Истребители F-22 Raptor ВВС США улучшат свои боевые характеристики

50

Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor пройдет еще одну модернизацию. Как сообщает командование ВВС США, контракт на проведение соответствующих работ уже подписан.

В минувшую пятницу, 5 ноября 2021 года, ВВС США и компания Lockheed Martin подписали контракт на проведение модернизации всего имеющегося парка истребителей F-22 Raptor. Соглашение подразумевает поддержку истребителей и их модернизацию в течение 10 лет, работы должны быть завершены до 31 октября 2031 года.



Как заявляется, ВВС США намерены в рамках модернизации улучшить боевые характеристики истребителя, который постепенно устаревает. Ранее сообщалось, что в рамках новой программы будет существенно обновлено БРЭО и ПО, доработан планер и общесамолетные системы. Кроме того будет произведена замена радиопоглащающего покрытия самолета, которое оказалось чрезмерно сложным в эксплуатации и не оправдало себя.

Отметим, что это будет уже вторая программа модернизации F-22 Raptor. Первая была запущена в 2006 году и продлилась 14 лет, завершившись в начале этого года. Она включала структурные модификации, направленные на увеличение летной годности истребителя. Кроме того, были проведены некоторые работы по обновлению БРЭО, систем связи, установлено новое программное обеспечение. Однако в ВВС признали, что проведенная модернизация не привела к требуемому результату, самолет так и не получил многих функций, присущих современным самолетам. В частности, до сих пор не используется нашлемная система целеуказания.

F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный для замены истребителя четвёртого поколения F-15 Eagle. Всего выпущено 187 единиц в период с 1997 по 2011 год. Является самым дорогим истребителем в мире — 146,2 млн долларов за штуку.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    7 ноября 2021 17:11
    Является самым дорогим истребителем в мире — 146,2 млн долларов за штуку.

    С учетом разработки - почти 400 за штуку. Истребитель, который так и не стал основным...
    1. +17
      7 ноября 2021 17:20
      Последние модификации Рафаля, Еврофайтера, F-15S стоят в районе 140-150 млн $ за единицу.
      В 90ые армии всех стран сокращались. Флота, эскадрилии и дивизии западных армий списывались, программы по перевооружению сокращались, сотни компаний в ВПК обанкротились. F-22 ещё повезло быть произведённым в количестве 187 штук.
      Раптор до конца тридцатых прослужит, в середине десятилетия начнётся замена на истребитель по программе NGAD.
      1. +4
        7 ноября 2021 17:51
        То был тот еще старый доллар, который весил больше чем нынешний, и кроме того 145 млн это уже после всех сокращений по расходам, а так первые экземпляры стоили по 450 млн.
    2. -1
      7 ноября 2021 17:49
      Цитата: Doccor18
      С учетом разработки - почти 400 за штуку

      да ладно
      на разработку потратили 45 млрд?
      1. +5
        7 ноября 2021 17:59
        Вместе со сборкой - свыше 74 ярдов...
  2. -3
    7 ноября 2021 17:47
    Не стесняются модернизировать... Хотя, похоже, и не очень успешно. Деньги, деньги...модернизация - очень выгодное действо...сколько под нее можно списать!!!
  3. -7
    7 ноября 2021 17:58
    Ф22 это же пятое поколение? Тогда на его фоне ф35 какое поколение??
    1. +2
      7 ноября 2021 18:00
      Цитата: 6erJIblu
      Тогда на его фоне ф35 какое поколение??

      5 с минусом...
      1. 0
        7 ноября 2021 18:02
        или тогда уж 4++)))
    2. +4
      7 ноября 2021 18:17
      Цитата: 6erJIblu
      Ф22 это же пятое поколение? Тогда на его фоне ф35 какое поколение??

      F-22 - два движка, F-35 - один. Как наши Су-57 и перспективный Су-75...
      1. -3
        8 ноября 2021 04:17
        На Су-57 один двигатель? Вы в этом уверены?
    3. -4
      7 ноября 2021 19:26
      F-22 - 4++
      F-35 - около 4го
    4. SSR
      -5
      7 ноября 2021 19:31
      Цитата: 6erJIblu
      Ф22 это же пятое поколение? Тогда на его фоне ф35 какое поколение??

