«Северный поток» под водород: Россия снова в тренде

58

Источник: gazprom.com

Меньше углекислого газа


Пандемические страхи отодвинули на второй план мировые вопросы экологии. Тем временем, в этом секторе кипят не шуточные страсти, переходящие порой в настоящую конфронтацию. По мнению европейских политиков, особенно озабоченных глобальным потеплением, российское руководство делает недостаточно для снижения выбросов парниковых газов.


Источник: bashiso.ru

И действительно, если верить международному Индексу эффективности борьбы с изменениями климата (CCPI), Россия располагается на 52-м месте из 61 страны. Можно ли Россию в данном случае обвинять в невнимании к экологическим проблемам?



Немного углубимся в проблему.

В настоящее время экологический «алармизм» становится настоящим оружием в нечестной борьбе с экономическим влиянием Москвы. Европейские лидеры, как могут, продвигают идеи обнуления карбонового следа собственной промышленности и транспорта. Во многом это должно снизить зависимость от импортных углеводородов и, в первую очередь, от российских поставок. А любое снижение зависимости позволяет диктовать свои условия продавцу. Логически очень тяжело поверить в то, что европейцы всерьез воспринимают возможность изменения баланса парниковых газов за счет снижения выбросов в ЕС.

В связи с этим интересна позиция министра экономического развития Максима Решетникова, которую он высказал летом прошлого года:

«Россия крайне обеспокоена попытками использовать климатическую повестку для создания новых барьеров… Механизм корректировки выбросов углекислого газа может, по сути, превратиться в новые пошлины. Такие механизмы противоречат правилам Всемирной торговой организации».

Вся история с пресловутой декарбонизацией несет угрозы для России. Причин для этого немало.

Во-первых, всемирное потепление, факт которого никто не отрицает, не так страшно для нашей страны. С одной стороны, повышается вероятность природных аномалий (штормы и засухи), а с другой – зарождается ряд бонусов. Северный морской путь быстрее освободится ото льдов и станет, наконец, доступен для прохода всех типов судов без сопровождения ледоколов. Повышение средней температуры на территории страны позволит расширить площадь сельскохозяйственных земель на восток и на север. Там, где раньше была вечная мерзлота, вполне могут заколоситься хлеба. Этот же фактор обеспечит разработку ранее недоступных природных ресурсов.

Во-вторых, принципы декарбонизации требуют больших капиталовложений, которые в дальнейшем могут не окупиться.

Простой пример. Адепты Киотского протокола требуют от России снижать выбросы углекислого газа относительно данных середины 90-х годов прошлого столетия. Но тогда страна была в перманентном экономическом кризисе, и выбросы были на низком уровне. Сколько сотен миллиардов тонн углекислого газа не попали в мировую атмосферу за десятилетие упадка, до сих пор точно не подсчитано. Именно поэтому Кремль предлагает брать точкой отсчета 1990 год, когда промышленная мощь Советского Союза все еще была на высоте. И тогда все становится на свои места.

В 2017 году Россия выбрасывала в атмосферу на 32 % меньше парниковых газов, чем в 1990 году. Этим мы с лихвой перекрываем требования Киотского протокола о снижении выбросов на 25–30 % к 2030 году. Не стоит забывать и о гигантских территориях, покрытых лесом. Россия в данном случае выступает глобальным генератором кислорода и потребителем углекислого газа.

Обо всем этом сознательно умалчивают иностранные экологические активисты, когда обвиняют Кремль в саботаже программы декарбонизации. Успевают подсчитывать даже выбросы парниковых газов от лесных пожаров. Так, газета The Guardian осенью прошлого года указала 245 мегатонн углекислого газа, которые попали в атмосферу от лесных пожаров на территории России в 2020 году. В 2019 году пожары вынесли в воздух 185 мегатонн газов.

Абсурдным выглядят, учитывая географическое расположение страны, обвинения в низкой доле возобновляемых источников энергии в общем балансе страны. В 2019 году на солнечные батареи, ветряки и другие «зеленые» способы генерации электричества приходилось не более 0,16 %. У европейцев, к слову, около 20 % энергии из возобновляемых источников.




В России работы по водородному транспорту ведутся очень не быстро. На фото «водородная» Нива начала XX века и электрохимический генератор от челнока «Буран», который использовали в машине. Источник: autoreview.ru

Несмотря на все это, Москве нельзя пренебрегать процессами декарбонизации, охватившими мир вокруг.

