Перспективы развития военной автомобильной техники на период до 2020 г

11
Шевченко А.А., начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ


Уважаемые коллеги, в начале своего выступления, во-первых, я хочу поблагодарить оргкомитет за предоставление трибуны выступить в вашем прославленном заведении и, во-вторых, мне понравилось выступление Максима Валерьевича. Вместо преамбулы к выступлению я хотел бы обратить внимание на два произнесенных тезиса. Первое - создание полноприводных автомобилей к концу 2020 году и второе – обучение и практика. Создание полноприводных автомобилей к концу 2020 году для нас это уже критично. Почему? Потому что сейчас у нас уже отработан новый типаж. В ближайшее время Министром обороны он будет утвержден и вступит в силу приказом.

Исходя из нового типажа Министерство обороны в ближайшее время поставит задачу на разработку в конкурентной среде линейки новых машин на базе универсальных платформ, и мы хотим получить новый полноприводный автомобиль, который займет достойное место в тактическом и оперативном звене. Будет ли он действительно развитием «Мустанга» или «Мотовоза», все зависит от сидящих здесь учителей и учеников.

По второму тезису – обучение и практика. Я с гордостью заявляю, что специалисты главного автобронетанкового управления - и это мы не скрываем, последнее время на ВЫ стали разговаривать с представителями конструкторских бюро заводов-изготовителей Европы и Азии. Мы на Вы разговариваем с представителями автомобилестроения Франции, Германии и мы хотим на Вы разговаривать с представителями автопрома России.

Я свое выступление хочу посвятить новому типажу. Качественное изменение предназначения военной автомобильной техники на фоне интенсивного развития средств обнаружения и поражения потенциального противника обусловливает существенное расширение и ужесточение тактико-технических требований. В перспективе требуемая средняя скорость движения автомобильной техники по нашим расчетам должна увеличиться с 20-30 до 40-45 км/ч по грунтовым дорогам, и впервые мы предлагаем требования, когда масса взрывчатого вещества, при котором должна сохраняться жизнь и здоровье экипажа, увеличивается в 10-15 раз с 0,7 до 10-12 кг. Развитие высокоточного оружия определяет необходимость разработки и реализации новых методов и разработки материалов, которые значительно снизят заметность военной автомобильной техники.

Однако в 90-х годах наметилось отставание отечественной автомобильной техники, в том числе и полноприводной, от лучших зарубежных аналогов по параметрам надежности, защищенности и эргономичности. Для решения возникших проблем в начале 2010 года Министром обороны РФ утверждена концепция развития военной автомобильной техники на период до 2020 года. Особо хочу остановиться на концепции.

Полтора года она рождалась, полтора года согласовывалась, полтора года проходила через тернии, и мы сейчас строго работаем по ней, в которой перед автомобильной наукой и промышленностью была поставлена задача ассимилировать в отечественной полноприводной автомобильной технике все самые передовые достижения зарубежного автопрома, сохранив при этом традиционные преимущества отечественной автомобильной техники. На основе научных исследований был обоснован типаж военной автомобильной техники на период до 2020 года. Это является нашей дорожной картой, и от него пойдут все технические задания. Основным отличием настоящего типажа от всех предыдущих является включение в его состав нового типа военной автомобильной техники - защищенные автомобили, по которым у нас имеется наиболее критичное отставание от зарубежных аналогов.

На основе анализа боевых потерь личного состава, техники военных операций последнего десятилетия, изучения зарубежного опыта создания и использования бронеавтомобилей, их боевых возможностей, а также средств обнаружения и поражения противника и опираясь на имеющийся научно-технический задел, в России разработана концепция комплексной защищенности бронированной колесной военной автомобильной техники на период до 2020 года.

Второй программный документ на сегодняшний день с учетом прогнозируемых возможностей предприятий отечественного автопрома в реализации перспективных требований Министра обороны к уровню основных тактико-технических требований военной автомобильной техники - существующая система общих технических требований (ОТТ) дополнена применительно к новому типу защищенности автомобиля.

Впервые у нас появился третий программный документ, который четко говорит, что мы хотим. На базе автомобиля многоцелевого назначения в направлении повышенной защищенности и в целях апробации ОТТ на защищенные автомобили было разработано семейство защищенных автомобилей – «Медведь». Развитие семейства «Медведь» выявило необходимость принципиально новых подходов к созданию защищенных автомобилей. Вследствие чего буквально два года назад, отступаю от доклада, в конкурентной среде мы выдали два технических задания, перед тем как отработали ОТТ и завершили концепцию.

