В украинском СМИ рассказали, как не состоялся «советский Мистраль»

64

В СССР идея создания вспомогательных авианосцев и вертолетоносцев была зарублена на корню. Данное утверждение отлично демонстрирует история проекта, который разрабатывался в Советском Союзе в 80-е годы.

О нем вспоминает «Украинский военный портал». В украинском СМИ рассказали, как был утоплен «советский Мистраль».



Все началось во время вооруженного британско-аргентинского конфликта на Фолклендских островах, разгоревшегося в 1982 году. В ход военных действий для нужд ВМС Великобритании гражданский контейнеровоз «Атлантика Контейнер» переоборудовали во вспомогательный авианосец.

Так как у самолетов с вертикальным взлетом при посадке и взлете сопла направлены вниз, палуба корабля должна обладать высокой жаропрочностью. Поэтому палуба контейнеровоза была накрыта листами жаропрочной стали. Помимо этого, британцы срезали носовую мачту и вентиляционные грибки, а контейнеры установили вдоль бортов, сформировав взлетную площадку и защищенное место для стоянки авиации.


После переоборудования «авианосец» взял на борт десять вертолетов.

Этот модернизированный корабль прослужил недолго. В тот же год он подвергся ракетной атаке с воздуха, которую выполнил аргентинский штурмовик Super Etendard. Судно горело, взрывалось, но не тонуло. Экс-контейнеровоз затонул только через три дня после этого, когда его пытались отбуксировать.

В СССР внимательно следили за боями на Фолклендских островах, и судьба британского контейнеровоза не осталась незамеченной. Главнокомандующий ВМФ адмирал Горшков, учитывая британский опыт, в 1983 году поручил изучить возможность взлета и посадки палубных самолетов Як-38 с транспортных судов.


Для испытаний переоборудовали два контейнеровоза, причем работы на них были проведены примерно те же, что и на «Атлантик Конвейер».

И хотя летчики дали положительные отзывы, командование флотом почему-то отказались от идеи использования гражданских судов в качестве вспомогательных авианосцев. В украинском издании предположили, что причиной тому были «подковерные интриги», которые и «утопили проект. Дело в том, что идею начали реализовывать силами судостроителей из Николаева, который сейчас находится на территории Незалежной. Исходя из этого, издание предположило, что о закрытии проекта «похлопотали» судостроители-ленинградцы.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    12 июля 2021 16:33
    Дело в том, что идею начали реализовывать силами судостроителей из Николаева, который сейчас находится на территории Незалежной.

    И где эти судостроители сейчас и судоверфь ..Эх свидомые ,нашли что вспоминать..Лучше бы помалкивали !
    1. +3
      12 июля 2021 17:16
      Идея была реализована ВМС США ещё во время 2 Мировой войны."Эскортные авианосцы".Ничего нового,никакой придумки англичан не было,они просто вспомнили опыт 2 мировой войны.Кстати если я не ошибаюсь англичане клепали из гражданских судов авианесущие суда с выносными катапультами во время 2 мировой войны.Была статья на "ВО".
    2. +4
      12 июля 2021 17:31
      Что у них за военный портал, если говоря о советском УДК они вспомнили баржу, но забыли проект настоящего вертолетоносца. В то время верфи были очень загружены, потому хотели строить в Херсоне. Там из-за глубины Днепра водоизмещение ограничивалось в 40 тыс.т. Но проект так и остался на бумаге.
      1. +5
        12 июля 2021 17:48
        Цитата: URAL72
        Что у них за военный портал, если говоря о советском УДК они вспомнили баржу, но забыли проект настоящего вертолетоносца.

        Они и не забыли, это наши на скорую руку состряпали обзор на их статью, да ещё и с ошибками.
        На «Украинском военном портале» по-русски нет ни балды, только мова да инглиш, однако пробежавшись по материалу, понятно становится, что больше то лоханулись как раз наши со спешным ответом.
        https://mil.in.ua/uk/blogs/pro-te-yak-vtopyly-radyanskyj-mistral/
        1. +2
          13 июля 2021 11:54
          Цитата: Dym71
          Они и не забыли, это наши на скорую руку состряпали обзор на их статью, да ещё и с ошибками.
          На «Украинском военном портале» по-русски нет ни балды, только мова да инглиш, однако пробежавшись по материалу, понятно становится, что больше то лоханулись как раз наши со спешным ответом.