С европейским выбором все понятно и, похоже, движение к «чистой» промышленность необратимо. К примеру, на технологическом уровне правительства стран вынуждают производителей отказываться от производства двигателей внутреннего сгорания. Вводятся такие драконовские нормы выбросов парниковых газов (например, Евро 7 с 2025 года), после которых творения Отто и Дизеля достойны только свалки. Компания Audi официально объявила, что через пять лет перестанет выпускать автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями. Теперь только электромобили и водородомобили. От разработки новых ДВС немцы оказались еще в прошлом году. И подобные откровения мы услышим от европейских автомобильных компаний еще не раз в самом ближайшем будущем.

Китайцы также полны решимости освободиться от выбросов парниковых газов. По крайней мере, на словах. Товарищ Си Цзиньпинь в сентябре прошлого года на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН оповестил мир о планах Китая к 2060 году сократить потребление нефти на 65 %, а газа – на 75 %. Пик потребления углеводородов Китаем назначен на 2030 год, после этого закупки нефти и газа должны только снижаться.

Российский водород


Вполне ожидаемым ответом России стали планы по развитию водородной энергетики. Именно водородной – руководство страны решило перепрыгнуть этап электротранспорта и сразу войти в новую эру экологически чистого топлива.

Машины на электротяге для личного пользования в России если и приживутся, то исключительно после пары сотен лет глобального потепления. У нас слишком холодно и зимой запас хода на одной зарядке можно смело делить на три от заводского. При этом условный килограмм H2 хранит в себе энергии в полтора раза больше, чем килограмм самой совершенной литийионной батареи. Конечно, водород – это далеко не бензин, его на зальешь просто так в канистру про запас на ближайшей станции.

До настоящего времени инженеры даже не договорились, как выгоднее хранить водород. Одним из наиболее перспективных способов является перевод горючего газа в состояние металлогидрида. К примеру, в Институте проблем химической физики в Черноголовке предлагают наполнять баллоны сплавом никеля и лантана, в котором водород фактические растворяется. Сплав словно губка впитывает газ, а возвращает либо при повышении температуры, либо при понижении давления. Ёмкость таких сосудов выше, чем аналогичных по объему и наполненных жидким водородом. Но закономерен вопрос – где взять столько никеля и лантана, чтобы обеспечить транспорт и промышленность подобными емкостями? Планируемый всемирный переход на экономику без углеводородов к 2050 году может повлечь за собой хищническое использование запасов полиметаллических руд.






Принципиальная схема использования водорода в качестве источника электроэнергии на примере отечественного водородомобиля. Источник: autoreview.ru

Немало вопросов и к способам производства водорода.

Этот простейший газ несложно получить в домашних условиях. Стоит обильно посолить воду, опустить угольные электроды и подать напряжение в 12V. В ходе такого электролиза вместе с газообразным хлором будет выделяться «экологически чистый газ». Понятно, что этот прием не подходит для промышленных масштабов – исходный реагент и побочные продукты сведут на нет все преимущества. Но это далеко не единственный способ.

Если проводить электролиз водного раствора гидроксидов щелочных металлов, то на выходе получаются газообразный кислород и водород. Вполне экологически чистое производство, если исключить агрессивную и дорогую щелочь. Сейчас в странах, озабоченных грядущей декарбонизацией, в том числе и в России, готовы установки, проводящие электролиз на чистой воде. Выделяющийся водород после отправляется в электрохимические генераторы, где снова реагирует с кислородом, производя электроэнергию и химически чистую воду. Фактически водород в этом цикле играет роль энергетического аккумулятора электроэнергии, перенося её из одного места в другое.

Вроде бы все очень экологично получается? Не все так просто.

Во-первых, на получение одного кубометра водорода требуются немалые от 2,5 до 8 кВт/ч. Как утверждает издание «Авторевю», самый экономичный на данный момент водородомобиль Toyota Mirai расходует на 100 км более 6 кубометров газа. Это, кстати, в пересчете на кВт/ч в два раза менее экономично, чем работа аналогичного электрокара.

Европе в ближайшее время потребуется очень много водорода для удовлетворения своих экологических фантазий. Во-вторых, электроэнергия для электролиза воды далеко не всегда производится «чистым» способом. К примеру, если для генерации водорода использовать электроток от ТЭЦ, будет ли этот фокус считаться «зеленым»? Конечно, нет, поэтому европейцы строят целые леса из ветрогенераторов, электроэнергия от которых поступает на водородные электролизеры. Стоимость, естественно, такого водорода превышает все разумное.

Финансовая сторона водородного вопроса вообще очень сложна.

Россия последние десятилетия практически не тратилась на разработку собственных решений в области генерации и использования водорода. Для сравнения: правительства стран Европы, Японии, США и Китая с начала века совокупно вкладывали в «зеленую» водородную тему до 600 млн долларов ежегодно. Это без учета финансирования направления частными компаниями.

