Гиперзвуковой Lockheed Martin SR-72: проблема технологий и решений

55

Концепт гиперзвукового самолета от Lockheed Martin

Согласно разным сообщениям и источникам, с конца двухтысячных годов компания Lockheed Martin в лице своего особого отделения Skunk Works разрабатывает перспективный гиперзвуковой самолет. Машина, известная под индексом SR-72, сможет показывать высочайшие летно-технические характеристики и решать особые боевые задачи. Об этом проекте, если он действительно разрабатывается, известно крайне мало. Однако ясно, что для решения поставленных задач понадобятся самые современные и перспективные технологии и компоненты.

Секретный гиперзвук


Первые упоминания о проекте SR-72 относятся к 2007 г., и тогда сообщалось, что разработка продолжается уже несколько лет. В дальнейшем в профильных изданиях неоднократно появлялись новые публикации неясной степени достоверности о целях и технологиях проекта, а также о сроках его реализации. До определенного времени какая-либо официальная информация отсутствовала.



Впрочем, высказывания представителей «Локхид-Мартин» не прояснили ситуацию. Так, на протяжении длительного времени неоднократно упоминалось, что компания ведет исследования гиперзвуковых технологий. В середине 2017 г. СМИ сообщили о проведении первых летных испытаний, но затем компания-разработчик указала, что такой самолет может быть создан только в начале двадцатых годов.

Уже в феврале 2018-го информацию о планах по созданию SR-72 опровергли. Тогда утверждалось, что ключевые технологии остаются незрелыми, и разработка самолета нецелесообразна. Впрочем, в ноябре того же года в зарубежных СМИ появилась информация от источника в Lockheed Martin, согласно которой первый полет SR-72 может состояться до 2025 г. Тогда же сообщили о возможности использования нового самолета в качестве перехватчика, вооруженного гиперзвуковыми ракетами «воздух-воздух».

Гиперзвуковой Lockheed Martin SR-72: проблема технологий и решений

Концепт, раскрытый в одном из докладов Пентагона

Согласно открытым публикациям, SR-72 сможет развивать скорость порядка 6М. Высокая скорость обеспечит его боевую устойчивость, и поэтому вопросам малозаметности планера будет уделяться меньшее внимание. Для гиперзвукового полета разрабатываются особые двигатели. Самолет может быть беспилотным или опционально пилотируемым.

Получившийся SR-72 можно будет использовать в качестве высотного разведчика, хорошо защищенного от перехвата современной ПВО, либо в роли перехватчика, способного быстро выходить на рубеж применения вооружений. Также не исключаются ударные функции. При этом боевые модификации смогут нести гиперзвуковое вооружение разного назначения.

Новая малозаметность


Самолет SR-72, способный развивать скорость до М=6, нуждается в особом планере. Он должен вмещать все необходимые узлы и агрегаты, экипаж (опционально) и полезную нагрузку. При этом аэродинамический облик должен соответствовать требованиям гиперзвукового полета, а конструкция обязана выдерживать возникающие механические и тепловые нагрузки.

Планер, соответствующий всем этим требованиям, придется создавать с нуля, хотя в основе конструкции будут имеющиеся исследования и наработки. Планер могут выполнить из жаропрочных стальных сплавов, титана и других металлов с нужным сочетанием прочности и стойкости. Также возможно применение современных и перспективных композитов, керамики и т.д. Устойчивость конструкции должна повышаться за счет систем охлаждения поверхностей и агрегатов, испытывающих высокие тепловые нагрузки.


Одна из версий облика SR-72 и конструкции его силовой установки. Графика Thedrive.com

В последние годы в США проведена большая научная работа по поиску оптимальных вариантов аэродинамического облика гиперзвуковых летательных аппаратов. Очевидно, что результаты этих исследований используются в гипотетическом проекте SR-72. Таким образом, будущий самолет внешне может напоминать некоторые предыдущие ракеты.

Возможно, экстерьер SR-72 будет сформирован ровными или плавно изогнутыми поверхностями и четкими гранями. Самолет может иметь стреловидное или треугольное крыло, а фюзеляж должен будет получить ковшовые воздухозаборники с клином. По очевидным причинам, вся полезная нагрузка, вне зависимости от решаемых задач, будет перевозиться внутри фюзеляжа.

