Ушли непобеждёнными: как сражалась Одесса

38
Ушли непобеждёнными: как сражалась Одесса
Кинооператор Марк Трояновский снимает уход кораблей Черноморского флота из Одессы. На дальнем плане легкий крейсер «Красный Крым». 16 октября 1941 г.

Новое наступление румынской 4-й армии


Подтянув подкрепления, румынская армия (17 дивизий и 7 бригад – всего свыше 270 тыс. человек, до 2 200 орудий и минометов, 100–120 танков, 300–400 самолетов) 20 августа 1941 года возобновила штурм Одессы («Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности»; Ч. 2). Румын активно поддерживали немцы – части 72-й пехотной дивизии, 2 штурмовых и 4 сапёрных батальона, 3 дивизиона тяжелой артиллерии.

Румынское командование планировало уже 23 августа провести парад в Одессе.



Румынские войска призывали сделать последнее усилие:

«Солдаты! Противник слабее нас. Сделайте последнее усилие, чтобы закончить борьбу, не отступайте перед яростными контратаками противника».

Глава Румынии, кондукэтор Ион Антонеску придавал взятию Одессы особый смысл, видел в этом символ создания «Великой Румынии». Антонеску и румынский король Михай лично прибыли на Одесский фронт. Король произвёл Антонеску в маршалы. Они вместе посетили несколько частей, встретились с командирами. Настроение было приподнятое: ожидалось, что армия вскоре захватит город.


Кондукэтор Румынии маршал Ион Антонеску с офицерами у карты.

Правда, немцы сомневались в быстром успехе союзников.

Начальник Генштаба сухопутных войск Франц Гальдер 20 августа записал в дневнике по поводу Одессы:

«Пока еще вызывает сомнение вопрос, доросло ли румынское командование и его войска до выполнения такой задачи».

Также он отметил, что без немцев не взять Крым. Поэтому вермахт усилил румынскую армию своими подразделениями. Германская авиация пыталась парализовать действия русского флота, главной опоры Одессы.

Так, 29 августа отряд кораблей Черноморского флота во главе с крейсером «Червона Украина» (он прибыл из Севастополя и привёз батальон моряков-добровольцев) корабельным огнем подавил вражеские позиции в Восточном секторе и помог отразить наступление противника. Крейсер поддерживал гарнизон Одессы до 1 сентября.


Легкий крейсер «Червона Украина» в море в период обороны Одессы

30 августа немецкие «Юнкерсы» нанесли удар по советским кораблям. Был серьёзно повреждён лидер эсминцев «Ташкент». Погибли и были ранены несколько человек.

Корабль отправили на ремонт в Севастополь. Восстановительные работы вели 100 человек, работавшие день и ночь, его вывели из сухого дока 10 октября.

21 сентября немецкие самолеты потопили в районе Тендровской косы канонерскую лодку «Красная Армения» и пытавшийся оказать ей помощь эсминец «Фрунзе». В ходе налёта 9 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 советский эсминец был поражён 5 бомбами. Корабль затонул на глубине 6 метров. Погибло 50 моряков, но большая часть команды спаслась на надстройках и трубах эсминца, которые остались над водой.


«На испуг»


Гарнизону Одессы не хватало оружия и боеприпасов.

Сначала помог флот, который прислал в город тысячи винтовок, сотни пистолетов, десятки пулеметов и автоматов, миллион патронов к ним, 6 тыс. ручных гранат, 15 тыс. снарядов для пушек.

В самом городе проявили смекалку и рационализаторство.

В частности, войскам не хватало бронетехники. Тогда главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил строить заменители танков на основе имеющихся гусеничных тракторов СТЗ-5, обшивая их бронёй и устанавливая лёгкое вооружение. Детали башен делали в трамвайных мастерских, бронекорпуса изготовили на заводе имени Октябрьской революции, а производство машин было освоено в танкоремонтных мастерских завода им. Январского восстания.

Поэтому одесский «танк» назвали «Январец».

Верхнюю часть корпуса трактора срезали, производилось бронирование (бронелисты поставлял флот). Броня выдерживала попадание пуль и осколков. В центральной части бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с оружием. Первые два трактора были вооружены 37-мм пушками от танков Т-26, последующие – пулеметами (обычно два 7,62-мм пулемета ДТ).

Первые три машины изготовили за десять дней, и уже 20 августа бросили в сражение в Южном секторе. Взвод под командованием старшего лейтенанта Николая Юдина был на острие атаки 25-й Чапаевской дивизии. Атака была успешной, враг бежал.

Румыны были шокированы появлением советских танков. Поэтому у бронетракторов появилось новое название «На испуг» (НИ).

Испытание оказалось успешным, производство продолжили.

Командование поручило заводу произвести 70 машин. Производство осложнялось постоянными авианалётами. Всего во время обороны Одессы было произведено более 50 НИ-1 (по другим данным – более 60). Ими был вооружен танковый батальон под командованием Юдина.

В ночь на 20 сентября НИ произвели массированную атаку (20 машин). Одесские танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские позиции. Кроме того, как вспоминали ветераны, бронетракторы издавали ужасающий лязг и грохот. Румынские солдаты в панике бежали.

2 октября одесские танки снова успешно атаковали врага у с. Ленинталь. Было захвачено 24 орудия, минометы и пулеметы. В ходе атаки потеряно 6–7 машин (подбиты или вышли из строя по технической неисправности).

15 октября танковый батальон прикрывал эвакуацию Одесского оборонительного района (ООР). Часть танков были взорваны экипажами перед посадкой на транспорт, другие – брошены. Часть машин румыны приняли на вооружение своей армии.


