Леонардо да Винчи – художник, мыслитель и революционер. Мир да Винчи

33

Ренессанс


В истории человечества есть периоды, которые представляют собой фундаментальные поворотные моменты. Такие периоды характеризуются большими социальными, политическими и культурными преобразованиями. Идеи, привычки и традиции, которые бесспорно принимались веками или даже тысячелетиями, внезапно подвергаются сомнению. Общество находится в состоянии брожения, которое также влияет на умы мужчин и женщин. Образ жизни, который стал старым и дряхлым, начинает пошатываться. Хотя люди не понимают, что происходит, все чувствуют приближение фундаментальных перемен. Такой период социальных потрясений неизбежно отражается в глубоких изменениях в религии, философии и искусстве.

Шестнадцатый век ознаменовался кульминацией расширения власти буржуазии в один из самых замечательных периодов в истории человечества. Ренессанс привёл к необычайному расцвету культуры, искусства и науки. Никогда ни до, ни после мир не видел такой галереи героев и гениев. По сей день художественные произведения этого уникального периода истории остаются непревзойдёнными. Он установил стандарт, по которому измеряются художественные достижения всей последующей истории.



Энгельс описывает Ренессанс так:

«Это была величайшая прогрессивная революция, которую человечество до сих пор переживало, время, которое требовало гигантов и породило гигантов – гигантов по силе мысли, страсти и характера, по универсальности и учености. Люди, которые основали современное правление буржуазии, имели все, что угодно, кроме буржуазных ограничений. Напротив, авантюрный характер того времени в большей или меньшей степени вдохновлял их. Вряд ли в то время жил хоть один важный человек, который бы много путешествовал, не говорил на четырех или пяти языках, не блистал в ряде областей. Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому самые разнообразные области физики обязаны важными открытиями. Альбрехт Дюрер был художником, гравером, скульптором и архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации, воплощающую многие идеи, которые много позже были вновь подхвачены Монталамбером и современной немецкой наукой о фортификации. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и в то же время первым заметным военным автором нового времени. Лютер не только очистил Авгиевы конюшни Церкви, но и немецкий язык; он создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того триумфального гимна, проникнутого уверенностью в победе, который стал Марсельезой шестнадцатого века.»

Корни этого экстраординарного периода следует искать во второй половине пятнадцатого века, когда длительный упадок феодализма в Западной Европе привёл к возникновению великих абсолютных монархий, которые предвосхитили современные европейские национальные государства. Опираясь на бюргеров в городах, абсолютным монархиям удалось сломить власть старой феодальной знати. Буржуазия использовала свои рычаги давления, чтобы добиться уступок от центральной власти в виде хартий и королевских привилегий. Здесь в общих чертах мы уже видим стремительные амбиции и растущую мощь буржуазии, которые в конечном итоге привели к свержению монархий в Англии и Франции.

Искусство и подъём буржуазии


Молодая буржуазия спешила сбросить лохмотья феодализма. Она с готовностью восприняла новые идеи, новые философии, новую науку и новые формы искусства. В настоящее время связь между подъёмом буржуазии и борьбой против господствующей идеологии Римско-католической церкви ясна всем. Борьба между враждебными классами нашла отражение в борьбе между соперничающими религиями, которая нашла своё выражение в том, что мы называем Реформацией, голландской и английской революциями и религиозными войнами, которые бушевали в Европе на протяжении 17-го века.

С упадком феодализма и подъёмом буржуазии начинают появляться новые художественные и литературные формы. Они возникли в богатых фламандских городах-государствах с их новым классом богатых торговцев. Новые методы капиталистического производства нашли своё выражение в искусстве.

Новый стиль искусства включал революционные приёмы большой сложности, которые позволили художнику изобразить невиданные ранее детали – золотую нить на платье, складки плаща, блеск солнечных лучей на доспехах, отражение в полированном зеркале, которые создают особые технические трудности. Современный британский художник Дэвид Хокни считает, что эти художники использовали методы, разработанные благодаря недавним научным открытиям в области оптики для того, чтобы добиться почти фотографического качества и реалистичности.

