Двуглавый «Орел»: Зачем Китаю новый истребитель на базе J-20

49

Первый пошел


Китай начал испытывать первый в мире двухместный истребитель пятого поколения, созданный на базе Chengdu J-20 «Черный орел».

Сама по себе его разработка не стала новостью, однако складывалось впечатление, что вокруг проекта намеренно создают дезинформационное поле.



В прошлом году газета South China Morning Post показала двухместный J-20, имеющий расположение летчиков бок о бок, подобно тому, как мы это видим на Су-24 и Су-34 (странное и не слишком удачное решение для истребителя, нужно признаться).

Другой фейковый вариант был больше похож на учебно-боевую версию Eurofighter Typhoon.


Однако военные блоги социальной сети Weibo на днях расставили точки над «и», что касается облика новой машины.

На новых фотографиях отчетливо видно самолет с двухместной тандемной кабиной, визуально похожей на ту, которую можно видеть на учебной версии французского Dassault Rafale.


На одном из видео показаны руления и пробежки двухместного J-20. В свою очередь, телеграм-канал Dambiev сообщил, что 25 октября 2021 года на летно-испытательной станции авиастроительного предприятия Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Чэнду машина впервые поднялась в небо.

На одном из фото можно видеть неокрашенный истребитель в воздухе. Машина похожа на новинку, о которой идет речь, однако, поскольку истребитель видно только с нижней полусферы, какая именно версия J-20 перед нами, нельзя сказать наверняка.


Примечательно и то, что мы до сих пор не знаем обозначения новой машины.

Ее иногда называют J-20B, J-20AS или J-20S. Как бы самолет не величали, очевидно одно: новый вариант J-20 даст Китаю то, чего нет ни у России, ни даже у Соединенных Штатов.

Напомним, единственными, принятыми на вооружение истребителями пятого поколения, сейчас являются американские F-22 Raptor и F-35A/B/С, китайский J-20 и российский Су-57. Еще один «китаец» – J-31 – сейчас испытывают. У японцев имеется демонстратор пятого поколения ATD-X, а у корейцев – прототип KAI KF-X. Все они – одноместные (по крайней мере, в тех версиях, которые показали широкой публике и СМИ).

Двуглавый «Орел»: Зачем Китаю новый истребитель на базе J-20

Впрочем, саму идею придумали не китайцы.

Первым двухместным истребителем-бомбардировщиком пятого поколения мог стать американский F/B-22 на базе F-22, однако проект отменили. Россия, нужно полагать, изначально видела ПАК ФА в том числе – как двухместный самолет: такая версия могла иметь большие экспортные возможности. Но с экспортом Су-57 пока «не срослось», а двухместный вариант, по последним данным, могут применить уже для нужд Воздушно-космических сил России.

Сообразили на двоих


В этой связи специалисты часто задаются вопросом: что же подвигло создателей вернуться к схеме с двумя членами экипажа?

Ведь она по умолчанию более затратная и сказывается на летно-технических характеристиках машины. Не говоря уже о том, что потеря сразу двух летчиков куда более чувствительна для страны. Даже такой крупной, как Поднебесная.


Ответ, возможно, кроется в том, что два человека могут лучше использовать огромные потоки данных, предоставляемые им датчиками, которыми буквально напичкан современный боевой самолет.

Как отмечает издание Market Research Telecast в материале про двухместный J-20 (на который обратил внимание пользователь Сети под ником Fighterbomber), второе место предназначено для оператора управляемых боеприпасов класса «воздух-поверхность» и средств радиоэлектронной борьбы. При этом первый пилот будет маневрировать и атаковать вражеские самолеты с помощью ракет класса «воздух-воздух».

Наличие двухместного варианта также существенно расширяет возможности для тренировки летчиков: вне зависимости от поколения машин, о котором идет речь.


Однако при ближайшем рассмотрении каждый из этих пунктов едва ли можно назвать серьезным поводом для создания условно «новой» машины. В пользу этого как раз говорит отказ США от двухместной «пятерки».

С большой долей вероятности J-20B стал ответом на новые вызовы, связанные с БПЛА. Вернее, с управлением беспилотными летательными аппаратами и концепцией так называемого беспилотного ведомого, когда один истребитель должны сопровождать 2–4 беспилотника, способных решать в том числе ударные задачи.