Ясно, что планер подобного облика не будет малозаметным в привычном смысле. Кроме того, в полете на гиперзвуковой скорости самолет будет демаскировать себя. Однако, как утверждается, это не является проблемой. Гиперзвуковой полет сам по себе станет главным методом защиты. Перехват маневрирующей цели на скорости 6М, как минимум, чрезвычайно сложен – если вообще возможен при нынешнем или будущем уровне технологий.

Вопрос двигателей


Отдельную проблему в проекте SR-72 представляет создание силовой установки. Характеристики турбореактивных двигателей недостаточны для гиперзвукового полета, а прямоточные воздушно-реактивные нуждаются в средствах первоначального разгона. Применение ракетных двигателей разного назначения нецелесообразно. В связи с этим необходимо разработать принципиально новую двигательную установку.

Следует напомнить, что на разведчике SR-71 в свое время использовались двигатели Pratt & Whitney J58-P4 с турбореактивным и прямоточным контурами. При скоростях до 1,6М основную часть тяги создавала турбореактивная часть, а дальнейший разгон осуществлялся при помощи прямоточной. При этом двигатели отличались крайней сложностью и дороговизной, а также нуждались в особом сорте топлива, специальных смазках и т.д.


Разведчик SR-71A на посадке. Фото NASA

С середины двухтысячных Lockheed Martin и Aerojet Rocketdyne работали над перспективным двигателем с комбинированным циклом по типу J58-P4. В его составе присутствовал прямоточный контур, способный обеспечить гиперзвуковой полет. Профильная пресса сообщала об успешном проектировании и проведении некоторых испытаний, но готовый двигатель до сих пор не представлен. Этот факт может говорить как об отсутствии существенных успехов, так и о нежелании раньше времени раскрывать прорывной проект.

Оборудование и вооружение


Пилотируемая или беспилотная версия SR-72 нуждается в развитых радиоэлектронных средствах разного назначения. Прежде всего, необходимо обеспечить эффективное управление полетом на всех скоростных режимах вне зависимости от наличия пилота. Автоматика должна отслеживать параметры полета и своевременно реагировать на опасные изменения. В частности, ей придется предотвращать излишне энергичные маневры и возникновение недопустимых перегрузок.

Особые требования предъявляются к беспилотной модификации. При гиперзвуковом полете радиосвязь с оператором практически невозможна, и автопилот должен уметь самостоятельно вести самолет и решать поставленные задачи на самых ответственных режимах.

В публикациях на тему упоминается использование SR-72 в качестве разведчика. Однако оптическая разведка силами самолетов в настоящее время и в будущем не выглядит целесообразной. Кроме того, неясно, как аэрофотоаппараты могут вести съемку через плазменную «оболочку» вокруг самолета. Наличие плазмы фактически исключает и радиотехническую разведку.

Применение в качестве истребителя или ракетоносца выглядит более разумным, хотя оставляет некоторые вопросы. В первую очередь, это сброс боевой нагрузки. Выведение ракеты из внутреннего отсека на сверх- или гиперзвуковой скорости является весьма сложной инженерной задачей, от решения которой зависит сама возможность боевого применения самолета. В свою очередь, торможение до приемлемых скоростей перед сбросом нивелирует преимущества гиперзвукового полета.


Мотогондола SR-71. Подвижный конус отвечал за распределение воздуха между двумя контурами двигателя J58-P4. Фото Wikimedia Commons

Неопределенное будущее


Благодаря исследованиям последних десятилетий США накопили определенный опыт в области гиперзвуковых технологий. Прямо сейчас его реализуют в проектах управляемых ракет и боевых блоков разного назначения. Кроме того, согласно разным сообщениям, прорабатывается вопрос создания на этой основе полноценного самолета. Впрочем, ракеты и боевые блоки уже демонстрируются в открытых материалах, тогда как проект самолета остается секретным – если вообще существует.