Новый стиль был также связан с новым духом изобретательства, изучением пропорций и анатомии, изобретением новых цветов и, прежде всего, открытием перспективы. Математическая перспектива ренессансного типа была неизвестна в Средние века. До эпохи Возрождения Бог-Отец изображался гораздо крупнее человеческих фигур, подчёркивая тем самым ничтожество человека по отношению к Всемогущему. Но в эпоху Ренессанса подобная форма искусства была разрушена.

Конфликт между нарождающейся буржуазией и Церковью – центральный конфликт всего периода зарождения капитализма – отчасти определялся тем фактом, что Церковь обеспечивала главную моральную и религиозную опору для существующего феодального строя.

Это был период, когда буржуазия играла прогрессивную роль, борясь за освобождение от оков феодализма, которые препятствовали её развитию. Идея свободы начала формироваться в воображении людей: в первую очередь свобода от мёртвой руки религии и церкви, которая в конечном итоге привела к Лютеру и Реформации.

Италия Ренессанса


Огромное богатство таких городов, как Флоренция, Генуя, Милан и Венеция, с их могущественными правящими семьями князей-торговцев, создало объективные условия для расцвета искусства, не имеющего аналогов с древних времён.

В этом кипящем горниле интеллектуальной жизни возникали новые школы искусства. Из этих школ идёт плеяда гигантов: Тициан, Микеланджело, Рафаэль и, возвышающийся над всеми ними, Леонардо да Винчи.

Но не изобразительным искусством единым. За ним поспевала и литература. Изменением в ней служила фигура Данте Алигьери, которого можно рассматривать как последнего писателя Средневековья и первого писателя Нового времени. Петрарка и Боккаччо были, вместе с Данте, величайшими литературными деятелями этого периода. В «Декамероне» Боккаччо мы видим зачатки современного романа.

Другим гением того времени был Макиавелли. Его репутация беспринципного интригана полностью недооценена. На самом деле он был великим учёным и мыслителем эпохи Возрождения. Его «История Флоренции» (которой Маркс очень восхищался) является шедевром исторической науки. Она точно описывает жестокую классовую борьбу, которая бушевала в итальянских городах-государствах в то время. Макиавелли был первым писателем, который дал научный анализ государства, лишённого всех моралистических и идеалистических украшений, и раскрыл его сущность как оружия.

Новое искусство тесно связано с подъёмом буржуазии. И с подъёмом буржуазии мы видим рост индивидуализма в искусстве. Ренессанс – век индивидуализма, смелого утверждения прав человека.

До сих пор истинным предметом искусства был Бог, а не человек. Но точно так же, как Коперник и Галилей «заставили мир вращаться вокруг Солнца», так и гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения заставило искусство вращаться вокруг реальных людей. Такое было бы немыслимо в средневековый период.

Не случайно Италия сыграла такую выдающуюся роль в период становления эпохи Возрождения. Италия (вместе с Нидерландами) была родиной капитализма. В городах Северной и Центральной Италии нарождающаяся буржуазия уже напрягала мускулы и обретала собственный голос, становясь всё более и более напористой.

Первые проявления капитализма можно наблюдать в Италии в 13 и 14 веках. Эти века сопровождались самым грандиозным всплеском художественного творчества. Подъём итальянской буржуазии выразился в создании ряда независимых городов-государств. В отсутствие сильной центральной монархии бюргеры Флоренции, Милана, Генуи и других процветающих городов создали города-государства, которые балансировали между императором и папой.

Однако существовала проблема, которая в конечном счёте затормозила развитие капитализма в Италии. Отсутствие национального единства и резкие разногласия между городами-государствами способствовали постоянному вмешательству иностранных держав. Уже в средние века итальянская политика характеризовалась борьбой между двумя противоборствующими группировками – гвельфами и гибеллинами, первые поддерживали папство, вторые поддерживали германских императоров.

Это способствовало хроническим раздорам в городах Северной Италии на протяжении 13 и 14 веков. В результате на протяжении веков Италия была полем битвы, на котором французская, немецкая и испанская армии вели кровопролитные войны, чтобы получить контроль над богатствами страны. Возникшие в результате этого разногласия сделали невозможным развитие Италии как единого национального государства. Таким образом, весь потенциал раннего капиталистического развития был растрачен впустую в результате междоусобных конфликтов, войн и фракционных распрей.

