Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе

79
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе

Май 1942 года был на редкость кровавым месяцем. В Коралловом море сошлись американцы и японцы, под Харьковом Вермахт нанес тяжелое поражение Красной Армии, в Африке Роммель шел на Тобрук, Манштейн захватывал Крым.

Но наша история разворачивалась несколько в стороне от этих событий, между Европой и Африкой, в акватории Средиземного моря.



История интересна тем, что в ней Люфтваффе опробовала новую тактику, которую затем весьма успешно начала применять на других фронтах, в частности, против советского Черноморского флота. И применять весьма успешно.

Но началось все в Средиземном море, где части Люфтваффе помогали итальянцам бороться с британским флотом.

1942 год в Средиземноморье проходил под флагом противостояния британского и итальянского флота. Британцы провожали конвои ни Крит и Мальту, а итальянцы в Северную Африку. И, естественно, обе стороны пытались помешать друг другу в осуществлении конвойных операций.


Вообще перехват конвоя противника – это то, чем занимались в ту войну почти все участвовавшие стороны. Дело весьма несложное, если нормально поставлена разведка и главное – очень благодарное, поскольку даже один-два потопленных транспорта из десяти способны весьма затруднить действия войскам, которым они предназначены.

И одно дело, если эти потери в составе, скажем, североатлантических конвоев, шедших в СССР. Помощь союзников была очень и очень важна, но в нашей стране работали заводы и фабрики, производившие все необходимое для фронта. А вот, скажем, Роммелю и его корпусу «Африка» можно было рассчитывать только на то, что будет доставлено по морю.

Отсюда перехват конвоев, идущих в Бенгази (база итальянского флота в Ливии) или Александрию (база британского флота в Египте) стал очень важной задачей, которой и немцы, и итальянцы, и британцы уделяли внимание по полной программе.

Так произошло и в описываемом сегодня случае.

Британские службы радиоперехвата (а работать эти джентльмены умели, факт) ранним утром 10 мая 1942 года перехватили и очень оперативно дешифровали несколько итальянских радиограмм. Из полученной информации следовало, что итальянский транспортный конвой вышел из Таранто в Бенгази.


От Таранто до Бенгази чуть менее тысячи километров по прямой. От Александрии до Бенгази – чуть больше, примерно 1100 км. Конечно, транспорты идут медленнее, чем боевые корабли, потому для уверенного перехвата конвоя британское командование решило отправить четыре быстроходных эсминца, которые должны были перехватить конвой на приличном удалении от Бенгази, чтобы не попасть под удар кораблей итальянского флота, находившихся в порту.

Перехват планировалось осуществить ранним утром 12 мая, находясь на безопасном расстоянии от Бриндизи. И в соответствии с разработанными планами, около восьми часов вечера 10 мая из гавани Александрии вышли 4 эсминца: «Джарвис», «Шакал», «Киплинг» и «Лайвли».


Эсминец "Джарвис"


Эсминец "Киплинг"


Эсминец "Шакал"


Эсминец "Лайвли"

Командовал соединением капитан первого ранга Полланд, державший флаг на «Джарвисе». Эсминцы должны были иметь собственное воздушное прикрытие из дальних тяжелых истребителей «Бофайтер», работавших с египетских аэродромов.

Чем хороши все планы? Тем, что кажутся осуществимыми. Чем плохи? Тем, что в них вмешиваются другие стороны.

11 мая около 11 часов утра эсминцы были замечены экипажем немецкого разведчика Ju-88. Причем, немецкий самолет с кораблей замечен не был. Сигнальщики расслабились, а может, немцы держались вне пределов обнаружения. Эсминцы продолжили идти прежним курсом в боевом построении.


В 13.35 прилетел еще один разведчик, но его на эсминцах уже увидели. В 14.45 корабли совершили разворот и легли на обратный курс. В соответствии с планом Полланд должен был действовать именно так: при обнаружении воздушной разведкой противника корабли прекращали выполнение миссии и разворачивались.

Однако у Люфтваффе на этот счет было свое мнение.

Дело в том, что когда на эсминцах обнаружили «Юнкерс» и начали разворот, было уже поздно. Немцы успели подтвердить курс британских кораблей и вызвать ударные группы. Эсминцы еще шли в сторону Бенгази, а с аэродромов Крита уже поднимались в воздух немецкие бомбардировщики.

Первая группа состояла из 8 «Юнкерсов» Ju-88, каждый из которых нес 2 бомбы по 500 кг и 2 по 250 кг. Максимальная боевая комплектация на такой дальности.


Как получилось, что три «Бофайтера» не смогли оказать сопротивления восьми «Юнкерсам», несколько непонятно. Но британские пилоты оказались не на высоте (или наоборот, слишком на высоте), и «Юнкерсы» атаковали эсминцы.


Корабли шли 30-узловым ходом и естественно, пробовали уклоняться от атак самолетов, ведя при этом огонь из всех орудий. Это не имело должного эффекта, огонь не помешал атаке и первым под ударом оказался «Лайвли», который шел крайним слева в построении ромбом.

Вообще-то «Лайвли» считался эсминцем ПВО. Дело в том, что из-за нехватки стандартных для эсминцев орудий калибром 120-мм, которых на «Лайвли» должно быть установлено шесть, эсминец вооружили восемью орудиями 102-мм в четырех башнях.

Кроме того, эсминец был вооружен счетверенной установкой автоматических пушек «Виккерса» калибром 40-мм, двумя 20-мм зенитными автоматами «Эрликон» и двумя счетверенными установками пулеметов «Виккерс» калибром 12,7-мм.

Для эсминца вооружение было более чем серьезное, но расчеты оказались не на высоте. Ни один немецкий самолет не был сбит.

В 16:40 самолёт под командованием обер-фельдфебеля Отто Лойперта сбросил все четыре бомбы, причем, у него это получилось крайне эффектно: одна бомба попала позади башни «В» и взорвалась на уровне нижней палубы корабля. Две бомбы разорвались рядом с бортом в районе башни «А». В носовой части прогремел сильный взрыв и через 3,5 минуты эсминец затонул.