Нетрудно заметить, что «Локхид-Мартин» и смежные предприятия имеют технологии, материалы и идеи для решения части задач в рамках предполагаемого проекта SR-72. В то же время, остаются без ответов другие вопросы, имеющие не меньшую важность. Возможно, такие решения уже существуют, но их не раскрывают по соображениям секретности. Однако может быть и иное объяснение, связанное с отсутствием необходимых технологий.

Поддерживает ли Пентагон работы по SR-72, неизвестно. Очевидно, что многоцелевой гиперзвуковой самолет представляет большой интерес для ВВС. Однако реальные боевые возможности и перспективны такой машины остаются неопределенными, как и целесообразность поддержки проекта.

Таким образом, гиперзвуковая программа США в последние годы дошла до стадии разработки систем военного назначения, но пока может показать лишь ограниченные результаты. Созданы и испытываются боевые блоки и ракеты нового класса, тогда как гиперзвуковой самолет – в самом лучшем случае – еще не вышел из стадии проектирования и отработки отдельных компонентов. Удастся ли Lockheed Martin и другим организациям найти все нужные технологии и построить ожидаемый SR-72 – покажет время.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    1 октября 2021 18:11
    всё глаголят уже 25 лет про сверхзвуковых самолетов эту старую пластинку а самолета нету . мечтатели
    1. 0
      1 октября 2021 22:59
      Для достижения таких скоростей на самолетах, летающих в атмосфере, требуется революция в материаловедении! А её пока нет-не о чем и балаболить! Самолет-это не одноразовая ракета, он должен иметь какой-никакой ресурс. Пока уперлись в 3-3,5М. Титан тоже не панацея-гиперзвука в атмосфере не выдюжит. Ждем появления новых тугоплавких материалов с требуемыми характеристиками и стоимостью.
      1. +4
        2 октября 2021 02:52
        Цитата: Timon2155
        Для достижения таких скоростей на самолетах, летающих в атмосфере, требуется революция в материаловедении!
        да чёрт с ней,со скоростью, интересно боевое применение ... по моему скромному мнению,так это тупиковое направление, на 5-6 мах что удастся применить ?
        1. +1
          2 октября 2021 11:10
          Циркон же замечательно летает в атмосфере со
          скоростью аж 7 МАХ belay
          Почему американец не может на 5 МАХ ?
          1. +3
            3 октября 2021 00:13
            А вам докладывали профиль полета Циркона? Точно ли в атмосфере? А на какой высоте в атмосфере? Если у земли-это одно, в верхних слоях у границы космоса-это уже другое.
            1. 0
              3 октября 2021 01:05
              "Если у земли-это одно, в верхних слоях у границы космоса-это уже другое"///
              ----
              У границы космоса крылатые ракеты летать не могут. Нет подъемной силы.
              И нет кислорода для питания прямоточного реактивного двигателя.
              Там летают БР типа Искандер.
              Значит, Циркон - не крылатая ракета?
              1. +2
                3 октября 2021 01:35
                Почему выхватываете только часть моего ответа и комментируете её? Я вам привел возможные высоты полета, скрывающиеся под широким понятием «атмосфера». Профиль полета может быть различным: старт с поверхности, подъем на потолок километров 50-70 км (это близко или далеко до космоса? Вопрос риторический) и далее пикирование или низковысотный полет.Что не так? Почему, по-вашему, прямоточный двигатель не может работать на высотах, например, 70 км? А вот наука говорит, что прямоточные двигатели там работают. Кому верить?
          2. 0
            3 октября 2021 22:51
            Цитата: voyaka uh
            Циркон же замечательно летает в атмосфере со
            скоростью аж 7 МАХ belay
            Почему американец не может на 5 МАХ ?

