На авиасалоне в ОАЭ Китай представил обновлённый учебно-боевой самолёт L-15 с «продвинутой радиолокационной системой»

40
На авиасалоне в ОАЭ Китай представил обновлённый учебно-боевой самолёт L-15 с «продвинутой радиолокационной системой»

Китайская корпорация авиапромышленности (AVIC) представила на международном авиасалоне в Дубае (Dubai Airshow) обновлённый учебно-тренировочный самолёт. Речь идёт об УТС L-15 (L-15E), который, как сообщил замдиректора одного департаментов корпорации Чжан Вэйчжень, оснащён «продвинутой радиолокационной системой».

Чжан Вэйчжэнь:



Самолёт получил новейшую бортовую систему управления вооружениями и ведением огня. Эти вооружения можно применять против различного рода авиационных средств противника, а также против наземных целей.

В ходе презентации УТС L-15, который в большей степени является, скорее, учебно-боевым, было отмечено, что он является относится к средствам для тренировки осуществления атак.

Информация, которая представлена разработчиком L-15, свидетельствует о том, что лётчик получает возможность моделировать бой с выдачей результатов на мониторе, который находится перед ним в кабине.

Вспомогательный монитор с функциями управления:



За моделирование отвечает особая интеллектуальная система, которая, помимо всего прочего, позволяет осуществлять выбор наиболее подходящего для той или иной цели вооружения. А к таким вооружениям относятся авиационные корректируемые бомбы, а также ракеты двух классов - «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Среди вооружений: CM-704KG, YG-9E, YINGS-III, GB-1, GB-3, TL-20, TL-30. Как видно, список применяемых авиабомб и ракет достаточно широк.

Например, CM-704KG - ракета класса «воздух-поверхность», GB-1 и GB-3 - корректируемые авиабомбы различной поражающей способности.


По последним сведениям, у УТС (УБС) L-15E китайской разработки до 9 точек подвески вооружений. Боевой радиус - около 550 км.

Нужно отметить, что в своё время разработка L-15 начиналась совместно с ОКБ Яковлева (РФ).
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 ноября 2021 07:53
    Что то он мне напоминает...
    А это точно не Як-130, может фографию перепутали?
    Интересно, а электроника у них вибро-ударопрочная или как в смартфоне?
    1. +1
      15 ноября 2021 07:58
      Есть определенная схожесть, по крайней мере с это ракурса.
    2. +3
      15 ноября 2021 08:02
      Нужно отметить, что в своё время разработка L-15 начиналась совместно с ОКБ Яковлева (РФ).

      Вот отсюда и "пляшем". Шустрые какие китайцы! Теперь "свое" представляют!
    3. +6
      15 ноября 2021 08:05
      Цитата: 75Сергей
      Что то он мне напоминает...
      А это точно не Як-130, может фографию перепутали?
      Интересно, а электроника у них вибро-ударопрочная или как в смартфоне?

      http://skyships.ru/
      "К концу 1990-хх годов ВВС НОАК столкнулись с той же проблемой, которая возникла у многих крупных авиационных держав: истребители становились все сложнее и уже имеющиеся учебные самолеты не могли подготовить летчиков к пилотированию этих машин. Существовали учебно-боевые модификации истребителей, но их эксплуатация обходилась слишком дорого для военно-воздушных академий. В конце концов, китайцы приняли решение создать новую «летающую парту».

      Первая информация о новом самолете появилась на авиашоу в Пекине в 2001 году. Концерном HAIC (Hongdu Aviation Industry Group) была представлена масштабная модель самолета под индексом L-15. Это был легкий, двухдвигательный самолет, способный разгоняться до 1,4 Маха и, ограниченно, выполнять боевые задачи. Позднее, появилась информация о технической начинке самолета и двигателях: китайском WS-11 или украинском АИ-25.

      Создать новейший самолет, способный обучать пилотов для истребителей 4 и, в будущем, 5 поколений было задачей очень сложной. Для достижения максимальных результатов концерн Hongdu стал сотрудничать с российским ОКБ Яковлева, который в то время работал над своим УБС — Як-130. ОКБ Яковлева консультировали китайских коллег и осуществляли техническое сопровождение проекта. Не смотря на то, что за базу был принят проект L-15, влияние проекта Як-130 очевидно из-за явного внешнего сходства машин. Тем не менее, китайский самолет имеет значительные отличия в ряде систем и силовой установке: в отличие от российского аналога, L-15 — сверхзвуковой самолет.

