Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»

58

Перевод статьи «Hungriger Seewolf», опубликованной в немецком военно-историческом журнале «Deutsche Militaer und Geschichte» Nr. 8–9 2021 года.
Автор: Макс Ремке (Max Remke)
Перевод: Slug_BDMP


В конце 1916 года из Киля в обстановке строгой секретности вышел в море вооруженный гражданский пароход «Wolf» («Волк»). Тогда ещё никто не знал, что его плавание продлится больше года и что этому кораблю суждено войти в историю как самому результативному рейдеру немецкого императорского флота.



Вначале казалось, что поход корабля «Вольф» (SMS Wolf) обречен на неудачу.

30 ноября 1916 года корабль под командованием корветтен-капитана Карла-Августа Нергера (Karl-August Nerger) покинул Киль. Это была уже третья попытка прорваться через морскую блокаду флотов Антанты. Выход осуществлялся в условиях полной секретности. Даже собственные дозорные корабли не были оповещены о предстоящей операции. О целях её не знали даже члены команды.

Риск был очень велик: вооружение корабля замаскировано и к тому же покрыто льдом в условиях разразившегося шторма. А скрыться от боевых кораблей довольно тихоходный пароход не смог бы. Но и этого было мало: штормом сорвало шлюпку, а ящик с сигнальными ракетами загорелся. И, как вспоминал впоследствии капитан Нергер, «море осветилось, как днём».

Несмотря на все недобрые предзнаменования, капитан решает продолжить поход. 347 морякам на борту оставалось лишь молиться. Но удача в этот раз на их стороне.

Что ожидает этих «каптеров» в многомесячном плавании?

Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»
Вспомогательный крейсер «Вольф» (SMS Wolf). Внешне ничто не выдаёт в этом пароходе военный корабль

Вспомогательные крейсеры кайзеровского флота


Сразу после начала войны в 1914 году британский флот начал блокаду Ла-Манша и выходов в Cеверное море.

Вместо того чтобы вступить в решительное сражение с Grand Fleet, как планировалось ранее, германский флот сосредоточился на нарушении неприятельского судоходства. Для этой цели используются, с одной стороны, недавно появившиеся подводные лодки, с другой – крейсеры и вспомогательные крейсеры. Вначале в качестве вспомогательных крейсеров использовались быстроходные пассажирские лайнеры, такие как «Император Вильгельм Великий» или «Королева Луиза». Но вскоре в этой роли их сменили грузовые пароходы. Они хотя и имели меньшую скорость, но расходовали при этом гораздо меньше угля.

Из всех германских вспомогательных крейсеров семь были потоплены, два – интернированы. Лишь одному из них – «SMS Moewe» («Чайке») – удалось совершить два боевых похода и вернуться в Германию.


Командир «Вольфа» корветтен-капитан Карл-Август Нергер.

Полагаться лишь на себя


«Вольф», как и другие немецкие вспомогательные крейсеры, был переоборудованным грузовым пароходом. «В девичестве» он назывался «Вахтфельз» и принадлежал судоходной компании Bremer-Hansa-Linie. Но теперь пришло время послужить императору: не раскрывая себя, в тысячах миль от родных гаваней и без поддержки собственного флота нарушать морские коммуникации стран Антанты и отвлекать на себя их морские силы. Снабжать себя топливом и продовольствием можно было лишь за счет трофеев. Полагаться можно было лишь на себя – связь с родиной была невозможна из соображений секретности и огромного расстояния.

Ясным днём 16 января 1917 года, преодолев 8 000 морских миль, «Вольф» достиг мыса Доброй Надежды. Обливаясь потом, моряки вывалили за борт первые мины. Всего их на борту насчитывалось 465 штук. Расчет был на то, чтобы превратить считающиеся безопасными маршруты в смертельные ловушки. Вооружение включало также семь 150-мм орудий и четыре торпедных аппарата. Все они были хорошо замаскированы.


Вооружение рейдера.
Слева – один из четырёх торпедных аппаратов.
Справа – одно из семи 150-мм орудий.
Кроме того, на борту имелись ещё три 52-мм орудия.

