Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk

11

Автор журнала The Drive Тайлер Роговей считает, что стремление КНР к созданию вертолетов-«невидимок» выглядит вполне естественным в общем контексте развития стелс-технологий в Поднебесной. Не так давно стало известно о разработке модели стелс-вертолета, которую осуществляет Китайский институт исследований и разработок вертолетов – дочерняя структура Китайской авиационной корпорации (AVIC).

Изучив попавшие в прессу фотографии модели, Тайлер Роговей делает вывод о том, что показанный вертолет представляет собой, судя по всему, версию адаптацией китайского вертолета средней грузоподъемности Z-20, который в США считают клоном вертолета H-60 Black Hawk.



История создания вертолета Z-20 уникальна сама по себе. В 1980-е годы, когда еще шла Холодная война и США рассматривали Китай в качестве тактического союзника против СССР, в том числе и в противостоянии в Афганистане, ряд американских вооружений был экспортирован в Поднебесную. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году экспорт военной техники из США в Китай прекратился. Но американские вертолеты были взяты за основу для создания многофункциональной платформы для Народно-освободительной армии Китая.

На самом деле, попытки модифицировать H-60 Black Hawk в стелс-вертолет не являются уникальными. Работа над созданием вертолетов – невидимок ведется и в Соединенных Штатах. Как пишет Роговей, «стелс-ястребы» США прославились своим участием в рейде по уничтожению Усамы бен Ладена в 2011 году.

Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk

Что касается китайских разработок, то и ранее, пишет американский обозреватель, имелись признаки того, что Пекин ведет работу над конструированием малозаметных вертолетов. Но о разработке стелс-вертолетов было больше слухов, чем правдивой информации. Казалось бы, Китаю придется очень многое наверстать, прежде чем выпустить малозаметную копию Z-20. Но возможности Поднебесной не стоит преуменьшать.

Тайлер Роговей считает, что китайские разработки вполне реальны, и вот почему. Во-первых, Китай, по мнению обозревателя, давно занимается промышленным шпионажем, воруя у США новые технологии. В течение последних десятилетий китайским спецслужбам удалось выведать огромное количество тайн американской аэрокосмической индустрии.

Во-вторых, китайцы переосмысляют опыт использования «Черных Ястребов» в операции «Копье Нептуна» в 2011 году. Один из вертолетов потерял хвостовую часть. Пакистанские военные закрыли обломки вертолета тканью, а затем тайно вывезли их с места происшествия. Но было уже поздно: журналисты смогли получить фотографии, продемонстрировавшие ранее скрывавшиеся США технологии стелс-вертолета. Спустя две недели США все же заставили Пакистан вернуть обломки вертолета. Но тех дней, что хвост находился в распоряжении пакистанских военных, вполне могло хватить для ознакомления с ним китайских инженеров.

Как пишет Тайлер Роговей, благодаря хвосту американского вертолета Китай получил обширные представления в области материаловедения, методов производства, конфигурации вертолета. В руках Пекина оказалось множество строго засекреченных ноу-хау для создания копии Black Hawk. Как подчеркивает обозреватель, потеря хвоста увеличила базу знаний Китая по малозаметным вертолетам как минимум на десять лет.

Естественно, что таким шансом Китай не воспользоваться просто не мог. В итоге появилась концептуальная модель, напоминающая американский вертолет, но с некоторыми новшествами. Как пишет Роговей, китайская модификация вертолета Z-20, о которой идет речь, имеет трапециевидный планер, а выхлоп, по-видимому, направляется в увеличенную хвостовую балку и выходит из верхней вентиляционной системы, чтобы минимизировать инфракрасную сигнатуру.

Хвост вертолета выглядит менее замысловатым, чем у американского «Stealth Hawk». Роговей считает, что это может быть связано со стремлением китайцев уменьшить радиолокационную сигнатуру. Нет никаких сомнений, подчеркивает американский обозреватель, что Китай все же воплотит в жизнь концепцию малозаметного вертолета, учитывая те масштабы вложений, которые руководство КНР делает в развитие аэрокосмической отрасли.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 июня 2021 09:22
    Стратегия шустрого троечника: если ответ не знаешь сам, то найди у того кто знает.
    1. +9
      1 июня 2021 09:33
      Цитата: Ramazan
      Стратегия шустрого троечника...

      Как раз именно из таких "троечников" и появляются крупные бизнесмены и политики...
      1. +1
        1 июня 2021 09:48
        Т.е. Все те, кто делает жизнь только хуже:)
        1. -2
          1 июня 2021 10:00
          китайцы переосмысляют опыт использования «Черных Ястребов» в операции «Копье Нептуна» в 2011 году. Один из вертолетов потерял хвостовую часть. Пакистанские военные закрыли обломки вертолета тканью, а затем тайно вывезли их с места происшествия. Но было уже поздно: журналисты смогли получить фотографии, продемонстрировавшие ранее скрывавшиеся США технологии стелс-вертолета. Спустя две недели США все же заставили Пакистан вернуть обломки вертолета. Но тех дней, что хвост находился в распоряжении пакистанских военных, вполне могло хватить для ознакомления с ним китайских инженеров.


          Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk

          Никак не возьму в толк , что эдакого "стелсового" нашли китайцы в Блэк Хоке , чтобы на его основе проектировать свой вертолёт-невидимку ???