Тем не менее в российской «дорожной карте» по водородной энергетике, утвержденной в октябре прошлого года, наша страна должна войти в число «мировых лидеров по производству и экспорту». При этом в более ранней версии энергетической стратегии Россия должна уже в 2024 году экспортировать не менее 0,2 млн тонн водорода, а к 2035 году увеличить этот показатель в 10 раз. Естественно, основным потребителем «зелёного» газа выступает Европа, где уже на тестовом уровне начали модернизировать существующую газотранспортную систему под перекачку водорода. Так что, вполне вероятно, «Северный поток – 2» скоро перепрофилируют под экологически чистое топливо.

Но получать водород в промышленных масштабах можно не только электролизами. Для генерации так называемого «серого» водорода достаточно провести пиролиз природного газа. Итоговые затраты впечатляют – от 0,7 до 3,3 кВт/ч энергии на кубометр газа. Но в этом производственном цикле приходится избавляться от продуктов реакции – углекислого и угарного газа. В самом экстремальном случае его просто выпускают в атмосферу где-нибудь над Сибирью. В случае утилизации побочных парниковых газов, к примеру, в пустые нефтяные скважины, водород неминуемо дорожает, но приобретает более экологичный статус «голубого».

О «зелёном», самом экологически чистом водороде, речь шла выше – его получают электролизом воды с использованием электроэнергии от солнечных батарей и ветрогенераторов. В российском случае «зелёный» водород можно получать с помощью АЭС – внутри страны до 20 % энергопотребления покрывается мирным атомом.


Самый современный отечественный прототип на водородном топливе – представительский «Аурус». Кажется, эта машина стала продуктом реализации положения российской водородной «дорожной карты» о «подготовке предложений по формированию в зарубежных странах репутации РФ как поставщика экологичного водорода, произведенного без выбросов диоксида углерода». Источник: autoreview.ru

В соответствии с вышеупомянутой «дорожной картой» российский энергетический сектор ждет настоящая революция.

Через три года в стране должны появиться несколько пилотных установок для производства водорода без выбросов углекислого газа. Кстати, первые прототипы таких электролизеров созданы в подмосковной Черноголовке. Мало того, в Центре компетенций национальной технологической инициативы «Новые и мобильные источники энергии» на базе Института проблем химической физики построен первый в России самолет, работающий на водороде.

Через три года в России появятся опытные полигоны по отработке способов получения водорода прямо на газовых месторождениях и газоперерабатывающих заводах. Это будут установки генерации «голубого» водорода с циклом утилизации парниковых газов. Также в планах постройка газовых турбин, работающих на метано-водородном топливе, а также водородных локомотивов. Если верить «дорожной карте», то водородные электролизеры появляется в ближайшие годы на атомных электростанциях. В документе так и прописано:

«Разработка концепции обеспечения безопасности при производстве, хранении и транспортировке водорода на АЭС».

Срок исполнения – 2023 год. Идея, конечно, неоднозначная – крайне взрывоопасный водород рядом с радиоактивным топливом. Потенциальные риски такого решения кажутся запредельными. Наше водородное будущее не выглядит совсем безоблачным.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    29 июня 2021 11:04
    Я бы не водород в Гейропу гнал, а "Новичок" под самым большим давлением... wink
    1. -7
      29 июня 2021 11:25
      Им и нашего простого-"пердячего газа ",было бы достаточно на всех гейропейцев laughing
      1. +2
        29 июня 2021 12:20
        В случае аварии автомобиля с литийионными батареями или водородкислородными баллонами возможен серьезный взрыв с летательным исходом для пассажиров. Для такого транспорта необходима система автоматического управления движения. А если атака хакеров на систему? Все шоссе взлетит на воздух. Жертвы будут исчислятся тысячами. Такие автомобили перспектива неближайшего будущего.
        1. +1
          29 июня 2021 12:39
          . Машины на электротяге для личного пользования в России если и приживутся, то исключительно после пары сотен лет глобального потепления. У нас слишком холодно и зимой запас хода на одной зарядке можно смело делить на три от заводского.

          На два. И то если сильный мороз. У меня в планах в ближайшее время купить себе электромобиль, как только с ремонтом в новостройке разделаюсь.

          . Повышение средней температуры на территории страны позволит расширить площадь сельскохозяйственных земель на восток и на север. Там, где раньше была вечная мерзлота, вполне могут заколоситься хлеба

          А что Дальневосточный гектар уже весь засеяли, надо на север расширяться?

          Насколько я знаю, количество пахотных земель в РСФСР было значительно выше, чем сейчас в России. А это значит мы далеко но не полностью используем тот земельный задел, который нас имеется и без всякого потепления.

