Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-Б «Мурена» (Delta-I class)

7
План военного кораблестроения 1969—1980 годов предусматривал создание ракетно-ядерной устойчивой стратегической подводной системы имеющей оружие большой дальности, которая будет дополнять МБР наземного базирования, в то время составляющие основу советского ракетно-ядерного арсенала. Данное решение, в значительной мере, обуславливалось созданием в Соединенных Штатах мощной системы гидроакустического обнаружения подлодок СССР на путях их перехода. Нашим подводным силам все это создавало серьезные проблемы, решить которые можно было снижением шумности атомных подлодок с баллистическими ракетами и изменением районов боевого патрулирования субмарин. В рамках программы кораблестроения намечалось создание новых подводных атомных ракетоносцев, которые являлись дальнейшим развитием подлодок второго поколения проекта 667-А.



Развитие отечественных стратегических подводных ракетоносцев 2-го поколения велось, главным образом, в направлении увеличения дальности действия их ракетного вооружения. Находящийся с 1963 года в разработке ракетный комплекс Д-9, должен был иметь в три раза большую дальностью по сравнению с Д-6. Устанавливаемый на подлодку навигационный комплекс не обеспечивали необходимой точности стрельбы ракетой, которая имеет инерциальную систему наведения. В результате в конструкторском бюро Макеева совместно с руководством НПО «Геофизика», НИИАП и НИИА было принято решение о разработке бортовой системы азимутальной астрокоррекции, которая позволяет уточнять положение ракеты в пространстве по звездам и корректировать направление движения ракеты. Дальнейшее совершенствование системы управления ракетным огнем позволяло сократить время предстартовой подготовки в пять – семь раз, а также обеспечить старт в одном залпе всего боекомплекта.

За возможность увеличения боевых возможностей ракетного комплекса заплатили увеличением габаритов и массы ракеты. Длина новой баллистической ракеты по сравнению с ракетой Р-27 увеличилась на 40 процентов, диаметр – на 20 процентов, а стартовая масса – в два раза. В результате, чтобы установить новый комплекс в существующий корпус подлодки, число ракетных шахт сократили с 16 до 12 шт. Но, как показывали расчеты, использование ракетного комплекса Д-9 увеличивало эффективность ракетного крейсера проекта 667 в 2,5 раза. ТТЗ на атомную подлодку, оснащаемую комплексом Д-9 с баллистическими ракетами Р-29, утвердили в 1965 году. Разработку субмарины , получившей проектный номер 667-Б (шифр «Мурена»), вело Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Руководитель проекта – главный конструктор Ковалев С.Н.

Работы по созданию ракетоносца велись довольно быстрыми темпами, которые несколько опережали сроки создания ракетных комплексов. В результате опытные запуски баллистической ракеты начались после того как головной корабль серии вошел в строй. Ракетный комплекс официально приняли на вооружение только 12.03.1974. В состав комплекса входили 12 жидкостных двухступенчатых ампулированных ракет Р-29 (по договору – РСМ-40, инд. ГРАУ – 4К75, обозначение НАТО SS-N-8 «Sawfly»). Максимальная дальность стрельбы Р-29 – 7,8 тыс. км. Данная ракета стала первой Советской морской ракетой, которая оснащена средствами преодоления противоракетной обороны противника. В сложенном состоянии легкие ложные цели размещались в цилиндрических спец. контейнерах, которые вварены в бак горючего второй ступени.

Конструкция атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-Б «Мурена» (в НАТО получила обозначение Delta-I class) главным образом повторяла конструкцию своей предшественницы – АПЛ проекта 667-А «Навага». Двухкорпусная подводная лодка несколько увеличенной длины, по сравнению с проектом 667-А, имел прочный корпус, разделенная на десять водонепроницаемых отсеков. Большая длина ракет стала причиной того что высота обтекателя ракетных шахт увеличилась, а у силуэта лодки появился характерный «горб» — опознавательный признак подлодок проекта 667-Б а также их более поздних модификаций. Главная энергоустановка включала два атомных водо-водяных реактора ВМ-4Б имеющая ППУ ОК-700, а также две паровые турбины, имеющие турбозубчатые агрегаты ГТЗА-635. Имелось два дизельных генератора ДГ-460, а также два электродвигателя экономичного хода. Чтобы снизить гидроакустическую заметность судна ввели двухкаскадную амортизацию виброактивных механизмов паротурбинной установки.