            Потому, что Циркон - небольшая одноразовая ракета, а "американец" - не маленький (экипаж опционально) самолет. wink
          3. 0
            4 декабря 2021 15:46
            Цирконы и другие ракеты обратно на посадку не возращаются.
        2. 0
          3 октября 2021 00:14
          Была б скорость, как ею воспользоваться-найдут способ.
          1. +2
            3 октября 2021 09:23
            Создать скорость - проще простого. smile
            Твердотопливный бустер разгонит любой аппарат/ракету до гиперзвука на высоте 20-50 км.
            Проблема - поддержать эту скорость в горизонтальном полете в атмосфере.
            И не сгореть на терминальном участке при снижении в плотные слои атмосферы.
            И еще - самое главное! - чтобы ГСН работала при таком перегреве аппарата.
            1. 0
              3 октября 2021 10:12
              Так об этом я и пишу. Не сгореть=нужны материалы, выдерживающие такой режим длительное время. Появятся такие-задача решится. По ГСН-есть и стационарные цели, внешнее целеуказание. Не торт, но на первое время сгодится.
      2. +2
        2 октября 2021 16:29
        Цитата: Timon2155
        Для достижения таких скоростей на самолетах, летающих в атмосфере, требуется революция в материаловедении! А её пока нет-не о чем и балаболить!

        ========
        Тимур! Как человек, который более четверти века занимался как раз вопросами материаловедения, на вашем месте - я не был бы столь категоричен!
        Поверьте - такие материалы ЕСТЬ! Достаточно вспомнить "Шаттлы" и "Буран"!
        Уже давным-давно существуют и "керамика" и "углеволокна" и "стеклопластики", обладающие и невероятной термостойкостью и столь же невероятно низкой теплопроводностью! Они - ЕСТЬ! И уже давно!
        Проблема - в другом: подобные материалы весьма сложны в производстве и крайне дорогостоящи, а по-сему - ЛА, оснащенный такой "обшивкой" (а она должна быть "композитной" - т.е. многослойной!) будет стоить, даже не десятки миллионов $, а как минимум, на порядок дороже! Т.е. - стоимость такого БПЛА-разведчика может приближаться к стоимости АВИАНОСЦА!
        1. +1
          3 октября 2021 00:06
          Вы внимательно читали мой пост? Там как раз про стоимость в самом конце. Неужто, думаете, Америку открыли Бураном и Шаттлом? Так-то можно в шутку и из вольфрама предложить сделать самолет-дескать, есть материалы, давно изобрели)))) Сами понимаете, это ж глупость. Нужны не просто новые материалы, но и чтобы они были недорогими (относительно, конечно), более-менее надежны (керамика, были случаи, отклеивалась, трескались-не очень надежна), технологичны для производства, обладали требуемым ресурсом и тд. Иначе и быть не может! А то б давно сделали 6М перехватчик, например. Или разведчик. Так что, вы несколько неправы. Иначе как объяснить, что таких самолетов пока нет!? И да, сравнение с челноком некорректно: челнок испытывает достаточно кратковременное воздействие высоких температур при торможении в атмосфере. Самолет же должен лететь на скоростях ~6М достаточно длительное время.
      3. 0
        2 октября 2021 19:42
        Цитата: Timon2155
        Для достижения таких скоростей на самолетах, летающих в атмосфере, требуется революция в материаловедении!
        Или охлаждение топливом
        1. 0
          3 октября 2021 00:07
          Теплоемкость топлива конечна. Для охлаждения конструкции на 6М её теплоемкости недостаточно.
          1. 0
            3 октября 2021 15:47
            Вполне хватит для 6М
            ещё один способ уменьшить нагрев планера с помощью магнитного поля
      4. 0
        3 октября 2021 15:37
        Жаропрочных материалов полно - и технические решения охлаждение самых теплонагруженных поверхностей имеется топливные контуры с циркуляцией минисопла с подачей аргона или гелия на нагреваемые поверхности предлагали.
        1. 0
          4 октября 2021 00:27
          Вас послушать-всё изобретено и имеется в наличии. Только вот самолет такой конструкторы сделать пока не могут. Выходит, чего-то не хватает. Теория-дело хорошее, на практике не всё так просто.
          1. 0
            4 октября 2021 18:53
            Всё как всегда упирается в деньги а гиперзвук с человеком на борту был создан ещё в начале 60ых прошлого века X 15 как ни как более 7200 км в час его разогнали в 2004ом начали испытывать планер X 43 c ГПВРД третий полёт установил рекорд скорости в 11 850 км/ч проблема оставалась только с устойчивым управлением в России её судя по всему уже решили а тут ЦАГИ и проект гиперзвукового авиалайнера выкатило для совместной работы с ЕС и Австралии
            лет через 10 такие самолёты будут реализованы в металле в том числе и SR 72.
            1. 0
              4 октября 2021 22:05
              Вы меня убиваете своими познаниями))) Видели фото аппаратов серии Х? Как вам прямое крыло? Реально полагаете, что они развили б такую скорость на высоте, скажем, 25 км? А вот вам факт-они на такую скорость выходили на высоте около 100 км! Считай, космос в чистом виде! Ясное дело, там ни о каком нагреве речи нет. Это ж ракета с крыльями: ракетоплан-их так и называли. Какое отношение имеют эти экспериментальные аппараты к самолетам? Может, тогда и БОР «лапоть» будем считать за гиперзвуковой самолет? Далее, про 10 лет)))) Реально полагаете, что за этот срок сделают самолет с 6М? Неа. И за 20 не сделают.
  2. +1
    1 октября 2021 18:37
    А ведь где то лежат наработки по Ту-230/Ту-244.
  3. KCA
    -6
    1 октября 2021 18:52
    Хоспидя, у них ракеты не то что на гиперсонике не летают, от носителя макеты отвалиться боятся, а туда-же, самолёт прям уже на ВПП стоит, дайте только триллион, ну лучше два
  4. +2
    1 октября 2021 19:17
    Нервов нам SR-71 попортил много,трижды за службу встречаться пришлось.Надеюсь к тому времени как Пентагон или ЦРУ закупит SR-72(если сделают конечно) у нас уже будет готовым ответ не только с земли(С-500 при М=9) но и с воздуха.ПАК ДП?Заявленная скорость SR-72- 6390 км\ч это приличная скорость, у производителей даже при развитом передовом ВПК в США будут проблемы
  5. +6
    1 октября 2021 20:53
    Кроме того, неясно, как аэрофотоаппараты могут вести съемку через плазменную «оболочку» вокруг самолета. Наличие плазмы фактически исключает и радиотехническую разведку.

