Морские сражения. Победа, ставшая поражением

89

Есть такое известное историческое понятие, как «Пиррова победа». Это если по-русски, то «овчинка не стоит выделки», то есть, понесенные затраты и потери не окупают полученных при такой победе преимуществ, и победа в сражении может привести к поражению в кампании.

Что, собственно, и произошло вскоре после битвы при Мидуэе. Сражение у атолла Мидуэй обычно рассматривается как некий переломный момент войны на Тихом океане в ходе Второй Мировой войны, но на самом деле, одно сражение, даже такое, как, например, Сталинградская битва, не в состоянии окончательно и бесповоротно изменить ход войны в целом. Для этого требуется цепочка сражений, в ходе которых противнику наносится урон и перехватывается инициатива.



Таким сражением стала битва у острова Санта-Крус. Вроде бы действительно небольшое сражение, в ходе которого совершенно нельзя сказать, что американцы выиграли, но…

Но начнем по порядку. Потому что сражению 26 октября 1942 года предшествовал как Мидуэй, так и череда менее значимых событий, результат которых оказался просто удивительным.

После победы американского флота у Мидуэя, к США вроде бы перешла стратегическая инициатива. «Вроде бы» - потому что японский Императорский флот хоть и получил изрядную оплеуху, но оставался абсолютно боеспособным.


Новой ареной противостояния стали Соломоновы острова, которые стали зоной интересов обеих флотов плюс австралийского флота, рядом с берегами которого и происходило это безобразие.

Японцев реально интересовала возможность вторжения в Австралию, австралийцы, соответственно, были не в восторге от такой перспективы. Учитывая, что Папуа-Новая Гвинея уже стали к тому времени ареной боев, австралийцам было от чего напрячься.

7 августа 1942 года американский десант высадился на остров Гуадалканал.

Морские сражения. Победа, ставшая поражением

Японцы высадку и проморгали, и не смогли нейтрализовать. Это положило начало длительной кампании, результаты которой были весьма и весьма неоднозначны.

Несмотря на поражение при Мидуэе, японский флот в районе был очень силен. В регионе японцы оперировали шестью авианосцами. У американцев было всего три, да и то, события развивались для ВМС США не лучшим образом.

Вообще этот район получил прозвище «торпедный перекресток». Пройти через Соломоновы острова и не нарваться на торпеду было очень сложно, район буквально кишел подводными лодками всех государств-участниц. Японские, американские, британские, новозеландские, австралийские. Последних двух стран было немного, но они тоже принимали участие в общем карнавале. Торпеды шли отовсюду.

31 августа 1942 года «Саратогу» на три месяца лишила боеспособности субмарина I-26, попав двумя торпедами.

14 сентября того же года «Уосп» получил три торпеды от лодки I-19.


Японцы попали исключительно удачно (повредив одним залпом линкор и потопив эсминец и авианосец), экипаж не справился с повреждениями и «Уосп» затопили.

Из авианосцев флота США в строю остался только «Хорнет». Но преимущество в воздухе пока оставалось за американцами благодаря спешно созданному на Гуадалканале авиационному кулаку «Кактус» на аэродроме «Хендерсон Филд».


Работа сухопутных самолетов по кораблям «Токийского экспресса» (конвои снабжения для островных японских гарнизонов) была столь эффективной, что японцы предпочитали действовать по ночам.

Правда, ночью же линейные крейсера «Харуна» и «Конго» подошли к Гуадалканалу и основательно перепахали аэродром «Хендерсон Филд» своими 356-мм орудиями и вывели и аэродром, и много самолетов из строя.

Надо было что-то срочно предпринимать, и умнейший адмирал Честер Нимиц назначил командующим южным фронтом адмирала Уильяма «Буйвола» Хелси, человека профессионального и пользующегося заслуженным уважением.


И Хелси начал переламывать ситуацию, несмотря на то, что в районе японцы имели преимущество и в кораблях, и в самолетах. 16 октября прибыл из ремонта «Энтерпрайз», получивший к тому же на вооружение самолеты новых типов, а у японцев убыл на ремонт потрепанный в боях «Хийё». Да, первый из шестерки японских авианосцев, «Рюдзё», потопили 24 августа 1942 года самолеты с американского авианосца «Саратога».

Но оставались «Шокаку», «Зуйкаку», «Зуйхо» и «Зуньо», представлявшие собой весьма приличную ударную группировку.


В воздухе реально запахло большим сражением. Обе стороны активно вели воздушную разведку, собирая сведения друг о друге.

К началу сражения Императорский флот Японии имел 43 корабля: 4 авианосца с 203 самолетами, 4 линкора, 8 тяжёлых, 2 лёгких крейсера и 25 эсминцев. Общее командование осуществлял адмирал Кондо.

С американской стороны было 23 корабля: 2 авианосца, 1 линкор, 3 тяжёлых, 3 лёгких крейсера и 14 эсминцев. Плюс 177 самолётов на авианосцах и береговом аэродроме Гуадалканала. Командовал флотом контр-адмирал Кинкейд.

В период с 20 по 25 октября японцы попробовали с наскока взять Гуадалканал. Не вышло. Японская разведка недооценила силы американцев примерно в два раза. Итог наступления оказался предсказуемым, плюс сыграла свою роль общая неудовлетворительная организация и руководство частями, которые вовремя не получали приказов.

Флот, кстати, никакой информации о неудаче армии тоже не получил. Это неудивительно, потому что «противостояние» между армией и флотом в Японии – вещь глупая и общеизвестная одновременно. 25 октября японские лёгкий крейсер «Юра» и эсминец «Акидзуки» стали жертвами воздушного налёта с того самого аэродрома «Хендерсон Филд», который 20 октября начала штурмовать японская армия.

Неприятная неожиданность, особенно если учитывать, что крейсер утонул, а эсминец с трудом дошел до базы, получив повреждения от американских самолетов.


Легкий крейсер "Юра"

Но на общий расклад это не оказало большого воздействия, преимущество японцев в кораблях было большим.

И два флота в итоге пошли навстречу друг другу.

26 октября 1942 года эскадры находились на расстоянии в 370 км друг от друга. Получилось так: патрульные «Каталины» с радарами первыми обнаружили японский флот, но пока в штабе американской эскадры просыпались и решали, что делать с информацией, будить Кинкейда, или нет, японские разведчики обнаружили американцев.

На японских авианосцах сыграли боевую тревогу и начали поднимать самолеты в воздух. И к 7 часам у японцев в воздухе было более 60 самолетов. А к девяти утра с четырех японских авианосцев к противнику шли 110 самолётов.


У американцев на момент 7.40 утра все было печально. Только два патрульных SBD-3 «Донтлесс» обнаружили «Дзуйхо» и удачно попали в него 500-фунтовыми бомбами, разрушив тросовую систему аэрофиниша. «Дзуйхо» мог поднимать самолеты. Но принимать не мог.

Американцы начали поднимать в воздух все, что только можно. Самолеты организовывались в небольшие группы и летели в направлении противника. Первая волна из 15 бомбардировщиков, шести торпедоносцев и восьми истребителей поднялась в 08:00 утра. Вторая — три пикировщика, семь торпедоносцев и восемь истребителей — взлетела к 08:10. Третья, примерно той же численности, ещё на десять минут позже.


Старт однозначно оказался в пользу японцев. Около 8.40 утра самолеты достигли кораблей противника. И японские, и американские. И началось…

Девять японских истребителей атаковали со стороны солнца подошедшие американские самолеты и сбили три истребителя и два торпедоносца. Ещё два торпедоносца и один истребитель получили тяжёлые повреждения и легли на обратный курс. Японцам эта атака обошлась в четыре сбитых истребителя. Американцы уже научились подбирать ключи к «Зеро».

Через 10 минут, примерно в 8.50 американцы долетели до японской эскадры. Японские истребители связали боем американское прикрытие, а основная масса «Зеро» навалилась на американские бомбардировщики и с ходу сбили 4 самолета.

Однако часть пикировщиков прорвалась к «Сёкаку» и сбросила бомбы на полетную палубу авианосца, выведя того из строя. Под бомбовую раздачу попал эсминец «Тэрудзуки», прикрывавший «Сёкаку».


Палуба "Сёкаку" после обработки американцами

А американские торпедоносцы первой группы вообще умудрились потеряться и не найти противника. Развернувшись, они пошли обратно, и на пути им попался тяжелый крейсер «Тонэ», который искусно увернулся от всех атак торпедоносцев.

Следующая волна американских самолётов тоже не сумела отыскать цель и безрезультатно атаковала тяжёлый крейсер «Судзуя», который уклонился от атак американцев. Третья группа все-таки смогла нанести повреждения бомбами тяжелому крейсеру «Тикума», который вышел из боя и отправился на базу в сопровождении двух эсминцев.


Японский крейсер "Тикума". Фото с атакующего самолета

В целом, американские ударные самолеты, несмотря на наведение, действовали далеко не лучшим образом.

Не сильно лучше для американцев обстояли дела и над своей эскадрой. Патрули умудрились проворонить подходящие японские ударные самолеты и 20 торпедоносцев и 12 бомбардировщиков спокойно вышли в атаку на авианосец «Хорнет».

60 с лишним стволов ПВО авианосца устроили в небе над кораблем сущий ад, но три бомбы японских D3А упали на палубу американского корабля. А потом туда же добавился подстреленный зенитчиками японский бомбардировщик.


В царящем на борту «Хорнета» боевом дурдоме сигнальщики в дыму не увидели торпед, которые шли к кораблю. Две торпеды, а потом еще и подбитый торпедоносец ударили в борт «Хорнета». Торпедоносец ударил в борт в районе топливных цистерн и вызвал пожар.