Бронетракторы «НИ-1» («На испуг») выезжают из ворот Одесского завода им. Январского восстания. Реконструкция: съёмки фильма Р. Кармена «Великая Отечественная» (11-я серия) в 1960-х годах


Ранний вариант НИ-1 на базе трактора СТЗ-5. 20 августа 1941 года

«Сухопутные броненосцы»


Также в Одессе в августе усилиями рабочих завода имени Январского восстания и железнодорожников депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная построили 3 бронепоезда – № 21, 22 и 23. Они были вооружены 45- и 76-мм (№ 21) орудиями, ручными, станковыми и зенитными пулеметами.

Первым ввели в строй бронепоезд № 22 «Черноморец», он состоял из обшитого бронёй паровоза, двух бронированных полувагонов, на бортах которых были поставлены станковые пулемёты и на краях платформы – 4 орудия на колёсах (четыре 45-мм пушки). В середине располагался один полувагон для команды и две открытые платформы со шпалами и мешками с песком. Также начали работу над ещё двумя бронепоездами, но до эвакуации в строй их ввести не успели.

Бронепоезда были подвижным резервом Приморской армии, оказывали артиллерийскую поддержку войскам и совершали рейды вглубь территории, захваченной противником.

Так, первый такой рейд совершил 22 августа бронепоезд № 22 «Крепость на колёсах».

В этот день сложилась тяжелая обстановка на левом крыле, где держала оборону 95-я дивизия. Наши позиции атаковали полки 4 румынских дивизий. От захваченной накануне станции Выгода враг пытался прорваться дальше на юго-восток. Бронепоезд № 22 под командованием комиссара Вышинского и командира лейтенанта Белякова без особых помех проследовал вдоль станции Дачная и пересёк линию фронта.

Румыны не додумались разобрать железные пути и поплатились за это. Вышинский вспоминал, что на параллельно проходящей дороге они заметили несколько тысяч солдат (проходило богослужение или присяга). Высадили десант, занявший круговую оборону, и накрыли врага пулеметно-артиллерийским огнем. Эффект был ошеломительный, румыны понесли тяжелые потери. Затем бронепоезд, который уже пыталась накрыть вражеская артиллерия и авиация, благополучно вернулся.


Румынский истребитель немецкого производства He-112В-2, сбитый советскими войсками над Одессой

23 августа такой же рейд совершил бронепоезд № 21 «Черноморец» (2 45-мм и 2 76-мм орудия, 12 станковых пулемётов) под началом лейтенанта Кирпина.

Команда бронепоезда получила важную задачу: на станции Карпово после отступления оттуда Красной армии остался эшелон с поврежденными танками, его планировали перегнать в Одессу. Атаку поддержал танковый взвод политрука Ивана Кривули. Бронепоезд подошёл к станции и открыл огонь, танки вышли в тыл румынским войскам. Рёв советских танков полностью парализовал волю румынских солдат, они сложили оружие. Пленных было в 4 раза больше команды бронепоезда.

Ремонтники восстановили около 100 метров разрушенных путей, эшелон с танками прицепили к бронепоезду и двинулись назад. У с. Выгода остановились, так как вражеская авиация повредила пути. Бронепоезд отвели в сторону лесопосадки, замаскировали. Путь отремонтировали и под прикрытием своих истребителей успешно вернулись в район Одессы. Часть повреждённых танков отремонтировали и ввели в строй.

Бронепоезд «За Родину!» (видимо, бронепоезд № 23) под командованием лейтенанта М. Р. Чечельницкого участвовал в боях на ближних подступах к Одессе. Он прикрывал участок от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки (Южный сектор обороны), и поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию.

Бронепоезда участвовали практически во всех крупных боях, поддерживая огнем нашу пехоту, сдерживая напор врага. Они были серьёзной проблемой для румын. «Сухопутные броненосцы» попадали под артобстрел и авиаудары, несли потери. В октябре бронепоезда прикрывали отход и эвакуацию основных сил. Расстреляв боеприпасы и сняв часть вооружения, команды уничтожили бронепоезда и ушли.


Постройка бронепоезда на заводе имени Январского восстания в Одессе. Рабочие бронируют паровоз серии Ов

В городе произвели более 1 200 50- и 82-мм миномётов.

После того как враг применил огнемёты, в Одессе стали изготавливать свои. Было произведено свыше 1 000 траншейных огнемётов. Их устанавливали в траншеях на расстоянии 100–150 метров. Это позволяло в критический момент создать широкий огневой пояс. Часть огнемётов установили и на баррикадах.

Химическая артель «Комсомолка», которая до войны делала крем для обуви, стала производить запалы для «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью). На заводе «Большевик» (до войны производство изделий из пластмасс) производили взрывчатку.


Бригада братьев Зайцевых ремонтирует танки БТ, уходящие на фронт, на заводе имени Январского восстания в Одессе. На переднем плане БТ-2 на дальнем – Т-26

Ухудшение ситуации


Дни шли за днями, наши войска отбивали одну атаку за другой. Румынам пришлось переносить сроки победы и снова идти на штурм.

Но Одесса не сдавалась.

Психологическая атмосфера в румынских войсках, которые надеялись на лёгкую прогулку и не были готовы к затяжным и кровопролитным боям, резко ухудшилась. Антонеску приказал расстреливать трусов и дезертиров, а семьи отказывающихся идти в атаку или отступающих солдат – лишать пособий и земельных наделов. Офицеров, которые проявляют мягкость к солдатам, приказал снимать с постов, отдавать под суд и лишать пенсии.

Румынский маршал был разгневан:

«Разве не стыдно, что армия, в четыре-пять раз превосходящая армию противника в численном отношении, в количестве частей и вооружения, дезорганизована и разбита советскими подразделениями?»