Капитан Нергер стремится поначалу воздерживаться от захвата судов, так как в этих водах легко нарваться на британские военные корабли.


Постановка мин с борта «Вольфа»


Схема минных постановок в районе Бомбея. Источник: seawarpeace.ru


Опасная находка. Морская мина, выброшенная на берег в районе Бомбея. Отчаянные индийцы вывозят её на повозке, запряженной волами.

Первая добыча


Лишь 27 января «Вольф» добыл свою первую жертву – британский пароход Turritella.

Все такие нападения проходили по одному сценарию: завидев неприятельское судно, вспомогательный крейсер начинал сближение, а затем поднимал военный флаг. Почти всегда хватало лишь демонстрации вооружения, до того замаскированного, чтобы заставить жертву сдаться.

В случае с судном «Turritellа», пришлось дать предупредительный выстрел перед носом. После этого на «британца» высадилась призовая команда и взяла его под контроль. Затем содержимое трюмов жертвы перегружалось на «Вольф», а команда помещалась в специально приготовленные для этого помещения. Затем ограбленное судно топили. Экипаж подвергался допросу – это, наряду с прослушиванием радиоэфира, было единственным источником информации о текущем положении в мире и ходе войны.

«Вольф» был хорошо приспособлен для ведения одиночной охоты, 135-метровое судно имело дополнительное бронирование, а силуэт можно было в течение нескольких часов поменять до неузнаваемости силами экипажа.

Запасы угля, продовольствия, запчастей составляли 6 300 тонн, что позволяло действовать автономно в течение нескольких месяцев без их пополнения.

И, наконец, чудо техники – «Волчонок» (Woelfchen) – гидросамолёт «Friedrichshafen FF.33», позволяющий вести разведку на бескрайних просторах океана. Дальнейшее показало, что «Волчонок» способен и на большее.


Бортовой гидросамолет «Волчонок»

«Вольф» обнаружен?


22 мая 1917 года «Вольф» стал на якорь у идиллического тропического острова Рауля (в южной части Тихого океана). 175 дней нахождения в море дорого дались кораблю и экипажу. Машины требовали ремонта. Именно поэтому капитан Нергер выбрал этот одинокий остров, находящийся севернее Новой Зеландии – во время шестидневного ремонта охотник сам мог превратиться в добычу.

Но уединение оказалось обманчивым.

Вблизи острова проходил голландский пароход «Вайруна», оснащенный радиостанцией.

Заметили ли они «Вольфа»?

Одно сообщение по радио с указанием местоположения рейдера означало бы конец похода. Решение было принято без промедления – «Волчонок» с бомбами под крыльями взмывает в воздух. Быстро настигнув «Вайруну», аэроплан сбросил предупредительную бомбу перед носом парохода – это имело эффект. Экипаж сбросил за борт радиооборудование и сдался. На борту находилась богатая добыча: молоко, сыр и главное – 1 200 тонн угля.

Что только ни попадалось каперу на захваченных судах во время долгого плавания: различные металлы, чай, шелк, каучук, а кроме того, игрушки, лакомства…

На захваченном пароходе «Джон Кирби» попались даже два автомобиля, но они были выброшены за борт. А ещё – пленные, к концу рейда их набралось аж 467, в том числе капитаны захваченных судов. Все они, с одним-единственным исключением, терпеливо выносили лишения плена.


Пленные получают еду. На переднем плане – замаскированное 150-мм орудие.

«Вольф» открывает огонь


27 сентября 1917 года в районе Мальдивских островов «Вольф» заметил потенциальную добычу – японский пароход «Хитачи-Мару».

Однако в этот раз всё пошло не по привычному сценарию – гражданское судно было вооружено 125-мм пушкой и не собиралось сдаваться.

В первый и последний раз за весь поход заговорили 150-мм пушки «Вольфа». Японцы мало что смогли этому противопоставить. Немецкие снаряды поразили японское орудие и радиорубку. На «Хитачи-Мару» погибли около 20 человек.

В конце концов, японский капитан Сиедзу Томинага вынужден был сдаться. Он стал единственным из капитанов судов на пути немецкого рейдера, решившимся оказать сопротивление, которое было тщетным. Он не смог простить себе гибель своих подчиненных и после нескольких недель пребывания в тяжелой депрессии покончил с собой, спрыгнув незамеченным за борт.