      Выкатка первого прототипа была проведена на заводе Hongdu в 2005 году. Год спустя самолет впервые взлетел. Вскоре, к нему присоединился второй борт (еще один проходил статические испытания).

      За пределами Китая самолет был впервые предствлен в подмосковном Жуковском на авиасалоне МАКС-2009.
      "
      1. +1
        15 ноября 2021 22:51
        По заказу китайской стороны "Мотор-Сич" разработала двигатели для L-15 на базе двигателей от Як-130 , но с форсажной камерой . Китайцы захотели себе сверхзвуковой УБС .
        А так же начались попытки сделать на его базе лёгкий истребитель эконом класса для экспорта .
    4. +7
      15 ноября 2021 08:08
      Л-15 - сверхзвуковой самолёт, в отличии от дозвукового Як-130
    5. 0
      15 ноября 2021 08:34
      Что то он мне напоминает...

      Эту модель кто только не рожал. А начиналось, вроде, с итальянцев.
    6. -3
      15 ноября 2021 08:40
      Цитата: 75Сергей
      А это точно не Як-130, может фографию перепутали?

      Як можете не сомневаться ,это его китайская копия.Трудная судьба у этого самолета .Наши продают Як-130

      Итальянцы продают под маркой М-346

      и китайская копия L-15
      1. +9
        15 ноября 2021 08:50
        Это не китайская копия, хотя яковлевцы и принимали некоторое участие
        Л-15- сверхзвуковой самолёт.
        Многие учебно- боевые похожи
        Например, это китайско- пакистанский однодвигательный Hongdu JL-8 сделанный ещё в 80-е годы, задолго до Як130
        1. -2
          15 ноября 2021 08:57
          Цитата: Avior
          Например, это китайско- пакистанский однодвигательный Hongdu JL-8 сделанный ещё в 80-е годы, задолго до Як130

          Вот же сказочник
          Тип учебно-боевой самолёт
          Разработчик Флаг Китайской Народной Республики Hongdu (HAIG)
          Флаг Пакистана PAC
          Производитель Флаг Китайской Народной Республики Hongdu (HAIG)
          Флаг Пакистана PAC
          Главный конструктор Hongdu Aviation Industry Group
          Первый полёт 21 ноября 1990 года
          Начало эксплуатации 21 сентября 1994 года
          Статус эксплуатируется, производится
          Эксплуатанты ВВС КНР
          ВВС Пакистана
          ВВС Египта
          см. на вооружении
          Годы производства c 1993[1]
          Стоимость единицы ~$4,5 млн (на 2010 год)

          Самолеты одного поколения ,заложенные в 80 х годах и вдруг задолго ?
          1. +3
            15 ноября 2021 09:18
            Цитата: APASUS
            Вот же сказочник

            Ну фактически получается, что несмотря на относительно одновременное начало работ над самолетами, китайцы работают лучше и разница между началом сертйного производства больше 15 лет.
            1. +4
              15 ноября 2021 09:38
              Не совсем так. Союз с итальянцами и реальная работа начались уже после распада СССР , а в 1996 самолёт уже взлетел. Реально с итальянцами его сделали в сроки, аналогичные китайцам. . Но потом с итальянцами разругались и проект снова лёг, и только в2010 был принят в эксплуатацию- через 14 лет с момента первого полёта . Китайцам на это хватило 4 года.
              1. -1
                15 ноября 2021 11:49
                Я знаю все перепетии Як-130, но как ни крути или не ссылайся на причины, разница в 15+ лет никуда не денется. И самолет собственно опоздал, вернее его возможности на фоне остальных. Надеюсь что такого больше не будет.
                1. +2
                  15 ноября 2021 14:12
                  Цитата: JD1979
                  самолет (Як-130) собственно опоздал, вернее его возможности на фоне остальных.

                  О возможностях Як-130, как учебно-боевого изделия:
                  - Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.
                  - При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.
                  - Отличительная черта Як-130 — возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).
                  - Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета
                  - Машина оборудована цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта.
                  На Як-130 готовят пилотов на самолёты 4 и 5 поколений как отечественного, так и иностранного производства.
                  Может ли L-15 аналогичными характеристиками похвастать, хотя он и принят на вооружение на 2 года позднее Яка.
                  1. 0
                    15 ноября 2021 19:53
                    Цитата: Удав КАА
                    О возможностях Як-130, как учебно-боевого изделия:

                    Перечисление пунктов рекламного буклета, не делает их действительностью)) Особенно на фоне отзывов реальных пилотов.
                    -Катапультирование - 2 трупа в Беларуси, что-то пошло не так как в рекламе и летчики погибли.
                    - Аэродинамическая компоновка и профиль))) это из какого места высосано?)))
                    - Система управления... смотрел ролик пилота яка... ни че го там не работает, имитация только на бумаге.

