Франция, не правь морями
Оставайтесь в Париже, месье
Как известно, исторически править морями полагалось Британии. Так и сказано: «Правь, Британия, морями! – Rule, Britannia!» Франции же, при всех её великих правителях, начиная то ли с Наполеона, то ли, вообще, с Людовика XIV, выпало на долю постоянно терять заморские территории.
Однако до сих пор под её контролем, прямым или косвенным, остаётся очень многое едва ли не на всех океанах. Так, в целом под юрисдикцией Парижа, притом с очень давних времён, ещё до пяти республик и двух империй – около трети всей тихоокеанской акватории.
В конце июля 2021 года президент Франции Эммануэль Макрон наведался в тихоокеанскую французскую Полинезию. Его полуофициальный визит был нацелен не только на урегулирование последствий ядерных испытаний Парижа в этом департаменте Франции, проводившихся на протяжении четверти минувшего века – в 60-х – 80-х годах.
Нынешнему главе Пятой республики не терпится выбиться в лидеры Евросоюза, что связано и с Брекситом и с уходом с большой политической сцены многолетнего германского канцлера Ангелы Меркель. С этой точки зрения, локальная задача укрепления французских позиций в Тихоокеанском регионе приобретает заметные черты глобальности.
Э. Макрон явно готовит формирование некоего межрегионального «профранцузского» сообщества, альтернативного «Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству» (АТЭС), в которое Францию по сей день не допускают... И это, несмотря на то, что Франция обладает почти половиной всех островов в южной и центральной частях Тихого океана.
Но растущая военно-политическая активность Франции на Тихом океане обусловлена не только этим фактом. Но и тем, что именно крупные французские территории в этом бассейне – Французская Полинезия и Новая Каледония, издавна числятся в составленном в ООН перечне не самоуправляемых территорий.
Характерно, что другие заморские территории Парижа где-либо – вне этого перечня. Ещё в 1960-х годах генерал де Голль, многолетний президент послевоенной Франции, предлагал создать ассоциацию тихоокеанских стран, с участием в ней всех стран столь обширного региона.
Причем предлагалось, в рамках такой ассоциации, официальное признание незыблемости сухопутных и морских границ всеми странами региона. Что, разумеется, изначально сделало бы нелегитимными территориальные притязания Японии на ряд островов СССР-России (Южные Курилы), Китая (Даоюйдао), Кореи (Токто).
Но США и их региональные союзники (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, Тайвань), по понятной причине, сперва подвергали обструкции этот проект. А затем, к концу 80-х, инициировали создание АТЭС (1989), вне которой поныне остаётся не только «тихоокеанская» Франция.
Обделили и других...
Помимо мощной Франции, вне АТЭС до сих пор все островные страны бассейна, Камбоджа, Лаос (кстати, бывшие протектораты Парижа), Республика Восточный Тимор. Вне АТЭС и расположенные на восточном побережье Тихого океана центрально-американские Гватемала, Сальвадор, Панама, Гондурас, Коста-Рика, южноамериканские Колумбия, Эквадор.
В этом перечне «отказников» особенно характерно присутствие Панамы, хотя именно Панамский канал соединяет Атлантику с Тихим океаном... Характерно также, что СССР так и не приняли в АТЭС, а Россию «допустили» в эту структуру только в 1998-м.
Несколько лет назад Париж поддержал предложения всех одиннадцати островных стран региона о целесообразности включения в АТЭС всех тихоокеанских стран. Но эти инициативы по-прежнему не получают поддержки в США и их региональных союзников.
Так происходит, в чём не стоит даже сомневаться, из-за опасений, что вступление островных и других упомянутых стран в АТЭС, включая Францию, способно поколебать внешнеполитический и внешнеэкономический «монополизм» США в тихоокеанском бассейне.
Укреплению позиций Парижа в регионе способствовали итоги референдума во французской Новой Каледонии в октябре 2020 года, где большинство населения высказалось за сохранение французского статуса этого архипелага. Причем вопреки давней поддержке антифранцузского сепаратизма не только здесь, но и на других зарубежных территориях Парижа (Франция своими осколками не разбрасывается).
Опытный сигнальный
Претензии Эммануэля Макрона на роль нового Наполеона или Де Голля даже у большинства французов ничего, кроме иронии, не вызывают. Тем не менее его визит во Французскую Полинезию, по оценке многих экспертов, – это своего рода «сигнал» Парижа о реанимации упомянутого деголлевского тихоокеанского проекта.
Точнее, в нынешней ситуации речь идёт о проекте регионального политико-экономического блока, включающего Францию с её тихоокеанскими территориями и все другие страны региона, не участвующие в АТЭС. В этой связи растущую активность Пятой республики в регионе отмечала, например, еще 4 марта 2021 года японская «Нихон кэйдзай» (Токио):
А уже в конце июня в Тихоокеанском бассейне проводились Heifar-Wake – масштабные военные маневры Франции. Причём это были маневры Armée de l'Air et de l'Espace (французских военно-воздушных и космических сил). По данным «AirCargoNews» от 21 июня 2021 года, эти учения показали, что Париж
Где Тихий и где Индийский океан
Подтверждением тихоокеанских амбиций Парижа является то, что аналогичный блоковый план Франции уже реализуется в бассейне Индийского океана. Напомним, опять же, исторически Франция пробивалась в Азию, особенно Юго-Восточную, скорее, через Индийский океан.
А еще весной 1984 года по инициативе Франции была учреждена «Комиссия по Индийскому океану» (КИО). В её составе – три французские островные территории в юго-западном секторе этого бассейна (Майотта, Реюньон, Эпарсе), экс-французские Мадагаскар, Республика Коморских островов, а также Маврикий и Республика Сейшельских островов.
В наши дни планируется вступление в ближайшие годы в этот политико-экономический блок «Французской южной территории» (о-ва Кергелен, Сен-Поль, Крозе, Амстердам на юге Индийского океана), Мозамбика, восточноафриканской Республики Джибути (экс-французская часть Сомали).
На конференции КИО в Сен-Дени (французский Реюньон) в конце октября 2019 года по вопросам региональной интеграции Э. Макрон так охарактеризовал именно межокеанские планы Франции:
Соответственно, политика Парижа основывается на том, что
Потому главная задача состоит, по словам Макрона,
В контексте этих высказываний, очевидно, что альтернативный АТЭС профранцузский тихоокеанский блок намечено состыковать в какой-либо форме с «Комиссией по Индийскому океану».
Политика по вытеснению Франции из данного региона применяется Вашингтоном с начала Второй мировой войны. Так, президент США Ф. Д. Рузвельт на Каирской конференции (проведенной 22–26 ноября 1943 года с участием Черчилля и Чан Кайши) отмечал, что
В начале 1945 года США оккупировали французский восточно-тихоокеанский Клиппертон, однако готовность де Голля пойти на военный конфликт с Вашингтоном из-за Клиппертона вынудила американцев к эвакуации с этого острова. Но всё это не помешало американцам использовать военные базы и экономические ресурсы Тихоокеанской Франции как в военные, так и в первые послевоенные годы.
Информация