Современные японские зенитные ракетные комплексы

55

К моменту окончания холодной войны Япония обладала научно-техническим потенциалом, позволявшим самостоятельно создавать вполне современные зенитные ракетные комплексы малой и средней дальности. В настоящее время японские Силы самообороны в основном оснащены ЗРК, разработанными в Японии. Исключение составляют американские комплексы большой дальности «Пэтриот», но они были закуплены по политическим мотивам и из желания сэкономить время. В случае острой необходимости, ведущие японские корпорации, работающие в сфере электроники, авиа- и ракетостроения, могли бы создать ЗРК такого класса самостоятельно.


В связи с тем, что законодательство Японии не допускает продажу оружия за рубеж, противоздушные комплексы японского производства не поставлялись иностранным покупателям. В случае снятия законодательных ограничений, японские ЗРК малой и средней дальности могут составить острую конкуренцию на мировом рынке вооружений другим продавцам, предлагающим товар такого рода.



ПЗРК Туре 91


В 1979 году, когда вопрос с поставкой в Японию ПЗРК FIM-92А Stinger ещё не был решен, японское правительство инициировало конкурс на создание собственного переносного зенитного комплекса. В 1980 году военно-технической комиссии, созданной Силами самообороны, свои проекты представили компании Kawasaki Heavy Industries и Toshiba Electric. В итоге предпочтение было отдано проекту Toshiba. Но, в связи с положительным решением о поставке в Японию американских «Стигеров», официально разработку собственного ПЗРК отложили на 7 лет. Однако все эти годы фирма Toshiba вела исследования в инициативном порядке. В 1988 году начались практические испытания опытных образцов, а в 1990 году несколько экземпляров ПЗРК передали на войсковые испытания.

Современные японские зенитные ракетные комплексы
ПЗРК Туре 91

В 1991 году японский ПЗРК Туре 91 официально поступил на вооружение. Для ускорения работ и снижения стоимости разработки некоторые второстепенные детали были заимствованы у «Стингера», но в целом, несмотря на внешнее сходство с американским ПЗРК, японский Туре 91 – это оригинальный, самостоятельно созданный комплекс. В японских Силах самообороны ПЗРК Туре 91 имеет войсковое обозначение SAM-2.


В 1993 году три строевых зенитных подразделения, куда в общей сложности поступило 39 переносных комплексов, были признаны полностью боеготовыми.


Масса готового к применению комплекса составляет 17 кг. Длина пусковой установки – 1470 мм. Диаметр ракеты – 80 мм. Масса ракеты – 9 кг. Масса пусковой трубы – 2,5 кг. Масса пускового механизма с радиолокационным запросчиком и прицелом – 5,5 кг. Максимальная скорость полёта ракеты – 650 м/сек. Максимальная дальность стрельбы – 5 км.

Ракета поступает в войска снаряженная в одноразовую стеклопластиковую пусковую трубу, на которую монтируется съёмное оборудование: радиолокационный запросчик системы «свой-чужой», пусковой механизм с баллоном хладогента и прицел.

Охлаждаемая головка самонаведения Туре 91, в отличие от использовавшегося в Силах самообороны ПЗРК FIM-92А Stinger, с самого начала имела комбинированную систему наведения: инфракрасную и фотоконтрастную.


С 2007 года серийно производится ПЗРК Туре 91 Kai (войсковое обозначение SAM-2В) с улучшенной головкой самонаведения и оптоэлектронным прицелом. Новая модификация лучше защищена от тепловых помех и может использоваться в условиях плохой видимости, также снижена минимальная высота поражения.

В период с 1991 по 2010 год Силы самообороны получили 356 комплектов съёмного оборудования для ПЗРК Туре 91 и Туре 91 Kai. Зенитных ракет поставлено около 1000 единиц.

Мобильный ЗРК малой дальности Туре 93


Еще до принятия на вооружение ПЗРК Туре 91 велась разработка его самоходного варианта. Серийное производство комплекса, известного как Туре 93 (войсковое обозначение SAM-3), началось в 1993 году. До 2009 года было построено 113 самоходных комплексов Туре 93. Производителем аппаратной части и ЗУР являлась компания Toshiba Electric .


ЗРК Туре 93

В качестве базы использовано шасси Toyota Mega Cruiser. Максимальная скорость – 125 км/ч. Запас хода – 440 км. Хотя Туре 93 концептуально сходен и внешне сильно напоминает американский самоходный комплекс AN/TWQ-1 Avenger, на японском ЗРК нет 12,7-мм зенитного пулемёта.

На вращающейся платформе размешены два контейнера на четыре ракеты Туре 91 в каждом. Между ними находится блок с прицельно-поисковой аппаратурой.


Для поиска и захвата воздушной цели на ЗРК Туре 93 используются тепловизизор и телекамера, способная работать в условиях низкой освещённости.


После захвата цели она берётся на сопровождение, дистанция измеряется лазерным дальномером. Поиск и обстрел цели осуществляется оператором из кабины машины. В составе экипажа: командир, оператор и водитель.

Модернизированный ЗРК малой дальности Туре 81 Kai


В 1995 году начались испытания модернизированного ЗРК Туре 81 Kai, разработанного компанией Toshiba Electric. В связи с необходимостью увеличить дальность стрельбы, существенной модернизации подверглась РЛС пункта боевого управления. Судя по материалам, имеющимся в японской прессе, благодаря улучшенным энергетическим показателям, дальность обнаружения радиолокатора достигает 50 км. Для обнаружения воздушных целей без включения РЛС в состав оборудования пункта боевого управления и самоходных пусковых установок ввели пассивный тепловизионный прицел, совмещённый с широкоформатной видеокамерой. Отсутствие демаскирующего радиолокационного излучения позволяет увеличить скрытность действий и снизить уязвимость комплекса.