В конце августа румыно-германские войска снова начали масштабное наступление.

Ситуация была критической. Наши войска уже месяц сдерживали натиск врага.

Приморская армия была обескровлена, местные людские резервы истощены. Особенно тяжелая ситуация была в Восточном секторе, где опорой обороны была 412-я береговая батарея, на вооружении которой было три 180-мм орудия, семь 45-мм пушек, три зенитных установки и несколько 82-мм минометов. Батарея была настоящей головной болью для врага, но наступил момент, когда она оказалась под угрозой захвата. Её захват означал, что противник сможет обстреливать город из крупнокалиберных орудий. Пришлось принять тяжелое решение: батарею взорвали.


Уничтоженное 180-мм орудие 412-й стационарной батареи Одесской военно-морской базы. 25 августа 1941 года в 9 часов по приказу командующего ОВМБ Г. В. Жукова батарея была взорвана с целью недопущения захвата противником

С начала сентября 1941 года 4-я румынская армия искала слабые места в обороне Красной армии.

Бои шли днем и ночью. Линия фронта постепенно сужалась и проходила уже в 8–15 км от города. Авиация сбрасывала на город зажигательные бомбы. По Одессе била румынская артиллерия.

На время положение спасли прибывшие пополнения (маршевые батальоны): с 30 августа по 12 сентября в Одессу перебросили более 25 тыс. человек. Привезли и оружие: 100 батальонных и 20 полковых минометов, более 5 тыс. единиц стрелкового вооружения. Формируется 412-я стрелковая дивизия. 19 сентября корабли Черноморского флота доставили 157-ю стрелковую дивизию полковника Д. И. Томилова (более 12 тыс. человек), дивизион реактивных минометов и 422-й тяжелый гаубичный полк. Численность гарнизона Одессы выросла до 85 тыс. человек.

Прибытие свежей дивизии и артиллерии случилось весьма вовремя. Многие пушки 25-й и 95-й дивизий были уже выбиты, а 2-я кавалерийская и 412-я дивизия орудий не имели.


Советский истребитель И-16 на старте перед вылетом на задание в районе Одессы

Контрудар в районе Григорьевки


Румынская артиллерия из района Григорьевки била по городу и порту.

Руководство ООР неоднократно просило верховное командование прислать свежие силы, чтобы можно было произвести наступательную операцию и отбросить врага. Также Приморской армии нужен был резерв, для парирования прорыва противника. Но ситуация была тяжелой не только в Одессе, поэтому Ставка советовала вести сражение своими силами.

Тем временем обстановка ещё больше ухудшилась.

Наши войска отступили в районе Сухого и Большого Аджалыкского лимана. Теперь враг мог обстреливать город и с юго-запада. Чтобы лишить противника отличного ориентира по обстрелу Одесского порта, 15 сентября пришлось взорвать Воронцовский маяк.

Прибытие подкреплений позволило командованию ООР провести 22 сентября наступательную операцию на правом крыле.

Перед началом наступления наши самолеты нанесли удар по вражеским аэродромам. С фронта, на участке Фонтанка, Гильдендорф, противника атаковали части 157-й и 412-й дивизий. В районе Григорьевки в тыл врага был выброшен воздушный десант под командованием старшины Кузнецова (23 человека) и высажен морской десант – 3-й Черноморский полк морской пехоты (1929 человек) под командованием капитана К. М. Кореня. Десант был доставлен к месту высадки кораблями Черноморского флота. Высадку десанта поддержали огнем крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцы «Безупречный», «Беспощадный» и «Бойкий», бронепоезда и артиллерия ООР. Морпехи стремительной атакой захватили позиции врага, включая батарею в Григорьевке.

Операция была успешной: наши войска разгромили две румынские дивизии (13-ю и 15-ю), освободили несколько поселений, отбросили врага от города на 5–8 км, захватили трофеи (6 единиц бронетехники, 38 орудий, 30 минометов, более 220 пулеметов и т. д.). Противник уже не мог обстреливать город с восточного направления.


Минный заградитель «Коминтерн» ведет огонь по противнику во время обороны Одессы


Бойцы РККА с румынскими пулеметами ZB 53, минометами и пушками, захваченными под Одессой. Сентябрь 1941 г.

Эвакуация


28 сентября и 2 октября наши войска снова успешно атаковали. В целом положение на фронте стабилизировалось. Командование ООР уже готовилось к продолжению обороны в зимний период. А румынское командование столкнулось с перспективой долгой осады.

Однако 30 сентября 1941 года в связи с ухудшением ситуации на южном стратегическом направлении советская Ставка решила эвакуировать Приморскую армию для усиления обороны Крыма (Битва за Крым. Как немцы прорвались к Севастополю).

Эвакуация в условиях постоянного давления противника была сложной задачей. Нужно было снять части с передовой и не дать румынам ворваться в Одессу.

Командование ООР успешно решило эту задачу.

Главные силы решили увести внезапно и погрузить на транспорты 15-го. Отход прикрывал танковый батальон, бронепоезда и партизаны. Они сковали врага, который узнал об оставлении Одессы, активной обороной. Также отход до последнего снаряда прикрывали береговые батареи и зенитчики. Советские воины взорвали орудия и ушли на рыбацких судах. Последние залпы по врагу дал крейсер «Красный Кавказ», который стоял на внешнем рейде и принял арьергарды.

С 1 по 16 октября из Одессы вывезли 86 тыс. военных, 15 тыс. гражданских, 19 единиц бронетехники, более 460 орудий и т. д. Ранним утром 16 октября последний корабль отошёл от причала и взял курс на Севастополь. Румынские войска, опасаясь засады, вошли в Одессу только вечером.

