Создание империи династии Юань в Китае

47

«Хубилай хан отправляется на охоту». Фрагмент. Художник Лю Гуандао (1258–1336 гг.). Шёлк, тушь. Музей Гугун, г. Тайбэй, Тайвань

Вступление


В 1271 г. Хубилай объявил о том, что территории, подчиняющиеся ему, будут именоваться по китайскому образцу империей Юань.

Китаизация монгольского управления началась ещё с самого начала завоевания Цзинь и Си Ся. Как мы писали в предыдущих статьях, одним из главных проводников политики китаизации и одновременно политики спасения подданных-налогоплательщиков для монгольского государства был киданин Юлюй Чуцай.



Будучи народом-воинов, монголы совершенно не имели никаких гражданских структур управления. Монголы не платили налогов, а управление в их обществе осуществлялось через родовые и общинные структуры, тесно связанные исключительно с военным управлением.

После завоевания обширных государств с оседлым населением, монголы начали перенимать системы или элементы систем управления, которые им казались адекватными для извлечения прибыли с покорённых. Военная и политическая власть осуществлялась исключительно по-старому, через верховенство хана, военные советы, то есть военную структуру народа воинов, а новую систему управления земледельцами поручали местным чиновникам под обязательным контролем или монгола, или представителя из иного инородческого этноса.

Так занятые в 30-х гг. XIII в. территории на севере Китая использовали кодекс «Тай хэ лу» погибшей империи Цзинь до 80-х годов XIII в.

Завоевание северными варварами китайских земель было не впервой в истории Китая, тем более что предшественники монголов: кидани, чжурчжэни и частично тангуты быстро принимали китайскую культуру и систему управления.

Монгольские вожди, приверженцы традиций, вообще предлагали уничтожить земледельческое население и превратить земли Китая в пастбища.

Их, на первом этапе, совершенно не привлекала и не интересовала культура народов, которые были ими подчинены и подвергнуты рабству.

Но с ростом в структуре управления китайских военных и чиновников, особенно в период завоевания Южной Сун, китаизация пошла быстрее.

В заключение хотелось отметить, что распространённое сегодня мнение о том, что Русь попала в монгольскую империю с китайскими чиновниками, не имеет под собой оснований.

Русь попала под иго кочевников, когда процесс распада монгольского государства на отдельные огромные части уже начался. А завоевание китайской империи династии Сун закончилось через тридцать лет после первого вторжения на Русь. Попытка ввести сбор дани с русских волостей по среднеазиатскому варианту не увенчалась успехом по ряду причин, и выплаты перешли в руки русских князей. В то время как откуп сборов, переданный мусульманским купцам в Китае, применялся активно. То, как это осуществлялось купцами на бывшей территории Золотой империи, вызывало возмущение даже у китайцев, служивших монголам.

Восстановление связи времён или создание китайского единого государства


Хан Хубилай стал основателем новой империи, на всей территории Китая. Более того, он существенно расширил её, включив не только земли некитайских тибетских племён, территорию тангутов, уйгуров, чжурчжэней, но даже собственного улуса – Монголии.

Хубилай был грозный воитель, с детства увлекавшийся охотой, то есть школой войны. Он прилежно получал образование, учился уйгурскому письму и другим наукам. Но особенно – военному делу. Ещё в молодости он получил эпитет Мудрого – Хубилай-Сэчэн. В это же время он познакомился с учением Конфуция, а позднее изучал «идеальную», по мнению китайских учёных, историю империи династии Тан. Хан много времени проводил в обсуждении истории и ошибок прошлых правлений, любил религиозные диспуты и был веротерпим.


Современная карта, где империя Юань указана в границах современных государств. Часто такие карты используются для необоснованных территориальных претензий

Создавая империю династии Юань, он указывал, что исходит из универсального, а не узконационального подхода. Предыдущие правители в Китае, по его мнению, формируя династии по национальному или родовому принципу, поступали неверно.

Фактически же структура империи Юань носила чётко выраженный характер этнонеравенства, но при её создании идеологической основой был универсализм. Конфуцианские учёные поддержали и развили эти идеи Хубилая, видя, что после длительного периода хаоса, войн и ограблений, наступает реинкарнация традиционной империи в образе Юань. А вот собственно народ завоеватель, не только не разделял таких идей, а как мы увидим ниже, жёстко противостоял универсализму, который мог способствовать ассимиляции монголов и растворению среди оседлого населения.

В глазах которого великий монгольский хаган стал богоизбранным императором, восстановившим или, скорее, создавшим империю в границах эталонной империи династии Тан, существенно увеличив её размеры, в том числе и за счёт включения в империю Монголии.

Правитель, который поддерживает мир, урожаи – наделён божественной благодатью, и таким был Хубилай, в отличие от императоров Цзинь и Сун, не способных обеспечить не только благоденствия, но и элементарную безопасность.

Первый император Юань умер в 1294 г. в год синего коня.

Реформы в империи Юань


После завоевания Сун, Хубилай не только взял её систему управления, но и существенно её усовершенствовал. Вся территория империи, ещё до окончательного покорения Сун, была разделена на области (края), во главе которых стояли чиновники из монгольской знати. Сохранилось это разделение в основном и до наших дней.

Все действия «губернатора» были строго регламентированы и прописаны: что ему надлежало делать, сколько выставлять войска с края, сколько платить налогов. Для быстрого перемещения и передачи информации всю страну пронизывала система почт и станций-ям.