          Стоит только снизить (убрать) налог и препоны пользования землёй, так сразу волшебным образом и пашня увеличится.
        2. kig
          0
          29 июня 2021 16:39
          Цитата: Бородач
          В случае аварии автомобиля с литийионными батареями или водородкислородными баллонами возможен серьезный взрыв

          Катапультируемые кресла, и проблема решена.
      2. 0
        29 июня 2021 15:50
        За их массовую и больную русофобию ,вполне по заслугам laughing
    2. +2
      29 июня 2021 12:31
      А почему не "гнать" метан,запасы которого огромны.А водород получать в местах потребления?
      Годятся ли трубы(состав металла,например) для перекачки?.Что добавлять в водород для обнаружения утечки?.И последствия от ЧП на магистрали буду гораздо тяжелее,чем от газа
      1. +4
        29 июня 2021 17:55
        Во-первых, о статье. В ней множество подтасовок. Судите сами:
        Не стоит забывать и о гигантских территориях, покрытых лесом. Россия в данном случае выступает глобальным генератором кислорода и потребителем углекислого газа.
        Это - старое и опасное заблуждение. Никакой лес не поглощает СО2 и не выделяет О2, это происходит только на стадии увеличения биомассы, когда растительности становится всё больше. У нас же леса сокращаются, а значит, они являются генераторами СО2 и поглотителями кислорода. Плюс к тому -- пожары.
        2. Не существует технологии производства водорода из углеводородов, при которой выброс окиси и двуокиси углерода был бы меньше, чем при прямом сжигании углеводородов. Так что такой процесс следует понимать так: "Мы вам - водород, а всю дрянь оставим себе".
        3. Сомнительно, что можно так вот просто использовать газопровод для транспортировки водорода: водород неплохо диффундирует через многие марки стали, при этом приводя к ее охрупчиванию.
        4. "Если проводить электролиз водного раствора гидроксидов щелочных металлов, то на выходе получаются газообразный кислород и водород. Вполне экологически чистое производство, если исключить агрессивную и дорогую щелочь." Полный бред. Щелочь в процессе электролиза не расходуется, расходуется вода и энергия.
        5.
        При этом условный килограмм H2 хранит в себе энергии в полтора раза больше, чем килограмм самой совершенной литийионной батареи.
        Полная чушь от нежелания залезть в справочники. Удельная энергия литий-ионных батарей не превышает 0,4 кВт-ч/кг, удельная энергия топливного элемента в пересчете на водород и с поправками на КПД - примерно 25 кВт-час/кг, т.е. не сопоставимо больше, чем у литий-ионной батареи.
        6.
        Идея, конечно, неоднозначная – крайне взрывоопасный водород рядом с радиоактивным топливом. Потенциальные риски такого решения кажутся запредельными.
        С какого перепугу? Кто мешает поставить электролизеры в километре, в десяти - да хоть в ста от реактора? Была бы подстанция и компрессорная, да и газопровод. И опасность сильно преувеличена: водород применяется во множестве производств, и он нисколько не опаснее электричества.
        По вашим вопросам:
        Цитата: knn54
        Что добавлять в водород для обнаружения утечки?.И последствия от ЧП на магистрали буду гораздо тяжелее,чем от газа
        Для обнаружения утечки годится всё тот же меркаптан, которым одорируют природный газ, а также водород легко обнаруживается датчиками. Водород не приведет к худшим последствиям (при взрыве), чем природный газ - хотя бы потому, что при равном давлении его в трубе меньше, чем газа, в 8 раз.
    3. +1
      29 июня 2021 18:28
      В 2019 году на солнечные батареи, ветряки и другие «зеленые» способы генерации электричества приходилось не более 0,16 % (В России). У европейцев, к слову, около 20 % энергии из возобновляемых источников.

      автор передергивает факты, повторяя мантры европейских русофобов-борцов в "российской неэкологичной экономикой" под видом экодвижения))
      в предложении все логично и правильно, на первый взгляд.
      НО(!) есть одно НО (большое и жирное)
      К возобновляемым источникам энергии также относится и гидроэнергетика, а в России это 17-18% от общей электрогенерации.
      Ложь кроется в мелочах, либо по незнанию автора, либо, по невнимательности, либо по злому умыслу)
      Ведь в 20% европейских гидроэнергетика, как раз, учтена)
      И разница между 17-18 и 20% оказывается не такой уж страшной, как тот квадрат Малевича, который рисовал автор статьи.
      1. 0
        2 июля 2021 03:58
        По мне так самое печальное, что вместо реально новых технологий- нас прост пересаживают с одной заправки (бенз) на другую(водород). А как же выработка водорода по месту, ну самой машиной? Да и опять двигатель внутреннего сгорания - тот же ремонт и эксплуатация.
  2. 0
    29 июня 2021 11:15
    Под водород... Да хоть под гелий. Суть-то останется прежней: Россия будет гнать в забугорье энергоносители, "дорогие россияне" будут сосать лапу, а небольшая кучка приближённых к телу продолжит обрастать финансовым жиром. Стабильность же ж.
    1. -4
      29 июня 2021 11:42
      Да ладно?) Водород это продукт а не просто энергоноситель. При этом большого передела и высоких технологий. Вы читать то статью попробуйте)
      1. 0
        29 июня 2021 11:57
        Так и электроэнергия, которую мы поставляем в Китай по ценам ниже внутрироссийских - тоже продукт. Что не отменяет того факта, что её экспорт, по сути, идет в ущерб российскому производителю. Вы хоть чуть-чуть дальше собственного носа посмотреть попробуйте
        1. +6
          29 июня 2021 12:30
          Цитата: Дальний В
          Так и электроэнергия, которую мы поставляем в Китай по ценам ниже внутрироссийских - тоже продукт. Что не отменяет того факта, что её экспорт, по сути, идет в ущерб российскому производителю. Вы хоть чуть-чуть дальше собственного носа посмотреть попробуйте