          А с учётом того, что украинская статья - это практически перевод работы Васильева (Васильев А.М. О работах института в области авианесущих кораблей. Флагман корабельной науки (Воспоминания, 2005 г.). - СПб. : ФГУП ГНЦ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», 2005. - С. 111-112. «Гангут» №47, 2008 г.) - то "обзор на статью" бумерангом бьёт и по нам.
      2. +1
        13 июля 2021 14:07
        Цитата: URAL72
        Что у них за военный портал, если говоря о советском УДК они вспомнили баржу, но забыли проект настоящего вертолетоносца.

        Это не у них портал такой, а у нас обзор такой.
        На украинском портале перевели работу Васильева по истории "Халзана", включив в статью его развитие - "Ивана Тараву", и отечественные эксперименты с носителями СВВП из гражданских судов. А теперь сравните это с обзором.
    3. +3
      12 июля 2021 17:56
      Цитата: xorek
      Дело в том, что идею начали реализовывать силами судостроителей из Николаева, который сейчас находится на территории Незалежной.

      И где эти судостроители сейчас и судоверфь ..Эх свидомые ,нашли что вспоминать..Лучше бы помалкивали !

      хорёк, мелкая кровожадная , ты конечно не видишь,что на русской земле творится... тольклько сдохнувшей у соседа корове радуешься упырь.( да михан-виталикзаднепедалик...это тебе)
      1. -4
        12 июля 2021 18:50
        Цитата: Дедкастарый
        Цитата: xorek
        Дело в том, что идею начали реализовывать силами судостроителей из Николаева, который сейчас находится на территории Незалежной.

        И где эти судостроители сейчас и судоверфь ..Эх свидомые ,нашли что вспоминать..Лучше бы помалкивали !

        хорёк, мелкая кровожадная , ты конечно не видишь,что на русской земле творится... тольклько сдохнувшей у соседа корове радуешься упырь.( да михан-виталикзаднепедалик...это тебе)

        Ну у меня на аватарки Этот зверек крысу в зубах тащит..Вам это ничего не говорит дед ? Я не радуюсь , а уже давно полачу горькими слезами видя ,что там у вас происходит и какие вы предатели ..ВСЕ и ВСЕХ предали и еще что то пытаетесь тут нам в России указывать .. Бог не трошка ,все видит по немножко negative
        А оскорблять не нужно ! Чую коммент мой в самую точку попал вам и это хорошо .. hi Посмотрим ,кто прав будет ..Удачи в кровавых злодеяниях на Окраине Тьфу блин
  2. 0
    12 июля 2021 16:43
    Не инече, как какелы собираются размещать свои самолеты на своих надувных резиновых лодках, которые им продали британцы?
    1. -2
      12 июля 2021 18:59
      Цитата: Xlor
      Не инече, как какелы собираются размещать свои самолеты на своих надувных резиновых лодках, которые им продали британцы?

      Хватит смешить уже .. laughing Они тут и так перевозбудились от злобы ..)))
  3. +12
    12 июля 2021 16:46
    Статейка из разряда " ни о чём "
  4. 0
    12 июля 2021 16:47
    Опять клятые москали - зарубили украинскую мрию))))
    1. +1
      12 июля 2021 17:19
      Как представлю корыто с классификацией "гвынтокрылоносец"... Не, хватит и "пидросдилов". "Пидросдил! Ходь сюды" wassat
      1. 0
        12 июля 2021 17:30
        Ох уж эта мова. wassat
  5. +4
    12 июля 2021 16:50
    Из статьи:
    Все началось во время вооруженного британско-аргентинского конфликта на Фолклендских островах, разгоревшегося в 1982 году. В ход военных действий для нужд ВМС Великобритании гражданский контейнеровоз «Атлантика Контейнер» переоборудовали во вспомогательный авианосец.
    Ежели корректно перевести с английского на русский "Atlantic Conveyor", то получится не "Атлантика Контейнер", а "Атлантический конвейер". smile
    1. +1
      12 июля 2021 18:12
      а "Атлантический конвейер"
      В данном контексте conveyor переводится как доставитель, перевозчик. Собственно конвейер- conveyor belt.
      1. +2
        12 июля 2021 20:40
        Собственно conveyor belt есть не что иное, как просто конвейерная лента или же ленточный конвейер. Не ленточных конвейеров даже в Вики упоминается ажно 13 типов.
        На вариант "Атлантический транспортировщик" я согласен безоговорочно! good
        1. -1
          12 июля 2021 23:08
          Скорее перевозчик. Транспортировщик тоже подходит, в общем.
          Не ленточных конвейеров даже в Вики упоминается ажно 13 типов.
          Они в английском ка правило зовутся line.
          1. 0
            13 июля 2021 11:10
            Успокойтесь "военные лингвисты". У вас в городе Пиза ничего не пропадало?
    2. +1
      12 июля 2021 19:26
      Цитата: Эррр
      Ежели корректно перевести с английского на русский "Atlantic Conveyor", то получится не "Атлантика Контейнер", а "Атлантический конвейер".