«Хитачи-Мару» стал для немцев очень ценным призом. Долгое время он с немецким экипажем следовал за «Вольфом» в качестве транспорта, а впоследствии с него была снята часть котельного оборудования.


Команда рейдера наблюдает за потоплением барка «Dee»

Домой!


Наконец, пришло время возвращаться на родину.

Это сопровождалось многими опасностями – корабли Антанты контролировали большую часть Атлантики. Но и теперь удача была на стороне немецких моряков.

На обратном пути им удалось захватить французский барк «Маршал Даву» и четырёхмачтовый норвежский «Стёреброр». На борту «француза» находились в том числе элитные вина, что позволило немецким морякам хорошо отпраздновать Рождество перед тем, как начать опасный путь через британскую блокаду.

27 февраля 1918 года, проведя в море 451 день, «Вольф» вернулся в Киль.

Никто уже не ждал его. Более чем за месяц до этого адмиралтейство записало рейдер в число пропавших и разослало уведомление об этом членам семей экипажа.


Возвращение «Вольфа» в Киль


Триумфальный проход экипажа «Вольфа» через Берлин. Снимок сделан возле Бранденбургских ворот. Слева – капитан Нергер.

Теперь же население Киля с ликованием встречало возвратившихся героев. Моряки парадом прошли через центр города. Капитан Нергер был награжден орденом Пур-ле-Мерит (Pour le Mérite, «За заслуги»), а все остальные члены команды – орденами «Железный крест».


Военный губернатор военно-морской базы Киля адмирал Густав Бахман вручает капитану Нергеру орден Пур-ле-Мерит.

Это стало последним успехом кайзеровского флота.

Восемь месяцев спустя в Киле началось матросское восстание, ставшее толчком к падению монархии.


Через полмира. Вспомогательный крейсер «Вольф» совершил самый длительный автономный боевой поход в течение Первой мировой войны

Противоречивые выводы


С одной стороны, поход вспомогательного крейсера «Вольф» был относительным успехом.

Путем захвата и минных постановок ему удалось уничтожить 27 судов общим тоннажем в 60 000 тонн. Другие рейдеры также нанесли судоходству противника определенный ущерб. Не стоит забывать и пропагандистский эффект – такие офицеры, как Нергер или капитан рейдера «Мёве» граф Николаус цу Доона-Шлодин (Nikolaus Graf zu Dohna-Schlodien), стали подлинными национальными героями.

Тем не менее успехи «современных пиратов» не смогли исправить порочность германской морской стратегии. Со времён адмирала Тирпица немецкий флот готовился к решающему сражению с британским, а его не произошло.

Закономерно, что в памяти потомков остались не командиры гигантских линкоров, а подводники и капитаны вспомогательных крейсеров – по сути, вооруженных торговых судов.

Хроника похода вспомогательного крейсера «Вольф»


30 ноября 1916 – выход из Киля.
16–19 января 1917 – прибытие к мысу Доброй Надежды и постановка там минной банки.
15–20 февраля 1917 – минные постановки у побережья Индии.
26 февраля – 8 марта 1917 – рейдерство а Аравийском море, захват «Туриелы» и «Джимны».
11 марта 1917 – потопление «Wordsworth» в Индийском океане.
30 марта 1917 – захват барка «Dee».
15 апреля – 28 июня 1917 – безуспешное рейдерство и минные постановки у берегов Новой Зеландии.
27 мая – 22 июня 1917 – ремонт у острова Рауля и захват «Вайруны».
9 июня – 18 июля 1917 – рейд в южной части Тихого океана, захват судов Winslow, Beluga, Encore.
6 августа 1917 – захват «Матунги» у архипелага Бисмарка.
4–5 сентября 1917 – минные постановки в Южно-Китайском море.
10 сентября 1917 – возвращение в Индийский океан.
20 сентября – 7 октября 1917 – рейдерство у Мальдивских островов, захват «Хитачи-Мару».
20 октября – 20 ноября 1917 – действия в районе Мадагаскара, захват судна Igotz Mendi.
30 ноября 1917 – захват судна John H. Kirby в районе Порт-Элизабет.
9 декабря 1917 – возвращение в Атлантику.
15 декабря – последняя «охота» в Южной Атлантике, захват «Маршала Даву».
4 января 1918 – последняя добыча – «Стёреброр».
27 февраля 1918 – прибытие в Киль.