Командир группы бомбардировщиков капитан Хельбиг сообщил, что налет был безуспешным, но наблюдавший за боем экипаж разведчика сообщил на базу о потоплении эсминца.

Следом за немцами прилетели итальянцы, шесть бомбардировщиков CANT Z.1007b из состава сил, базировавшихся в Барки, в Ливии.


Итальянцы не попали в корабли ни одной бомбой, но с удовольствием рапортовали о потоплении «Лайвли» прямыми попаданиями 100-кг бомб.

Остальные эсминцы группы подобрали уцелевших моряков и продолжили отход в сторону Александрии.

В 18.10 эсминцы догнала вторая группа бомбардировщиков из 13 «Юнкерсов», вылетевших с аэродрома в Греции. «Бофайтеры» прикрытия, израсходовав горючее, ушли на базу, поэтому немцы отбомбились, не встретив истребителей. Британцы снова открыли огонь и начали уклоняться. Разошлись миром, ни одна бомба не попала в корабли, все самолеты вернулись на аэродром.

Через 2 часа подошла третья группа немцев, под командованием все того же Хельбига. 10 «Юнкерсов» с Крита атаковали эсминцы с высоты 500 метров, зайдя со стороны солнца. «Бофайтеры» снова проморгали атаку немцев и снова оказались бесполезны.

«Киплинг», атакованный самим Хельбигом, получил одну бомбу 500 кг в машинное отделение и такая же взорвалась около левого борта. От страшных взрывов сорвало обшивку и выбросило за борт торпедный аппарат. Машинное и котельное отделения были затоплены и через 10 минут корабль затонул.

Почти одновременно бомбы одного из самолётов настигли «Шакал». Две рядом с бортами и одна в палубу в районе машинного отделения. Оба котельных и машинное отделение оказались затоплены, эсминец лишился электроэнергии и хода. Плюс начался пожар в топливной цистерне.

Флагман группы «Джарвис» после того, как подобрал из воды членов экипажа «Киплинга», попытался взять «Шакала» на буксир. Это получилось, но уже ночью пожары на корабле вышли из-под контроля и корабль окончательно пришлось оставить.

В 4.50 «Шакал» был добит торпедой, а «Джарвис» в одиночестве пошел в Александрию. И пришел, доставив на борту 630 человек спасенных с других кораблей. Потери британского флота в этой провальной операции составили 111 человек погибшими.

Какие здесь можно было сделать выводы?

1. «Бофайтер» как истребитель прикрытия оказался не так хорош, как хотелось бы. Обладающий впечатляющими ЛТХ и вооружением, из-за особенностей пилотирования был не очень пригоден для маневренного боя с пикирующими бомбардировщиками, уступавшими ему в скорости очень немного. Кроме того, бросалась в глаза явно недостаточная подготовка экипажей плюс небольшое (2 раза по 3 самолета) прикрытие.

Связь между кораблями и самолетами прикрытия была отвратительной.

2. Недостаточная боевая подготовка экипажей эсминцев. Три волны немецких бомбардировщиков – это всего 31 самолет. 62 бомбы 500 кг и столько же весом 250 кг. Результат – три потопленных корабля.

На этих кораблях находился весьма впечатляющий набор вооружения:
- 18 орудий 120-мм;
- 8 орудий 102-мм;
- 16 стволов зенитных автоматов 40-мм;
- 2 зенитных автомата 20-мм;
- 32 пулемета 12,7-мм.

И все немецкие самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы. Это говорит только о том, что расчеты стреляли, очень мягко говоря, позорно. Да и маневрирование кораблей в сочетании со скоростью не имело особого успеха.

3. Немцы, как всегда, обеспечили себе владение информацией. Разведчики, вцепившись в группу кораблей, не отпускали ее ни на час, имея полную картину того, где находятся британские эсминцы.

4. Немецкие пилоты имели просто прекрасную подготовку, что и продемонстрировали на деле. Плюс великолепное взаимодействие разведчиков и ударных самолетов.

И самое неприятное: итальянский конвой в составе транспортов «Больсена», «Орса» и «Менес», эскортируемые эсминцами «Саэтта» и «Фольгоре» благополучно прибыл в Бенгази в 11:30 13 мая.

Британцы сделали все, что от них зависело: была усилена боевая подготовка расчетов ПВО, к выполнению боевых задач в Средиземном море привлекли корабли из эскадры в Индийском океане

Немцы тоже учли моменты, проявленные в ходе этой операции. Была уменьшена рекомендованная высота сброса бомб что при горизонтальном полете, что при пикировании. Это не было большим риском для хорошо подготовленных экипажей, но обеспечивало прекрасную точность бомбометания.

Помните историю с потоплением немецкой авиацией у побережья Крыма трех советских эсминцев 7 октября 1943 года? Весьма похожий сценарий. Печальный факт, что командир советского корабля занялся откровенной глупостью с отловом и расстрелом немецких летчиков, чем очень облегчил Люфтваффе выполнение задания по потоплению его кораблей. Но действия немецких экипажей были очень похожи с теми, что мы наблюдали годом раньше в Средиземном море.

Впрочем, это уже совсем другая история.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 ноября 2021 05:29
    Попасть из зенитного орудия при скорости корабля в 30 узлов в летящую и маневрирующую воздушную цель очень сложно ...а какое волнение моря было...сколько балов?
    Фрицы конечно показали класс бомбежки ...4 бомбы в одной атаке и все цель...очень удачно...несчастливый день для британцев оказался.
    1. +5
      3 ноября 2021 05:49
      Попасть из зенитного орудия при скорости корабля в 30 узлов в летящую и маневрирующую воздушную цель очень сложно

      Если этих орудий много и они спаренные, то можно...
      1. -3
        3 ноября 2021 18:40
        Цитата: Xlor
        Попасть из зенитного орудия при скорости корабля в 30 узлов в летящую и маневрирующую воздушную цель очень сложно

        Если этих орудий много и они спаренные, то можно...

        Особенно, если есть радар ПВО и радиовзрыватели...
    2. 0
      3 ноября 2021 06:22
      Попасть из зенитного орудия при скорости корабля в 30 узлов в летящую и маневрирующую воздушную цель очень сложно ...а какое волнение моря было...сколько балов?
      Фрицы конечно показали класс бомбежки ...4 бомбы в одной атаке и все цель...очень удачно...несчастливый день для британцев оказался.