          А с какими внутрироссийскими ценами идёт сравнение? Кому в России предлагается электроэнергия на условиях "самовывоза с границы"? wink
        2. +6
          29 июня 2021 12:39
          Да с чего в ущерб то?) Откуда вы эту чушь то берете?))) И я не про электроэнергию сказал а конкретном вполне водороде
  3. +5
    29 июня 2021 11:29
    Там, где раньше была вечная мерзлота, вполне могут заколоситься хлеба. Этот же фактор обеспечит разработку ранее недоступных природных ресурсов.

    На месте вечной мерзлоты если и заколосится что, так это почти вечные болота, и уж точно вечные провалы вроде батагайки. И будет собственно два варианта того, как поступать с этими землями. Или вливать в мелиорацию и рекультивацию деньги, в таких кол-вах, что освоение Луны на этом фоне покажется легкой задачкой, финансируемой из карманных денег. Ну или тупо плюнуть, и ждать пока само высохнет/разровняется. Вот только не факт, что высохнуть успеет до наступления нового ледникового периода.
    И, кстати говоря, бурить/строить на вечной мерзлоте таки проще, чем в болоте.
  4. +3
    29 июня 2021 11:52
    Что значит немцы отказались от разработки новых ДВС?
    Над новыми конструкциями ДВС немцы разрабатывают и сегодня. Большая работа идет в направлении облегчения движков. Сталь заменяется на алюминий (сплавы) а тот соответственно на сплавы магния. Это и называется работа над новыми ДВС. Конретно, концерн VW работает над этим каждый день.
    1. +3
      29 июня 2021 11:56
      Добрый день! https://www.drive.ru/news/audi/6053164b5de2037228ba3e03.html
      1. +1
        29 июня 2021 12:25
        Открыл. Taм о Ауди. Мол высокий чиновник высказался. Но есть одно но.. Хотите верьте, хотите нет, но моя дочка и зять работают на VW в Касселе. И я иногда, интересуюсь, что они там делают ). И именно от дочки я узнал о том что работают над магниевыми сплавами.
        1. 0
          30 июня 2021 09:09
          Стало известно, когда Volkswagen полностью откажется от автомобилей с бензиновыми моторами Немецкая марка завершит продажи машин с ДВС через 12-14 лет.

          https://motor.ru/news/vw-evs-28-06-2021.htm
          Дочь может еще не быть в курсе. hi
          Да и планы могут сорваться...
      2. 0
        30 июня 2021 09:13
        Краем уха слышал, что проблемы СП-2 связаны с тем, что он строится с возможностью поставки по нему водорода.
        Высокая летучесть водорода требует более продвинутых технологий нежели трубопроводы для природного газа.
        Также слышал про планы по строительству приливной электростанции на Севере для производства "зеленого" водорода.
        Вроде это было под Роснано. hi
    2. +4
      29 июня 2021 12:13
      Цитата: Троль
      Что значит немцы отказались от разработки новых ДВС?
      Над новыми конструкциями ДВС немцы разрабатывают и сегодня.

      Немецкий автоконцерн Volkswagen планирует отказаться от производства машин с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Пока это касается только Европы, заявил член правления Клаус Цельмер.

