Проект автомобиля-амфибии от завода «КРИЗО»

48

Амфибии на танковой палубе БДК. Кадр из рекламного видео от "КРИЗО"

В нашей стране начата разработка перспективного глиссирующего автомобиля-амфибии. Разработчик считает, что такой образец может найти свое место в разных структурах вооруженных сил, например в морской пехоте. При этом производство нового образца будет достаточно простым благодаря широкому использованию готовых компонентов.

Инициативная разработка


Информация о перспективной амфибии была раскрыта в ходе недавнего Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге, одним из участников которого стал завод «КРИЗО» (г. Гатчина, Ленинградская обл.). Основной сферой деятельности этой организации является производство судового электрооборудования, а теперь она пробует свои силы в сфере автомобильной техники.



На МВМС-2021 впервые показали материалы по двум новым проектам. Первый предусматривает строительство гражданского легкового автомобиля-амфибии, способного передвигаться по дорогам общего пользования и по закрытым водоемам. Конструкция такой машины использует агрегаты новой разработки и узлы от серийного внедорожника ВАЗ-2131 «Нива» (длиннобазная пятидверная модификация).

На стадии опытно-конструкторской работы находится перспективная амфибия, предназначенная для вооруженных сил. Название такой машины пока не называли. Этот образец основывается на доступных комплектующих, но серьезно отличается от гражданской машины. В частности, за счет ряда технических решений военная амфибия сможет глиссировать с высокой скоростью.


Оба проекта разрабатываются в инициативном порядке и без какого-либо заказа со стороны той или иной организации. В дальнейшем, после завершения необходимых работ, обе машины планируют вывести на рынок. Плавающий внедорожник собираются продавать гражданским лицам, а глиссирующий автомобиль предложат военному ведомству. Насколько удачными в коммерческом отношении будут проекты «КРИЗО» – покажет время.

Технический облик


Организация-разработчик пока не готова показать опытную военную амфибию, но уже демонстрирует рекламный ролик с компьютерной графикой. В нем десантный корабль осуществляет высадку морской пехоты на перспективных колесных амфибиях. Машины спускаются на воду через носовую аппарель, после чего переходят в режим глиссирования и отправляются к берегу. Ролик позволяет рассмотреть основные особенности облика машины. Также раскрыта некоторая техническая информация.

Автомобиль-амфибия строится на основе герметичного корпуса-лодки, обеспечивающего плавучесть и позволяющего развивать высокую скорость. Корпус выполнен по капотной схеме: в носовой части находится двигатель, центральный объем отдан под четырехместную кабину. Кабина имеет дуги безопасности с интегрированным лобовым стеклом. Вероятно, возможна установка тента.

Под капотом автомобиля находится двигатель типа ЗМЗ-514. Это четырехцилиндровый дизель рядной компоновки объемом 2,235 л, мощностью 113,5 л.с. с максимальным крутящим моментом 270 Н•м. Такой двигатель обеспечит высокие ходовые характеристики и будет приводить в действие электрогенератор для энергоснабжения ключевых систем. Для сравнения, на гражданской амфибии от «КРИЗО» планируется использовать бензиновый мотор ВАЗ-2121 с менее высокими характеристиками.


Колеса в процессе поворота

Машина получит трансмиссию с распределением момента на все колеса. Ходовую часть строят на основе независимой подвески; ее конструкция не уточняется. В составе подвески предусматривается механизм уборки колес с электрическим приводом. При движении по воде, перед разгоном для глиссирования, автомобиль должен развернуть колеса и частично спрятать их в арки – с целью снижения сопротивления и нагрузок на конструкцию.

За движение по воде отвечает пара кормовых водометов с электрическим приводом. Каким образом осуществляется управление на плаву, поворотом водометов или дифференцированной тягой, неизвестно.

Габариты и масса амфибии пока не сообщались. Ходовые характеристики на шоссе не указаны, но ее гражданский аналог, как утверждается, сможет развивать скорость до 150 км/ч. Днище особого профиля и мощная водометная установка позволят военному автомобилю глиссировать со скоростью 50 км/ч (27 узлов).

В опубликованных материалах военный автомобиль фигурирует исключительно в качестве незащищенного транспорта. В кабине изображены водитель и три пассажира со снаряжением и личным оружием. При этом какие-либо средства для установки вооружений на самой машине отсутствуют. Возможно, их предусмотрят при дальнейшем развитии проекта.

Возможное будущее


Как утверждается, на данный момент оба проекта амфибийных машин находятся на стадии опытно-конструкторских работ. В ближайшее время заводу «КРИЗО» предстоит завершить их разработку, а затем построить и испытать опытную технику. Это позволит найти и исправить допущенные недочеты, а также определить дальнейшие направления развития.