СПУ ЗРК Туре 81 Kai с ЗУР разных типов

Помимо обновлённых электронных блоков вычислительного комплекса, средств связи и отображения информации, в боекомплект СПУ ввели новые ЗУР Туре 81С с комбинированной помехозащищённой ГСН (ИК+фотоконтрастная). Масса ракеты увеличилась до 105 кг. Масса боевой части – 9 кг. Длина – 2710 мм. Благодаря использованию нового более энергоёмкого реактивного топлива с временем горения 5,5 с, максимальная скорость возросла с 780 до 800 м/с. Дальность стрельбы – до 9000 м. Досягаемость по высоте – 3000 м.


Ещё одним существенным новшеством стала ракета с активным радиолокационным наведением. Масса этой ЗУР составляет 115 кг. Длина – 2850 мм. Дальность стрельбы – 13000 м. Досягаемость по высоте – 3500 м.

Использование двух типов ракет с различными головками самонаведения позволило расширить тактическую гибкость модернизированного самоходного комплекса, повысить помехозащищенность и увеличить дальность действия. Серийное строительство ЗРК Туре 81 Kai завершилось в 2014 году.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК Туре 81 на базе Корияма, префектура Фукусима

В настоящее время в Сухопутных силах самообороны комплексами семейства Туре 81 вооружены восемь отдельных зенитных дивизионов и четыре бригады. В Воздушных силах самообороны они стоят на вооружении четырех зенитных групп прикрытия авиабаз.

ЗРК MIM-23 Hawk


С первой половины 1970-х годов маловысотные ЗРК «Хок» различных модификаций в мирное время обеспечивали защиту от средств воздушного нападения крупных японских военных баз, а в угрожаемый период и в военное время должны были прикрывать места концентрации войск, штабы, склады и стратегически важные объекты. Подробней про японские ЗРК «Хок» рассказано: здесь.


До 2018 года на постоянной основе три зенитных ракетных дивизиона, оснащённые комплексами модификации Hawk Type III (японского производства), несли боевое дежурство на стационарных позициях в центральной части Японии.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция зенитного ракетного дивизиона «Хок» на военной базе Симошизу в городе Чиба

В настоящее время все комплексы «Хок», имеющиеся в центральной и южной частях Японии, сконцентрированы на базах хранения, и боевого дежурства не несут.


На боевом дежурстве остались три батареи Hawk Type III, развернутые в окрестностях авиабазы Титосэ на острове Хоккайдо. Имеющиеся в этом районе пусковые установки ЗРК «Хок» защищены быстросъёмными куполообразными укрытиями, предохраняющими от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК «Хок» в 4 км северо-западней города Энива, о. Хоккайдо

Стоит ожидать, что ЗРК Hawk Type III, находящиеся в резерве и несущие боевое дежурство на Хоккайдо, в ближайшее время будут заменены современными комплексами японского производства.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК «Хок», находящиеся на хранении на военной базе Симошизу

ЗРК средней дальности Type 03


В 1990 году компания Mitsubishi Electronics совместно с научно-исследовательским институтом TRDI (Technical Research and Development Institute) оборонного агентства Японии приступила к созданию ЗРК, который должен был заменить комплексы семейства «Хок». Предполагалось, что с момента начала работ, до принятия на вооружение пройдёт не более 10 лет. Однако сложности, возникшие в процессе доводки комплекса потребовали дополнительных испытаний, проводившихся с 2001 по 2003 год на американском полигоне White Sands (шт.Нью Мексико). Официально новый ЗРК средней дальности, получивший обозначение Type 03 (войсковое обозначение SAM-4), был принят на вооружение в 2005 году.


Самоходная пусковая установка ЗРК Type 03

В состав зенитной ракетной батареи входят три пусковые установки, транспортно-заряжающие машины, пункт управления огнем, пункт связи, многофункциональная РЛС и мобильная дизельная электростанция.


Многофункциональная РЛС ЗРК Type 03

Самоходная пусковая установка, многофункциональная РЛС, дизель-генератор и ТЗМ, используемые в составе ЗРК Type 03, размещены на четырёхосном полноприводном шасси Kato Works. Унифицированные контейнерные модули командного пункта и машины связи установлены на автомобиль повышенной проходимости Toyota Mega Cruiser.


Командный пункт ЗРК Type 03

Многофункциональная РЛС с АФАР способна сопровождать до 100 воздушных целей и обеспечивать одновременный обстрел 12 из них. Информация о воздушной обстановке, техническом состоянии элементов комплекса и наличии готовых к пуску ракет отображается на дисплеях пункта управления огнем. Комплекс оснащен аппаратурой сопряжения с автоматизированной системой управления ПВО Японии JADGE, что позволяет оперативно распределять цели между разными батареями.

Боекомплект каждой пусковой установки составляет 6 ракет, размещённых в ТПК. В боевом положении СПУ горизонтируется с помощью четырех гидравлических домкратов, пакет ТПК устанавливается вертикально.

Для поражения воздушных целей в составе ЗРК Type 03 используется ЗУР с активной радиолокационной головкой самонаведения, заимствованной у ракеты «воздух-воздух» ААМ-4. Масса зенитной ракеты – 570 кг, длина – 4900 мм, диаметр корпуса – 310 мм. Масса боевой части – 73 кг. Максимальная скорость – 850 м/с. Дальность стрельбы – 50 км. Досягаемость по высоте – 10 км.


Наличие системы управления вектором тяги и развитые цельноповоротные передние и задние аэродинамические рулевые поверхности обеспечивают ЗУР высокую маневренность.


Ракета стартует вертикально, после чего она направляется в сторону цели. На начальном участке траектории ракета управляется инерциальной системой управления, по данным, загруженным до старта. Линия передачи данных используется для передачи команд коррекции на среднем участке траектории до захвата цели головкой самонаведения.

В 2003 году ещё до официального принятия на вооружение первая батарея Type 03 была поставлена в Учебный центр ПВО Сухопутных сил самообороны, расположенный на базе Симошизу в городе Чиба (примерно в 40 км к востоку от центра Токио).