    Автор, Не путай этот аппарат с гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками. На высотах 20 -30 км при таких скоростях никакой плазменной оболочки не будет, а ниже он никогда на гиперзвук не выйдет.
    1. -2
      2 октября 2021 11:30
      Цитата: Авиатор_
      На высотах 20 -30 км при таких скоростях никакой плазменной оболочки не будет

      Почему, собственно?
      1. +5
        2 октября 2021 17:13
        Цитата: DenVB
        Почему, собственно?

        При торможении молекул воздуха их тепловая энергия возрастает, т. е. температура газа вблизи поверхности движущегося тела повышается максимальная температура, до которой может нагреться газ в окрестности движущегося тела, близка к т. н. температуре торможения:
        T0= Тн+ v^2/2*cp,
        где Тн — температура набегающего воздуха, v — скорость полёта тела, cp — удельная теплоёмкость газа при постоянном давлении.
        Удельная теплоемкость воздуха при различных температурах

        как ни крути, при М=6 будет до 700грС
        при такой температуре: плазма не образуется
        1. +1
          2 октября 2021 18:38
          Ага, спасибо за формулу. Правда, по моим подсчетам получилось около 1600 градусов. Но все равно маловато для ионизации.
          1. +1
            2 октября 2021 21:37
            Цитата: DenVB
            Правда, по моим подсчетам получилось около 1600 градусов.

            да не за , что.
            я вероятно квадрат в уме напутал. ваша правда.
            Но там несколько по другому.
            Эта формула справедлива для М<=5
            потом другие процессы играют роль. собственно посему и делят сверхзвук/гиперзвук
            При М = 5 столкновения отзываются в самих молекулах. Два атома в молекулах основных газов воздуха, азота и кислорода, начинают резонировать ударам и колебаться, сближаясь и расходясь. Кинетическая энергия при торможении трансформируется в внутримолекулярную. Они добавляют молекуле свою энергию вместе с начинающей проявляться энергией еще одного нового движения — вращения молекул. Эти новшества идут добавками к теплоемкости газа, запасая все больше тепла и повышая энергичность процессов.