У нас принято считать, что эта система была крайне эффективной с момента её учреждения, но на начальном этапе это было не так. Монголы злоупотребляли ей, произвольно конфискуя лошадей везде, где находили, если их не было в ямах (чжань). Что вызывало недовольство населения, живущего у почтовых станций. Постепенно ситуация выровнялась. В Юань было 1500 станций-ям, обеспечивающих быструю передачу информации, перемещение чиновников и вестовых, а также государственных грузов.

При Юань активно развивался водный транспорт, после войны был восстановлен Великий канал и другие каналы, обустраивались морские порты. Впервые было открыто движение по морю между севером и югом Китая. Можно сказать, что именно реки, каналы и прибрежная полоса моря являлись главными транспортными артериями империи.

Китайские чиновники были призваны на службу, и именно они осуществляли всю рутинную работу, прежде всего по сбору налогов.

Был создан, как мы писали, по китайскому образцу, разветвлённый бюрократический аппарат. Вся эта система была направлена прежде всего на сдерживание местных монгольских владетелей, самодостаточных на местах. По сути, центральная администрация управляла столицами и небольшими регионами вокруг них.

Империя Юань имела государственную иерархическую систему, как и кочевая «империя» монголов, построенную на неравенстве этносов. Это было закреплено законодательно; монголы, как этнос завоевателей, был на верху пирамиды. К ним примыкали такие этносы-союзники, как уйгуры. Следующими были т. н. сэму, выходцы из Средней и передней Азии, чаще всего тюрки и мусульмане. Сэму, выходцы из развитых стран, особо отличились при формировании систем эксплуатации китайского населения. Далее стояли китайцы из империи Цзинь, за ними чжурчжэни. При этом чжурчжэни, не знающие китайского языка, относились к монголам. И на самом низу были китайцы с территорий бывшей империи династии Сун. Если монгол убивал китайца, он или выплачивал стоимость осла, или отправлялся в поход, а за нанесение удара монголу китайца казнили.

После завоевания, в Китае распространилось рабство, которое в империях Сун и Цзинь было локальным, из-за того, что монголы массово превращали в рабов местное население в ходе войн. Что свидетельствует о регрессе в общественных отношениях. На всей территории Китая произошло сокращение населения. Перепись 1293 г. в Юань показала, что количество хозяйств было 14 002 760, по расчёту исследователей – 19 800 000. В то время как в Северной Сун, до вторжения чжурчжэней, было 20 880 000 в XI в., в Южной Сун – 12 670 000, а в Цзинь – 7 650 000.

В империи было создано министерство Земледелия для помощи крестьянам после череды войн и погромов, с целью нормализовать хозяйственную деятельность, обеспечить запашку пустошей. Министерство снабжало сельские общины семенами и инвентарём. Но, как это обычно бывает в милитаризированных обществах, государство, давая одной рукой, забирало двумя. Чрезвычайные военные сборы и налоги нивелировали все эти улучшения.

В период Юань происходит кодификация права, создаётся некий симбиоз китайского законодательства предшествующих эпох, обычного монгольского права и текущих указов.

То же можно сказать и о новой столице, Ханбалыке или Даду (Пекин). Это был вновь отстроенный город, который поражал воображение путешественников:

«Диву даешься, сколько там покоев, – писал Марко Поло о дворце в Ханбалыке, – просторных и прекрасно устроенных, и никому в свете не выстроить и не устроить покоев лучше этих. А крыша, красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов, тонко да искусно выложена, блестит, как кристальная, и светится издали кругом дворца. Крыша эта, знайте, крепкая, выстроена прочно, простоит многие годы.

Между первой и второй стеной — луга, и прекрасные дерева, и всякого рода звери; есть тут и белые олени, и зверьки с мускусом (мускусная кабарга), антилопы и лани и всякие другие красивые звери; и за стенами только по дорогам, где люди ходят, их нет, а в других местах и там много красивых зверей.»

Город был построен в короткий срок, на его строительство были мобилизованы огромные массы населения, что было в практике кочевников.

Создание империи династии Юань в Китае
Ханбалык. Современная реконструкция. Источник: История китайской цивилизации. В 4 томах. Т.3. Под редакцией Юань Синпэй. М., 2020

Это был по структуре не ремесленно-торговый европейский или среднеазиатский город. По сути это был исключительно административный центр с обслуживавшей его частью. В центре его был огромный дворец императора-хана, к которому примыкали здания ведомств и учреждений, государственных хранилищ. Здесь находилась гвардия, состоящая из полков разных народов. К центру примыкали кварталы, где жили и работали, обслуживающие имперских управленцев и монгольскую знать, ремесленники и торговцы.

При дворе в Даду собирались учёные, сюда силой перевели 4 тыс. студентов из Линьяна, здесь жили знаменитые ханьские поэты и художники, сделавшие славу империи Юань.

Ши Цзу или Хубилай провёл денежную реформу, закрепив её законодательно в «Юань дянь чжан»: в обороте страны были исключительно бумажные деньги. На смену спутанной и смешанной денежной системе Сун и Цзинь пришла значительно более чёткая система, конечно, целью которой была не придание стройности финансам, а изъятие из оборота драгоценных металлов в пользу монголов. Даже иностранные купцы при прибытии в пределы империи обязаны были сдать все монеты и слитки из цветных металлов в обмен на ассигнации.

Монголы всё больше приобщались к благам оседлой цивилизации, но не смешивались с покорёнными, даже император три месяца в году проводил в степи, живя в юрте.