Кроме того, опытные образцы можно будет показать на выставках и привлечь внимание потенциальных заказчиков. Очевидно, что военные и гражданские структуры проявляют больший интерес к тем проектам, которые демонстрируют при помощи полноценных образцов, а не макетов.

Перспективы военной амфибии от «КРИЗО» пока определить трудно. Проект разрабатывается в инициативном порядке, т.е. без заказа и технического задания от Минобороны. Их отсутствие, среди прочего, может указывать на то, что армия на данный момент не проявляет интереса к технике этого класса. В таком случае изменить мнение военных и довести инициативную разработку до принятия на вооружение будет крайне трудно, если вообще возможно.

Однако с точки зрения технических вопросов представленный проект выглядит достаточно интересно. Предложенный глиссирующий автомобиль имеет любопытную конструкцию без неприемлемо сложных решений, а его расчетные характеристики находятся на уровне специализированных образцов. Впрочем, все это еще необходимо подтвердить испытаниями.

Можно представить, какую нишу могла бы занять новая амфибия в войсках. Незащищенный транспорт с высокими характеристиками подвижности на суше и воде может быть интересен силам спецопераций. Сейчас в их частях имеются багги, обеспечивающие высокую мобильность в сложных районах. Амфибийный автомобиль по типу проекта от «КРИЗО» мог бы дополнительно улучшить их мобильность – за счет возможности пересечения водных преград вплавь.


При этом, как показывает опыт эксплуатации багги, отсутствие брони не является серьезной проблемой. Установка вооружения тоже не должна представлять особой сложности.

Предприятие-разработчик позиционирует свой автомобиль в качестве транспорта для морской пехоты. Действительно, этот род войск нуждается в технике с амфибийными качествами. Однако ему необходимы защищенные транспортные средства, способные оказывать полноценную огневую поддержку. Таким образом, ценность амфибии на агрегатах «Нивы» для морской пехоты может быть ограниченной – если не сомнительной.

Перспективы такой техники в сухопутных и воздушно-десантных войсках тоже под вопросом. В их развитии сейчас делается упор на защищенном транспорте с высокими характеристиками подвижности. В такой системе вряд ли удастся найти место для небронированной амфибии с тентом вместо крыши, на котором она сможет реализовать весь свой потенциал.

Новые проекты


Таким образом, в ближайшем будущем на отечественных выставках может появиться сразу два любопытных образца автомобильной техники – гражданский и военный плавающий вездеходы от завода «КРИЗО». Как скоро удастся завершить их разработку и представить опытную технику, неизвестно. Но можно предположить, что премьера такой техники привлечет внимание.

Реальные перспективы предлагаемых проектов зависят от множества факторов, и явные поводы для оптимистичных оценок пока отсутствуют. Удастся ли двум амфибиям дойти до гражданского рынка и воинских частей, и когда это произойдет, если произойдет, – покажет время
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 июля 2021 04:41
    Ёжкин кот, вояки не стрельнутся от такой "простоты" конструкции? Ну и отсутствие волноотбойного щитка, тоже знаете ли, показатель.
    1. +5
      5 июля 2021 04:57
      Цитата: Владимир_2У
      Ёжкин кот, вояки не стрельнутся от такой "простоты" конструкции? Ну и отсутствие волноотбойного щитка, тоже знаете ли, показатель.

      Ключевое слово в тексте «для закрытых водоемов». Так что максимум акватория Балтики и Чёрного моря.
      С другой стороны, для выходящего на глиссер катера наличие водоотражающего щитка не панацея.
      Надо смотреть, что получится в железе, а не на экране дисплея!
      1. +1
        5 июля 2021 05:05
        Цитата: Коте пане Коханка
        Ключевое слово в тексте «для закрытых водоемов». Так что максимум акватория Балтики и Чёрного моря.
        Ключевое слово применено к гражданской версии проекта, и с каких это пор моря стали закрытыми водоёмами?
        1. +3
          5 июля 2021 05:44
          Цитата: Владимир_2У
          акватория Балтики и Чёрного моря.

