Чустские мастера: все для фронта, все для победы

58
Говоря об участии Узбекской ССР во Второй мировой, обычно вспоминают о том, что страна дала кров и пищу тысячам эвакуированных. Кто-то вспомнит, что на средства, собранные жителями страны, строились бронепоезда и танки. Третьи (их совсем немного) расскажут об отваге воинов-узбекистанцев. Но уж точно никто не вспомнит жителей города Чуст в Намагнанской области той страны. А между тем их вклад в завоевание победы весьма велик.

Об этом мы и расскажем. А также о том, чем они живут сейчас.



Лихая година


Начать, наверное, следует с краткого знакомства с этим небольшим городком.

Расположенный между Кокандом и Наманганом, он не может похвастать богатыми земельными угодьями, поскольку расположен в степной зоне близ предгорий Тянь-Шаня. Крупные торговые пути в древности также проходили далеко. Жителям Чуста приходилось как-то выживать с тем, что есть.

А были у них степь и горы.

В первой – они пасли скот, а вторые – снабжали их железной рудой и поделочным камнем. Благодаря этим факторам и сформировался быт чустцев: животноводов и мастеров горного, кузнечного и ювелирного дела. Не меньше было и представителей профессий, сопутствующих животноводству: кожевенников, сапожников, шорников. Веками они развивали свое мастерство, доводя его до совершенства.

Прибегая к сравнениям, скажем, что Чуст для Узбекистана – то же самое, что Златоуст или Тула для России.

Но мы несколько отвлеклись.

Так они встретили и 1941 год, когда вдруг раздалось грозное: «Вставай, страна огромная…»

Вся промышленность СССР срочно перестраивалась под военные нужды, а по городам и весям разъезжали представители НКО и НКВД. Появились они и в Чусте, где сразу же обратились к мастерам– шорникам и оружейникам. Красной армии требовались клинки для сабель (кавалерийские части еще успели повоевать в годы Второй мировой войны) и упряжь для лошадей.

Мастера ответили: «Албатта бажарамиз» («обязательно сделаем»), – и принялись за работу.

Львиную ее долю, естественно, составляли ножи АН-40 (предшественники знаменитой «вишни» разведчиков). Сабли и шашки изготавливались уже в меньших количествах.

При этом редкий воин-узбекистанец уходил на фронт без национального ножа «пичок».

Чустские мастера: все для фронта, все для победы
Фото: iqmena.livejournal.com

В рассказах ветеранов нередко говорится о том, что такой нож служил опознавательным знаком для земляков. И, кстати, о нем написано ничуть не меньше, чем о самурайской катане.

Пичок


«Пичок» был не менее, а иногда и более универсален, чем армейский нож. В частности, он пользовался популярностью у поваров полевых кухонь в тех частях, где было больше солдат из Узбекской ССР. Там, где их не было, повара не упускали случая выменять такой нож – уж очень сподручно им работать на кухне.

А мастер-«пичокчи» (ножедел), если тому случалось попасть в строй, мгновенно становился уважаемым человеком. Уважал его и старшина, что немаловажно в полевой обстановке, когда частенько возникала нужда в новой амуниции.

И чего уж греха таить, узбекистанские ножеделы этим пользовались.

В семье правнука ветерана Великой Отечественной Анвара Халилова передается легенда о том, как тот выжил в бою лишь потому, что его прикрыл собой русский парень из Вологды Николай.

Придя в себя в госпитале после тяжелого ранения, он на вопросы соседей по палате ответил:

– Ну, а как же! Анварку убьют – кто мне ножик хороший сделает?

Невольно возникает вопрос, чем же так хорош узбекский национальный нож, что ради обладания им можно подставиться под пулю?

Попробуем разобраться.

И начать следует, наверное, с устройства узбекского ножа.

Итак, что же такое узбекский пичок?

Как уже было сказано выше, это универсальный многоцелевой нож, которым удобно резать как овощи на кухне, та и супостатов на поле боя. Именно так в свое время поступила группа воинов в те далекие времена, когда территория Средней Азии подвергалась набегам персов.