Население новой империи формально должно было платить три вида налогов: поземельный, подушный и подворный. Откупы были отменены. Но в регулярную налоговую систему постоянно вносились коррективы, связанные с военными потребностями. Несоразмерные и неконтролируемые военные расходы серьёзно подрывали экономику страны, разоряя её основу – крестьянина-производителя.

Ключевой проблемой в построении «имперского» единообразия был тот факт, что земли северного Китая были розданы монгольской знати ещё в 20-х гг. XIII в., которая варварски эксплуатировала население: кочевники не задумывались о воспроизводстве в хозяйствах и исходили исключительно из своих потребностей. Такая ситуация входила в серьёзные противоречия с формально стройной системой новой империи Юань.

Усобица в монгольском стане


Систему монгольского общества периода войн Чингис-хана и его потомков нужно относить, в общем и целом, к системе территориальной общины.

А структуру сложного вождества можно применять к ней исключительно в рамках этой системы, а не как саму по себе.

Стадия территориальной общины, особенно на ранних этапах, демонстрирует закон диалектики об единстве и борьбе противоположностей: с одной стороны, такое общество – общество военной экспансии, а с другой – общество, стремящееся к делению и сепаратизму.

Проще говоря, если бы после объединения племён в монгольской степи под предводительством Чингис-хана у этого объединения не было бы возможности начать войну или война стала бы неудачной, оно тотчас же распалось. Монгольская военная организация, а другой и не было, стала доминировать над различными завоёванными странами и государствами, но от этого монгольское общество другим не стало, и не могло стать. Поэтому уже спустя 50 лет после создания единого монгольского протогосударства Чингис-хана оно начинает распадаться.


Монгольский всадник Худ. В. Тараторин

В 1265 г. Чагадаевым улусом в Средней Азии овладел Барак (Борак) хан, который был союзником Хубилая. Против него выступили Хайду (Кайду), внук Угэдэя и другие царевичи – после ряда сражений они решили встретиться на курултае и помирились в 1269 г. Формально старшим здесь стал Хайду. А Барак, выступив в поход на запад против Абага хана (1234-1282 гг.), был разгромлен в пух и прах и умер в 1271 г. Хайду (1230-1301 гг.) правил до 1301 г., постоянно воюя с Юань в союзе с чагадаевичем Дувой, сыном Барака. Ситуация была крайне щекотливой, так как он воевал с императором и Великим монгольским ханом, который пусть и номинально, но выдавал ярлыки на правления всем чингизидам.

Ареной боевых действий между ними стала территория уйгурского племенного союза. Уйгуры добровольно стали союзниками Чингис-хана. За это их правитель, идикут, стал первым, по монгольской иерархии, среди покорённых правителей.

Уйгуры были буддистами и христианами-несторианцами, бытовало здесь и манихейское учение. Они были полукочевым народом, занимавшимся и земледелием. Уйгурское Турфанское княжество стало частью империи Юань. Хайду и Дува в 1286 г. победили здесь войска Юань, вытеснив их из уйгурских владений. Идикут бежал в Китай, его наследники стали военными и гражданскими высокопоставленными чиновниками Юань. Хотя Турфан переходил из рук в руки, но к 20-м годам XIV в. Юань полностью потеряла контроль над землями уйгуров. В упадок пришла как материальная, так и духовная культура уйгуров, а ведь именно их письменность использовалась в Монгольском государстве. Этот регресс привёл к тому, что часть уйгуров мигрировали в Китай, оставшееся население вскоре не только приняло Ислам, но и потеряло самоидентификацию. Этноним «уйгур» (уйгурлар) исчез на долгие 600 лет.

А Юань, с потерей земель уйгуров, потеряло и контроль за Великим шёлковым путём (ВШП). Так государство на территории Китая, после империи Тан, снова потеряло этот важный экономический путь. Впрочем, ВШП скорее симулякр, чем постоянно действующий путь. В то время, когда он полностью попал под контроль монголов, они ещё вели кровавые войны с производителями шёлка, а когда они захватили Сун, то вскоре потеряли путь на запад. Купцов же больше привлекал путь в Каракорум, а потом Ханбалык, где за всякие предметы роскоши и диковинки монгольская верхушка платила непомерную даже по тем временам цену, быстро проматывая награбленное в походах.

Это же можно сказать и о теории «мир-системы» по отношению к Монгольской империи, от Руси до Китая. Это протогосударство просуществовало как единое не более 20 лет и распалось в 1259 г. А когда Китай был завоёван окончательно, по факту ни земли средней и передней Азии, ни Золотой орды не входили в одно государство с империей Юань, объединившей Монголию и Китай.

На фоне органических столкновений между чингизидами, которые происходили в это время, стремление Хубилая ввести единообразие в управлении и в налогах вызвало сопротивление со стороны монголов в самой Юань. Восстание поднял Наян, племянник императора, в 1287 г., на северо-востоке Китая, на территории современной восточной Монголии, Маньчжурии, севера Китая и Кореи. Конечно же, его поддержали ханы Хайду и Дува. Марко Поло сообщал, что Наян гордился, что может собрать войско в 400 тыс. воинов, а у Хубалая, по информации того же Поло, под рукой оказались лишь гвардейские части и люди его личного «двора»: сокольничие и т.п. Остальные войска сражались на границах Юань.

Наян решил двигаться на запад, чтобы соединиться с Хайду и тем самым существенно увеличить силы, которые должны были победить Хубилая.