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК Type 03 на военной базе Симошизу, принадлежащие Учебному центру ПВО Сухопутных сил самообороны

В 2007 году требуемого уровня боеготовности достигла 2-я зенитная группа Восточной армии. Зенитная ракетная батарея этого подразделения также несёт боевое дежурство на базе Симошизу. Ранее на этой позиции была развернута зенитная батарея ЗРК «Хок».


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Type 03 на военной базе Симошизу

В 2008 году началось перевооружение с ЗРК «Хок» на Type 03 8-й зенитной группы из состава Центральной армии, дислоцированной на базе Аонохара, в 5 км севернее города Оно, префектура Хёго.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Type 03 на военной базе Аонохара, СПУ и многофункциональная РЛС находятся в боевом положении

В 2014 году Сухопутные силы самообороны приступили к тестированию модернизированного комплекса Type 03 Kai. Летом 2015 года состоялись стрельбы 10 ракетами на полигоне White Sands в США. Реальные характеристики модернизированного комплекса не раскрываются. Известно, что благодаря использованию более мощного радара и новых ракет дальность стрельбы превысила 70 км и появилась возможность борьбы с баллистическими целями. Таким образом, Type 03 Kai получил противоракетные возможности. Однако планы массовой закупки модернизированных комплексов пока не обнародованы. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, по состоянию на 2020 год было выпущено 16 ЗРК Type 03 всех модификаций.

Мобильный ЗРК малой дальности Type 11


В 2005 году компания Toshiba Electric приступила к созданию мобильного ЗРК малой дальности, который должен был заменить устаревающие комплексы Туре 81. Благодаря имеющимся наработкам, уже в 2011 году на испытания был представлен опытный образец. После доводки комплекс приняли на вооружение в 2014 году под обозначением Type 11.


Испытательный пуск ЗРК Type 11

В отличие от ЗРК Type 81, в составе нового комплекса используются только ракеты с активным радиолокационным наведением. В остальном структура огневой батареи ЗРК Type 11 сходна с Type 81. В состав ЗРК входит командный пункт, оснащённый РЛС с АФАР, и две самоходные пусковые установки с четырьмя ЗУР.


Многофункциональная РЛС ЗРК Type 11

В отличие от ЗРК Type 81, на самоходных пусковых установках Type 11 зенитные ракеты находятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах, что защищает их от неблагоприятного воздействия окружающей среды и позволяет использовать транспортно-заряжающие машины.


Самоходная пусковая установка ЗРК Type 11 на шасси грузовика Type 73

Так же, как и на Type 81, на самоходной пусковой установке имеется выносной прицел, позволяющий в случае необходимости вести огонь по визуально наблюдаемым целям независимо от командного пункта.


Официально характеристики ЗРК Type 11 не озвучивались. Но с учётом внешнего сходства ЗУР с активным радиолокационным наведением, используемым в составе ЗРК Туре 81 Kai, можно предположить, что их характеристики очень близки. Однако в состав ЗРК Type 11 введён новый командный пункт с более мощной РЛС и современными средствами обработки информации и связи.

Первоначально ЗРК размещался на шасси трёхосного полноприводного грузовика. Такая модификация используется Сухопутными силами самообороны. По заказу Воздушных сил самообороны создан вариант с СПУ на шасси автомобиля Toyota Mega Cruiser, который в основном предназначен для противовоздушной обороны авиабаз, стационарных радиолокационных постов и региональных командных пунктов ПВО.


По состоянию на 2020 год в Сухопутных силах самообороны имелось 12 ЗРК Type 11, которыми оснащены 3 зенитных дивизиона в Северо-Восточной, Центральной и Западной армиях.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК Type 11 в окрестностях авиабазы Наха

В Воздушных силах самообороны шесть ЗРК Type 11 стоят на вооружении трёх зенитных групп, прикрывающих авиабазы Ниттахара, Цуики и Наха.


Радиолокационные станции обнаружения воздушных целей, используемые совместно с японскими ЗРК малой дальности


Рассказывая про японские ЗРК малой дальности, используемые в войсковой ПВО и для защиты аэродромов, было бы неправильно не упомянуть мобильные радиолокаторы.

Хотя на командных пунктах японских ЗРК Type 11 и Туре 81 и ЗСУ Туре 87 имеются собственные радары, зенитным ракетным бригадам и дивизионам (в Сухопутных силах) и зенитным группам (в Воздушных силах) придаются роты управления, оснащённые средствами связи и радиолокаторами на автомобильных шасси. Такие же радиолокаторы выдают предварительное целеуказание расчётам ПЗРК Туре 91, мобильных ЗРК Туре 93 и ЗСУ Туре 87. Следует отметить, что эти радары не несут постоянного дежурства и не входят в систему постоянного контроля воздушного пространства Японии.

В 1971 году на вооружение поступила двухкоординатная РЛС Туре 71, известная также как JTPS-P5. Эта станция, созданная компанией Mitsubishi Electric, размещалась в контейнерах массой 2400–2600 кг на двух грузовых автомобилях и по своим характеристикам была близка к американской мобильной РЛС AN / TPS-43. В случае необходимости элементы станции, демонтированные с грузовых шасси, могли транспортироваться вертолётами СН-47J.


РЛС JTPS-P5

Станция с импульсной мощностью 60 кВт, работающая в дециметровом частотном диапазоне, могла обнаруживать крупные цели, летящие на средних высотах на дальности более 250 км. На дальности 90 км точность выдачи координат составляла 150 м.

На первом этапе радиолокаторы JTPS-P5 придавались зенитно-артиллерийским частям, а с 1980 года зенитным ракетным бригадам и дивизионам Туре 81. В настоящее время все РЛС JTPS-P5 сняты с вооружения строевых зенитных подразделений и используются для контроля полётов в окрестностях авиабаз.

В связи с тем, что станция JTPS-P5 не могли эффективно работать по маловысотным воздушным целям, в 1979 году на вооружение поступила двухкоординатная РЛС Туре 79 (JTPS-P9). Как и предыдущая модель, она была создана компанией Mitsubishi Electric.


