Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 8) – истребители МиГ и Ла

25
Еще до начала Великой Отечественной войны в 1939 году в СССР в срочном порядке были созданы новые конструкторские бюро, которым дали задание разработать проекты перспективных самолетов, которые были бы способны на равных вести воздушные бои с современными истребителями вероятного противника. Одно из КБ возглавили А. И. Микоян и М. И. Гуревич, другое С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков. Данные КБ в скором времени представили образцы новых истребителей, которые в конечном итоге оставили заметный след в Великой Отечественной войне, речь в первую очередь идет об истребителях МиГ-3 и Ла-5.

Высотный истребитель МиГ-3



МиГ-3 советский высотный истребитель времен Великой Отечественной войны, разработанный на базе истребителя Поликарпова И-200 конструкторской группой, возглавляемой А. И. Микояном и М. И. Гуревичем. Первый опытный экземпляр истребителя был готов весной 1940 года, тогда же на нем впервые поднялся в воздух летчик-испытатель А. Н. Екатов. Испытания новой машины завершились успешно. Новый истребитель получил обозначение МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый) и был рекомендован к серийному производству. Данный самолет обладал рядом недостатков, в частности истребитель легко попадал в штопор и с трудом из него выходил, из-за задней центровки самолет отличался неудовлетворительной статической продольной устойчивостью, утомляемость летчика при его пилотировании была выше, чем на других самолетах.

Принимая это во внимание, был создан модернизированный вариант самолета, получивший наименование МиГ-3. МиГ-3 представлял собой одноместный, одномоторный высотный истребитель-перехватчик, который оснащался двигателем АМ-35А, обладавшим взлетной мощностью в 1350 л.с. В конструкции самолета МиГ-3 недостатки его предшественника были в основном изжиты, но некоторые отрицательные фамильные черты преодолеть так и не получилось. В частности достаточно большой была посадочная скорость – не менее 144 км/ч, велик радиус виража, на небольших высотах маневренность истребителя была недостаточной. При этом на высотах более 6 000 метров МиГ-3 был маневреннее других истребителей.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 8) – истребители МиГ и Ла

Время виража истребителя составляло 26-27 секунд. Несмотря на существенную взлетную массу (3 350 кг. ) скорость серийного истребителя МиГ-3 у земли слегка превышала 500 км/ч, а на высоте в 7 000 метров он разгонялся до 640 км/ч. В то время это была наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийном истребителе. Самолет был достаточно многообещающим, но с началом Великой Отечественно войны стало ясно, что основные бои будут вестись на низких и средних высотах, на которых МиГ-3 по маневренности уступал другим самолетам. Вкупе с достаточно слабым вооружением это стало причиной того, что в 1942 году самолет был снят с производства.

Характер боевых действий определил и характер воздушных сражений. На Восточном фронте на протяжении всей войны воздушные бои велись на высотах менее 4 000 метров. В этом случае большая высотность МиГ-3, которая первоначально признавалась его достоинством, превратилась в недостаток, так как ряд характеристик высотного двигателя был достигнуть за счет ухудшения его качеств на небольших высотах. Помимо этого качество первых серийных мигов в начале войны оставляло желать лучшего. Также самолет требовал от летчиков высокой квалификации (по меркам военного времени). Его короткий фюзеляж (как у И-16 или последующего И-180) обладал недостаточной продольной устойчивостью.

Наряду с этим ремонтные качества истребителя МиГ-3 были просто отличными. Хорошо была обеспечена взаимозаменяемость узлов и агрегатов. Из 2-3 неисправных самолетов легко можно было собрать одну полностью исправную машину. К тому же на момент своего принятия на вооружение МиГ-3 являлся одним из лучших истребителей-перехватчиков во всем мире.

При этом вооружение истребителя оказалось откровенно слабым. Хотя, невзирая на свои недостатки, в руках тактически грамотных и инициативных пилотов МиГ-3 мог показать себя достаточно сильным истребителем. Примеров этому было предостаточно. В частности, известный советский ас А. И. Покрышкин сбил на МиГ-3 10 вражеских машин, в том числе и 5 истребителей Мессершмитт Bf-109E. При этом в условиях массовой эксплуатации и на небольших высотах, этот самолет обладал недостаточной боеспособностью, уступая немецкому истребителю Bf-109F.