Но Ши Цзу отреагировал молниеносно, тайно собрав за двенадцать дней в столице войско и лично его возглавив. Император, по примеру китайских правителей, давно в походы не ходил, предоставляя это дело своим полководцам. Но ситуация была критической, и Великий хан сам пошёл в поход, отправил грозного Баяна, покорителя Сун, освободить Каракарум от мятежных нойонов и с целью преградить сюда путь Хайду. Многоопытный Хубилай всё делал, как по «военному монгольскому учебнику». Он, с командиром гвардии кипчаков Тухутой, совершил переход за двадцать дней, пройдя около 1200 км. По дороге разведка уничтожала или захватывала всех, кто встречался на пути, что дало возможность его войску подойти к стану Наяна незамеченным. Его войско на заре окружило неукреплённый лагерь мятежных нойонов.


Надгробный камень. XIII-XIV вв. Музей истории Пекина. КНР. Фото автора

Это произошло у Шара-Мурэна – Жёлтой реки (совр. Внутренняя Монголия, КНР). Сам Наян спал со своей любимой женой, а Хубилай окружил вражеский лагерь, расставив отряды по 30 тыс., за всадниками стояла пехота. Но монголы Наяна успели и вооружиться, и построиться. Перед боем воины, ожидая приказ военачальников, с обеих сторон играли на музыкальных инструментах и пели, о таком обычае писал Марко Поло. По сигналу большого накара, барабана, Великого хана, началось сражение, а Наян поднял знамя с крестом, так как был христианином:

«Без лишних слов, по правде сказать, такой жестокой и страшной битвы и не бывало; в наши дни столько народу, особенно конных, и не видано в стане и в битве. Сколько народу погибло с той и другой стороны, так это просто диво! С утра до полдня длилась схватка, а под конец великий хан одолел.

Мятежные монголы были разгромлены, вожди восстания сдались императору, попал в плен и Наян. Дабы не пролить ни капли крови принца из рода чингизидов, его туго завернули в ковёр, так он погиб «на виду у солнца и неба».»


Монгольский полководец в медном доспехе XIII в. Реконструкция Л.А. Боброва

Этим и закончилась битва у Шара-Мурэна, результатом которой стало временное усмирение военной оппозиции монгольских родовых кланов, но справиться с ней в империи Юань до конца так и не смогли. И поэтому империя Юань так и не смогла стать государством в полном смысле этого слова. То есть в Юань не смогли проделать путь от «кочевой» к оседлой «империи», единственной возможной формы существования раннего государства в этот период. Как это произошло с государствами сельджуков, венгров, и в особенности с Османской империей.

Но до конца усмирить или привести к покорности народ-войско было и невозможно, потому что это государственное образование нуждалось в силе, и действовало исключительно в интересах народа-войска. И пока эти экспансионистские устремления переходного общества существовали, пока их агрессия не получала должного отпора, кочевая «империя» продолжала существовать.

О походах империи Юань мы расскажем в следующей статье.

Источники и литература:
История китайской цивилизации. В 4 томах. Т.3. Под редакцией Юань Синпэй. Перевод с китайского И. Ф. Попов М., 2020.
Джованни дель плано Карпини История Монголов. Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны, Книга Марко Поло. М.,1997.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Кн.2. М., 1952.
История Востока. Т.II. М., 1993.
Hsiao Ch. The Military Establishment of the Yuan Dynasty. 1979.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 октября 2021 18:30
    Очень прикольно, когда гейропейцы начинают учить жизни представителей других народов, государств, как им жить!!!
    А тож они раньше, до них, лаптем щи хлебали .....
  2. +5
    19 октября 2021 18:34
    " Первый император Юань умер в 1294 г. в год синего коня."(с)
    Естественно Хубилай?
  3. +7
    19 октября 2021 18:52
    Прочитал с удовольствием,бальзам на душу.Спасибо. Понимаю, чуть вперед забегаю,Хубилаю вот с Японией не повезло, по не зависящим от него причинам.
    1. +5
      19 октября 2021 21:01
      Присоединюсь к словам Алексия! Статья Эдуарда вышла на славу!!!
      Всем доброй ночи, Влад!
  4. +6
    19 октября 2021 19:06
    Добрый вечер, Эдуард! )))
    Огромное спасибо за превосходную статью! Что-то в ней задевает за живое. Нет, не монголы, не китайцы... Может быть, волшебная дымка давних исторических времён? В памяти человеческой не рассеивается...
    Было, было и ушло, протекло, как песок сквозь пальцы, а восьмисот лет как не бывало!
    1. +8
      19 октября 2021 20:17
      Огромное спасибо за превосходную статью!

      Присоединяюсь к благодарности. Всегда получал удовольствие от того, когда узнавал ранее что-то неведомое и интересное. smile
      1. +6
        19 октября 2021 20:45
        Всегда получал удовольствие от того, когда узнавал ранее что-то неведомое и интересное.


        Костя, ещё раз добрый вечер! )))
        Ну, а поскольку... вечер, то некая, накопившаяся за день усталость, не побуждая к анализу статьи (оставим до завтра!), толкает в мягкие объятия лирики. И вот побудительный мотив:

        В центре его был огромный дворец императора-хана, к которому примыкали здания ведомств и учреждений, государственных хранилищ. Здесь находилась гвардия, состоящая из полков разных народов. К центру примыкали кварталы, где жили и работали, обслуживающие имперских управленцев и монгольскую знать, ремесленники и торговцы.