РЛС JTPS-P9 в походном положении

Основные элементы РЛС JTPS-P9 размещались на шасси полноприводного двухосного грузовика, мотор-генератор, обеспечивающий автономное энергоснабжение, находится в буксируемом прицепе. В рабочем положении антенна радиолокатора поднимается выдвижной телескопической мачтой.


РЛС JTPS-P9 в рабочем положении

РЛС JTPS-P9 работает в частотном диапазоне 0,5–0,7 ГГц. На дистанции 56 км может быть обнаружена воздушная цель с ЭПР 1м², летящая на высоте 30 м. Максимальная дальность обнаружения – 120 км.

Как и РЛС JTPS-P5, станции JTPS-P9 входили в состав радиолокационных рот, придаваемых зенитно-артиллерийским и зенитно-ракетным частям. Но, в отличие от JTPS-P5, РЛС JTPS-P9 до сих пор активно используется Сухопутными силами самообороны Японии.

В 1988 году в опытную эксплуатацию поступила первая трёхкоординатная РЛС JTPS-P14 с фазированной антенной решеткой. Её производителем традиционно являлась компания Mitsubishi Electric.


РЛС JTPS-P14

Несмотря на то, что станция принята на вооружение давно, точные характеристики РЛС JTPS-P14 не раскрываются. Известно, что масса контейнера с аппаратурой и антенной около 4000 кг. Радиолокатор работает в дециметровом частотном диапазоне, дальность обнаружения – до 320 км.


В случае необходимости контейнер с РЛС может быть демонтирован с грузового шасси и оперативно доставлен тяжелым транспортным вертолётом СН-47J в район, недоступный для колёсной техники. Известно, что часть имеющихся радиолокаторов JTPS-P14 установлена на возвышенностях в окрестностях японских авиабаз.

В настоящее время компания Mitsubishi Electric производит мобильную двухкоординатную РЛС JTPS-P18, которая предназначена для замены маловысотной станции JTPS-P9.


РЛС JTPS-P18 в рабочем положении

Все элементы этого радиолокатора размещены на шасси автомобиля повышенной проходимости Toyota Mega Cruiser. Как и на РЛС предыдущего поколения JTPS-P9, антенна радиолокатора JTPS-P18, работающего в сантиметровом частотном диапазоне, может подниматься специальной выдвижной мачтой. Характеристики РЛС JTPS-P18 не известны, но надо полагать, что они как минимум не хуже, чем у старого радиолокатора JTPS-P9.

Новейшим японским радаром, работающим в войсковой ПВО, является JTPS-P25. Эта станция была официально представлена компанией Mitsubishi Electric в 2014 году и предназначена для замены JTPS-P14. Поставки в войска начались в 2019 году.


Антенна РЛС JTPS-P25

В РЛС JTPS-P25 применена оригинальная схема с четырьмя неподвижными активными фазированными антенными решетками. Все элементы станции размещены на грузовом шасси, унифицированном с ЗРК Type 03. Масса станции – около 25 т.


РЛС JTPS-P25 в рабочем положении

Основным назначением РЛС JTPS-P25 является обнаружение воздушных целей на средних и больших высотах. Заявлено, что эта станция, работающая в сантиметровом частотном диапазоне, отличается улучшенными возможностями при работе с целями, обладающими малой ЭПР. Дальность обнаружения высотных целей – около 300 км.

ЗРК большой дальности Patriot PAC-2/ РАС-3



В период с 1990 по 1996 год на территории Японии происходило развёртывание ЗРК Patriot PAC-2, который пришел на смену устаревшему одноканальному зенитному ракетному комплексу большой дальности Nike-J .


Пусковая установка M901 японского ЗРК Patriot PAC-2

В 2004 году была достигнута договорённость с США о поставке трёх ЗРК Patriot PAC-3, но, в связи с северокорейскими испытаниями баллистических ракет, впоследствии было закуплено ещё 3 комплекса.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Patriot PAC-3 на авиабазе Ирума, в левой части снимка хорошо видна РЛС AN/MPQ-65

Развертывание первого ЗРК Patriot PAC-3, принадлежащего 1-й ракетной группе (в её составе 4 батареи PAC-2 и РАС-3), состоялось на авиабазе Ирума в 2007 году. Ещё две батареи РАС-3 к 2009 году были развёрнуты на базах Касуга и Гифу.


Схема расположения и зоны поражения ЗРК «Пэтриот» по состоянию на 2009 год

В 2010 году была запущена программа модернизации, в ходе которой часть ЗРК Patriot PAC-2 довели до уровня PAC-3. С 2014 года Patriot PAC-3 поэтапно модернизируются в PAC-3 MSE.


Пусковая установка M902 японского ЗРК Patriot PAC-3

Согласно информации, опубликованной в японских источниках, на вооружении шести ракетных групп имеется 24 зенитных ракетных батареи PAC-2/РАС-3, в составе которых 120 пусковых установок.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК «Пэтриот» на базе Цитиура

Однако на огневых позициях постоянно развёрнуто не более 20 батарей (10 PAC-2 и 10 PAC-3). Два ЗРК проходят ремонт и модернизацию, два – находятся в Учебном центре ПВО на базе Хамамацу (один – периодически несёт дежурство).


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК «Пэтриот» на базе Кумурэ, о. Окинава

На общедоступных спутниковых снимках видно, что значительная часть ЗРК «Пэтриот» несёт боевое дежурство усечённым составом. Вместо положенных по штату 5 пусковых установок на огневых позициях находится 3–4 ПУ.


Схема расположения ЗРК в центральной части Японии

По всей видимости, нештатное количество пусковых установок на позициях связано с тем, что Командование ПВО Воздушных сил самообороны предпочитает беречь ресурс дорогостоящих зенитных ракет и держит их на складах.


Схема расположения ЗРК на острове Окинава (без американских)

На представленных схемах видно, что основная часть японских ЗРК средней и большой дальности расположена в центральной части Японии (12 ЗРК «Пэтриот» и 4 – «Тип 03») и на острове Окинава (6 – «Пэтриот» и 2 – «Тип 03»).