Два технических задания на разработку «защищенные автомобили», которые очень нужны и критически востребованы в вооруженных силах. В конкурентной среде два конструкторских бюро, два заводы-изготовителя в инициативном порядке, используя всю мощь своего потенциала и новейшие наработки за рубежом, создали макетные ходовые образцы, которые были представлены руководству Министерства обороны РФ, и получили одобрение верховного главнокомандующего. Это впервые, когда уникальный процесс и практика опередили теорию и разработку документов. И на сегодняшний день принято решение, что все затраты по разработке машин Министерство обороны выкупает, при этом были открыты два проекта – ОКР Тайфун, о которых Вы читали в печати. Называется ОКР Тайфун-У - это УРАЛ и ОКР Тайфун К-это КАМАЗ.

Впервые заключены государственные контракты, выделены деньги на разработку линейки машин на этих универсальных платформах. Мы потребовали в этих проектах создать для вооруженных сил Тайфун с формулой 4х4, с уровнем защиты равнозначной или превосходящей машины НАТО, машины с колесной формулой 6х6 и машин с колесной формулой 8х8, а также дополнительно проработать 10х10. Я хочу обратить внимание на эти проекты. Эти проекты родились, когда промышленность поняла, что надо, чтобы не уйти с рынка, и, как было сказано, Министерство обороны голосует деньгами - есть деньги, покупаем лучшую технику. Впервые в жестких условиях от проектирования до создания машин была осуществлена разработка проекта и ведения ОКР на следующий год, мы сейчас бьемся над непосильной задачей, как ускорить, как спрессовать работу конструктора, чтобы в ближайшее время получить литеру «0», и я уже в апреле должен докладывать Министру обороны, как эти машины закупить, хотя бы по одному батальону по литере «0» для наших вооруженных сил.

Теперь посчитайте и подумайте. Прошло буквально 2,5 -3 года – не это ли рывок для нашего автопрома? После того, как конструкторы «Рейнметалл» увидели машину 6х6, они были в восторге. По машине 6х6 «Тайфун-У» неделю назад я подписал документ, согласно которому она будет выставляться на Евро САТР. На нее сейчас обратили внимание не только страны СНГ, но и пылающая Африка и Азия. И это все за 3 года.

Развитие колесных защищенных автомобилей происходит на основе современной агрегатной элементной базы, а военно-технический облик связан с развитием автомобильных платформ. А вот здесь у нас пошли проблемы с силовой установкой, с электронным управлением, гидромеханической коробкой передач с автоматическим управлением, независимой управляемой гидропневматической подвеской, бортовой информационно-управляющей системой, композитной броней, противоминной защитой, боестойкими колесами, высокоэффективными средствами слежения за местностью, современными средствами жизнеобеспечения.

Законодательно состав парка военно-автомобильной техники определяется научно-обоснованным типажом, о котором мы говорим, представляющим собой ограниченный перечень серийной и перспективной военной автомобильной техники, обязательной к использованию всеми заказывающими управлениями, при выборе автомобильных базовых шасси под монтаж перспективной техники. Главная задача предоставляемого типажа - обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей вооруженных сил в автомобильной технике минимальным количеством образцов. Другой отличительной особенностью нового типажа, который будет введен в 2012 году, является создание перспективных автомобильных платформ для монтажа нового создаваемого вооружения и военной техники. Это такие программы, как Тайфун, программа Платформа и программа Арктика.

При обосновании номенклатуры перспективной автомобильной техники для включения в очередной типаж проведен всесторонний анализ требований, предъявляемых заказчиком к вооружению и военной технике, к образцам военной автомобильной техники, предполагаемым к использованию под монтаж, буксировку, транспортирование перспективных образцов систем и вооружений, а также сравнительная оценка предлагаемых образцов по этим требованиям.
Таким образом, в типаж 2011-2020 года включены только те образцы военной автомобильной техники, которые отвечают перспективным требованием войск и обладают достаточным уровнем тактико-технических характеристик. Создание нашей автомобильной промышленностью семейств военной автомобильной техники, включенной в новый типаж, отвечающий перспективным требованиям, приведет к повышению боевых возможностей военной автомобильной техники. Я хочу сказать, что сегодня защищенный автомобиль с установкой дистанционно управляемого модуля - это машина превращается в нечто сопоставимое с бронетранспортером. Я надеюсь, Вы понимаете, куда мы идем, какие нам нужны технологии, какие нужны решения.

В связи с необходимостью достижения в ближайшее время паритета по техническому уровню отечественной и зарубежной военной автомобильной техники, автомобильной промышленности и отраслевой науке потребуется большое количество специалистов, которые готовятся в стенах прославленного МГТУ «МАМИ». Главное автобронетанковое управление надеется, что они овладеют высокими знаниями и будут способны участвовать в создании перспективной военной автомобильной техники, причем с использованием самых передовых технических решений и технологий.