        Дварец Хубилая. Которого ещё называли Кубла хан. И, видимо, не только у меня эта эпоха и этот дворец вызывали и продолжают вызывать ощущение погружения в нечто странное и загадочное, не объяснимое словами, такое, что уносит тебя во вневременное пространство. Правда, в отличие от Сэмюэля Тэйлора Колериджа, наркотиков не употребляю wassat )))
        Просто срабатывает воображение.
        1. +4
          19 октября 2021 20:51
          В стране Ксанад благословенной
          Дворец построил Кубла Хан,

          1. +4
            19 октября 2021 21:05
            Есть множество переводов.
            И это при том, что стихотворение долгое время оставалось в забвении. А теперь число исследовательских статей о нём уступает лишь числу статей о Наполеоне.
    2. +4
      19 октября 2021 20:57
      Да уж, и Тараторина и Боброва использовал, а это весьма редкие на сегодня источники...
      1. +3
        19 октября 2021 21:11
        Добрый вечер, Вячеслав Олегович! )))
        Рада Вас видеть. Небось, весь в работе по написанию статей про оружие? Бывает, во что-то человек погружается, выйти трудно, ну и попутно всякое-разное. Не забывайте исторический раздел, ждем-с! ))))
        1. +5
          19 октября 2021 21:41
          Добрый вечер и Вам. Сегодня закончил статью в серию про "великих правителей", а перед этим еще один материал - отклик, тоже история. Так что "история" идет. Ну, а оружие... да что-то подряд вышло три материала.
  5. +4
    19 октября 2021 22:51
    День сегодня получился шебутной какой-то. Устал, а до дома ещё полчаса ехать. Статью прочитал, но понял, что нужно перечитать с утра - сегодня башка уже не варит.
    Коллеги, предлагаю завтра встретиться на этом же месте и разобрать автора по косточкам, а потом собрать обратно. smile
    1. +3
      20 октября 2021 11:19
      Коллеги, предлагаю завтра встретиться на этом же месте и разобрать автора по косточкам, а потом собрать обратно.

      И снова таинственный арап на коне (справа)! Жаль, Сергей Михайлов отсутствует, мы бы снова разобрали теорию "машины времени". drinks
      1. +4
        20 октября 2021 11:52
        Ни фига это не арап. Если посмотреть внимательно на его руку, в которой он прутик держит, видно, что из красного рукава проглядывает белый кулак.
        А рожа черной может быть по многим причинам:
        1. Грязный
        2. Закоптился
        3. Надел маску на Хэллоуин
        4. Переборщил с косметикой
        5. Автор рисунка так видит
        6. Псевдоисторики прошлого прокрались в музей и испортили полотно, чтобы через многие годы дать своим последователям "неопровержимые доказательства".
        Какой вариант вам больше нарвится? laughing
        1. +3
          20 октября 2021 13:00
          Какой вариант вам больше нарвится?

          7. Арап - который, возможно, грязный, закоптился, надел маску на Хэллоуин, при этом переборщил с косметикой, и вообще, автор рисунка так видит...
          Если посмотреть внимательно на его руку, в которой он прутик держит, видно, что из красного рукава проглядывает белый кулак.

          ..так вот, этот арап надел на шоколадный кулак белую варежку! laughing
          1. +3
            20 октября 2021 14:43
            Кстати, интересное наблюдение.
            Есть такий обряд у буддистов, называется "цам".
            В ходе этого обряда их ламы скачут и танцуют в масках божеств-охранителей.
            Все маски - с большими выпученными глазами, чаще всего - с тремя.
            Как-то так.

            Странно, что никто ещё из наших фолькхисториков не обратил на это внимание: боги монголов - европеоиды.
            Николай, вы узнаёте своих предков колянов-бардариев?
            1. +3
              20 октября 2021 14:48
              Николай, вы узнаёте своих предков колянов-бардариев?

              Михаил, бород не вижу, это не коляне-бардарики, а трехглазые зубастики! Такие бы точно не смогли промыть Большие Уссури! stop
              1. +4
                20 октября 2021 14:59
                А может у них потому глаза такие и есть, что давно и очень хочется сделать Уссури?
                Сейчас сделают и станут среднестатистическими скифо-сибиро-русами...
                1. +2
                  20 октября 2021 15:15
                  А может у них потому глаза такие и есть, что давно и очень хочется сделать Уссури?

                  Чтобы понять это, надо изучить носителей маски ниже пояса. Одними горящими глазами Большие Уссури не промоешь. Отцы-основатели, в смысле, отцы-промыватели Уссурей были талантливы в ином месте.
                  1. +2
                    20 октября 2021 15:26
                    Очень надеюсь, что эти маски не являются изображением Хубилая )))
                    А то ж сравнила обсуждаемый рисунок и эти маски... Если Хубилай на коне в центре рисунка, то... такая морда!
                    А жаль!
                    Вот честно, чем больше я читаю об этом человеке, тем больше он мне нравится.
  6. +4
    20 октября 2021 11:42
    Если конспективно изложить содержание статьи, то получится приблизительно следующее:
    После окончательного завоевания и объединения Китая монгольская верхушка, возглавляемая ханом Хубилаем, сознательно и целенаправленно окитаилась.
    Это повлекло за собой конфликты с "ортодоксальными" монголами, что вылилось в мятеж и разгром последних.
    В этом контесте не совсем понятно то, что автор пишет о "монгольском национализме" в империи в целом.
    Империя Юань имела государственную иерархическую систему, как и кочевая «империя» монголов, построенную на неравенстве этносов. Это было закреплено законодательно; монголы, как этнос завоевателей, был на верху пирамиды. К ним примыкали такие этносы-союзники, как уйгуры. Следующими были т. н. сэму, выходцы из Средней и передней Азии, чаще всего тюрки и мусульмане. Сэму, выходцы из развитых стран, особо отличились при формировании систем эксплуатации китайского населения. Далее стояли китайцы из империи Цзинь, за ними чжурчжэни. При этом чжурчжэни, не знающие китайского языка, относились к монголам. И на самом низу были китайцы с территорий бывшей империи династии Сун. Если монгол убивал китайца, он или выплачивал стоимость осла, или отправлялся в поход, а за нанесение удара монголу китайца казнили.