Вооружение МиГ-3 состояло из 12,7-мм пулемета УБС (300 патронов) и 2-х 7,62-м пулеметов ШКАС (по 375 патронов). На некоторых сериях истребителя в подкрыльевые обтекатели были дополнительно установлены еще два 12,7-мм пулемета УБК или 2 УБС под мотором. Но его вооружение было явно недостаточным. На некоторых машинах с двигателем АМ-38 были установлены 2 синхронных 20-мм пушки ШВАК (по 100 снарядов), но эта версия выпускалась очень небольшой серией.

Трудности военного времени с обеспечением штурмовиков Ил-2 двигателями заставили отказаться от выпуска АМ-35А в пользу АМ-38, который был необходим для штурмовиков. Это событие окончательно предопределило судьбу истребителя МиГ-3. В начале 1942 года его выпуск был прекращен. Всего в 1940-1942 годах было выпущено 3172 истребителя данного типа.

И хотя МиГ-3 серийно выпускался сравнительно недолго, он сумел оставить заметный след в истории Великой Отечественной войны. Особенно большую роль истребитель сыграл во время битвы под Москвой в 1941 году, когда он участвовал в отражении налетов немецкой авиации на столицу. После завершения производства МиГ-3 еще достаточно долго применялся в ВВС, в частности, в полках ПВО. Высокая степень ремонтопригодности и унификации истребителя обеспечила им достаточно долгий срок службы. Последние высотные истребители МиГ-3 были списаны из боевых частей по износу лишь в самом конце войны.

Тактико-технические характеристики МиГ-3:

Размеры: размах крыла – 10,2 м., длина – 8, 25 м., высота – 3,5 м.
Площадь крыла – 17,44 кв. м.
Масса нормальная взлетная – 3 350 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-35А, мощность 1200 л.с.
Максимальная скорость – 640 км/ч.
Практическая дальность полета: 1250 км.
Практический потолок: 12 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1х12,7-мм пулемет УБС, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 2х100-кг бомбы ФАБ-50 или ФАБ-100.

Истребитель Ла-5

Одномоторный истребитель Лавочкин Ла-5 был создан ОКБ-21 в Горьком под руководством С. А. Лавочкина в 1942 году. Истребитель представлял собой одноместный моноплан, оснащенный закрытой кабиной и деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Первоначально самолет назывался ЛаГГ-5. Самолет был основан на предыдущей конструкторской работе – истребителе ЛаГГ-3, который в разных серийных модификациях выпускался до 1944 года. При этом еще в 1941 году Лавочкин и Гудков (в будущем их пути разошлись) вели работы над оснащением своего истребителя более мощным двигателем воздушного охлаждения М-82. По сравнению с двигателем ВК-105, который применялся на ЛаГГ-3, новый авиамотор имел большую взлетную мощность – 1 700 л.с. против 1 150 л.с.

С этим двигателем были связаны очень большие ожидания конструкторов, но его серийное производство задерживалось. Когда в марте 1942 года летчик-испытатель Г. Мищенко поднял в небо спроектированный Лавочкиным новый истребитель, стало понятно, что надежды эти были оправданы. Успешно прошли и госиспытания машины, после чего в апреле 1942 года истребитель, который получил обозначение Ла-5, был запущен в серию. И хотя у самолета были детские болезни и ряд недоработок, технологам удалось в очень короткие сроки отладить его производство, так как при его создании за основу был взят планер ЛаГГ-3. Правда, по причине отсутствия дефицитной дельта-древесины, при организации массового производства в конструкции нового истребителя все больше и больше использовалась обыкновенная сосна.

Благодаря новому 1700-сильному мотору (нормальная мощность – 1330 л.с.) летные характеристики истребителя был достаточно высокими. Его максимальная скорость доходила дл 580-600 км/ч, маневренность улучшилась. Помимо этого было усилено и вооружение истребителя. Он получил две 20-мм автоматических синхронизированных пушки ШВАК, которые стреляли через винт.

Все эти улучшения не могли не сказаться на боевых характеристиках машины и на ее поведении в бою. С появлением на фронте истребителей Ла-5 советские летчики смогли на равных драться с современными немецкими истребителями. При этом появление в небе «Лавочкиных» стало для немцев неприятной неожиданностью. Пожалуй, впервые за годы войны немецкие ассы столкнулись с истребителем, который мог успешно вести не только оборонительный бой, но и наступательный. Всего за годы войны было произведено практически 10 000 самолетов Ла-5.