Тактико-технические характеристики вспомогательного крейсера «Вольф»



(источник: seawarpeace.ru)

Вооружение


58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    5 октября 2021 18:19
    А английский тяжелый крейсер рубежа 20-х годов 1930-х годов на заглавном фото почему?
    1. +7
      5 октября 2021 19:02
      Тёзка, Вы правы.

      Похож на тяжелый крейсер "Австралия" с удлинёнными трубами.
      1. +12
        5 октября 2021 19:58
        Это HMAS Canberra в гавани Сиднея 19 марта 1932 года.
        1. +3
          5 октября 2021 20:13
          Интересно, что пытался выразить минусовавший организм?
          1. +4
            5 октября 2021 20:31
            Цитата: Undecim
            Интересно, что пытался выразить минусовавший организм?

            Не обращайте внимания. Плюсы, минусы это все второстепенное, не о чем.
            1. +5
              5 октября 2021 20:50
              Да тут чисто исследовательский интерес с точки зрения планктологии. Что то же эти "блуждающие" пытались показать? Или это чисто результаты жизнедеятельности?
              1. +3
                5 октября 2021 21:03
                Цитата: Undecim
                Да тут чисто исследовательский интерес с точки зрения планктологии. Что то же эти "блуждающие" пытались показать? Или это чисто результаты жизнедеятельности?

                У каждого свои причуды, относитесь к этому спокойно, в жизни есть более серьёзные дела.
          2. +5
            5 октября 2021 20:45
            Так они оба типа "Кент", два крейсера для Автралии, пять крейсеров для британского флота. Если и есть внешние различия, то на таких фотографиях их различить очень трудно. А фото из статьи вообще низкого качества.
            Интересно, а автор вообще что-нибудь понимает во "флотских" делах, или просто копирастит переводные статейки.
            1. +1
              12 октября 2021 01:45
              Тут минусуют за то что указываешь людям на их ошибки. Сколько я словил минусов когда указал что 6.8х51 NGSW Сиг и 6.8 SPC это не одно и тоже... Попросили первоисточник в студию. Привёл. Словил ещё минусов. Ну и бог с ними. У меня денег от их минусов не убудет, а у них не прибавится. Забейте на этих, ограниченных во многих аспектах, редисок.
          3. +8
            5 октября 2021 22:44
            По моему комментарию можно понять и минусы - формально это не английский, а австралийский крейсер.

            Минус в случае вашего точного комментария, вы можете увидеть «доказательство личной признательности», не имеющее отношения к содержанию самого комментария. Детский сад
          4. +4
            6 октября 2021 15:08
            Цитата: Undecim
            Интересно, что пытался выразить минусовавший организм?

            Видимо, что такую личную неприязнь испытывает, что кушать не может. smile

            Тут минусуют не по содержанию, а по никам.
          5. +2
            11 октября 2021 10:39
            Цитата: Undecim
            Интересно, что пытался выразить минусовавший организм?

            Виктор Николаевич,мы ценим Вашу эрудицию +,а некоторые персонажи отмечают минусом. Возможно, банальная зависть , возможно, Ваш персональный "почитатель",что "барами кормил"поняли меня?
    2. +10
      5 октября 2021 22:56
      Это сделала редакция, я такое фото в статью не загружал.
      1. +5
        5 октября 2021 23:24
        Цитата: Slug_BDMP
        Это сделала редакция, я такое фото в статью не загружал.

        Это красноречиво говорит о компетенции редакции. Как они могут редактировать тему в которой вообще не разбираются?
      2. +1
        7 октября 2021 17:45
        hi
        Тут нет ошибки?
        1. 0
          7 октября 2021 19:22
          Что вы имеете ввиду ?
          1. +1
            8 октября 2021 08:24
            Цитата: Slug_BDMP
            Что вы имеете ввиду ?