      Тоже обратил внимание, что названия в статье и на фото не совпадают. Да и мачта на месте. Может, они не один контейнероносец переделали?
      1. +2
        12 июля 2021 21:15
        Вместе со злосчастным SS "Atlantic Conveyor" было переделано в вертолётоносец еще одно подобное судно - SS "Atlantic Causeway". А носовая сигнальная мачта на представленном в статье снимке уже несколько укорочена, это видно. Совсем её британцы не убирали.
        1. 0
          12 июля 2021 21:21
          Понятно, спасибо. А что за аббревиатура - "SS"? Всегда думал, что "Sail Ship" - парусное судно.
          1. +5
            12 июля 2021 21:49
            Эта аббревиатура называется префикс корабля. В нашем случае SS изначально означало Screw steamer - Винтовой пароход. Я так думаю, что по установившейся традиции теперь этим префиксом обозначают любое судно с винтовым движителем, не отнесённое ни к одному из типов. Тут удивительно то, что для контейнеровозов обычно применяется префикс CS - Container ship. Придётся записать это в загадки. smile
            Подробнее по префиксам можно ознакомиться по адресу https://en.wikipedia.org/wiki/Ship_prefix
            1. +4
              12 июля 2021 21:56
              Цитата: Эррр
              Screw steamer - Винтовой пароход.

              Век учись, блин what ... "Steamer" сейчас - видимо, тот, что движется "под парами", т.е., с помощью своего двигателя (не обязательно - паровая машина или турбина). hi
              1. +3
                12 июля 2021 21:58
                Ну, видимо, как-то так... laughing hi
                1. +2
                  12 июля 2021 22:07
                  Цитата: Эррр
                  Ну, видимо, как-то так...

                  Да, скорее всего: у нас же до сих пор - "пароход", у немцев - "Dampfer" (то же). Почему англичане по другому должны называть?!
                  1. +2
                    12 июля 2021 22:51
                    Натолкнули на интересную мысль. Получается, что при детальном рассмотрении любой двигатель внутреннего сгорания, включая газовую турбину и ракетный двигатель, можно смело именовать паровой машиной ввиду фактической работы в нём водяного пара, доведённого, правда, при этом до состояния плазмы (при температуре 1500K). smile
                    1. +2
                      12 июля 2021 22:59
                      Не, в паровой машине цикл неполный. Топливо должно в машине превратиться в работу и отведённое тепло. Например: ДВС, котёл (реактор) + турбина (паровая машина), МГД-генератор.

                      А так, конечно: ΔU=Q+A... drinks
                      (или наоборот - какая разница?!)
                      1. +3
                        12 июля 2021 23:32
                        По сути двигатель внутреннего сгорания отличается от двигателя внешнего сгорания (классической паровой машины) одной лишь, но существенной штуковиной - в нём рабочее тело и топливо есть единое целое, т.е. именно продукты горения, а это в основном водяной пар, и есть его самое, что ни на есть, рабочее тело. Более принципиальных отличий у них не имеется. smile drinks
    3. 0
      12 июля 2021 23:02
      В русском языке используется пришедшее из английского слово, которое имеет точно такой же на 100% смысл: конвейер. Не нужно никаких 13ти опций перевода
  6. +5
    12 июля 2021 16:53
    Исходя из этого, издание предположило, что о закрытии проекта «похлопотали» судостроители-ленинградцы.