Я бы хотел обратить особое внимание на комбинированные силовые установки. Это первая проблема для вооруженных сил. Вторая проблема для вооруженных сил - это трансмиссии, управление и системы подрессоривания, бортовые информационно-управляющие системы, системы, обеспечивающие комплексную защиту военной автомобильной техники. Это только маленький перечень, с чем мы реально столкнулись при создании новых машин. Это тот перечень маленьких проблем, без которых, я думаю, полноприводный автомобиль, который нужен для вооруженных сил не может быть создан. Потребуются специалисты в области новых материалов, чтобы обеспечить перспективную технику необходимым уровнем защищенности. Я подчеркивал в начале своего выступления, что мы впервые заложили тезис, что жизнь солдата превыше всего.

Я уверен, что в нашей высшей школе и автопроме эти задачи решат, они им по плечу. Поэтому программа Тайфун подчеркивает, что мы все можем, когда есть четкие цели и есть специалисты. Еще раз хочу поблагодарить за внимание. Я рад выступать с этой трибуны, надеюсь, что свою боль мы высказали и открыты для сотрудничества! Спасибо за внимание!

Материалы 77-й международной научно-технической конференции ААИ «автомобиле и тракторостроение в россии: приоритеты развития и подготовка кадров»
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. NickitaDembelnulsa
    +2
    31 августа 2012 09:49
    Страшная штука этот Тайфун. Надеемся на серийный выпуск и своевременные поставки. Адцкая Машина....!
  2. Надыть
    +1
    31 августа 2012 10:15
    Безумный Макс не постеснялся бы рассекать на такой
  3. +1
    31 августа 2012 10:16
    Интересное мнение. Вообще МО РФ и МВД РФ должны определиться с техникой. Про "Тайфун" ничего сказать не могу. Вполне реально, что это хорошая колесная платформа. Но должно быть четкое понимание того для каких целей создается техника, есть транспортировка личного состава и МТО в пределах переднего края, есть перевозки в тыловых подразделениях в полосе обороны и т.д.
    1. Василий79
      0
      31 августа 2012 10:50
      http://www.ria.ru/tv_defense_safety/20120131/553394289.html Про тайфун у здесь
  4. вермахт
    0
    31 августа 2012 10:31
    Такая кажется по нашей улице проезжала soldier
  5. +5
    31 августа 2012 11:35
    Про обучение.
    МО принимает решение о направлении на обучение водителей автомобилей "Рысь" в Италию. Срок обучения 2 недели.
    Один из эленментов обучения - замена поврежденного колеса.
    Так как токого центра обучения у нас нет.
    Вопрос в другом, кто поедит в данную командировку за козенный счет?
  6. scorpionss1980
    0
    31 августа 2012 19:44
    Броня по высшему классу
    «Бумеранг» обеспечит России мировое лидерство в производстве колесной бронетехники
    http://expert.ru/expert/2012/33/bronya-po-vyisshemu-klassu/
  7. Protey
    +2
    31 августа 2012 22:33
    А как он в ремонте и обслуживании , продумали ? Военная машина должна быть быстро восстановлена в полевых условиях при повреждения основных узлов , а то бывает так намудрят, что надо пол машины разобрать, что бы добраться к какой нибудь детали.
    1. 0
      31 августа 2012 23:38
      Ну тут уже или 10кг тротила - или все в свободном доступе , Основная задача этой машины -погибнуть вместо солдат , а лучше конечно уцелеть вместе с ними .
      И она (машина) мне очень нравится.
  8. bask
    +2
    31 августа 2012 23:02
    ,, Тайфун ,,продвинутая бронетачанка.Но слижком наворочен-дорог будет в поизводстве а значит в недостаточном колличестве в войсках. .Нахрюна нужна независимая подвеска , масса ненужной электроники.Итд..ЮАРовцы Caspir на базе серийного Урала индусам сделали Дёшего массово и защишённо Пишут 15 кг тротила держит.Не в этом дело , главное в индийских войсках их полно..Согласен и ремонтопригодность в боевых условиях жизненно необходима. Вот это надо в Российские войска в 13 году . Бронекапсула сойдёт и от ,,тайфуна,,Вот .
  9. borisst64
    0
    3 сентября 2012 16:13
    Обращая внимание на военные фотографии можно заметить, что большое количество техники подписано- застрявший, брошен экипажем из-за неисправности. Одно из главных достоинств военной техники, в т.ч. и автомобильной, это проходимость (дороги перекрываются и блокируются противником в первую очередь), надежность и простота обслуживания и ремонта (не будет сервисов и инженеров в галстуках).