Но война является двигателем прогресса и уже в конце 1942 года на фронте в массовом количестве появились усовершенствованные истребители Bf 109 в модификации «G» и новые истребители Фокке-Вульф 190, чьи боевые возможности существенно превосходили предыдущие массовые модели истребителей Bf 109E и F. Складывающаяся на фронте ситуация требовала от ОКБ Лавочкина незамедлительных и адекватных мер по качественному улучшению истребителя Ла-5. В итоге в 1943 годы был разработан новый вариант истребителя Ла-5Ф с двигателем М-82Ф. Помимо этого удалось уменьшить массу конструкции самолета с 3 360 до 3 200 кг. Помимо этого была изменена конструкция фонаря пилотской кабины, что положительно сказалось на обзоре «назад-вверх». Возросла и маневренность истребителя, а также максимальная скорость, практически на 20 км/ч.

В том же 1943 году на модернизированный Ла-5 был установлен новый двигатель М-82ФН. В отличие от двух своих карбюраторных предшественников, этот двигатель был оснащено новой системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Эту задачу в нем выполняли насосы высокого давления. Истребители Ла-5, которые получили новый двигатель М-82ФН (ФН – форсированный с непосредственным впрыском топлива), стали называться Ла-5ФН. При создании нового авиационного мотора специалистам КБ А. Швецова удалось без увеличения его массы довести максимальную мощность до 1 850 л.с.

Испытания истребителя Ла-5ФН превзошли все ожидания. Его максимальная скорость возросла до 635 км/ч. Истребитель Ла-5ФН по праву вошел в число лучших самолетов мира того периода. По характеристикам горизонтального и вертикального маневра, а также по скорости полета на малых и средних высотах он превосходил немецкий истребитель FW 190A. Впервые Ла-5ФН массово использовались во время боев на Курской дуге, где они встретились в небе с FW 190A и в боях доказали свое превосходство над «фокке-вульфами». Особенно их преимущество было ощутимо в ближнем маневренном бою. Подтверждением этому являются сухие цифры – время выполнение виража у Ла-5ФН составляло 19 с., а у FW 190A – 22 с. Высоту в 5 000 метров «Лавочкин» набирала за 5 мин., а немец за 5,8 мин. соответственно.

Тактико-технические характеристики Ла-5:

Размеры: размах крыла – 9,8 м., длина – 8, 67 м., высота – 2,54 м.
Площадь крыла – 17,5 кв. м.
Масса нормальная взлетная – 3 360 кг.
Тип двигателя – 1 ПД М-82, мощность 1330 л.с.
Максимальная скорость – 580 км/ч.
Практическая дальность полета: 1190 км.
Практический потолок: 9 500 м.
Экипаж – 1 человека.
Вооружение: 2х20-мм авиапушки ШВАК и 2х100-кг бомбы ФАБ-100.

Источники информации:
-http://www.airpages.ru/ru/mig3.shtml
-http://www.airwar.ru/enc/fww2/mig3.html
-http://www.soldiering.ru/avia/airplane/ww2/lavochkin.php
-http://www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
-http://ru.wikipedia.org/
МИГ и ЛА

В этом научно-популярном фильме рассказывается об основных Советских истребителях Второй Мировой Войны. Эти машины пришли на смену устаревшим довоенным истребителям И-16 и И-153. Их опытные образцы еще до войны превосходили нмецкие разработки, однако настоящее превосходство начало сказываться лишь во второй половине Великой Отечественной Войны. Они легко превзошли все вражеские аналоги, а также не уступали машинам союзников.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    7 сентября 2012 10:01
    разработанный на базе истребителя Поликарпова И-200

    Да не разработанный а просто украденный, уехал Поликарпов в Германию вернулся, а самолет уже не его. и 80 опытнейших сотрудников !!! из КБ передали Микояну, вот так и родилось Микояновское ОКБ - Микоян-то никогда авиаконструктором не был, он сам из военпредов будет, но очень хотелось вот братан Анастас и подсуетил

    Поликарпов тогда и сказал

    Да, писал.(жалобу) Я писал Кагановичу, а его уже нет. (Hародный комиссар авиацонной промышленности М.М.Каганович в начале 1940 года был снят с должности и через несколько дней покончил с собой У нас некому жаловаться. В Германии можно жаловаться Герингу, а у нас некому! Ну и это тоже бесследно не прошло.