      Вторая мировая война отодвинула надводный флот на второстепенную роль боевых действий, зато выдвинулась на основные роли на море авиация. Боевые действия на Тихом океане ознаменовались применением авианосцев как основных боевых кораблей, пришла тактика дальней руки. А сейчас уходит время надводного флота, да, против низкотехнологичных государств можно применить флот, но с армиями, обладающими комплексом военно-космическим сил, надводный флот будет быстро уничтожен. Последний крупный морской Фолклендский конфликт показал дальнейшее возрастающее превосходство авиации над надводным флотом. Английский флот случайно не понес еще более тяжелые потери от достаточно слабых аргентинских ВВС. Конечно потери ВВС Аргентины были значительны, но они использовали обычные свободнопадающие бомбы при штурмовке, а против них применяли управляемые зенитные ракеты.
      1. -5
        3 ноября 2021 06:26
        возрастающее превосходство авиации над надводным флотом

        Я бы пошел еще дальше и сказал, что будущее у беспилотников. И эти беспилотники уравнивают шансы сильных государств со слабыми...
        1. -5
          3 ноября 2021 06:55
          Цитата: Konnick
          А сейчас уходит время надводного флота, да, против низкотехнологичных государств можно применить флот, но с армиями, обладающими комплексом военно-космическим сил, надводный флот будет быстро уничтожен.
          Флот сам по себе уже обладает воздушно-космическим возможностями. Так что полная ерунда ваши слова, тем более с учётом Фолклендской-Мальвинской войны, потому что именно флотские Харриеры не дали нормально работать аргентинской авиации, а английские корабельные ЗРК того времени сильно уступали тогдашним аналогам.
          1. +4
            3 ноября 2021 08:07
            Цитата: Владимир_2У
            Флот сам по себе уже обладает воздушно-космическим возможностями.

            Нельзя ли конкретнее?
            1. -2
              3 ноября 2021 08:15
              Цитата: Bez 310
              Нельзя ли конкретнее?


              Пожалуйста:
              В настоящее время на вооружении американской армии находится система ПРО корабельного базирования под названием Aegis. В состав данного комплекса входит ракета RIM-161 Standard Missile 3 (SIM-3), которая обладает возможностью уничтожения спутников, что было на практике продемонстрировано 21 февраля 2008 года, когда ракета смогла успешно уничтожить американский военный спутник USA-193, который вышел на нерасчетно низкую орбиту.


              Впервые в истории 7 июля 1998 года в 7 часов 15 минут по московскому времени из подводного положения ракетным подводным крейсером Северного флота проекта 667БДРМ "Новомосковск", где командир - капитан 2 ранга Моисеев А.А. был произведен запуск ракеты носителя с микроспутником научного назначения "Tubsat - M" в качестве полезной нагрузки. Спутник выведен на орбиту с параметрами: в апогее - 411 км, в перигее - 829 км. Наклонение плоскости орбиты - 78,8 градуса.


              Как мы видим, флот (в широком понимании этого слова) способен как сбивать, так и запускать спутники штатными средствами. hi
              1. +5
                3 ноября 2021 08:23
                Цитата: Владимир_2У
                способен как сбивать, так и запускать спутники штатными средствами.

                Возможно, я что-то не понимаю, но разве корабли будут атакованы спутниками? Я не слышал об этом...
                1. 0
                  3 ноября 2021 08:35
                  Цитата: Bez 310
                  Возможно, я что-то не понимаю, но разве корабли будут атакованы спутниками?
                  Поправьте меня, но разве ВКС России , к примеру, может осуществлять атаку с орбиты хоть чего нибудь? Только обзор, запуск своих спутников и уничтожение чужих. Всё это уже сейчас может флот.
                  1. +3
                    3 ноября 2021 08:38
                    Цитата: Владимир_2У
                    но разве ВКС России , к примеру, может осуществлять атаку с орбиты хоть чего нибудь?

                    Этот вопрос я вам и задал...
                    1. 0
                      3 ноября 2021 08:44
                      Цитата: Bez 310
                      Этот вопрос я вам и задал...

                      Значит я не понял сути вопроса. Но мой ответ подразумевает что:
                      Цитата: Владимир_2У
                      Флот сам по себе уже обладает воздушно-космическим возможностями.

                      Так обладает?
                      1. +6
                        3 ноября 2021 09:02
                        Цитата: Владимир_2У
                        Так обладает?

                        Если чисто про космос, то нет. Единичные экзотические случаи не в счет. Воздушные возможности - у врага есть авианосцы, у нас нет ничего, кроме истребителей в прибрежной зоне.
                      2. -2
                        3 ноября 2021 09:12
                        Цитата: Bez 310
                        Если чисто про космос, то нет. Единичные экзотические случаи не в счет.

                        Одному случаю 10 лет, а второму аж 23 года, тот случай когда - "за время пути собачка могла подрасти". wink

                        Цитата: Bez 310
                        Воздушные возможности - у врага есть авианосцы, у нас нет ничего, кроме истребителей в прибрежной зоне.
                        Ну я, как и Конник, про флот в общем написал. hi
                      3. +3
                        3 ноября 2021 09:21
                        Цитата: Владимир_2У
                        "за время пути собачка могла подрасти"

                        А могла и умереть.
            2. +5
              3 ноября 2021 14:33
              Флот сам по себе уже обладает воздушно-космическим возможностями.

              Нельзя ли конкретнее?

              Конечно можно.
        2. +7
          3 ноября 2021 09:07
          Цитата: Xlor
          И эти беспилотники уравнивают шансы сильных государств со слабыми...