                    Цитата: Удав КАА
                    Может ли L-15 аналогичными характеристиками похвастать, хотя он и принят на вооружение на 2 года позднее Яка.

                    Ахах. ну похвастать он как раз может))) Именно как боевой, а не летающая парта: При одинаковой нагрузке дальность на 50% больше, скорость на 50% выше, потолок 16 проти 12,5 км и.... РАДАР, которого на Як-130 нет и судя по всему не предвидится. И да, он еще и дешевле. Так что Як-130 очень дорогая летающая парта и что-то непонятное в плане боевых возможностей с дальностью применения оружия в пределах прямой видимости. как-то так.
                    1. 0
                      16 ноября 2021 00:27
                      Цитата: JD1979
                      При одинаковой нагрузке дальность на 50% больше, скорость на 50% выше, потолок 16 проти 12,5 км и.... РАДАР, которого на Як-130 нет и судя по всему не предвидится. И да, он еще и дешевле.

                      По мере поступления замечаний:
                      1. Дальность: 2000/3100 км. Очень странно, т.к двигуны 2 х АИ-222-25 (У 15-го форсированные) одинаковые, вес пустого ЛА: 4600/4960кг (наш на 400 кг легче), мах взлетный вес (при одинаковой нагрузке) -- 10200/9500 (наш берет больше! - вопрос чего?- неужто ЖИРНЫХ курсантов !? нет... выходит, что переменного груза, а это м.б. только ТОПЛИВО!) -- на 700кг !
                      Выходит все дело в ДВИГУНАХ? их топливной эффективности? Так уже было сообщение о том, что в инициативном порядке для него новый двигун СМ-100 (тяга без форсажа более 3000 кгс) мастрячат.
                      2. Скорость мах: 1060/1470 км/ч ... Но это не боевая экономическая, а на форсаже! Но у Як-130 двигун был бесфорсажный. Потом, форсаж (это вам любой летун скажет) сжирает горючку, как "С добрым утром!"А след-но дальность падает... Это, как говорят в Одессе, -- "нельзя сразу иметь море и по колено..." yes
                      3. Потолок. Тут ничего сказать не могу. Но, полагаю, Эверест на Як-130 перелететь можно, а легким штурмовикам "в высях" особенно делать нечего, если очень охота вертушки посшибать, так они в основном до 5 км все летают.
                      4. РАДАР. Ну не заказало МО РФ такую штуку на Як-130. НО! По желанию заказчика -- возможно.
                      На Як-130 предусмотрена установка радара (наиболее вероятна РЛС "Оса"), способного одновременно сопровождать 8 целей и вести стрельбу по 4 из них во всей угловой зоне.
                      https://igor113.livejournal.com/53057.html
                      5. Цена. Як-130 = $ 7,0 млн; L-15 =$ 10,0 млн (см в ВИКИ)
                      Но вы почему-то умалчиваете о том, что:
                      - на Яке - 9 точек подвески, а у кита только 6 !
                      - на Яке установлено 9 мировых и национальных рекордов скороподъемности с различными грузами на различную высоту. (см bastion, karpenko).
                      Как-то так, однако. АГА.
                      1. 0
                        16 ноября 2021 12:08
                        Замечания на замечания)):
                        По дальности, могу ошибаться но скорее всего ничего странного. Китаец имеет лучшую аэродинамику, и больший потолок - соответственно летит дальше.
                        По поводу массы, нельзя точно сказать по общей массе точного количества топлива, тем более что точные данные могут скрываться.
                        Топливная эффективность на двигателях одинаковая, за исключением форсажного режима (сайт производителя)
                        СМ-100 когда будет... тогда посмотрим. А то сейчас столько разговоров про всякие движки, а реально новых пока пару штук и есть.
                        2. Ну... скорость либо экономичная крейсерская, либо нет)) "Экономическая" это что-то из другой сферы) Так же любой летчик (не пилот) скажет, что помимо жора топлива, наличие форсажа может дать значительные шансы этому летчику вернуться назад в самолете, а не по одиночке. И для боевого самолета это огромное преимущество, тем более что ни кто не использует форсажный режим просто в обычном полете.
                        3. Для учебного потолок не важен, а для боевого опять же значительное преимущество.
                        4.Не заказало, потому-что в серьез не рассматривало этот самолет как боевой, а для заказчика надо будет еще и разработать этот радар, чтобы влез в габариты, что время, деньги... а когда есть готовое... не все-будут ждать. Особенно если не предложат АФАР, который и на китайце и на итальянце.
                        5. Чувак! не сбивай меня, я тебе сейчас про свой самолет расскажу! Знаешь сколько на нем рекордов установлено!!))))
                        И как это поможет?))) тем более что ничего ЧСВ определенных людей эти рекорды не подняли. И не побиты они только потому что другим этого не надо, они по основным БОЕВЫМ характеристикам впереди))) Что итальянец с более мощным двигателем скорость набора высоты меньше имеет?)))
                        Цена...7 лимонов, ага ДЛЯ СЕБЯ))) а на экспорт 15))) (Вики, надо не только смотреть, но и ЧИТАТЬ) )) итого больше на 5 лямов и без радара))
                        Ну и единственный плюс 130го... это да, точки подвески)))
                        Как-то так аднака)))
                  2. 0
                    16 ноября 2021 14:34
                    Як-130, по крайней мере первые 100 машин, не имеют РЛС.
                    Самолёт без РЛС вряд ли будет иметь
                    летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения

                    Радар пилят, когда поставят - неизвестно.
                    https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/10140/
          2. +4
            15 ноября 2021 09:29
            . Первый полёт 21 ноября 1990 года

            Создан в 80-е годы
            Начало эксплуатации 21 сентября 1994 года


            Смотрим Як-130
            Первый полёт
            25 апреля 1996 года[1]
            Начало эксплуатации
            февраль 2010 года

            Создан в 90 е годы совместно см итальянцами, в конце 80х на него только конкурс обьявили
            Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР[9].


            А так да, одного поколения. Только китаец создан на несколько лет раньше.
            1. +2
              15 ноября 2021 09:38
              Ну легендарный К8 все же в классе эЛочки. Да у него уже реализованы многие фишки нового поколения УТС. Однако далеко не все, особенно важные. Это некий переходной тип между поколениями. Который взорвал мировой рынок, сломал жизнь и перспективы чехам и продается даже сегодня.




              1. +1
                15 ноября 2021 10:03
                но я же и не пишу, что як-130 - это копия однодвигательного китайца основываясь на их сходстве и на том, что китаец создан на несколько лет раньше.
                Просто поясняю, что внешнее сходство разных типов самолетов - дозвукового и сверхзвукового- не говорит о том, что это копии.
            2. 0
              15 ноября 2021 09:40
              Цитата: Avior
              А так да, одного поколения. Только китаец создан на несколько лет раньше.

              У Китая не было перестройки ,как у нас. Когда В Китае делали самолеты ,нам рекомендовано американцами строить демократию и пилить предприятия на металл......не в самолете дело ,а в условиях .
              1. +1
                15 ноября 2021 10:07
                Китайцы сделали свой самолет еще во времена СССР, заводы тогда еще никто на металл не пилил
                1. +2
                  15 ноября 2021 10:19
                  0
                  Цитата: Avior
                  Китайцы сделали свой самолет еще во времена СССР, заводы тогда еще никто на металл не пилил

                  Чего вы лепите то ?
                  Первый полет у китайцев 90 год и наш в 96 год.
                  Когда Китай стал выпускать предсерйную партию ,мы как раз занялись перестройкой .Нам как раз рекомендовано было останавливать все и вся
                  1. 0
                    15 ноября 2021 10:29
                    Первый полет у китайцев 90 год и наш в 96 год.

                    То есть китайский самолет создан и полетел ещё во времена СССР.
                    Нам как раз рекомендовано было останавливать все и вся

                    Как раз в то время, когда китайцы уже начали серийное производство и ввели самолет в эксплуатацию, яковлевцы начали совместную с итальянцами разработку, и сделали ее в очень короткие сроки благодаря участию утальянцев.
        2. 0
          15 ноября 2021 14:35
          На L-15 тот же украинский движок АИ-222-25, только с форсажной камерой (+ буква "Ф" в конце) .... ну, конечно, это не копия Як-130, а все совпадения у китайцев абсолютно случайны
      2. +7
        15 ноября 2021 09:26
        Ну даже по фото он отличается wink .