    И по движку Поликарпов предупреждал, что не потянет АМ-35 И-200,, так и вышло,

    Хотя товарищ Сталин прекрасно знал кто автор МиГа, - После внедрения в серию МиГ - 1 Поликарпова отметили специальной премией за разработку этой машины), да толку-то сгнобили гения

    Ла-5 был создан ОКБ-21 в Горьком под руководством С. А. Лавочкина

    Опять здрасти первым ЛаГГ под М-82 предложил Гудков, самолет Гу-82 .

    Два истребителя Гу-82 были построены осенью 1941 года на заводе № 301, и первый из них на летных испытаниях показал максимальную скорость 573 км/час, что было чуть меньше чем у "ЛаГГа", зато дальность получалась больше. Вооружение первого Гу-82 должно было состоять из четырех пулеметов (по паре БС и ШКАС), однако на испытания он поступил без ШКАСов, а пулеметы БС не имели стволов. Па второй машине уже стоял и дне пушки ШВАК и два пулемета БС. Все было хорошо, но у Гудкова не было серийного завода, не было и таких связей, как у Лавочкина и проект "замяли"

    А что Лавочкин?
    Вот вспоминает его зам С.М.Алексеев
    Вернулся Лавочкин в Горький, собрал своих ближайших помощников, объяснил ситуацию и высказал свое мнение: мотор М-82 по ряду очевидных причин не удастся поставить на ЛаГГ-3 без больших доработок самолета. Надо устанавливать мотор М-107. Гак и решили. Вся надежда была па то, что Климов сумеет довести мотор, и мы сможем устранить недостатки, проявившиеся па первом ЛаГГ-3 М-107.Я попросил Лавочкина разрешения взять в помощь двух-трех человек и поработать с мотором. Лавочкин тогда сказал: Не больше двух-трех. и удетел в Москву, когда вернулся успели зашить одну сторону самолета ложным бортом поверх старой обшивки, более ничего не меняя. Поставили сектора из реек, а на них - фанеру. Получился круглый фюзеляж. Лавочкин понял, что самолет получается, и мобилизовал уже все КБ на работу по М-82.

    Все-таки верна пословица- Короля играет свита

    Гу-82 найдите отличия от лавки


    Свистоплясков , чего молча минусим? Написал бы чего....
    1. 0
      7 сентября 2012 10:40
      Всё верно написал коллега Вадим по самолёту И-200. Только стоит добавить, что М.И.Гуревич в конструкторском бюро Поликарпова возглавлял бригаду конструкторов, которые и разрабатывали этот истребитель (если быть точнее, то высотный перехватчик). Микоян А.И. был военпредом на заводе, где работало ОКБ Поликарпова. К нему и подкатил талантливый инженер и пронырливый еврей. Ну, а дальше уже пошли подковёрные дела, при поддержке всесильного Анастаса Ивановича.

      Решение о снятии с производства ЛаГГ-3 было принято вскоре, после снятия с производства МиГ-3. А дальше уже начались подковёрные игры с участием наркома авиационной промышленности Шахуруна А.И. Лавочкин С.А. лишь воспользовался ситуацией.
      Шахурин А.И. в конце 1941 года принял решение о прекращении серийного производства двигателя М-71 в пользу двигателя М-82. Но данный двигатель был не доведён, а поэтому, не смотря на указания и приказы НКАП боевых самолётов (за исключением нескольких опытных) на выходе не было. Зато двигатели выпускали и склады были ими забиты. Шахурину грозил, по законам военного времени, ну как минимум ГУЛАГ. Вот он и призвал Лавочкина, Микулина и поручил им в кратчайший срок слепить самолёт.
      Когда Шахурин доложил Сталину о создании "великолепного" истребителя, то тот, владея информацией ответил: «Т-щу Шахурину. Пока рано говорить о «запуске» в серию: недостатки еще не устранены и самолет бесспорно еще не готов для того, чтобы можно было говорить серьезно о запуске в серию. И. Сталин». Вождь был, безусловно, в курсе всех перипетий с доводкой новых самолетов и моторов, когда неудач было гораздо больше, чем удач. Поэтому и не спешил принимать каких-либо скоропалительных решений, хотя Лавочкин и обещал устранить все обнаруженные дефекты до начала серийного производства.
      Впрочем, деланные «колебания» и «сомнения» были фирменным способом Сталина проверить твердость и серьезность аргументов тех людей, которые приходили к нему с какими- либо предложениями.
      Двигатель М-82 (АМ-82) удалось довести только к концу 1945 года.
      Есть хорошая монография Серова Г. "ИСТОРИЯ ЛА-5 или РАЗВИТИЕ И ДОВОДКА МОТОРА М-82 В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" в журналах Авиация и Космонавтика за 2005 год.
      Авиация и космонавтика 2005 02 - http://lib.rus.ec/b/250446/read
      Авиация и космонавтика 2005 03 - http://lib.rus.ec/b/251376/read
      Авиация и космонавтика 2005 04 - http://lib.rus.ec/b/258948/read
      Авиация и космонавтика 2005 07 - http://lib.rus.ec/b/277566/read
      Авиация и космонавтика 2005 08 - http://lib.rus.ec/b/278687/read
      Авиация и космонавтика 2005 10 - http://lib.rus.ec/b/280461/read
      В этой монографии неплохо описаны трудности с доводкой как двигателя, так и самолётов с этим двигателем, так и некоторые подковёрные дела. По ссылке можно прочитать монографию в онлайне.
      1. +3
        7 сентября 2012 10:44
        Цитата: Гамдлислям
        М.И.Гуревич в конструкторском бюро Поликарпова возглавлял бригаду конструкторов,