            через плотность воздуха надо считать, по другому, через тепловой поток
            q=0,5*po*V^3* cos (beta)
            где q — тепловой поток Вт/кв.м, v — скорость, po — плотность воздуха НА ДАННОЙ высоте, beta — угол между вектором скорости потока и нормалью к поверхности, которую он обтекает.
            На этой высоте po= 0,018 кг/куб.м на 30 км и 0,09 на 20 км.
            Что бы beta рассчитать на до угол конуса ЛА знать. Будет примерно 70-75 гр.
            А вот ниже 10 км действительно тяжко придется плотность воздуха достигнет 0.4 и почти линейно возрастет до 1.2 кг/куб.м у поверхности Земли.
            у Mk.12A за 6-7 при снижении с 50 до 35 км количество тепла на кв.см поверхности превысит 30 КДж плазма возникает . Далее при снижении с 35 до 20 км за 15.3 сек каждый кв.см поверхности получит не менее 100 КДж тепла.
            скорость при этом с 3000 м/с (на 50 км) снизится примерно до 5 М, потом плазма пропадёт
            yes
      2. 0
        2 октября 2021 20:19
        Почему, собственно?

        Потому, что при скорости 6М и плотности 0,01841 кг/м3 (высота 30 км) никакого плазменного слоя вокруг аппарата нет.
        1. +1
          4 октября 2021 09:40
          А хватает ли на высоте 30 км кислорода для питания прямоточного двигателя?
          1. +1
            4 октября 2021 18:56
            Вроде как хватит
  6. 0
    1 октября 2021 23:56
    У них хватит средств, чтобы сделать ответку. Я писал об этом (был заминусован). Но главное, что есть у нас средство против АУГ.
  7. +2
    2 октября 2021 00:49
    Мотогондола SR-71. Подвижный конус отвечал за распределение воздуха между двумя контурами двигателя J58-P4. Фото Wikimedia Commons