Потери японцев были велики. Истребители и зенитчики сбили 25 японских самолетов, потеряв всего 4 своих.

«Хорнет» потерял ход и начал крениться. Его самолеты начал принимать «Энтерпрайз», палуба которого вскоре оказалась просто завалена самолетами. Не успевшим сесть американским летчикам с «Хорнета» было приказано садиться на воду. Задачу подбора экипажей выполняли эсминцы.

Один из торпедоносцев крайне неудачно приводнился рядом с эсминцем США «Портер». Это был самолет второй группы, не нашедший противника. От удара о воду торпеда самосбросилась и попала в эсминец. Сразу погибло 15 человек, а затем и сам эсминец, экипаж которого пришлось спасать.

К десяти часам подошла вторая волна японских самолетов и принялась за «Энтерпрайз». Японцы потеряли 12 самолетов из 20, но две 250-кг бомбы попали в авианосе6ц, убили 44 и ранили 75 человек, плюс заклинили подъемник правого борта.


Взрыв бомбы у самого борта "Энтерпрайза"

Затем подошли торпедоносцы. Истребители прикрытия «Уайлдкэт» сбили 4 самолета из 16. Один из сбитых торпедоносцев врезался в борт эсминца «Смит», где начался страшный пожар. Потом сдетонировала японская торпеда. В итоге на эсминце погибло 57 человек и корабль был сильно поврежден.

В 11:21 очередная ударная группа с «Дзуньё» добилась еще одного бомбового попадания в «Энтерпрайз», линкор «Южная Дакота» и лёгкий крейсер «Сан Хуан». В атаке погибли 11 японских самолётов из 17. «Энтерпрайз» в итоге начал выход из боя.

А японцы продолжали готовить самолеты к вылету. Потери в двух волнах были огромными, но к 15 часам все боеспособные самолеты уже подошли к американской эскадре, имея приказ добить «Хорнет».

Авианосец шел на буксире, точнее, тащился со скоростью всего 5 узлов.


Авианосец "Хорнет" на буксире у крейсера "Нортхэмптон"

Попасть в него было очень просто, но уставшие японские пилоты попали только одной торпедой. Но хватило и ее. Оказалось затоплено двигательное отделение, авианосец полностью потерял ход, лишился энергоснабжения и получил крен в 14 градусов. Экипаж покинул корабль. Далее подошедшие японские эсминцы добили уже остов ночью 27 октября.

Ночь реально развела эскадры в стороны, американцы не желали продолжения, японцы были бы не против, но запас топлива не позволил гоняться ночью за американцами. В итоге адмирал Ямамото отдал приказ об отходе и на этом битва у острова Санта-Крус закончилась.

Теперь стоит поговорить об итогах, поскольку они будут весьма своеобразными.

Вроде бы победили японцы. Флот США потерял 1 авианосец и 1 эсминец. Были повреждены 1 авианосец, 1 линкор, 1 легкий крейсер и 2 эсминца. Потери авиации составили 81 самолет.

Соединение Кинкейда было очень сильно потрепано. Особенно тяжелой была потеря «Хорнета». Хотя и повреждение только пришедшего из ремонта «Энетерпрайза», который, к тому же, остался единственным авианосцев в регионе, тоже весьма и весьма существенно.

Японцы отделались повреждениями двух авианосцев и одного тяжелого крейсера. Авианосцев у них в районе тоже не осталось, потому что «Сёкаку» и «Зуйхо» отправились на ремонт, а «Зуйкаку» и «Зуйхо» ушли за самолетами.

Потери авиации составили 99 самолетов (из 203-х).

Но самой ощутимой потерей стала гибель 148 японских летчиков. У американцев погибло всего 26 пилотов. Даже в битве у Мидуэя японцы потеряли меньше летчиков.

Адмирал Нагумо, изучив итоги сражения, сказал: «Это была тактическая победа, но стратегическое поражение для Японии».

Странный вывод, потому что если смотреть на цифры, то японцы мало того, что победили, так еще и сильно затруднили действия американской морской авиации в районе Соломоновых островов…

Но воюют не цифры. Точнее, не всегда цифры могут показать реальное положение дел.

Самый главный итог: японцы не смогли взять Гуадалканал и ликвидировать американский форпост в районе.

Американский флот понес потери, но потери не оказались значительными настолько, чтобы нейтрализовать действия флота в регионе.

Потери японского флота были велики, особенно в плане морской авиации. Начиная с 1943 года японская морская авиация, потеряв лучшие экипажи, начала уступать первенство американской.

Переломить боевое превосходство флота США мог только полный разгром американцев в каждом боевом столкновении, да еще желательно и «малой кровью». Санта-Крус показал, что на это рассчитывать не стоит.

А вообще к началу 1943 года стало совершенно понятно, что затяжная война на истощение идеально подходит для США. Страна в состоянии компенсировать любые потери в кораблях и живой силе, что было совершенно недоступно для Японии.

Любой потерянный крупный корабль японского флота было совершенно нечем заменить. Япония не успевала, точнее, не могла строить корабли взамен потерянных, максимум, на что хватало ресурсов страны – это устранять повреждения, получаемые в боях.

И с каждым годом войны Япония все менее успевала компенсировать потери на всех фронтах, воевать становилось все сложнее, а противник, наоборот, все спокойнее превращал свое экономическое преимущество в боевое. На каждый потопленный корабль США отвечали двумя, на каждый сбитый самолет – шестью.

И к 1944 году фактически японская морская авиация прекратила свое существование. И, если самолеты еще можно было построить, то выбитых опытных летчиков заменить было некем.

Получилось так, что в сражениях 1942 и частично 1943 года США выиграли воздух Тихого океана. После чего разгром японского флота оказался делом исключительно времени.

Вот так вроде бы победа обернулась абсолютным поражением.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    6 июля 2021 05:53

    Надо было что-то срочно предпринимать, и умнейший адмирал Честер Нимиц назначил командующим южным фронтом адмирала Уильяма «Буйвола» Хелси, человека профессионального и пользующегося заслуженным уважением.
    А кого же ещё? Без Хэлси не было бы победы.Узнав о нападении японцев, Хэлси рассвирепел. Известны его слова: «Мы займемся ими всерьез, и прежде чем закончим, на японском языке будут говорить только в аду».Единственное, к чему он стремился, - найти и уничтожить противника в сражении. Разумеется, он собирал необходимые сведения о передвижениях противника, но использовал любую представившуюся возможность, не желая выжидать, пока будут собраны все данные, как, в отличие от него, поступал Спрюэнс. Он стремился отбросить осторожность, если риск обещал принести победу. Наверное, из Боевых инструкций Королевского Флота старых времен ему больше всего понравилась бы статья, касающаяся «общей погони». Командующий силами сопровождения контр-адмирал Рэй Спрюэнс писал своей жене: «Билл Хэлси - великий человек, хорошо служить с ним, особенно в такое время».
    1. +7
      6 июля 2021 08:30
      Без Хэлси не было бы победы.

      Риторическое преувеличение. Ну да ладно, цепляться не стоит.
      Разумеется, он собирал необходимые сведения о передвижениях противника, но использовал любую представившуюся возможность, не желая выжидать, пока будут собраны все данные, как, в отличие от него, поступал Спрюэнс.

      Скажем так, планирование вообще не было сильной стороной мистера Хэлси
      Он стремился отбросить осторожность, если риск обещал принести победу.

      Бой у Санта-Крус . Осторожность отброшена. Риск ничего не обещал. Вообще ничего. Состав группировки противника не уточнен. Морисон писал что "каталины" доносили об обнаружении флота, но лишь один японский авианосец был распознан в его составе. Бой начался приказом Хэлси.
      "Атаковать. Немедленно атаковать"
      Никакой попытки взаимодействия с ударной авиацией Гуадалканала. А ведь это третий авианосец по сути. Непотопляемый.
      В результате американцы полезли в рубку с противником имеющим и количественный и качественный перевес.
      И только зенитки и их расчеты позволили избежать катастрофы и потерпеть достойное поражение.
      Наверное, из Боевых инструкций Королевского Флота старых времен ему больше всего понравилась бы статья, касающаяся «общей погони»

      Ему бы это НЕ понравилось. Особенно в свете его действий у Лейте.
      Вообще потолок Хэлси виден достаточно четко-отличный командир оперативного соединения и в будущем одной таск групп. Но судьба вознесла его намного выше.
      1. +4
        6 июля 2021 10:54
        Цитата: Engineer
        Вообще потолок Хэлси виден достаточно четко-отличный командир оперативного соединения и в будущем одной таск групп. Но судьба вознесла его намного выше.

        )))
        Судя по действиям Спрюэнса и Хэлси в 44-м году, лучшим американским адмиралом был Флетчер. Кстати, Мидуэй выиграл он же.
        Хотя скорее всего лучшего американского адмирала кикнули со службы в начале 40-го года. С поста командующего Азиатским флотом.
        Цитата: Engineer
        В результате американцы полезли в рубку с противником имеющим и количественный и качественный перевес.

        Американцы начали поднимать в воздух все, что только можно. Самолеты организовывались в небольшие группы и летели в направлении противника. Первая волна из 15 бомбардировщиков, шести торпедоносцев и восьми истребителей поднялась в 08:00 утра. Вторая — три пикировщика, семь торпедоносцев и восемь истребителей — взлетела к 08:10. Третья, примерно той же численности, ещё на десять минут позже.