          ничего они не уравнивают. Это иллюзия и промоушен ВПК, чтобы толкать свою продукцию нищебродам. Беспилотный ресурс у "сильного" государства один хрен будет больше. Иначе говоря, у "слабого" дроны закончатся быстрее, чем он успеет нанести достаточный ущерб и склонить оппонента к дипломатическим толковищам. А вообще, дрономания всё более приобретает шизофренические черты - ввернуть БПЛА в тему о событиях 80тилетней давности...Ну, или вчерашний фантазийный шедевр про "страну А".
          1. -4
            3 ноября 2021 11:28
            ничего они не уравнивают

            Во время арабо-израильской войны египетский ракетный катер, своим вооружением, водоизмещением, экипажем и ценой гораздо меньше надводного корабля, потопил израильский эсминец. Чтобы было понятней, замените ракетный катер на БПЛА и поймете что и чего уравнивает... Кстати, ракетный катер до этого случая, все считатали бесперспективным оружием для бедных
            1. +3
              3 ноября 2021 11:45
              Цитата: Xlor
              Во время арабо-израильской войны египетский ракетный катер, своим вооружением, водоизмещением, экипажем и ценой гораздо меньше надводного корабля, потопил израильский эсминец

              Ну и что? Керосинка U-9 Веддигена за полтора часа 3 крейсера утопила в сентябре 1914-го. А до этого к ПЛ было пренебрежительное отношение, ага.
              И что? Оснащение "бедных/слабых" оружием, продемонстрировавшим эпизодическую ситуативную эффективность уравнивает их шансы в противостоянии с "богатыми/сильными", что ль? Вы это серьёзно?
            2. 0
              3 ноября 2021 18:49
              Цитата: Xlor
              Во время арабо-израильской войны египетский ракетный катер, своим вооружением, водоизмещением, экипажем и ценой гораздо меньше надводного корабля, потопил израильский эсминец.

              Особенно, если вспомнить, чем занимался в то время экипаж Эйлата..Точнее, чем он НЕ занимался. И много ли было после этого случаев потопления катерами военных кораблей стран, ведущих боевые действия ?
        3. -4
          3 ноября 2021 18:44
          Цитата: Xlor
          Я бы пошел еще дальше и сказал, что будущее у беспилотников. И эти беспилотники уравнивают шансы сильных государств со слабыми...

          Про средства РЭБ напомнить ? БПЛА хороши, когда надо воевать с басмачами, против серьезной ПВО они бесполезны.
        4. +1
          3 ноября 2021 19:19
          Беспелотники могут очень много сделать
          1. +2
            3 ноября 2021 20:27
            Цитата: vladcub
            Беспелотники могут очень много сделать

            Могут, но не стоит из них делать вундерваффе.
        5. +2
          4 ноября 2021 08:56
          Почему они должны уравнять шансы?
          Сильное государство сможет создать тысячу БПЛА против десятка аналогичных у слабого государства.
          Я уж молчу про остальные аспекты - РЭБ, спутниковое наведение (а откуда у слабых стран спутниковая группировка?)
      2. -2
        3 ноября 2021 18:41
        Цитата: Konnick
        Английский флот случайно не понес еще более тяжелые потери

        Сами раздолбаи...Особенно, если вспомнить о выключенном комплексе ПВО на Шеффилде.
        1. +3
          3 ноября 2021 20:14
          Цитата: Альф
          Сами раздолбаи...Особенно, если вспомнить о выключенном комплексе ПВО на Шеффилде.

          Видимо это традиция. Перед прилетом ракеты отключать ПВО и РЭБ. Евреи помница так же клялись что корвет «Ханит» получил в 2006 две ракеты от Хезболлы только потому что капитан отключил системы ПВО и РЭБ. Крутые кэпы всегда так делают когда входят в чужие территориальные воды во время войны! wassat
    3. +6
      3 ноября 2021 07:17
      Спасибо автору за отличную статью, читал с удовольствием
  2. +7
    3 ноября 2021 05:40
    Помните историю с потоплением немецкой авиацией у побережья Крыма трех советских эсминцев 7 октября 1943 года?
    Помним и другое.

    В 1:50 ночи 27 июня 1942 года, приняв на борт свыше 2100 человек,..лидер вышел .. из Камышовой бухты[. Перегруженный корабль сумел развить скорость порядка 33 узлов и в 2:15 лёг на курс в порт Новороссийска[96]. Водоизмещение судна в тот момент равнялось 3800 т при осадке в 4,2 м[96]. К рассвету «Ташкент» уже находился в 28 милях от мыса Ай-Тодор и в промежуток с 4:30 до 5:02 утра был обнаружен самолётом-разведчиком противника[96]. Поскольку на тот момент полевые аэродромы Крыма уже использовались самолётами Люфтваффе, немецкий авианалёт был неизбежен, вследствие чего Ерошенко послал донесение начштабу флота И. Д. Елисееву и, облачившись в парадный китель, объявил боевую тревогу[96].

    В промежуток с 4:45 до 5:30 утра начались налёты пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 и Ju 88 76-й бомбардировочной эскадры (нем.)русск., которые повторялись каждые 5—10 минут с кормовых курсовых углов[96][98]. Из-за того, что треть боезапаса была израсходована на пути в Севастополь, зенитный огонь осуществлялся только по непосредственно атакующим самолётам, причём первой атаковала противника четвёртая башня, затем 37-мм автоматические пушки, а при максимальном сближении — пулемёты[96]. В ходе боя было обнаружено, что у одного из зенитных автоматов стёрлась нарезка ствола, из-за чего ствол, прямо во время боя, заменили на запасной[99]. Атакуя парами, бомбардировщики перед заходом на пикирование расходились, чтобы провести атаку одновременно с двух бортов и снизить концентрацию зенитного огня[99]. Из-за подобной тактики противника Ерошенко был вынужден усиленно маневрировать, часто врезаясь в водяные столбы от разрывов бомб, от чего все люди на палубе и мостике оказались мокрыми с головы до ног[99].
    ...Всего за этот бой на «Ташкент» было сброшено 336 авиабомб[95], а в авианалёте приняло участие от 86 до 96 немецких бомбардировщиков
    1. +7
      3 ноября 2021 05:53
      Везучий корабль Ташкент... в таких переделках оказался... диву даешься.
      1. +5
        3 ноября 2021 06:15
        Цитата: Леха с Андроида.
        Везучий корабль Ташкент... в таких переделках оказался... диву даешься.

