Двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут»: повышенная проходимость для удаленных районов

18

Один из "Алеутов" береговых войск Северного флота, февраль 2018 г.

В последние годы российская армия уделяет повышенное внимание специализированным образцам техники, способным эффективно работать в сложных условиях Арктики, Сибири или Дальнего Востока. Одним из результатов такого интереса стал двухзвенный гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут». Такая техника поставляется разным соединениям вооруженных сил и положительно влияет на их подвижность и боевые возможности.

Тема «Коробочка»


В 2012 г. Заволжский завод гусеничных тягачей (входит в состав «Группы ГАЗ») начал производство многоцелевого снегоболотохода ГАЗ-3344, предназначенного для широкого круга потенциальных заказчиков. Позже министерство обороны открыло опытно-конструкторскую работу «Коробочка», целью которой являлось создание транспортного средства для частей армии, работающих регионах с суровым климатом и сложным ландшафтом.



Для участия в «Коробочке» ЗЗГТ доработал исходный проект ГАЗ-3344, в результате чего появился транспортер ГАЗ-3344-20 «Алеут». Конструкция, состав агрегатов и комплектация этой машины определены с учетом потребностей вооруженных сил.


К середине десятых годов новые образцы были выполнены в металле и вышли на испытания. Завод-изготовитель и Минобороны провели полный цикл разнообразных проверок, в т.ч. в будущих регионах эксплуатации. Так, с 2017 г. ГАЗ-3344-20 вместе с другими перспективными образцами неоднократно принимал участие в арктических пробегах и других подобных мероприятиях.

По результатам всех испытаний, в 2017 г. «Алеут» получил рекомендацию к принятию на снабжение вооруженных сил. Вскоре армия официально приняла его, а также разместила первый заказ на серийное производство. В начале следующего года первая партия техники поступила в строевую часть. Первые серийные ГАЗ-3344-20 попали в береговые войска Северного флота.

В дальнейшем Минобороны неоднократно сообщало о передаче новых снегоболотоходов тем или иным частям вооруженных сил. Согласно контрактам 2017-18 гг., ЗЗГТ должен был передать заказчику более 120 машин до 2020 г. включительно. Учитывая потребности армии, можно предполагать, что на этом производство не остановится, и количество «Алеутов» в частях будет расти.


Технические особенности


С точки зрения конструкции ГАЗ-3344-20 представляет собой типичный современный двухзвенный гусеничный транспортер. В проекте использованы все решения и идеи, характерные для этого класса техники. При этом внесены некоторые изменения, связанные с особенностями эксплуатации в армии. В частности, в военной модификации используются агрегаты преимущественно отечественного производства.

«Алеут» разделяется на два звена-модуля. Переднее звено обозначено как энергетический модуль. Оно имеет отдельную кабину на 5 чел., включая водителя. За обитаемым отсеком помещается силовая установка в собственном кожухе. Заднее звено выполнено в виде трансформируемого пассажирского модуля. Его обитаемый отсек вмещает до 15 чел. Обе кабины получили шумо- и теплоизоляцию, а также автономные отопители.

Основной задачей армейского ГАЗ-3344-20 является перевозка личного состава в сложных местностях. Также обеспечивается относительно комфортная ночевка. При этом предусматривается возможность переоснащения заднего модуля, в результате чего снегоболотоход становится специализированной машиной. Транспортер можно превратить в командный пункт, санитарную машину и т.д. Полезная нагрузка модуля достигает 2500 кг, что дает заказчику определенную свободу выбора.


ГАЗ-3344-20 Северного флота на учениях по преодолению водных преград, июль 2020 г.

Вездеход для армии оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-53402-10 ярославского производства мощностью 190 л.с. Также используется автоматическая коробка передач. Оригинальная трансмиссия обеспечивает передачу мощности к движителям обоих звеньев. Один карданный вал от раздаточной коробки идет в носовую часть переднего звена, другой проходит через узел сочленения и обеспечивает привод задних гусениц.

Гусеничное шасси двух звеньев имеет по шесть катков с независимой подвеской на борт. Ведущие колеса расположены в носу корпуса. Используется широкая гусеничная лента на основе резинометаллического шарнира. Для движения по твердому покрытию имеются съемные башмаки. Удельное давление на грунт в среднем составляет 0,2-0,21 кг/кв.см, что обеспечивает высокую проходимость на разных поверхностях.