Схема расположения ЗРК на острове Хоккайдо

На острове Хоккайдо три батареи ЗРК «Пэтриот» и три последних, сохранившихся в строю батареи ЗРК «Хок» прикрывают самую северную японскую военно-воздушную базу Титосэ.


Можно констатировать, что для страны с относительно небольшой площадью Япония имеет очень развитую и весьма эффективную систему противовоздушной обороны. Она управляется одной из лучших в мире АСУ и опирается на многочисленные круглосуточно действующие радиолокационные посты, обеспечивающие радиолокационное поле с многократным перекрытием. Перехват воздушных целей на дальних подступах возложен на достаточно солидный парк современных истребителей, а ближние рубежи защищают ЗРК средней и большой дальности.

С учётом прикрываемой территории, по плотности размещения современных ЗРК Япония занимает одно из первых мест в мире. В этом отношении со Страной восходящего солнца могут сравниться только Израиль и Южная Корея.

Продолжение следует...
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    2 июля 2021 18:09
    Сергей, приветствую! Ну наконец обещанное завершение, а то заждались уже, но лучше поздно, чем никогда.
    Завариваю кофе и сажусь наслаждаться. ))
    1. +11
      2 июля 2021 19:13
      Цитата: Морской Кот
      Завариваю кофе и сажусь наслаждаться. ))

      На ночь глядя лучше что нибудь другое. wink
      А Серега как всегда на высоте! drinks
      1. +6
        2 июля 2021 19:25
        А Серега как всегда на высоте!

        Вот это точно! good drinks
        А на ночь в сети полно. laughing
    2. +7
      2 июля 2021 19:46
      Шпаковский, Линник... Передоз от положительных статей может случиться!
      laughing
      Спасибо, Сергей! Все, как обычно - интересно.
    3. +2
      3 июля 2021 15:02
      Цитата: Морской Кот
      Сергей, приветствую! Ну наконец обещанное завершение, а то заждались уже, но лучше поздно, чем никогда.
      Завариваю кофе и сажусь наслаждаться. ))

      Костя, привет! После работы катались с Олей на велосипедах пока не стемнело. Только до компа добрался. Это не завершение, будет ещё две части.
      1. +3
        3 июля 2021 15:10
        Сергей, добрый день! hi
        Это отлично, что будет продолжение, правда читаю урывками, огород достаёт, добровольное рабство, зато зимой окупается. smile
        Ольге большой привет. love
        1. +4
          3 июля 2021 15:16
          Цитата: Морской Кот
          Ольге большой привет.

          Спасибо, она тоже тебе кланяется!
          Цитата: Морской Кот
          Это отлично, что будет продолжение

          Следующая часть про американские истребители и ЗРК на территории Японии. Последнюю посвязу противоракетной обороне.
          Цитата: Морской Кот
          огород достаёт, добровольное рабство, зато зимой окупается.

          Не знаю как у вас, но в нашем климате это абсолютно экономически не выгодно. Мой огород Амур, горные реки и тайга. wink
          1. +3
            3 июля 2021 15:36
            Да... Амур... вспоминаю армейскую службу. Как давно это было... smile
            1. +3
              3 июля 2021 15:38
              Цитата: Морской Кот
              Да... Амур... вспоминаю армейскую службу. Как давно это было... smile

              Ты где служил?
              1. +3
                3 июля 2021 15:42
                Хабаровский край, ЕАО, село Бабстово, 54-ый Отдельный Танковый Полк, 1-ый батальон, 3-я рота.
                Призыв в ноябре 66-го, Бикинская учебка, потом полк, дембель в июле 69-го, ком. танка ст. сержант, мы из последних трёхгодичников. Весёлое было время. smile
                1. +2
                  3 июля 2021 15:46
                  Цитата: Морской Кот
                  Хабаровский край, ЕАО, село Бабстово, 54-ый Отдельный Танковый Полк, 1-ый батальон, 3-я рота.
                  Призыв в ноябре 66-го, Бикинская учебка, потом полк, дембель в июле 69-го, ком. танка ст. сержант, мы из последних трёхгодичников. Весёлое было время. smile

                  ЕАО это не Хабаровский край. В Бабстово и в Бикине я бывал. Раньше там стояли укрепрайоны, сейчас всё похерено. Наверное на Т-54 или на Т-55 рассекал?
                  1. +2
                    3 июля 2021 15:55
                    Странно, всегда считал Хабаровским краем, даже в письмах обратный адрес так и писал. Ладно, не важно. А служил -- да, на "Полстачетвёрках", в учебке были Т-55 и Т-62.
                    Интересно, в Бабстове ещё сохранился Сельхозтехникум, мы очень дружили с девочками, которые учились в нём. smile
                    1. +2
                      3 июля 2021 16:11
                      Цитата: Морской Кот
                      Интересно, в Бабстове ещё сохранился Сельхозтехникум, мы очень дружили с девочками, которые учились в нём.

                      Насколько мне известно, примерно 10 лет назад ликвидирован. Сельхозтехникум в ЕАО имеется в Биробиджане.
                      Цитата: Морской Кот
                      А служил -- да, на "Полстачетвёрках", в учебке были Т-55 и Т-62.

                      Т-54, Т-55 и Т-62 составляли основу танковых подразделений на Дальнем Востоке до начала 1990-х, пока не начали выводить войска с Германии. Крайний раз Т-55 т Т-62 на ходу я видел где-то 10 лет назад, когда в Комсомольске ликвидировали 5505-ю БХВТ (в советское время 73-я мотострелковая дивизия). ЕМНИП в 2006 году видел на ходу ИС-3М, их выводили с островов под Хабаровском, которые путин подарил Китаю.
                      1. +2
                        3 июля 2021 16:16
                        ИС-3 были и в Бикинской учебке, как-то раз был в составе показчиков, а на соседней директрисе два ИСа долбанули дуплетом, так в нашем блиндаже чуть потолок не обрушился. laughing
                        А из тех машин, что пробовал, мне больше всех нравилась "Полстапятка", и не мне одному.
                      2. +4
                        3 июля 2021 16:22
                        Цитата: Морской Кот
                        ИС-3 были и в Бикинской учебке, как-то раз был в составе показчиков, а на соседней директрисе два ИСа долбанули дуплетом, так в нашем блиндаже чуть потолок не обрушился.

