Отставной офицер-подводник ВМС США рассказал о возможных обстоятельствах столкновения АПЛ «Коннектикут» с подводной скалой

41

Столкновение кораблей с подводными объектами – явление достаточно редкое. Тем не менее, в прошлом месяце «звезды сошлись», и ударная подводная лодка ВМС США столкнулась с таким объектом в Южно-Китайском море.

ВМС США начали расследование этого происшествия. В итоге было установлено следующее: ударная АПЛ «Коннектикут» класса Seawolf задела неизвестную подводную скалу (её, как утверждается, не было на военно-морских картах). По крайней мере, именно так сообщили официальные представители оборонного ведомства страны журналистам.



В результате столкновения субмарина получила повреждения (повреждены балластные цистерны в передней части АПЛ, а также трубопроводы подлодки), ранения получили одиннадцать членов экипажа. Подлодка своим ходом в надводном положении прибыла на базу острова Гуам.

Напомним, «Коннектикут» - одна из атомных субмарин ВМС США. Эти субмарины были разработаны для охоты на советские подводные лодки в глубоководных районах мирового океана. При этом они многократно модернизировались. Но каким образом подлодка трехмиллиардной стоимости, оборудованная по последнему слову техники, ухитрилась врезаться в подводную скалу? Журналисты побеседовали об этом с бывшим подводником ВМС США Брайаном Кларком. Он рассказал о возможных обстоятельствах такого столкновения.

Подобные случаи крайне редки

- заявил интервьюерам Брайан Кларк, офицер-подводник в отставке, ветеран американских ВМС и эксперт по военной тематике в Институте Хадсона.

По его словам, все операции на море военные всегда тщательно планируют, в том числе изучая маршруты предстоящего патрулирования. Донный рельеф изучается особым образом.

По словам Кларка, в ходе подготовки любого выхода боевого корабля в море его обеспечивают самыми подробными картами акватории, по которой прокладывается курс. Для подлодок также скрупулезно планируется последовательность их действий, глубины подводного плавания. При этом обязательно учитываются возможные риски и вероятность встречи с подводными объектами – например, с той же подводной скалой или с грудой грузовых контейнеров. Подводники по понятным причинам стараются держаться подальше от малоизученных участков акватории. Но иногда бывают непредвиденные обстоятельства, заставляющие моряков менять планы. Также, как отмечает отставной американский офицер-подводник, случаются пробелы и неточности в картах. И всё это может привести к чрезвычайным происшествиям.

Южно-Китайское море – непростая акватория для действий подводных лодок, потому что оно сравнительно неглубокое, и это повышает как риск обнаружения и уничтожения противником, так и риск столкновения с различными подводными, если можно так выразиться, препятствиями.

Еще более усложняет жизнь подводников то, что именно карты Южно-Китайского моря, как выясняется, содержат неточности или неполные данные, заявил эксперт.

Если субмарина старается не привлекать к себе внимания и действовать незаметно, то она, скорее всего, будет держаться у самого дна и не использовать оборудование, с помощью которого подводники могли бы обнаружить, скажем, подводную мину или гору. Применение активного сонара мгновенно выдает позицию лодки.

Как отмечает Кларк, подводники, вероятно, понятия не имели, что на их пути может возникнуть та самая подводная скала.

Кларк:

Если у вас по курсу есть нечто, не издающее отражённого шума, например, подводная гора (не облучаемая гидролокатором), вы об этом не узнаете, пока не столкнетесь с объектом. Экипаж мог использовать эхолот, помогающий установить глубину непосредственно под субмариной. Но если препятствие прямо по курсу, эхолот информации не даёт.

По словам Кларка, перед субмариной может внезапно вырасти такая гора (скала), и эхолот не сумеет предупредить о возможном столкновении с ней. Отставной офицер ВМС США отметил, что проблемы, с которыми сталкиваются экипажи подлодок, часто не зависят от качества бортового оборудования этих кораблей. Подводники стараются предотвратить подобные происшествия, но условия работы в толще воды не всегда позволяют этого добиться.