        Суть в том, что военные поставили требование пилотирование на М+. То есть самолет должен летать 1300+ км/ч (в итоге почти 1500 км/ч полетел). Этот аспект потянул за собой переделку аэродинамики всей - ибо Як и М346 это выраженные дозвуковые планеры. Другой тип компоновки двигательной установки и всей задней части (рули/киль).


        Минусы тоже есть - движки с меньшим ресурсом, худшие возможности на дозвуковых режимах полета (ну тут или так, или так, ВВС потребовали обеспечить отработку/обучение на М+, конструкторы сделали. А ВКС/Итальянцы потребовали пилотаж и управляемость на малых скоростях и конструкторы сделали).
        1. +2
          15 ноября 2021 10:16
          судя по тому, что написано в статье,
          Самолёт получил новейшую бортовую систему управления вооружениями и ведением огня. Эти вооружения можно применять против различного рода авиационных средств противника, а также против наземных целей.

          китайцы хотят создать современный боевой ударный самолет "для бедных".
          1. +4
            15 ноября 2021 10:34
            Да, по типу FA-50. Вкорячить туда АФАР малогабаритный, РВВ СД, контейнеры целеуказания и разные управляемые бомбы и даже противокорабельные ракеты - С-704.

            У итальянцев есть свой вариант с козырями в виде Бримстоуна (12 ракет это не шутки) и универсальной ракеты Марте-ЕР - 70кг БЧ на 100 км в 340кг изделии, против кораблей и наземных целей. Европейцы традиционно сильны в навесном оборудовании и вооружении.



            При этом, успеха на этом поле добились только корейцы, продав зубастые боевые версии в Ирак (но там подфартило с ситуацией в стране) и на Филиппины. У европейцев несмотря на шикарные ударные возможности все еще 0 контрактов на ФА версию. Поэтому заморозка ударного проекта Яка вполне оправдана. Рыночка по факту толком нет, а тот что есть, сверхконкурентен.
            1. +1
              15 ноября 2021 11:34
              Думаю, для рынка важен вопрос цены и возможностей- какие-то минимальные требования к возможностям самолета есть в любом случае, а не только соотношение цена- качество.
              Китайцы, похоже, электроникой хотят заметно расширить его возможности до полноценного боевого ударного с возможностью ведения воздушного боя с соответсвующим вооружением, конечно.
              Для очень многих задач ведь и не нужны супервозможности самолета, он может использоваться как недорогое дополнение к "взрослым" боевым самолетам в военное время, и способ экономии ресурса- в мирное. Типа вылетов на перехват, контроль воздушного пространства, патрулирование и прочее.
    7. 0
      15 ноября 2021 09:59
      Цитата: 75Сергей
      Что то он мне напоминает...
      А это точно не Як-130, может фографию перепутали?

      Ну сказано же в стать:
      Нужно отметить, что в своё время разработка L-15 начиналась совместно с ОКБ Яковлева (РФ).
      А все остальное их "техническая и научная разведка стырила"
    8. 0
      16 ноября 2021 12:00
      Не нам шутить про их электронику.....
      А если брать всех "близнецов" М-346, Як130,L15......то Як пока остался в первоначальном виде....Итальянец тоже получает в каких то версиях АФАР от Леонардо.......Прибавьте сюда наличие на Западе и Китае прицельных контейнеров (С ними он может выполнять все миссии тактического бомбардировщика)
  2. Eug
    0
    15 ноября 2021 08:59
    L-15 отличается от Аэромакаки и Як-130 длиной двигательных гондол - у Як и АМ сопла перед хвостовым оперением, у L - за. Чем это обусловлено - не знаю, скорее всего конструкцией двигателя для обеспечения сверхзвука, но возможно и необходимостью сверхзвуковой геометрии фюзеляжа.
    1. +1
      15 ноября 2021 14:39
      Наличием у L-15 двигателей АИ-222-25Ф с форсажной камерой это обусловлено. Нет у L-15 никакой "особой сверхзвуковой геометрии". Не способен L-15 летать на высоких числах М/
      1. +1
        15 ноября 2021 22:30
        1,4М Иногда и такое полезно. Но главное- быстрое восстановление скорости при маневрировании