                        Огневые точки с использованием башен ИС-3, как и 100-мм пушки БС-3 якобы ещё сохранись в 18 пулад на Курилах. В этом году хочу съездить туда в августе. Может получится сделать фотоснимки.
                        Цитата: Морской Кот
                        А из тех машин, что пробовал, мне больше всех нравилась "Полстапятка", и не мне одному.

                        Это был эпохальный танк! good
                      3. +3
                        3 июля 2021 17:09
                        Может получится сделать фотоснимки.

                        В таком случае жду обстоятельного репортажа. Я там не был и многие тоже, интересно почитать и посмотреть будет. smile drinks
  2. +9
    2 июля 2021 18:10
    Как обычно у автора понятная развёрнутая обзорная статья, автор просто молодец!
  3. +9
    2 июля 2021 18:31
    Спасибо за статью!

    Очень незаметно Япония создала армию и флот технологически не уступающую (возможно превосходящую по некоторым позициям) США. Реально передовое вооружение. И их природное двуличие позволяет скрывать это. Можно только предполагать, что они более серьезно прячут.
    Только сегодня узнал об японском аналоге Р-8 Посейдона, Kawasaki P-1. При этом «аналог» и раньше взлетел и, вероятно, превосходит американца технически.

    Не удивлюсь если Японский истребитель 6 поколения, появится раньше всех.
    1. +4
      2 июля 2021 18:38
      Разве нет примера "двуличия" в Европе 20-х - 30 -х годов 20 века. Там позволили быть "янусами" и здесь позволили "янусить"!
      Вот и всё. Влили денег для "витринности" и разрешили создавать "Силы Самообороны".
    2. +7
      2 июля 2021 19:18
      Согласен с Вами практически во всём, только... при наличии отсутствия атомной бомбы всё это бессмысленно. request
      1. +3
        2 июля 2021 19:52
        А, кто знает - есть у них бомба или нет???
        Константин! Смотрел я анимэ под названием "Моя девушка СуперОружие".
        И в нём вся японская "суть" - врагу не сдадимся и Весь Мир в ТРУХУ.
        Из школьницы "соорудили" андроида-теоминстора и она в одиночку пытолась воевать со всем миром. Армия погибла. Она сошла с ума без лекарств...
        И на планете Земля остался тоьько ею любимый парень - и её "андроидная душа".
        И тишина...
        К этому они вполне готовы.
        На генетическом уровне...
        1. +8
          2 июля 2021 20:45
          Цитата: hohol95
          кто знает - есть у них бомба или нет?

          Конечно у них нет ядерной бомбы! А вот отсутствие: компактного одноразового ядерного реактора, с возможностью крайне быстрой транспортировки - никто не может гарантировать.
          1. +4
            2 июля 2021 20:50
            Нет гарантий по химическому, бактериалогическому оружию.
            А наработок после Второй Мировой у них было много...
          2. +3
            3 июля 2021 15:17
            Цитата: OgnennyiKotik
            Конечно у них нет ядерной бомбы! А вот отсутствие: компактного одноразового ядерного реактора, с возможностью крайне быстрой транспортировки - никто не может гарантировать.

            При желании, Япония может получить ядерную бомбу в течении полугода. Технологии и сырьё для этого имеются. Нужна лишь политическая воля.
        2. +3
          3 июля 2021 10:46
          Мне больше нравиться мысль о том, что у них общество безуспешно пытаются воспитать как в Наруто, ну или по примеру Инуясики) UwU
      2. +3
        3 июля 2021 10:44
        У оккупационных сил есть...
        1. +3
          3 июля 2021 14:05
          "Ра Бога надейся, но сам не плошай."(с)
          Мало ли что там у "Дяди". request
    3. +3
      2 июля 2021 22:09
      С чего бы это? Вы считаете не создав 5 поколение можно быстро прыгнуть на 6? У США уже прототип полетел, например.
      1. +4
        2 июля 2021 22:26
        Цитата: MinskFox
        Вы считаете не создав 5 поколение можно быстро прыгнуть на 6?

        Конечно можно. ЕФ, Рафаль и Грипен имеют все признаки 5 поколения, кроме продвинутого стелс. Соответственно производители их, могут перепрыгнуть 5 поколение, для этого у них все есть. Однако, это не про Японию. Знакомьтесь: Mitsubishi X-2 Shinshin. Стелс, УВТ, бесфорсажный крейсерский сверхзвук, АФАР, продвинутая авионика и все это чисто японского производства. Чистое 5 поколение.

        Цитата: MinskFox
        У США уже прототип полетел

        Что у США NGAD полетел мы знаем с их слов, а что Япония делает одна Аматэрасу знает.
        1. 0
          2 июля 2021 22:52
          ЕФ, Рафаль и Гриппен имеют бесфорсажный сверх звук, отсеки для размещения оружия внутри фюзеляжа и это касается не только стелса но и маневренности, продвинутый автопилот? Аматэрасу конечно много чего может знать, но это только прототип и половину заявленного вами в нем нет, например, движок и половины стадии не прошел, так же и совсем остальным, по факту это всего лишь демонстратор технологий. Может потому что он не готов и будет ли, Япония активно закупает 35?
          1. +5
            2 июля 2021 22:58
            Цитата: MinskFox
            ЕФ, Рафаль и Гриппен имеют бесфорсажный сверх звук,

            Да, имеют. До 1,4M, с вооружением и/или ПТБ. Гуглите.
            Цитата: MinskFox
            отсеки для размещения оружия внутри фюзеляжа и это касается не только стелса но и маневренности,

            Стелс хуже 5, но лучше остальных 4 - это единственное что не делает их 5 поколением. Снижение маневренности с подвешенным вооружением/ПТБ компенсируются заточенным под маневренность конструкцией
            Цитата: MinskFox
            продвинутый автопилот?