          Машина как машина , с характеристикой ЭПР +/- равной другим аналогам request ...
          1. -1
            1 июня 2021 11:08
            Интересно, а как реализуется сам принцип "невидимости" ?
            В самолёте-невидимке поглощающее покрытие только частично делает невидимкой, поскольку эффективно поглощает только в одном диапазоне радиоволн. Главное - это углы, отражающие радиолуч в сторону.
            В вертолёте такое не сделаешь.
            1. -1
              1 июня 2021 20:54
              Главное говорить, что он невидим, пока другие в это не поверят.
    2. Можно подумать, что когда китайский пилот прилетел с неразорвавшимся сайдвиндером в фюзеляже, наши встали в позу и сказали - нет, копировать не будем, не по людски это...

      «Сайдуиндер» — яркий пример того, как один человек в комплексе продумал и объединил широкий ряд оригинальнейших решений. Это очень интересная в инженерном плане ракета, имеющая целый ряд поистине гениальных решений, найденных одним человеком. Его фамилия Макклин, он служил в Военно-морском флоте США. Взяв за основу неуправляемую ракету, он создал очень интегрированную, чрезвычайно экономную конструкцию.

      и далее
      «Сайдуиндер» попал в НИИ-2, в мой отдел. Мы стали изучать его и впервые столкнулись с теми оригинальнейшими решениями, о которых я рассказал выше. Быстро разобрались, как работает головка самонаведения, хотя от зеркальца остался только кусочек. Зато хорошо сохранился фотоэлемент. Хорол оперативно воспроизвел электронно-оптическую часть, но мы долго не могли понять, как вращается зеркало-«волчок». Ясно было, что мы столкнулись с каким-то электродвигателем, но его конкретное устройство оставалось непонятным. За дело взялся профессор М. И. Романов из МИФИ, специалист по электроприводам. Он быстро разгадал загадку. На зеркальце был закреплен магнит, и когда ток проходил по обмотке статора, магнитик этот затягивался возникавшим магнитным полем и зеркало начинало вращаться. В это время сам же движущийся магнитик производил переключение — ток подавался на следующую обмотку — и так, вращаясь, магнитик переключал ток на очередные обмотки. Обмотка же располагалась в корпусе ракеты, образуя статор электродвигателя. Романов посмотрел на нас и сказал:

      — Ребята, это же патефонный синхронный двигатель…

      Оказывается, когда-то до войны у нас на этом принципе были созданы патефоны.

      А мы ничего не могли понять потому, что китайцы умудрились выковырять обмотку статора из заливавшего ее компаунда. И когда нам вдогонку прислали пук проводов, мы не понимали, как они включались. Хорошо, Романов помог.

      Как действует рулевая машина, понять не могли, пока не получили крышку. Сначала китайцы нам ее просто не дали, а мы были уверены, что именно в ней должен находиться потенциометр обратной связи, поскольку больше нигде его не было. Мы уже поняли, что привод работает от пороховых газов, однако он же не может просто «хлопать» рулями, а должен отклоняться пропорционально сигналам, но для этого нужна обратная связь. Начали слать в Китай запросы: «Пришлите крышку!» В конце концов нашли, прислали, и — никакого потенциометра в ней не оказалось. Но в это время в ЦАГИ в аэродинамической трубе продули рули. А мы привыкли: когда получаем данные по продувке своих рулей, то шарнирные моменты по углу атаки ракеты и по отклонению руля всегда небольшие, потому что его стараются всегда сбалансировать так, чтобы на привод не было нагрузки от несимметрии обтекания его воздушным потоком. Тут же вдруг получаем какой-то фантастический момент по отклонению руля, который показывает, что при отклонении возникает очень сильный дисбаланс нагрузок. В ЦАГИ продувками занимались известные специалисты В. И. Шурыгин и А. Ф. Митькин. Я приехал к ним и говорю:

      — Вы неправильно продули. У вас ошибка на порядки цифр.

      — Этого не может быть, — засмеялись они, — слава Богу, дуем уже почти сто лет, методика отработана. Но, если хочешь, продуем вторично.

      Подтвердились первоначальные данные. И вот тогда-то меня осенило, что за счет формы руля и возникает обратная связь — чисто аэродинамическая. А значит, не нужен потенциометр, одновременно получается автоматическая настройка передаточных коэффициентов по скоростному напору…

      Вот за такие блестящие инженерные решения, по моему мнению, американцу Макклину надо было бы поставить памятник при жизни. Ибо они кардинально повлияли на всю ракетную технику в мире. Все французские разработки ракеты «Мажик» фирмы «Матра» скопировали линию «Сайдуиндера». Все израильские ракеты класса «воздух — воздух» малой дальности повторили эту же линию. Все противотанковые ракеты, которые строились в знаменитом Конструкторском бюро приборостроения (КБП) в Туле А. Г. Шипуновым, — переносные ЗУРы С. П. Непобедимого «Стрела», «Игла» — они тоже строились по идеологии «Сайдуиндера». Так же, как и американские «Стингеры»… Макклин создал целую эпоху в ракетной технике.

      https://tech.wikireading.ru/6089
      Так что не одна наша К-13 заимствовала чужие решения - глупо было бы не использовать.
      Но оказалось, что К-13 мы сделали лучше: наш фотоприемник имел большую чувствительность, меньше уровень пороговых шумов и потому — более устойчивый захват цели. Мы не только скопировали «Сайдуиндер», но и по ряду параметров улучшили его. Для нас эта ракета стала хорошей школой, которая позволила понять философию и технологию американской техники.
  2. -4
    1 июня 2021 11:04
    Полонщина, Самсоновщина и далее по списку...