Самолеты радиотехнической разведки Beechcraft RC-12 Guardrail (США)

24
Самолеты радиотехнической разведки Beechcraft RC-12 Guardrail (США)
Самолет RC-12D первой модификации. Фото Globalsecurity.org

В 1983 г. армия США получила первые самолеты радиотехнической разведки Beechcraft RC-12 Guardrail. В дальнейшем они неоднократно проходили различную модернизацию, благодаря чему до сих пор остаются в эксплуатации и сохраняют высокий потенциал. Однако в ближайшем будущем такую технику планируют снять с вооружения в связи с моральным и физическим устареванием.

Процессы развития


С начала семидесятых армейская авиация и ВВС США активно эксплуатировали военно-транспортные самолеты семейства Beechcraft King Air. В конце десятилетия на базе модификации U-21 даже был создан самолет радиотехнической разведки, известный как Guardrail («Ограждение») – по названию установленного комплекса электроники. В целом такой образец показал себя с хорошей стороны, но использованную платформу сочли устаревшей и нуждающейся в замене.




Наземный пункт управления и обработки данных AN/ARM-163(V). Фото Globalsecurity.org

В начале восьмидесятых стартовала разработка нового самолета РТР на более новой базе. В качестве последней использовали самолет Beechcraft C-12 Huron. В 1983 г. 13 бортов этого типа прошли модернизацию по новому проекту и получили набор специального оборудования. После этого им присвоили обозначение RC-12D Guardrail.

В дальнейшем, с периодичностью в несколько лет, создавались различные проекты модернизации. Развитие «Гардрейла» осуществлялось по двум основным направлениям: совершенствовался самолет-платформа и параллельно разрабатывались новые образцы радиотехнической аппаратуры. В общей сложности было разработано десять модификаций самолета, включая базовую и экспортную.


Самолет-памятник RC-12G, ранее несший особый комплекс РТР. Фото Skytamer.com

Последняя модернизация была проведена в середине десятых годов и позволила в очередной раз получить новые возможности, а также продлить сроки службы. Согласно актуальным планам, RC-12X будут оставаться в строю до 2025 г., после чего их придется списать по выработке ресурса. К тому времени планируется создать новое поколение самолетов РТР, которые возьмут на себя всю подобную работу.

Самолет-платформа


Базовый C-12D Huron представлял собой армейский двухмоторный грузопассажирский низкоплан, выполненный на основе коммерческого Beechcraft Air King. В зависимости от решаемой задачи, экипаж мог включать до пяти человек; кабина позволяла разместить 13 пассажиров или эквивалентную нагрузку. От предыдущих модификаций C-12H отличался увеличенной бортовой дверью и другими доработками, направленными на оптимизацию перевозок.


Самолет модификации "K". Фото Wikimedia Commons

Самолет имел длину 13,3 м при размахе крыла 16,6 м. Сухая масса – ок. 3,5 т, максимальная взлетная в базовой модификации – 5,7 т. Пара турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PT6A-41 мощностью по 850 л.с. позволяла развивать максимальную скорость 536 км/ч, крейсерскую – 370 км/ч. Практическая дальность достигала 3500 км.

В ходе перестройки в самолет РТР базовый «Гурон» претерпевал некоторые изменения. В кабине устанавливались различные блоки радиоэлектронной аппаратуры. На внешних поверхностях планера монтировались разнообразные антенные устройства. По мере развития «Ограждения», количество и конфигурация внешних антенн менялись.

Любопытно, что рабочие места операторов на борту самолета отсутствовали. Управление специальной аппаратурой во всех модификациях RC-12 осуществлялось дистанционно, с наземного пункта.


Разведчик RC-12N в полете. Фото US Air Force

Целевая нагрузка


Первый самолет семейства, RC-12D, получил комплекс разведки AN/USD-9 Improved Guardrail V, работающий вместе с наземным комплексом обработки данных AN/TSQ-105(V)4 и командным пунктом AN/ARM-63(V)4. По известным данным, комплекс Improved Guardrail V мог засекать радиосигналы в широком диапазоне частот, а также определять их источник и направление на него. Совместная работа нескольких самолетов РТР и командного пункта позволяла с достаточной точностью вычислять местоположение источника сигналов.