            Конечно.
            Цитата: MinskFox
            половину заявленного вами в нем нет

            Все что я заявил он имеет.
            Цитата: MinskFox
            Япония активно закупает 35?

            F-35 лучший истребитель доступный на рынке, за очень низкую цену. Не покупать его (при наличии возможности) просто глупость.
            1. 0
              2 июля 2021 23:07
              Двигатель с увт в студию, если все что вы заявили есть, а то я так и не нашел. Про сверхзвук вы правы.
              1. +5
                2 июля 2021 23:10
                Цитата: MinskFox
                Двигатель с увт в студию

                1. -8
                  2 июля 2021 23:11
                  ахахаххах, а вот вам выдержка из вики: истребитель будет иметь два турбореактивных двигателя и сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. На первые лётные экземпляры поставят иностранные двигатели — либо General Electric F404 (используются на F/A-18), либо Snecma M88-2 (Dassault Rafale), либо Volvo Aero RM12 (Gripen). Ожидается, что окончательная версия самолёта будет использовать японские двигатели компании IHI XF5-1, с управляемым вектором тяги, пока что находящиеся на стадии разработки[15].
                  1. +6
                    2 июля 2021 23:18
                    И? Вики это помойка, особенно русскоязычная. Хотите ссылаться на помойку, вообще право. Источник написаного, которую цитируют безыменный составитель этой страницы, из 2010 года. С тех пор японские двигатели прошли весь комплекс испытаний. Вообщем вы их видите на фото выше с УВТ, первый полёт в 2016 году.
                    1. -1
                      2 июля 2021 23:25
                      Ну хорошо, если все прошло испытания и все работает, почему не в серии, почему закупается 35? Я еще видел цифру что разработка обошлась в 325 миллионов долларов, ну как такое может быть? Вот вы сказали все есть, все готово, почему тогда, объясните. Чего я не понимаю?
                      1. +6
                        2 июля 2021 23:37
                        Готов предсерийный образец, до запуска в серию нужно огромное количество работ ещё. F-35 серийно производится уже, перед ним Х-2 не имеет никаких преимуществ (УВТ вообще бесполезен на высоких скоростях; реально нужен бесфорсажный трансзвук, сверхзвук необязателен). F-35 очень дешевый самолёт, в 1,5-2 раза дешевле тех же Рафалей, ЕФ, F-15ЕХ. F-35B просто не имеет конкурентов, Японии они жизненно необходимы. В любом случае они бы их закупили.

                        Логично закупить серийный, самый передовой, проверенный в боевых условиях истребитель, имеющий крайне низкую цену. А вариант с коротким взлетом просто безальтернативный.
                      2. 0
                        2 июля 2021 23:40
                        А я в поисках информации прочитал что вместо Х-2, но на его основе будет новый самолет 5, полет на 2024 год наметили, так что если это верно он никак не предсерийный, собран всего один экземпляр, если бы его серьезно рассматривали к запуску в производство летало бы больше прототипов.
                      3. +3
                        2 июля 2021 23:52
                        Не, это устарело.
                        Они запустили проект F-3, концепт его в первом моем посте. Это новый самолёт, к Х-2 не имеет отношение, часть технологий конечно возьмут. Японцы называют его 5 поколением, но зная их любовь к лукавству, это будет уже 6 поколение. Двигатели к нему уже лет 5 создают. К разработке подключают иностранных подрядчик, ну это или BAE или Локхид. Готовность ближе к 30ым. Это что «официально», что в реальности неизвестно.
                      4. +2
                        2 июля 2021 23:53
                        Хорошо, время рассудит наш спор, всего доброго, а я спать)
    4. +1
      3 июля 2021 15:11
      Цитата: OgnennyiKotik
      Только сегодня узнал об японском аналоге Р-8 Посейдона, Kawasaki P-1. При этом «аналог» и раньше взлетел и, вероятно, превосходит американца технически.

      Здравствуйте!
      Р-1 от "Кавасаки" не является аналогом "Посейдона". no Хотя по БРЭО Р-1 не уступает американскому Р-8, и японский Р-1 стал первым в мире серийным самолетом с оптоволоконной системой управления, концептуально он соответствует турбовинтовому Р-3 "Орион". В отличие от старого Р-3 и японского Р-1 новый американский противолодочник Р-8 «Посейдон» в основном ведёт патрулирование и поиск подводных лодок на средних высотах, а японской морской авиации требовался самолёт способный в течение длительного времени летать на малой высоте.
  4. +4
    2 июля 2021 23:51
    1. SAM-2 :Длина пусковой установки – 1470 мм. Диаметр ракеты – 80 мм. Масса ракеты – 9 кг. Масса пусковой трубы – 2,5 кг. Масса пускового механизма с радиолокационным запросчиком и прицелом – 5,5 кг. Максимальная скорость полёта ракеты – 650 м/сек. Максимальная дальность стрельбы – 5 км. Ох и любят азиаты калибр 80 мм ! В Южной Корее тоже сделали ПЗРК в калибре 80 мм (правда, есть инфа, что на базе российской "Иглы"...) Кстати, фотоконтрастная часть ГСН ПЗРК выполнена не на фоторезисторах ,как зур комплексов "Стрела-1" и "Стрела-10"; а на телевизионной камере...
    2.ЗУР Туре 81С ? Это не тот самый комплекс, о которой когда-то у нас писали .как о SAM-M с дальностью до 10 км и с комбинированной системой наведения ( инерциальная+инфракрасная ГСН ) ?
    1. +3
      3 июля 2021 15:25
      Цитата: Nikolaevich I
      Ох и любят азиаты калибр 80 мм !