73-дневная оборона Одессы связала до 18 дивизий противника (300 тыс. человек), задержав наступление группы армий «Юг». Германо-румынские войска потеряли в ходе битвы за Одессу до 160 тыс. человек. Наши потери – более 41 тыс. человек. 4-ю румынскую армию пришлось отвести в Румынию на пополнение и восстановление

Эвакуация ООР стала одной из самых успешных эвакуаций Второй мировой войны. А войска Приморской армии, прибывшие в Крым, сыграли решающую роль в героической обороне Севастополя.


Две разбитые советские 76-мм зенитные пушки 3-К в порту Одессы


Румынские солдаты передвигаются у разрушенного дома в Одессе. Октябрь 1941 г.


Колонна румынской пехоты на улице захваченной Одессы
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 ноября 2021 06:18
    Мой друг был под румынской оккупацией в Одессе...Они оставили тяжелые воспоминания.
    1. +7
      12 ноября 2021 06:38
      Очень жаль конечно, что Ставка была вынуждена перебросить Приморскую армию под Севастополь. Одессу можно было оборонять достаточно долго. Шикарный плацдарм в Причерноморье. Видимо других резервов для переброски под Севастополь у нас не было. Но случилось, то, что случилось...
      1. +6
        12 ноября 2021 14:20
        Цитата: Проксима
        Очень жаль конечно, что Ставка была вынуждена перебросить Приморскую армию под Севастополь. Одессу можно было оборонять достаточно долго. Шикарный плацдарм в Причерноморье. Видимо других резервов для переброски под Севастополь у нас не было.

        Одесса могла держаться лишь пока держался Крым. Как только немцы проходят за перешейки, то мы лишаемся аэродромов, с которых можно прикрыть трассу на Одессу. И тогда не то что снабжать, а нормально эвакуировать Одессу не получится. Будет либо Таллин-41, либо Севастополь-42.
        ПМСМ, Одесса - один из немногих примеров вовремя проведённой эвакуации войск. В данном случае Ставка решила не дожидаться прорыва немцами Ишуньских позиций в Крыму, а заблаговременно отвести войска из Одессы, пока ещё можно нормально их вывезти.
    2. +3
      12 ноября 2021 09:52
      Веками поливали - поливали землю одесскую обильно русской кровью....... и отдали бандеровцам.
      1. -1
        12 ноября 2021 10:12
        Цитата: prior
        Веками поливали - поливали землю одесскую обильно русской кровью....

        какими, нахрен, "веками", счетовод? К началу войны Одессе и 150 лет не исполнилось, что ты там поливал?
        1. +1
          12 ноября 2021 10:15
          То есть до Великой отечественной за Одессу боёв не было?
          А 150 лет это не полтора века?
          1. +2
            12 ноября 2021 10:33
            Цитата: prior
            То есть до Великой отечественной за Одессу боёв не было?

            и какие же такие "кровопролитные" бои были за эти 150 лет до ВОВ? Когда красные с УНРовцами друг в друга немного пошмаляли? Когда добровольцы выбили петлюровцев? Или когда Григорьев в пустой город вошёл?
            Цитата: prior
            А 150 лет это не полтора века?

            Ну так не
            Цитата: prior
            Веками поливали - поливали

            К чему это кликушество?
  2. +12
    12 ноября 2021 06:41
    Константин Симонов, сам бывший в Одессе в те героические дни, писал:"Однажды, проезжая по городу, я заметил у агитмашины большую группу женщин, детей и стариков, весело и заразительно смеявшихся. Проходившие рабочие и бойцы останавливались, прислушивались и начинали так же неудержимо, до слез смеяться. Слышны были возгласы:
    - Повтори еще!
    Оказывается, читали письмо Адольфу Гитлеру. Это письмо было издано массовым тиражом и подписывалось всеми желающими. Подписывавшие его делали еще приписки и от себя, и это вызывало еще больший смех.
    В тот вечер, собравшись на ужин, мы тоже прочитали это письмо. В нем были такие строки:
    "Мы, правнуки и внуки славных и воинственных запорожцев земли Украинской, которая теперь входит в Великий Советский Союз, решили тебе, проклятый палач, письмо это написать, как писали когда-то наши прадеды, и деды, которые громили врагов Украины.
    Ты, подлый иуда и гад, напал на нашу Краину и хочешь забрать у нас фабрики и заводы, земли, леса и воды и привести сюда баронов, капиталистов - таких, как ты, бандитов и разбойников-фашистов.
    Этому никогда не бывать! Мы сумеем за себя постоять… Не видать тебе нашей пшеницы и сала… Не раздобудешь ты ни одного воза провизии, хотя уже и потерял лучшие дивизии, не построишь ты на нашей земле ни одну виллу, мы выделим для каждого из вас по два метра на могилу. И как не доведется свинье на небо смотреть, так тебе в нашем огороде не рыть, хотя у тебя морда свиняча и свинская удача.Передай своему другу дуче: пусть не хвалится, едучи на рать… У нас хватит самолетов, бомб, снарядов и штыков, танков и пушек, чтобы стереть тебя в пыль, вор и палач.Передай своему другу дуче: пусть не хвалится, едучи на рать… У нас хватит самолетов, бомб, снарядов и штыков, танков и пушек, чтобы стереть тебя в пыль, вор и палач.На этом мы кончаем и одного тебе желаем, чтобы у тебя, пса, застряла во рту польская колбаса, чтобы ты со своими муссолинами подавился греческими маслинами, а в остальном, чертовы гады, не миновать вам всем наших пуль и снарядов…""
  3. +7
    12 ноября 2021 07:47
    Румыны без немцев не стоили ничего.