Леонардо да Винчи и его время


Леонардо был человеком эпохи Возрождения по преимуществу. Больше, чем кто-либо другой, Леонардо был ответственен за то, чтобы возвести живопись на новый уровень и совершить подлинную художественную революцию.

Говоря как о самом Леонардо, так и о десятках других людей того времени, Энгельс писал следующие строки:

«...Герои того времени еще не попали в рабство разделения труда, ограничительные последствия которого, с его односторонностью, мы так часто замечаем в их преемниках. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимая живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечем, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми.»

Его яростно пытливый ум «поворачивался» то в одну, то в другую сторону в поисках решения проблем искусства и науки, и в этом он отражал весь дух своего века. Но в тот самый момент, когда он решил одну проблему, он, казалось, потерял к ней интерес и отправлялся на поиски других. По этой причине он часто оставлял проекты незаконченными и тратил много времени на то, чтобы начать новые (к примеру, ему потребовалось четыре года, чтобы закончить «Мону Лизу»). В других случаях он просто оставлял картины своим ученикам, чтобы те закончили за него. Как будто ему не хватало миров, которые он мог бы завоевать, и не хватало жизней, которые он мог бы прожить.

Он был архитектором и инженером, который планировал прокладку туннелей в горах и соединение рек через каналы. Он предвосхитил теорию Коперника о движении Земли и классификацию Ламарком животных на позвоночных и беспозвоночных. Он открыл законы оптики, гравитации, тепла и света. Он был одержим полётом птиц и провёл много времени, изучая возможность создания летающей машины.

Среди его многочисленных рисунков мы находим один, на котором изображён вертолёт. Кроме того, он разработал танк и парашют, за несколько столетий до того, как эти вещи нашли центральное применение на полях сражений Второй мировой войны. Он также разработал диалектическую философию, в которой воля считалась энергией жизни, и это адекватно отражает внутренний смысл его собственной жизни, которая достигла гораздо большего, чем могли бы достичь обычные люди.

Однако замечательно, что истинный гений Леонардо по-настоящему начал пониматься только в наше время.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 октября 2021 18:13
    Замечательно, только не для "Военного Обозрения", Леонардо работал в сфере вооружений , статья на эту тему была бы вполне уместна, а так не чего нового , учебник 6 класса советской школы .
    1. +12
      21 октября 2021 18:33
      Согласен, что мелковата заметка.
      Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому самые разнообразные области физики обязаны важными открытиями.

      Энгельс, конечно, большой авторитет, только хотелось бы подробнее знать об открытиях Леонардо в области физики (которая появилась почти через 100 лет после него) а также математики, которая уже была в его время.
      Он предвосхитил теорию Коперника о движении Земли

      Ну, гелиоцентрическая система была впервые сформулирована Аристархом Самосским в 3 веке до н. э.
      Он открыл законы оптики, гравитации, тепла и света.

      Здесь тоже хотелось бы подробнее.
      Реально Леонардо был великим художником, а его проекты были распиарены во время борьбы за объединение Италии. Нужно было показать, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов италийская земля рождать" - политический заказ, не более. Непосредственно под заметку коммент опять не вставляется, поэтому написал в виде такого добавления.
    2. +2
      21 октября 2021 19:51
      -Леонардо да Винчи и его время
      Эпоха ВЕЛИКИХ имен.
  2. +2
    21 октября 2021 18:13
    Однако замечательно, что истинный гений Леонардо по-настоящему начал пониматься только в наше время.

    Это кого автор имеет в виду? Неужели Маска? what
  3. +7
    21 октября 2021 18:18
    Думал, статья о Да Винчи...
  4. +7
    21 октября 2021 18:20
    Новости культуры.
    Найдена нижняя часть полотна Леонардо да Винчи "Джоконда". Теперь у
    специалистов не осталось сомнения в том, что на картине художник
    изобразил самого себя.
    1. +9
      21 октября 2021 18:35
      Как знать... Как знать... "Есть многое на свете, Друг Горацио..."(с) smile


      Добрый вечер, Александр. hi
      1. +4
        21 октября 2021 19:15
        Цитата: Морской Кот
        Как знать... Как знать... "Есть многое на свете, Друг Горацио..."(с)