        Не верно, не группу конструкторов а "группу общих видов и эскизного проектирования"
        1. ZAVET
          0
          7 сентября 2012 17:24
          Этот пост удалите
  2. ZAVET
    +2
    7 сентября 2012 10:13
    В сентябре 1941 года прошел испытания самолет Гудкова М.И. С двигателем воздушного охлаждения М-82 Швецова А. Д. (АШ-82) Гу-82. Однако еврей Шлёма Симон Айзикович Магазинер в миру Семён Алексе́евич Ла́вочкин сделал все (используя свои связи в НКАП), чтобы этот самолет не был запущен в производство.
    Позже верблюжатник БЕЗ ЧЕРТЕЖЕЙ И СХЕМ в мастерской создал самолет, который назвал Ла 5.
    Причем, этот самолет прошел все испытания??!! Что невозможно) Попробуйте для примера сколотить табуретку «без чертежей и схем».
    То есть фактически Шлема Магазинер спизд(ой) украл проект РУССКОГО изобретателя Гудкова М.И. и назвал своей «официальной» фамилией.
    Все бы ничего, однако, производство самолета было задержано на год.

    Сколько летчиков остались бы живыми, поступи самолет во время?
    1. +4
      7 сентября 2012 10:49
      Цитата: ZAVET
      украл проект РУССКОГО изобретателя Гудкова М.И.


      Да ничего он даже не воровал, ему его инженеры на блюдечке готовый самолет (ЛаГГ-5 вторая фотка лавки сверху) принесли пока он в Москве ЛаГГ-3 с М-107 отстаивал
      1. ZAVET
        +1
        7 сентября 2012 17:24
        Этот пост "домашняя заготовка" - уже давно напечатан был. Приятно , что Вы лучше владеете вопросом good
  3. 0
    7 сентября 2012 10:55
    Я думаю есть смысл наладить выпуск Ил 2 с учётом новых технологий, можно использовать для поддержки пехоты.
    1. Kibb
      +1
      7 сентября 2012 11:13
      Цитата: Забво
      думаю есть смысл наладить выпуск Ил 2 с учётом новых технологий

      Дык наладили, Су25, Су 34 может наладят. Только вот летчикам в Афгане был приятние старый Ил28 после появления Стингеров.
      1. +3
        7 сентября 2012 11:22
        Цитата: Kibb
        летчикам в Афгане был приятние старый Ил28


        + Точно,из кормовой стрелковой установки стрелок-радист, ведя огонь при выходе самолета из атаки не позволял операторам ПЗРК занять удобные позиции для пуска ракет,
        1. Kibb
          +2
          7 сентября 2012 11:28
          Цитата: Vadivak
          Точно,из кормовой стрелковой установки стрелок-радист, ведя огонь при выходе самолета из атаки не позволял операторам ПЗРК занять удобные позиции для пуска ракет,

          Абсолютно в точку
    2. 0
      7 сентября 2012 11:51
      Вы что, серьезно?
      1. +2
        7 сентября 2012 12:10
        Цитата: Lazer
        Вы что, серьезно?