Два корпуса соединяются при помощи узла сочленения с гидравлическими приводами. Это устройство обеспечивает управляемое взаимное перемещение звеньев в двух плоскостях. Кроме того, через него проходят карданный вал привода заднего шасси, а также электрические и гидравлические линии. Горизонтальные перемещения узла отвечают за поворот машины, а вертикальные используются для преодоления препятствий.

«Алеут» может нести легкое вооружение. В крыше переднего звена-модуля имеется люк, перед которым находится шкворневая установка под пулемет нормального калибра. Вероятно, вездеход может получить и иное оружие.


Длина машины ГАЗ-3344-20 не превышает 10 м, ширина – 2,4 м, высота – 2,5 м по корпусу. Клиренс – 430 мм. Снаряженная масса достигает 8,7 т, грузоподъемность – 3,5 т. На шоссе вездеход развивает скорость до 60 км/ч, на воде (за счет перемотки гусениц) до 5 км/ч. Низкое удельное давление позволяет перемещаться по снегу и болотистой местности. Подвижное сочленение двух корпусов обеспечивает преодоление различных препятствий, в т.ч. чрезмерно сложных для техники иных классов.

Вездеходы в армии


Первый заказ на серийные машины ГАЗ-3344-20 появился в 2017 г., и в следующем 2018-м такая техника попала в армию. К настоящему времени построено и передано заказчику более 120 вездеходов, и ожидается появление новых заказов и новых партий. Общие потребности наших вооруженных сил в такой технике пока не оглашались.

По известным данным, «Алеуты» поставлялись соединениям береговых войск Северного флота, а также частям Восточного военного округа. Зоны их ответственности отличаются суровым климатом и, нередко, отсутствием каких-либо дорог. Для решения боевых задач в таких условиях необходимы особые транспортные средства и боевые машины.


Вездеходы "Алеут" частей Восточного военного округа на параде в Хабаровске, 9 мая 2021 г.

Двухзвенный ГАЗ-3344-20 рассматривается в качестве альтернативы существующим образцам автомобильной техники, отличающейся высокими характеристиками проходимости и подвижности. В этой роли он должен дополнять другие образцы и занимать промежуточное положение между более легкими снегоходами или колесными вездеходами и тяжелыми двухзвенными «Витязями».

Следует учитывать, что «Алеут» не является полноценной боевой машиной. Он не имеет брони и сталкивается с ограничением по устанавливаемому оружию. Однако такие качества подобному вездеходу не нужны. Он рассматривается как альтернатива грузовикам, но не бронетранспортерам. Впрочем, в случае боестолкновения такой вездеход может поддержать десант огнем.

Для особых задач


В настоящее время вооруженные силы России активно работают над восстановлением своего присутствия и наращиванием боевых возможностей в удаленных регионах. Арктика или Дальний Восток отличаются специфическими природными условиями и имеют известные ограничения по инфраструктуре. Как следствие, войскам в этих регионах необходима техника с особыми возможностями.

ГАЗ-3344-20 «Алеут» является одним из основных средств решения этой проблемы, и уже показал свои возможности на испытаниях и во время службы. Построено значительное количество таких машин, и производство должно продолжаться. Также строится новая техника иных типов. Благодаря этому мобильность подразделений в отдаленных регионах продолжает расти – и положительно влияет на оборону этих рубежей.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 июня 2021 04:45
    Он рассматривается как альтернатива грузовикам, но не бронетранспортерам.
    Куда может забраться этот малыш (в сравнении с "Витязем"), туда никакой грузовик и не сунется.
    1. +5
      29 июня 2021 05:37
      Согласен, хотя хочу обратить внимание на другое.
      . «Алеут» может нести легкое вооружение. В крыше переднего звена-модуля имеется люк, перед которым находится шкворневая установка под пулемет нормального калибра.

      Для машины данного класса, как воздух необходима турель для манёвра огнём. В лобовую атаку она не пойдёт, а вот заднюю и боковые полусферы иметь возможность прикрыть огнём было бы не плохо.
    2. +1
      29 июня 2021 07:42
      Цитата: Владимир_2У
      Куда может забраться этот малыш (в сравнении с "Витязем"), туда никакой грузовик и не сунется.

