Вопросы к командованию ВМФ и МО
По информации газеты «Ведомости» от 21.08.2021 года, ситуация с недопуском кораблей ВМФ России в порт автономного города Сеута (побережье Африки в районе Гибралтарского пролива) является по меньшей мере странной, говорится в заявлении официального представителя российского МИД Марии Захаровой.
– говорится в сообщении.
Захарова считает, что данный инцидент противоречит духу Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной странами в 2009 году.
Накануне испанская газета «El Confidencial» со ссылкой на источники в МИД страны сообщила, что Мадрид проигнорировал просьбу России о заходе двух военных кораблей в порт города Сеута, испанского полуэксклава в Северной Африке. По сведениям издания, российский флот запросил трехдневную стоянку большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» и спасательного буксирного судна «Алтай» Северного флота для дозаправки и пополнения запасов продовольствия. Стоянка должна была начаться 18 августа.
Однако МИД Испании не разрешил кораблям зайти в порт. Причиной, по данным источников издания, стало то, что Россия не передала информацию о дальнейшем маршруте, которую запросила Испания.
В испанском МИД заявили, что не отказывали во входе этим кораблям.
– сказали там. При этом российская сторона настаивает, что все необходимые документы были переданы в срок.
По сообщению ТАСС от 21.08.2021 года, официальный представитель МИД России добавила:
– отметила дипломат.
По данным сайта Российской газеты от 23.08.2021 года, корабли Северного флота зашли в город-порт Алжир. В составе отряда большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», спасательно-буксирное судно «Алтай» и средний морской танкер «Академик Пашин». Деловой заход продлится до среды, сообщили в пресс-службе Северного флота.
В эти дни состоятся несколько протокольных мероприятий с участием представителей двух стран. Корабль планирует посетить и посол РФ в Алжирской народной демократической республике. Морякам предоставят время для отдыха, а также пополнят запасы воды и продовольствия.
По договоренности с Мадридом такие остановки для пополнения запасов и топлива наших кораблей совершались регулярно и достаточно давно. Вместе с тем некоторое время назад на фоне охлаждения американо-российских отношений недовольство подобными заходами начали высказывать официальные американские лица. В итоге, как говорится – получите, распишитесь!
Наличие пункта МТО или ВМБ для российского ВМФ вблизи Гибралтарского пролива не вызывает сомнения. Получить такую возможность, это как огромный суперприз: при определенной доле везения или настойчивости выиграть вполне возможно, но вот удержать его и не промотать гораздо важней. Это понимаем не только мы.
Англичане еще в 1704 году приложили максимум усилий по обустройству собственной военно-морской базы на юге Пиренейского полуострова, отбив у испанцев Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, ведущий к ней. Стратегическое значение этой территории, позволяющей контролировать Гибралтарский пролив и соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, ясно любому человеку.
Еще больше оно возросло с открытием Суэцкого канала. Вот уже более 300 лет испанцы не могут смириться с этой потерей, не признавая права англичан на эту территорию. Однако все попытки испанцев отбить Гибралтар у англичан не увенчались успехом.
США, создав за время Второй мировой войны крупнейший флот в 1953 году убедили испанцев в необходимости создания американской ВМБ для 6-го оперативного флота ВМС и военного аэродрома в г. Рота (Атлантическое побережье Испании), первой базы американских моряков на пути к Средиземному морю. ВМБ Рота расположена всего в 130 км от Гибралтарского пролива. Именно эта военно-морская база с 1963 года является местом дислокации ядерных подводных лодок ВМС США, выходящих на боевое патрулирование в Средиземное море. А с 2014 года одним из элементов Европейской ПРО США (место постоянного дежурства как минимум 4-х эсминцев класса «Arleigh Burke», оснащённых БИУС и одноименной ЗРК «Иджис» c зенитными ракетами SM-2 и SM-3) и стратегически важным пунктом для переброски американских войск в Европу и на Ближний Восток.
С XVIII века Россия ищет возможность получить постоянный доступ кораблей ВМФ к центральному и западному Средиземноморью. Менялись руководители страны и политический строй, давно ушел в историю парусный и паровой флот. Но, как только у России возникал спрос на океанский флот, тут же возникала цель по наличию в этом регионе базы для наших кораблей и подводных лодок.
Расстояние от города-порта Алжир до испанской Сеуты составляет 470 морских миль или около 760 км. Казалось бы, далековато от Гибралтарского пролива. Но постоянное присутствие российских кораблей и подводных лодок в этом регионе позволяет контролировать значительную часть западного Средиземноморья и Гибралтарский пролив. Тартус (Сирия) или Камрань (Вьетнам) тоже находятся на некотором удалении от стратегически важных коммуникаций, однако наличие там российских сил дает контроль над ними.
Алжир – бывшая испанская, турецкая, а затем французская колония, и поэтому история отношений с завоевателями является для алжирцев борьбой за свободу и независимость страны. Наличие же у Алжира больших запасов нефти и газа, обнаруженных в XX веке, делает страну ценным призом и лакомым куском у любого агрессивного государства.
Поэтому Алжир вынужден вкладывать огромные средства в собственную безопасность, содержать и развивать не маленькую сухопутную армию, включая авиацию, ПВО и военно-морской флот. Крупные вложения были сделаны алжирскими властями в развитие военной инфраструктуры, в том числе строительство гражданских и военных аэродромов, портов и военно-морских баз на побережье Средиземного моря.
С момента провозглашения в 1962 году независимости Алжир является нашим давним деловым партнером и закупает у советского и российского ВПК широкий спектр военной продукции, включая корабли и подводные лодки.
Возникают справедливые вопросы.
Почему Россия не использует на постоянной основе военно-морскую базу Алжира для наших моряков?
В каком качестве? На постоянной или временной основе вопрос к нашим военным и политическим властям? В качестве пункта МТО или ВМБ? Или, может быть, как в Сирии, собственная российская военно-морская база и аэродром на 50–100 лет?
Всё это вопросы для обсуждения.
Важно другое: Алжир – это территория лояльного России государства, а не страна НАТО. Нам есть, что предложить алжирцам. И договориться о сотрудничестве по этому направлению с властями Алжира намного проще.
Делается ли что-то по данному направлению?
И когда будет результат?
Информация