В 1983 г. по проекту RC-12D переоборудовали 13 самолетов для американской армии. Затем изготовили еще пять бортов для ВВС Израиля. По известным данным, экспортный комплекс РТР был изменен в соответствии с пожеланиями заказчика, но сохранил все функции и возможности базового.


RC-12N на земле. Фото Wikimedia Commons

Следующий проект RC-12G Crazyhorse отличался новым комплексом РТР, собирающим и выдающим разведданные в режиме реального времени. Такую аппаратуру получили три самолета C-12D. Наработки по этой модификации позже нашли применение в следующих модернизациях.

В 1988 г. армия получила шесть новых самолетов RC-12H. На них устанавливался усовершенствованный комплекс разведки Guardrail/Common Sensor System 3. Это была доработанная версия изделия AN/USD-9(V)2, дополненная несколькими новыми блоками. Также на борту появились станция помех AN/ALQ-162 и комплекс обороны AN/ALQ-156.

С 1991 г. поставлено десять самолетов RC-12K с модернизированным комплексом Guardrail/Common Sensor System 4. Кроме того, модификация «K» получила более мощные двигатели, что позволило компенсировать рост взлетной массы, повысить крейсерскую скорость до 460 км/ч и улучшить другие летные характеристики.


RC-12P. Фото US Air Force

К середине десятилетия 15 самолетов разных модификаций были перестроены по проекту RC-15N. Использовалось усовершенствованное оснащение кабины, новые общесамолетные системы и двигатели. Также комплекс РТР обновили по очередному проекту серии Guardrail/Common Sensor System. Позже девять таких машин прошли новую модернизацию по проекту RC-12P. Они получили новое приборное оснащение, современные средства связи и т.д. От предыдущих машин самолеты «P» можно было отличить по меньшим гондолам с аппаратурой на крыле.

С 1999 г. службу несут три самолета RC-12Q. По составу оборудования они были аналогичны предыдущей модификации «P», но отличались установкой средств спутниковой связи. Новую крупную антенну разместили на крыше фюзеляжа под характерным обтекателем. Наличие спутниковой связи увеличило рабочий радиус комплекса.

В двухтысячных годах был разработан проект RC-12X, в котором использовалась новая версия комплекса Guardrail/Common Sensor. Сообщалось, что последняя обеспечивает работу в более широком диапазоне частот, более устойчива к помехам и обеспечивает повышенную точность обнаружения источников сигнала.


Самолет RC-12P в полете. Виден обтекатель с аппаратурой под днищем. Фото US Air Force

В 2016 г. на вооружение поступила последняя модификация RC-12X+. В этом проекте предусматривался ремонт и продление ресурса самолета-платформы с незначительным обновлением аппаратуры РТР. О принципиально новых возможностях не сообщалось. Судя по событиям и заявлениям последнего времени, модификация RC-12X+ останется последней и уже не получит дальнейшего развития.

По открытым данным, самолеты RC-12 последних модификаций предназначаются для обнаружения различных радиосигналов и определения местоположения их источника. Такие возможности используются для выявления радиолокационных станций противовоздушной обороны, штабов и командных пунктов, а также иных объектов военной инфраструктуры. Данные о местоположении источников радиопередачи могут использоваться для уточнения тактических карт или для организации ударов любыми доступными силами и средствами, а также для последующего контроля результатов.


Самолет RC-12Q с комплексом спутниковой связи. Фото Airwar.ru

Развертывание и эксплуатация


Первые 13 самолетов RC-12D уже в 1983-84 гг. были распределены между несколькими авиабазами на территории США и ФРГ, причем в Европу отправили 12 машин. В дальнейшем производство и развертывание продолжилось. К концу десятилетия самолеты всех существующих модификаций появились на аэродромах США, Европы и Южной Кореи.

Подразделения регулярно перебрасывались с одной базы на другую, в зависимости от наличия разведывательных задач в конкретном регионе. Самолеты РТР активно использовались как при подготовке к военным операциям, так и непосредственно во время боевых действий. Такая техника помогала войскам эффективно работать в Ираке, Югославии, Афганистане и т.д.

По известным причинам, «Гардрейлы» регулярно появляются у российских границ. Так, в конце 2019 г. два самолета RC-12X были переброшены в Литву. С аэродрома Шяуляй они могут следить за западными районами России, включая Калининградскую область. Какие данные о российской армии удалось собрать за прошедшее время, и как их будут использовать – неизвестно.