        Это называется бардак и профнепригодность.
        1. -2
          6 июля 2021 11:13
          Цитата: Вишневая девятка

          Это называется бардак и профнепригодность

          А с каким интервалом должны были взлетать?
          1. +2
            6 июля 2021 11:43
            Самолёты с 2 АВ должны были формировать единую ударную волну хотя бы 50 самолётов. По крайней мере, такое мнение было у японцев по этому поводу. А тут опять Мидуэй - самолёты подходят небольшими группами, кто-то вообще потерялся по пути. Только без чудес, как в прошлый раз.
            1. -1
              6 июля 2021 11:56
              Цитата: Вишневая девятка
              Самолёты с 2 АВ должны были формировать единую ударную волну хотя бы 50 самолётов

              Удар волнами а не 1 сплошной группой имеет свои преимущества.
              Цитата: Вишневая девятка
              По крайней мере, такое мнение было у японцев по этому поводу.

              Результаты всех авианосных баталий,которые японцы практически все слили американцам говорят что японские теории не сильно стыковались с реальностью.
              Цитата: Вишневая девятка
              А тут опять Мидуэй

              Вот вот..Приводить как негативный пример битву в которой американцы более чем полностью разгромили японский флот с умеренными для себя потерями-такой себе аргумент.
              Цитата: Вишневая девятка
              Только без чудес, как в прошлый раз.

              Не сказать что результаты и этой битвы для японцев имевших более чем 2 х кратный перевес были позитивными
              1. +2
                6 июля 2021 12:52
                Цитата: Liam
                Удар волнами а не 1 сплошной группой имеет свои преимущества.

                Японцы как раз атаковали волнами, только эти волны были большими. А атака малыми группами да, имеет свои плюсы. Для противника.
                Цитата: Liam
                Результаты всех авианосных баталий,которые японцы практически все слили американцам говорят что японские теории не сильно стыковались с реальностью.

                Сливать они начали тогда, когда американские "малые" группы стали больше, чем японские "большие".
                Цитата: Liam
                Приводить как негативный пример битву в которой американцы более чем полностью разгромили японский флот с умеренными для себя потерями-такой себе аргумент.

                Даже Спрюэнс не может проиграть, если Бог не хочет этого.
                Цитата: Liam
                Не сказать что результаты и этой битвы для японцев имевших более чем 2 х кратный перевес были позитивными

                Битву они выиграли. Но выигранные битвы для них уже ничего не решали. Это как ситуация с СССР после зимы 42-43.
                1. +1
                  7 июля 2021 14:44
                  Результаты всех авианосных баталий,которые японцы практически все слили американцам говорят что японские теории не сильно стыковались с реальностью.
                  Главное слово в вашем высказывании "практически". Японцы делали ставку на качество (как и немцы) но в тотальной войне выигрывает количество, которое с опытом переходит в качество.
              2. +4
                6 июля 2021 15:00
                Цитата: Liam
                Вот вот..Приводить как негативный пример битву в которой американцы более чем полностью разгромили японский флот с умеренными для себя потерями-такой себе аргумент.

                Так главный удар при Мидуэе нанесла как раз крупная группа пикировщиков, причём сборная - с двух АВ.
                А до этого было швыряние яйцами в каменную стену - подходившие разновременно группы из десятка-полутора пикировщиков и торпов не имели никаких шансов против 30-40 "Зеро".
                1. 0
                  6 июля 2021 16:22
                  Цитата: Alexey RA
                  Так главный удар при Мидуэе

                  Нанесли две отдельные группы (волны) самолетов численностью в 30 и 14 машин.Примерно как и в этой битве.И удар стал возможным и таким разгромным именно потому что возможности ПВО японцев исчерпались изза большого числа волн американцев.Тупо у японских Зеро топливо закончилось и сели на авианосцы.А подошли бы эти группы одновременно с остальными-были точно также сбиты.
                  Я понимаю что у форумных диванных адмиралов в ходу свой фольклер про Мидуэй,где огромная битва десятков кораблей и сотен самолетов представлена как некая бесмыссленная рулетка...но реальность немного отличается.
                  Когда в рулетку раз за разом неизменно выигрывает один и тот же игрок,умному человеку пора бы и задуматься ...например что это отнюдь не рулетка
                  1. +1
                    6 июля 2021 16:27
                    Цитата: Liam
                    А подошли бы эти группы одновременно с остальными-были точно также сбиты.

                    Вообще-то нет.
                    Волна с 3 АВ (+остров) - это под сотню самолётов. Силами воздушного патруля сбить такое невозможно.
                    1. -2
                      6 июля 2021 16:36
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Вообще-то нет.

                      Вообще то между теоретическими выкладками на диване и реальной войной,есть некоторая разница и самолеты шли волнами с разрывом во времени во всех этих битвах.Причем с обеих сторон.
                      Не назовете состав и численность японских групп потопивших(по сути)Йорктаун?
                      1. 0
                        6 июля 2021 18:38
                        На Йорк полетели более-менее все самолёты, которые в тот момент могли взлететь с одного АВ. И, кстати, американцам пришлось крепко обосраться с ПВО, чтобы эти семь самураев прорвались.
                      2. -4
                        6 июля 2021 18:40
                        Цитата: Вишневая девятка
                        На Йорк полетели более-менее все самолёты

                        Да..но двумя волнами)
                      3. +2
                        6 июля 2021 19:33
                        Цитата: Liam
                        Не назовете состав и численность японских групп потопивших(по сути)Йорктаун?

                        Там лучше смотреть на численность истребительного прикрытия "Йорктауна". И вообще на организацию ПВО двух TF.
                        Фактически, в первой атаке "Йорктаун" прикрывала только восьмёрка его БВП. Остальные силы подоспели уже когда японцы вошли в зону огня ЗА и уже переходили в пикирование.
                      4. -2
                        6 июля 2021 19:41
                        Цитата: Alexey RA
                        Там лучше

                        )))
                        Перевод стрелок.Японцы тоже почему то не стали посылать в одном заходе все что у них было.А устроили 2 волны.Сначала пикировщики,а потом торпедоносцы.С нехилым таким разрывом по времени.
                      5. +1
                        7 июля 2021 07:46
                        Цитата: Liam
                        С нехилым таким разрывом по времени.

                        Как раз на примере Йорка видно, что если так делать - даже подранка не добить. Если бы не советские герои-подводники - уполз бы буржуй.
                      6. -1
                        7 июля 2021 10:38
                        )))
                        А массовая, по "канонам", атака по стационарным обьектам японцев на Мидуэй,показала к чему приводит такая тактика в борьбе с авианосцами...2/3 японских самолетов в решающий момент оказались неготовыми к бою туристами на палубе и пошли на дно даже не взлетев.Если Вы уж про игру и рулетку-японцы поставили все на Зеро и обанкротились за один розыгрыш)
                  2. +3
                    6 июля 2021 19:02
                    Цитата: Liam
                    И удар стал возможным и таким разгромным именно потому что возможности ПВО японцев исчерпались изза большого числа волн американцев.Тупо у японских Зеро топливо закончилось и сели на авианосцы.

                    Вы это серьёзно?
                    На момент вырезания последних торпов японцы держали в воздухе 42 "Зеро". Нагумо устроил карусель истребителей, задействовав для ПВО соединения даже машины, предназначенные для эскорта второй волны.
                    Цитата: Liam
                    А подошли бы эти группы одновременно с остальными-были точно также сбиты.

                    Если бы эти группы подошли вместе с остальными, то 1 и 2 ДАВ оказались бы перед необходимостью как-то остановить почти полсотни пикировщиков, почти полсотни торпов и десяток истребителей. Причём идущих на двух эшелонах с разницей в 6 км.
                    А против них - максимум сорок два "Зеро". С их ограниченным БК к 20-мм. Причём треть из них, как и в реале, свяжут истребители Тэча.

                    Это же классический довоенный "комбинированный удар": торпы внизу своими торпедами ограничивают маневрирование, пикировщики наверху готовятся 1000-фунтовками вскрыть палубы, истребители прикрывают тех, с кем договорились. smile
                    1. 0
                      6 июля 2021 19:19
                      Цитата: Alexey RA
                      Вы это серьёзно?

                      Еще как.Группы потопившие 3 японских авианосцев не встретили никакого сопротивления практически-ни истребителей ни даже зенитного огня.Это эффект атак волнами.
                      Цитата: Alexey RA
                      Это же классический довоенный "комбинированный удар":

                      Это теории форумных знатоков и не более.В реальности что японские что американские адмиралы авианосцы(в отличии от наземных стационарных обьектов) атаковали волнами.Они не были такими продвинутыми как вы и понимали что точно установить местонахождение и количество авианосцев-нетривиальная задача,тем более быть уверенными что эти самые авианосцы будут на якорях ждать часа 2-3 пока ваша армада будет к ним лететь.А то сместятся за эти 2 часа на какую нить сотню км и вы останетесь с сотней самолетов кружащих в пустоте.А атаки волнами-намного более гибкая тактика Первая волна не нашла-сообщила остальным которые меняют курс
                      1. +1
                        6 июля 2021 19:37
                        Цитата: Liam
                        Это эффект атак волнами.

                        )))
                        Это случайность.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. +3
                        6 июля 2021 22:36
                        Так "случайно", раз за разом, американцы и грохали японцев в
                        сражениях smile
                        До самой капитуляции.
                      4. +1
                        7 июля 2021 07:47
                        Они грохали японцев не случайно, а получив количественный и качественный перевес. Неожиданно.
                      5. +2
                        7 июля 2021 10:31
                        Цитата: Вишневая девятка
                        Они грохали японцев не случайно, а получив количественный и качественный перевес. Неожиданно.