        А погиб у причала.
      2. +7
        3 ноября 2021 06:34
        Везучий корабль Ташкент... в таких переделках оказался... диву даешься


        Не везучий, а просто доделанный как надо...из статьи на ВО "Лидер эсминцев Черноморского флота «ТАШКЕНТ»

        В доках установили на корму «Ташкента» 76-мм спаренную артустановку 39-К, которую сняли с недостроенного корабля «Огневой.

        Но и это не помогло...без маневра, у причальной стенки он был обречен.
      3. +2
        3 ноября 2021 09:50
        Цитата: Леха с Андроида.
        Везучий корабль Ташкент...

        Да, чего не скажешь о Безупречном.
      4. +1
        3 ноября 2021 22:15
        ну 99% успеха Ташкента безусловно принадлежит его команде и капитану Ерошенко...именно он управлял маневрами ЭМ и сумел довести почти умерший корабль в Новороссийск..ну а то что Ташкент добили в базе целиком заслуга ПВО и ВНОС ...пасаны расслабились и Лучший Лидер ВМФ РККА бездарно погиб в собственной базе..
  3. +14
    3 ноября 2021 07:15
    самолёт под командованием обер-фельдфебеля Отто Лойперта

    Родился 06.02.1915 г. в Хёххайме (Höchheim). После окончания средней школы Отто Лойперт работал столяром, а в ноябре 1935 г. вступил во вновь созданные Люфтваффе. После окончания летной подготовки в качестве пилота бомбардировщика он в звании фельдфебеля летом 1940 г. прибыл в 1./LG1. Летая первоначально на Не-111Н, участвовал в боях в Западной Европе. Летом – осенью 1940 г. эскадрилью перевооружили Ju-88A, после чего она выполняла налеты на Англию. В апреле – мае 1941 г. обер-фельдфебель Лойперт участвовал в кампании на Балканах, а потом атаковал британские корабли и конвои в Средиземном море и совершал налеты на позиции союзников в Северной Африке.

    19.03.42 г. награжден Германским Крестом в Золоте.
    22.01.43 г. обер-фельдфебель Лойперт награжден Рыцарским Крестом.
    01.04.43 г. присвоено звание лейтенант.
    26.08.44 г. погиб при столкновении его Ju-88S-3 W.Nr. 330709 (L1+BK) с Ju-188 из KG6 при посадке на аэродром вблизи Брюсселя.
    Всего совершил 500 - 550 боевых вылетов.Источники:

    1. Luftwaffe Officer Career Summaries By: Henry L. deZeng IV and Douglas G. Stankey
    2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Бомбардировочная авиация. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
    3. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе. Кто есть кто: Выдержка, мощь, внимание. — М.: АСТ, Астрель, 2011.
    Командир группы бомбардировщиков капитан Хельбиг
    16 января 1942 года Хельбиг стал 64-м обладателем Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями после выполнения 210 боевых вылетов.28 сентября 1942 года он был награжден 20-м рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами.После войны он вернулся к гражданской жизни, став директором пивоваренного завода Schultheiss в Берлине.Хельбинг погиб в Маленте 5 октября 1985 года в результате автомобильной аварии во время отпуска в Испании.
    1. +6
      3 ноября 2021 07:48
      Я вот из статьи не понял о какой новой тактике говорил Роман?
      1. +5
        3 ноября 2021 09:43
        Цитата: Вождь краснокожих
        Я вот из статьи не понял о какой новой тактике говорил Роман?

        Присоединяюсь. О каком таком тактическом ноу-хау речь?
  4. +4
    3 ноября 2021 09:59
    Итальянцы не попали в корабли ни одной бомбой, но с удовольствием рапортовали о потоплении «Лайвли» прямыми попаданиями 100-кг бомб.

    Итальянцы....
    ))
    Странно, что не записали себе линкор, как Энцо Гросси)
    1. -2
      3 ноября 2021 18:51
      Цитата: Пепел Клааса
      Итальянцы не попали в корабли ни одной бомбой, но с удовольствием рапортовали о потоплении «Лайвли» прямыми попаданиями 100-кг бомб.

      Итальянцы....
      ))
      Странно, что не записали себе линкор, как Энцо Гросси)

      В составе отряда его не было, трудновато записать то, чего нет.
      1. +3
        3 ноября 2021 19:35
        Цитата: Альф
        В составе отряда его не было, трудновато записать то, чего нет.

        Хм. Хорошо, в таком случае я объясню смысл своей шутки.
        Упомянутый мной
        Цитата: Пепел Клааса
        Энцо Гросси
        - командир ПЛ "Барбариго", которая в апреле того же 1942-го атаковала у берегов Бразилии Task Force 23 (2 КР + 2 ЭМ). Так вот, в одном из КР (USS Милуоки) Гросси "опознал" линкор Мэриленд, в который и "потопил" двумя торпедами. Правда, Милуоки, шедший на 25 уз., даже не заметил торпед Барбариго. Но Гросси уже отстучал победный рапорт в Бордо (на базу соттомарино BETASOM), который ушёл далее, в Коммандо Супремо. По возвращении Гросси тут же дали капитано-ди-фрегато и золотую медаль. К слову, "утопленник" Милуоки в 1944г. был передан СССР и входил в состав СФ под именем "Мурманск". В 1949г. возвращен в США, где пущен на лом.
        Но Кап2 так вошёл во вкус, что в следующем походе к берегам Бразилии "утопил" линкор Миссисипи, выдав за него британский корвет "Петуния".
        Понял, что шутка с итальянцами и линкором не прошла. Приношу извинения. hi
        1. +1
          3 ноября 2021 20:29
          Цитата: Пепел Клааса
          Понял, что шутка с итальянцами и линкором не прошла. Приношу извинения.

          Да ну Вас..Какие обиды, о чем Вы ? laughing Такими приписками грешили абсолютно все. hi
  5. +7
    3 ноября 2021 10:23
    Вот уж не думал, что такой известный эпизод имеет так много разночтений.