До последнего времени это было прерогативой Запада.

Так, в феврале в воздух поднялся созданный австралийским подразделением Boeing аппарат Loyal Wingman, который должен будет решать такого рода задачи.

Однако Китай решил догнать и перегнать Австралию и США.

На недавней выставке Airshow China 2021 в Чжухае китайцы показали макет FH-97, который внешне почти неотличим от американского экспериментального беспилотного летательного аппарата Kratos XQ-58 Valkyrie. Последний входит в программу научно-исследовательской лаборатории ВВС США по разработке экономичных авиационных технологий LCAAT. Задача аппаратов LCAAT – сопровождать истребители F-22 или F-35 во время боевых заданий, имея на борту как системы наблюдения, так и оружие.


Примечательно, что таким же путем пошла Россия.

Как уже говорилось, одну из версий Су-57 хотят сделать двухместной. При этом ее все чаще рассматривают в связке с новым ударным БПЛА «Охотник».

Для управления новейшими беспилотниками «Охотник» будет создан двухместный командный вариант Су-57. Предполагается, что истребитель, разработка которого уже идет, будет вести с собой порядка четырех «Охотников»,

– заявил недавно ТАСС источник в ВПК.

Что касается вопроса о том, являются ли фото и видео нового двухместного истребителя подлинными (во всех смыслах этого слова), возьмем на себя смелость сказать, что это действительно так.

Как справедливо отмечает издание The Drive в материале «This Is Our First Look At A Two-Seat Variant Of China's J-20 Stealth Fighter», такого рода «утечки» данных хорошо вписываются в устоявшуюся схему, когда китайцы со временем показывают все более детализированные изображения образцов авиатехники, созданной Chengdu Aircraft Industry Group.

Проблемы в прошлом


Нет сомнений и в том, что КНР может создавать истребители пятого поколения, в том числе – двухместные. Проблемы с двигателями, которые явственно ощущались еще десять лет назад постепенно уходят в небытие. Недавно на авиашоу в Чжухае китайцы показали истребитель J-20 с двигателями WS-10C, созданными Поднебесной. Раньше, напомним, на этих машинах стояли российские АЛ-31ФН.


Если говорить об авиационных вооружениях, то Китай сейчас находится как минимум на уровне России. А в плане бортовой электроники, вероятно, уже давно ее обошел.

На самолете J-10C, например, по имеющимся данным, устанавливают БРЛС с активной фазированной антенной решеткой, которой нет ни на Су-30СМ, ни даже на Су-35С – самом мощном и наиболее передовом российском истребителе из числа массовых.

При этом не стоит забывать о количестве: тех же одноместных J-20 уже произвели примерно 150 единиц. Такой прыти могут позавидовать даже американцы, у которых лишь немногим больше знаменитых «Рапторов».
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 октября 2021 05:54
    Примечательно и то, что мы до сих пор не знаем обозначения новой машины.

    Ряд серьезных экспертов на Западе считают, что основным назначением истребителя J-20
    наряду с дальним перехватом является борьба с АУГ. В рамках такого подхода, появление двухместной модификации с оператором систем РЭБ и вооружения является вполне логичным.
    1. 0
      29 октября 2021 06:05
      Цитата: Tucan
      В рамках такого подхода, появление двухместной модификации с оператором систем РЭБ и вооружения является вполне логичным.

      И это тоже. Хотя я больше склонен к версии "учебно-боевой". На тренажёрах всего не отработаешь.
      1. +3
        29 октября 2021 06:09
        Цитата: НДР-791
        И это тоже. Хотя я больше склонен к версии "учебно-боевой". На тренажёрах всего не отработаешь.

        УБС 5-го поколения - слишком дорогое удовольствие. Даже американцы себе такого позволить не могут. Современные тренажёры позволяют отрабатывать весь спектр задач.
        1. +3
          29 октября 2021 06:28
          Так то не американцы. Китайцы "по щелчку пальцев" одновременно и пятым поколением (не в одном варианте) и даже кое-кто считает что и шестым и стратегом новым занимаются. И про гражданские не забывают. И всё именно потому что денюжку считать умеют.
          1. +7
            29 октября 2021 09:07
            1. Потому что могут себе позволить.
            2. Все-таки двухместный это с оператором вооружения, а не бпла, бпла удобнее применять с оператором на земле.
            3. Коммунисты КНР очередной раз показывают как выполнять решения компартии. Выполнять пятилетки.
        2. Eug
          +1
          29 октября 2021 09:34
          Не позволяют - нет сопоставимого морально-психологического воздействия на летный состав.
    2. -5
      29 октября 2021 11:34
      Цитата: Tucan
      основным назначением истребителя J-20
      наряду с дальним перехватом является борьба с АУГ.