            Как более правильно?
            1) членам семей экипажа
            2) семьям членов экипажа
            1. +1
              8 октября 2021 15:59
              Да, пожалуй этот вариант лучше. Но, что написано пером...
              1. +1
                8 октября 2021 22:06
                Цитата: Slug_BDMP
                Но, что написано пером

                ...может быть исправлено модератором wink
                Напишите им, укажите где исправить.
  2. +6
    5 октября 2021 18:33
    Вот, на чем фактически и держался немецкий флот, на рейдерах. Ибо линкоры были слишком дороги, потерять их боялись, готовясь при этом к эскадренному бою. Только, Ютландское сражение заставило противоборствующие ннмцев носиться с линкорами, как с писаной торбой. А,англичане своими линкорами воевать не боялись, и весьма успешно!
  3. +8
    5 октября 2021 18:52
    Интересный перевод.
    Риск был очень велик: вооружение корабля замаскировано и к тому же покрыто льдом в условиях разразившегося шторма. А скрыться от боевых кораблей довольно тихоходный пароход не смог бы

    Не много все таки дополню, выход S.M.S. "Wolf" обеспечивали три немецкие подводные лодки, которые двигались впереди, для разведки, на расстоянии 30-40 миль, четвёртая U-66 часть пути шла на буксире S.M.S. "Wolf" и была соединена с ним телефонным кабелем.
  4. +4
    5 октября 2021 19:19
    Вот непонятно. В Германии его не ждали, даже уже "похоронили" - т/е взаимной связи - НИКАКОЙ.... Но тут командир "Волка" решает, что "пришло время возвращаться на родину."
    1. +6
      5 октября 2021 20:14
      Состояние корабля, машин и запасов, вооружения , боеприпасов и так далее на борту. Автономно действовал- автономно принял решение о возвращении.
  5. +6
    5 октября 2021 19:25
    Вот так и надо было немцам воевать на море - не дуэли артиллерийские в море с англичанами устраивать, а с помощью ПЛ и вот таких вот замаскированных крейсеров, нарушать их морскую торговлю. Эти паршивые английские торгаши только такую войну и понимают...
    1. 0
      6 октября 2021 15:14
      Цитата: Xlor
      Вот так и надо было немцам воевать на море - не дуэли артиллерийские в море с англичанами устраивать, а с помощью ПЛ и вот таких вот замаскированных крейсеров, нарушать их морскую торговлю.

      Если рейх делает упор на крейсерскую войну, то Британия аналогично меняет кораблестроительную программу, делая упор на защитниках торговли. И в первую очередь усиливает дозорные линии, перекрывающие единственный для второго рейха выход в Атлантику - между Британией и Норвегией.
      А дальше, может быть, до их лордств дойдёт концепция конвоев... smile
      1. +2
        6 октября 2021 16:27
        Цитата: Alexey RA
        Если рейх делает упор на крейсерскую войну...

        Германия с самого начала войны сделала упор на борьбу с британскими коммуникациями, однако, после потери ею своих заокеанскийх владений, потерялись и базы для базирования крейсеров.

        Цитата: Alexey RA
        ...то Британия аналогично меняет кораблестроительную программу, делая упор на защитниках торговли

        У Британии итак было достаточно линкоров и крейсеров для защиты своих коммуникаций и ей не надо было что-либо изменять в своей кораблестроительной программе.

        Цитата: Alexey RA
        И в первую очередь усиливает дозорные линии, перекрывающие единственный для второго рейха выход в Атлантику - между Британией и Норвегией

        Линии усиливала, даже протягивала сеть между Норвегией и Британией, однако, немцы как топили торговые суда, так же и продолжали их топить...

        Причины поражения Германии в ПМВ не в превосходстве британского флота, а в том, что в Германии начало заканчиваться продовольствие, уголь и руда. Да и под ружье ставить было уже не кого - все мужское население сидело в окопах...
  6. +8
    5 октября 2021 19:27
    Автору спасибо!
    Добрый совет не останавливаться, у Вольфа были предшественники и последователи. Пускай менее успешные, но от этого их Истрия не менее интересная.
    1. +7
      5 октября 2021 20:10
      Добрый совет не останавливаться

      И второй добрый совет - изучать тему, по которой пишешь.
      Тогда ещё никто не знал, что его плавание продлится больше года и что этому кораблю суждено войти в историю как самому результативному рейдеру немецкого императорского флота.