    Честно говоря, китайскую часть монгольской империи я представлял себе несколько иначе.
    Наверху пирамиды стояли не монголы в целом, как этнос, а исключительно правящая династия. А вот под ней уже находилась достаточно сложная система аристократии и чиновников. Причем в число этой аристократии входили отнюдь не только монголы, а чиновниками вообще были, в основном, китайцы. Сложно представить себе, чтобы рядовой кочевник-монгол мог отдавать приказы китайскому чиновнику только на основании своего происхождения. Разве что рядовой кочевник мог ставить себя выше рядового крестьянина, не более того.
    1. +4
      20 октября 2021 14:21
      Привет Михаил!
      Улыбнуло " ортодоксальные монголы "! laughing
      Жаль,что Эдуард не присутствует при обсуждении статьи. И соглашусь с Вами, что верхушка монголов, во главе с Хубилаем, видела своё будущее по другому,чем простой кочевник. И действительно Хубилай и К° опирались в первую очередь на лояльную китайскую администрацию, ставя её выше "полевых командиров " - бизнес, ни чего личного!
      В статье ,как у истинного историка , Хубилай присутствует и как предводитель монгол, потом превращается в императора, а затем и назван вообще по китайски Ши Цзу!
      Не подготовленному читателю тяжко наверное разобрать всё сразу.
      1. +3
        20 октября 2021 14:56
        Приветствую, Александр.
        Хубилай, как раз, и есть тот монгол, который понял, что управлять Китаем можно только будучи китайцем. "Париж стоит мессы", ничего не поделаешь. Он таким и был: начинал как предводитель кочевников, заканчивал как император одного из древнейших государств, причем китаизацию себя любимого и своих ближайших соратников он проводи вполне осознанно. Как мне кажется, статья именно об этом.
        А вот касательно "монгольского национализма" мне трудно с автором согласиться. Монголы продолжали жить в степях своими привычными порядками, китайцы - у себя, их быт тоже не изменился. Поменялась династия - ну, неприятно, но в общем-то всё равно. Ты родственник, друг или соратник императора? Добро пожаловать на руководящий пост в нашу тесную и дружную компания пауков в банке. Ни то, ни другое? Гуляй в свою степь, вонючий тарбаган, среди цивилизованных людей тебе делать нечего. Как-то так...
        1. Комментарий был удален.
          1. +2
            20 октября 2021 16:26
            В кои-то веки и я не спорю. smile
            Хубилай был, на мой взгляд, весьма мудрым правителем. Видя эффективно работающую систему он не стал ломать и перестраивать её, а предпочёл сам в неё встроиться и даже немного усовершенствовал.
    2. +2
      20 октября 2021 15:33
      Наверху пирамиды стояли не монголы в целом, как этнос, а исключительно правящая династия. А вот под ней уже находилась достаточно сложная система аристократии и чиновников. Причем в число этой аристократии входили отнюдь не только монголы, а чиновниками вообще были, в основном, китайцы.

      Михаил, Александр!
      Приветствую Вас!
      Да, я подтверждаю, что именно такая система была создана в Юань, на верху пирамиды были не некие абстрактные чиновники, как, кх,кх, без рода и племени, как у нас, а только монголы. Так, кстати, было и у чжурчжэней и киданей, до этого. Допускались ли китайцы к управлению? Да. Но об их месте и рангах я указал.
      Монголов было не так уж и много в Юань, всего 1 млн. мужчин, на 50 млн. местного населения, прежде всего ханьцев.
      И в отличие от тех же чжурчжэней, о чём я тоже писал, монголы совсем не окитаились, Хубилай жил как кочевник, как минимум половину года в степи, в юрте и на охоте, охоту очень любил.
      Кстати, также авары неославянились, хотя славянское население в Подунавье было подавляющем.
      Мне думается, что и те же чжурчжэни быстро окитаялись, так как были отчасти земледельцами. А монголы были чистыми кочевниками+ стадия развития, которая как они думали, им позволит управлять империей с коня.
      Проблемы с монгольской знатью состояли в том, грубо говоря, что они хотели в Китае жить как на пастбище, грабить подчиненное население как на войне, а Хубилай хотел эксплуатировать китайцев, но не до такой степени: сора учредителя и сотрудников, которые вместе создали контору: пора переходить на корпоративные рельсы, а они против.
      Впрочем, я забегаю вперед, будет про Юань_Мин еще две статьи, ну и одна…про осадные дела.
      hi
      1. +1
        20 октября 2021 16:04
        Кроме Михаила , ни кто не коснулся сути написанного. Наверное это и правильно, т. к .не затрагивает улус Джучи.
        Моё мнение - Вы намного перебащщиваете с отсылами к Марко Николаевичу. Здесь читаю,а тут пропускаю!
        Для монголов, Ваша статья - это ещё одна ступенька в Зазеркалье.
        1. +1
          20 октября 2021 18:06
          Александр,
          это вы о чём? Какой улус Джучи, если о речь идёт о династии Юань, какое зазеркалье? Ничего не понял.
          В конце текста некоторые ключевые работы по проблеме.
          laughing
          hi
          1. +1
            20 октября 2021 23:13
            Эдуард! Я всё жду,когда Ваши изыскания перетекут в наши края! Может напрасно? hi drinks
            1. +1
              21 октября 2021 06:48
              Уважаемый Александр,
              пока ничего не могу обещать.
              Хотел закончить тему "около Китая", материалов много, времени мало. Сами понимаете, рекомендованная литература, это верхушка айсберга, а не компилирую, а пишу мнение профессионалов по этим вопросам, слегка дополняя стадийным видением развития в истории)
              Про монголов и Русь у меня статьи готовы, на основе новейшей историографии, но ...по своим причинам пока думаю, выкладывать или нет.
              Пока будут статьи: Войны Юань, Гибель Юань - создание Мин, и Осадное дело монголов...это в ближайшие недели.
              С уважением,
              hi
              1. +2
                21 октября 2021 10:13
                Спасибо,за исчерпывающий ответ
      2. 0
        20 октября 2021 16:51
        Моё почтение, Эдуард.
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Проблемы с монгольской знатью состояли в том, грубо говоря, что они хотели в Китае жить как на пастбище,