      Истребитель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника
      Для уничтожения АУГ у Китая есть надёжный Xian H-6/Xian H-6D (H-6IV)
      а для РЭП -Xian HD-6
      YJ-62, YJ-81,YJ-82(С-802),KD-88, YJ-91, YJ-12 и будет ещё YJ-ХХ
      Люая из них не влезет во внутренние отсеки J-20, а если подвесить на внешнем пилоне, то проще, дешевле и надёжнее так

      Зы. в Xian HD-6
      Экипаж: 4 человека
      и пилот и штурман и
      Цитата: Tucan
      операторЫ систем РЭБ и вооружения

      и стоит он, как одно крыло от J-20
      1. +2
        29 октября 2021 15:21
        Цитата: ja-ja-vw
        Истребитель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника

        Вы капитан очевидность, или решили "блеснуть" знаниями из Вики?
        Современный истребитель давно уже перестал быть узкоспециализированным самолётом.
        Китайский аналог Ту-16, как не крути уже устарел. Помимо него, в ВВС и в Морской авиации НОАК имеются и другие машины заточенные на борьбу с вражеским флотом.
        1. Комментарий был удален.
          1. 0
            30 октября 2021 01:33
            [quote]но вы же блеснули пустобрёхством и откровенной глупостью[quote]
            А вот хамить не стоит, это может быть чревато. negative
            [quote]Ну ка "блесните с "невики"[/quote]
            Понимаю, что для вас это будет открытием, но основу ударной мощи китайской морской авиации в последние десятилетие составляют
            фронтовые бомбардировщики JH-7, тяжёлые истребители J-11 различных модификаций и российские Су-30МКК. Все эти самолёты оснащены ПКР.
            Китайские Н-6 хотя и могут теоретически нести более дальнобойные ракеты, но реально прорваться к цели шансов у них гораздо меньше.
            1. 0
              30 октября 2021 13:57
              Цитата: Tucan
              А вот хамить не стоит, это может быть чревато

              стоит или не стоит- я уж сам решу, взрослый.
              А к стукачам вокруг я привык, реомендую ещё раз "сигнализировать"
              Цитата: Tucan
              Понимаю, что для вас это будет открытием

              куда мне лапотному
              Цитата: Tucan
              капитан очевидность

              читателю вики?
              Пошло "верчение на сковороде, в процессе жарки"
              Я, высокроазвитый вы иннтелектуал", что писал-то?
              Что Н-6 основной носитель ПКР Китая? /Не помню такого
              Что у ВМС Китая нет
              Цитата: Tucan
              JH-7, тяжёлые истребители J-11 различных модификаций и российские Су-30МКК. Все эти самолёты оснащены ПКР
              ?
              /Не помню такого
              чёрным(шрифтом, по русски написано:
              Цитата: ja-ja-vw
              Истребитель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника
              Для уничтожения АУГ у Китая есть надёжный Xian H-6/Xian H-6D (H-6IV)
              а для РЭП -Xian HD-6 YJ-62, YJ-81,YJ-82(С-802),KD-88, YJ-91, YJ-12 и будет ещё YJ-ХХ
              Любая из них не влезет во внутренние отсеки J-20, а если подвесить на внешнем пилоне, то проще, дешевле и надёжнее так

              Вам каждый раз толмач нужен?
              каже так? а как
              Цитата: Tucan
              Ряд серьезных экспертов на Западе

              ?
      2. +4
        29 октября 2021 16:13
        Цитата: ja-ja-vw
        в Xian HD-6
        Экипаж: 4 человека
        и пилот и штурман и
        Цитата: Tucan
        операторЫ систем РЭБ и вооружения