      У "Витязя" вроде как имеется модель двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-3П (г/п 3 тн.), так сказать аналог (конкурент) ГАЗ-3344-20 «Алеут».
      1. -1
        29 июня 2021 09:17
        Цитата: Lynx2000
        У "Витязя" вроде как имеется модель двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-3П
        Я про Д-10 с именем собственным "Витязь"
  2. 0
    29 июня 2021 06:02
    А чего он в рублях стоит?
  3. +3
    29 июня 2021 06:02
    Хорошая машинка но никто меня на ней не прокатит. А хотелось бы.
  4. 0
    29 июня 2021 07:09
    * Бездорожье-наша стихия!*- таков, помнится, был-и есть- девиз ЗЗГТ. Хороша новость! Удачи!
  5. -11
    29 июня 2021 07:50
    Хоть бы показали что за машина. По статье , мы в переди планеты всей, мы всех победили. Диксон , 1985 год , население 5000 человек, сейчас 450 человек. Вперед побеждуны! Вперед , оленей да песцов , с леменгами гонять. денюшки зарабатывают воители. Американовские партизаны у нас на севере не водятся. Негров к стати на Аляске нет .
    1. +1
      30 июня 2021 12:22
      Цитата: Вольный ветер
      Хоть бы показали что за машина. По статье , мы в переди планеты всей, мы всех победили. Диксон , 1985 год , население 5000 человек, сейчас 450 человек. Вперед побеждуны! Вперед , оленей да песцов , с леменгами гонять. денюшки зарабатывают воители. Американовские партизаны у нас на севере не водятся. Негров к стати на Аляске нет .

      ===
      очередь дойдет и до полноценного освоения севера, а пока бы и уберечь не мешает
  6. +1
    29 июня 2021 09:11
    Всё бы ничего, но почему "Алеут" ? В России что, нет своих чукчей ?
    Алеутские острова принадлежат США, были проданы и переданы Америке вместе с Аляской.
    Не патриотично, однако.
    1. +5
      29 июня 2021 10:01
      Цитата: prior
      Всё бы ничего, но почему "Алеут" ? В России что, нет своих чукчей ?
      Алеутские острова принадлежат США, были проданы и переданы Америке вместе с Аляской.
      Не патриотично, однако.

      В составе Камчатского края находится Алеутский муниципальный район, расположенный на территории Командорских островов (о. Беринга, о. Медный). В настоящее время алеуты (самоназвание: унаӈан) - коренные малочисленные народы, компактно проживающие в селе Никольское административном центре и единственном населенном пункте Алеутского муниципального района Камчатского края.
  7. 0
    29 июня 2021 13:14
    Кто в теме поясните пожалуйста почему для Арктики используются преимущественно сочленённые схемы?
    1. +2
      30 июня 2021 10:28
      Чем больше площадь опоры, тем меньше давление на грунт. делать гусеницу слишком длинной- потеря манёвренности. здесь 4 гусеницы с большой степенью взаимной свободы. такая схема позволяет и трёхзвенные машины делать, и такие машины реально были. В Антарктиде трёхзвенный вариант *Витязя* применяли. К-701 тоже ведь сочленённый! это манёвренность повышает
    2. 0
      30 июня 2021 21:38
      Цитата: Suomynona
      почему для Арктики используются преимущественно сочленённые схемы?

      Моё предположение, один из плюсов данной схемы - трещины во льду для длинных машин менее опасны, но длинные машины маломанёвренны, поэтому сочленение.
  8. 0
    30 июня 2021 17:01
    Интересно, о какой АКПП идет речь... Насколько я знаю, у ЯМЗ своих АКПП для 534 мотора нет. Неужели разрешили установку импортной трансмиссии?
  9. 0
    2 июля 2021 14:30
    На Ямале в свое время были шведские Bv. 206. Юзали их недолго, потом забили. Видел один, причем задняя тележка стояла на каком-то АТП, а переднюю спер один ушлый товарищ и сделал на ее основе шушпанцер.
  10. -1
    5 июля 2021 22:42
    Мне витязь в 100500 раз больше нравится. Хотя бы даже по дизайну! Витязь выглядит "цельным", кроме того - могучим, грозным. А тут - какое-то непонятное нагромождение из того что под руку попало.
  11. 0
    18 сентября 2021 07:53
    Отопители насколько автономные?
    Без эл-ва (движок не заводится) сколько проработают?
    Над движком кузов или капот?
    Может брезентовая "палатка" ставится временно с отоплением? Чтоб хотя бы -10С там было при -30С за бортом.
    В заглохшем движке ковыряться на ветру и морозе маленькое удовольствие, а для такой техники действительно "движение-жизнь"