        Все-таки, наверное, так хотела жить не вся знать, а только её часть, причем небольшая. Этакие ретрограды, поплатившиеся за своё ретроградство головой.
        Легко могу их понять: они - степные батыры, воины, покорившие весь мир на многие месяцы пути вокруг, почему они должны становиться похожими на покоренные ими же народы? Нет, нет и нет, мы будем жить как наши отцы и деды, покорившие мир, будем такими же сильными, воинственными и опасными. Кто не монгол - по духу, по крови, по образу жизни - тот либо враг, либо раб. Разве Хубилай - монгол? Посмотрите на него - изнеженная китайская барышня, рядящаяся в шелка и красящая лицо. Окружил себя буддистами и мусульманами, забыв о Тенгри. Разве таким был Чингисхан?
        Ну и тому подобное. Думаю, такая позиция могла найти сторонников, особенно, в самой Монголии. Ну а дальше вы всё рассказали. smile
        1. +2
          20 октября 2021 19:25
          Уважаемый Михаил,
          по поводу:
          Разве Хубилай - монгол? Посмотрите на него - изнеженная китайская барышня, рядящаяся в шелка и красящая лицо.

          Всё таки его изображали китайцы, технологии изображения в этот период во всем мире были далеки от портретности.
          У нас и изображения Чингис хана в 14 в., мягко говоря, далеки от современных реконструкций богадуров.

          С уважением,
          hi
          1. 0
            20 октября 2021 20:05
            Я меньше всего, конструируя этот "монолог", думал об изображениях Хубилая. Просто читал где-то, что он был толст, склонен к пьянству и любил роскошь. smile Может, косметикой и не пользовался, хотя, на официальных приемах, наверняка его подкрашивали. А то, что рядился в шелка, лично у меня сомнений не вызывает. В китайском климате это просто удобнее и гигиеничнее. Я просто хотел передать ход мыслей некоторых монгольских вельмож, каким он мог быть, как я его себе представляю. Добавить красок, так сказать. smile
            В любом случае, спасибо вам за материал, Эдуард. Как и всякое ваше творение он требует внимательного чтения и обдумывания, чем лично меня и привлекает.
            С неизменным уважением. hi
            1. 0
              20 октября 2021 21:48
              Михаил, всегда рад Вашем комментариям!
              С уважением.
              hi
  7. +2
    20 октября 2021 12:49
    СУ ШИ, поэт, живший в описываемую эпоху.

    Среди реки - высокая скала, Еще не найден на вершину путь.
    А на скале стоит священный вол, Не знающий, что значит плуг тянуть.
    Паломники у храма собрались, Упали ниц с надеждой и мольбой,
    Приносят в жертву белую овцу Под звуки флейт и барабанный бой.
    А в поле, чуть поодаль, вол живой, О камни спотыкаясь, тянет плуг...
    Обветрены и ступлены рога, И стесаны копыта - сколько мук!
    А ведь ему лишь полпучка травы Дают, чтоб голод вечный утолить.
    Поистине: чем быть волом живым - Куда как лучше изваяньем быть!

    Не есть ли это иносказание?
    1. +2
      20 октября 2021 15:56
      Мне больше нравится вот это:
      Видно, время приходит —ведь ничто в этом мире не вечно!
      Век бывает и длинным, но ему все же будет предел.
      Мы с тобою, о брат мой, шли одною стезей человечьей
      И в глуши, на чужбине, в стороне оказались от дел…

      И опять — как печально! — разлучает нас эта коляска,
      Я умчусь в ней надолго, я и этот подросток — мой сын.
      Рад, что в доме твоем есть супруга — забота и ласка,
      Под моею же крышей будет светочем Будда один.

      Небольшая поправка: Су Ши жил лет на сто пятьдесят-двести пораньше - он современник Всеслава Полоцкого и братьев Ярославичей.
      1. +2
        20 октября 2021 16:08
        А вот это?
        Юань Хаовэнь.
        Как круглая яшма, луна в ночи,
        чисты, как хрусталь, дерева на заре.
        Пируют в чертоге своем богачи
        в шелковых одеждах на ярком ковре.
        А на задворках - цветы да луна.
        Сегодняшней ночью повсюду весна!

