Западный обозреватель: При цене в 20-30 млн долларов российский истребитель Checkmate становится недорогим конкурентом американского F-35

44

Зарубежные эксперты, посетившие презентацию перспективного российского однодвигательного истребителя нового поколения Су-75 Checkmate на авиасалоне в Дубае, комментируют заявленные параметры самолёты. Напомним, что выставка в ОАЭ стала для Checkmate первой зарубежной, где он был представлен. Первый показ макета состоялся в ходе авиасалона в Подмосковье в текущем году.

Западный обозреватель Крейг Хойл пишет о том, что Москва преследует цель составить конкуренцию американским истребителям пятого поколения на мировом рынке. Одно из перспективных направлений – Ближний Восток. При этом обозреватель отмечает, что одно из бесспорных преимуществ российской разработки в этом плане является то, что она существенно дешевле американского F-35.



В ходе презентации было заявлено, что российская платформа Checkmate имеет открытую архитектуру и оценивается примерно в 20-30 млн долларов. В западной прессе указывают на то, что сегодня это примерно в 3-4 раза дешевле F-35. Это может стать весомым аргументом для потенциальных покупателей, если российский лёгкий истребитель пятого поколения уже в ближайшие годы поднимется в воздух. Кстати, по ходу презентации первый полёт был анонсирован на 2023 год.

Крейг Хойл констатирует, что при цене в 20-30 млн долларов российский Checkmate становится недорогим конкурентом американского F-35, добавляя:

И всё же пока рано говорить о том, сможет ли Москва насладиться сладким запахом успеха от своего недорогого проекта.

Западный обозреватель делает отсылку к парфюму Checkmate, который был представлен в ОАЭ одновременно с макетом одноимённого боевого самолёта, отмечая интересный маркетинговый ход российской стороны.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 ноября 2021 06:34
    Еще ни цен нет, ни самолета в металле. Вот как появится, покажет характеристики, тогда и разговоры вести. А то ищем черную кошку в темной комнате.
    1. +4
      17 ноября 2021 06:44
      Цитата: Витас
      Вот как появится, покажет характеристики, тогда и разговоры вести.

      Ну если упирать на сверхманевренность не будут, то остальное уже отработано на несколько рядов. От компоновки до малозаметности.
      1. -1
        17 ноября 2021 07:00
        Малозаметность на чём отработана?
        1. +4
          17 ноября 2021 07:02
          Цитата: ASAD
          Малозаметность на чём отработана?

          Т-50, Су-57, БПЛА "Охотник".
          1. mva
            -13
            17 ноября 2021 08:10
            А Индусы (совместный проект с ними был по 5-му поколения) говорят, что нет ни какой малозаметности у Т-50, Су-57. Примерно тоже, что и у Су-35. А БПЛА "Охотник" никто в живую не видел, кто мог бы что то поведать.
            1. +11
              17 ноября 2021 08:21
              Цитата: mva
              А Индусы (совместный проект с ними был по 5-му поколения) говорят, что нет ни какой малозаметности у Т-50, Су-57.

              Индусы хоть как то испытывали этот самолёт? Они завиляли задом с целью получить халяву и не получили ничего, тоже мне эксперты.
              Цитата: mva
              А БПЛА "Охотник" никто в живую не видел, кто мог бы что то поведать.
              Никого в живых не оставляют? laughing Или если перед вами персонально не отчитались по результатам испытаний, то и ничего не было? laughing
              1. +1
                17 ноября 2021 18:03
                СУ-57 = СУ-35 Pro Max yes

                1. 0
                  18 ноября 2021 03:52
                  Ну есть сходство, ну и что?