        Приветствую!
        Если серьёзно, то он, безусловно, был крутой мен. Обладатель разносторонних способностей и знаний, во многом опередил свою эпоху.
        1. +3
          21 октября 2021 19:17
          Всё правильно, один его "танк" чего стоит. smile
          1. +3
            21 октября 2021 19:21
            Цитата: Морской Кот
            Всё правильно, один его "танк" чего стоит. smile

            В наших краях, в одном из музеев, как-то раз была проведена большая выставка макетов механизмов придуманных Леонардо. Это были летние каникулы и я водил туда детей. Так вот, я впечатлился больше. Меня такая механика всегда приводила в изумление.
            1. +1
              21 октября 2021 19:33
              Завидую, я видел только в репродукциях. request
            2. +6
              21 октября 2021 21:11
              Цитата: А. Привалов
              большая выставка макетов механизмов придуманных Леонардо.

              История "технического гения" Леонардо сильно преувеличена (распиарена) !...
              Конечно Леонардо да Винчи был гением, человеком одарённым, талантливым, разносторонним, но мне кажется, что если внимательно вдуматься в творчество Леонардо ,то окажется,что его гениальность всё-таки несколько преувеличена. И преувеличили её люди современной эпохи ! Они смотрели на воздушный винт и восклицали : "Ё-моё! Лео изобретал вертолёт!"... увидели водолазный костюм: "Ого! Водолазы-диверсанты могли быть в 16 веке!". Конечно, всё это выглядело интригующе! Но что в то время на самом деле "рисовалось" в голове Леонардо - "банан" его знает ! В то время, как другие изобретатели конструировали конкретные объекты, изготавливали опытные образцы, устраняли недоработки, проводили испытания, снова изготавливали образцы, проводили серьёзную, зачастую многолетнюю работу прежде, чем претворить в жизнь свою задумку;то в это время Леонардо увлекался лишь эскизами("картинками"): заканчивал один, начинал другой. Возможно такова была его увлекающаяся натура, возможно его обуревало множество мыслей, ему было скучно кропотливо биться над доведением до ума какой-то одной идеи , если в голову стучалась новая....но...он ничего не создал практически пригодного !
              1. +2
                22 октября 2021 00:27
                Цитата: Nikolaevich I
                История "технического гения" Леонардо сильно преувеличена (распиарена) !...

                Возможно. Однако, сегодня с высоты знаний, открытий и технологий собранных за 500( пятьсот!) прошедших от его времени лет, легко критиковать изобретателя-самоучку.
                Но не забывайте, что он был ещё и "универсальным человеком" — художником-живописцем, скульптором, архитектором и учёным-естествоиспытателем, анатомом, писателем и музыкантом. Причём в каждом из этих занятий он преуспел.
                Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.
      2. +2
        21 октября 2021 20:40
        Константин! Откуда ты это всё берёшь ? request С тобой опасно ссориться ! stop А то вдруг обнаружишь себя на ВО в каком-нибудь "пикантном" виде !...

        И тогда придётся реагировать !
        1. +1
          21 октября 2021 21:26
          И тогда придётся реагировать !


          "На любой ваш вопрос..."(с)

          С топориком как-то не очень. smile Да и зачем нам ссориться, лучше раздавить по баклажке. drinks
          1. +1
            21 октября 2021 22:15
            Убедил !Сказал бы сразу про друга Максима ! Кто же будет ссориться с Максимом ? no По баклажке ? Ну тогда к барьеру ! Выбирайте ,сударь !


            1. +1
              21 октября 2021 22:19
              Выбирайте ,сударь !


              "Ваше слово, товарищ Маузер!"(с) drinks drinks good
  5. +2
    21 октября 2021 18:43
    Однако замечательно, что истинный гений Леонардо по-настоящему начал пониматься только в наше время.