Захватчики были солидарны с Чингисханом в том, что в своих походах не обижали духовенство противника. Кроме того, не трогали они и паломников.

И вот однажды к персидскому лагерю подошла группа дервишей (странствующих юродивых), одетых в жуткое рубище. Смиренно кланяясь, они попросили разрешения заночевать поблизости, а то в степи бродят и шакалы, и лихие люди. А у Божьих людей нет при себе оружия, только вот эти ножики. Хлебушка, там, порезать, или, если Аллах пошлет, то и соскоблить остатки мяса с брошенных объедков.

Странников, конечно, обыскали, но и верно, они не имели при себе никакого оружия, кроме тех самых неказистых ножей.

Они, кстати, не попадали под тогдашнее определение холодного оружия, поскольку кончик клинка был сильно задран вверх. Это мешало нанести сильный колющий удар, поэтому были признаны разрешенными к ношению.

В общем, позволение бродягам заночевать стало последним в жизни командира персидского отряда. Глубокой ночью бродяги (на самом деле – переодетые воины) бритвенно-острыми клинками быстро и бесшумно вырезали почти всех противников. Оставшиеся в живых думали только о том, как бы сию секунду не предстать пред очами их божества.

А «дервиши», сделав дело, растворились в предрассветных сумерках. Такой вот спецназ времен персидских завоеваний.

Но вернемся, собственно, к ножу.

Он состоит из:

1) клинка треугольного сечения – «тыг»,
2) больстера – «гулбанд»,
3) черена (рукояти) – «доста»,
4) клювообразного загиба на конце рукояти, который называется «бринч».

На лезвии обычно присутствует клеймо – «тамга». Чем больше в нем элементов, тем больше учеников у матера-изготовителя. В настоящее время тамга несет чисто декоративные функции.


Элементы инкрустации на рукояти называются «кес», независимо от материала изготовления. Это могут быть как кусочки оргстекла, так и полудрагоценные камни.

В качественные ножи входит еще и медная или латунная полоска, которую заковывают между накладками рукояти для предохранения хвостовика ножа от коррозии. Лезвие сведено «в ноль» прямо от обуха, что обеспечивает ножу отличный рез.

К недостаткам ножа можно отнести мягкость стали клинка, но ее же можно считать и достоинством.

Затупившееся лезвие легко правится на любом камне, а окончательную доводку до бритвенной остроты можно сделать на коже ладони.

Пичок (буду называть его по русской транскипции – «пчак», так удобнее) хорош и для работ на кухне, и для колки щепы для походного костра – и еще много для чего.

В городе Янгиюль в свое время объявился народный целитель, который среди прочего спектра услуг мог удалить катаракту с глаза. Эта тончайшая операция выполнялась… Правильно, пчаком. И это не шутка.

Автор лично разговаривал с пациентами этого «хирурга», и те вполне довольны результатами его работы.

Работать бы целителю и дальше, да случайно попалась ему на глаза передача медицинского толка, где рассказывалось о строении глаза. По просмотру целитель подобные операции делать перестал, ибо понял, какие последствия могло вызвать одно неверное движение немаленького, в общем-то, ножа.

Но здесь важно, что при помощи пчака можно делать и такие деликатные операции – был бы талант, да хорошая заточка ножа.

Ичиги


Кроме чустских ножей, в годы войны ценилось и еще одно изделие тамошних мастеров – ичиги.


Сейчас это слово вряд ли широко известно в России, а вот в годы войны на эти мягкие сапожки из отлично выделанной мягкой кожи бойцы кавалерийских частей могли отдать уставные «кирзачи» с дополнительной парой подметок, рискуя получить взыскание от командиров.

Почему?

Причина в том, что эта национальная обувь народов Средней Азии не имела жесткой подошвы, а значит, всадник лучше чувствовал стремена, что давало возможность управлять лошадью только лишь ногами, без помощи поводьев. То, насколько важно такое умение, легко подтвердит вам любой настоящий казак. Настоящий – это не тот ряженый, которого пуля в грудь не берет – ордена мешают, а унаследовавший славные традиции древнего воинского сословия. Другое дело, что таких остались – считанные единицы, но речь сейчас не об этом.