      "Мы поставили очень четкие цели и временные рамки. Не позднее 2050 года мы достигнем углеродной нейтральности. В Европе мы выйдем из бизнеса по производству автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в период с 2033 по 2035 год, еще немного позже – в США и Китае. В Южной Америке и Африке из-за отсутствия политических и инфраструктурных рамочных условий это займет больше времени". Уже в марте стало известно, что все подразделения немецкого бренда VW прекращают разработку новых двигателей внутреннего сгорания. В ближайшие годы VW продолжит выпускать традиционные машины с текущей линейкой ДВС чтобы финансировать переход на электрический модельный ряд, но развивать дальше двигатели внутреннего сгорания концерн не будет.
      1. 0
        29 июня 2021 12:32
        Планирует это не значит что уже. Планируют, это означает в будущем. Сегодня работа над новыми движками идет.
  5. -2
    29 июня 2021 11:54
    «Россия крайне обеспокоена попытками использовать климатическую повестку для создания новых барьеров
    . С волками "жить", по волчьи .... вот только собрались там отнюдь не санитары леса, а .... не вой там раздается, а .... тявканье, хоровое.
    Понятно, что за экологию, улучшение всех показателей, придется делать!!! Это забота и о наших потомках ... вот только правила, условия, задачи надо контролировать и нам. Иначе обещают всяким, разным, вздохнуть будет не можно.
  6. +3
    29 июня 2021 11:56
    Там, где раньше была вечная мерзлота, вполне могут заколоситься хлеба.
    А там , где колосились хлеба , будут полупустыни.В прошлом году,Кубань высохла до дна ,на некоторых участках, а сколько малька погибло различных пород и не сосчитать,берега были усыпаны.Этим летом,слава богу дожди,таких давно не было. В основном жара,температура до + 40 С и так уже полтора десятка лет. Снег, как праздник.А было время и Кубань замерзала и зима, зимой была.Снег,лежал.Бывают аномальные заморозки,но не надолго, недели на две.
    1. 0
      30 июня 2021 08:21
      там , где колосились хлеба , будут полупустыни.В прошлом году,Кубань высохла


      Вот ето точно. Сейчас смотрю канадцы подыхают - к востоку от Ванкувера температура ударила 47,9.... а кажется и у вас начинаются подобные аномалии и пожары от жары.
      А если вечная мерзлота превратится в болота, тогда вообще будет северный зверек.
  7. 0
    29 июня 2021 11:57
    Техникой молодежи как то пахнуло .Такие же радужные фантастические перспективы .
    1. +3
      29 июня 2021 11:59
      Это воспринимать как положительную оценку материала?)))
      1. +6
        29 июня 2021 12:07
        Это воспринимать как положительную оценку материала?)))

        Если с точки зрения читателя "Блокнота агитатора" времен застойного СССР, то да, оценка положительная.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    29 июня 2021 12:19
    а как будем считать обогащение атмосферы кислородом за счет лесов?!
    1. +1
      29 июня 2021 12:40
      Цитата: Василенко Владимир
      а как будем считать обогащение атмосферы кислородом за счет лесов?!

      Правильно! Если считать, то комплексно - разницу между выбросами СО2, генерацией кислорода, поглощением угшлекислого газа и т.д и т.п.
      p.s.Лёгкие планеты - болота, от уменьшения их количества, в результате глобального потепления, особо радоваться не стоит.
    2. -8
      29 июня 2021 12:52
      Цитата: Василенко Владимир
      а как будем считать обогащение атмосферы кислородом за счет лесов?!

      Никак. Правительство РФ к этому естественному процессу не приложило руку. Разве, что уменьшило кол-во лесов.
      1. +2
        29 июня 2021 12:55
        гениально, то есть вырубив все леса в европе жители европы к этому руку не приложили, приведя все производства в страны третього мира сейчас с них еще и налог на это возьмут, в духе истиной христианской морали
        1. -1
          29 июня 2021 13:44
          Цитата: Василенко Владимир
          гениально, то есть вырубив все леса в европе жители европы к этому руку не приложили, приведя все производства в страны третього мира сейчас с них еще и налог на это возьмут, в духе истиной христианской морали

          К обогащению атмосферы кислородом за счет лесов? Нет. За редким исключением типа посадки лесов в Швеции и Финляндии для будущего использования в промышленных целях. Сейчас на планете существует только одна страна в которой лесов нынче больше чем было 10, 20 и даже 70 лет назад и эта страна не в Европе.
          1. -4
            29 июня 2021 14:29
            Сейчас на планете существует только одна страна в которой лесов нынче больше чем было 10, 20 и даже 70 лет назад и эта страна не в Европе.


            А ничего подобного. Предполагаю, что по всей Европе леса увеличиваются. Особено в ЕС - программа Натура 2000 и у нас 2/3 страны резерваты, где запрещена економическая деятельность.

            По статистике леса по разным категория увеличиваются с 1970 года и по сей день.
            А с 1989 года до 2013 площадь лесов выросла на 473 972 ха.
            1. +1
              29 июня 2021 15:07
              Цитата: Keyser Soze
              А ничего подобного. Предполагаю,

              А Вы не предполагайте.
              Цитата: Keyser Soze
              Особено в ЕС - программа Натура 2000 и у нас 2/3 страны резерваты, где запрещена економическая деятельность.