    Давили массой пушечного мяса.
    1. -1
      14 ноября 2021 15:11
      Давили массой пушечного мяса.
      ой вей! Таки значит не только ненавидимые ольговичем "совки" расстреливали трусов и дерезртиров ? laughing И "победили вопреки завалив трупами"?
      Антонеску приказал расстреливать трусов и дезертиров, а семьи отказывающихся идти в атаку или отступающих солдат – лишать пособий и земельных наделов. Офицеров, которые проявляют мягкость к солдатам, приказал снимать с постов, отдавать под суд и лишать пенсии.
  4. Eug
    0
    12 ноября 2021 09:13
    Хрестоматийный пример косвенного воздействия - героически и эффективно оборонявшиеся войска вынуждены оставлять позиции из-за проблем на других направлениях...
  5. +6
    12 ноября 2021 10:02
    Две эвакуации, Одесская и Севастопольская. Сколько людей даже не оставили, а бросили в Севастополе. Хотя перед этим была если можно так сказать образцово- показательная эвакуация из Одессы.
    1. +1
      12 ноября 2021 11:39
      Цитата: Алексей 1970
      Сколько людей даже не оставили, а бросили в Севастополе.

      К сожалению, из Севастополя эвакуация была нереальной задачей при полном господстве немецкой авиации, плюс корабли шли достаточно большой участок вдоль контролируемого немцами берега. Именно исходя из этого и принято было решение провести ограниченную. В противном случае потеряли бы и людей и корабли, хотя на мой взгляд эти корабли потом особо в войне и не участвовали.
      1. -1
        12 ноября 2021 14:31
        Цитата: qqqq
        потеряли бы и людей и корабли, хотя на мой взгляд эти корабли потом особо в войне и не участвовали.

        Когда был на 35-й батарее, озадачился этим же вопросом. Пример Балтийский флот и блокада Ленинграда. А так со словами «не дам больше топить корабли» ЧФ ушел на Кавказ.
        1. +5
          12 ноября 2021 14:40
          Цитата: Severomor
          Когда был на 35-й батарее, озадачился этим же вопросом. Пример Балтийский флот и блокада Ленинграда. А так со словами «не дам больше топить корабли» ЧФ ушел на Кавказ.

          История обращения к данному вопросу аналогичная. Комплекс 35 батарея Музей с большой буквы. Но как раз пример БФ и показал ,что происходит при господстве авиации противника. А эвакуация из Севастополя пролегала вдоль Крыма, который был уже под полным контролем немцев, а это и оповещение и батарея в Алуште, практически непрерывная работа вражеской авиации, а уж её то немцы умели применять. Плюс не забывайте, что уже Севастопольская бухта была под полным контролем немцев и как производить погрузку войск под огневым воздействием на не оборудованном побережье одному богу известно. На мой взгляд, было принято прагматичное решение, очень сомнительное в моральном плане.
          1. +2
            14 ноября 2021 00:52
            Все таки моё мнение, флот должен воевать и если нужно гибнуть. Какой смысл в этих железках на Кавказе, которые через 5-10 лет после войны пойдут на металл.
            Опять же БФ и линкор "Марат":
            "К концу октября 1941 года пробоины в уцелевшей части корпуса удалось заделать, внутренние помещения были осушены, восстановлены электроснабжение и механика башен. Десять уцелевших 120-мм орудий были сняты и отправлены на сухопутный фронт, а третья и четвёртая башни главного калибра вновь введены в строй. 31 октября они возобновили стрельбу по противнику, находившемуся на южном берегу Финского залива. Ввести в строй вторую башню не удалось из-за трудностей с заделкой пробоин на 57-м шпангоуте. Тем не менее до конца декабря потопленный линкор выпустил по врагу 407 снарядов главного калибра."
            Цитата: qqqq
            Но как раз пример БФ и показал ,что происходит при господстве авиации противника.

            И что интересно по поводу зенитной артиллерии и следовательно господство немцев в воздухе:
            "После оставления Крыма в СОР сосредоточились три зенитных артиллерийских полка (61-й, 62-й и 122-й) и пять отдельных зенитных артиллерийских дивизионов. Итого, около 40 зенитных батарей (160 пушек калибра 76 мм и 85 мм и 36 пушек калибра 45 мм и 37 мм).
            И вот адмирал Октябрьский с 12 по 20 ноября отправляет из Севастополя в порты Кавказа две трети зенитной артиллерии — два полка и три отдельных дивизиона. После этого в Севастополе остались лишь 61-й полк, 92-й и 114-й дивизионы. Замечу, что 92-й дивизион был не кадровым, а наспех сформированным из курсантов Военно-морского училища береговой обороны имени ЛКСМ. Матчасть — восемь 76-мм и четыре 85-мм пушки — тоже были учебными, причем 76-мм орудия крайне изношены.
            Мало того, Октябрьский 25 декабря вывез из Севастополя одну из двух радиолокационных станций РУС-2.
            И сейчас находятся у нас «морские стратеги», оправдывающие вывоз большей части зенитной артиллерии на Кавказ. Мол, надо было прикрывать с воздуха корабли Черноморского флота в бухтах Кавказского побережья.
            Увы, в 1941 г. германская авиация бомбила лишь объекты, на которые непосредственно наступали части вермахта. Не стали исключением и порты Кавказа, До весны 1942 г. никаких налетов на Туапсе, Сочи, Поти и Батуми не было! Лишь эпизодически пролетали самолеты-разведчики.
            У немцев не так много было бомбардировщиков, чтобы распылять силы, и они сосредоточили их против Севастополя. А что Октябрьский увел флот в порты Кавказа, немцы знали и были этому очень рады. Пусть стоят там и не мешаются."
            Адмирал Октябрьский против Муссолини
            Широкорад Александр Борисович
            1. +1
              15 ноября 2021 10:18
              Октябрьский не только зенитную артиллерию вывез, а еще много чего. Например активно вывозился артиллерийский боезапас, который потом с огромным трудом вплоть до падения города пытались завозить и именно благодаря израсходованию которого в июне 1942 оборона стала разваливаться. Тов. герой Советского Союза Ф. Октябрьский (Иванов настоящая фамилия) просто совершенно не планировал участвовать в обороне города с суши и считал, что это вопрос исключительно РККА, но никак ни РККФ. Пусть армейцы там как хотят, так и "развлекаются". Именно таким отношением к обороне города и обусловлены многие отрицательные моменты в обороне, которые сейчас воспринимаются как ошибки. По факту, это были вполне сознательные действия, вызванные в т.ч. указанной причиной.
    2. +2
      12 ноября 2021 14:32
      Цитата: Алексей 1970
      Две эвакуации, Одесская и Севастопольская. Сколько людей даже не оставили, а бросили в Севастополе. Хотя перед этим была если можно так сказать образцово- показательная эвакуация из Одессы.