Лучше оставим эту грустную тему и поговорим о том, чем сейчас живут потомки мастеров, чьи изделия помогали приближению Великой Победы.

Чуст современный


По сути, там живут так, словно время для города остановилось.

Конечно же, прогресс не миновал его, но хлеб насущный в основном добывается здесь так же, как и в прежние времена. Изготавливаются ножи, режутся узоры по камню, ганчу (вид гипса – Прим. авт.) и ракушечнику, лепится керамическая посуда.

А ближе к концу 90-х годов прошлого века местная птица счастья Хумо раскинула крылья над сапожниками. Придя на базар в поисках ичигов, покупатель не нашел бы ни одной пары.

Нет, это утверждение, конечно, утрировано, но выбор сильно уменьшился. На недоуменные вопросы продавцы отвечали, что весь товар отправляется в столицу.

Что же, ташкентцы внезапно оценили красоту и удобство чустской обуви?

А вот и не угадали!

Все это оценили французы, снабженцы известной обувной компании. Да и кутюрье сапожки приглянулись. Даже не они сами, а кожа, из которой они сделаны.

Кстати, здесь следует упомянуть еще об одном свойстве ичигов: при продолжительной носке они ссыхаются на ноге, анатомически повторяя ее форму, и мозолей не натрут ни за что, сколько бы вы ни ходили. Вот только французские модники этого не почувствуют, поскольку ичиги разрезаются на вставки в туфли. Тонкая натуральная кожа сразу же поднимает их цену в разы.

В общем, свернув с военных на мирные рельсы, Чуст сегодня живет так же спокойно и размеренно, как и сотни лет назад.

Что примечательно, так это то, что мастера не изменяют своим традициям, подменяя качество изделий мишурной красотой, рассчитанной на туристов и заезжих коллекционеров.

Помните булгаковского Воланда с его словами о свежести?

Так и для чустских мастеров качество бывает только высшим. Конечно, хорошие образцы народного промысла можно встретить и в других городах, но лишь в единицах из них добротность и практичность изделия возведена в ранг принципа.

И люди это понимают: пастух, уходя в горы со стадом, заткнет за пояс только чустский пичок, а знающая домохозяйка купит в дом чайник из чустской керамики, долго хранящей тепло даже не чая свежезаваренного, а самого домашнего очага.

Кстати, возвращаясь к теме военных лет, вспомним слова еще одного ветерана о своем ноже из родного дома:

«…отрезаешь им кусок хлеба, а он (хлеб – Прим. авт.) словно сам его тебе отдает. И чувство, как будто в отпуске побывал: рядом родные, а война где-то далеко…»

Это ведь тоже важно для воина – такая теплая связь с теми, кого ты ушел защищать. Она и согреет в ненастную погоду, и сил придаст.

Поэтому то, что делали долгих четыре года умельцы из маленького узбекского городка, является вкладом в Победу ничуть не меньшим, чем труд тружеников тыла из городов-миллионников.

Мастера, имен которых никто не знает, не все из них отмечены наградами за доблестный труд в тылу…

Да и лица их помнят уже не все прямые потомки. Но сегодня мы живем под мирным небом, благодаря в том числе и их усилиям.

Читатель может сказать, что такие слова более уместны в статье ко Дню Победы. А умный возразит, что они позволительны постоянно и везде – ведь поминать добрым словом наших дедов подобает вечно.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    22 ноября 2021 05:31
    а Ташкент..сколько раненых выходили и откормили.забывается всё это.
    1. +12
      22 ноября 2021 09:32
      а вот ложка армейская по уставу состоит из
      -держала
      -хлебала
      -перемычки