    Наконец! Ура! Мы так этого ждали! Свершилось! ВО признало Леонардо гением.
    Это безусловная победа всего прогрессивного человечества.
    Оценить величие и историко-культурную ценность данной статьи можно только процитировав большого ученого в области естествознания:
    "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гёте"
    1. +6
      21 октября 2021 19:08
      "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гёте" laughing good
  6. +6
    21 октября 2021 18:44
    Статью не читал,только заголовок(Уж больно знакомый).Автор Зырянов?Кто читал скажите, статья обзорная? О Леонардо нашем да Винчи пару строк?Типа что придумал, да наверное о портрете Моны Лизы? Если да,следовательно эту статью , читал в детстве источник не помню,но наверное ДЭ издание годов 60-х, помню такую, в читальном зале была нашей районной библиотеки. В новом издании ДЭ(70-80-е),о Леонардо больше написано и в разных томах. smile
    1. +3
      21 октября 2021 19:13
      библиотеки-библиотеке..Уж извините, очепятка,досадная.
      1. +4
        21 октября 2021 20:10
        Да, да а не замахнутся ли НАМ на нашего, Леонарда, так сказать Да Винчи?!
        1. +7
          21 октября 2021 20:15
          Перефразируя:
          - Кого мы только не читали на Военном обозрении в разделе История! Лучше не вспоминать. smile
  7. +6
    21 октября 2021 20:25
    На самом деле такие титаны, как Леонардо, не породили в искусстве эпоху Ренессанса, это Ренессанс в искусстве стал продуктом наступления эпохи массового производства, требующего внедрения новой производственной техники в процесс создания промышленного продукта.
    Элементы капитализма в том виде, в каком мы его понимаем, начали возникать в Европе ещё в 12 веке. Отсюда -- постепенно нарастающая потребность в ученых-теоретиках -- математиках, физиках, химиках, прочих. Параллельно -- в разработчиках новой техники, инженерах, ещё далее -- в огромном количестве квалифицированной рабочей силы, роль которой предстояло исполнять простому люду. Нарождающийся класс капиталистов не мог удовлетворить потребность своих производств в ученых и инженерах, периодически возникающих в среде просвещенной феодальной верхушки. И тем более -- потребность в профессиональных рабочих. И уже тогда в науку начали призываться "разночинцы" -- интеллигенция из мелкопоместных дворян, низшего торгового и других таких же сословий. В этой связи роль низших сословий начала возрастать, а вместе с этим -- роль массового человека как творца. Главным становился талант, а не социальный слой, к которому принадлежал его обладатель. А таланту свойственно отсутствие зашоренности вопреки официальным запретам -- особенно в ту эпоху непаханного научного поля. Но в те времена поле было непахано и в литературе, и в искусстве! Почувствовав свежий ветер перемен, встрепенулись, откликнулись поэты, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и композиторы. В результате вопреки недовольству церкви в городах начали складываться сообщества интеллигенции, разрабатывающей самые разные направления науки, техники, литературы и искусства. Эти люди общались! Они знали друг друга, они часто собирались вместе, и каждый заражал своими интересами остальных. Вот так возникала самоподдерживающаяся система познания и освоения нового, часто уже не требующая инвестиций со стороны заказчика-капиталиста. Это напоминало взрывной процесс, растянутый во времени. Такой, какой уже никакими силами невозможно было остановить. И столько очарования было в этом движении к новому, что талантливые люди с жадностью старались освоить множество открывающихся перед ними направлений. Вот отсюда такие титаны, как Леонардо и Дюрер.

    Нечто подобное наблюдалось и на рубеже 19 -- 20 веков.
    1. +5
      21 октября 2021 21:36
      Он также разработал диалектическую философию, в которой воля считалась энергией жизни, и это адекватно отражает внутренний смысл его собственной жизни, которая достигла гораздо большего, чем могли бы достичь обычные люди.