                        В 42 году у американцев не было ни того ни другого.Они слабейшим своим составом разгромили пиковых японцев,которые смогли только по мирно спящим аэродромам.
                      6. +1
                        7 июля 2021 11:23
                        Говорю же, повезло. А вот в 44-м уже не везло, но это уже было неважно.
                      7. +2
                        7 июля 2021 12:59
                        Цитата: Liam
                        Еще как.Группы потопившие 3 японских авианосцев не встретили никакого сопротивления практически-ни истребителей ни даже зенитного огня.Это эффект атак волнами.

                        Это результат кровавой резни торпедоносцев. Которые ценой своей жизни стянули все силы и внимание ПВО на МВ.
                        Сомневаюсь, что торпедоносные эскадрильи на USN существовали именно для этого.
                        Цитата: Liam
                        В реальности что японские что американские адмиралы авианосцы(в отличии от наземных стационарных обьектов) атаковали волнами.

                        В реальности при Мидуэе американские авианосцы планировали атаковать именно смешанными группами. Но группа "Энтерпрайза" распалась ещё при взлёте (взлетевшие пикировщики не стали ждать торпов), а группа "Хорнета" распалась уже в воздухе - командир торперов Уолдрон, отчаявшись повернуть группу на правильный курс, послал командира авиагруппы "Хорнета" Ринга куда подальше и пошёл на цель в одиночку.
                      8. -1
                        7 июля 2021 13:23
                        ))Вы за деревьями не видите леса.
                        Японцы познали на себе в этом разгроме все прелести попытки использовать все самолеты скопом.После взлета такой массовкой АУС часа на 3-4 остается практически безоружной и неспособной ни на что.И уходит на дно вместе со всей неготовой к взлету авиагруппой.Такой способ атаки-это безрассудная попытка поставить все фишки на 1 сектор.Против стационарной цели еще можно рискнуть.Против авианосцев,про которых априори точно неизвестно где они,сколько их,что делают и где будут в течении следующих 2-3 часов-это откровенное безумие которое может окончится только разгромом.Что собственно и случилось
                2. +1
                  6 июля 2021 22:31
                  Синхронизировать взлеты с маневрирующих авианосцев для
                  атак на маневрирующие авиносцы противника нереально .
                  Поднимали в воздухе, все что можно было поднять после быстрых
                  заправок и загрузок бомбами/торпедами - и вперед.
                  Оставлять самолеты на палубе еще опаснее.
                  1. +2
                    7 июля 2021 07:44
                    Цитата: voyaka uh
                    Синхронизировать взлеты с маневрирующих авианосцев для
                    атак на маневрирующие авиносцы противника нереально .

                    Да?

                    Вообще-то концепция дивизии авианосцев именно для этого и придумана.
        2. +2
          6 июля 2021 11:18
          Судя по действиям Спрюэнса и Хэлси в 44-м году, лучшим американским адмиралом был Флетчер

          Митшер не хуже Флетчера несмотря на все свои закидоны
          Это называется бардак и профнепригодность.

          НЕт. Хорнет за эту фазу боя заслужил оценку минимум хорошо. Первая волна 29 самолетов. вторая через 20 минут- 26 самолетов. Секаку отделан неплохо. За БЗБ позднее оценка отлично. Молодцы в целом
          К Бигги, однако, куча вопросов.
          Амерам отчаянно не хватало третьей палубы. В равных составах могли бы и затащить.
          1. 0
            6 июля 2021 11:52
            Цитата: Engineer
            Митшер не хуже Флетчера

            )))
            Митшер не командовал сражением в целом.
            Цитата: Engineer
            Амерам отчаянно не хватало третьей палубы

            USS Robin)))
            1. +1
              6 июля 2021 12:01
              USS Robin)))

              1. Ему нужно предварительное повышение квалификации. Подготовка персонала слабовата. Технически не готов без американской помощи. Аварийные барьеры и лифты надо усиливать.
              2. В принципе не способен воевать с япами. Донтелессы не влазят, авенжеры влазят с трудом на подъемник. Прогревать моторы в ангаре нельзя. Такой вообще еще не выпустит волну, а на него посыпятся бомбы.
              Нужен полноценный корабль типа нашего бравого йорка , а не британский второсортный калич-эрзац
              А нет. выпустит Свордфиши. Япы передохнут от смеха
              Так победим
              1. +2
                6 июля 2021 13:00
                Цитата: Engineer
                А нет. выпустит Свордфиши

                Нет таких. 36 ф4ф, 15 авенджеров. Либо чисто истребители, 58 штук.
                Цитата: Engineer
                Нужен полноценный корабль типа нашего бравого йорка , а не британский второсортный калич-эрзац

                Все перетопили.
                1. +2
                  6 июля 2021 13:07
                  Нет таких. 36 ф4ф, 15 авенджеров. Либо чисто истребители, 58 штук.

                  Какие-то фантазии. Нет такого в 42-м году.
                  Свордфишей не было, в ноябре 42-го были альбакоры. Теперь япам точно кранты.
                  Все перетопили.

                  Осталось добавить, что у кидо бутай в этих боях пережеваны точно так же
                  1. 0
                    6 июля 2021 14:33
                    Цитата: Engineer
                    Какие-то фантазии

                    Это реальная авиагруппа периода Робина.
                    Цитата: Engineer
                    Осталось добавить, что у кидо бутай в этих боях пережеваны точно так же

                    Не точно. 4 АВ у япов, 2 у американцев (+Рэйнджер). Одна из двух - Саратога, имевшая сверхспособность держаться подальше от больших неприятностей. Хорошая способность, но не для боевого корабля.
                    1. +1
                      6 июля 2021 14:59
                      Это реальная авиагруппа периода Робина.

                      Ага, 43 года . Зачем пихать это в обсуждение битв 42-го?
                      Не точно.

                      Опять какая-то ерунда.
                      По результатам года у япов потеряно 4 ударных и два легких. У американцев 3 ударных и один легкий.
                      Осталось у амеров - 2 ударных
                      У япов 2 ударных Из них Секаку в ремонте до мая 43-го
                      Авиагруппы обоих журавлей переданы на берег.
                      История кидо бутай окончена.

                      31 декабря в строй вступил Эссекс. В этот же день Викториэс стал в док в Норфолке для дооборудования по американским стандартам.

                      Это все что нужно знать про результаты 42-го и USS Робин
                      1. 0
                        6 июля 2021 15:47
                        Цитата: Engineer
                        Зачем пихать это в обсуждение битв 42-го?

                        Чтобы напомнить, чем эти битвы для американцев закончились. Не вполне успехом.
                        Цитата: Engineer
                        История кидо бутай окончена

                        Если так подходить, то Ваша позиция "американцы победили довоенными кораблями" более понятна. Хотя все так же экстравагантна.
                        Цитата: Engineer
                        У япов 2 ударных

                        Два Дзюньё в безударные запишем? Японский Боуг? Они больше Йорктауна так-то.

                        Эссекс реально начал работать в конце лета. Как раз ему Энтерпрайз сдал смену и ушел в ремонт на полгода. Ситуация расшилась только осенью, когда один за другим в ПХ пришли ещё три Эссекса.
                      2. +1
                        6 июля 2021 17:26
                        Чтобы напомнить, чем эти битвы для американцев закончились. Не вполне успехом.

                        Каким еще не вполне успехом. Перемолото лучшее соединение в мире. Его больше нет. Инициатива япами утрачена безвозвратно. Лучшие пилоты в мире выбиты . Сильнейший флот в мире лишился основного стратегического инструмента. Гейм овер.

                        Два Дзюньё в безударные запишем? Японский Боуг? Они больше Йорктауна так-то.

                        опять какой-то концентрат не пойми чего.
                        Дзунье перестроенный из лайнера эрзац . Рядом с Йорктауном не стоявший. Это уровень индепенденсов по возможностям. У амеров в первом квартале 43-го вступают в строй три таких карлана, каждый из которых минимум не хуже дзунье
                        Но самое главное, для этих недоударников в конце 42-м просто нет самолетов и пилотов . Воевать нечем.

                        Ноябрь 42-го Энтерпрайз топит Хией у Гуадалканала. А яповская остаточная авианосная шушера торчит в Труке без самолетов. И носа не кажет. Оба журавля в конце года вернулись с метрополию. Вот и весь хрен до последней копейки.
                        Компания 42-го триумф амеров. Кровавый, корявый, но вполне очевидный.

                        Эссекс реально начал работать в конце лета

                        Робин так и не начал работу. Просто прошел курсы повышения квалификации
                      3. 0
                        6 июля 2021 18:49
                        Цитата: Engineer
                        Каким еще не вполне успехом. Перемолото лучшее соединение в мире.

                        Мидуэй - это Худ х 4. Кстати, 4 АВ и у амеров потеряно, Лекс, Йорк, Восп, Хорнет. Триумф своеобразный.
                        Цитата: Engineer
                        Но самое главное, для этих недоударников в конце 42-м просто нет самолетов и пилотов

                        Как обычно, всё в кучу (с). То про АВ, то про проблему пилотов.
                        Цитата: Engineer
                        Компания 42-го триумф амеров

                        Главной частью "триумфа амеров" было установление того факта, что плакать и просить прощения у жертв колониализма они не будут. То есть будут, но лет на 80 позднее, чем японцам хотелось бы. Собственно, это единственный факт, который требовалось установить в ходе боевых действий, все остальное было понятно и 6 декабря. Так что на этом война была закончена.
                        Цитата: Engineer
                        Это уровень индепенденсов по возможностям

                        У Дзунье сильно больше самолётиков. Или аргумент только с англичанами работает?
                        Цитата: Engineer
                        Робин так и не начал работу. Просто прошел курсы повышения квалификации

                        Вообще не понял претензии. Кинг с Нимицем были в курсе, что Робин им не нужен?
                      4. +1
                        6 июля 2021 19:18
                        х 4. Кстати, 4 АВ и у амеров потеряно, Лекс, Йорк, Восп, Хорнет. Триумф своеобразный.