      1. +1
        2 января 2022 12:42
        А где же ЛИЗАЛО?
    2. +3
      22 ноября 2021 17:30
      Автор весьма поверхностно пришёлся по вкладу Узбекистана в Победу в ВОВ. Это тема отдельной, большой статьи. Я ,как бывший авиастоитель бывшего 84- го авиазавода( почившего в бозе ТАПОиЧ), дополню о 2100 Ли-2 собранных а Ташкенте руками бывших дехкан под руководством москвичей. А про ножи конечно интересно и позновательно.
      Кому интересно ,погуглите " Вклад Узбекистана в Победу над фашизмом".
      1. 0
        22 ноября 2021 19:46
        Бронепоезда клепали на ТашТВРЗ.... Там на задворках до 80-х годов танковые башни валялись.
  2. +18
    22 ноября 2021 05:54
    Нельзя делить общую Победу по национальному признаку
    1. +14
      22 ноября 2021 06:53
      Полностью с тобой согласен! Все воевали и во многих домах по всей стране не так и не дождались с войны своих сыновей. отцов, братьев. Память она ведь тоже общая, как бы нас ни пытались рассорить. soldier
      1. +7
        22 ноября 2021 08:08
        Хочется поблагодарить автора за интересный рассказ.
        Когда работал в средней Азии, то слыхал об этих ножах. Причем, в прошедшем времени - мол, вот у отца (деда) был узбекский нож ( другое название), вот был всем ножам нож!...
        Вспомнил, позже. Полез в интернет - да, есть! Производства Узбекистана, но!....
        Марка стали - ШХ15. Подшипниковая. А она и ржавеет, и хрупкая.
        Отказался от покупки.
        1. +7
          22 ноября 2021 09:25
          Цитата: Вождь краснокожих
          Марка стали - ШХ15. Подшипниковая. А она и ржавеет, и хрупкая.
          Отказался от покупки.

          Там, вдобавок, еще и кромка перекалена насмерть.
          1. +10
            22 ноября 2021 10:22
            И зачем они вам.Есть же казачьи - и красивше,и сталь качественная.
            За поход в Китай 1900-1901 и За Галицию 1914.
            1. +8
              22 ноября 2021 11:45
              Цитата: Кроу

              И зачем они вам.Есть же казачьи - и красивше,и сталь качественная.

              У меня в Ташкенте казачьи не водятся. Зато этого добра... Достаточно доехать до рынка Чорсу и хоть увыбирайся.

              По роводу "зачем", - низачем. smile Мне они не нравятся. Острые, конечно, заточку держат неплохо, но уж больно хрупкие. Для кухни, в принципе, хороши, но я предпочитаю что-то вроде сантоку.
      2. +6
        22 ноября 2021 15:25
        Она одна всех была...А сейчас ее приватизируют,по национальному признаку,делят..Не вольно басня Л.Толстого вспоминается , Отец и сыновья:
        Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
        - Сломайте!
        Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
        Они легко переломали прутья поодиночке.
        Отец и говорит:
        - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит...Собственно, что и наблюдаем вот уже 30 лет.
        1. +3
          22 ноября 2021 15:31
          что и наблюдаем вот уже 30 лет.

          Такое уже было на Руси, "Смутные времена", если не ошибаюсь, когда брат шел на брата. У Тарковского это хорошо показано в "Андрее Рублёве".
          1. +6
            22 ноября 2021 15:41
            Феодальной раздробленностью это называлось,а хождение "брата" на "брата" национальная феодальная забава,и главное все из-за бабок, как говорил покойный Задорнов.Свои,своими торговали,после "братских" набегов, а то и гастарбайтеров приглашали.
        2. +1
          22 ноября 2021 19:39
          А потом пришла мать семейства... и огребли отец с сыновьями за испорченый веник по полной... smile
        3. 0
          30 ноября 2021 16:09
          есть другой вариант: дал отец сыновьям веник и попросил сломать. Те раз попробовали, другой... наконец собрались с остатками сил и поломали веник на мелкие части. Смотрит отец и думает: "Н-да... тупые у меня сыновья. Но СИЛЬНЫЕ!"
  3. +7
    22 ноября 2021 06:53
    Ташкент город хлебный, безпризорники на зиму туда стекались. Ножи и ножи, но мне не нравятся, в руке не удобно сидят, мне финка больше по руке, даже картошку почистить.
    1. +6
      22 ноября 2021 08:17
      Картошку чистить действительно неудобно - лезвие широкое, а для нарезки мяса самое то. В досоветское время тамга была из полумесяцев, в советское - со звёздочками, а сейчас и то и другое.
  4. +9
    22 ноября 2021 07:13
    В городе Янгиюль в свое время объявился народный целитель, который среди прочего спектра услуг мог удалить катаракту с глаза. Эта тончайшая операция выполнялась… Правильно, пчаком. И это не шутка.