Продольный разрез АПКР проекта 667Б:
1 — основные антенны ГАК «Керчь»; 2 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 — 533-мм ТА 4 — цистерна кольцевого зазора; 5 — торпедозамести-тельная цистерна; 6 — носовой люк; 7 — носовой аварийный буй; 8 — запасные 533-мм торпеды; 9 — торпедопогрузочный люк; 10 — носовой (торпедный) отсек; 11 — носовая группа АБ; 12 — гидродинамический лаг; 13 — ЦГБ; 14 — шпиль и шпилевая машина; 15 — баллоны ВВД; 16 — второй (жилой) отсек; 17 — кормовая группа АБ; 18 — закрытый ходовой мостик; 19 — репитер гирокомпаса; 20 — перископ системы МТ-70-8; 21 — перископ ПЗНГ-8; 22 — боевая рубка; 23 — третий (центральный) отсек; 24 — центральный пост; 25 — перископ астрокорректора «Волна»; 26 — радиосекстан «Сайга»; 27 — антенна радио­пеленгатора «Завеса»; 28 — антенна РЛК; 29 — РДП; 30 — антенна СОРС «Залив-П»; 31 — четвертый (носовой ракетный) отсек; 32 — ракетная шахта; 33 — пятый (кормовой ракетный) отсек; 34 рубка насосов аварийного слива топлива; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 36 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива; 38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 — реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок; 42 — рессиверные баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина; 45 — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный редуктор; 48 — главный упорный подшипник (ГУП); 49 — маслоохладитель; 50 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 — электронасос конденсаторный; 52 — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк; 55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта эластичная; 57 —десятый (кормовой) отсек; 58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей


Подлодка была оснащена новым навигационным комплексом «Тобол-Б», включающим аппаратуру навигационной космической системы «Циклон-Б». Комплексом обеспечивались все исходные данные необходимые для проведения подготовки и запуска ракет.

Средства радиосвязи, устанавливаемые на более ранние проекты атомных подлодок и являвшиеся набором разных систем, на новой подлодке впервые были интегрированы в комплекс «Молния-Л». На новом атомоходе, как и на атомоходах проекта 667-А, в носовой части был установлен гидроакустический комплекс «Керчь». Судно получило новую БУИС «Алмаз». На проекте 667-Б впервые на советских подлодках для управления ракетным оружием применили автономную корабельную цифровую вычислительную систему (КЦВС) «Альфа», которая решала задачи ракетного огня. Весь ракетный боекомплект подлодки мог выпускаться одним залпом. Впервые в мире для атомных подлодок с БР проекта 667-Б создали систему защиты ракет от несанкционированного действия. Пуск ракет мог осуществляться только после того как будет получен приказ от Верховного командования. Запуск ракет мог осуществляться из подводного положения с глубин до 55 метров при волнении моря менее 6 баллов при скорости судно до 5 узлов не только одиночными ракетами, но и залпом всего боекомплекта. Допускалась ракетная стрельба из надводного положения, при нахождении субмарины в базе (данную возможность обеспечивала межконтинентальная дальность ракеты). В автоматическом режиме осуществлялись как предстартовая подготовка ракет, так и производство выстрела. Если широта точки старта для комплекса Д-5 ограничивалась 85 градусами, то комплекс Д-9 стал первым всеширотным ракетным комплексом в мире.

В носовой части подлодки размещалось четыре торпедных аппарата калибра 533 мм, суммарный боекомплект которых составлял 12 ракето-торпед или торпед, а также 2 торпедных аппарата калибра 400 мм для противолодочных малогабаритных торпед и МГ-44 – самоходных приборов гидроакустического противодействия.



Модификации проекта 667-Б

На вооружение флота в 1978 г. поступил модернизированный ракетный комплекс Д-9Д имеющий усовершенствованные межконтинентальные баллистические ракеты Р-29Д (обозначение НАТО – SS-N-8 mod.2). Дальность данной ракеты была увеличена до 9,1 тыс. км, также повысилась точность (КВО около 1000 метров). Комплекс Д-9Д установили на нескольких подлодках проекта 667-Б во время их капремонта и модернизации. Очередная модернизация комплекса была проведена в 1986 году.

ЦКБ МТ «Рубин» в июне 1972 года было выдано ТТЗ на разработку усовершенствованного варианта подводной лодки, способного нести 16 ракет Р-29. Дополнительные четыре ракеты выделялись во второй, самостоятельный ракетный залп. Новому атомоходу присвоили проектный № 667-БД, шифр «Мурена-М» (обозначение НАТО – Delta-II). Изначально подлодки вооружались ракетным комплексом Д-9Д имеющим ракеты Р-29Д.

Программа строительства подлодок проекта 667-Б.

Строительство серии из восемнадцати АПЛ проекта 667-Б велось в г. Северодвинске на Севмашпредприятии, где построили 10 ПЛАРБ, и в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского комсомола, построившего 8 судов. Первый корпус на ССЗ №402 заложили в 1969 году, в 1971 году спущен и в 1972 году вошел в строй. Последние две субмарины, созданные в Комсомольске-на-Амуре, в состав флота вошли в 1977 г.

Модифицированные подлодки проекта 667-БД производились только в Северодвинске (4 шт.). Вступление в строй первой модифицированной по данному проекту атомной подлодки с БР состоялось в 1975 году.