      Утюг - 5го поколения.
      Пс.
      Несмотря на многие проблемы с Ф22, он гораздо, как минимум симпатичнее, чем Ф35.
      1. +1
        8 ноября 2021 10:09
        Цитата: SSR
        Утюг - 5го поколения.
        Пс.
        Несмотря на многие проблемы с Ф22,

        Вот читаю я раз за разом гору подобных комментариев на этом сайте и поражаюсь, сколько же гениальных авиаконструкторов лежат в России на диванах! Вот янки, они же тупые, ничего не понимают и ни чего не умеют, а у нас талантища - просто лопатой греби!
        1. SSR
          +2
          8 ноября 2021 23:00
          Цитата: Летунъ
          Вот читаю я раз за разом гору подобных комментариев на этом сайте и поражаюсь, сколько же гениальных авиаконструкторов лежат в России на диванах!

          Оно и заметно, много таких, ещё более гениальных мыслителей.
          Уже нельзя высказать собственное мнение.
          Да, мне ф-22 нравится больше чем ф-35 и это несмотря на проблемы которые у него имеются.
          В чём проблема, в том что я ни слова не написал что янки тупые?
          Не надо мне приписывать, собственные выхлопы.
          1. 0
            9 ноября 2021 11:48
            Цитата: SSR
            Уже нельзя высказать собственное мнение.

            Конечно можно.
            А можно и мне? Я же тоже своё высказал. Или это так не работает?
  4. +2
    7 ноября 2021 18:07
    ф-15 самый лучший!
  5. -2
    7 ноября 2021 18:28
    В итоге после всех мытарств американцы откажутся от фу-22 и фу-35 и перейдут бодро на старые добрые фу-15.
    1. +10
      7 ноября 2021 20:06
      - Мечты всех отстающих: чтобы лидеры взяли, развернулись и побежали вспять! laughing lol
    2. +3
      7 ноября 2021 23:11
      Дык они вроде уже их закупают, те которые F-15EX.
      1. -2
        8 ноября 2021 22:57
        - Конечно закупают. Чтобы на бомбёжки папуасов не тратить драгоценный ресурс пятёрок... Это настолько понятно должно быть...
        1. 0
          9 ноября 2021 09:18
          А может быть до американских военных наконец дошло, что с F-35 производитель их надул?
          И получив его на вооружение они получили ущербный самолет заместо суперпупервундервафли?
          А летать то на чем то надо, поэтому они срочно заказывают F-15EX и F/A-18 блок 3. Чтобы на них дотянуть до новых, построенных по программе NGAD.
          1. 0
            9 ноября 2021 19:10
            - Ваши пропагандоны вас надувают. Израильские ВВС используют сейчас F-35 - лётчики на него нарадоваться не могут... Вас, ребята, с оценками F-35 дурют как деревенских лохов...
            1. +1
              9 ноября 2021 20:46
              Ну да, F-35 настолько хорошь что за 5 лет с 2015 года ВВС Израиля было атаковано 955 целей, по которым были применены 4,239 бомб и ракет, в т.ч. десятки с самолётов F-35I.
              Читаем внимательно - десятки! Даже не сотни из 4к с хвостиком с самолетов F-35.
              Вот настолько он хорошь!
              1. 0
                9 ноября 2021 23:04
                - "Лиха беда - начало..." lol
  6. +2
    7 ноября 2021 19:22
    A что значит "Доработан планер" ?
    ..
    Как я понимаю, в ограниченных пределах у самолета можно менять вооружение, электронику и внутренние механизмы. Но планер??? Самолет то больше не выпускается.
    1. +1
      7 ноября 2021 20:39
      К планеру относятся узлы, агрегаты и механизмы управления, всё связанное со способностью самолета летать и не касающееся двигателя.
      Так что модернизировать там можно до бесконечности.
      1. +1
        7 ноября 2021 23:23
        То есть по сути обновив ПО обновляются и механизмы управления. Ну, с ПО то да, можно обнавлять бесконечно. Все равно ни кто не поймет что обновили и обновили ли вооюще, или только продлили дату обязательного получения следующего обновления.
        1. +1
          7 ноября 2021 23:55
          Если честно, я не в курсе.
          Возможно, это статья для поднятия патриотических скреп, а, возможно, отражение реальной нарастающей угрозы со стороны США. По итогу, давайте лучше в статистику ударимся на тему количественного перевеса и возможностей ВВС. Кто, где, сколько и зачем может разместить своих, пусть кривых, но, планеров.
  7. -2
    7 ноября 2021 19:26
    Теперь цена до 1-го млрд. дойдет.
  8. -3
    7 ноября 2021 19:49
    Они что искусственным интеллектом обладают, что сами по себе
    улучшат свои боевые характеристики
    . wassat
  9. +6
    7 ноября 2021 20:01
    -
    Цитата: 6erJIblu
    Ф22 это же пятое поколение? Тогда на его фоне ф35 какое поколение??