    Проблема, скорее, не интригах была, а в том, что "частичное переоборудование гражданского судна" выливалось в длительную и недешевую перестройку всего корабля, что на выходе все-равно давало неутешительный результат.
    И ко всему прочему, острейшая нехватка стапельных мест для любых больших кораблей, которая преследовала СССР всю его историю.
    1. +7
      12 июля 2021 17:19
      Идея переоборудования контейнеровоза в вертолётоносец изначально была несерьёзной. "Атлантическому конвейеру" для выхода из строя оказалось достаточно всего 2-х "Экзосетов". Любая гражданская посудина создаётся совсем не для боя. Сколь её не переоборудуй, а боевого корабля на выходе нипочём не получишь. smile
      1. +2
        12 июля 2021 17:21
        Цитата: Эррр
        Любая гражданская посудина создаётся совсем не для боя. Сколь её не переоборудуй, а боевого корабля на выходе нипочём не получишь.

        yes так и я о том же...
      2. 0
        12 июля 2021 18:21
        нипочём не получишь.

        У слова "нипочём" смысл "пофигу". Всё мол, ему нипочём.
        1. +3
          12 июля 2021 20:18
          Синонимы слова нипочём:
          1. ни за что, ни в коем случае;
          2. за бесценок;
          3. хоть бы хны. smile
          https://ru.wiktionary.org/wiki/нипочём#Синонимы laughing
          1. +1
            12 июля 2021 21:01
            Может, и так. Но "хоть бы хны" и "за бесценок" это две большие разницы, согласитесь.
            1. 0
              12 июля 2021 21:22
              Все упомянутые синонимы - это даже не две, а целых три большие разницы, т.к. употребляются в совершенно разных контекстах. smile
    2. +1
      13 июля 2021 11:48
      Цитата: Doccor18
      Проблема, скорее, не интригах была, а в том, что "частичное переоборудование гражданского судна" выливалось в длительную и недешевую перестройку всего корабля, что на выходе все-равно давало неутешительный результат.

      Так в исходной статье это всё как раз подробно описано.
      Небезызвестная НИР "Аргус" и её результат - "Халзан". Вспомогательный противолодочный вертолётоносец пр. 10200 на базе гражданского судна ро-ро пр.1609.
      И история развития проекта, приведшая к его закрытию, дана довольно точно. Сначала на "Халзан" навесили задачи десантного корабля и попытались впихнуть Як-141. Затем - потребовали соответствия нормам ВМФ для десантных кораблей по защищённости и живучести. В общем, вместо дешёвого массового вертолётоносца за 50-70 миллионов получили монстрика за 170 миллионов, в котором от исходного гражданского судна остались только обводы и ГЭУ. Причём с минимальным соответствием требованиям ВМФ по защищённости и живучести. Для решения этой проблемы "Невское ПКБ" предложило вообще отказаться от 1609 и строить специализированный полноценный противолодочно-десантный пр. 10200М на базе пр.1143.
      Параллельно "Халзан" стал очередной точкой противостояния в вечном споре ГШ и ВМФ по поводу АВ. Дело в том, что, "Халзан" за 170 миллионов требовал для своей постройки только "Стапель 0" - и становился конкурентом ТАВКР. В 1980 г. Амелько даже пробил постановление ЦК КПСС и СМ СССР о постройке вместо 11435 двух 10200. Пока Горшков был в отпуске, 1-й Институт ВМФ дал положительное заключение по проекту вертолётоносца. Казалось бы противники АВ победили... но вернувшийся из отпуска Горшков потребовал провести "разбор проекта" заново. И 1-й Институт ВМФ дал новое заключение, в котором указал на недопустимость постройки пр. 10200 на базе гражданского судна по причине отступления от действующих требований ВМФ в части живучести корабля и его энергетической установки, непотопляемости и уровней физических полей. И это убедило даже Устинова, который принял решение: от постройки 10200 отказаться, строить 11435, постановление ЦК КПСС и СМ СССР пересмотреть.