Один из RC-12X, переброшенных в Литву в 2019 г. Фото Bmpd.livejournal.com

В прошлом было построено несколько десятков самолетов RC-12 ранних модификаций, впоследствии модернизированных по новым проектам. На данный момент в составе нескольких эскадрилий остается всего 19 машин поздних версий «X» и «X+». Пока они будут продолжать службу, но к 2025 г. ожидается полная выработка ресурса, в результате чего технику придется списать. Уже ведутся работы по созданию нового авиационного комплекса с теми же функциями и более высокими характеристиками.

Доказано практикой


Являясь самолетами специального назначения, Beechcraft RC-12 Guardrail не производились крупной серией. В то же время, и в ограниченном количестве они полностью соответствовали предъявляемым требованиям и справлялись с поставленными задачами. Благодаря этому на протяжении нескольких десятилетий армия США смогла вести успешный сбор данных о вероятном противнике. Постоянная модернизация позволяла продлевать сроки эксплуатации и наращивать основные рабочие возможности.

Однако техника не может эксплуатироваться вечно, и потому длительная эксплуатация «Гардрейла» подходит к концу. В ближайшие несколько лет можно ожидать некоторое сокращение парка RC-12X/X+, а в середине десятилетия от них окончательно откажутся. Эти самолеты еще успеют отметить 40-ю годовщину начала своей службы, но вскоре после этого их история завершится.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 июня 2021 04:32
    Малочисленные, малоизвестные, мало впечатляющие, но очень важные элементы разведывательной системы. Желанная цель для получения в качестве трофея.
    1. +6
      13 июня 2021 05:14
      Цитата: Цой
      Малочисленные, малоизвестные, мало впечатляющие, но очень важные элементы разведывательной системы. Желанная цель для получения в качестве трофея.

      Американцы эти машины не рекламировали, до середины 90-х вообще не было официальной информации о их назначении.
      1. +6
        13 июня 2021 08:38
        Цитата: Tucan
        Американцы эти машины не рекламировали, до середины 90-х вообще не было официальной информации о их назначении.

        Они вообще про свои системы РЭБ предпочитают молчать. Любые даннык, даже фото многое об их характеристиках говорят.

        Вот у спецназовца переносная система РЭБ (РЭР), к примеру. Что о ней известно? Кто вообще о ней знает?
      2. +5
        13 июня 2021 13:28
        Цитата: Tucan
        Американцы эти машины не рекламировали, до середины 90-х вообще не было официальной информации о их назначении.

        В США есть и другие лёгкие турбовинтовые самолёты о которых предпочитают сильно не распространяться.

        Например U-28A HB-FOG оборудован датчиками Northrop Grumman WF-160DS IR/E-O, РЛС Raytheon Sea Vue SV 1021, системой радиотехнической разведки Delfin Systems, работающей в частотном диапазоне от 30 МГц до 2 ГГц.

        Этот самолёт имеют систему передачи данных в реальном режиме времени по радиоканалу на дальность до 200 км. Он оснащен полным комплектом аппаратуры, позволяющей совершать полёты в ночное время независимо от внешнего навигационного обеспечения.

        Можно также вспомнить снятый с вооружения армейский самолёт радиотехнической разведки RV-1D Mohawk.
    2. -17
      13 июня 2021 06:22
      Высота полёта небольшая, достанет переносной ПЗРК, да и РЭБом можно заглушить его аппаратуру.
      1. +17
        13 июня 2021 07:06
        Цитата: Леха с Андроида.
        Высота полёта небольшая, достанет переносной ПЗРК, да и РЭБом можно заглушить его аппаратуру.

        Ну, да...американцы ведь тупые, и при планировании боевых вылетов столь специфичных и редких самолётов потенциальные угрозы не учитывают. request Коль на то пошло, уязвимость RC-12 барражирующего в тылу, намного ниже чем у транспортного или боевого вертолёта.
        Цитата: Леха с Андроида.
        Ну так опишите тактику применения этих самолётов.

        Это есть в открытых источниках, для предотвращения потерь от вражеской ПВО самолёты RC-12 действуют исключительно над собственными войсками.
        Цитата: Леха с Андроида.
        А ничего что самолёт имеет комплекс спутниковой связи? Или он тоже не глушится?