    - Пятое. Так же, как на фоне Су-30СМ, самолёт Су-35 - то же самое 4-ое. Желающие могут добавить ещё и "+"... smile
  10. +3
    7 ноября 2021 20:03
    Цитата: Троль
    A что значит "Доработан планер" ?
    ..
    Как я понимаю, в ограниченных пределах у самолета можно менять вооружение, электронику и внутренние механизмы. Но планер??? Самолет то больше не выпускается.

    - Можно бесконечно улучшать РПМ - радиопоглощающие материалы.
    1. -1
      8 ноября 2021 01:28
      - Можно бесконечно улучшать РПМ - радиопоглощающие материалы.

      Ну , не бесконечно . Выйдут в конце концов на техпроцессы изготовления несущей обшивки ( а может и консолей и фрагментов фюзеляжа целиком) с уже радиопоглощающими свойствами . И если это будет рентабельнее или просто лучше - разработают новую машину уже с учетом всех накопившихся новинок и в других ( РЭО, АО, АВ ) областях.
      Обычное дело. Только вот беда . Когда новинок накапливается больше трети - риск получить уродца, где всё отлично , кроме какой-то новинки . И не факт, что исправить можно, легче разломать и по новой.
      1. +1
        8 ноября 2021 14:36
        Ну , не бесконечно . Выйдут в конце концов на техпроцессы изготовления несущей обшивки ( а может и консолей и фрагментов фюзеляжа целиком) с уже радиопоглощающими свойствами .

        - Опоздали вы на 30 лет! lol F-22 изготавливался начиная с прототипа с обшивкой целиком из углепластиков - радиопоглощающих как раз. то же самое и с обшивкой F-35 - 100% карбон. Радиопоглощающий. Плюс сверх - ещё и РПМ.
        И если это будет рентабельнее или просто лучше - разработают новую машину уже с учетом всех накопившихся новинок и в других ( РЭО, АО, АВ ) областях.
        Обычное дело. Только вот беда . Когда новинок накапливается больше трети - риск получить уродца, где всё отлично , кроме какой-то новинки . И не факт, что исправить можно, легче разломать и по новой.

        - Господи, какой бред! А примерчик привести?? lol
        1. -1
          8 ноября 2021 16:57
          - Господи, какой бред! А примерчик привести??

          F-117 подойдёт ? А вообще возьмите любой революционный этап авиации . 45-50 годы ТРД , стреловидное крыло - увидите кучу не пошедших в серию компоновок и схем во всех странах. 60-70 годы - массовое появление бортовых локаторов и М=2 , ракет с ГСН и изменяемая стреловидность - опять искания и работа в мусорную корзину у всех. .
          Современный этап начался в 80-х с революции в электронике - опять шараханья и поиск компромисса между ЭПР , ракетами
          и лётными характеристиками. Причём пока лепили самолёты , что-то успевало "рвануть вперёд" и развалить компромисс .
          Даже F-35 казалось бы уже шишки набиты , рабочая лошадь вышла - наверняка начинает в чём -то не устраивать .
          1. +2
            8 ноября 2021 19:07
            F-117 подойдёт ?

            - Это F-117 - "уродец"?? Эпохальный самолёт, великолепно прошедший три больших локальных войны!
            А вообще возьмите любой революционный этап авиации . 45-50 годы ТРД , стреловидное крыло - увидите кучу не пошедших в серию компоновок и схем во всех странах. 60-70 годы - массовое появление бортовых локаторов и М=2 , ракет с ГСН и изменяемая стреловидность - опять искания и работа в мусорную корзину у всех.

            - Нет большого количества самолётов, попавших "в мусорную корзину", сегодня их просто нет совсем - моделирование на суперкомпьютерах эту напасть излечило.
            Современный этап начался в 80-х с революции в электронике - опять шараханья и поиск компромисса между ЭПР , ракетами и лётными характеристиками.