        и стоит он, как одно крыло от J-20

        В Ту-16 китайцы героически модернизировали все, что можно было, но H-6 даже в начале 2000-х уже смотрелся архаично. Он прост, надежен и дешев, но как далеко эта машина сможет долететь, пока её не собьют, ведь будет видно это детище советских конструкторов 1953 года за сотни км... А J20, как ни крути, имеет какое-никакое снижение радиолокационной заметности, плюс скорость, боевой радиус меньше лишь на 25-30%, боевая нагрузка на 40%. Но это реальный прыжок в 21 век из середины 20-го... Двухместная версия очень хорошо будет смотреться в частях морской авиации, как носитель ПКР. Купили же они для этих целей спарку Су-30МК2. Настало время соорудить что-то свое..
        1. +1
          29 октября 2021 18:12
          Цитата: Doccor18
          В Ту-16 китайцы героически модернизировали все, что можно было, но H-6 даже в начале 2000-х уже смотрелся архаично. Он прост, надежен и дешев, но как далеко эта машина сможет долететь, пока её не собьют, ведь будет видно это детище советских конструкторов 1953 года за сотни км..

          Б-52**, Ту-95**.
          Уверяю вас Ту-160 светится БОЛЬШЕ,чем H-6 .
          Сейчас сверхдальнобойные ракеты, рубеж атаки за зоной охранения авианосца.
          H-6 дешёвая, надёжная лошадка, на которую можно повесить много и не тереться коленками
          Цитата: Doccor18
          А J20, как ни крути

          что вы собираетесь повесить на эту " как не крути" что бы воплотить в реалии глупый постулат
          Цитата: Tucan
          Ряд серьезных экспертов на Западе считают, что основным назначением истребителя J-20
          наряду с дальним перехватом является борьба с АУГ.

          ?
          какая ПКР сюда влезет?

          1. На его подкрыльевые много не подвесишь.
          Пара YJ-12?
          2. С наружной подвеской (YJ-12) он превращается в неуклюжего пешехода, светящегося несколько меньше Н-6.
          Это моё мнение
          Цитата: Tucan
          капитан очевидность,

          ежу видно, что это истребитель (перехватчик).
          НО! Но унас есть чел, который даже умеет читать (мнения зарубежных игспердов). Послухаем, что он скажет
    3. -3
      30 октября 2021 01:06
      Ряд серьезных экспертов на Западе считают, что основным назначением истребителя J-20
      наряду с дальним перехватом является борьба с АУГ. В рамках такого подхода, появление двухместной модификации с оператором систем РЭБ и вооружения является вполне логичным.
      Это как? Второй пилот фольгу в форточку бросает? laughingКакой млин второй пилот!Скоро пилотов вообще не будет. bully Ладно ,ладно то такое.Сначала авто беспилотными станут. lol
      1. 0
        30 октября 2021 01:10
        Цитата: Наблюдатель2014
        Это как? Второй пилот фольгу в форточку бросает?

        Ага, так же как на EA-18G Growler. fool
        1. -2
          30 октября 2021 01:16
          Ага, так же как на EA-18G Growler. fool
          Ага как на авто "Тесла"А потом вы утром проснётесь.А специальность пилот...оптимизированы fool
          1. +1
            30 октября 2021 01:17
            По существу есть, что сказать, или флудить изволите?
            1. -3
              30 октября 2021 01:38
              А что самолёт аж до 2006 года выпуска вас так возбудил?Там был намёк на 5 тое поколение в самолёте заведомо таковым не могущим стать.Что вы его в пример так агрессивно приводите не флудя?
  2. -9
    29 октября 2021 07:59
    Просто китайцы не в состоянии обеспечить уровень автоматизации F-22 и, тем более, Су-57.
    1. +3
      29 октября 2021 11:34
      Цитата: EvilLion
      Просто китайцы не в состоянии обеспечить уровень автоматизации F-22 и, тем более, Су-57.

      весь мир сидит на игле китайской электроники.
      1. -11
        29 октября 2021 13:22
        Айфон - это не военная электроника, он не рассчитан на те же жесткие излучения. Китайского ПО не существует.
        1. -1
          30 октября 2021 14:01
          Цитата: EvilLion
          Айфон - это не военная электроника, он не рассчитан на те же жесткие излучения. Китайского ПО не существует.