      Не знает этого никто и сегодня, так как самый результативный германский рейдер - SMS Möve
      1. +5
        5 октября 2021 20:25
        ВикНик если быть объективным, то самый результативный из рейдеров Германии был - Атлантис.
        Рейдер «Атлантис» был переоборудован из грузового судна «Гольденфельс» (нем. Goldenfels) вскоре после начала войны. В конце марта 1940 года он вышел в рейдерский поход, прорвал блокаду Северной Атлантики и бороздил морские коммуникации в водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Корабль провёл в своём единственном походе 622 дня, за это время пройдя 102 000 морских миль, захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением более 144 000 регистровых брутто-тонн (лучший результат из всех надводных кораблей кригсмарине) и установив 92 мины у побережья Южно-Африканского Союза[3].

        Только участвовал он во второй мировой!
        1. +4
          5 октября 2021 20:37
          22 судна общим водоизмещением более 144 000 регистровых брутто-тонн

          У Möwe 40 кораблей и около 180 000 регистровых брутто-тонн потопленного тоннажа.
          1. +1
            5 октября 2021 21:11
            ВикНик минусы не мои, где нагрешили?
            1. +2
              5 октября 2021 21:40
              О Вас в этом случае у меня и мыслей не было. Это местные люмпены самовыражаются.
          2. +5
            5 октября 2021 22:49
            Я видел исследования, в которых тоннаж «Волка» оценивался в более чем 200 000 брутто-тонн, включая жертвы его мин. Завтра расскажу, как снова возьму эту книгу в руки на работе
            1. +3
              6 октября 2021 04:09
              Ждемс, с уважением Влад!
              1. +4
                6 октября 2021 14:57
                Книга Hugo von Waldeyer-Hartz"Der Kreuzerkrieg 1914-1918. Colonel Falkland. Das Kreuzergeschwader Emden, Konigsberg, Karlsruhe, Die Hilfskreuzer Oldenburg 1931







                214 000 BRT

                из серии "Маринаархив" - полуофициальная история Первой мировой войны Рейхсархива и Берлинского Маринархива.
                1. +1
                  6 октября 2021 16:09
                  Спасибо! Плохо, что я на немецком не в зуб ногой.
                2. +2
                  6 октября 2021 16:17
                  А по данным этой книги - SMS Wolf потопил в общей сложности 114 000 GRT, SMS Möwe - 180 000 GRT.
                  1. +2
                    6 октября 2021 16:27
                    Я смотрю список затонувших / захваченных кораблей, и это, должно быть, была типографская ошибка, и это должно быть 114 000 BRT.

                    Потоплено и захвачено 13 кораблей общим водоизмещением 38 319 брт, затоплено на минах, установленных SMS Wolf, еще 13 кораблей водоизмещением 75 888 брт.

                    Однако меня интересуют цифры из «моей» книги.
                    не 13, а 14 потоплены захвачены, и не 13 потоплены на минах и 19 плюс 3 сильно повреждены (очевидно, в тоннаже) Может в этом разница?


                    Для крейсера SMS Mowe следует добавить затонувший predrednot HMS King Edward VII.
                    1. +2
                      6 октября 2021 16:34
                      У Schmalenbach он учтен в количестве, а вот в тоннаже - не проверял. Все же GRT броненосца считать сложно.
  7. +2
    5 октября 2021 20:10
    Что ожидает этих «каптеров» в многомесячном плавании?