    Кирилл, уж не знаю, Ваша ли фраза под фоткой. Только конус отвечал за общее торможение воздуха до дозвуковой скорости перед попаданием в первую ступень компрессора. Это так называемое "внешнее торможение " косым скачком уплотнения. А разделение по контурам шло после четвёртой ступени . Первый контур как обычно - камера сгорания -турбина - форсажная камера ( она же прямоточный двигатель ) - сопло. Второй контур от 4-й ступени мимо турбины сразу в форсажную . Никакого горения в сверхзвуковом потоке не было.
    Это и есть камень на дороге к гиперзвуку . Бесполезное торможение воздуха, чтобы только заставить гореть топливо . И снова разгонять уже до истечения с большей скоростью, чем летишь. Ведь основное рабочее тело получается азот , а мы его впустую тормозим и снова разгоняем только ради нужного нам кислорода .
    1. +1
      2 октября 2021 20:25
      Алексей, при торможении гиперзвукового потока до дозвукового, в традиционной отработанной камере сгорания будет слишком большая температура, вызывающая диссоциацию топлива, никаких реакций там не будет. Для гиперзвукового полёта необходимо отработать сверхзвуковое горение. Сверхзвуковыми камерами сгорания занимаются не один десяток лет (нам на 3 курсе об этом рассказывалось ещё в 1975 году), но проблема очень сложная.
      1. 0
        3 октября 2021 15:52
        В современных реалиях все эти проблемы вполне решаемы.
  8. -4
    2 октября 2021 01:13
    SCP-092 они тоже создали???
  9. +1
    2 октября 2021 05:00
    Давненько читал даже целый журнал, посвященный SR-71. Уникальная машина с уникальными двигателями. По максимальной скорости даже превосходил наши МИГ-25/31.
  10. +1
    2 октября 2021 09:51
    "Давайте совершенствовать то, что можно усовершенствовать, беречь то, что можно сберечь.."
    Сильно напомнило речь Амбридж в ордене Феникса.))
    Вроде что-то делают, но что - никто не знает. Сроки переносятся, как с покорением Луны.
    "сам порою сомневаюсь то ли есть я то ли нет".
  11. -2
    2 октября 2021 20:52
    По поводу экипажа (опционально). При выполнении фигур высшего пилотажа скорость спортивного самолета где то 500-600 км/ч. Его пилот испытывает (и доблестно борется) перегрузку до 12g. Какова скорость гиперзвуковой машины? Скорость звука усредненно 300м/с. 60 секунд - 1800м. 60 минут - 1080км/ч. Извините за детские подробности, но надо быть наглядным) Итак, один Мах, это в среднем 1000км/ч. Шесть махов, где начинается гиперзвук, это 6000км/ч. Что в десять раз больше, чем у спортивного самолета.
    Может быть, если разгон будет очень, ну просто очень плавным, экипаж это перенесет. Но при маневре перегрузка достигнет 120G! Хотелось бы узнать, входит ли в комплектацию сей гениальной машины ведро с совочком. Опционально. Для выскребания экипажа с пола и разных труднодоступных мест. Вы, блин, серьезно?! Что это за бредятина?
    До тех пор, пока на земле снова не появится физика, и те странные шаманы, которые корчат сейчас из себя ученых, не будут осуждены за мошенничество, ни о каких подобных полетах говорить не приходится. Когда (и если) физики снова вернутся, придется изобрести нечто принципиально новое, совершенно неизвестное ныне, чтобы как то стабилизировать живые организмы при таких перепадах скоростей.
    Сейчас гиперзвуковые устройства могут только и исключительно нести в себе нечто инертное, намертво закрепленное, малочувствительное к колоссальным перегрузкам, и шесть горстей электроники, представляющей собой очень старые и очень надежные цепи, дублированные раз пятьдесят. Большая их часть в конце полета с маневрированием просто рассыплется нафиг.
    Харе бредить, не смешно.
    1. 0
      5 октября 2021 12:57
      Просто увеличьте радиус маневра в сто раз и ускорение не выйдет за пределы нормы. Это физика, 8 класс - a = V^2/R
      1. 0
        5 октября 2021 14:23
        Всего в сто раз?) При скоростях от 6000км/ч? Загляните в школьную геометрию. Маневрирование такими кривыми вообще не имеет смысла. Проще пешком пойти. Для выполнения задачи и ухода от зенитных средств пешком эффективнее.
        1. 0
          6 октября 2021 11:32
          Ну, вы на скорость-то обратите внимание! Дистанция упреждения линейно зависит от скорости, следовательно, упреждение нужно давать в 10 раз больше, следовательно, при маневре цели, ошибка наведения (т.е величина промаха по цели) будет в 10 раз больше, следовательно зенитная ракета должна компенсировать ошибку наведения (скоростью, ускорением) в 10 раз быстрее (грубо, конечно). А вы думаете почему америкосы так ноют о сложностях борьбы с гиперзвуковыми ракетами, что аж хотели их запретить?
          1. 0
            6 октября 2021 18:42
            Приятно прочесть. Так и вижу упрямо набычившегося красноармейца со спаркой Максимов, глядящего в небо сквозь тогдашний прицел... Я уже общался с нынешним профи на похожую тему. Тот был сильно на генерала похож. Но усилился осознать, что сбивая ракетой стоимостью в два миллиона долларов игрушки ценою по тысяче, он во всех стычках победит, пока не кончатся у него ракеты, а страна за ним с голоду не вымрет. Не учат такому ПВОшников, да...