          айфон- не китайская электронка
          а про по- я ниже написал
  3. +6
    29 октября 2021 08:07
    Из статьи:
    "При этом не стоит забывать о количестве: тех же одноместных J-20 уже произвели примерно 150 единиц."
    Ой ли, Илья? smile Откуль стока? laughing
    Вот "новость" от 1 октября 2019 года:
    "В настоящее время осуществляется строительство трех производственных линий, которые напоминают конвейер по сборке автомобилей. На двух из них будет вестись, главным образом, выпуск оборудования для J-20, оснащенного российским двигателем АЛ-31Ф, на оставшейся – J-20 с силовой установки китайской разработки WS-15.
    Как утверждается, каждая из указанных площадок позволяет изготавливать не меньше, чем по одной машине в месяц. Это поставить производство J-20 на поток. Суммарно три линии будут производить, по крайней мере, 36 самолетов в год."
    Источник: https://naukatehnika.com/kitaj-tri-linii-dlya-massovogo-proizvodstva-istrebitelej-j-20.html
    За два года таким образом могли наклепать J-20 раза в 2 меньше - никак не более 75 штук. request
    1. +4
      29 октября 2021 10:13
      Цитата: Эррр
      За два года таким образом могли наклепать J-20 раза в 2 меньше - никак не более 75 штук.


      Данные у Ильи, скорей всего из Вики, где есть 2 ссылки, одна на китайский источник с английской версией, другая полностью на китайском, но там отсылка идет на заявление гос. СМИ CCTV. А в вашем источнике, полностью русская версия, с отсылкой на topwar, который опять же ссылается на CCTV (но на 2019 год), а последние источники за 2021 год.

      Поэтому, можно предположить... что либо производство нарастили (открыли к примеру ещё одну линию), либо могут производить на этих трех линиях гораздо больше самолетов, чем заявлено.
    2. +2
      29 октября 2021 16:27
      Цитата: Эррр
      Суммарно три линии будут производить, по крайней мере, 36 самолетов в год."

      Добрый вечер.
      Однако, по данным South China Morning Post, уже концу 2018 года...А в городе Чэнду, где располагается штаб-квартира государственной Chengdu Aircraft Industry Group, была построена четвертая сборочная линия по производству J-20.

      Как сообщал информационный портал Sina в августе 2018 года, КНР может ежегодно выпускать до 40 истребителей J-20. Кроме того, боевой самолет будет постоянно модернизироваться.

      В Пекине на площади Тяньаньмэнь в ходе праздничного мероприятия, посвященного столетию Коммунистической партии Китая, в воздух подняли сразу 15 истребителей пятого поколения J-20, сообщает South China Morning Post.
      Газета отмечает, что такое количество данных стелс-самолетов широкой публике демонстрировались впервые. Издание напоминает, что Китай наращивает производство J-20, который сталкивается с проблемой разработки двигателя.
      Газета допускает, что в настоящее время Пекин располагает около 150 единицами J-20.
      Сложно сказать, сколько их наклепали, если по 36-40 штук в год, то к началу 2022 года, как раз где-то около полутора сотен и выйдет...
  4. -5
    29 октября 2021 09:05
    Если говорить об авиационных вооружениях, то Китай сейчас находится как минимум на уровне России. А в плане бортовой электроники, вероятно, уже давно ее обошел.


    1) J-20 - это концептуальное убожество, и китайцы, скорее всего, будут делать ему замену.
    2) Су-35 с его радаром полетел в 2008-ом году. Китайцы только что дошли, типа, до АФАР. При этом военная электроника - это очень специфическая вещь, которая к производству айфонов на американском оборудовании не имеет никакого отношения. И напоминаю, что на том же JF-17 бортовое ПО писали на C++ (я бы в такой самолет сесть не рискнул) только чтобы гражданских кодеров набрать, своих не хватало, да и вообще в мире китайское ПО отсутствует, как класс, т. е. что там с ПО всех этих китАФАРов даже самим китайцам вряд ли известно.