      Автор очевидно поставил себе цель - писать только о том, в чем совсем ничего не смыслит. И он следует этой цели с поразительным упорством.
      Возникает вопрос, если человек обладает таким даже не упорством, а упрямством в достижении цели, что мешает направить хотя бы часть этого упрямства на изучение вопроса, о котором автор собирается писать? Вот реально - почему?
      1. +2
        21 октября 2021 22:02
        А вообще, если бы я занималась написанием статей профессионально, то есть за деньги, я бы, не распыляясь, взяла одно какое-нибудь направление и тщательно его изучила -- до такого владения материалом, при котором возникает способность легко, "своими словами", как требовали в школе, излагать не просто события и факты, но и придавать излагаемому авторский оттенок. То есть попутные замечания, выводы, собственное отношение.
        Однако есть опасность.
        На подобное требуется много сил и времени. Это как обучение в институте. Да и написание авторской статьи -- труд. А потом -- бац! И тема не востребована. А жить-то на что-то надо! Значит погружаться в новое, возможно, с тем же успехом. Не думаю, что написанием статей можно прилично зарабатывать. Но бывают случаи, когда писать статьи -- единственный выход.
        1. +3
          21 октября 2021 22:16
          Речь идет не о профессиональном написании статей, а о написании статей для сетевого ресурса, в частности - сайта "ВО". Это не реферируемое издание, где рецензенты, кстати, могут оградить читателя от авторских ошибок и фальсификаций.
          Поэтому и набор требований тут гораздо скромнее и основное - не писать полную чушь, как это с методичностью метронома исполняет автор.
          Даже по этой статье. Ладно, предположим Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph автору недоступна, но книгу Дитякина, изданную еще советским "Детгизом" или Джессика Тайш, Трейси Барр. Леонардо да Винчи для «чайников», автор ведь осилить мог. Для этого не надо много времени и сил. Сутки максимум, под чай с бутербродами на удобном диване.
          1. +3
            21 октября 2021 22:34
            Оооо! Такая или подобная книга про Леонардо у меня была в детстве, помню её до сих пор. Вот, напомнили )))
            Но, судя по всему, Автор пытался вписать Леонардо в эпоху как типичный случай. На мой взгляд, отчасти получилось. Только эпоху нужно было обозначить чётче и кратко, с чего она вдруг возникла, с какой стати буржуазия вдруг начала противостоять феодалам. Жили мирно, уживались, и вдруг -- противостояние! И лишь потом, как и почему Леонардо соответствовал эпохе, как участвовал в её раскручивании, сам не подозревая об этом.
            1. +2
              21 октября 2021 23:18
              Но, судя по всему, Автор пытался вписать

              Я не заметил у автора способностей к самостоятельному "вписыванию" кого-то во что-то. Скорее всего автор где то что то переписывал, но в силу полного отсутствия знаний с задачей не справился.
            2. +2
              22 октября 2021 00:38
              Доброй ночи, Людмила Яковлевна!

              судя по всему, Автор пытался вписать Леонардо в эпоху как типичный случай. На мой взгляд, отчасти получилось.

              Да, вроде бы статья о том, что Мир да Винчи = ренессанс = прогресс. Но вот та часть, которая не получилась, отчего-то пропитана странным духом, веет от текста одой буржуазии и капитализму.

              Или это мне погодный катаклизм такое восприятие навеял?

              С уважением,
              Михаил
  8. +5
    21 октября 2021 21:50
    hi Зырянов пишет о Да Винчи необычайно, невообразимо скучно... Какой нафик 16 век? Это эпоха кватроченто!... Там Тоскана, Флоренция, семейство Медичи в конфликте с папой Сикстом IV...Городские перевороты и заговор семейства Пацци...
    Османское вторжение в Италию и падение Отранто...
    Папа Александр VI (Родриго Борджиа) и его Священная лига (Венецанская)
    Итальянская война 1494 года или Итальянская война Карла VIII, стала началом целой серии Итальянских войн.
    И в этом периоде Леонардо на службе у Лоренцо великолепного, как художник и военный инженер!
    Автор! Леонардо из Винчи родился в 1452 году, в 1519 умер... во Франции...
    А Вы мало того, что периоды (века) перепутали, еще марксизм пристегнули неудачно и о Да Винчи мало что поведали...
    Статья просто потрясает своей одноклеточной примитивностью... fellow
    1. +2
      22 октября 2021 00:31
      Главное, что автор в своей статье, осветил точку зрения ув. тов. Энгельса, маете ли. А что там этот давинчи, не давинчи...
  9. 0
    23 октября 2021 03:53
    Куда ни плюнь, - все изобрел да Винчи. Не верю. И давно. Не бывает так.
    Хотя не люблю всякие альтернативные истории. Скорее всего, он просто задокументировал в своих бумагах накопленый опыт. И они сохранились. В архитектуре - да, а в живописи - ну...., не Микельанджело. Достаточно собрать его картины в кучу. 90% обычная штамповка.
    Талантливый человек своего времени, но слишком много на него натянули. Мне кажется.