Согласно официальному сообщению Института ВМС США (USNI), 2 октября АПЛ «Коннектикут» врезалась в подводную скалу, причем на картах района и в навигационных системах эта гора в качестве отметки отсутствовала. Китай продолжает требовать от США предоставления конкретных координат места, где это случилось. По этому поводу США хранят молчание, заявляя лишь, что никакой утечки радиации при инциденте в Южно-Китайском море не произошло.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    3 ноября 2021 17:26
    С какой скоростью реально шла лодка,чтобы так "покалечиться"?Ведь не фанерная же она,а на малой скорости хода сонар ,который снесло от сталкновения,скалу бы "увидел"!Значит,летели как угорелые ,и тут "здравствуйте ,девочки"!!!
    1. +14
      3 ноября 2021 17:30
      Цитата: Бережливый
      С какой скоростью реально шла лодка,чтобы так "покалечиться"?Ведь не фанерная же она,а на малой скорости хода сонар ,который снесло от сталкновения,скалу бы "увидел"!Значит,летели как угорелые ,и тут "здравствуйте ,девочки"!!!

      На какой угодно скорости подлодки подводная скала (если причина действительно в ней) остаётся скалой... Если бы летели "как угорелые", могли бы и вовсе там остаться
      1. -6
        3 ноября 2021 17:51
        Алексей ,на малой скорости они бы эту скалу засекли сонаром.Значит ,или сонар был неисправен,или оператор на нем просто птица из семейства дятловых,либо же был полный пофигизм,и режим безопасного движения ,с учетом сложного рельефа и малых глубин был просто проигнорирован.
        1. +1
          3 ноября 2021 18:16
          Значит ,или сонар был неисправен,или оператор на нем просто птица из семейства дятловых,либо же был полный пофигизм,и режим безопасного движения ,с учетом сложного рельефа и малых глубин был просто проигнорирован.

          Да врезались или в подлодку или в другое судно. Вариант со скалой - это так ,для публики.
        2. +4
          4 ноября 2021 04:27
          Цитата: Бережливый
          режим безопасного движения ,с учетом сложного рельефа и малых глубин был просто проигнорирован.

          Это был китайский маяк!
          Тут главный вопрос не в сонарах и режимах; что вы ДЕЛАЛИ! в Южно-Китайском море? Оно для Китая, как Чёрное море было для СССР.
          1. +2
            4 ноября 2021 21:38
            Что мы имеем? Американская подлодка напоролась на таинственную отмель/скалу и американцы категорически отказываются назвать место аварии. Что это значит? Только то, что они залезли в запретную зону! Что они никогда не признают и не обнародуют место аварии!
          2. 0
            6 ноября 2021 16:34
            В международных водах?Да что угодно!
      2. 0
        4 ноября 2021 07:41
        Цитата: Володин
        Цитата: Бережливый
        С какой скоростью реально шла лодка,чтобы так "покалечиться"?Ведь не фанерная же она,а на малой скорости хода сонар ,который снесло от сталкновения,скалу бы "увидел"!Значит,летели как угорелые ,и тут "здравствуйте ,девочки"!!!

        На какой угодно скорости подлодки подводная скала (если причина действительно в ней) остаётся скалой... Если бы летели "как угорелые", могли бы и вовсе там остаться

        Ну вот что-то такое получилось, видимо.
    2. +12
      3 ноября 2021 18:35
      Китай продолжает требовать от США предоставления конкретных координат места, где это случилось. По этому поводу США хранят молчание,

      Не понятно, чего про скалу-то молчать надо? request
    3. 0
      3 ноября 2021 21:51
      Нет просто по факту АПЛ США слепошары оказались быть может ещё экипаж под веществами изменяющими сознание был сейчас это у их личного состава уже в моду вошло.
    4. +4
      4 ноября 2021 00:32
      В статье написано, что сонар на претившую работу включают далеко не всегда, так как он демаскирует лодку
      1. -2
        4 ноября 2021 18:46
        Но это гениально - войны ни с кем нет но мы уверенно идём в слепую потому что боимся что нас обнаружат из за включённого сонара - Логика.
        1. +2
          4 ноября 2021 21:44
          Войны нет, вообще под водой плавать незачем- Логика.:)
  2. +5
    3 ноября 2021 17:46
    Отставной офицер-подводник ВМС США рассказал о возможных обстоятельствах столкновения АПЛ «Коннектикут» с подводной скалой
    А можно медаль "Паганеля" учредить?Если да ,то я основоположник winked lol . У меня только денег нет на сие действо.Времена великих географических открытий не законченны!
  3. +1
    3 ноября 2021 17:49
    Опять труляля и свист на тему...
    Где фото повреждений? Где данные о маневрах лодки и координаты?
    1. +2
      3 ноября 2021 18:11
      Цитата: Серж-667
      Опять труляля и свист на тему...

      Да, пустой свист отставника.
      1. +3
        3 ноября 2021 18:37
        Цитата: Серж-667
        Опять труляля и свист на тему...