              А на остальной 1/3 идет вырубка и уничтожение лесов.

              Цитата: Keyser Soze
              По статистике леса по разным категория увеличиваются с 1970 года и по сей день.
              А с 1989 года до 2013 площадь лесов выросла на 473 972 ха.

              Ссылку в студию. Хочу посмотреть как там учли "Так, газета The Guardian осенью прошлого года указала 245 мегатонн углекислого газа, которые попали в атмосферу от лесных пожаров на территории России в 2020 году. В 2019 году пожары вынесли в воздух 185 мегатонн газов." Да и вообще как учли лесные пожары и массовую вырубку леса для поставок Китаю.
              1. +1
                29 июня 2021 23:10
                Ссылку в студию.


                Вот ссылка - www.nsi.bg
                Какая Россия, какие два рубля. Я говорю об ЕС и об моей стране. Статистика от 1970 до 2019 показывает увеличение лесов.
            2. 0
              29 июня 2021 15:37
              PS
              https://core.ac.uk/download/pdf/52953113.pdf
              One of the most ambitious recent projects to assess the dynamics of the forest globally (Hansen et al., 2013), estimates that Russia lost 24.5 million hectares of forest between 2000 and 2010.
              В период с 2000 по 2010 год Россия потеряла 24,5 миллиона гектаров леса.
  10. 0
    29 июня 2021 12:30
    Автор, Вам бы послушать Бориса Марцинкевича побольше, в частности на ютубе есть 36 минутный ролик "Слабоумие и отвага": Водородная стратегия ЕС до 2050 года. Тогда и не писали бы чуши про транспортировку водорода по трубе Северного потока и т.п.
  11. -1
    29 июня 2021 12:45
    Тем не менее в российской «дорожной карте» по водородной энергетике, утвержденной в октябре прошлого года, наша страна должна войти в число «мировых лидеров по производству и экспорту». При этом в более ранней версии энергетической стратегии Россия должна уже в 2024 году экспортировать не менее 0,2 млн тонн водорода, а к 2035 году увеличить этот показатель в 10 раз.

    Вот и вся суть, - лидеры по производству и экспорту. Труба налево, труба направо, и, снова Россия "в тренде".
    Осталось от Байкала трубы с пресной водой проложить для Китая, да для своих граждан налог на воздух ввести.
    Где же планы по поднятию наших производств, нашей промышленности, на новом то топливе? Одни "оптимизации" заводов, по принципу - "два глаза роскошь"...
    1. +1
      29 июня 2021 14:06
      Как появится водородная энергетика и производство в России так и будут поставлять смеси природного газа и водорода на пром объекты.
  12. +3
    29 июня 2021 12:45
    Можно ли Россию в данном случае обвинять в невнимании к экологическим проблемам?


    Один Шиес, чего стоит.... Забабахать монструозную свалку на болоте и загадить целый регион, чтоб какой то дебильный олигарх смог наживится деньгами - ето обясняет все о заботе об екологии в России.
  13. +2
    29 июня 2021 12:51
    У нас слишком холодно и зимой запас хода на одной зарядке можно смело делить на три от заводского

    Ну ребята в коми на электокараз - с вами поспорили бы.
  14. +3
    29 июня 2021 12:59
    Стоит обильно посолить воду, опустить угольные электроды и подать напряжение в 12V. В ходе такого электролиза вместе с газообразным хлором будет выделяться «экологически чистый газ»

    Откуда на Плюке моря? Их давно в лутц перегнали...

    Кин-Дза-Дза
  15. +3
    29 июня 2021 13:05
    Автор, вы уверены в том что трупопровод "Северный поток" имеет возможность транспортировать водород? Ведь водород может проникать через металлы не говоря о материалах используемых в герметизации фланцевых соединений задвижек, насосов и т.п..
    1. 0
      29 июня 2021 13:23
      Цитата: МойВрач
      Ведь водород может проникать через металлы не говоря о материалах используемых в герметизации фланцевых соединений задвижек, насосов и т.п..
      Ну и пусть проникает. Не вытекает же, а лишь слегка просачивается - невелики потери!
    2. 0
      29 июня 2021 14:08
      Ну не прямо водород транспортировать будут - а смесь водорода и природного газа.
  16. 0
    29 июня 2021 13:06
    Откуда на Плюке моря? Из них давным давно луц сделали.
  17. +2
    29 июня 2021 13:13
    Для более полного раскрытия темы и про выгоды России рекомендую видео: Водородная дубинка Путина, как "зелёная энергетика" может озолотить Россию
    1. -1
      29 июня 2021 13:32
      Не труба, так электросеть. Нам бы всё "озолотиться", через очередной "Спаситель России" (фильм "Ширли-мырли").