    Думал, что катаракта связана с помутнением хрусталика, медикаментозное лечение только оттягивает этот процесс, только хирургическим способом. Хрусталик удаляют, заменяют искусственной линзой. Так моему деду заменили, операция 15-20 минут длилась. Что "народный целитель" взамен вставлял? wink
    Сейчас это слово вряд ли широко известно в России, а вот в годы войны на эти мягкие сапожки из отлично выделанной мягкой кожи бойцы кавалерийских частей могли отдать уставные «кирзачи» с дополнительной парой подметок, рискуя получить взыскание от командиров.
    ...
    Причина в том, что эта национальная обувь народов Средней Азии

    Ичиги - не только национальная обувь народов Средней Азии. Сейчас ичиги как обувь пользуются спросом, даже китайцы предлагают в ассортименте.

    «Пичок» был не менее, а иногда и более универсален, чем армейский нож.

    Честно не знал. Когда во второй половине 80-х жили в Алма-Ате, родители брали с собой в автопутешествия, не всегда правда. Были на кухне пара таких ножиков, причем, родители привезли когда ездили к друзьям в Ташкент. Не думал что такой нож можно рассматривать как холодное оружие.

    Формы клинка могли различаться. Кайке - универсальный бытовой нож.
    1. +4
      22 ноября 2021 14:21
      У меня есть знакомый парень-ножедел. У него классно получаются Кайке и тугри.... "Тугри" практичее, их точить легче Прекрасное дело на холостяцкой кухонке, то мяска нарезать, то хлебушка... yes И да не думаю что это "народное" - практика
  5. +12
    22 ноября 2021 08:19
    [/quote]Причина в том, что эта национальная обувь народов Средней Азии не имела жесткой подошвы, а значит, всадник лучше чувствовал стремена, что давало возможность управлять лошадью только лишь ногами, без помощи поводьев. То, насколько важно такое умение, легко подтвердит вам любой настоящий казак.[/quote]
    А сидел ли автор хоть раз в седле и пробовал ли опереться на стремена почти голой ногой? Положите параллельно 2 арматуры диаметром 10мм на расстоянии 2 см друг от друга и встанье на них широкой частью ступни в толстом носке. Сколько минут/секунд простоите? Езда верхом рысью и галопом предполагает регулярную опору на стремена всем весом всадника.
    1. +5
      22 ноября 2021 09:58
      Затупившееся лезвие легко правится на любом камне, а окончательную доводку до бритвенной остроты можно сделать на коже ладони.

      А что насчет поточить нож об кожу на ладони? wassat
      1. +1
        22 ноября 2021 14:11
        hi Слава. перестаньте ежиком прикидываиться. Руки хорошо - трактор лучше. wassat
    2. +8
      22 ноября 2021 10:08
      Цитата: Узбекпочти
      А сидел ли автор хоть раз в седле и пробовал ли опереться на стремена почти голой ногой? Положите параллельно 2 арматуры диаметром 10мм на расстоянии 2 см друг от друга и встанье на них широкой частью ступни в толстом носке. Сколько минут/секунд простоите? Езда верхом рысью и галопом предполагает регулярную опору на стремена всем весом всадника.

      Вы наверное имели в виду обычное распространенное у нас рабочее седло (тип кавалерийское) с такими стременами?

      В обычных советских кедах нормально управлялся с лошадью на ходу рысью (больше стопами и ногами опираешься на стремя). Подножка стремени не давила носок стопы.