        А ничего, что аппаратура RC-12 способна фиксировать положение любых источников радиосигналов, а спутниковые каналы связи имеют сотни литерных частот, замена которых происходит мгновенно?
        Или Вы адепт "всемогущей РЭБ" ? Дай бог ей подавить каналы боевого управления ударной авиации и БПЛА. В Карабахе это как-то не очень получилось. recourse
      2. +7
        13 июня 2021 10:22
        Высота полёта у этой птички до 11000м, максимальная высота поражения ПЗРК 3800. Так что уничтожить можно только зрк.
      3. +10
        13 июня 2021 13:31
        Цитата: Леха с Андроида.
        Высота полёта небольшая, достанет переносной ПЗРК, да и РЭБом можно заглушить его аппаратуру.

        Зачем такие сложности? Шапками их, шапками... wassat
  2. +14
    13 июня 2021 06:33
    Цитата: Леха с Андроида.
    Высота полёта небольшая, достанет переносной ПЗРК, да и РЭБом можно заглушить его аппаратуру.

    Вы с тактикой применения этих самолётов не знакомы. no
    При сильной ПВО противника, летают они исключительно над своей территорией. Разведывательный радиотехнический комплекс работает исключительно в пассивном режиме. Что вы глушить собрались, собственные радиосети?
    1. -11
      13 июня 2021 06:54
      Ну так опишите тактику применения этих самолётов.
      А ничего что самолёт имеет комплекс спутниковой связи? Или он тоже не глушится?
      1. +10
        13 июня 2021 07:41
        Ну так опишите тактику применения этих самолётов.

        Это можно, но только после того как вы опишите как будете сбивать самолёт из ПЗРК прячущийся за линией фронта, и каким комплексом РЭБ, без раскрытия его позиций станете давить спутниковые каналы самолёта радиотехнической разведки?
        1. -17
          13 июня 2021 07:52
          В недавнем карабакском конфликте диверсионная группа турков или азербаджанцев сбила наш вертолёт в Армении с помощью ПЗРК... этого примера достаточно?
          Кстати как продвигается расследование этого случая хотелось бы узнать у господина Алиева?
          А каким комплексом буду давить спутниковые каналы... what smile для этого мне надо получить доступ к документации ДСП и с грифом секретности... вы ж понимаете это не реально. smile
          1. +9
            13 июня 2021 08:09
            В недавнем карабакском конфликте диверсионная группа турков или азербаджанцев сбила наш вертолёт в Армении с помощью ПЗРК... этого примера достаточно?

            Вы лучше скажите, когда крайний раз был сбит ПЗРК американский боевой самолёт? И сравнение Ми-24 сбитым на малой высоте, очень корректно с самолётом патрулирующих на высоте более 3 км. good
            Кстати как продвигается расследование этого случая хотелось бы узнать у господина Алиева?

            Так узнайте, мне это зачем пишите?
            А каким комплексом буду давить спутниковые каналы... what smile для этого мне надо получить доступ к документации ДСП и с грифом секретности... вы ж понимаете это не реально...

            Тогда не стоит делать голословных заявлений no
            1. -12
              13 июня 2021 08:25
              Верба достаёт до 6 км, так что реально сбить этот самолёт.
              В Афганистане был сбит самолёт иранской ракетой американский самолёт со спецназом США... очень интересная история.
              Надеюсь Алиев читает наш форум и возможно он ответит... чем черт не шутит.
              Ну а по поводу голословных заявлений... вспомните недавний случай со стратегическим беспилотником США у границ Крыма и беспокойство балтийский стран по поводу нарушений спутниковой связи... секреты наших РЭБ одни из самых охраняемых секретов в России.
              Посторонним туда вход воспрещён. hi
              1. +10
                13 июня 2021 08:38
                Верба достаёт до 6 км, так что реально сбить этот самолёт.

                Знаете, если Вы станете писать о том, в чём действительно разбираетесь, выглядеть это будет гораздо более достойно. Не надо передергивать, заниматься словоблудием, и подменять максимальную горизонтальную дальность стрельбы с досягаемостью по высоте. no
                вспомните недавний случай со стратегическим беспилотником США у границ Крыма и беспокойство балтийский стран по поводу нарушений спутниковой связи... секреты наших РЭБ одни из самых охраняемых секретов в России.