                  Тоже наблюдается.
            2. +2
              17 ноября 2021 19:42
              Какая разница, что говорят индусы, преследующие свои цели? Им отказали идти на их поводу, вот они и придумали причины для отказа от совместного проекта.
        2. -1
          18 ноября 2021 10:09
          Есть такое понятие частотное масштабирование. Например, при размерах летательного аппарата 30*10 м на частоте 10 ГГц (длина волны 3 см) радиолокационная сигнатура будет такой же как для модели размером 1*0,33 м (в 30 раз меньше) на частоте 300 ГГц (длина волны 1 мм). В журнале академии наук Украины "Коллега" за 2006 год были фотографии моделей ф-16 и ф-117, в Харькове этим занимались.
      2. +2
        17 ноября 2021 14:31
        Цитата: Владимир_2У
        Ну если упирать на сверхманевренность

        А что с ней (сверхманевренностью) не так ?
        Всеракурсное сопло отработано давно , и на однодвигательном J-10 китайцы его тоже успешно испытали .
        В принципе , если поставлена задача создание лёгкого , недорогого мобилизационного истребителя , то для его создания есть все составные части :
        - проверенный двигатель АЛ-41Ф-1С с довольно неплохим ресурсом(4000 ч.) и всеракурсным соплом ,
        - готовая кабина от Су-57 и изрядная часть авионики ,
        - БРЛС может быть использована от несчастливого МиГ-35 , которая уже готова ,
        - элементы планера уже тоже частично отработаны на Су-57 , а "ласты" хвостового оперения на Су-47 "Беркут" .
        Остаётся вопрос о вместимости его отсека вооружения и количестве ракет в нём , а так же прочего вооружения .
        Так что если не заморачиваться на "вундерваффе" , а использовать всё готовое , то получиться может довольно быстро и приемлемо по качеству .
        Собственным ВКС тоже нужны недорогие , но массовые ЛФМИ .

        А пиар несуществующего ещё продукта , конечно раздражает .
        1. 0
          17 ноября 2021 14:33
          Кстати,заметьте как нужные СМИ подключились к маркетинговому процессу...То есть имеются у РФ проплаченные ресурсы... Не,ну ф 35 там по другому все было..
          1. -1
            17 ноября 2021 14:39
            Честно говоря давно не смотрел телевизор , но если начинается волна ПИАРа , то будут бить из всех калибров . Возможно спохватились , что теряют рынок боевой авиации , а нового конкурентного продукта - нет . Мировой рынок потенциальных клиентов уже заполнен тяжелыми истребителями КБ Сухого и больше туда уже особо не впихнуть . Зато актуален спрос на лёгкие однодвигательные , недорогие и простые в эксплуатации ... А у РФ такого и не было , ни в наличии , ни в заделе .
            Вот и кинулись во все тяжкие , пока Китай рынок не занял .
            Такие маскарады , конечно смешат специалистов , но ... "захочешь жить - не так раскорячишся" .
          2. 0
            17 ноября 2021 19:43
            Нужные СМИ это какие?
        2. +1
          17 ноября 2021 17:24
          В Российской Армии однодвигательных боевых самолетов нет более 25 лет на вооружении.
          Потому им требуется более высокая культура обслуживания и эксплуатации.
          Самолетопад в этом году явное тому подтверждение.
          А что касается всего мира, даже Индии , то они летали и летают на МиГ-21-93 , МиГ-27 , Су-17М4 и др.
          В Сирии тоже такие есть. Есть МиГ-23.
          Кстати последние модификации МиГ-23 , МиГ-27 и Су-17М4 были вполне себе не плохими самолетами даже по уровню 2000-х годов. Если модернизировать БРЭО как Индия с МиГ-21 сделала, то тогда цены им бы не было.
          У нас при Паше Грачеве все однодвигательные самолеты в том числе совсем новые были пущены на металлом. Хотя их можно было продать за хорошие деньги.
          1. +1
            17 ноября 2021 19:43
            Цитата: Osipov9391
            В Российской Армии однодвигательных боевых самолетов нет более 25 лет на вооружении.

            Зато до этого опыта хоть отбавляй . Опыт эксплуатации двухдвигательных самолётов показал , что их эксплуатация сложна , дорога и межполётное обслуживание занимает гораздо больше времени . Поэтому и пошел спрос именно на недорогие , простые в эксплуатации однодвигательные ЛФМИ .
            А РФ к такому оказалась не готовой .
            Похоже стали исправлять такое упущение . Хотя КБ Сухого и предлагало начиная с конца 80-х и все 90-е однодвигательные ЛФМИ с одним АЛ-31Ф .
            Цитата: Osipov9391
            Потому им требуется более высокая культура обслуживания и эксплуатации.
            Самолетопад в этом году явное тому подтверждение.