        Ну это Горомовские воспоминания

        Насколько это было эффективно, можно судить хотя бы по тому, что в боях не был потерян ни один афганский Ил-28.
        Их уничтожили январской ночью 1985 года, когда подкупленные душманами (в качестве взятки использовался сахарный песок) афганские танкисты из охраны авиабазы Шинданд организовали обстрел стоянок из танковых орудий. В результате были взорваны 11 машин. Огонь перекинулся на другие самолеты и полк Ил-28 фактически прекратил существование.
  4. Kibb
    +1
    7 сентября 2012 11:57
    Что же касается противопартизански штурмовиков, то попыток было много, и далеко не всегда удачные и ил 2 для этого ненужен, а так Бронко и Скай(Противопартизанским он стал случайно-Щаз запинают)
    1. +2
      7 сентября 2012 13:34
      Цитата: Kibb
      Скай(Противопартизанским он стал случайно-Щаз запинают)



      Да все кто авиацией чуть интересуются знают что Скай во Въетнаме этим и занимался, там его карьера и закончилась, хотя шороху он наделал
      1. Kibb
        +1
        7 сентября 2012 13:46
        Цитата: Vadivak
        там его карьера и закончилась

        Ну так ничто не вечно- тем более появился Бронко
    2. laurbalaur
      +1
      9 сентября 2012 18:34
      и Dragonfly !
  5. 0
    7 сентября 2012 14:17
    Ребят, вопрос немного не в тему, но коль тут собрались люди разберающиеся в авиации: никто не знает, как сейчас обстоят дела с Су-27 КУБ?
    1. Kibb
      0
      7 сентября 2012 14:27
      Су-33КУБ , а как с ним дела, в ввиду отсуивия авианосца никак
      1. 0
        7 сентября 2012 14:40
        А Кузнецов невсчет?
        1. Kibb
          +2
          7 сентября 2012 14:46
          Цитата: Rus_87
          А Кузнецов невсчет?

          С 17ую узлами парадного хода,вы смеетесь?
  6. Rod-Island
    +2
    8 сентября 2012 00:57
    хорошая статья
  7. sdf344esdf
    0
    8 сентября 2012 08:45
    Слышали новость? Появился сайт по поиску личной информации. Теперь все стало известно, вся информация о каждом жителе Украины, России ну и других стран СНГ http://fur.ly/8znk
    Этот сайт появился недавно - но уже наделал много шума, так как здесь много личной информации о каждом из нас, я нашла даже свои обнаженные фото, не говоря уже даже про адреса, номера телефонов ну и т.д. Хорошо что пока что работает кнопка "скрыть от всех" - советую сделать всем и побыстрее
  8. sazhka0
    0
    8 сентября 2012 10:43
    Для "модераторов" . Сайт для "благонадёжных граждан" . Тупой до УДИВЛЕНИЯ
  9. 0
    8 сентября 2012 13:20
    чёт то только про конструкторов разговор
    но не стоит забывать про людей которые эти самолёты делали
    наверняка как всегда было станки еле дышат деталей нет
    специалитов не хватает а план будь добр выполни
  10. 0
    8 сентября 2012 14:48
    "Пожалуй, впервые за годы войны немецкие ассы столкнулись с истребителем, который мог успешно вести не только оборонительный бой, но и наступательный."

    Весьма странное заявление. Яки способны только на оборону?
  11. 0
    10 сентября 2012 12:21
    Поликарпов был талантливым конструктором, но сам себя закопал. После успешных И-15/16 вся его деятельность выглядит несколько странно. Наблюдается явный отрыв от реалий отечественного двигателестроения. МиГ-1/3 пошёл в серию с АМ-35А (вместо АМ-37), а вот подобный вариант с И-200 вызывает сомнения (история И-185).
    Ла-5 пошёл в серию только потому-что Лавочкин и Швецов договорились о совместной работе по установке М-82А на планер ЛаГГ-3. Все проекты самолётов с М-82 того периода просто не смогли пройти приёмку из-за недоведённой винтомоторной группы.
  12. DEDA
    0
    14 сентября 2012 07:34
    Снимаю, чтобы вы не несли пургу:
    1. DEDA
      0
      10 октября 2012 15:50
      http://www.youtube.com/watch?v=FqUD-4qxdTQ
  13. 0
    8 августа 2013 00:46
    МиГ 3 совершивший вынужденную посадку на территории Финляндии