    К сожалению для фанатов Китая, многие вещи не преодолеваются за 10-15 лет просто за счет сбора денег от продажи всему миру электрочайников и айфонов.
    1. +3
      29 октября 2021 11:10
      Китайцы только что дошли, типа, до АФАР

      АФАРы китайцы ставят уже лет 10 на ВСЕ новые истребители.. в тч на клоны сушек
    2. +4
      29 октября 2021 11:49
      Цитата: EvilLion
      2) Су-35 с его радаром полетел в 2008-ом году. Китайцы только что дошли, типа, до АФАР. П

      нет афар у Су-35С, а китайцы уже дошли AESA аж до дронов.
      Цитата: EvilLion
      При этом военная электроника - это очень специфическая вещь, которая к производству айфонов

      поэтому мы провалили этап ГЛОНАСа, забросили дальние полёты к планетам системы и к Луне, и тд и тп

      Цитата: EvilLion
      рая к производству айфонов на американском оборудовании не имеет никакого отношения. И напоминаю, что на том же JF-17 бортовое ПО писали на C++ (я бы в такой самолет сесть не рискнул) только чтобы гражданских кодеров набрать, своих не хватало, да и вообще в мире китайское ПО отсутствует, как класс,

      на JOVIAL и ADA уже даже американцы почти не пишут

      Доля языков программирования при написании ПО F-35 составляет 53% C, 35% C++, 7% ассемблер, 5% Ada 83, менее 1% другие
      Цитата: EvilLion
      китайское ПО отсутствует, как класс, т. е. что там с ПО всех этих китАФАРов даже самим китайцам вряд ли известно.

      угу
      Ylmf OS (клон ХР на базе Ubuntu 9.10)
      Kingsoft Internet Security 9+/Office 2009 Professional
      Evermore Integrated Office 2009
      Foxmail
      UC Browser
      на Kylin OS работает суперкомпьютер Тяньхэ-2, первый в рейтинге топ-500 суперкомпьютеров за 2013 год.
      ПО Dingtalk, Lark, Wechat Work
      Там бум Software-as-a-service, SaaS и Platfrom-as-a-Service, PaaS
      1. -5
        29 октября 2021 13:27
        Ну тогда это многое объясняет, что там с F-35. laughing

        На Су-35 АФАР нет, но был рабочий ПФАР более 10 лет назад, китайцы АФАР только в 2019-ом куда-то в Су-27-производное воткнули.

        забросили дальние полёты к планетам системы и к Луне, и тд и тп


        К этим планетам и так летает 1 аппарат раз в год со всей Земли. Каждая миссия - Событие. Потому что на фиг никому не надо, уже все знают, что на Марсе яблок нет, и не будет.
        1. +6
          29 октября 2021 18:00
          Цитата: EvilLion
          но был рабочий ПФАР более 10 лет назад, китайцы АФАР

          ПФАР и АФАР разные вещи.
          ПФАР был не "10 лет назад", а аж в 1969 --->>БРЛС-8Б «Заслон» с пассивной сканирующей решёткой и цифровой обработкой сигналов.
          РВВ PL-15 поступили на вооружение в 2016 году, их носители Chengdu J-10C , Shenyang J-16 и Chengdu J-20
          Даже в китайсокй PL-15 ГСН уже с АФАР
          Цитата: EvilLion
          К этим планетам и так летает 1 аппарат раз в год со всей Земли. Каждая миссия - Событие.