        Цитата: ДымОк_в_дЫмке
        Да, пустой свист отставника.

        Потому, что у отставника ответственности никакой нет.
        1. +3
          3 ноября 2021 19:54
          Цитата: Теренин
          Потому, что у отставника ответственности никакой нет.

          Ну язык могут щипцами придавить ,там в сша это запросто и все привыкли
          А вообще Южно-Китайское море стало для сша этаким Бермудским треуголником ,что то частенько у них там такие курьезы стали происходить ..Китайцы ,те еще затейники и выдумщики и потом молчат всегда ..))))
          А амерсы явно что то скрывают ,стесняются ))))
          1. +3
            4 ноября 2021 03:27
            Но каким образом подлодка трехмиллиардной стоимости, оборудованная по последнему слову техники, ухитрилась врезаться в подводную скалу?

            Я не подводник, и не моряк, но...ощущение такое, что моряки-подводники давно ходят по картам, РЛС, станциям обнаружения и т.д.
            И вдруг "слепые" америкосы... belay Пару лет тому назад читал, что из двадцати пяти английских инструкторов по обслуживанию атомных баллистических ракет на АПК-ДВЕНАДЦАТЬ употребляли наркотики, причём девять из них "курили" до последнего момента....ВОТ ГДЕ БЕДА!
            1. +2
              4 ноября 2021 11:59
              Цитата: Подрезчик
              Пару лет тому назад читал, что из двадцати пяти английских инструкторов по обслуживанию атомных баллистических ракет на АПК-ДВЕНАДЦАТЬ употребляли наркотики, причём девять из них "курили" до последнего момента....ВОТ ГДЕ БЕДА

              Версия ,достойная для обсуждения hi ..Я тоже таккую инфу читал ,только уже на шахтах с ракетами ЯО ,где постоянно что то теряли и запах анаши стоял ..
  4. 0
    3 ноября 2021 18:11
    Если у вас по курсу есть нечто, не издающее отражённого шума, например, подводная гора (не облучаемая гидролокатором), вы об этом не узнаете, пока не столкнетесь с объектом. Экипаж мог использовать эхолот, помогающий установить глубину непосредственно под субмариной. Но если препятствие прямо по курсу, эхолот информации не даёт.

    Вспомнился замечательный советский фильм "Слушать в отсеках" о проходе нашей лодки в бухту Багряная через подводную расщелину. Не думаю, что фильм не основан на реальных событиях, да и фаберже у наших моряков покруче будут... hi
    1. +3
      4 ноября 2021 00:39
      Уже не спросишь. Режиссёр фильма умер 24 октября 2021 года от коронавируса.
      hi
      1. +3
        4 ноября 2021 12:13
        Цитата: Avior
        Уже не спросишь. Режиссёр фильма умер 24 октября 2021 года от коронавируса.
        hi

        Земля пухом ему и вечная память hi Уходит сталинское поколение созидателей и строителей ,но память о них навсегда в наших душах и их творениях .
        Такое ощущение ,что этот ковид косит наших пожилых ,чтобы быстрей стереть память о Великом социальном государстве СССР !
        Одни тиктоки и блогеры ,пранкеры сейчас живее всех живых negative ..Им ничто не грозит ,потому что, души и мозгов нет ..
        А АПЛ сша теперь так постоянно будет сталкиваться с рифами и т.д. Пусть навигацию обновляют и не наглеют на поворотах и обгонах
  5. +2
    3 ноября 2021 18:16
    Мои личные предположения наш Янтарь (ГУГИ) занимается картографированием дна,у берегов вероятного противника.Какие интернет кабеля,это побочное занятие.Эти карты дорогого стоят,вроде он в ЮжноКитайском море был во время кругосветки.Надеюсь эта скала и другие сюрпризы на картах у нас отмечены.
  6. +10
    3 ноября 2021 18:37
    А где то там, на камчатке, в торжественном построении капитану 1 ранга Скале Петру Ивановичу объявили о присвоении очередного воинского звания...
    1. -6
      3 ноября 2021 19:45
      ..и вручением новой чугунной башки
  7. +2
    3 ноября 2021 18:44
    Понятно, что подводный объект называется "Скала". Но кто знает, как по-китайски пишется эта "Скала"? tongue
    1. +1
      3 ноября 2021 22:50
      Экипаж "Скалы" представлен к ордену Ким Ир Сена!
    2. +1
      4 ноября 2021 01:51
      Цитата: Кот Александрович
      Понятно, что подводный объект называется "Скала"