    Каптеров или каперов? Исправьте плиз.
  8. +4
    5 октября 2021 21:34
    На отдалённых участках захватывать или топить одиночные не вооружённые суда.
    Это "потолок" германских "рейдеров-коммерсантов" в ПМВ.
    Да и во Вторую Мировую так-же!
    Если уж настоящие "броненосцы" Кригсмарине не смогли "задушить" морской блокадой острова Туманного Альбиона, что уж говорить о переоборудованных "купцах". Первоначальный шок от их действий быстро прошёл и их всех тихонько "переловили"!
    Были затраты, потери, но кризиса в перевозках грузов они не создали.
    1. +4
      6 октября 2021 00:10
      Воюет экономика. Сумма утопленного тоннажа+ затраты на поиски явно больше затрат на этого "Волка". Так что свою задачу он выполнил, а с учетом возвращения и перевыполнил.
      Крупные надводные военные корабли стоят много да еще их много не построишь. Хотелось бы видеть экономический разбор рейда "Шпее". сколько стоила его постройка, снаряжение и поддержка в рейдерстве ну и сравнить с утопленными им кораблями + затраты на его поимку.
      1. +1
        6 октября 2021 07:56
        Удар по "кошельку" несомненно был. Но "на колени" эти удары никого не поставили.
        Более продуктивной была блокада русским ЧФ угольного района Зунгулдак.
        В Турции начались большие проблемы с углём.
        Но Чёрное море это конечно не Мировое водное пространство.
        И флот Турции был не сопостовим с ГрандФлитом!
    2. +3
      6 октября 2021 14:34
      Вы упускаете, что Англия вынуждена охранять протяженные морские пути в противоположной части шара, что отняло больше ресурсов, чем прямой вред от рейдеров.
      1. +1
        6 октября 2021 15:20
        Цитата: Flanke
        Вы упускаете, что Англия вынуждена охранять протяженные морские пути в противоположной части шара, что отняло больше ресурсов, чем прямой вред от рейдеров.

        Частично облегчало ситуацию то, что у RN ко временам ПМВ уже была орда старых броненосных и бронепалубных крейсеров, использовать которые в линейном бою можно было разве что в качестве мишеней. А вот для защиты торговли от ВСКР те же "Кенты", "Диадемы" и прочие "Хайфлаеры" вполне подходили.
      2. -1
        6 октября 2021 19:00
        Флот Британской Империи всегда строился в колличестве потребном для защиты морских путей снабжения. А к ПМВ у них была масса баз по всему земному шару. Чего были лишены все остальные. Коме французов.
        Одно время британцы очень пристально смотрели в сторону России и закладывали корабли для защиты путей снабжения именно от русских "рейдеров".
    3. +2
      6 октября 2021 16:09
      На отдалённых участках захватывать или топить одиночные не вооружённые суда.
      Это "потолок" германских "рейдеров-коммерсантов" в ПМВ.


      "
      Цитата: hohol95
      Первоначальный шок от их действий быстро прошёл и их всех тихонько "переловили"!
      Были затраты, потери, но кризиса в перевозках грузов они не создали.


      " Что касается мер, принятых против S.M.S. "Wolf", то они были аналогичны тем, которые применялись против других рейдеров. В то время в этих районах находилось 16 британских крейсеров, девять шлюпов и шесть эсминцев, а также три французских и четыре японских крейсера и четыре эсминца. В течение следующих двух или трех месяцев они были усилены тремя британскими и пятью японскими крейсерами и четырьмя эсминцами, что в общей сложности составило 31 крейсер, 14 эсминцев, девять шлюпов и т.д."

      Все таки это серьёзные силы против одного "рейдера-коммерсанта"и понесённые затраты на конвой. Срыв поставок и паника которую вызвали действие S.M.S. "Wolf".
      1. -1
        6 октября 2021 17:19
        Затраты были понесены! На уголь...
        Но, где японский флот собирался использовать свои корабли?
        Против какого противника?
        А может быть потеря французами шхуны с элитным вином нанесла непоправимый моральный удар по французскому Генеральному Штабу?
        1. +1
          6 октября 2021 19:59
          Цитата: hohol95
          Затраты были понесены! На уголь...


          "Основной целью атаки S.M.S. "Wolf" является торговля зерном из Австралии в Европу, которая продолжается в течение всего года."