                        Я это уже отметил. Столкнулись сопоставимые по силам противники и понесли сопоставимые потери. Удивительно, не так ли?
                        Мидуэй - это Худ х4

                        Вы так и не поняли что такое кидо бутай. Какой там малахольный бесполезный клоунский Худ? У нас что худы были основной силой на море в ВМВ?

                        Как обычно, всё в кучу (с). То про АВ, то про проблему пилотов
                        .
                        Если не применять альтернативных техник чтения, то видно что пилоты и самолеты не смешиваются , а рассматриваются совместно. Эти вещи взаимосвязаны. Сюрприз.
                        К концу года по ударным авианосцам американцы в лидерах. В начале года уступали. По общему количеству пока уступают, но по палубной авиации уже нет. Что тут непонятного?
                        При этом американцы остались у Гуадалканала и выполняют БЗ и вообще владеют морем, а япы решили что с них хватит.

                        Главной частью "триумфа амеров" было установление того факта, что плакать и просить прощения у жертв колониализма они не будут. То есть будут, но лет на 80 позднее, чем японцам хотелось бы

                        Это Ваши заморочки. Видите ли, Вы проецируете прошлое на настоящее, а для меня есть только тактический и стратегический аспект. Слезы филиппинцев в оккупации несомненно душещипательная тема, но не стоит преувеличивать ее значение для сегодняшней политики.

                        У Дзунье сильно больше самолётиков.

                        В каком месте там сильно больше?? На 4-7 штук, плюс скорость японца недостаточна для полноценного авианосца.
                        Вообще не понял претензии. Кинг с Нимицем были в курсе, что Робин им не нужен?

                        Просто Робин не нужен. Факт.
                      5. 0
                        6 июля 2021 20:04
                        Цитата: Engineer
                        Столкнулись сопоставимые по силам противники и понесли сопоставимые потери. Удивительно, не так ли?

                        "По-честному" утопили один Рюдзе. Остальное - читерство и фарт.
                        Цитата: Engineer
                        У нас что худы были основной силой на море в ВМВ?

                        1. Да, конечно. По крайней мере, на 40-й год.
                        2. Вы не поняли, что АУС в 42-м году - это как раз линейный крейсер. Ударная сила большая, но защитить его невозможно. Чтобы решить проблему, американцам пришлось здорово поработать, и то в конечном итоге взяли числом и тервером. См. АВ Франклин.
                        Цитата: Engineer
                        Эти вещи взаимосвязаны.

                        Нет.
                        Цитата: Engineer
                        К концу года по ударным авианосцам американцы в лидерах

                        Это если три штуки против двух, простите? Включая Эссекс в Атлантике?
                        Цитата: Engineer
                        По общему количеству пока уступают, но по палубной авиации уже нет

                        Опять Ваша авторская арифметика.
                        Цитата: Engineer
                        При этом американцы остались у Гуадалканала и выполняют БЗ и вообще владеют морем, а япы решили что с них хватит.

                        Вы это в достижения конкретно Энтерпрайза записали?
                        Цитата: Engineer
                        Это Ваши заморочки

                        Я не про филиппинцев в этот раз. Я про довольно банальную мысль, что единственный шанс на победу японцев - это если после первой зуботычины американцы решат, что им это не надо. Все, включая японцев, это понимали.
                        Не прокатило.
                        Цитата: Engineer
                        На 4-7 штук, плюс скорость японца недостаточна для полноценного авианосца.

                        В полтора раза больше, не надо брать авиагруппы 44-го года, а какая скорость достаточна для конкретно Йорка?
                        Цитата: Engineer
                        Просто Робин не нужен

                        Действительно не нужен, враг уже в 42-м триумфально повержен.
                      6. 0
                        6 июля 2021 20:19
                        "По-честному" утопили один Рюдзе. Остальное - читерство и фарт.

                        Играть надо уметь.
                        2. Вы не поняли, что АУС в 42-м году - это как раз линейный крейсер. Ударная сила большая, но защитить его невозможно. Чтобы решить проблему, американцам пришлось здорово поработать, и то в конечном итоге взяли числом и тервером. См. АВ Франклин.

                        Новое знание, жаль что альтернативное.
                        Опять Ваша авторская арифметика.

                        Дайте свою. Ой забыл, это не Ваша сильная сторона.
                        Это если три штуки против двух, простите? Включая Эссекс в Атлантике?

                        Конечно.
                        Боеготовы 2 против одного журавля. А по факту 2-0 если считать по ТВД
                        Секаку выйдет из ремонта когда Эссекс ошвартуется в Перл-Харборе.
                        Будет 3 на два.
                        Вы это в достижения конкретно Энтерпрайза записали?

                        Всех американских авианосных сил сделавших то чего не смог бы никто другой.

                        В полтора раза больше,

                        Ну-ка расскажите про авиагруппу Дзунье в 60+ самолетов.
                        достаточна для конкретно Йорка?

                        Бескатапультный взлет желательно 30+ узлов - универсальная практика

                        Действительно не нужен, враг уже в 42-м триумфально повержен.

                        Дальше нужен ТФ из настоящих парней умеющих бить, а не убогая хрень от инзельаффен
                      7. 0
                        7 июля 2021 08:08
                        Цитата: Engineer
                        Играть надо уметь.

                        Говорит победитель лотереи.
                        Можно и не уметь, см американцы ВМВ.
                        Цитата: Engineer
                        жаль что альтернативное

                        Естественно, 9 потерянных в 42-м году АВ Вас не убеждают в уязвимости этого класса кораблей.
                        Цитата: Engineer
                        Дайте свою. Ой забыл, это не Ваша сильная сторона.

                        Ну почему же? Пока речь идёт о реальной истории, арифметика вполне применима. 2 АВ у американцев, 4 АВ у японцев. Как следствие, чтобы оперировать двумя кораблями, пришлось брать взаймы сами знаете что.
                        Рассказы про график ремонтов можно обсудить, разумеется, на примере Сартоги.
                        Цитата: Engineer
                        Всех американских авианосных сил сделавших то чего не смог бы никто другой

                        Американский флот реализовал свое стратегическое преимущество в электронной разведке в важнейшую победу. Это не меняет того факта, что воевали по-прежнему посредственно на весьма проблемной материальной части.
                        Цитата: Engineer
                        Ну-ка расскажите про авиагруппу Дзунье в 60+ самолетов.

                        Нет, ну это же надо. Я даже не очень мешаю надр... нахваливать Эссекс. Нет, надо ещё и группу Индепенденса в 40 самолётов поставить, вместо 24+9.
                        Цитата: Engineer
                        универсальная практика

                        Вы не в курсе, что у Йорка была выбита часть котлов ещё в предыдущем бою?
                        Цитата: Engineer
                        Дальше нужен ТФ из настоящих парней умеющих бить, а не убогая хрень от инзельаффен

                        Так нет же его. Были более важные дела - 5 проектов линкоров (из них 4 построены), в том числе 3 проекта линкора на 35К, с тремя разными ГК. Не до авианосцев, сами понимаете.
                        Цитата: Engineer
                        У нас что худы были основной силой на море в ВМВ?

                        Ну, или не понимаете.
                      8. 0
                        7 июля 2021 10:11
                        Говорит победитель лотереи.
                        Можно и не уметь, см американцы ВМВ.

                        Ерунда. Американцы уступали япам, но они по крайней мере конкурентны с самого первого сражения.
                        Естественно, 9 потерянных в 42-м году АВ Вас не убеждают в уязвимости этого класса кораблей.

                        Уязвимости для других авианосцев. Можно засыпать с моделью Худа в обнимку, но реальная война на море больших парней это совсем другое
                        Ну почему же? Пока речь идёт о реальной истории, арифметика вполне применима. 2 АВ у американцев, 4 АВ у японцев. Как следствие, чтобы оперировать двумя кораблями, пришлось брать взаймы сами знаете что.

                        Ваша фирменная куча. Корабли в метрополии в том числе переделанные эрзацы плюс без самолетов приравнены к полноценным ударникам на ТВД с авиагруппой. Спасибо, не надо.
                        Рассказы про график ремонтов можно обсудить, разумеется, на примере Сартоги.

                        Вопрос шел про конец 42-го как про индикатор результатов баталий. Сара с ноября в Нумеа и боеспособна. В январе уже начнет ходить на вечеринки.
                        Это не меняет того факта, что воевали по-прежнему посредственно на весьма проблемной материальной части.

                        Воевали неплохо, а порой отлично на неплохой матчасти довоенного образца. Воевали хорошо на хорошей матчасти военного образца.. Кто-то не смог в такую войну вообще.
                        Нет, ну это же надо. Я даже не очень мешаю надр... нахваливать Эссекс. Нет, надо ещё и группу Индепенденса в 40 самолётов поставить, вместо 24+9.

                        Я ошибся про индепенденсы. Со школьных лет отложились 45 самолетов. Но в споре смысла все равно нет.. После 42-го Дзунье не несли 40+ самолетов. Еще один результат побед амеров в 42-м
                        Вы не в курсе, что у Йорка была выбита часть котлов ещё в предыдущем бою?

                        Очередное передергивание.
                        Ситуационные проблемы ставятся в один ряд с конструктивным ограничением. Жара.
                        Так нет же его. Были более важные дела - 5 проектов линкоров (из них 4 построены), в том числе 3 проекта линкора на 35К, с тремя разными ГК. Не до авианосцев, сами понимаете.