Статус лодок проекта 667-Б на 2007 год.

К-279 – головной корабль данного проекта – поступил на вооружение дивизии стратегических подлодок Северного флота в 1972 году. Данная дивизия базировалась в бухте Ягельная. Также в 1972 году было принято решение сформировать 41-ю дивизию, оснащенную только судами проекта 667-Б. Новое соединение в 1974 г. перебазировали в Гремиху, введя ее в состав одиннадцатой флотилии подлодок. На тихоокеанском флоте подводные лодки «Мурена» вошли в состав двадцать пятой дивизии стратегических подлодок, базирующейся на Камчатке. Часть ракетных крейсеров стратегического назначения в конце 1970-х г. перевели в Приморье на базу Павловское. Зона боевого патрулирования субмарин проекта 667-Б Северного флота, как правило, располагалась между Новой Землей и Гренландией и была надежно защищена силами Северного флота. Переход в район несения боевой службы из пункта базирования занимал двое-трое суток. Боевая служба судов проекта 667-Б на Тихоокеанском флоте началась в 1976 г. Боевое дежурство лодок находилось в районах, которые находились относительно недалеко от камчатских берегов.

Из состава КСФ первая подлодка с РБ проекта 667-Б была выведена в 1992 году. 8 базировалось на КСФ в Островном и 6 в Павловском, 3 в б. Рыбачий на КТОФ. В 1994 г. началось постепенное списание подлодок данного проекта. К концу 1997 г. службу продолжали нести лишь К-447, К-457 (Северный флот), К-500 и К-530 (Тихоокеанский флот).



Основные тактико-технические характеристики проекта 667-Б «Мурена»:
Надводное водоизмещение - 8900 тонн;
Подводное водоизмещение – 13700 тонн;
Наибольшая длина (по КВЛ) – 139 м (135 м);
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 8,4 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора типа ВМ-4Б суммарной мощностью 180 мВт;
- 2 ГТЗА-635, 2 ППУ ОК-700;
- 2 паровых турбины суммарной мощностью 40000 л.с. (29400 кВт);
- 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 260 л.с.;
-2 пятилопастных гребных винта и 2 вала;
Надводная скорость хода – 16 узлов;
Подводная скорость хода – 26 узлов;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 120 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
Пусковые установки БРПЛ Р-29/Р-29Д (SS-N-8/8mod.2 «Sawfly») комплекса Д-9/Д-9Д – 12;
Зенитное ракетное вооружение:
Пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 2...4;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
- 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 (носовые);
- 533-миллиметровые торпеды СЭТ-65, САЭТ-60, 53-65К/М – 12;
- 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 (носовые);
- 400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4;
Минное вооружение:
может нести до 24 мин вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Алмаз-Б»;
Радиолокационная система общего обнаружения – МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс МГК-100 «Керчь» (Shark Teeth; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 4 х ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс - «Тобол-Б», КНС «Циклон-Б», радиосекстант «Сайга» (Code Eye), ИНС;
Комплекс радиосвязи – «Молния-Л/-ЛМ1» (Pert Spring), буксируемые буйковая и шлейфовая антенны (СНЧ), СВЧ и ВЧ-антенны, станция звукоподводной связи;
Радиолокационная система госопознавания – «Нихром-М».

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-Б «Мурена» (Delta-I class)






По материалам сайта http://www.atrinaflot.narod.ru
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. NickitaDembelnulsa
    +3
    12 сентября 2012 11:59
    Очень здорово,что на сайте размещают статьи о подводном ВМФ России И СССР, иногда читаешь и душа радуется за то что было, что есть и что будет!
  2. kiv
    kiv
    +2
    12 сентября 2012 13:35
    На верхнем снимке пр.667 БДР. К-496
  3. +1
    12 сентября 2012 19:11
    Отличная статья..только когда атомные подводные лодки называют судами - это несколько "режет" глаз
  4. 0
    12 сентября 2012 20:01
    Хорошая статья.
    667-Буки - начало пути отличной, практически гениальной, жидкостной МБР Р-29. Её очередные модификации - Синева, Лайнер - ни в чём не уступая Булаве, показывают отличную надёжность. Жаль будет с ними расставаться после вывода из состава ВМФ носителей - 667-БДР(М)ов.
  5. GaD
    +1
    12 сентября 2012 20:10
    Эх смотрю на этого красавца и вспоминаю свою молодость, облазил этот проект с носа до кормы.
  6. Evgeniy8104
    0
    13 сентября 2012 04:54
    Эх... Где же ты, моя Родина...
  7. 0
    11 ноября 2012 23:50
    Автономность – 70 суток;
    Экипаж – 120 человек;


    Автономность - 90 суток;
    Экипаж - 135 человек.
    Так, во всяком случае, было на моей К-279 (первый корпус проекта). Да и на остальных, думаю, тоже.