          Ну, если в Тихий океан не выйдет, то зачем такой Нива-глиссер ? bully
          1. Комментарий был удален.
          2. +3
            5 июля 2021 10:48
            Похож на кюбельваген:
            1. +3
              5 июля 2021 12:20
              Цитата: Гражданский
              кюбельваген:

              А он был построен в 40-х годах ! Спираль развития, блин...
            2. 0
              5 июля 2021 13:39
              А чем именно похож? Тем, что амфибия? Или то, что есть 4 колеса
            3. +2
              5 июля 2021 15:53
              Это - идеал по конструкции, но современные требования к дорожному авто, увы, ставят на таких тех. решениях крест.
              Жирный.
            4. +1
              15 июля 2021 21:42
              - "Швиммваген"! "Кюбель" не плавал... wink
      2. +9
        5 июля 2021 11:11
        Моря не бывают "закрытыми водоемами", моря бывают внутренними.
        Закрытый водоем - это пруд.
      3. -1
        8 августа 2021 20:39
        Вам врачу надо показаться срочно.В ЧМ волны 5 м не редкость...
  2. +4
    5 июля 2021 08:42
    Посмотрим какой он будет в железе,а в компьютерной графике можно,что угодно нарисовать.
  3. +9
    5 июля 2021 08:43
    Банальность, но всё новое - хорошо забытое старое
    1. 0
      5 июля 2021 16:52
      Мягко говоря, абстрактная (с точки зрения эксплуатации) конструкция.
      Крайне уязвимо от плавающих предметов (бревна - топляки и проч.), будет собирать тину и плавучие водоросли.
      Относительно высокая потребляемая мощность привода подъема поддерживающих поверхностей, гарантированное разрушение при ударе о камни (у берега они, надо заметить, встречаются).
      Повышенные требования к личному составу относительно управления.
      Ограничения по волнению.
  4. -1
    5 июля 2021 10:11
    и пускай сразу Гражданскую версию... НАРОД БУДЕТ БРАТЬ!
    1. 0
      5 июля 2021 15:37
      Смотря сколько стоить будет
      1. -1
        5 июля 2021 15:51
        Коммерческий от 700 тыс.
        1. 0
          6 июля 2021 22:32
          Цитата: A.TOR
          Коммерческий от 700 тыс.

          LADA (ВАЗ) 2131 (4x4) I Рестайлинг (2020) - 684 900 ₽
          от 700 и до заката laughing
  5. +4
    5 июля 2021 11:54
    Военный вариант имеет заднее расположение двигателя с отбором мощности от основного двигателя и 1 водомет.
    Электропривод имеет механизм подъема колес.
    Агрегаты "Нивы" на военном варианте не используются.
    Коммерческий вариант предназначен для эпизодического преодоления водных преград - реки, озера, т.е. закрытые водоемы.
    Военный рассчитан на движение в глиссирующем варианте при волнении до 3 баллов.
  6. +4
    5 июля 2021 12:51
    А давайте ему еще и пропеллер приделаем, чтобы летать мог!
  7. +1
    5 июля 2021 16:51
    А слабо нормальный, просто нормальный и неломучий по адекватной цене автомобиль для гражданских сделать а после хорошего спроса у населения, военные сами поддтянутся.
    1. -1
      5 июля 2021 16:56
      Вот именно этим и занимаемся.
      Но
      нормальный, просто нормальный и неломучий по адекватной цене автомобиль

      сделать за вменяемые деньги не получится-слишком велико отставание от мирового уровня.
      Вы ведь хотите авто, соответствующее Вашим представлениям о "нормальности" и "неломучести".
      А они, эти Ваши требования, сформированы зарубежными конструкциями, которые Вы видите на улице ежедневно.
      Вот поэтому ищем нишу, в которой можно Вам предложить то, чего нет на рынке "нормальных".
      1. +2
        5 июля 2021 20:38
        Цитата: A.TOR
        за вменяемые деньги не получится-слишком велико отставание от мирового уровня.

        По конструкции-возможно. Но неужели нельзя хорошо этот всеми проклятый УАЗ нормально собрать ?
        1. -2
          6 июля 2021 14:54
          Никак. От слова вообще. Сложите в одну кучку износ оборудования+низкую квалификацию работников+архаичные детали и агрегаты+невысокое качество материалов и на выходе получите результат.
          Или все это улучшается и совершенствуется, но цена именно УАЗа станет существенно выше 2 млн.
          Но это останется хорошо собранным УАЗом.
    2. 0
      5 июля 2021 18:11
      Нормальный и неломучий по адекватной цене автомобиль для гражданских - это Лада Граната. По крайней мере лет пять назад она была именно такой. Вот толко она не плавает, потому что то что плавает, это не нормально и не может быть по адекватной цене в принципе, ибо продукт узконишевый.
      1. +1
        5 июля 2021 18:45
        Это кому - как. Мы, естественно, на уж "самых простых" граждан не ориентируемся.
        Это - пока - экзотика, да. Именно по этой причине мы можем себе позволить комплектовать авто не самыми, так скажем, передовыми по конструкции агрегатами. Суть машины в другом.
        Обычный автомобиль - общего назначения, обычный дорожный, создать (не говорю о производстве в сколько-нибудь товарных количествах) по современным тех. требованиям вряд ли возможно.
        1. +1
          5 июля 2021 19:15
          Имею в виду создать обычное авто силами небольшой компании.
          1. 0
            5 июля 2021 20:39
            Цитата: A.TOR
            Имею в виду создать обычное авто силами небольшой компании.