      В музеях есть разнообразные седла и конская упряжь кочевников и виды стремян.
      Нормальные ичиги - это не балетные тапочки типа "чешек".
    3. +1
      23 ноября 2021 21:12
      На ногах необязательно иметь толстую подошву, чтобы комфортно чувствовать себя на стременах - как минимум приходит в голову оплётка стремени ремнем или веревкой или вкладка толстого вкладыша-стельки. Чуть менее очевидно - это применение специальной сандалии кавалериста, из дерева, которую можно одеть поверх обуви.
      И индейцы, бывшие знатными наездниками на мустангах, тоже предпочитали мокасины. И современные велотуфли имеют специфическую конструкцию.
  6. +5
    22 ноября 2021 09:08
    Один мой знакомый, ещё в советское время, ездил в командировку в Южный Казахстан. Вернулся из командировки с бритой налысо головой и смеясь рассказывал, что побрил его старый узбек не менее старым ножом. По уверению хозяина ножу было не менее ста лет. Был он с красивой рукоятью, но уже источен изрядно, оставался шириной окоро 15 мм. А остроты был неимоверной...
  7. +4
    22 ноября 2021 09:37
    в годы войны на эти мягкие сапожки из отлично выделанной мягкой кожи бойцы кавалерийских частей могли отдать уставные «кирзачи» с дополнительной парой подметок, рискуя получить взыскание от командиров.

    Кавалерия в Великую Отечественную воевала преимущественно в спешеном порядке, лошади в основном использовались для быстрых перемещений, а не для боев.
    Никто в развернутом кавалерийском строю пулеметы не атаковал.
    Обычные сапоги были намного практичнее.
    1. +6
      22 ноября 2021 12:50
      Цитата: Avior
      Никто в развернутом кавалерийском строю пулеметы не атаковал.