      А вообще, статья на украинском портале - это практически перевод работы Васильева:
      Васильев А.М. О работах института в области авианесущих кораблей. Флагман корабельной науки (Воспоминания, 2005 г.). - СПб. : ФГУП ГНЦ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», 2005. - С. 111-112. «Гангут» №47, 2008 г.
  7. -1
    12 июля 2021 17:10
    Ага .А ничего,что во времена второй мировой войны были так называемые "эскортные авианосцы".Их строили США.Из танкеров например".На верфях «Federal Shipbuilding and Dry Dock Company» и «Sun Shipbuilding and Dry Dock Company» на базе танкеров типа Т-3 «Esso Trenton», «Markay», «Esso New Orleans» и «Seakay» были построены военные танкеры «Sangamon», «Santee», «Suwannee» и «Chenango». В 1942 г. они были перестроены в авианосцы без изменения наименований."А так да всё придумали "во время вооруженного британско-аргентинского конфликта на Фолклендских островах"
  8. +6
    12 июля 2021 17:14
    АДМИРАЛ Горшков был самым выдающимся Главкомом за всю историю советских ВМС.
    Теперь об "интригах".
    В СССР для базирования Як-38 были выбраны не контейнеровозы, а ролкеры. предназначенное для перевозки грузов на колесной базе – автомобилей, прицепов и т.д. – с горизонтальной погрузкой через специальные аппарели. Т.е со свободной верхней палубой, что ОЧЕНЬ важно при испытаниях авиационной техники
    А далее как у британцев-срезали носовую мачту.,палубу покрывали листами из стали, выдерживающей температуру до 1 000 градусов. , переносили часть шлюпок. На ходовом мостике монтировали приборы управления полетами.
    Испытания показали:
    -посадка на судно такого типа сложная, ввиду ограниченности возможных траекторий захода
    -площадь посадочной площадки 18 метров на 24 метра.
    А ГЛАВНОЕ -переоборудование контейнеровоза во вспомогательный авиатранспорт оказался очень долгим,и дорогим, и практически, нецелесообразным.
    Кстати,было построено четыре ролкера где были учтены ВСЕ пожелания военных.На их базе планировали создать вертолетоносцы с возможностью базирования Як-38.
    После развала СССР американцы купили один ролкер у Украины. Он вошел в состав американского Командования морских перевозок и включен в состав 30 транспортных судов быстрого реагирования.
    1. +3
      12 июля 2021 19:42
      Цитата: knn54
      Кстати,было построено четыре ролкера где были учтены ВСЕ пожелания военных.На их базе планировали создать вертолетоносцы с возможностью базирования Як-38.

      Если Вы о "скульпторах", то статья по ссылке (ниже) говорит, что испытывалось два, а всего было десять с головным ("Скульптор Конёнков"). Мой однокашник на "Конёнкове" практику проходил, кое-что рассказывал об особенностях конструкции. what

      https://fleetphoto.ru/projects/1864/
  9. +3
    12 июля 2021 17:26
    "Атлантика контейнер"... ATLANTIC CONVEYOR!!! И это прекрасно видно на фото! Конвейер атлантический, блин! Вы хоть так-то уж не позорьтесь!
  10. +1
    12 июля 2021 17:56
    Я думаю дело было в том , что СВВП получились не айс как изделия, в целом уступая образцам американской палубной авиации. Боевой радиус у них был также невелик - учитывая все это расширять ставку на эти самолеты врятли имело смысл вне рамок проекта авианесущих крейсеров. Эпизоды применения на суше ЯКов также косвенно это подтверждали . Эрзац-авианосец имел бы смысл в контексте ПЛО ,конкретно как вертолетоносец - возможно , но в этом случае, вероятно, от него требовались бы иные характеристики ,нежели мог предоставить стандартный контейнеровоз.
    Судостроительная программа как и экономика в 80е уже была здорово перегружена, отказ от этих проектов был вполне логичен.
  11. +7
    12 июля 2021 18:01
    тот случай, когда чья-бы корова мычала!!
  12. +2
    12 июля 2021 18:18
    Ещё одна вариация пр.10200 Халзан. Разработку начали ещё в 1978 по инициативе замначальника ГШ адмирала Амелько(на основе его же НИР "Аргус" - комплексная ПЛО на основе недорогих гражданских судов), прототип гражданский ро-ро пр.1609, проектировали в ЦКБ "Черноморсудпроект"(Николаев), строить предполагали на Херсонском ССЗ. После роста в/и(военных не устроила ГЭУ по уровню шумности, живучести(располагалась в одном отсеке), поисковая производительность) оказалось, что строить его можно только в Николаеве, вместо пр.1143.5.
    1. +1
      13 июля 2021 13:59
      Цитата: strannik1985
      После роста в/и(военных не устроила ГЭУ по уровню шумности, живучести(располагалась в одном отсеке), поисковая производительность) оказалось, что строить его можно только в Николаеве, вместо пр.1143.5.