      Rock. Очень злой рок.
      1. +2
        4 ноября 2021 03:47
        Hard Rock laughing Еще скажите спасибо. что Death Metal не включили
  8. +4
    3 ноября 2021 19:00
    Как отмечает Кларк, подводники, вероятно, понятия не имели, что на их пути может возникнуть та самая подводная скала.
    Да ладно, свистеть! Самая технологичная, лучший экипаж и прочее, - "Если гора нe идет к Магомету, то Магомет, идет к горе" или наоборот.
    1. 0
      4 ноября 2021 03:48
      Цитата: Владимир61
      "Если гора нe идет к Магомету, то Магомет, идет к горе"

      Тут - "научи дурака богу молиться. он себе и лоб расшибет"
  9. +5
    3 ноября 2021 20:48
    где-то,кто-то говорил,что у юсовцев самые точные карты морей,а в натуре,как в фильме "Волга-Волга"....-"это первая!" laughing
  10. +3
    4 ноября 2021 01:32
    Цитата: николай саенко
    где-то,кто-то говорил,что у юсовцев самые точные карты морей,а в натуре,как в фильме "Волга-Волга"....-"это первая!" laughing

    Значит будет и вторая!
  11. +1
    4 ноября 2021 07:39
    Китай продолжает требовать от США предоставления конкретных координат места, где это случилось. По этому поводу США хранят молчание,....

    Значит есть что скрывать. Значит залезли где-то в китайский "огород" , имеющий свои сюрпризы для таких любопытных.
    А неуклюжая отмазка про "скалу", напоминает анекдот Задорного об испанском маяке.
    1. 0
      4 ноября 2021 11:12
      Ну требовать им сам бог велел. Всеж таки ближайшая акватория, атомный объект, да и в вообще море то Южно КИТАЙСКОЕ, а не северо американское :)
  12. +1
    4 ноября 2021 12:05
    Цитата: Теренин
    Китай продолжает требовать от США предоставления конкретных координат места, где это случилось. По этому поводу США хранят молчание,

    Не понятно, чего про скалу-то молчать надо? request

    А тут я вижу причину: лодка потеряла часть обшивки на этой скале. Если сообщить китайцам точное место, они поищут в акватории части секретного покрытия, которое снижает акустическую заметность (ну и мало ли что еще могло отвалиться). Даже если не найдут или реальных выводов не сделают, то все равно это риск от разведки противника.

    Кроме того, такие сообщения создают прецедент. Пока американцы позиционируют себя крутыми ковбоями, которые не отчитываются и не оправдываются.
    А тут расскажут... Может и лишнего сообщат о маршрутах патрулирования, боевых задачах лодок - поэтому будут выдавать дежурные фразы, пока об инциденте не перестанут говорить в мировой прессе.
  13. +1
    4 ноября 2021 17:47
    Что они придумывают? Все знают, что лодка врезалась в кашалота, который пообедал и решил отдохнуть. Пусть скажут спасибо, что он лодку не перекусил пополам. Потом был бы крик, что это русские поставили там ножницы на атомном ходу.
  14. 0
    4 ноября 2021 19:10
    ОБС!
    А мы тут обсуждаем.
  15. 0
    5 ноября 2021 16:16
    Поскольку капитан новой, сверхсекретной китайской АПЛ "Скала" несколько суток не выходил на связь, КНР стали требовать у США точные координаты инцидента. Но тут дело вот в чем: при всем желании США не смогут указать точные координаты, поскольку, как выяснилось, глобус, который они использовали в качестве навигационного оборудования, оказался не точным...
  16. 0
    15 ноября 2021 01:19
    Конспирология, в которой нет дыма без огня.
    2 октября АПЛ «Коннектикут» в результате воздействия третьей силы вынуждена была прервать задание по транспортировке ядерных устройств и вернуться на базу. Ситуацию надо рассматривать, как предупреждение для США о запрете использования и передислокации ядерного потенциала. В преддверии возможного применения ядерного оружия на территории США в ходе приближающейся гражданской войны и раскола Соединённых Государств Америки нормальным решением будет передача ядерного оружия на хранения России, в которой контроль политического руководства над ядерным потенциалом обезпечен.
    Ситуация не является чем-то новым, поскольку с 1962 года применение ядерного оружия практически блокировано третьей силой, зафиксировано несколько раз необъяснимого отказа оборудования, связанного с ядерным оружием. Исключением являются первые, практически экспериментальные применения ядерного оружия. Подробнее слушайте в видео.