        При Хубилае китайские поэты политически распоясались!)))
        Он терпел, умный был.
        1. +2
          20 октября 2021 16:17
          Меня в их творчестве удивляет другое - зрелость мыслей, тонкость метафор, образность мышления, глубина и широта поднимаемых проблем... Европейская поэзия дойдет до таких высот ещё очень нескоро. Стихи, написанные более тысячи (!) лет назад не потеряли актуальности и сейчас.
          Что касается конкретного стихотворения, то политика в поэзии меня не привлекает. Есть проблемы и поважнее.
          1. +1
            20 октября 2021 16:50
            Ну, во времена Хубилая это, видимо, стало потребностью самосознания, и по-другому стихи не складывались. Интеллигенция того времени -- была. Изысканная восточная тонкость. Каноны. И в это же время на островах -- невероятная японская культура. И всё совмещалось с дикими обычаями и изощренной жестокостью. Выжили.
            Кстати, как Вам скульптуры Криса Кукси? Недавно для себя открыла и потрясена. Кажется, чтобы сделать одну такую, полжизни надо потратить. А у него их десятки. Просто посмотрите при случае.
            1. +2
              20 октября 2021 17:28
              Японская культура, всё-таки только тусклый отсвет китайской. Ну, с некоторым своеобразием, не более того. В более поздние времена, пожив в изоляции, японцы, скажем так, добрали в этом своем своеобразии, но ничего собственного, по-настоящему нового так родить и не смогли. Не считать же за таковое нэцке, цубы и прочий их хлам... Вот, разве что анимэ. laughing
              Посмотрел скульптуры.
              Ну, что сказать... Автор явно небесталанный скульптор, и самовыражается на полную катушку.
              Мне, однако, не зашло. Нет мысли. Обилие мелких деталей это очень хорошо подчеркивает. Так некоторые "мастера" набрасывают на свои творения побольше бисера и стразов, чтобы скрыть за ними отсутствие идеи. Дескать, я наворочу от балды, а вы разбирайтесь, что я хотел этим сказать, ищите глубину, объём и т.п. Каждый найдет своё, будет спорить, автор скажет "в этом и была основная идея" все зааплодируют... А мне скучно.
              Сделай одну фигуру и в ней передай всё, что ты хотел сказать. Если есть, что сказать, и если сможешь это передать, ты - талант.
              А тут? Невнятный образ в центре композиции, множество мелких деталей, призванных отвлечь, рассредоточить внимание и полное отсутствие какой-либо концепции, общей идеи, объединяющей этот фантасмагорический бред.
              В стиле:
              Мерзкая халва сама крошилась на неубранную кровать. Звуки таяли как мороженное в доменной печи. Ты бросила платок и его унесло в форточку ночным ветром. Сатана целовал твои колени и плакал черной нефтью из синих глаз. Но мы всё равно верим, что светлый и благородный образ истинной любви преодолеет все невзгоды и уничтожит всё зло на планете, победит войны, ненависть и злобу.

              Как думаете, что я хотел этим сказать?
              Скульптуры Криса Кукси в моем понимании что-то типа этого бреда.
              1. +1
                20 октября 2021 18:08
                Ну, оставим Кукси. Собственно, меня потрясла работоспособность человека. Что касается Японии. Разве Вам не зашла "Повесть о принце Гэндзи"? Это ведь 12-13 век.
                1. +2
                  20 октября 2021 18:24
                  Не читал. Мне вообще Япония, как таковая в данный момент не интересна. Некоторое время назад (лет пятнадцать smile ) интересовался, но, в основном, военной и политической историей, культурой и искусством в меньшей степени.
                  По моему мнению, Япония - это кривое зеркало Китая, отягощенное преизрядным самомнением, манией величия и нереализованными амбициями. smile К тому же за время самоизоляции они там слегка (мягко выражаясь) поехали крышей. Этакая Польша в Азии. smile
                  Что-то я злобен сегодня не в меру. smile
                  Надо отдохнуть немножко.
                  Прошу прощения, если своей желчью испортил вам настроение. Я не хотел. request
                  1. +1
                    20 октября 2021 19:52
                    Миша, нисколько Вы не испортили мне настроение! Я сама весь день сегодня такая, будто что-то висит в воздухе -- неприятное, вязкое, будто надвигается что-то, и за что ни возьмусь, всё из рук валится...
                    И вот тогда, чтобы выйти из этого состояния, прямо сейчас принялась в который раз перечитывать своего любимого "Снайпера" от Дмитрия Силлова. Читаю, и ловлю себя на том, что улыбка не сходит с лица -- таков литературный язык автора, и вернулась! Вернулась в 2019-й, когда начала читать серию книг про сталкеров Припятской зоны, и теперь эти книги ассоциируются с тогдашней неугасшей ещё надеждой на какие-то позитивные перемены в нашей жизни. И, знаете, легче стало! Будто бесполезное чтение это и есть важное и полезное дело -- такой вот психологический трюк...
                    А то прошлась по предлагаемым темам -- то инцидент в метро, то война, то революция, то превышение самообороны -- ну нет счастья в жизни! wassat )))
                    И пусть сладкие сны хотя бы сегодня навеет мне фантастическое чтиво )))
                    1. 0
                      20 октября 2021 20:07
                      Да будет так. smile
  8. 0
    27 октября 2021 15:13
    Подскажите пожалуйста что это такое, не могу вставить картинку как здесь это сделать?
  9. 0
    17 января 2022 09:13
    Автору мое уважение. Хорошая статья.