      Может, пора свою экономику поднимать, свою промышленность, а не сырьё качать, покупая в Китае всё, вплоть до канцелярских кнопок и карандашей?
      1. -2
        29 июня 2021 14:11
        У нас открытая рыночная экономика - каждый сам выбирает что и у кого покупать и куда продавать а карандаши канцелярские кнопки и в России производят.
  18. +1
    29 июня 2021 13:16
    Во-первых, всемирное потепление, факт которого никто не отрицает, не так страшно для нашей страны.

    Это далеко не "факт", а лишь гипотеза. Человек не способен привести к глобальным изменениям климата на нашей планете. Велика честь.
    Периодические изменения средних температур на планете Земля дело обычное и жители Земли к этому никакого отношения не имеют. Совсем.
    Гренландия покрыта льдом, а когда-то была "Зеленой землей". У Шекспира пьют вино сделанное из винограда выращенного на севере Англии, а сегодня климат этого не очень позволяет. Похолодание наступило из-за деятельности человека? Ледниковый период человек отменил?

    Достали глобалисты-паникеры.
  19. -2
    29 июня 2021 20:17
    полный дибилизм, ближайшие 50 лет от органики не деться ну и ядерной энергетики
  20. 0
    30 июня 2021 00:37
    Ничёси! Так, может, нам самим в наших машинах водород использовать? Почему все ресурсы мы гоним на Запад? Сами будем задыхаться дальше от наших машин в городах, но в развитые страны поставлять водород. Странная рабская позиция...
  21. +1
    30 июня 2021 02:47
    Мы должны этим гордиться? При чём здесь наше продолжающее нищать население? От газопроводов и продажи газа и нефти не только не становиться лучше, а только хуже. Подорожание продуктов только в начале... Хозяевам потоков конечно с российским руководством уютно. Вспоминается развитие угольной промышленности, когда при угольном предприятии организовывался "коммерческий проект" по добыче угля на новом участке силами "бизнесменов". Схема простая. Цена на уголь регулировалась государством, а "заработать" было просто. Вся вскрыша и транспортировка делалась разрезом, а непосредственно добыча вскрытого угля , - "бизнесом". Помню победную реляцию о том , что подобным бизнеспроектом было добыто много тонн угля при "никакой себестоимости". Так как населению нашей страны ничего не достаётся, то мне кажется, что затраты на проектирование, подготовку , строительство, транспортировку и т.д. и т.п. угля и нефти делается за счет страны, а денежки делятся с иностранными акционерами по тому же принципу , что и с углём.-"При никакой себестоимости" , т.к. вся себестоимость ложиться на сторону российского государства. Поэтому чтобы не строил и не продавал газпром, -денег населению не будет Те гроши, что получаются в виде налогов - это слёзы. Убирается вся себестоимость из налогообразующей прибыли и остаются копейки. Гордиться своим "бизнесом" могут иностранные ( и наши не только бизнесмены) акционеры. Вот там деньги, которые населению не снились. Тоже и в других "отраслях" нашего импортозамещения. Но ведь важно, чтобы у нас поднималась " чувство патриотизма и гордости за руководство". Поэтому без конца из ящика транслируется "борьба" за северные потоки и т.п. Нам вбивается в голову, что это наша "национальная гордость". Но гордиться уже нет сил. От того , что кто-то "позвенит" чужими деньгами и расскажет об очередном рекорде в капитализации ничего у народа не прибавится. Зато всегда есть объяснение как плохо влияют на наше благополучие происки противников акционеров СП 2. Короче! Даёшь поставки дешёвого водорода в европу! За это наш народ ещё более будет ненавидим на западе, но кто-то "толику малую" поимеет.
    1. 0
      2 июля 2021 23:21
      "Те гроши, что получаются в виде налогов - это слёзы". Да гроши особенно в бюджете в виде триллионов рублей. А до 2050ого Россия планирует занять 20% мирового рынка водорода а это более 100 миллиардов долларов так что все с этого поимеют и рабочие и местные бюджеты где будут стоять производства и инфраструктура по стране и федбюджет.
  22. +1
    30 июня 2021 12:03
    В российском случае «зелёный» водород можно получать с помощью АЭС – внутри страны до 20 % энергопотребления покрывается мирным атомом.

    Таким образом можно заполнят "провал" в потребление електроенергии ночью.
  23. kig
    0
    4 июля 2021 12:39
    Я что-то не понял ... интригующий заголовок, намекающий на то, как будет здорово, когда СП-2 заполнят водородом... и вдруг
    Наше водородное будущее не выглядит совсем безоблачным.
    Как-то это странно ...