            Небольшая компания не даст большого тиража, а малый тираж-большая цена. Большая цена-малый спрос. Малый спрос-завод в трубу.
            1. +1
              6 июля 2021 15:02
              Приведенное Вами рассуждение имеет место быть в случае создания производства едва ли не на пустом месте.
              Рассмотрите другую "картину мира":
              - есть большие пустующие произв. площади, не требующие каких-либо кап. вложений для переоборудования под стапельную сборку;
              - есть приличное оборудование с загрузкой значительно менее 50%;
              - имеется в наличии необходимой квалификации раб. сила тоже с не особой загрузкой;
              - есть (даже!) территория, позволяющая с мин. затратами построить полигон для испытаний производимых автомобилей (причем на внутренней территории предприятия);
              - есть необходимые инженерные компетенции в т.ч. в части разработки и производства электроприводов;
              и т.д.
              Все это позволяет не просто создать рентабельное производство, но снизить крупные непроизводительные расходы по содержанию.
              Малый спрос-завод в трубу.
              - работать надо.
              1. +1
                6 июля 2021 17:43
                Цитата: A.TOR
                Малый спрос-завод в трубу.
                - работать надо.

                В огороде бузина, а в Киеве дядька.
                Цитата: A.TOR
                - есть большие пустующие произв. площади, не требующие каких-либо кап. вложений для переоборудования под стапельную сборку;

                Это как понимать ? Оборудование под сборку бесплатно ?
                Цитата: A.TOR
                - есть приличное оборудование с загрузкой значительно менее 50%;

                Откуда оно взялось ? На свалке нашли ?
                Цитата: A.TOR
                - имеется в наличии необходимой квалификации раб. сила тоже с не особой загрузкой;

                Рабочий нужной квалификации с неполной загрузкой и, соответственно, с невысокой ЗП ? Где ж взять-то таких профи, которые будут за полЗП работать ?
                Малый спрос должен отбиться только при высокой цене на изделие. Вы собираетесь Феррари с Ламборгини выпускать ?
  8. -1
    5 июля 2021 17:09
    Вспомнился автобус у венгров в Будапеште

  9. +2
    5 июля 2021 17:28
    Цитата: Avior
    Вспомнился автобус у венгров в Будапеште

    А мне ЛУАЗ smile
    1. 0
      5 июля 2021 20:02
      Да, ЛУАЗ недавно обсуждали, Помнится.
      Но для меня он привычен в гражданском исполнении, неплавающий
  10. 0
    5 июля 2021 18:18
    Бессмысленный проект - у нас очень мало десантных кораблей и, кроме того, эта машина не имеет никакой защиты (от мин, стрелковки, осколков) и вооружения. Да и экипаж из 4х человек состоит. Она даже в сравнении со старичком VBL или обычной "классической" техничкой/багги - полностью бессмысленная.
  11. +1
    5 июля 2021 20:14


    А бронированные не состоялись:


  12. +3
    5 июля 2021 22:13
    Бессмысленный проект

    Абсолютно.
    Если съезд в воду с берега ещё можно представить, ну с разгону там, то вот выбирающуюся из какой нибудь речки/пруда с чуть заболоченным бережком авто на базе нивских агрегатов, уже с трудом.
    Военная версия вообще другой проект, судя по описанию. И убирающиеся колёса совершенно не вписываются в понятие «простые» и «готовые компоненты». Да, и с форсированием водных преград проблемы будут такие-же, как и у «гражданской версии».
    ЗЫ Только без обид, но весь этот .... проект похож на попытку получить финансирование ОКР. С последующим РосПилом.
    ЗЗЫ Для решения поставленных задач есть воздушная подушка, ест Шерп, есть сочленёнка гусеничная. А это ... ну нежизнеспособно. ИМХО, конечно.
  13. 0
    6 июля 2021 20:28
    Меня прямо гордость распирает от этих"фирм" и "фирмочек".Скоро палку будут предлагать и выдавать ее за оружие 22 века.
  14. 0
    14 июля 2021 00:52
    Опять эта тупая идея с Нивой и паршивейшим 514-м дизелем.
    Не надоело по граблям скакать?
  15. 0
    26 сентября 2021 13:26
    Рослесхоз обязан купить не менее тысячи машин.
    Очень нужен для десантирования для тушения лесных пожаров.
  16. 0
    26 сентября 2021 22:39
    Весной 1970 года был очень большой разлив. Мы на БАВах вывозили коровок с затопленных ферм...