      Образцово-показательную эвакуацию Одессы обеспечивали аэродромы Крыма, истребители с которых прикрывали корабли и суда, и румынская "храбрость". smile
      Если бы под Севастополем стояли румыны, то где-нибудь в апреле 1942 г. его тоже можно было бы эвакуировать - под прикрытием "зонтика" ИА с Керченского полуострова.
      Судьба Севастополя решалась в Керчи - точно так же, как судьба Одессы решалась на перекопских и ишуньских позициях. С Одессой нам крайне повезло, что немцев после прорыва первой линии обороны на входе в Крым удалось приостановить на 2,5 недели, так что у Ставки было время на эвакуацию до захвата Крыма.
  6. 0
    12 ноября 2021 16:20
    эта цыганча еще не знала что их ждет сталинград
  7. +4
    12 ноября 2021 19:34
    Одесская оборонительная операция одна из успешных в начале войны. Показала, что можем долго и успешно оборонять важные регионы. Позднее был Севастополь. Повлияло на исход войны в целом. Эвакуация из Одессы была профессиональной и эффективной. К сожалению Октябрьский и Ко. в 1942 с эвакуацией из Севастополя обо- - - лись. Но Одесса была отличным оборонительным сражением с положительным исходом.
  8. +7
    12 ноября 2021 20:14
    Если бы Одессу штурмовали немцы, то боюсь там не было бы успешной операции. Так же и с Севастополем. Если бы его пытались взять румыны, он бы и до 44-го года продержался, а то и вообще до Перекопа бы их погнали. Эти ребятки только на счет пограбить мастера. Бабушка рассказывала как их деревню под Одессой до нитки обобрали. Тащили из домов все что под руку попадется. Как саранча. А какие они "вояки" еще Первая мировая показала. Немцам меньше недели потребовалось их в хлам превратить.
  9. 0
    12 ноября 2021 22:10
    Цитата: qqqq
    плюс корабли шли достаточно большой участок вдоль контролируемого немцами берега.
    А зачем было идти вдоль берега ? Корабли там были настоящие, спокойно могли бы и океан пересечь. Вполне можно было не идти вдоль берега, а уйти мористее, хоть на середину Черного моря. И только потом поворачивать на восток.
    1. 0
      13 ноября 2021 10:37
      Мне тоже этот вопрос интересен. Почему не уйти подальше в море. Но здесь похоже никто этого не знает , минус Вам влепили, а объяснить не объяснили. Я Вам минус поправил.
    2. -1
      13 ноября 2021 10:49
      Цитата: Seal
      А зачем было идти вдоль берега ?

      Чтобы сократить время перехода, попытавшись уложить большую часть в промежуток "от заката до рассвета".
      Цитата: Seal
      Корабли там были настоящие, спокойно могли бы и океан пересечь. Вполне можно было не идти вдоль берега, а уйти мористее, хоть на середину Черного моря. И только потом поворачивать на восток.

      Пробовали. Но это работало только для быстроходных кораблей, и то не всегда. Даже для КР очень сложно скрыться, когда авиаразведка противника встречает практически сразу по выходу из базы.
      А 10-узловой транспорт вести намного легче: можно "навещать" его раз в несколько часов - всё равно далеко не уйдёт. И так вплоть до входа в радиус работы ударников.
      1. 0
        13 ноября 2021 21:04
        Чтобы сократить время перехода, попытавшись уложить большую часть в промежуток "от заката до рассвета".
        Восход солнца в 05:00. Заход в 20:30. Значит светать начинает в 04:30 и темно становится в 21:00. За время с 21:00 до 05:00 (8 часов) из Севастополя десятиузловым ходом модно дойти .... ну максимум до траверса Судака. И то не дойдут, так как должны идти противолодочным зигзагом. И находиться наши суда будут на удалении 55-60 км. от береговой черты. То есть на весьма комфортном расстоянии для немецкой авиации.
        А если уйти в море, хотя бы километров на те же 150 километров, то такой маневр существенно затруднит обнаружение теплоходов вражеской авиацией. Так как в Севастополе воевали не морские, а обыкновенные сухопутные летчики люфтваффе. А ориентироваться при полетах над морем и над землей - это две большие разницы. К тому же у самолетов Ю-87 существенно сокращается время, которое они себе могут позволить заниматься обнаружением и бомбежкой судов, находящихся на удалении 150 км. от береговой черты. Моторы не первой свежести, бензин не лучшего качества, да и у немецких летчиков не было привычки возвращаются на свои аэродромы с пустыми бензобаками.
        Да, у наших судов увеличивается время в пути, а значит судно позже выйдет за новой партией эвакуируемых.
        Но я думаю, что высшее командование просто запрещало судам уходить к середине моря. Чтобы у экипажей на возникло соблазна укрыться в турецких водах, где они будут интернированы.
        Пробовали. Но это работало только для быстроходных кораблей, и то не всегда.