            Культура обслуживания нужна на двухдвигательных не меньше . Зато нагрузка на технический персонал будет значительно меньше(одни двигатель , это не два обслужить) , так что будет больше времени и возможностей для более тщательного обслуживания .
            Цитата: Osipov9391
            Кстати последние модификации МиГ-23 , МиГ-27 и Су-17М4 были вполне себе не плохими самолетами даже по уровню 2000-х годов. Если модернизировать БРЭО как Индия с МиГ-21 сделала, то тогда цены им бы не было.

            На закате Союза была идея модернизировать МиГ-23 последней модификации , использовав для этого радар и БРЭО от МиГ-29 . При этом скорость и дальность у МиГ-23 были больше , чем у "Точки опоры" .
            Просто в новой РФ посчитали , что самолётов у нас слишком много , и стали нещадно сокращать . Часть продавая , а большую часть просто списывая в утил . Не додумались даже самолёты с большим остаточным ресурсом поставить на консервацию . Например МиГ-27 . Так что когда началась война в Чечне и понадобились защащённые скоростные штурмовики(чтобы быстро выходить из под обстрела) , то оказалось , что поставленные на "условную консервацию" МиГ-27 ... уже ВСЕ небоеготовы и восстановлению не подлежат . Они ещё и разграбленными оказались .
            Цитата: Osipov9391
            У нас при Паше Грачеве все однодвигательные самолеты в том числе совсем новые были пущены на металлом. Хотя их можно было продать за хорошие деньги.

            Тогда свято исполняли приказы Госдепа и любые прихоти "партнёров" .
            Но сегодня объективно нужен недорогой лёгкий истребитель , способный насытить ВКС нужным количеством боевых единиц . Ибо на одних тяжелых уже не выезжается .
            Ну и "святая-святых" - экспорт !
            Не нужны уже в мире тяжелые МФИ , но очень значителен спрос именно на ЛФМИ . Если сейчас не заскочить в последний вагон , можно вообще вылететь с мирового рынка и останется только ремонт и обслуживание уже поставленных за рубеж .
            1. 0
              17 ноября 2021 23:54
              Тот опыт по однодвигательным самолетам из прошлого уже давно ушел в не бытье- те кто их обслуживал и летал уже давно на погосте/или на пенсии.
              Те кто сейчас летает и обслуживает подобную технику практически не встречали.
              Поскольку на Западе вовсю используется F-16 то там опыт есть очень большой. На F-35 им переходить не так сложно.
              Культура обслуживания двухдвигательных машин может и не меньше, то качество обслуживание иногда значительно ниже. Так как отказ двигателя в полете не станет критическим отказом при котором самолет придется покинуть.
              Потом гидравлика и энергосистема работающая от двух двигателей более надежна и отказоустойчива.
              В 90-е годы Су-17М4 и МиГ-27 (у первого БРЭО частично заимствовали с Су-39) выводились на базы хранения техники.
              Точнее условного хранения. Потом когда коснулись то все что там находилось было вдребезги раскурочено добытчиками драгоценных металлов. Срезаны разъемы , платы блоков , потенциометры датчиков обратной связи , волноводы и др.
              Восстанавливать их было уже бессмысленно.
              Были бы сейчас в наличии полки на этих машинах - можно было бы их пересаживать на Су-75.
              А так давно нет интереса к этим легким истребителям. Лет 20 как нет. А то и больше.
              Почти все МиГ-29 ушли под списание по ресурсу. Их даже не модернизировали в отличии от Су-27 и МиГ-31. Посчитали что лучше сохранить парк тяжелых истребителей еще в 2000-е годы.
              Если только Су-25 заменить этим истребителем. Ибо замены ему нет, проект Су-39 канул в лету, до тяжелых ударных БПЛА нам очень далеко , а Су-34 (он кандидат на снятие с производства) использовать для замены Су-25 не серьезно.
        3. 0
          18 ноября 2021 03:23
          Цитата: bayard
          А что с ней (сверхманевренностью) не так ?