            - ГДЕ ЭТОМУ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ?
            Даже F-35 казалось бы уже шишки набиты , рабочая лошадь вышла - наверняка начинает в чём -то не устраивать

            - Стремление к лучшему - бесконечно. Это закон прогресса, что же тут сетовать? Правда, в России в мусорную корзину попали уже два подряд: Су-47 и Су-57. Но что поделаешь? Может быть Су-75 будет удачным... request
            1. -1
              9 ноября 2021 09:21
              - Это F-117 - "уродец"?? Эпохальный самолёт, великолепно прошедший три больших локальных войны!

              Да, именно уродец. А три "войнушки " - так просто проверяли идею с малой ЭПР. Больше не на чем было.Хоть на что-то сгодился . Ведь и без них в этих заварушках обошлись бы прекрасно. Не будь он уродцем с гипертрофированно выпяченным одним параметром в ущерб другим , то клепали бы планер лет 30 , модернизируя только начинку.
              , попавших "в мусорную корзину", сегодня их просто нет совсем - моделирование на суперкомпьютерах эту напасть излечило.

              Расскажите современным модерновым компьютерным конструкторам Ил-112. Заодно подумайте, как Ан-26, рассчитанный на логарифмических линейках ( а первоначально прикинутый вообще "в столбик" и по графикам ) оказался лучше убожества , созданного через полвека компьютерным моделированием..
              И куда теперь этот Ил-112 девать ? Как у студента с залетевшей однокурсницей - и жениться неохота , и алименты платить нет желания.
              1. 0
                9 ноября 2021 19:07
                Да, именно уродец.

                - Бедняга... Эко зомбоящиком бомбануло... feel
                А три "войнушки " - так просто проверяли идею с малой ЭПР. Больше не на чем было.

                - "Ржу-не-могу"! Сделали стелс и, естественно, проверяли его в боевых условиях! "Больше не на чем было", на ту пору он был единственный такой. laughing
                Хоть на что-то сгодился .

                - Ага: Ирак-91 - 1271 боевой вылет, ноль потерь, поразил 40% наиболее важных целей! Югославия - 850 боевых вылетов, одна потеря за 78 дней войны, поразил практически все цели которые ему предназначались. Именно F-117 да крылатые ракеты там и были основными ударными силами. Ирак-2003 - чёртова уйма вылетов, ноль потерь, все цели поражены.
                Сравним: пятидневная война России с Грузией: потеряны 1 Ту-22М3, 1 Су-24М, 6 Су-25. Ах, если бы у России был бы с десяток F-117!
                Ведь и без них в этих заварушках обошлись бы прекрасно.

                - ЧЁРТА С ДВА!
                Не будь он уродцем с гипертрофированно выпяченным одним параметром в ущерб другим , то клепали бы планер лет 30 , модернизируя только начинку.