            В общем просчитывать траекторию будет процессор. В течении тысячных долей секунды он определит тип противника, и, следовательно, доступные ему маневры. Дальше все будет зависеть от приводов, стволов и прочего тяжелого железа. Если гиперЛА будет выписывать в небе гигантские противоперегрузочные кривые, его не спасет ничто. Абсолютно ничего против более или менее пристойной системы сделать он не сможет.
            Тем более, что на его скоростях не надо даже стрелять ракетой, горсть обычной дроби уничтожит его, как говорят наши "партнеры" оверкилл. Только свойственная гиперскорости гиперманевренность может спасти такой ЛА. А описанный вами вариант однозначно проигрывает одноногому инвалиду на костылях и с рюкзачком. У инвалида шансов выполнить задание всяко больше...
            1. 0
              8 октября 2021 10:10
              Понятно. С физикой вы не дружите, с геометрией тоже - трудно себе представить,что, чтобы попасть в движущуюся цель, нужно стрелять перед ней? И чем быстрее она движется, тем дальше вперед нужно уводить прицел? Т.е в армии не служили, понятия о применении оружия не имеете. О чем говорить?
              1. 0
                9 октября 2021 10:18
                Илья, вам вообще сколько лет)? Ладно... В общем видите ли, современные технологии - это круто. Только вот люди сейчас не круто вообще, как говорили в мое время - "ни ума ни фантазии". Раньше это было такое выражение подколки, а сейчас описание грубой реальности.
                Мы стреляем в сторону цели. Она начинает маневр уклонения. В этот момент компьютер начинает просчет вариантов - что у нас за цель, и куда она движется. Как только начнется маневр по противоперегрузочной кривой, просчет тут же перейдет в команду комплексу. Потому что с кривой нельзя сойти. Нельзя, экипажу конец.
                Вдумайтесь, пожалуйста. У нас имеется огромный отрезок траектории, на котором мы абсолютно точно знаем, как пойдет цель. Выбрать на нем упреждение даже для простенького микропроцессора - пустяковый пустяк). Именно поэтому я пишу то, что пишу, а вы все не догоняете и не догоняете. Совершенствуйтесь, Илья, растите над собой.
            2. 0
              20 ноября 2021 16:43
              михаил3. Есть такие аналогичные нет совсем нигде, только в России. Ракеты всенапрвленного действия с питанием от звёзд. Она не взрывается и не стреляет. А в носу у неё циркулярная пила. Она догоняет любую ракету и циркуляркой пилит любое изделие на доски. Потом она догоняет следующий и пилит и всё занимает доли тысячных секунды. За минуту может располовиннить тысячу ракет летящих в Космосе. Что летит ниже Космоса тех сталкивает на землю специальными колёсами, бздынь и вдребезги. Потом опять поднимается в Космос заряжается от Солнечного ветра, или пука и опять может целый год охранять границы страны точно по линиям на карте.
              1. 0
                20 ноября 2021 22:59
                Это был тонкий йумар или толстый? Я не очень понял) Делать выборку признаков и отдавать команду исполнительным механизмам - это впервые применили ткачи, при помощи металлических прорезных барабанов, для изготовление жаккардовой ткани. Погуглите, в каком это было веке)
                Да, сейчас не СССР, у нас больше нет научной и инженерной элиты, занимающейся оборонкой. Так, жалкие ошметки среди оголтелого ворья... Но и техника изменилась. Раньше все описанное было чудом науки и технологии. А сейчас уныло лепишь пару сотен строк программы для простенького проца, тестишь ошибки, да и готово.
                Проблема сейчас лишь в том, что люди не тянут - мозги ослабли, воображение исчезло. Не справляются теперь люди с инструментами, которые сами же и создали. Но уж на эти пустяки и нынешних куцых мозжонков вполне хватит.
                1. 0
                  20 ноября 2021 23:05
                  Программа программой, но они никогда не догадаются поставить на сверхмощный военный объект циркулярную пилу. Вот только забыл поставить устройство для заточки циркулярки. Вы, уж пожалуйста, куда нибудь притулите её. Заточенная она будет пилить ровно и без боли, а тупая будет просто тупо убивать противника. Аналогов, как и анала этому нет.
                  1. 0
                    20 ноября 2021 23:09
                    Бухать надо было вчера, сегодня уже не комильфо как то) Извините, но у меня только одна жизнь. Тратить ее на юмор такого уровня глупо.
  12. -1
    3 октября 2021 06:15
    Когда комментаторы на ВО говорят, что у нас не получится - это нормально.
    Однако, когда достаточно осведомленные люди говорят, что Lockheed Martin не получится, это чуток пугает.
    1. +1
      3 октября 2021 15:53
      Да всё у них получится - со временем.
  13. 0
    20 ноября 2021 16:36
    Красиво нарисованный. Даже если он не полетит, то всё равно красиво нарисованный. По правде говоря, нужные самолёты США могло бы одолжить в Голлыйвуде и делать с ними такое на экране, что другим не снилось. Аналогов нет даже в других киностудиях.
  14. -1
    10 декабря 2021 23:03
    Какой еще гипервук на самолете? Они в ракеты то гиперзвуковые еще не смогли, а тут 6М на самолете. Дас ист фантастишь!