          Многое! laughing Во первых аэродинамика на углах сверхманеврирования требует более сложных расчётов и испытаний (время/деньги), во вторых ПО для ЭСДУ требует того же самого. По опыту Су-27/35 было так. Ну и пишут что V-образное хвостовое не способствует.

          Так что если не заморачиваться на "вундерваффе" , а использовать всё готовое , то получиться может довольно быстро и приемлемо по качеству .
          Собственным ВКС тоже нужны недорогие , но массовые ЛФМИ .
          Целиком и полностью! hi
    2. +9
      17 ноября 2021 07:00
      Знать потенциальных покупателей, и их пожелания к будущему самолёту нужно, так проще, заранее сделать то что купят, чем потом переделывать уже готовый самолёт. Так что в этом плане наши правильно пиарят проект.
      1. 0
        18 ноября 2021 11:30
        Правильно. Поддерживаю. Потому они и говорят в презентации : «сделай самолет под себя»
    3. +2
      17 ноября 2021 07:29
      По такой цене беру-заверните,пожалуйста, мне 5штук wassat .
    4. +2
      17 ноября 2021 07:35
      Цитата: Витас
      Еще ни цен нет, ни самолета в металле

      Зато парфюм уже имеется. Пусть привыкают к его запаху, уверяются в том, что он прекрасен...ну и заработать на нем тоже можно немало.
      1. +1
        17 ноября 2021 14:16
        Цитата: Егоза
        Пусть привыкают к его запаху, уверяются в том, что он прекрасен..

        Для персов и арабов название самолёта имеет двоякое значение . О первом нам уже рассказали . А вот на языке первоисточника , это означает "Смерть короля"(шаха) .
        ... Хотя и сама игра переводится как "Убийство короля" или "Охота на короля" .
        Парфюм "Убийство короля" ... звучит пикантно .
        Хотя ... можно перевести(трактовать) как и "Убийца короля" .
        bully
    5. +2
      17 ноября 2021 12:51
      Цитата: Витас
      А то ищем черную кошку в темной комнате.

      Да никто никого не ищет, всё на виду. Есть макет, примерные хар-ки и примерная цена, и то и другое плюс минус километр, обычное дело при презентации новых вооружений. Было бы интересно глянуть, как и когда взлетит!
  2. -12
    17 ноября 2021 07:01
    У открытой архитектуры есть один недостаток, и в случае с авиацией существенный.

    Заказчик на выходе получает мелкосерийный самолёт со свойственным им проблемой обслуживания. Проблема с запчастями, срок от заказа до доставки.
    Конечно мы можем предупредить об этом, но не факт, что нам через 5 лет не скажут, что отказываемся от этого самолёта, потому, что они постоянно стоят и ждут запчастей. В итоге это всё ударит по репутации как с Суперджетом от того же Сухого.
  3. -10
    17 ноября 2021 07:21
    .российский Checkmate становится недорогим конкурентом американского F-35, добавляя
    после того как F-35 снимут с вооружения
    1. +1
      17 ноября 2021 12:54
      Цитата: синдикалист
      после того как F-35 снимут с вооружения

      Для того, чтобы что-то снять с вооружения, надо другое что-то поставить, о чём пока даже не слышно! Для чего писать глупости? request
    2. 0
      17 ноября 2021 18:07
      Нет, я куплю подержанные F-35 вместо СУ-75. laughing
  4. +1
    17 ноября 2021 07:30
    Дык Говорят он и в космос летать будет и под водой ходить будет
  5. -1
    17 ноября 2021 07:48
    американцы нажмут на всё педали но к своим традиционным покупателям не подпустят, остаются только наши традиционные покупатели да и то без китая
  6. -5
    17 ноября 2021 08:01
    Цитата: Бережливый
    По такой цене беру-заверните,пожалуйста, мне 5штук wassat .