      Ну так сначала на противолодочный вертолётоносец второй линии навесили десантные задачи, а потом ВМФ совершенно логично потребовал для "Халзана" соблюдения требований по живучести и защищённости для десантных кораблей. В результате, полностью соответствующий этим требованиям корабль влез только в корпус пр.1143. smile
  13. -2
    12 июля 2021 18:35
    "Предположили", "Решили"...... Если такие "розумные" почему только клубнику доверяют собирать у пана, да толчки, драить.
  14. -1
    12 июля 2021 19:04
    Это к чему сейчас вспомнили о былом? Теперь бандерлогам про это надо забыть. У них впереди мрак бандеровский.
    1. -3
      12 июля 2021 19:23
      У нас? Перспективы-путинские? winkМиллеровские?Ротенберговские?
      1. +1
        12 июля 2021 19:28
        У вас лично, понятия не имею. А у России все будет нормально, поменьше рыдайте, побольше работайте. А то все нищие, а машинами все дворы забиты, по дорогам хрен проедешь и билеты на межгород на самолет или поезд хрен купишь, если не подсуетишься месяцев за несколько.
        1. 0
          12 июля 2021 19:31
          Я работаю.Что и Вам-желаю!Зарплата не повышалась ТРИ года!!!Как Вам?
          1. +2
            12 июля 2021 19:35
            А я 5 лет на пенсии, не шикую, не на что, но и не рыдаю. Довольствуйтесь тем, что имеете, у других может и этого нет.
            1. +1
              12 июля 2021 19:40
              Типа-шутите?Страна миллиардеров и страна....нищих?Норма!Нет?
            2. -3
              12 июля 2021 19:51
              А ну да!Зато Крым-наш!О людях нет желания подумать,нет?О простых русских людях,типа где-то в Рязанщине,Владимирщине и прочих МАЛО употребляемых областях?
              1. -2
                12 июля 2021 19:55
                Любезный!Минус аргумент для-убогих.Вы себя к ним причислили?
              2. 0
                12 июля 2021 21:55
                Зато Крым-наш!

                Вас не смущает, что сначала произошел переворот в Киеве, а потом "Крым-наш", Луганская и Донецкие НР и все остальное?
              3. +1
                12 июля 2021 22:10
                Цитата: Фил77
                !Зато Крым-наш

                Он всегда был наш. Придет время и остальное вернем.
            3. 0
              12 июля 2021 20:00
              Дружище,что? Аргументы завершились?
        2. -2
          12 июля 2021 19:34
          В магазин сами ходите?Или жена?Спросите у нее.Отнощение к путину и командос. laughing
  15. -1
    12 июля 2021 19:30
    Нужно требовать компенсации по этому поводу! А что, хайли- лайкли…
  16. 0
    12 июля 2021 20:16
    Как дети малые. Какое отношение Лениград имел к Николаеву после незалежности? Строили бы.
  17. 0
    12 июля 2021 23:06
    Ну попробовали - и хорошо. В 80е ведь войны нигде с участием Вмф Ссср не было. В Афгане моря нет. Тактическая авиация на учениях тоже учится садиться на прямые участки шоссе, а средние транспортники - на поле. Кое -где дороги изначально строили с таким прицелом. Это же не означает, что из кусков автострад теперь нужно срочно делать новые аэродромы.
  18. +1
    13 июля 2021 03:54
    Мистрали с какого боку !? Государство до сих пор не определилось -нужны-ли они нам.
  19. -1
    13 июля 2021 09:42
    Народ в яндексе ростех тизер выложил, нового самолета, судя по видео, тень из видео меня на толкнула на мысль, что як 141 все таки довели до ума и его покажут на МАКСе, и наши перспективные вертолетоносцы все таки получат свой самолет вертикального взлета и посадки.