                        Они будут через год с небольшим. Ничего страшного. Ваш кэп.
                        Ну, или не понимаете.

                        У меня проблемы с пониманием хрени. Ничего не могу с собой поделать.
                      9. +1
                        7 июля 2021 12:18
                        Цитата: Engineer
                        но они по крайней мере конкурентны с самого первого сражения.

                        Это когда они сами себе Лексингтон утопили?

                        Впрочем, не буду придираться. Действительно, в море против Нагумо любой АВС вряд ли что мог сделать.
                        Цитата: Engineer
                        Можно засыпать с моделью Худа в обнимку

                        Скорее с ростовой куклой Гая Ойли-Хьюза. Хотя, честно говоря, надувные 50-летние мужики это немного не то, что я бы хотел видеть в постели.
                        Цитата: Engineer
                        Ваша фирменная куча. Корабли в метрополии в том числе переделанные эрзацы плюс без самолетов приравнены к полноценным ударникам на ТВД с авиагруппой

                        Ваше фирменное послезнание.
                        Цитата: Engineer
                        Сара с ноября в Нумеа и боеспособна. В январе уже начнет ходить на вечеринки.

                        Одна (Энтерпрайз был в том же районе, но действовал отдельно). Выпускать такую бодипозитивную девушку одну считалось неприемлемым - того и гляди дикари, которых Вы уже победили в прошлом году, коллективно огуляют. Поэтому в поддержку дали сначала Робин, а потом Принстон. И то к лету появилась уверенность, что японцам как-то не до гулянок.
                        Цитата: Engineer
                        Кто-то не смог в такую войну вообще.

                        Да много кто не смог, начиная как раз с японцев. Неожиданно выяснилось, что массовая морская авиация - чертовски дорогая штука. Слишком дорогая для самих японцев.
                        Цитата: Engineer
                        После 42-го Дзунье не несли 40+ самолетов. Еще один результат побед амеров в 42-м

                        Я же говорю, что проблемы летчиков, самолётов и кораблей - это три разные проблемы, а Вы упираетесь.
                        Цитата: Engineer
                        Ситуационные проблемы ставятся в один ряд с конструктивным ограничением

                        Так никто же не спорит, что 30 узлов лучше, чем 25 (а нет, Вы спорили по быстрым ЛК). Но Вы-то вообще выписали Дзунье из авианосцев за 25узловость.
                        Цитата: Engineer
                        Они будут через год с небольшим. Ничего страшного

                        В смысле, можно сделать перекур на полгода? Пожалуй и можно, но кто же знал?
                        Цитата: Engineer
                        У меня проблемы с пониманием хрени

                        У Вас проблемы с выбором выражений.
                      10. 0
                        7 июля 2021 14:03
                        Это когда они сами себе Лексингтон утопили?

                        И тогда тоже. Это вполне очевидно. В случае бритишей было бы избиение. А тут хорошая рубка.
                        Скорее с ростовой куклой Гая Ойли-Хьюза

                        Экий Вы прогрессивный
                        Одна (Энтерпрайз был в том же районе, но действовал отдельно). Выпускать такую бодипозитивную девушку одну считалось неприемлемым - того и гляди дикари, которых Вы уже победили в прошлом году, коллективно огуляют.

                        Вдвоем с Бигги. Захотят встретятся захотят порознь погуляют. Современная пара.
                        У япов на вечеринке по памяти один Дзунье остался. Ему лучше с Сарой не встречаться. Пояснения за феминизм может не пережить.
                        Да много кто не смог, начиная как раз с японцев.

                        Японцы как раз смогли. Причем аж два раза.
                        Я же говорю, что проблемы летчиков, самолётов и кораблей - это три разные проблемы, а Вы упираетесь.

                        Все три проблемы- прямое следствие триумфа американцев 42 . Но вы по прежнему обмазываетесь американофобией.
                        Ваше фирменное послезнание.

                        В десятый раз повторю- изучать историю можно только располагая послезнанием.
                        Так никто же не спорит, что 30 узлов лучше, чем 25 (а нет, Вы спорили по быстрым ЛК). Но Вы-то вообще выписали Дзунье из авианосцев за 25узловость.

                        Любите Вы округлить. Дзуньо не ударник. После 42- го особенно. См. выше.
                      11. 0
                        7 июля 2021 21:25
                        Цитата: Engineer
                        В случае бритишей было бы избиение

                        Да, и с линкорами против береговой авиации, и позднее с крейсерами против авианосцев не очень хорошо получилось, тут Вы правы.
                        Цитата: Engineer
                        япов на вечеринке по памяти один Дзунье остался

                        Только вот у американцев Вашей памяти не было. Им было известно о четырех АВ.
                        Цитата: Engineer
                        Японцы как раз смогли. Причем аж два раза

                        Смочь один раз, пусть даже и два раза - это не то же самое что мочь постоянно. Японцы несколько лет делали авиацию, которая полгода решала любые вопросы. Но выяснилось, что полгода недостаточно. А возможности много лет накапливать силы уже нет. В отличие от американцев, у которых была возможность поддерживать, и даже наращивать свой уровень неограниченно долго. Но подобное было по карману только американцам.
                        Цитата: Engineer
                        Все три проблемы

                        Вам прекрасно известно, что лётчики закончились раньше кораблей. Самолёты вообще не заканчивались, но только в 43-м году против корсаров зеро уже не тот, что в 41-м против брюстеров.
                        Цитата: Engineer
                        изучать историю можно только располагая послезнанием.

                        Ваше послезнание не так уж и сильно отличается от моей альтистории.
                        Цитата: Engineer
                        Дзуньо не ударник

                        Принстон тем более не ударник. Это не значит, что он был бесполезен.
                      12. 0
                        7 июля 2021 21:50
                        Здесь бы поставить точку.
                        Отмечу только что кидо бутай образца начала 42 года и соединение Одзавы в середине 44 намного превосходили по ударным возможностям тот же британский флот у Окинавы в 45-м.
                        Это по поводу кто и сколько раз смог.
                      13. 0
                        7 июля 2021 23:54
                        Цитата: Engineer
                        Отмечу только что кидо бутай образца начала 42 года и соединение Одзавы в середине 44 намного превосходили по ударным возможностям тот же британский флот у Окинавы в 45-м.
                        Это по поводу кто и сколько раз смог.


                        У англичан не было ударных авианосцев, да и адекватной 40-м годам морской авиации тоже. Я Вам уже сообщал об этом.
                      14. 0
                        8 июля 2021 10:30
                        Помню-помню. Эскадренные авианосцы и т.д. Но лучше назвать английские авианосцы безударными.
                      15. 0
                        8 июля 2021 11:55
                        Цитата: Engineer
                        Но лучше назвать английские авианосцы безударными.

                        HMS Victorious: January 1945
                        * Total of 57 aircraft for Operation Meridian
                        1834 Squadron: 18 Corsair II
                        1836 Squadron: 16 Corsair II
                        849 Squadron: 21 Avenger II
                        Ship's flight: 2 Walrus ASR

                        HMS Indomitable: December 1944 & January 1945
                        * Total of 50 aircraft for Belwan Deli strike & Operation Meridian
                        1839 Squadron: 15 Hellcat I
                        1844 Squadron: 14 Hellcat I
                        857 Squadron: 21 Avenger II

                        HMS Implacable: June to August 1945
                        * Total of 81 aircraft for Operation Inmate
                        801 Squadron: 24 Seafire LIII
                        880 Squadron: 24 Seafire LIII and FRIII
                        1771 Squadron: 12 Firefly I
                        828 Squadron: 21 Avenger II

                        Называйте, кто же Вам запретит?
                    2. 0
                      6 июля 2021 15:06
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Одна из двух - Саратога, имевшая сверхспособность держаться подальше от больших неприятностей. Хорошая способность, но не для боевого корабля.

                      В последней операции "Саре" её способность не помогла.
                      Как не изворачивалась "Сара" всю войну, а после неё она попала не в музей (как старейший из выживших АВ США), а на Перекрёсток. smile
                      1. +1
                        6 июля 2021 15:31
                        Ну, Нимиц после истории с Мидуэем затаил злобу и жахнул старушку атомной бомбой. Точнее двумя.
    2. +3
      6 июля 2021 15:12
      Добрый день, Серж. hi
      По поводу Хэлси никак не могу с тобой согласиться. Вот уж кто был откровенным пиарщиком и авантюристом, так это он. Самый простой и яркий пример его приёмов видения войны -- бой у мыса Энганьо, когда Хэлси бросил корабли десанта и ближнего прикрытия, и устремился за "приманкой", которую подсунул ему Одзава, в расчёте легко добыть себе лавры "победителя всего японского флота". Как всё это происходило и чем закончилось известно всем и я не буду вдаваться в подробности. Напомню только об истерике, которую Хэлси закатил на мостике своего флагмана после радиограммы Нимитца: "... где Оперативное Соединение 34 RR мир удивляется" И как его нач. штаба Мак Кэрни орал ему прямо в лицо: "Прекрати! Какого чёрта?! Возьми себя в руки!"
      Талант и сила воли, куда уж там...
      А вот Спрюзнс, на мой взгляд, был одним из лучших адмиралов американского флота, чего стоило одно сражение под Мидуэем. Как кот сидел в засаде, выжидая момента, потом раз -- и в лапах! smile
      1. 0
        6 июля 2021 16:22
        Цитата: Морской Кот
        чего стоило одно сражение под Мидуэем.