      Владимир, здравствуйте!
      Японская УР средней дальности AAM-4 имеет диаметр 230 мм, у АIM-120 диаметр - 180 мм. Считается, что у японской ракеты дальность стрельбы выше, и как я полагаю больше масса БЧ. Возможно, при создании ЗУР для ПЗРК они использовали такой же подход.
      Цитата: Nikolaevich I
      Кстати, фотоконтрастная часть ГСН ПЗРК выполнена не на фоторезисторах ,как зур комплексов "Стрела-1" и "Стрела-10"; а на телевизионной камере...

      Помимо телекамеры на японской ЗУР имеется умный процессор, который "запоминает" изображение воздушной цели.
      Цитата: Nikolaevich I
      ЗУР Туре 81С ? Это не тот самый комплекс, о которой когда-то у нас писали .как о SAM-M с дальностью до 10 км и с комбинированной системой наведения ( инерциальная+инфракрасная ГСН ) ?

      Вот этого я не знаю... request
  5. +3
    3 июля 2021 00:04
    Теоретически, если... С япошками раз на раз без ЯО, не уверен, что мы победим.
  6. +3
    3 июля 2021 01:21
    Очень подробная, интересная и прекрасно иллюстрированная статья! good
  7. +1
    3 июля 2021 10:41
    Как-то в очередной раз бросается в глаза приоритеты. В Японии закрыты крупные центры, и комплексы на побережье рядом с этими очагами, что интересно с нашей стороны и стороны Кореи меньше чем с юга (со стороны Китая). А как закрыт Окинава, просто загляденье, причём на карте даже нет американской ПВО.
    Характеристики пзрк радуют
    Максимальная скорость полёта ракеты – 650 м/сек. Максимальная дальность стрельбы – 5 км.

    То есть пускать только "в лицо" и с хорошей позиции, со всех 5км. Сразу видно, что серьёзно пзрк не рассматривали. Стрельба либо по вертолётам, либо по самолётам совершающим активную штурмовку, пренебрегающим мерами безопасности, то есть, после того как вся более-менее серьёзная ПВО канет в небытие.
    Однако не изменяют традиции - биться до последнего, отступать некуда.
    1. +2
      3 июля 2021 15:36
      Цитата: Английский тарантас
      Как-то в очередной раз бросается в глаза приоритеты. В Японии закрыты крупные центры, и комплексы на побережье рядом с этими очагами, что интересно с нашей стороны и стороны Кореи меньше чем с юга (со стороны Китая).

      Александр, добрый вечер!
      Если посмотреть на карту, то видно, что остров Кюсю с юга прикрывают две авиабазы на Окинаве, а с запада Республика Корея.
      Цитата: Английский тарантас
      Характеристики пзрк радуют
      Максимальная скорость полёта ракеты – 650 м/сек. Максимальная дальность стрельбы – 5 км.

      То есть пускать только "в лицо" и с хорошей позиции, со всех 5км. Сразу видно, что серьёзно пзрк не рассматривали. Стрельба либо по вертолётам, либо по самолётам совершающим активную штурмовку, пренебрегающим мерами безопасности, то есть, после того как вся более-менее серьёзная ПВО канет в небытие.

      Что бы японская ПВО "канула в небытие" надо сильно постараться. Насыщенность мобильными современными комплексами в Силах самообороны очень высокая. По объектовым, несущим постоянно БД с Японией тоже мало кто может сравниться. Три сотни современных японских истребителей тоже серьёзная сила.
      1. +3
        3 июля 2021 16:42
        У вас вечер? У меня только сейчас наступает. Так, получается вам доброго времени суток.
        две авиабазы

        ПВО на месте всё же надёжнее, самолётам ещё долететь надо. Надо глубже вопрос смотреть, почему именно так они порешили.
        запада Республика Корея

        Да, я и отметил очевидный факт. Примечательно собственно то, что оборона между этими государствами выстроена ну очень организовано, будто у них очень крепкий союз какой-то военный (хе-хе)
        1. +4
          3 июля 2021 16:50
          Цитата: Английский тарантас
          Да, я и отметил очевидный факт. Примечательно собственно то, что оборона между этими государствами выстроена ну очень организовано, будто у них очень крепкий союз какой-то военный (хе-хе)

          Безусловно организованна! Главной организующей силой является Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Pacific Air Force) со штабом на авиабазе «Хиккам», Гавайи. Тихоокеанскому командованию подчиняются: 5-я (Япония), 7-я (Республика Корея) воздушные армии...
          1. +2
            4 июля 2021 13:49
            Тихоокеанскому командованию подчиняются: 5-я (Япония), 7-я (Республика Корея) воздушные армии...

            Настолько явно? Невероятно. Я думал там типа договора о военном сотрудничестве и коллективной безопасности, как в средние века гарантия независимости и вс США в этих целях располагаются на территории и оказывают консультации штабам и помощь в подготовке. А оказывается что вс Кореи и Японии по сути непосредственная часть вс США. belay
  8. +2
    23 июля 2021 17:33
    Сергей, спасибо за интересный материал!
    Про Toyota Mega Cruiser впервые слышу.
    На какой платформе ЗРК Туре 81 Kai?
    1. +3
      27 июля 2021 14:18
      Привет, давно тебя на ВО не было.
      Цитата: Mister X
      На какой платформе ЗРК Туре 81 Kai?

      Isuzu Type 73 - под этим обозначением выпускалось выпускалось три модели, отличающиеся кабиной и двигателем. Подробней сам можешь глянуть.
      1. +2
        31 июля 2021 09:06
        Цитата: Bongo
        Привет, давно тебя на ВО не было

        hi Работа, уход за палисадником, последствия операции...
        Цитата: Bongo
        Isuzu Type 73

        Прямой конкурент КАМАЗ-а, не так ли?
        1. +1
          31 июля 2021 09:45
          Цитата: Mister X
          Прямой конкурент КАМАЗ-а, не так ли?

          Одноклассники, но не конкуренты... no
          1. 0
            31 июля 2021 12:53
            Цитата: Bongo
            Одноклассники, но не конкуренты

            Да, ведь Панцирь-С на шасси КАМАЗа 8x8,
            в то время как Isuzu на 4x4
            Разве что комплекс из Вьетнама на 43266 wink