      Было раз. Атаковали в развернутом строю и нарезали немцев знатно.
      1. +3
        22 ноября 2021 13:00
        Я и написал
        воевала преимущественно в спешеном порядке
  8. +8
    22 ноября 2021 10:11
    автор про Монголию ещё напиши, тоже про них ничего нигде не слышно, а ведь они тоже внесли вклад в победу и при том не слабый вклад
    1. +12
      22 ноября 2021 12:57
      Первыми, кто откликнулся и предложил помощь, были Тувинская Народная Республика (вошла в состав СССР только в августе 1944 года) и Монголия. Уже 22 июня 1941 года в Монголии было принято решение оказывать посильную помощь Советскому Союзу.Руководство Монголии приняли специальное решение, в котором осудили гитлеровских агрессоров, и подтвердили верность Договору «О взаимной помощи», согласно которому Советский Союз защитил суверенитет МНР на Халхин-Голе в 1939 г.Помогала, чем могла - мясом, фуражом, войлоком, овчиной. Не одна тысяча солдатских шинелей сшита из монгольской шерсти.К 1942 г. каждая пятая шинель была «монгольской». Но больше всего Красная Армия была благодарна монгольскому народу за лошадей.
      За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено 485 тысяч лошадей-"монголок", — пишет историк Алексей Волынец.Еще 32 тысячи монгольских лошадей, то есть на 6 кавдивизий военного времени, передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов... Большую роль в снабжении Красной армии и гражданского населения в годы войны играла поставка из США мясных консервов — 665 тысяч тонн. Но Монголия за те же годы поставила в СССР почти 500 тысяч тонн мяса. 800 тысяч полунищих монголов, ровно столько тогда составляло население МНР, дали нам мяса немногим меньше, чем одна из самых богатых и крупнейших стран мира.
      1. +9
        22 ноября 2021 13:00
        «Только за 1941 год от Монгольской Народной Республики было получено 140 вагонов различных подарков для советских воинов на общую сумму 65 миллионов тугриков, — свидетельствует в своих мемуарах маршал Георгий Жуков.
        В октябре 1941 года в Советский Союз прибыл первый эшелон с монгольскими продуктами и одеждой,вслед за ним пошли десятки эшелонов из братской Монголии. Вот перечень содержимого одного из эшелонов: 30115 полушубков, 30500 пар валенок, 31257 меховых варежек, 31090 меховых жилетов, 33300 солдатских ремней, дальше в списке меховые одеяла, фуфайки, мясо, варенье, колбаса и масло.
        1. +9
          22 ноября 2021 13:03
          Во Внешторгбанк поступило 2 миллиона 500 тысяч тугриков и 100 тысяч американских долларов, 300 килограммов золота. На эти средства, в частности, было построено 53 танка, из них 32 танка Т-34
          Фронт Цэгмэд передает танки советским воинам
          Кроме танков советским военно-воздушным силам была передана авиационная эскадрилья "Монгольский арат".
          Она вошла в состав 2-го Оршанского гвардейского авиационного полка
          1. +9
            22 ноября 2021 13:07
            Руководствуясь лозунгом «Все для Фронта, все для Победы!» братский монгольский народ вместе с народами Советского Союза пережил все тяготы и лишения Великой Отечественной войны. В июне 1945 года газета «Унэн» справедливо писала «Тишина монгольских просторов не была нарушена грохотом войны, но и Монголия почувствовала себя на военном положении. Монголия вела напряженную жизнь военного тыла, связанного крепкими узами с передовыми мыслями фронта».Монгольские войска помогали Красной Армии в разгроме Квантунской армии.После капитуляции Японии правительство Монголии получило признательную телеграмму от руководства Советского Союза.
      2. -9
        22 ноября 2021 15:52
        С той только разницей, что Штаты бесплатно, а Монголия за деньги.
        И разница между мясом и мясными консервами весьма большая, не говоря уж о том, что Штаты поставляли далеко не только консервы, а огромное количество другого продовольствия.
        Ничуть не принижая помощь Монголии, нужно для справедливости сказать что
        1. Масштабы помощи по сравнению со Штатами были несопоставимо меньше
        2 СССР поставлял ответную помощь в Монголию, которая превышала монгольскую.
        3 подавляющую часть поставок давали не бесплатно, а за деньги.
        1. +7
          22 ноября 2021 16:07
          штаты не бесплатно поставляли, до двухтысячного года рассчитывались за их поставки, и монгололия по сравнению со штатами была намного меньше и бедней
          1. -2
            22 ноября 2021 16:50
            Ленд лиз во время войны был полностью бесплатным, и тем более за продукты ни о каких деньгах речи не шло.
    2. +6
      22 ноября 2021 14:54
      и напишу, раз они того (монголы) того достойны
  9. +5
    22 ноября 2021 10:57
    Мне одному показалось, что статья - рекламная? smile
    Купляй ножи - и не жужжи! laughing
    1. +3
      22 ноября 2021 12:01
      Не только, еще про операции и сапоги. Автор старался, писал, прямой рекламы и скрытой особо тоже нет. В детстве тоже не каждому сразу первый шаг легко давался. yes
      1. +3
        22 ноября 2021 13:25
        Ну и бог с ним. Редакции виднее - реклама или нет.
    2. +5
      22 ноября 2021 12:33
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Купляй ножи - и не жужжи!

      Вай, зачем только ножи-жужжи? Надо куплять еще "ичиги"-мичиги (они же махси-тахси), а кним, в обязательном порядке, галош-малош.
      1. +6
        22 ноября 2021 13:29
        Купить ичиги не забудь
        И отправляйся в дальний путь.
        laughing
        1. +3
          22 ноября 2021 15:34
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Купить ичиги не забудь
          И отправляйся в дальний путь.
          laughing