    Скоморохов:
    Первая группа состояла из 8 «Юнкерсов» Ju-88 под командованием Хелбига. Лайвли потоплен
    Вторая группа 13 юнкерсов без результата
    Третья группа 10 юнкерсов снова под командованием Хелбига. Киплинг и Джакал потоплены. Хелбиг попал одной бомбой и один близкий разрыв

    Зефиров
    Первая группа 15 юнкерсов - без результата. Хелбига нет, он пока спешит на Крит с совещания в Афинах.
    Вторая группа 22 юнкерса результатов нет.
    Третья группа 7 юнкерсов с Хелбигом во главе- потоплены три эсминца из них Джакал добит самими англичанами. .Хелбиг попал в Киплинг всеми четырьмя бомбами

    Англ вики
    Первая группа 14 юнкерсов. Лайвли потоплен, Джакал поврежден
    Вторая группа не нашла корабли
    Третья группа 7 юнкерсов во главе с Хелбигом. Хелбиг утопил Киплинг. Джакал пришлось утопить самим англичанам

    Впору искать ЖБД I./LG 1 laughing
    1. +3
      3 ноября 2021 11:00
      Цитата: Engineer
      Вот уж не думал, что такой известный эпизод имеет так много разночтений.

      "Я коренной средиземноморец, троюродный внук Полланда. Поверьте, тут всё неоднозначно.."
      ))
      1. +3
        3 ноября 2021 12:19
        Кстати, версии англичан явно не хватает. Было бы интересно почитать сколько сбитых они заявили и что делали Бофайтеры.
        Вообще, этот эпизод - звездный час Ю-88 против кораблей. Атакованы корабли в море да еще и вполне современные J (плюс Лайвли L- класс, тоже современный) с опытными командами Дальше таких успехов у Ю-88 не было.
        1. +1
          4 ноября 2021 00:31
          делали Бофайтеры.
          ,, Бофайтеры потом отыгрались.

          Британские истребители частично реабилитировались уже на следующий день, когда в 09:20 пять «Бофайтеров» и девять «Киттихауков» из 252-й и 250-й эскадрилий в 60 милях севернее Дерны перехватили над морем вылетевшие с аэродрома Малеме на Крите 14 транспортных «Юнкерсов» Ju 52 из группы III./KGrzbV 1, шедших в сопровождении всего пары двухмоторных «Мессершмиттов» Bf 110 из группы III./ZG 26. У каждого «Юнкерса» на борту было 20 солдат вермахта. Потеряв один «Бофайтер», британцы вогнали в море девять Ju 52 и один Bf 110, а ещё два «Юнкерса» совершили вынужденные посадки на пляж.
    2. +6
      3 ноября 2021 11:36
      Цитата: Engineer
      Вот уж не думал, что такой известный эпизод имеет так много разночтений.

      Ну Зефиров с Английской Викой не так сильно разнятся. Ну а Рома сам по себе пишит. Поэтому всё нормально.
      1. +3
        3 ноября 2021 12:04
        По Зефирову у немцев без Хелбига вообще ничего не получалось. До него попаданий не было. Но вот отважный Йоахим прибыл на Крит и уже на закате повел в бой лучших из лучших -великолепную семерку. В полследний момент, буквально за полчаса до сумерек успели обнаружить вражину и утопили 3 из 4 кораблей.
        Сюжет вырисовывается ну уж очень киношно-эпический. laughing
        В англ Вики как-то правдоподобнее- основного успеха добилась первая волна - потоплен один ЭМ и один обездвижен. Группа Хелбига утопила только Киплинг.
        1. +6
          3 ноября 2021 12:28
          Цитата: Engineer
          По Зефирову у немцев без Хелбига вообще ничего не получалось. До него попаданий не было.

          У Куровски то же самое) Первые две волны мимо, Хеблиг, типа, "если хочешь сделать хорошо - сделай сам", и за 10 минут разбирается с британцами. Кессельринг его группе шлёт 20 бутылок шампанского в честь победы. Подводники вылавливают из моря спасательный круг с Киплинга и преподносят Хеблигу. Тот вешает трофей у себя на КП рядом с картой Сред.моря...
          ))
          1. +1
            4 ноября 2021 14:22
            После этого триумфа британцы "создали" очередной "подарок для Люфтваффе" 14 сентября 1942 года.
            Вот тот случай более похож на события в Чёрном море.
            Провал десанта на Тобрук. Потеря крейсера ПВО "Ковентри, эсминцев "Зулу" и "Сикх", 4 торпедных катера и 2 моторных катера, несколько штурмовых катеров.
            Операция "Эгримент".
      2. +1
        3 ноября 2021 19:55
        А он всегда так делает
  6. +6
    3 ноября 2021 11:34
    Была уменьшена рекомендованная высота сброса бомб что при горизонтальном полете, что при пикировании. Это не было большим риском для хорошо подготовленных экипажей, но обеспечивало прекрасную точность бомбометания.
    Безопасность сброса бомб с горизонтального полёта зависит не от рекомендаций, а от возможности получить повреждения самолётом от своих же бомб. Поэтому при низком бомбометании на взрыватели бомб устанавливалась задержка, для того чтобы самолёт мог покинуть опасную зону поражения.Уменьшение высоты сброса бомб с пикирования по рекомендации Скоморохова вполне возможна. Так например сброс бомб с пикирования означал начало автоматического вывода самолёта из пикирования, кстате на Ю-88 стоял автомат вывода из пикирования, который был скопирован нашими конструкторами для . Кстате для Пе-" высота сброса бомб и вывод из пикирования осуществлялся на высоте 2000 метров. Переход в горизонтальный полёт осуществлялся на высоте 1100-900 метров. Зачем так высоко? Да чтобы самолёт не был поражён осколками и прочими поражающими факторами своих сброшенных бомб. Для более тяжёлого Ю-88 высота выхода из пикирования была больше чем у Пе-2, с учётом более высокой скорости, которую развивал на пикировании более тяжёлый Ю-88. Сответственно у него был больший радиус выхода и просадка самолёта при выходе из пикирования.
    1. 0
      3 ноября 2021 13:00
      Цитата: Fitter65
      Зачем так высоко? Да чтобы самолёт не был поражён осколками и прочими поражающими факторами своих сброшенных бомб.