                Безусловно, это так, но я привык отвечать за свои слова и не безответственных заявлений не делать. no
                Но коль вы заявляете:
                да и РЭБом можно заглушить его аппаратуру.
                - то полностью владеете информацией, как заглушить не раскрыв своей позиции?
                Я некоторым образом имею отношение к обсуждаемой теме, и уверяю Вас, акценты Вы расставляет не вполне корректно. no
                1. +10
                  13 июня 2021 08:40
                  Ой да бросьте тратить время на этого. Максимум 10% написанного вами доходит до его сознания.
                  1. -12
                    13 июня 2021 08:46
                    Ага 10 процентов и все мои... переходим на личности? smile
                2. -11
                  13 июня 2021 08:44
                  Вы знаете я не официальное лицо и пользуюсь открытыми источниками информации и делаю выводы на основании их и подстраиваться под ваши принципы и желания я не намерен... у меня своя голова на плечах... если вам что то не нравится это ваши проблемы, а не мои уважаемый Тусаn. hi
                  1. +8
                    13 июня 2021 08:54
                    Вы знаете я не официальное лицо и пользуюсь открытыми источниками информации и делаю выводы на основании их и подстраиваться под ваши принципы и желания я не намерен...

                    От Вас кто-то требует подстраиваться? no Вы
                    берётесь судить о вещах, в которых совершенно не разбираетесь, и к большому сожалению черпаете информацию из откровенно недостоверных источников, коими в первую очередь являются провластные СМИ. На досуге, для общего развития, потолком "Вербы" поинтересуйтесь.
                    1. -2
                      13 июня 2021 09:03
                      Несомненно поинтересусь, что касается провластных СМИ других в России скоро не останется... все источники информации с сведениями щекотливого характера планомерно перекрываются и берутся под контроль заинтересованным организациями и людьми...в последнее время это чётко видно.
                      Ну а судить о вещах я все таки предпочитаю со своей колокольни... по крайней мере если ошибусь буду винить себя а не постороннего дядю. smile
  3. +8
    13 июня 2021 08:53
    Авиационная комплекс радиоэлектронной разведки "Гардрейл коммон сенсор" включает также мобильный наземный центр управления, обработки данных и передачи результатов разведки на пяти автомобилях.
    Предполагалась замена (по данным журнала ЗВО) этого комплекса на комплекс радиоэлектронной разведки ACS (Aerial Common Sensor).
    ACS должна была обеспечит в реальном масштабе времени автоматическое обнаружение, опознавание и высокоточное определение местоположения современных средств радиолокации и радиосвязи в диапазоне частот 20-40000 МГц, перехват радиосигналов, а также оптоэлектронную съемку объектов противника и выдачу целеуказаний средствам огневого поражения. В состав бортовой аппаратуры каждого самолета должны были быть шесть рабочих мест с комплектами технических средств, которые позволяли бы вести радио- и радиотехническую разведку источников радиоизлучений на дальности до 350 км, радиолокационную - до 250 км, оптоэлектронную - до 120 км. Высокая точность определения местоположения целей, в том числе мобильных: радиостанций с точностью 50-150 м и РЛС - 10-30 м), должна быть обеспечена благодаря применению двух-трех самолетов, комплексированию угломерного, разностно-дальномерного и разностно-доплеровского методов обработки принимаемых сигналов, а также использованию данных КРНС. Но что-то об нем ничего не слышно.
  4. -1
    13 июня 2021 12:17
    Управление специальной аппаратурой во всех модификациях RC-12 осуществлялось дистанционно, с наземного пункта.
    То есть когда он ловит целевой сигнал, то он одновременно должен "шуметь" сам, рядом со своими приемниками? Очень странно.
    Затем изготовили еще пять бортов для ВВС Израиля. По известным данным, экспортный комплекс РТР был изменен в соответствии с пожеланиями заказчика, но сохранил все функции и возможности базового.
    Был изменен, но сохранил все возможности... Что же там доработали? Обрезание сделали, что ли?
  5. 0
    18 июня 2021 05:16
    Не уделяли у нас внимания таким аппаратам.....хотя и носителей было куча - Ан28, Л-410....
  6. 0
    5 октября 2022 00:05
    Доброй ночи, можете оказать содействие необходима литература по опыту применения данных Р самолетов (информации очень мало). Может была статья на эту тему.