                - А почему Росавипром до сих пор не выпускает И-16?! "Модернизируя только начинку"?! F-117 отправили на пенсию только в 2008-м году, через три года после того, ка на боевое дежурство встала эскадрилья F-22. А в резерве (на складе) все F-117 держали вплоть до новейшего времени, причём инструкторы на 4-х F-117 летают и по сию пору!
  11. -3
    7 ноября 2021 20:26
    Янки сами формируют рейтинг и вовсю трубят о всяких параметрах постоянно их меняя и выдумывая новые. По идее что нам мешает, кроме того, что фактически весь мир следует в кильватере флагмана мировой повестки определяющей все показатели от уровня коррупции, до покупательной способности и т.п. Вот и пишут что раптор 5ка. Хотя с её проблемами покрытия и ПО как бы недопилена птичка.
    1. +1
      7 ноября 2021 20:38
      //Янки сами формируют рейтинг и вовсю трубят о всяких параметрах постоянно их меняя и выдумывая новые//
      Это нелепо и глупо... Значит "янки" придумали? Вам как там живётся, в придуманном мире.
  12. -3
    7 ноября 2021 23:29
    laughing
    После того, как "четверть миллиарда" в прошлом году хлопнулось "в результате помывки"...
    Согласно отчету проблемы у летчика F-22 начались сразу после взлета - самолет начал валиться вправо, пытаясь сделать "бочку". В результате пилот был вынужден выключить форсаж правого левого двигателя и с трудом восстановил управляемость. Но при наборе высоты приборка выдала сигнал "неправильных" летных данных, потом самолет стал опять валить вправо. Было решено вернуться на аэродром. В этот момент авионика стала выдавать явно бредовые летные параметры - так, загорелась "лампочка" превышения перегрузки. После этого пилот решил, "ну его нафиг, выйду-ка вон" и дернул ручки катапульты.
    Проблемы там чуть не усугубились - в воздухе были еще два F-22 и шесть F-35, которые пытались установить место падения "четверти миллиарда". При этом F-35 чуть не столкну
    А причина проблемы, указанная в отчете: "Нарушение при передачи летных данных на борт самолета после его "помывки"! Каким образом? - не сообщается.
    Вероятно произошло "несанкционированное отключение" кабеля передачи данных, в результате чего часть данных полетного задания, загружаемого в самолет была потеряна (как вариант, выдернутый кабель воткнули обратно, но ... вверх ногами! - бывает-с).
    Даже единичная потеря для "серебряных пуль"(тм) ВВС США - серьезная проблема, так как осталось всего 185 F-22, из которых в боевом составе 125. При среднем уровне готовности менее 50% (наименьшая среди основных типов ВВС США), реально там боеготовы только 55-60 F-22 - на "собаку" ну очень узко. Собственно поэтому сешеашевцы так сильно недовольны, когда F-22 приходится поднимать в воздух против "щупающих" границы "стратегов" Ту-95 и Ту-160.
  13. -8
    7 ноября 2021 23:49
    Скоро ф-22 поставят в Израиль и тогда...))
  14. +1
    7 ноября 2021 23:50
    Срок завершения работ по усовершенствованию F-22 намечен на 2035 год. Таким образом, работа над F-22 будет вестись еще несколько лет, пока она не будет завершена. Быстро ничего не произойдет.
  15. 0
    8 ноября 2021 00:44
    После модернизации подорожает ещё больше. Ну, да американцы на краску и бумагу богатые, напечатают ещё зелёных фантиков.
    Является самым дорогим истребителем в мире — 146,2 млн долларов за штуку.
    1. 0
      8 ноября 2021 14:44
      А вы сбережиния храните лучше в рублях, - надёжнее будет! laughing Если Набиулина что-нибудь не придумает... lol
  16. -1
    8 ноября 2021 06:50
    По завершении нового этапа модернизации самолеты уже выработают свой ресурс и будут списаны. Ничего не скажешь, "рачительное" использование ресурсов.
    Хотя, с другой стороны, при этом будут получены наработки и по БРЭУ, и по конструкции, и по материалам
  17. +3
    8 ноября 2021 14:42
    Цитата: IlgizL
    Янки сами формируют рейтинг и вовсю трубят о всяких параметрах постоянно их меняя и выдумывая новые.

    - Сделали глупейшее заявление - так подкрепите его тут же таким же глупейшим примером из жизни?! wink
    По идее что нам мешает

    - Вам мешает руководство вашей солнечной страны. Пересравшееся со всем миром, кроме последних отморозков, отрубившее себя от западных технологий...
    . Вот и пишут что раптор 5ка.

    - Раптор 5-ка - уже с 2005-го года, когда встала на боевое дежурство первая эскадрилья F-22.
    Хотя с её проблемами покрытия и ПО как бы недопилена птичка.

    - РПМ F-22 периодически подновляют. А вот у Су-57 (для сравнения) никаких проблем с покрытием нет - поскольку нет самих покрытий! laughing lol lol
  18. +1
    9 ноября 2021 02:16
    Долгих лет жизни этому прекрасному самолету.
  19. 0
    9 ноября 2021 19:15
    Цитата: Runner2022
    F-22 - 4++
    F-35 - около 4го

    F-22 - лучший истребитель в мировой истории по настоящее время.
    F-35 - лучший ударник в мировой истории по настоящее время.
    Оба - естественно 5-го поколения.
    Су-57 - "мёртворождённое дитя", "второй блин комом" (после Су-47), не нужное ни своему министерству обороны, ни своим ВКС. Поколение 4+. ИМХО: серийно производится не будет вообще и не надо. Ошибка авиаконструкторов, врождённые неисцелимые генетические болезни... crying