      Во время Пьедестала с Ваймарамой кому-то не помогло)
      1. +1
        3 ноября 2021 15:37
        Цитата: Пепел Клааса
        Во время Пьедестала с Ваймарамой кому-то не помогло)

        Рекомендации видно плохо читали.
  7. +7
    3 ноября 2021 13:08
    На этих кораблях находился весьма впечатляющий набор вооружения:
    - 18 орудий 120-мм;
    - 8 орудий 102-мм;
    - 16 стволов зенитных автоматов 40-мм;
    - 2 зенитных автомата 20-мм;
    - 32 пулемета 12,7-мм.

    И все немецкие самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы. Это говорит только о том, что расчеты стреляли, очень мягко говоря, позорно.

    120-мм из расчёта средств ПВО можно выкинуть сразу. Хотя спаренные установки CPXIX и относятся некоторыми к универсальным, но максимальный УВН у них был всего 40 градусов.

    Зенитные автоматы 40 мм - это пом-помы. Ещё один пример "экономии на снарядах", когда неплохую в принципе артсистему запороли, выбрав для орудия выстрел, оставшийся со времён ПМВ (кто сказал дивизионная трёхдюймовка? smile ). В результате, лайми вместо "Бофорса" получили тяжёлый МЗА (реально тяжёлый - счетверённый пом-пом поздних версий весил как четырёхствольный "Бофорс"), но с эффективной дальностью стрельбы как у "Эрликона" - ибо начальная скорость была 585 м/с для стандартного выстрела или 701 м/с для выстрела HV.
    1. +1
      3 ноября 2021 19:52
      Вообще-то :"Эрликоны" были весьма эффективны
      1. 0
        4 ноября 2021 10:44
        Цитата: vladcub
        Вообще-то :"Эрликоны" были весьма эффективны

        По сравнению с 12,7-мм пулемётами "Виккерса" и "Браунинга" - несомненно. smile
        Проблема в том, что по отзывам с ТО, "Эрликоны" были не очень эффективны против пикировщиков - они могли их отпугнуть, но сбивали их только после сброса бомб, на выходе из пикирования.
        1. 0
          4 ноября 2021 17:17
          Не могу найти статистику по результативности зениток на ТО. Там с большим отрывом лидировал Эрликон до 43 года включительно.
          Эффективная дальность Эрликона 900 метров
          Эффективная дальность Бофорса 2300 метров с продвинутой СУО или 1100 с базовой СУО
          The 1950 edition of B.R. 1919 "Handbook for 40 mm Bofors Twin R.P. 50 Mark 5 Mounting" states that the maximum effective range of this mounting was 2,500 yards (2,290 m) when used with the Close Range Blind Fire Director (CRBFD) and 1,200 yards (1,100 m) when used with the Simple Tachymetric Director (STD)

          Попасть в пикирующий самолет исключительно сложно для любой системы.
          Сбивать на подлете пикировщики не может ни тот ни другой.
          Касательно дальности стрельбы до пикировщиков. По рапорту командира Индомитэбла немцы пикировали с 4500 метров - слишком высоко даже для Бофорса.
          Бофорс наверняка заметно лучше против торпедоносцев. Но против пикировщиков его преимущество выглядит сомнительным.
          Это к тому что в нише МЗА Эрликон вполне ничего.
          1. 0
            4 ноября 2021 19:26
            Цитата: Engineer
            Не могу найти статистику по результативности зениток на ТО. Там с большим отрывом лидировал Эрликон до 43 года включительно.

            Результативность не равна эффективности. Командир "Энтерпрайза" в рапорте по бою у Санта-Круз как раз и подчёркивал, что 20-мм автоматы имеют малую дальность и пикировщиков сбивают по большей части уже после того, как те сбросили бомбы.
            А вот 40-мм автоматы абзацем ранее описывались как лучшая защита именно от пикировщиков.
            The performance of the 40mm in their first action was gratifying. Eventually these guns may prove to be our best defense against dive bombers.
            1. 0
              10 ноября 2021 12:42
              C запозданием нашел документ
              https://www.history.navy.mil/content/history/nhhc/research/library/online-reading-room/title-list-alphabetically/a/antiaircraft-action-summary.html
              Antiaircraft Action Summary · World War II
              October 1945
              Headquarters of the Commander in Chief
              UNITED STATES FLEET
              Рапорт Энтерпрайза писался сразу после боя, этот отчет писали люди обобщающие опыт всей войны. Естественно, я больше доверяю этому документу

              Комментарии излишни
  8. +1
    3 ноября 2021 16:02
    Британские службы радиоперехвата (а работать эти джентльмены умели, факт)

    MI8 — аббревиатура от англ. Military Intelligence, Section 8 (Военная разведка, Секция 8), — спецслужба Великобритании, созданная во время Второй мировой войны, основной функцией которой было ведение радиоразведки.

    Здание тюрьмы Уормвуд-Скрабс, где располагалась MI8 во время Второй мировой войны
    1. -1
      3 ноября 2021 17:06
      Цитата: Морской Кот
      MI8 — аббревиатура от

      При чём тут МИ8? У КВМС было своё РУ, 3-ий отдел которого занимался конкретно ВМС Италии. У Адмиралтейства была своя служба радиоперехвата и дешифровки.
      1. -1
        3 ноября 2021 17:11
        И они никак не были связаны между собой?
        1. +1
          3 ноября 2021 17:45
          Цитата: Морской Кот
          И они никак не были связаны между собой?