          На пояс повяжи платок,
          А за него заткни пичок. laughing
  10. +8
    22 ноября 2021 11:30
    "Золотой теленок".....
    ЛЕГЕНДА ОЗЕРА ИССЫК-КУЛЬ Старый каракалпак Ухум Бухеев рассказал мне эту легенду, овеянную дыханием веков. Двести тысяч четыреста восемьдесят пять лун тому назад молодая, быстроногая, как джейран (горный баран), жена хана красавица Сумбурун горячо полюбила молодого нукера Ай- Булака. Велико было горе старого хана, когда он узнал об измене горячо любимой жены. Старик двенадцать лун возносил молитвы, а потом со слезами на глазах запечатал красавицу в бочку и, привязав к ней слиток чистого золота весом в семь джасасын (18 кило), бросил драгоценную ношу в горное озеро. С тех пор озеро и получило свое имя - Иссык-Куль, что значит "Сердце красавицы склонно к измене"...
    По-вашему, Иссык-Куль переводится как "Сердце красавицы склонно к измене и перемене"? Ой ли! Не наврал ли вам липовый кара-калпак Ухум Бухеев? Не звучит ли это название таким образом: "Не бросайте молодых красавиц в озеро, а бросайте в озеро легковерных корреспондентов, поддающихся губительному влиянию экзотики"?
    1. +4
      22 ноября 2021 16:05
      Навеяло:
      Пахла ночь, как голландский сыр,
      Когда, прожевав урюк,
      Ушел искать красавец Тыр-Пыр
      Красавицу Тюк-Матюк.
      Сто лет искал он ее везде,
      На небе и под водой.
      Нашел он ее в Коп-Чик-Орде,
      Что рядом с Кишмиш-ордой.
      Она вскричала: «Бэбэ, мэмэ!
      Полундра! Мизер! Буза!«
      Хотя он не понял ни бе ни ме,
      Сверкнули его глаза.
      Призвал к себе их абориген,
      Владыка Туды-Сюды.
      И жирный лама Глотай-Пурген
      Сказал им: «Аллаверды!»
      Еще сказал он: «Пардон, батыр,
      Битте-дритте Утюг!«
      И пала в объятья красавцу Тыр-Пыр
      Красавица Тюк-Матюк.

      (С) Александр Иванов
  11. +3
    22 ноября 2021 12:04
    Але, уважаемые? Почему никто не обратил внимания, что НамаГнанской области в природе НЕ существует? А вот НамаНганская - вполне себе даже очень. Об остальных ошибках говорить не буду, найдете сами...
  12. +3
    22 ноября 2021 13:45
    Спасибо, Роман. Классная статья.
    1. +5
      22 ноября 2021 14:56
      Благодарю. Буду еще писать
      1. +2
        22 ноября 2021 15:18
        Иногда советуйся С НАШИМИ bully они плохому не научат. Я пошутил конечно. Но и правда - отлично.
  13. +2
    22 ноября 2021 16:38
    Хорошие ножи. 45 лет, такой нож, у меня в качестве ножа выживания в вылазках на природу. Клинок выкован так, что нет понятия лезвие. Вот про клеймо не знал. На моем, просто "Чуст" над "крылышками" и по бокам две звезды.
  14. +1
    22 ноября 2021 17:30
    За керамикой лучще в Рештан... smile
  15. 0
    22 ноября 2021 18:34
    Есть у меня такой нож. Очень красивый и сталь хорошая. Подарили мне его 30 лет тому, а он до сих пор острый, как будто только из заточки. Как сказал дарящий, что сталь ножа из Японии.
    1. 0
      22 ноября 2021 21:47
      Цитата: zenion
      Как сказал дарящий, что сталь ножа из Японии.

      И не врал ведь! Нож действительно, скорее всего, был выкован из сдохшего подшипника какой нить "япошки", или из клапана, от нее же... Ну-у... в крайнем случае, от жигулей. laughing
  16. +1
    22 ноября 2021 19:22
    Спасибо. Хорошая статья, добрая.
  17. 0
    22 ноября 2021 20:10
    что страна дала кров и пищу тысячам эвакуированных. Кто-то вспомнит, что на средства, собранные жителями страны,
    Какая страна?
  18. 0
    22 января 2022 15:51
    Есть у меня такой пчак, на лезвии написано Чуст, сталь очень плохого качества, ржавеет на раз, каждый раз протирать надо на сухую, но точится легко о дно кружки или тарелки, ручка из рога, очень неудобная, короче говоря обыкновенный кухонный нож
  19. 0
    31 января 2022 16:22
    Красивая статья, правильная.
    Не хватает одного, как русские (украинцы, белорусы) бежали с этой прекрасной страны.