        Которым командовал Флетчер?
        Цитата: Морской Кот
        Хэлси бросил корабли десанта и ближнего прикрытия

        Вина Хэлси в том, что он, как обычно, недоразведал, и таким образом упустил отряд Куриты. А что не защитил АВ Кинкейда - не к нему вопрос. У Кинкейда есть 6 своих линкоров и 300+ своих самолётов.
        1. +2
          6 июля 2021 16:38
          Вина Хэлси в том, что он, как обычно, недоразведал,

          Ключевое слово здесь "как обычно".
          Которым командовал Флетчер?

          Кто выжидал момента и принимал решение о подъёме самолётов на атаку японского соединения, Флетчер?
          1. 0
            6 июля 2021 18:59
            Цитата: Морской Кот
            Ключевое слово здесь "как обычно".

            Как обычно у американцев. Спрюэнс у Мариан также разведывал.
            Цитата: Морской Кот
            Кто выжидал момента и принимал решение о подъёме самолётов на атаку японского соединения, Флетчер?

            Самолёты Йорка поднялись ещё позднее, и в случае с Месси и Лесли атака на японские корабли не была случайностью. В отличие от МакКласки и Беста.
            1. +2
              6 июля 2021 19:06
              Я о Спрюэнсе и Флетчере, а не Бесте и Лэсли. Хотя полоты в любом случае молодцы.
  2. +16
    6 июля 2021 06:12
    Адмирал Нагумо, изучив итоги сражения, сказал: «Это была тактическая победа, но стратегическое поражение для Японии».

    Странный вывод
    Да нет,не странный.Надо просто было продолжить цитату
    «...Учитывая превосходство промышленного потенциала нашего врага, мы должны были выигрывать каждую битву с большим преимуществом. Эта последняя победа, к сожалению, не была одержана с подавляющим превосходством»
    Нагумо (вскоре,кстати,отстраненный от командования) просто понял,что Япония не смогла воспользоваться стратегической возможностью для того, чтобы в одной решающей битве уничтожить военно-морские силы противника,а чуть позднее промышленная мощь США сделала эту цель и вовсе недостижимой.
    1. +8
      6 июля 2021 06:29
      Цитата: СЕРЖ ант
      Адмирал Нагумо, изучив итоги сражения, сказал: «Это была тактическая победа, но стратегическое поражение для Японии».

      Странный вывод
      Да нет,не странный.Надо просто было продолжить цитату
      «...Учитывая превосходство промышленного потенциала нашего врага, мы должны были выигрывать каждую битву с большим преимуществом. Эта последняя победа, к сожалению, не была одержана с подавляющим превосходством»
      Нагумо (вскоре,кстати,отстраненный от командования) просто понял,что Япония не смогла воспользоваться стратегической возможностью для того, чтобы в одной решающей битве уничтожить военно-морские силы противника,а чуть позднее промышленная мощь США сделала эту цель и вовсе недостижимой.

      Да, реально полноты картины не хватает статье, Ваш комментарий точно к месту!
      Надо сказать - на Вики статья вполне себе по теме :
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Бой_у_островов_Санта-Крус
  3. +3
    6 июля 2021 06:25
    Уважаемый автор, нельзя ли в ваших будущих статьях ставить подписи подо всеми фото? Неспециалисту (мне, например) зачастую невозможно разобраться.... Спасибо.
    1. +9
      6 июля 2021 06:46
      Второе фото - это кадр из художественного фильма "Тора! Тора! Тора!", снятого американцами и японцами в 1970 году. Фильм известен тем, что все морские сражения снимались в бассейне студии 20th Century Fox на макетах.
      То есть на снимке - макеты в бассейне.

      А это подготовка японского авианосца к "атаке Перл-Харбора" на съемках.
    2. +12
      6 июля 2021 07:00
      нельзя ли в ваших будущих статьях ставить подписи подо всеми фото?
      Да не переживайте Вы так,давайте вместе подпишем.Самый верхний - Японские самолёты атакуют авианосец «Энтерпрайз».Второй - макеты из фильма "Тора! Тора! Тора!",Третий - Морская пехота США высаживается на Гуадалканал 7 августа 1942 года.Четвертый - Американский авианосец CV-7 «Уосп» горит после торпедной атаки японской подводной лодки 15 сентября 1942 года.Авианосец под портретом адмирала - Zuikaku Остальные вроде подписаны..
      1. +5
        6 июля 2021 07:37
        Спасибо. Спасибо. Спасибо. Три раза написал потому, что один раз сайт не съедает. wink
  4. +3
    6 июля 2021 09:07


    Странное фото. Особенно корабль на переднем плане. Он похож на тяжелый крейсер, похожий на Фурутаку, но имеет три простыe трубы.

    На мой взгляд, на фото не показаны настоящие корабли.
    1. +4
      6 июля 2021 10:28
      Цитата: Кonstanty
      Странное фото. Особенно корабль на переднем плане. Он похож на тяжелый крейсер, похожий на Фурутаку, но имеет три простыe трубы.

      Ну да, нет любимой фишки японских КРТ - сдвоенной передней трубы.
      Цитата: Кonstanty
      На мой взгляд, на фото не показаны настоящие корабли.

      Адрес сайта в правом нижнем углу фото (modelshipsinthecinema.com) как бы подсказывает, что это модели кораблей в кино. smile
      1. +3
        6 июля 2021 10:58
        Адрес сайта в правом нижнем углу фото (modelshipsinthecinema.com) как бы подсказывает, что это модели кораблей в кино.


        Действительно - моя оплошность recourse . Я сосредоточился на корабле и проигнорировал подпись.

        Другое дело, в чем смысл фото модели несуществующего корабля в этой статье?
        1. 0
          6 июля 2021 11:22
          Другое дело, в чем смысл фото модели несуществующего корабля в этой статье?

          Так автор ведь не догадывается, что таких кораблей не существует.
    2. BAI
      +3
      6 июля 2021 12:39
      Уже написали, что это модели для фильма.
      Отдел миниатюр компании 20th Century Fox под руководством Ивана Мартина и Гейл Браун построил 19 японских кораблей и 10 американских кораблей. Корпуса кораблей изготавливались из стеклопластика по гипсовым формам. Форма японских и американских корпусов оказалась примерно схожей, поэтому было изготовлено относительно небольшое количество мастеров. Японские корабли на переднем плане строились в масштабе 1/24, а американские корабли - в масштабе 1/16. Было решено, что поскольку все американские корабли должны были быть взорваны, взрывы будут выглядеть более правдоподобными в большем масштабе. Последовательность японского флота, пересекающего Тихий океан, использовала модели меньшего размера на заднем плане, чтобы заставить их смотреть дальше. Все надстройки строились индивидуально из дерева, металла и пластика. Детали вблизи, как правило, довольно грубые, но в рамках фильма этого не видно. Как правило, при создании фильмов вы не тратите время и деньги на то, что никогда не увидят. Самая большая из моделей была более 40 футов, а для портового буксира - около 12 футов.
      1. BAI
        +4
        6 июля 2021 12:46
        Наверное, скоро в иллюстрациях к статьям автора появятся и такие фото:



        (Это все из того же фильма).
  5. +8
    6 июля 2021 09:08
    Но самой ощутимой потерей стала гибель 148 японских летчиков. У американцев погибло всего 26 пилотов.
    ..
    Кадры решают всё.
    Японцы сделали стратегический просчет в морской авиации. Они считали ,что сбитые летчики должны спасаться сами, а если не спасутся, то в традициях самураев пусть гибнут. У них даже не было поисково-спасательной службы. К 1943 году ,потеряв основную массу опытных пилотов, они осознали свою ошибку , организовали поисково-спасательную службу ,стали искать и спасать сбитых летчиков. Но время было упущено.
    В США отношение было совсем другим. Всех искали и пытались спасти. В отличии от Японии средний уровень морских летчиков повышался, опытных ветеранов не становилось катастрофически мало.
    В результате Япония по потерям летчиков на 1-м месте за всю войну .
    1. 0
      7 июля 2021 23:21
      Цитата: слава1974
      В США отношение было совсем другим. Всех искали и пытались спасти. В отличии от Японии средний уровень морских летчиков повышался, опытных ветеранов не становилось катастрофически мало.
      В результате Япония по потерям летчиков на 1-м месте за всю войну

      о, вот что я хотел как раз спросить.
      А то все чудесно и красиво рассказывали про железо про корабли и технику--а про людей мало.
      Насчет опытных летчиков, ведь опыт дело наживное и они терялись во всех этих тихоокеанских безобразиях. Насколько лучше/быстрее работал образный Вест Поинт против условного Сасебо?
      С лучшим летчиком этого театра получилось(стал японец) но с общим числом не справились.
      Хотя опыта у них еще с китайской войны..
      Или американцы как и советские--по ходу битв и сражений набивали шишки и тумаки, но уверено свели все к победе.По статье все у них далеко не радужно было. В табло получали регулярно. Преимущества не было. все держалось на людях. НА тех безымянных пилотах в креслах самолетах.
      1. +3
        8 июля 2021 00:18
        Цитата: Black Lotos
        Насколько лучше/быстрее работал образный Вест Поинт против условного Сасебо?

        Веспойнт в этом контексте вообще не работал, это пехотное училище.
        Цитата: Black Lotos
        С лучшим летчиком этого театра получилось(стал японец)

        Это ошибка. Большие личные счета истребителей как правило означают неизбежное поражение - очень много сбитых может быть только при огромном перевесе противника в численности. Перевес, естественно, был за американцами. Когда у тебя по 10 самолетов на один самолет противника, 300 фрагов не набьешь как ни старайся.