        А вот это интересно. Можно поподробнее - кто конкретно пробовал и, что из этих попыток получилось ?
        1. 0
          14 ноября 2021 11:34
          Цитата: Seal
          А если уйти в море, хотя бы километров на те же 150 километров, то такой маневр существенно затруднит обнаружение теплоходов вражеской авиацией. Так как в Севастополе воевали не морские, а обыкновенные сухопутные летчики люфтваффе. А ориентироваться при полетах над морем и над землей - это две большие разницы. К тому же у самолетов Ю-87 существенно сокращается время, которое они себе могут позволить заниматься обнаружением и бомбежкой судов, находящихся на удалении 150 км. от береговой черты.

          Все эти логически стройные построения портит один маленький факт: ударники не занимались разведкой. Разведкой в Чёрном море занимались гидросамолёты и "хейнкели", которые долетали аж до Кавказского побережья. Впрочем, туда и ударники долетали - Новороссийск и Туапсе бомбили довольно часто.
          К тому же, кроме пикировщиков у немцев были ещё и торпедоносцы - те самые, которые 17.04.42 потопили "Сванетию", несмотря на эскортировавший его ЭМ "Бдительный". Кстати, показательный бой - уклоняясь от атак торпедоносцев, ЭМ настолько удалился от ТР, что скрылся из видимости.
        2. 0
          14 ноября 2021 11:37
          Цитата: Seal
          А вот это интересно. Можно поподробнее - кто конкретно пробовал и, что из этих попыток получилось ?

          В мемуарах будущего первого командира 5-й ОПЭСК Петрова, бывшего на то время штурманом ОЛС ЧФ, описывался безопасный маршрут с уходом чуть ли не к турецкому берегу.

          КР "Ворошилов", ЭМ "Свободный" и "Сообразительный".
          Выход из Батуми в 01:00 27.05.42. Переход вдоль берегов турецкой Анатолии до траверза мыса Синоп ходом 22 узла. Поворот на северо-запад и переход в Севастополь ходом 30 узлов. Прибытие в Севастополь в полночь 28.05.42.
          Обратный маршрут рассчитан не был, только время выхода - не позже 03:00 28.05.42. Далее - по обстановке. Примечательно, что по расчётам на обратном пути ЭМ не хватало топлива на переход полным ходом.
          То есть, выход отряда, приход в Севастополь и выход из базы проходили в тёмное время суток. А в светлое время на маршруте "туда" отряд передвигался в районе с теоретически наименьшей вероятностью встречи с разведчиками противника.

          Переход шёл по плану ровно до поворота от Синопа. Уже на середине пути между Синопом и Крымом в светлое время суток отряд наткнулся сначала на воздушного разведчика (это к вопросу о радиусе обнаружения кораблей немецкой авиацией), а через полчаса - на немецких ударников, работавших по ТР "Грузия" и эскорту (ЭМ "Безупречный", ТЩ, СКА). С помощью КР и двух ЭМ атака была отбита, но уже через полчаса после этого пришла вторая волна - горизонтальные бомберы, а в сумерках и третья - торпедоносцы.
          На обратном пути отряд был атакован после перехода на экономический ход. Немецкие лётчики устроили комбинированную атаку: с носовых КУ зашли две группы торпедоносцев, слева и справа от курса, с кормовых атаковала группа бомбардировщиков. Схемы огня и маневрирования для такой атаки у отряда не было, ордер распался, каждый оборонялся сам за себя. Петров честно написал: "Нам повезло! Ни один корабль не получил попаданий торпеды или бомбы".

          Немного по поводу поводу дальности хода ЭМ, из-за которой не удалось пройти весь обратный маршрут на полном ходу.
          Проект 7:
          ...с дальностью плавания дело обстояло гораздо хуже. В 1943 году она составляла у «Гремящего», «Громкого» и «Грозного» 722—770 миль полным хо­дом и 1670 миль экономическим, у «Ра­зумного» и «Разъяренного» — соответ­ственно 740 и 1750 миль, у «Бодрого» — 730 и 1300 миль, у «Бойкого» — 625 и 1350 миль, у «Беспощадного» — 770 и 1696 миль, у «Рьяного» — 959 и 2565 миль.

          © С.Л.Балакин
          У проекта 7У всё было ещё хуже: котлов больше, а запас топлива тот же.
          Так, в 1943 году «Сооб­разительный» и «Способный» могли пройти экономическим ходом лишь 1380 миль, в то время как проектным заданием для «семерок» определялась дальность в 3000 миль — в два с лиш­ним раза больше.
          1. 0
            17 ноября 2021 09:26
            Для сведения: минусы не от меня. Сейчас снивелирую их плюсами.
    3. 0
      14 ноября 2021 15:22
      спокойно могли бы и океан пересечь.
      да неужели? И где бы бункеровались топливом, водой. Что такое "автономность" слышали? Или у кораблей "бесконечное топливо" как в игре?
      Вполне можно было не идти вдоль берега, а уйти мористее, хоть на середину Черного моря. И только потом поворачивать на восток.
      в навигации что-либо понимаете? Что такое "счисление" в курсе? А какова может быть погрешность. По звездам конечно можно но(!) не факт что небо чистое. Открою тайну - GPS тогда не было. И с радарами у нас туго было увы. Потому лучше ориентироваться по берегу. Известным ориентирам. Даже если маяки не работают. Особенно когда операция посчитана до минут. И нужно выйти в нужную точку точь-в точь. А не жечь горючку и куда хуже тратить время пытаясь компенсировать погрешность счислений на переходе. Даже в 95-м, мы, выйдя из Находки или Владивостока сразу "бежали к Японскому берегу и шли в видимости. Постоянно беря пеленги на маяки или другие ориентиры (мысы, заливы и прочая). Войны конечно не было. Но .....
  10. 0
    13 ноября 2021 10:33
    Минный заградитель «Коминтерн» ведет огонь по противнику во время обороны Одессы