          нет. Что касается военно-морских кодов кригсмарине, то, наверное, логичнее была бы вот эта картинка:

          Хижина 8, Блетчли Парк.
          А радио итальянских ВМС, насколько знаю, читалось на уровне флотов.
          1. 0
            3 ноября 2021 18:04
            Странно, вообще-то, в сотрудничестве всегда больше пользы, чем в нелепой конкуренции.
            1. +1
              3 ноября 2021 19:45
              Ежу ясно, что конкуренция всегда хуже
              1. +2
                3 ноября 2021 19:55
                Спорили мы с Тилем спорили, а минусов хомячки обоим влепили. laughing
                1. 0
                  3 ноября 2021 20:00
                  Цитата: Морской Кот
                  Спорили мы с Тилем спорили, а минусов хомячки обоим влепили

                  да я не в претензии. Вероятно, я не прав.
                  1. 0
                    3 ноября 2021 20:29
                    Да я тоже, что с них возьмёшь. laughing
                2. +1
                  4 ноября 2021 09:04
                  Чтоб вам не обидно было
  9. +1
    3 ноября 2021 17:51
    Не бивает материала о войне на море без смакование "потопление трех советских есминцев" в октябре 1943.
    Другой такой епизод нет за весь период ВОВ и надо о "трех есминцев" писать без конца.
    1. +3
      3 ноября 2021 22:21
      ну так после такого эпичного фэйла ВЕСЬ надводный флот(ну кроме ПЛ и ТКА)стал на прикол до конца войны...ну разве этот эпизод (наравне с Таллинским переходом)не относится к Крупнейшим провалам в боевом пути ВМФ РККА ??? ..или стоит всё забыть и замести под коврик...ну тогда приведите пример позитивного опыта в действиях надводного флота СССР в ВОВ ...
  10. -1
    3 ноября 2021 18:57
    Как получилось, что три «Бофайтера» не смогли оказать сопротивления восьми «Юнкерсам», несколько непонятно.

    Во-первых, одних было три, а других восемь.
    Во-вторых, Бофайтер, как бы, не сильно маневренный самолет, да и создавался он совсем для другого. Просто у FAA не было одноместного истребителя с такой дальностью, вот и послали то, что было.
  11. 0
    3 ноября 2021 19:39
    "Чем плохи"? Тем, что теория и практика не совпадают.
    - "Легко было на бумаге, да забыли про овраги"
  12. +1
    3 ноября 2021 20:14
    "рапорторовали о потоплении:" Лайвли"макаронники молодцы: немцы работают, а они себе приписывают
  13. +1
    4 ноября 2021 02:01
    Что-то об итогах боёв у Крита автор не упомянул . В мае 1941-го года. Не с того начал .
    Про "смертельную оплеуху " . Или я пропустил ? Тогда указывайте " статья № в серии
    статей под названием: ..." Процитирую холодного англичанина Питера Ч. Смита :
    " На них обрушились знаменитые бомбардировщики Ju-87 , двухмоторные
    бомбардировщики и даже истребители.
    Именно 3 "мессера" из III/JG.77 под командованием лейтенанта Гуя первыми нанесли
    меткий удар ..... В батарее правого борта начался опасный пожар .....
    Одно котельное отделение пришлось временно остановить . 1 офицер и 37 матросов
    были убиты , 31 человек были ранены " . Это на линкоре " Уорспайт". Эсминец "Грейхаунд",
    крейсера "Фиджи" и " Глостер" вместе с двумя эсминцами : " и без труда были отправлены
    на дно немецкими самолётами".
  14. 0
    4 ноября 2021 11:23
    у так после такого эпичного фэйла ВЕСЬ надводный флот(ну кроме ПЛ и ТКА)стал на прикол до конца войны...ну разве этот эпизод (наравне с Таллинским переходом)не относится к Крупнейшим провалам в боевом пути ВМФ РККА ??? ..

    1. Три есминца и Таллинский переход - епичних фейлов? Нет ни одного другого флота - США, Британии, Германии, Японии, Франции и Италии для которий такие епизоди били "епичних фейлов".
    2. Надводний флот бил непреривно в море весь 1941-43 и растрелял всех стволов в боях с врага. Что он должен бил делат в 1944-45? С лета 44 морская война на Черном море закончилась.
    На Балтику немецкие и финские позиции били у Ленинграда до лета 1944 и флот там и воевал и делал ето неплохо.
    На Севере флот никогда не стал на прикол.
    ну тогда приведите пример позитивного опыта в действиях надводного флота СССР в ВОВ ...

    Оборона Таллина, Ханко, Ленинграда, Одесьи, Севастополя, Сталинграда(Волжская флотилия). Советский надводний флот с самий большой принос в победу на главном фронте против главного врага(сухопутние войска Германии) из всех флотов союзников.
    1. 0
      4 ноября 2021 22:08
      Цитата: Костадинов

      2. Надводний флот бил непреривно в море весь 1941-43 и растрелял всех стволов в боях с врага. Что он должен бил делат в 1944-45? С лета 44 морская война на Черном море закончилась.
      .
      Главный упрёк к действиям ЧФ СССР во времена ВОВ в том, что немцы смогли эвакуировать из Крыма в апреле-мае 1944г примерно 64563 человека...
      Для справедливости - потери немцев (и румын) при эвакуации от 28000 до 42000.
  15. -2
    4 ноября 2021 15:02
    Цитата: vladcub
    "рапорторовали о потоплении:" Лайвли"макаронники молодцы: немцы работают, а они себе приписывают

    Ето сегодня нельзя проверит. Верить только немцам тоже нельзя.
  16. -1
    5 ноября 2021 11:22
    Цитата: котик-русич
    Главный упрёк к действиям ЧФ СССР во времена ВОВ в том, что немцы смогли эвакуировать из Крыма в апреле-мае 1944г примерно 64563 человека...
    Для справедливости - потери немцев (и румын) при эвакуации от 28000 до 42000.

    Можно било бросить линкор и крейсера охотится ночью за баржами с нулевой результат и через 70 лет упрекат командование ЧФ в безумие.
    А тогда авиация, катера и подлодки сделали все что можно било сделать в тех условиях. Утопили практически всех больших судов врага. Прервали снабжение немцев. А евакуацию ночью баржами по етой короткой комуникации нельзя било полностью остановит. В апреле-мае била и евакуация ранених по воздуху. Кроме того из Крима ушли главним образом тиловие части - боевие погибли в боях.
    Нельзя сказат и что било лучше тогда - прерват путь для отступления и вьинудит врага дратся до конца или оставить ему шанс бежат бросая позиции и оружие.
  17. 0
    9 ноября 2021 13:03
    Цитата: Xlor
    возрастающее превосходство авиации над надводным флотом

    Я бы пошел еще дальше и сказал, что будущее у беспилотников. И эти беспилотники уравнивают шансы сильных государств со слабыми...

    Скорее наоборот lol
    Армяне не показатель, они за 25 лет НИЧЕГО для обороны своей земли не сделали!
    У нас Дом Павлова продержался дольше soldier