          Необходимость формирования конвоя, это занимает не один день, поставки замедляются и случалось на долго. Каждый конвой должен был сопровождать один или два крейсера, увеличения стоимости перевозок из-за рисков. Можно ещё продолжить, но думаю этого хватит.
          1. +1
            6 октября 2021 21:41
            Всё это так, но не "смертельно"!
            А, как указал Alexey RA у британцев хватало старых кораблей для использования их в качестве эскортных.
            В Британии голод не наступил, а вот в Германии был. "Брюквенная зима" 1916 - 1917 годов.
            Британцы сильно зависили от привозного продовольствия - 100% сахара шло из Германии и Австро-Венгрии.
            Но умирать с голода им не дали.
            Как указывают - урожай 1916 года был ужасным по всему миру.
            В Канаде и Британии не уродились картофель и пшеница. В Австралии пшеницы собрали так-же меньше, но её пришлось отправлять в Индию, где опасались голодных бунтов!
            И оказалось, что теория британских министров - "денег хватит на всё", разбилась под воздействием природных процессов, невнимания к собственным сельхозпроизводителям и нежелания вмешиваться в дела продовольственного бизнесса. "Рынок сам всё отрегулирует"...
            Мы это и сами недавно проходили и нам об этом постоянно твердят...
            Но подводные лодки немцев были более сильным "раздражителем", чем одиночные рейдеры, в борьбе за продовольствие!
  9. +1
    5 октября 2021 23:40
    Рейд "Орлана" эпичней и более подходит под определение Последний Флибустьер.
  10. BAI
    +4
    6 октября 2021 08:44
    В конце 1916 года из Киля в обстановке строгой секретности вышел в море вооруженный гражданский пароход «Wolf» («Волк»). Тогда ещё никто не знал, что его плавание продлится больше года и что этому кораблю суждено войти в историю как самому результативному рейдеру немецкого императорского флота.

    А у немцев вообще самые лучшие результаты показали гражданские пароходы.
    Во Вторую мировую, самый лучший рейдер - "Атлантис" - в конце марта 1940 года он вышел в море, за 622 дняпрошел 102 000 морских миль, захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением более 145000 регистровых брутто-тонн и установив 92 мины. И это был его единственный поход.
    Бывшее грузовое судно «Гольденфельс» (нем. Goldenfels) было спущено на воду 31 мая 1937 года на бременской верфи «Bremer Vulkan Schiffbau & Maschinenfabrik». Введено в экспуатацию 16 декабря 1937 года, передано в немецкое пароходство «Hansa Line» 27 янавря 1938 года.

    Еще хорошо отметился бывший польский сухогруз, переделанный под рейдер.
  11. +4
    6 октября 2021 14:31
    Отчаянные индийцы вывозят её на повозке, запряженной волами.

    И не менее отчаянный фотограф. Зума тогда не было.
    1. -1
      7 октября 2021 19:46
      Автору - респект! И пожелание - не останавливаться на достигнутом ! Ведь кроме "Волфа " были и другие рейдеры .Так что ожидаем продолжения ...
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      9 октября 2021 09:04
      отчаянные индийцы

      Такие отчаянные водятся не только в Индии. Помню, где-то в середине 2000-х было сообщение- в Севастополе (тогда ещё не "нашем") какие-то соискатели дарвиновской премии нашли морскую мину времён ВОВ, притащили её домой и попытались разобрать для сдачи на металлолом. Ну она и рванула, правда не основной заряд, а заряд- ловушка или что-то в этом роде. Не помню, были ли погибшие , но пострадавшие и какие-то разрушения- были.
  12. 0
    7 октября 2021 23:00
    Эту пиратскую практику рейдерства достаточно успешно продолжил и во 2-ю МВ гитлеровский военный флот.
  13. 0
    8 января 2022 01:27
    Да, немцы знали толк в морской войне "волков в овечьих шкурах". Сейчас такой метод уже не прокатит. Вернее, может прокатить в качестве рейдеров-платформ для запуска ракет класса "корабль-земля". Которые не нуждаются в РЛС наведения. ПКР не прокатят уже, нужна РЛС доя наведения ПКР. Навигационной РЛС ракету не наведёшь.
    1. 0
      10 января 2022 10:21
      Разведывательный беспилотник, сэр, решит проблему наведения.