          но не наш.
          Не зная фундаметальных законов, не открывая- нация дегралирует и в табеле о рангах скатывается к гонлурасу.Это даже на Украине понимают.
          ======================
          за, что вам лепят минусы- не пойму
      2. -3
        29 октября 2021 13:29
        Парашу под названием Kingsoft Office я даже как-то ставил, что-то до сих пор все на MS Office сидят.
  5. +5
    29 октября 2021 09:06
    Американцы с Ф15ЕХ тоже пошли 2х местным путем....и в этом опередили РФ. Мы имееи Су35,Су30СМ,Су34 ....три похожих, но разунифицированных самолета.
    1. 0
      5 ноября 2021 23:30
      Что значит опередили? Су34 и Су 30 это двухместные машины, а Су 35 одноместный.
      При этом Су34 это таки бомбардировщик, а Су30 был создан раньше Су35, возможно в Су35 функции которые в Су30 выполняет 2 пилот автоматизированы, поэтому один пилот.
      Вообще двухместный истребитель 5 поколения, это против тренда, вторым пилом должен быть ИИ, в 6 поколении вообще пилот обция! Так пишут winked
      1. 0
        6 ноября 2021 23:23
        ф15ех един в миссиях Су34/Су35/Су30
  6. Eug
    +6
    29 октября 2021 09:30
    Как по мне, двухместный - условно Су-57-2 - нужен однозначно. В одноместном летчик и так на пределе физиологии.. но вот что интересно - обе концепции, лежавшие в основе 5 поколения, похоже, уходят в прошлое - наблюдаем уход от малозаметности и возврат к аэродинамике 4 поколения (F-15EX), и фактическое признание невозможности одного летчика эффективно использовать информационные потоки современного оборудования...
    1. 0
      29 октября 2021 09:56
      Дело не в уходе ......есть ЛА, которым нужен 2 член экипажа.....с 5м поколением их количество снизилось.
      Вариант № 1 создать условный Су30ХХХ(4 е поколение , судя по всему будет выпускаться параллельно у всех) максимально с наследием агрегатов и БРЭО от Су57 и повесить на него функции ИБ, ПП, носителя не стандартного вооружения и убрать из производства все аналоги типа Су34 и Су35 и МиГ31, может быть в чем то (с учетом повышения дальности КР)
      Вариант №2 пилить 2х местный Су57
      1. Eug
        0
        29 октября 2021 17:00
        Как по мне "пилить" новую двухместку, в максимальной степени унифицировав с Су-30хх, в идеале различия только по планеру.
  7. +1
    29 октября 2021 09:38
    Ответ, возможно, кроется в том, что два человека могут лучше использовать огромные потоки данных, предоставляемые им датчиками, которыми буквально напичкан современный боевой самолет.

    А как же ИИ?
    1. +4
      29 октября 2021 10:13
      Все зависит от миссии.....если стоит задача искать цели самим и бомбить, лучше 2 человека, если какие то удары по объектам с известными координатами, то и один с ИИ справится. Или в ПВО, когда на пилота еще и коллектив работает
      1. 0
        29 октября 2021 10:18
        Все зависит от миссии.....если стоит задача искать цели самим и бомбить, лучше 2 человека, если какие то удары по объектам с известными координатами, то и один с ИИ справится. Или в ПВО, когда на пилота еще и коллектив работает

        Сейчас во многих странах прорабатывается вариант полностью автономного самолета под управлением ИИ, способного выполнять любые задачи.
        1. +2
          29 октября 2021 10:21
          Да он давно всеми разрабатывается.......но все зависит от автономности и кто предоставляет информацию по целям. Если экипаж ищет сам - один вариант и нагрузка.....если если есть данные со стороны - другой вариант. В ПВО это решается проще, в наземных делах сложнее. В ударах по каким то стационарным целям или кораблям - почему и нет?
    2. 0
      31 октября 2021 03:27
      А нету никакого ии :(
  8. -2
    29 октября 2021 11:07
    Проблемы с двигателями, которые явственно ощущались еще десять лет назад постепенно уходят в небытие. Недавно на авиашоу в Чжухае китайцы показали истребитель J-20 с двигателями WS-10C, созданными Поднебесной. Раньше, напомним, на этих машинах стояли российские АЛ-31ФН.

    Наконец-то об этом прямо написали на ВО!
    А то многие местные турбопатриоты до сих пор живут в реалиях 10-летней давности
  9. -1
    29 октября 2021 11:18
    Однако военные блоги социальной сети Weibo на днях расставили точки над «и», что касается облика новой машины.

    ну всё, раз над i поставили точку, значит могу спать спокойно.
  10. -6
    29 октября 2021 11:18
    Зачем Китаю новый истребитель?
    -для того чтобы захватить рф, это же очевидно)
    Лучше перебрасывать войска на восток против Китая, а Донбасс сдать в Украину
  11. 0
    29 октября 2021 14:31
    Если есть деньги, можно хоть трёхместный сделать. Все равно, только испытания и боевое применение раскрывают потенциал изделия. При развитии ИИ потенциал двухместных истребителей будет снижаться, это очевидно. Разве что УБ им нужен?
  12. +1
    29 октября 2021 16:39
    Зачем новое вооружение США и России. Действительно, какое право имеет на это Китай?
  13. -1
    30 октября 2021 15:27
    Как это нет АФАР? Зато есть РОФАР у Су-35 сканирование фотонов на дальности до 600 км.
  14. -3
    30 октября 2021 18:54
    Китай страна с самой совершенной политической системой.
    1. 0
      9 декабря 2021 09:23
      - Это правда... crying