        Тем более американцы и не позволяли стараться. Результативных пилотов не оставляли по 3 года на фронте, а отзывали в инструкторы, в этом принципиальное отличие и от японцев, и от немцев. Бонг, американский ас № 1, сбил свои 40 самолетов отчасти потому, что пробрался обратно на фронт "партизаном" - числился инструктором, но летал в боевые вылеты.
        Цитата: Black Lotos
        Или американцы как и советские--по ходу битв и сражений набивали шишки и тумаки, но уверено свели все к победе.

        Вообще ни разу не как советские.
        Как бы ни были хороши самолеты, от авианосца немного пользы, если нет обученных летчиков. Японцы выяснили это после боев в Коралловом море и у о. Мидуэй, где они потеряли своих самых обученных летчиков и оказались без необходимых пополнений, даже без плана подготовки их. Наоборот, наше главное управление воздушных сил военно-морского флота, во главе которого стоял контр-адмирал Тауэре, имело предусмотрительность еще в 1940 г. начать программу боевой подготовки, обеспечивавшую выпуск 30 000 летчиков в год, и половина нашего все возраставшего производства самолетов в то время приходилась на выпуск учебных самолетов. Когда в 1943 г. на театр военных действий начали прибывать наши авианосцы, для каждого из них у нас были подготовлены по две полностью обученные авиагруппы, поочередно действовавшие в зоне боев, чтобы избежать излишнего переутомления летчиков. Очень редко наши летчики отправлялись в бой, имея менее 18 месяцев боевой подготовки или 500 летных часов. Напротив, основная масса японских летчиков, с которыми с этого времени приходилось сталкиваться нашим пилотам, была обучена несравненно хуже их. Многие, когда их посылали в бой, имели менее 100 летных часов практики. Это объяснялось не только тем, что Япония поздно приступила к осуществлению учебной программы. Успешные действия наших подводных лодок создали в Японии недостаток бензина, который сильно мешал ей готовить новые кадры квалифицированных летчиков.

        Лейтенантов среди летчиков не вижу, только сержанты. Спрашиваю:

        — Какой налет имеете на боевых самолетах? Отвечают:

        Полтора-два часа, и то чаще всего на старых самолетах, редко кто летал на новых. Спрашиваю у командиров:

        — Как будет происходить освоение новой материальной части?

        — Теорию им объяснили во время учебы, познакомили и с особенностями самолетов, ну а здесь даем один-два полета и потом — на Сталинград. Время не ждет.
  6. +3
    6 июля 2021 09:39
    Доброе утро .
    Статьи Скоморохова читать одно удовольствие .
    Все разложено по полочкам , все прекрасно разяснено .
    Роман , удачи и новых достижений на ВО .
    1. 0
      7 июля 2021 23:26
      Цитата: Кузнец 55
      Статьи Скоморохова читать одно удовольствие .

      да он тут единственный кто пишет в таком стиле(вархеда по моему) поэтому приятно читать, несмотря на то что его упрекают в неточностях(что тоже верно, но именно из за стиля читать легче)
      Понимаю что более тяжеловесные Андреи из Челябинска жестче оперируют фактами-но как пользователю удобнее стиль Романа. В общем доступность/впечатления против документалистики.
      Статью прочел с удовольствием-да и комментарии еще больше порадовали.
      Вишневой девятке за стиль комментариев-мое уважение.
  7. 0
    6 июля 2021 15:18
    Строго говоря, перелом наступил 7 декабря 1941 года. Как и перелом в войне в Европе 22 июня 1941 года. Потому что ни у японцэв, ни у Адика не было ни единого шанса. Против лома нет приёма — американцы за войну построили более 100 авианосцев. Им оставалось только подождать 1943 года, когда новые авианосцы стали массово сходить со стапелей. Всё, что было в 1941 и 1942, не имело большого значения. Ну разве что в качестве «курсов молодого бойца»
  8. +1
    6 июля 2021 19:14
    "Торпедным треугольником" американцы называли район юго - западнее Соломоновых островов, где маневрировали их авианосные группы, когда надо было доставлять пополнения на Гуадалканал. А самураи старались их там подловить. Захват Австралии - это вообще из области безудержного оптимизма))) Армия и Объединенный флот были категорически против. Идею пропихивала группа теоретиков из МГШ, во главе с начальником оперативного отдела, кептеном Садатоси Томиока.
  9. 0
    6 июля 2021 21:59
    1. Автору спасибо за интересную и познавательную статью
    2. Один из важных выводов (отмеченных автором) - воюют люди, от подготовки и профессионализма которых во многом зависит результат (как и в бизнесе, кстати).
  10. Спасибо автору. Интересная статья.
  11. 0
    7 июля 2021 09:36
    Вот так вроде бы победа обернулась абсолютным поражением.

    Победа обернулась поражением? А если било настоящее поражение будет лучше? Если японци тогда и Ентерпрайз потопили и если перед етим они не понесли поражение у Мидуее все таки не могли войну авианосцев вьиграт. Слишком большая разница с США в кораблестроение, самолетостроение, обучение летчиков.
    При етом главное оружие в войну на море била подлодка, но ни американци, ни японци етого до конца войни не поняли.
    1. +1
      7 июля 2021 13:15
      Цитата: Костадинов
      При етом главное оружие в войну на море била подлодка, но ни американци, ни японци етого до конца войни не поняли.

      Вы про главное оружие расскажите немцам после 1943 года. smile
      Главным оружием в войну на море был самолёт. Базовый или палубный.
      Именно он стал могильщиком ДЭПЛ, прекратив их вольную жизнь на поверхности и загнав их под воду. А с появлением в 1944 г. РГБ и самонаводящихся авиационных противолодочных торпед - и под водой у ПЛ жизнь осложнилась.

      К тому же, ПЛ крайне зависят от баз - у Локвуда об этом неплохо написано. Чем ближе базы к коммуникациям противника - тем меньше потери времени на переход к позиции и обратно. А для удержания своих баз и захвата новых нужен нормальный флот - десантную операцию ПЛ не провести.
  12. 0
    7 июля 2021 14:28
    Копипаста с западного источника. Видно по стилю и везде эпитеты, вот скажите мне зачем писать "умнейшего" и все такого? Выглядит как вылизывание одного места.
  13. 0
    7 июля 2021 21:42
    Получается так, американцы победили количеством а не качеством.
    1. 0
      7 июля 2021 23:30
      Цитата: slavinsk
      Получается так, американцы победили количеством а не качеством.

      не совсем...
      Можно иметь много железа--но без умных людей его можно терять в оптовых масштабах.
      А вот людей с опытом нужно беречь..Чего о японцах сказать сложно.
      И вот ситуация когда железа меньше а людей нет. А у противника и железа больше и людей сохранили.
      В одном из комментариев звучало-что американцы своих пилотов не бросали-всячески спасали.
      Они то знали цену пилотам. Их готовить сложнее чем штамповать железо.
  14. 0
    8 июля 2021 00:19
    Я, конечно, дико извиняюсь, что не по теме, но когда между абзацев текста в глаза лезет чистая п0рнуxa в виде рекламы....
    Админы, вы куда глядите? Или бабло превыше всего? (пардон, за мой французский)
    1. 0
      19 сентября 2021 19:07
      Цитата: Игорь С.
      Я, конечно, дико извиняюсь, что не по теме, но когда между абзацев текста в глаза лезет чистая п0рнуxa в виде рекламы....
      Админы, вы куда глядите? Или бабло превыше всего? (пардон, за мой французский)

      у меня такого нету, это у вас в браузере.
  15. 0
    9 июля 2021 12:44
    Вы про главное оружие расскажите немцам после 1943 года. smile

    Во первих здесь идет речь о 1942. И не надо ничего рассказиват немцам. Они только в декабре 1942 тоже поняли что подлодка главное оружие на море. Если поняли ето несколько раньше (1938 или 1939) могли задушить Британию и вьиграт войну на море.
    Главным оружием в войну на море был самолёт. Базовый или палубный.

    Посчитайте сколько кораблей потопила авиация и сколько подлодки и с каких расходов и ничего больше не надо вьидумиват.
    Именно он стал могильщиком ДЭПЛ, прекратив их вольную жизнь на поверхности и загнав их под воду. А с появлением в 1944 г. РГБ и самонаводящихся авиационных противолодочных торпед - и под водой у ПЛ жизнь осложнилась.

    ДЕПЛ здравствуют и по сей день и не так давно утопили современий корабль ПЛО Чонан при етом "могильщик" подлодок никак не мог помешат.
    Во второй мировой из всех 6 лет бил короткий период, примерно год, когда благодаря огромного численого превосходства и с общими усилиями всех сил ПЛО сумели временно как то сравнят счет на одном театре и с одним противником. И все.
    К тому же, ПЛ крайне зависят от баз - у Локвуда об этом неплохо написано. Чем ближе базы к коммуникациям противника - тем меньше потери времени на переход к позиции и обратно. А для удержания своих баз и захвата новых нужен нормальный флот - десантную операцию ПЛ не провести.

    Авиация намного более зависить от баз. А для десант надо прежде всего разгром вражеского флота, что лучше делали подлодки. Смотрите на морскую войну 1939-45 где подлодки утопили больше чем все надводние корабли вместе взятие.
  16. 0
    19 сентября 2021 19:06
    и умнейший адмирал Честер Нимиц
    Нелепый эпитет, выглядит смешно. Этот "псевдоамериканский" стиль изложения так и сочится с экрана. Всякие слова паразиты "чертовски" "умнейший" и т. п. вызывают только смех.
  17. w70
    0
    28 сентября 2021 07:21
    Да, с Америкой лучше не воевать, все зубы обломаешь