства ВМФ указано (пункт 45)
            создание морского авианесущего комплекса
            1. 0
              27 мая 2021 08:53
              Не выдавайте свои фантазии за желания МО.
              1. Вы мне льстите, полагая что Путин подписывает документы, в которых прописаны мои фантазии
    3. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. -1
          26 мая 2021 10:50
          Да просто у них даже свой сайт есть. С фото и прочим. https://859cbp.mil.ru/Obrazovanie
    4. Комментарий был удален.
  4. +3
    26 мая 2021 10:43
    Анекдот. Но не смешно.
  5. -1
    26 мая 2021 10:44
    В минобороны не дураки работают, если строится/модернизируется объект, значит есть на то обоснование
    1. Комментарий был удален.
  6. 0
    26 мая 2021 10:53
    Интересно, кто виновен в разбазаривании бюджетных денег, чей недосмотр или преступление? Или глупость? Или банальное воровство?
    1. Комментарий был удален.
    2. +9
      26 мая 2021 11:24
      Прочитал статью Скоморохова. Одновременно прочитал логичный и убедительный комментарий Андрея из Челябинска. Я далёк от того, чтобы быть судьёй в споре - не специалист. Но что видно, как говорится, невооружённым взглядом. Целью статьи Скоморохова является возбудить комментарии типа magdama, которое бьёт рекорды обилием вопросительных знаков, но из вопросительных знаков "шубу не сошьёшь", а равно и содержательный комментарий. Возникает вопрос стоило ли Скоморохову изнашивать клавиатуру и тратить ресурс компьютера на возбуждение комментариев типа magdama. Из пушки по воробьям, при том что ствол пушки выглядит кривым. Читал от Скоморохова про Крым - утешаюсь мыслью, что у нас свобода печати. поэтому публиковать всякое разрешается. так что пусть их.
      1. 0
        29 мая 2021 11:13
        Я так понимаю, вы один из тех, про кого вопросительные знаки? Может, напишете что-нибудь по существу вопроса, без излишних упоминаний magdama? Ой, опять два вопросительных...
        1. 0
          31 мая 2021 14:03
          magdama! Ключевая фраза в Вашем комментарии "недосмотр или преступление". Очень попахивает 1937 годом, извините не я, но от тогда и ныне ушедших слышал и читал, что тогда тоже было обилие обличительных доносов по причине зависти к квартире или служебному положению и тоже в доносах писали вопросительные знаки. Вы что хотите начальника главка подсидеть? Из Вашего комментария следует, что в МО сидят или дур.аки или вредители, но Вы сами еще не решили, какие именно. Не чувствуете аналогию? А Вам знакома такие вещи как государственная тайна или хотя бы ДСП. Поэтому рассуждать о вещах, ге имея оних полной информации это...
  7. -4
    26 мая 2021 10:55
    Тут полностью согласен с автором!
  8. 0
    26 мая 2021 11:01
    Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,
    Несите ваши денежки - иначе быть беде.
    И в полночь ваши денежки заройте в землю там,
    И в полночь ваши денежки заройте в землю, где?
    Заройте в землю, где…

    Полейте хорошенько, советуем мы вам,
    И вырастут ветвистые деревья в темноте,
    Но вместо листьев денежки засеребрятся там,
    Но вместо листьев денежки за золотятся где?..
    За золотятся где?
  9. -7
    26 мая 2021 11:20
    авианосец не нужен, а значит и центры подготовки не нужны, во всяком случае два точно не нужны
    1. +2
      26 мая 2021 11:34
      Ейский центр предназначен для подготовки пилотов морской авиации, а не палубников. В этом дело.
      1. +1
        26 мая 2021 20:15
        Цитата: mikh-korsakov
        для подготовки пилотов морской авиации, а не палубников

        А зачем там тогда палубу возвели?
  10. -3
    26 мая 2021 12:58
    Стоимость строительства комплекса в Ейске около 4 млрд рублей из которых примерно 1,5 млрд было похищено.
    Деньги похищались через фирму "Промпоставка" и бывшего руководителя МКБ "Компас". Эти товарищи уже сидят.
    Комплекс в Ейске никогда не работал и не работает до сих пор, т.к. не подключен к электропитанию полностью. С этого комплекса проводились только пробные полеты в тестовом режиме.
    Такая ситуация сложилась из-за того, что в Краснодарском крае в целом очень большие проблемы с электрическими сетями, к которым невозможно нормально подключиться, и из-за того, что не хватило денег на достройку.
    Эта информация из открытых источников, естественно.
    1. -1
      26 мая 2021 13:43
      О как?) Т.е.взлеты с него например в 19 году 142 по моему на соревнованиях летных это тоже в тестовом режиме?))) Все тоже в открытых источниках если что) морской ас 2019 это вообще видимо мультики?)))




      Они там все без света же сидят
      1. -3
        26 мая 2021 14:45
        это не с того аэродрома фото.
        Не то что бы там нет электричества, такого не писал. Там есть немножко
        1. -1
          26 мая 2021 14:57
          Серьезно?))) Ну видимо все врут) кроме вас конечно
    2. -1
      26 мая 2021 20:16
      Цитата: MegaWattExpert
      в Краснодарском крае в целом очень большие проблемы с электрическими сетями, к которым невозможно нормально подключиться, и из-за того, что не хватило денег на достройку.

      Вы смеетесь чтоли?Для МО проблема подключиться к сетям?
  11. 0
    26 мая 2021 14:59
    В Саках море - Черное, а в Ейске - Азовское.
    Черное море лучше, вот и будем в Саках комплекс восстанавливать, ну и ненароком, случайно, базу отдыха пристроим, для руксостава МА, должны же начальники где-то официально отдыхать, контролируя подготовку мнимых "палубных" летчиков.
    Вот так мне все это видится...
    1. +1
      26 мая 2021 22:55
      Я тоже сразу про это подумал.
      Любым военным служить в Крыму - самый кейф. Служба на курорте.
      Туда переберутся многие военные учереждения и штабы.
  12. 0
    26 мая 2021 21:43
    зачем нужна подготовка? А вам зачем вообще это знать? Вы офицер генштаба? Тут такие вслух не рассуждают. А лишнее любопытство ни к чему. Да и пора бы закрыть любой доступ к военным контрактам постронних.
  13. 0
    27 мая 2021 08:52
    Испытывали, испытывали, и в итоге – пшик.


    Дык это типовая ситуация, когда железо себя не оправдывает. Главное, что выявлено без большой войны.

    А самолетоутопцы на дно.
  14. Eug
    0
    27 мая 2021 13:09
    Хм... кум отдыхал в Саках в 2012 и рассказывал, что ему Сухие спать мешали.. провел с ним раз'яснительную работу по музыковедению....
  15. Комментарий был удален.