    Трудно за 30 млн.$продать постер или картинку или фанерную модель.Пока наши построят и испытают(15-20 лет) и подорожают и конкуренты что то новое придумают и выкатят. hi
    1. 0
      17 ноября 2021 19:45
      Через 5 лет уже серийное производство начнется.
      1. +3
        17 ноября 2021 20:15
        Пять лет назад говорили такое об Су-57.Ну если называть "серийное производство",что за последние годы сделали 1(один) серийный,и в войска не отдали опять испытывают- ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ ЧТО ЭТО СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО!!!
        1. -1
          17 ноября 2021 20:21
          Цыплят по осени считают. В этом году еще 4 передадут, а дальше больше. Самое настоящее серийное производство с наращиванием. И пофиг, как раньше говорили, это не показатель чего-либо.
          1. 0
            17 ноября 2021 20:25
            Вот по осени и посчитаем,а то сроки вечно переводят "в право".
            Ну с Су-57 еще как то со скипом "пойдет",но за 75,через пять лет-ОЧЕНЬ СОМНЕВАЮСЬ.
            1. -1
              17 ноября 2021 20:29
              По осени - это после 27-го года, когда контракт на 76 Су-57 будет выполнен. если не будет - тогда и можно будет претензии предъявлять. А пока всё идёт по плану. Да и смысл в в новом сомневаться - он очень сильно унифицирован с 57, большинство его узлов. Разрабатывали его по другой ускоренной методике с уже отработанными компонентами. Нет объективных причин выделять большее время, чем заявленное.
        2. 0
          18 ноября 2021 11:35
          Производить одновременно много самолетов на ограниченных мощностях невозможно. У нас в производстве 30ка, 35ка, 34ка, 57й. Модернизация старых бортов идет. Начали постройку новых ТУ-160 (а это колоссальные затраты), с транспортниками худо-бедно дела ведут. Если мне память не изменяет, мы прозводим для своих ВВС сейчас больше, чем кто-либо. Ну может, Китай с нами вровень идет. Очередь дойдет и до 57-го в товарных количествах. Не переживайте.
  7. -2
    17 ноября 2021 08:16
    По факту нет ни самолета ни потенциальных иностранных заказчиков, что и не удивительно.
  8. -1
    17 ноября 2021 09:45
    Вся эта рекламная компания по продвижению Су-75 навязчиво напоминает делёж шкуры не убитого медведя!
    В военной авиации не принято надувать щеки перед вылетом, вот вернулся живым из полета, тогда можно похвалиться и где-то даже приукрасить...
    Все удачные самолеты на моей памяти создавались в обстановке строжайшей секретности, о них мы узнавали, когда начинался уже этап войсковых испытаний, а тут раздули рекламную шумиху на пустом месте. Все это весьма нетрадиционно и ничего хорошего из этого не выйдет.
    1. +1
      17 ноября 2021 11:34
      Цитата: Сокол ИБА
      Все удачные самолеты на моей памяти создавались в обстановке строжайшей секретности, о них мы узнавали, когда начинался уже этап войсковых испытаний, а тут раздули рекламную шумиху на пустом месте.
      Но всё это происходило во времена советской коммунистической модели экономики и государства. Сейчас же капитализм на дворе. Всё правильно делаем. Бюджеты покупателей под будущие контракты надо заранее резервировать. Вот наши и стараются.
      1. +3
        17 ноября 2021 12:57
        Цитата: Krev
        Бюджеты покупателей под будущие контракты надо заранее резервировать. Вот наши и стараются.
        Не только бюджеты, но и учесть пожелания будущих заказчиков по начинке самолёта, о чём уже упоминал коллега Попандос smile
      2. 0
        17 ноября 2021 15:32
        Посмотрим. Китайская коммунистическая экономика клепает все подряд, без всякого шума. Очень хочется, что бы все получилось с новым самолетом!!!
  9. 0
    17 ноября 2021 13:35
    Цитата: "При цене в 20-30 млн долларов российский истребитель Checkmate становится недорогим конкурентом американского F-35"
    Еще пока не становится, вот пойдет в серию, там будет видно во-первых сколько реально стоит, а во-вторых конкурирует или нет.
    Что за дурацкая привычка устраивать дележку шкуры неубитого, а в данном случае, еще и нерожденного медведя.
  10. 0
    17 ноября 2021 19:45
    Сколько же тут умников-советчиков о том, когда надо разговоры вести, а когда её рано laughing