    Судя по некоторым деталям, на фото "Червона Украина", а не "Коминтерн"...
    1. -1
      13 ноября 2021 11:05
      Цитата: Macsen_Wledig
      Судя по некоторым деталям, на фото "Червона Украина", а не "Коминтерн"...

      Слишком большое количество 130-мм орудий на борт (по сравнению с "Коминтерном") и разная высота их расположения (от ВЛ)? И пара зенитных орудий на крыше каземата сразу за бортовой 130-мм на первом плане?

      Жаль, казематных орудий не видно.
      1. 0
        13 ноября 2021 11:41
        Цитата: Alexey RA
        Слишком большое количество 130-мм орудий на борт (по сравнению с "Коминтерном") и разная высота их расположения (от ВЛ)?

        Именно...
        В общем-то достаточно того, что у "Коминтерна" носовая 130-мм стояла по ДП перед надстройкой, а не побортно у среза полубака.
  11. +2
    13 ноября 2021 15:05
    Самсонов, ты когда-нибудь прочтёшь что-то стояшее?! чтобы хрень не пороть... Какие "танкоремонтные мастерские?! Завод Январского Восстания, - краностроительный завод! на котором в начале обороны наладили ремонт легких танков БТ-5, а потом стали делать эрзацтанки НИ (наша одесская гордость).
    1. -1
      14 ноября 2021 10:34
      Цитата: Нормаль ок
      Завод Январского Восстания, - краностроительный завод!

      Не просто краностроительный, а производитель автокранов "Январец". Первых армейских автокранов - тех самых, которые по штату были, а по факту ни в одном мехкорпусе не найдены.
  12. 0
    13 ноября 2021 23:29
    Бабушка моя рассказывала, что румыны воровали всё что на глаза попадалось, даже бельё с верёвок тырили.
  13. 0
    15 ноября 2021 11:19
    не все так однозначно. части рошиори себя очень неплохо показали в Крыму, а горные стрелки вполне успешно зачистили горно-лесистые территории Крыма от остатков отступающей Приморской армии и партизан в конце 41 - начале 42 года. под Одессой против РККА воевали в основном территориальные части - калараши. их боевая подготовка действительно была крайне низкой, хотя вряд ли принципиально отличалась от таковой в РККА. а основной проблемой было отсутствие современной техники во вменяемых количествах, в отличие от РККА. под Севастополем румыны крови той же 7БрМП хорошо попили
  14. 0
    17 ноября 2021 00:29
    Цитата: Region-25.rus
    Открою тайну - GPS тогда не было. И с радарами у нас туго было увы.

    Я вам еще бОльшую тайну открою. У Ушакова, Нахимова и адм. Колчака не было ни GPS, ни радаров. И вот же чудо - как-то они бороздили Черное море и выходили в нужные точки.
    И еще одну тайну открою. На кораблях были компасы !!!
    Потому лучше ориентироваться по берегу. Известным ориентирам
    Вы кроме протрактора, что , так ничего и не освоили ?
    Кстати, а зачем вообще ориентироваться, тем более по берегу ? Вышел из Севастопольской бухты, обогнул мыс, взял курс прямо на восток и шуруй максимальным ходом, который позволяет дать машина. В чем проблема ? Или вы полагаете, что можно проскочить мимо черноморского побережья Кавказа ? И куда выйти ? В Каспий ? В Индийский океан ? Боитесь проскочить - ну так поставьте впередсмотрящего, чтобы тот свистнул, когда по курсу возникнут кавказские горы.
    Выражение : "спокойно могли бы и океан пересечь" - это применительно к мореходности, а не к автономности.
  15. 0
    17 ноября 2021 01:08
    Цитата: Alexey RA
    Разведкой в Чёрном море занимались гидросамолёты и "хейнкели", которые долетали аж до Кавказского побережья. Впрочем, туда и ударники долетали - Новороссийск и Туапсе бомбили довольно часто..

    и
    Цитата: Alexey RA
    К тому же, кроме пикировщиков у немцев были ещё и торпедоносцы - те самые, которые 17.04.42 потопили "Сванетию", несмотря на эскортировавший его ЭМ "Бдительный". Кстати, показательный бой - уклоняясь от атак торпедоносцев, ЭМ настолько удалился от ТР, что скрылся из видимости.

    Я тоже много читал про немецкие торпедоносцы на Черном море. Во многих наших отчетах эти торпедоносцы упомянуты. Но вот вопрос - а были ли они ?
    История применения немецких торпедоносцев на Черном море в 1941–1942 гг. (с августа 1941 г. действовал лишь один отряд 1/KG28, позже переименованный в 6/KG26) осталась «темным пятном» – даже в хронике эскадры, подготовленной Р. Шмидтом, этому и другим эпизодам, произошедшим у берегов Крыма, не посвящено ни строчки [Schmidt R. Achtung – Torpedo los! (KG26). Koblenz: 1991.].
    К тому же 1/KG28 был расформирован в декабре 1941 года с передачей оставшейся материальной базы KG26. А места базирования KG26 как-то далековаты от Черного моря.